Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Размышления о странствиях души. |
Размышления о странствиях души.Примечание: Статья носит наукообразный характер, поэтому понятие "душа" используется здесь в соответствующем смысле. В этом контексте, душа соответствует комплексу информации о личности, существующему на основе материальных (полевых) носителей. Глава 1. Рациональное суждение о личности. Цель этой статьи - последовательно изложить мои взгляды на происхождение и развитие человеческой личности. Итак, откуда происходит человеческая личность? И что это такое, вообще - личность? На этот вопрос существует только один конкретный ответ: личность - это я! Свое "Я" ощущается непосредственно, хотя и неоднозначно. А вот чужие личности воспринимаются уже опосредствовано, через мои связи с внешним миром. Признание существования других личностей требует некоторого развития аналитических способностей, воображения и нравственной ориентации, если мы действительно говорим о личностях, а не о движущихся препятствиях, окружающих нас. Можно определить личность как действующий комплекс характерных черт, т.е. определенных отношений с окружающим миром, довольно устойчивых, но и преемственно-текучих в ходе развития. В основе личности лежат два свойства: активность и преемственность. Эти два качества безусловно необходимы для существования личности, без них она не могла бы себя проявить. Причем, под активностью здесь понимается самопроизвольное, не вынужденное стремление к действию, некий импульс действия, заключенный в личности. Активность может проявляться как в направлении взаимодействия, так и для обособления. Это разные направления активности, преобладающие то на одном, то на другом этапе, в зависимости от развития и свойств личности. Преемственность для меня означает черту памяти о предыдущих действиях, благодаря которой создается ощущение, что все мои действия полностью или частично исходят из некоего центра - моей личности. Действия не обязательно могут быть однонаправленными и логически связанными, и тем не менее, являются, в какой-то мере, выражением моего "Я". Преемственность личности связана с квазистабильностью окружающего мира и моих оценок, с ощущаемой преемственностью моего собственного тела. Таким образом, если попытаться определить центральное зерно личности, то это идеальный объект, обладающий активностью, то есть инициативой к действию, и некоей памятью, связывающей прошлые и настоящие действия. Теперь нам надо определиться, является ли феномен личности производным от человеческого сознания, или от чего-то другого, или же он вообще независим? С чего начинается личность, если иметь в виду ее суть и сердцевину? Какое место, вообще имеет личность в системе мироздания, в чем ее значение? Итак, наша исходная позиция: я - это личность! Но я - обычный человек, как и все люди, следовательно все люди обладают личностями. Пойдем вглубь эволюции. Первобытный человек был личностью? - Несомненно, в том широком смысле, который мы определили. А высшие животные являются личностями? - Это очевидно, для тех, кто с ними сталкивался. Ну, а более древние и простые существа, например, насекомые? Они-то уж наверное не обладают личностью? - Отнюдь! У них отчетливо просматриваются и активность и преемственность и даже характерные черты поведения каждого насекомого. Каждый знает, что есть особенно надоедливые комары и мухи, которые не отстанут, пока их не прихлопнешь. А энтомологи могут добавить к этому много интересных фактов. Ну, а микробы - что, тоже личности? - Да как посмотреть! Личностные черты им определенно присущи. Активность очевидна, преемственность - тоже, каждый имеет свое тельце и плавно перемещается в пространстве, изменяется со временем. Допустимо ли так судить? - Считаю, что да. Тело микроба, его материальные структуры являются носителем информации, т.е. памятью об эволюции и о его собственном существовании. Да еще приглядишься к ним в микроскоп и видишь, что все они разные. Одни жирные, другие худенькие, одни шустрые, а другие ленивые. Значит, личностные характеристики начинаются с живой материи? - Я бы не стал так однозначно утверждать. Во-первых, потому, что трудно провести грань между живой и неживой материей. Про вирусы до сих пор ученые спорят: можно ли их причислять к живым существам? В неживой природе есть много черт, объединяющих ее с живой. Например: фрактальная геометрия присуща как живым объектам, так и неживым, что говорит об общих закономерностях их развития. А знаменитый принцип золотого сечения? Почему он связывает воедино соотношения планетарных орбит в солнечной системе, динамику воспроизводства кроликов и эстетическое восприятие человека? Во-вторых, нужно рассмотреть значение случайности в неживой природе, и в частности, в микромире. Случайность дает основание заподозрить неживые объекты, например, атомы или элементарные частицы в свободной активности. Для понимания случайности центральную роль играет понятие независимости. Оно является базовым для теории вероятности, которая составляет математический аппарат статистических теорий. "Понятие независимости играет в определенном смысле центральную роль в теории вероятностей: именно это понятие определило то своеобразие, которое выделяет теорию вероятностей в общей теории, занимающееся исследованием измеримых пространств с мерой".(21) Вот что пишет о независимости известный физик и философ Ю.В. Сачков: "Понятие независимости является тем существенно новым, чем обогатилось наше понимание случайности в ходе первых попыток науки овладеть идеей случая… Встает вопрос - как возможна независимость в мире, где само происхождение и бытие каждого объекта и явления немыслимы вне их взаимодействия и связей с материальным окружением? Как возможно обоснование независимости в мире, где все пронизано связями и взаимодействиями, например, гравитационными взаимодействиями, которые не знают границ? Это особый и сложнейший вопрос. Можно, по-видимому, сказать, что независимость характеризует такие состояния объектов и систем, когда открывается возможность преобладания внутренних сил и связей над внешними. Независимость отражает то, что соответствующие объект или явление обладают некоторой самостоятельной ценностью, имеют нечто свое, не сводимое по содержанию и в своем поведении не зависящее от существования других объектов и явлений."(18) Таким образом, получается, что микрочастицы неживой природы обладают важнейшей личностной характеристикой - активностью. О преемственности также можно говорить в плане преемственности материальных форм. Память о контактах с другими объектами запечатлевается в физических характеристиках микрочастиц. Разумеется, о своеобразии элементарных частиц можно только гадать, но качество независимости дает предпосылку и к таким умозаключениям. Однако, многие читатели, наверное, недовольны тем, что мы вступили на зыбкую почву догадок, и автор для подкрепления своей концепции должен изменить точку рассмотрения и обратиться к новым авторитетам. Глава 2. Философский подход. "Персонализм" Н.О. Лосского. Пытаясь философски обосновать свое миропонимание, автор сочинил некую концепцию, но вскоре выяснил, что изобретает велосипед. Оказалось, что уже существует прекрасное философское обоснование моих догадок в виде теории иерархического персонализма Н.О. Лосского. Над своей теорией Н.О Лосский начал работать еще в 1904 году, будучи профессором Петербургского университета, продолжил в эмиграции и занимался ею всю свою долгую жизнь.(10,11,12) По отзывам специалистов, его миропонимание является одним из самых гармоничных и универсальных в современной философии. Итак, вот что пишет Н.О. Лосский в своей статье "Физика и метафизика" в 1959 году(13): "Начнем с вопроса о причинности. Позитивистическое учение о причинности, которым пользуется современная наука, имеет в виду только порядок событий во времени: ученый отыскивает ту группу событий, при наличности которой возникает исследуемое им событие. Метафизик интересуется другою стороною причинности, которая выражается в понятии творения, порождения событий. Это динамистическое понятие причинности. События не сами по себе вспыхивают во времени: всякое событие возникает тогда, когда кто-то или что-то творит его. Эта истина абсолютно очевидна и имеет всеобщее значение. Кто же является творцом событий? Профессор московского университета Лопатин (умер в 1920г) обратил внимание на то свойство времени, которое он назвал "непрерывною исчезаемостью". Оно состоит в том, что время ежемгновенно отпадает в прошлое. Так как события имеют временную форму, то содержания их ежемгновенно отпадают в прошлое: следовательно, события не могут творить будущих событий. Носителем творческой силы, порождающей события может быть только существо сверхвременное. Пространственная форма есть всегда пространственно-временная форма, т.е. принадлежит событиям. Отсюда следует, что творец событий есть всегда не только сверхвременное, но к тому же и сверхпространственное существо". - Здесь Лосский говорит не о Боге, хотя он был верующим человеком, а о неких сущностях (монадах) несущих импульс действия. Но дадим ему слово дальше: "В философии сверхвременное и сверхпространственное бытие, творящее свои проявления во времени и пространстве, называется субстанциею; я предпочитаю называть его термином субстанциальный деятель, чтобы подчеркнуть активность его. Образцом субстанциального деятеля для каждого человека может служить его собственное Я". (13) Если мы возвратимся на минуту к началу моей статьи, где написано о преемственности "Я", то увидим, что в сущности, преемственность и означает вневременное бытие. Кроме того, всякой личности присуще и внепространственное бытие, поскольку она является творцом пространственных форм событий. Следовательно, личность, то самое наше "Я", есть сущность вневременная и внепространственная, т.е. субстанциальная. Итак, представление о субстанциальных деятелях обосновывает подход к причинности, как творению событий. Нетрудно увидеть, что этот подход универсален, т.е. охватывает все мироздание. Вот что пишет, к примеру, Н.О. Лосский о взаимодействии электрона: "В основе пространственно-временных проявлений всякого электрона находится субстанциальный деятель. Электрон, движущийся вокруг ядра атома по определенной орбите, иногда перескакивает на другую орбиту. Для этого ему не нужно перелетать с одной орбиты на другую: сверхпространственный субстанциальный деятель электрона, совершавший свои акты отталкивания и притяжения на определенной орбите, может прекратить локализацию их на этой орбите и в тот же момент начать локализацию их на другой орбите без передвижения этих процессов по линии, проходящей от одной орбиты к другой".(13) В своем учении Н.О. Лосский утверждает, что каждому физическому явлению соответствует личностный, волевой аспект, что придает всему происходящему в мире черту неопределенности, статистической достоверности. И действительно, строго говоря мы живем в мире статистически достоверных явлений, где даже классические законы выполняются в рамках вероятности. Своим учением Лосский создал философскую основу принципа дальнодействия и нелокальности, а также показал возможность взаимодействия (т.е. одновременного действия друг на друга деятелей, а не попеременного), как следствие их единосущности. Кроме того, в учении Лосского можно найти обоснование тому феномену, который принято сейчас называть "всеобщее информационное поле". Философская система Н.О. Лосского носит название "Иерархический персонализм". Этим подчеркивается, что в основе всех событий лежит личный импульс, порождающий действие, и что деятелям свойственно объединяться в системы и образовывать иерархию. Это ключ к пониманию развития материи на всех уровнях. Хочу подчеркнуть, что по убеждению Лосского, личность является абсолютной субстанцией, т.е. она неуничтожима и вечна. В соответствии с этим он развил теорию о перевоплощении деятелей, которая описывает сквозной процесс эволюции во Вселенной. Свою трактовку механизма перевоплощений я изложу в следующей главе. Глава 3. Механизм перевоплощений. Итак, материальные (вещественные и полевые) тела деятелей являются носителями информации, накопленной ими в процессе эволюции. Однако, вещественные тела, как носители информации, имеют ограниченную емкость и подвержены старению. Это значит, что они накапливают отрицательный опыт развития в виде дефектов формы и искажений структуры. При таком положении, эволюция деятелей могла бы закончиться очень скоро, если бы они не обладали способом переносить основную позитивную информацию о своем развитии к новому этапу физического существования. Я имею в виду, что в силу своей континуальности, полевая составляющая физических воплощений деятелей неуничтожима. Это дает возможность деятелям переносить свою личную составляющую от старого вещественного тела к новому, т.е. получать в свое распоряжение вновь образованную вещественную систему соответствующей сложности. Момент перевоплощения подходит также для повышения положения деятеля в иерархии. Если опыт его развития достаточно успешен, то при переходе он может получить для воплощения более сложную систему, чем прежде. Разумеется, никто не "судит" каждый атом, оценивая его "карму", все это происходит на уровне законов природы, о которых мы пока не знаем ничего. Здесь хотелось бы более подробно рассказать, что я имею в виду под долгоживущими полевыми структурами. Для этого мне требуется ввести понятие о смысловом измерении. Под смысловым измерением я понимаю определенный контекст реализации деятеля, его действий. Очевидно, что чем сложнее деятель, тем сложнее его поведение, т.е. он реализуется в большем количестве контекстов (смыслов). Поэтому число смысловых измерений деятеля является определяющим показателем накопленного им в процессе эволюции опыта, а также его свободы. Смысловые измерения субстанциального деятеля, первоначально вступающего в этот мир находятся в свернутом состоянии. Опыта он не имеет, информацией не располагает. Но вот он воплощается в элементарную частицу, находящуюся в свободном состоянии. У такого деятеля всего один контекст взаимодействия - траектория, по которой движется элементарная частица. Его мир одномерен. Но вот частица столкнулась с другой и, допустим, отталкивается под углом к траектории. Это вводит в опыт деятеля второе смысловое измерение, соответствующее геометрическому. Вывод: в момент столкновения развернулось второе смысловое измерение деятеля. Обладая возможностью реализации в пределах плоскости (по двум измерениям), он уже может объединиться с другим деятелем и образовать систему. При расширении системы до трех членов развертывается третье смысловое измерение деятеля, соответствующее пространственной геометрии системы. Конечно, рассмотрение это схематичное, чтобы понять принцип, а в реальности все сложнее, потому что на любую свободную частицу действует множество полей макроуровня. Можно увязать смысловые измерения с уровнями подчинения в системе. Сколько уровней подчинения, столько контекстов взаимодействий деятелей, т.е. смысловых измерений. Так одиночный деятель - частица имеет один уровень подчиненности - свое собственное физическое воплощение. Если два деятеля объединились в систему, то налицо два уровня подчиненности, чему соответствует два смысловых измерения. В системе из трех деятелей уже может быть три уровня подчинения, соответственно и три смысловых измерения. И так далее. Поскольку смысловые измерения - это характеристики взаимодействий, а взаимодействия деятелей осуществляются через их полевые составляющие, то я считаю, что смысловые измерения выражают структурированность полей. То есть количество смысловых измерений определяет количество пространственных измерений, в которых структурировано поле деятеля. В свою очередь, это определяет характер физических проявлений такого поля. Поэтому можно утверждать, что вообще существует одно единое поле, а проявляется оно физически как гравитационное, электромагнитное, биополе, поле сознания и т.д., в зависимости от того, в скольких измерениях оно структурировано деятелем. Сказанное выше о полевых проявлениях деятелей соответствует предыдущему утверждению о постепенном развертывании смысловых измерений в процессе усложнения их взаимодействий. Деятель, вступающий в мир имеет в потенциальности полный набор из "n" смысловых измерений, которого мы не знаем, потому что измерения свернуты. Но по мере развития измерения эти разворачиваются одно за другим. Если деятель берет под свой контроль более сложную систему, чем прежде, то появляется новый контекст его взаимодействий, т.е. усложняется информационный обмен. Это становится возможным за счет развертывания дополнительного смыслового измерения, а физически - за счет дополнительного структурирования поля. Чем больше измерений, в которых структурирована полевая составляющая деятеля, тем больше информации может нести такое поле. Чем сложнее структура, тем больше она несет информации, это очевидно. Или иначе: чем сложнее структура поля, тем многообразнее оно воздействует. Сложная структура поля соответствует высокой сложности деятеля, которому оно принадлежит. И заметьте, свобода деятеля, т.е. выбор вариантов его взаимодействий, также возрастает с его развитием. Значит свободу можно выразить конкретным показателем - количеством смысловых измерений. Это как бы степени свободы реализации деятеля. Разумеется, когда речь идет о структурном взаимодействии деятелей, это упрощенное рассмотрение, потому что мы представляем себе структуру ограниченной в пространстве. На самом же деле, поля континуальны, об этом уже говорилось. Итак, в процессе эволюции деятеля возрастает багаж его опыта, который отражается в картине его полевых структур и, в некоторой мере, в его вещественном теле. Тело деятеля есть результат его стремления к обособлению в какой-то области пространства. Оно создается на уровне неживой природы посредством физических полей и всегда представляет собой иерархическую систему. Поэтому макротела неживой природы, которые не построены по иерархическому принципу не являются деятелями, а лишь механическими объединениями микродеятелей - атомов и молекул. Например, булыжник деятелем не является. На стадии зарождения жизни добавляются новые степени сложности взаимодействий, что соответствует информационной емкости биополей. С помощью этих полей происходит переход от микродеятелей к макродеятелям живой природы. Градаций иерархии биополей столько, сколько уровней подчинения в биосистемах. Появление сознания соответствует радикальному усложнению взаимодействий и новому наращиванию информационной емкости полевой составляющей деятелей. Это уже уровень полей сознания, которые имеют огромное количество иерархических уровней. Добавляется весь спектр абстрактных понятий, социальных и нравственных отношений, что неимоверно усложняет перерабатываемую деятелями информацию. Но вещественное тело деятеля - человеческий организм на этом этапе уже почти не участвует в стремительном развитии. Куда же мы движемся? Закончится ли когда-нибудь неимоверное усложнение систем сознания? Каково максимальное количество измерений деятеля, где предел его развития? - Не знаю. Могу только предположить, что пресловутому всеобщему информационному полю соответствует максимальное возможное количество смысловых измерений. Иначе и не может быть, ведь оно отражает (гипотетически) всю информацию Вселенной. Ну а мы, в следующей главе займемся рассмотрением уже собственно человеческого этапа эволюции. Глава 4. Человек на этапе перевоплощений. Концепция о переселении человеческих душ имеет древние традиции и знаменитых последователей. Эти представления о посмертном существовании относятся, в основном, к индийской религиозной традиции. До Будды индийские религии носили в большой степени пантеистический характер, то есть имели смысл обожествления природы. Человеческая душа трактовалась как часть Божества, растворенного в природе. Считалось поэтому, что она после смерти может переселяться в тела других людей, животных и даже растений. Буддизм представил цепь перевоплощений как бесконечные переходы душ из одного мучительного, но иллюзорного человеческого воплощения в другое, до тех пор, пока человек не осознает призрачность и бессмысленность мирской жизни. Тогда он может разорвать дурную бесконечность земных перевоплощений и приобщиться к Нирване, которая изображается как безличное благо, как всемирная благодать и покой. Для достижения Нирваны Будда указал путь воздержания и нравственного совершенствования. Необходимым считается отказ от алчности, мирской суеты, не причинение зла. Учение Буддизма содержит также своеобразное понятие о грехе, как карме, влияющей на тяготы перевоплощений. Гипотезу о перевоплощении поддерживали такие видные представители рода человеческого, как Пифагор и его школа, Эмпедокл, Платон, Плутарх, Плотин и его школа, гностики. Это учение встречается в Каббале. В средние века его придерживались такие христианские ученые и философы, как Виклеф, Цвингли, Кардан, Телезий, Джордано Бруно, Ф.М.Ван-Гельмонт.(12) Натурфилософскую версию гипотезы перевоплощений создал великий ученый и философ Лейбниц.(12) Другую версию создал швейцарский ученый Шарль Боннэ. Верил в перевоплощения и великий Гете. Сохранились его высказывания на эту тему.(12) Сторонниками учения о перевоплощении были Лессинг, Гердер, Д.Юм, Дж.Стюарт Милль, Фихте (младший), Леру и Фурье. Наиболее убедительную для меня версию гипотезы перевоплощений создал выдающийся русский философ Н.О.Лосский.(10,11,12,13) Очень многие деятели культуры и поэты придерживались указанной гипотезы. Среди них Гораций, Овидий, Вергилий, Виктор Гюго, Ж..Занд, Вордсворт, Браунинг, Уолт Уитмен, Л.Толстой, Апухтин, Бальмонт, Ф.Сологуб, Бунин, Ходасевич, М.Пришвин.(12) Но, тем не менее, у человека, обдумывающего концепцию перевоплощений, часто возникают вопросы, без разрешения которых она остается сомнительной. Далее я попытаюсь ответить на наиболее часто возникающие вопросы. Вопрос 1-й: Для того, чтобы души перевоплощались, они должны сперва возникнуть. Откуда же они берутся? - В предыдущей главе я попытался дать рациональный ответ на этот вопрос, не противоречащий религиозным доктринам. Вопрос 2-й: Речь идет о переселении души, т.е. о перенесении личности человека из одного тела в другое. Однако, мы не помним своей жизни в предыдущих телах. Почему так получается и для чего это нужно? - Читатели, наверное, согласятся, что человеческие души тоже стареют. Тело накапливает отрицательные изменения в течение жизни и душа, зачастую, тоже. Во всяком случае, почти всегда к концу жизни у человека снижаются духовные способности и активность. К сожалению, иногда душа "умирает" раньше, чем тело. У всех, наверное, есть на памяти подобные примеры. Что же это значит? Разумеется, душа никогда не умирает, по крайней мере та сердцевина, которая обеспечивает преемственность личности. В предыдущей главе мы говорили, что в основе личности лежит внепространственная и вневременная сущность. Образующийся вокруг этого ядра сложный полевой кокон тоже никуда не исчезает, хотя, конечно, изменяется со временем. Но принцип прогрессивной эволюции гласит: отрицательные качества не должны превалировать! Иначе это будет деградация. Вот этому и служит "забывание" прошлых жизней. Не должны старые, усталые души вселяться в юные тела! Из этого ничего хорошего не выходит, как показал опыт доктора Фауста. Ну, а механизм забывания и вспоминания я постараюсь в дальнейшем объяснить. Вопрос 3-й: Если количество людей на Земле возрастает, то и частота реинкарнаций должна возрастать. Между тем, все источники утверждают, что со временем каждая конкретная душа воплощается все реже. - Это несложно объяснить, исходя из представления о сквозном принципе перевоплощения душ во Вселенной. Постоянно прибывают "созревшие" души, закончившие этап перевоплощений в животном мире. Вопрос 4-й: Конечной целью перевоплощений по всем источникам является Нирвана. Если в Нирвану отбираются лучшие, то человеческая популяция деградирует, а не развивается. - Как я уже говорил, имеется постоянный приток душ, достигших человеческой стадии развития. Каков баланс притока и оттока, мы не знаем. А, вообще-то, нам, современникам, трудно судить - деградирует человечество или развивается. Вопрос 5-й: Если душа изначально обладает всеми способностями и психическими качествами, то как она их постепенно разворачивает при росте ребенка и формировании конкретной личности? - Конечно, душа обладает не всеми способностями и качествами, кое-что она наращивает в течение человеческой жизни. А разворачивает она способности по принципу соответствия ставящимся задачам и условиям существования. То есть разворачиваются те измерения смыслового континуума, которые востребованы для сохранения и совершенствования души и тела человека в конкретных условиях его жизни. В этом выводе я могу опереться на авторитетное мнение К.Г. Юнга, посвятившего много исследований развитию личности.(23) Вопрос 6-й: Почему мы наблюдаем в животном мире проявления психической деятельности, усложняющиеся с усложнением животных форм, а у человека форма неизменна? - Ответ на это очевиден, исходя из принципа сквозной эволюции. Животные виды занимают на эволюционной лестнице то место, которое соответствует развитию их психики. А психика развивается по мере развертывания смысловых измерений души, в соответствии с информацией, накапливаемой в ходе перевоплощений. У человека наращивание измерений души происходит на уровне полей сознания, которые несут, в основном, абстрактную информацию и не связаны с биологическими формами. Поэтому биологически человек почти не меняется, несмотря на быстрое развитие психики. Вопрос 7-й: Принцип перевоплощения противоречит генетической наследственности? - Нет, никоим образом! Естественную эволюцию видов никто не отменяет. В генах зашифрован тот средний уровень развития деятелей, который характерен для данного вида в данный период. То есть, генные структуры являются как бы запускающими программами, которые разворачивают в душе необходимые смысловые измерения, чтобы обеспечить существование индивида в своем роде-племени. При этом запускаются программы приема и обработки информации того или иного вида, обеспечивающей жизнеспособность. Ну и поскольку гены воспринимаются от родителей, то попутно наследуются и их характерные особенности. Это механизм развития, который тоже существует в природе. Вопрос 8: Концепция переселения душ не принимается такими авторитетными мировыми религиями, как христианство, иудаизм и мусульманство. Если эти религии в той или иной мере боговдохновенны, то почему Бог не дал в этих религия откровений о перевоплощении душ? - Вообще-то, однозначно так утверждать нельзя. Имеется много трактовок различных священных книг, которые говорят о перевоплощении душ.(17) Но мы не будем сейчас к ним обращаться, а возьмем проблему в более крупном плане. Полагаю, что вопрос о перевоплощениях не случайно затенен в относительно молодых, монотеистических религиях, представляющих более поздний уровень человеческого сознания. В этом отражаются новые эволюционные возможности, которые предоставляются человеческой душе на теперешнем отрезке истории. Я имею в виду, что на этом отрезке эволюции возможна модификация принципа перевоплощения, обеспечивающая ускоренное возрастание душ (спасение, по терминологии христианства). К сожалению, этой возможности спасения соответствует и возможность падения, т.е. быстрой деградации душ, не желающих развиваться. Этому будет посвящена заключительная глава данной работы. Итак, после некоторого обоснования, приступим к конкретному рассмотрению принципа перевоплощения человеческих душ. Что же происходит с душами при жизни, после смерти, и как это все в целом представить? В свое время К.Г. Юнг предложил следующую удачную модель человеческой психики(25): Имеется некая темная сфера, олицетворяющая бессознательное содержание человеческой психики. На этой темной сфере возникает светлая точка, постепенно расширяющаяся и превращающаяся в маленький кружок. Это личное сознание с принадлежащей ему областью психики. Сознательная область психики очень активна, она располагает центрами, формирующими деятельность личности и контролирующими ее результаты. Сознательная часть психики пытается обосновать свое существование и деятельность с помощью сознательных образов и понятий, подвергаемых анализу и чувственной обработке. Но, тем не менее, огромный пласт информации, формирующей личность, оказывается для нее скрытым в бессознательной области, несознаваемым. В минувшем веке ученые интенсивно исследовали человеческое подсознание и выявили сложную и довольно упорядоченную его структуру. Бессознательное, в частности, можно разделить на две большие области - личное и коллективное. Личное бессознательное включает в себя всю информацию, которая характеризует психическое развитие и существование данного конкретного индивидуума в соответствии с его способностями и условиями существования. Коллективное бессознательное объединяет все общественные факторы, которые оказали влияние на данную личность - культурные, социальные и исторические. Статичную модель психики по Юнгу очень легко можно превратить в динамическую модель перевоплощающейся личности. Представим себе, что яркий кружок, соответствующий личному сознанию, начинает тускнеть и сужаться. Наконец, он гаснет совсем, но через некоторое время загорается светлая точка в другой области сферы, которая начинает расширяться и образует новое сознание. И так раз за разом. Сознательная личность умирает и рождается вновь, а бессознательное содержание остается. Только теперь мы должны предположить, что в этой темной сфере бессознательного заключена также и память перевоплощений. Общее развитие личности идет от воплощения к воплощению. Каждая из частичных личностей проходит свой путь возрастания и борьбы, а затем передает накопленный опыт последующим воплощениям. Но все это не имеет смысла, если в конце перевоплощений цепочки всех временных "Я" не объединятся в самосознании и преемственности некоего "Сверх-Я", результирующего набранный деятелем на этом этапе опыт. Далее мне хотелось бы ознакомить читателя со своей версией качественного возрастания души, но для этого требуется сперва рассмотреть концепцию параллельных миров. Глава 5. Параллельные миры и единство сознания. Гипотеза о параллельных мирах появилась в физике в 1952 году. Она была изложена в докторской диссертации молодого американского физика Хью Эверетта. Он оригинально трактует принцип суперпозиции квантовой системы, из чего следует вывод о разветвлении вселенной при каждом акте наблюдения на параллельные миры. Примечание: В некоторых местах я пишу "вселенная", а в других "Вселенная". Смысл этого станет читателю ясен, когда мы доберемся в очередной раз до Вселенной. Все дело здесь в том, что в силу принципа неопределенности, нельзя сказать, какое положение на траектории занимает элементарная частица вне наблюдения за ней. Ее координата может быть установлена, но она зависит от наблюдения. Сколько актов наблюдения могло бы быть произведено, столько разных положений частицы было бы установлено. Можно считать, что мы просто не знаем подлинного положения частицы, потому что не знаем закономерности ее движения. Тогда акт наблюдения выявляет единственное реальное положение этой частицы. Эверетт предположил, что реальными являются все возможные варианты положения частицы при разных наблюдениях. Каждое возможное наблюдение создает ответвление реальности, т.е. альтернативную причинно-следственную цепочку, ведущую в сторону от предшествующего развития. Такая цепочка означает появление иного, чем наш мира, который развивается чуть-чуть иначе, чем наш. Причем, со временем разница эта возрастает. Это означает, что наряду со мной - здешним, в других, параллельных вселенных действует неимоверное количество моих двойников, незаметно (или заметно) отличающихся от меня, пишущего эти строки. Такое размножение сознания трудно себе представить, хотя с позиции формальной логики ошибки тут нет. Я до недавнего времени не был знаком с теорией Эверетта и о параллельных мирах знал из фантастических романов. Поэтому я сам попытался, по необходимости, создать наукообразную гипотезу параллельных миров. Моя гипотеза во многом совпадает с теорией Эверетта, но кое в чем различается. Во всяком случае, она кажется мне более правдоподобной, поэтому в своих построениях я опираюсь на нее. Вот ее суть: Исходной точкой построения гипотезы является принцип неопределенности и ЭПР парадокс, в соответствии с которым состояние квантовой системы устанавливается актом наблюдения одной из входящих в нее частиц. Я предположил, что наблюдателем может быть любой субстанциальный деятель, а не только человек. Это корректное допущение, потому что с философской позиции разницы между деятелями нет. Далее, речь идет не только о наблюдении но, в общем плане, о любом волевом акте деятеля. Значит, любой субстанциальный деятель выявляет (реализует из потенциальности) своим волевым актом информационно связанную с ним систему. Но вся вселенная представляет собой информационное единство в силу единосущности деятелей. Об этом уже говорилось во второй главе. Таким образом, всю вселенную можно рассматривать как огромную ЭПР систему, выявляемую каждым актом каждого деятеля. Динамика изменения вселенной представляется тогда как последовательные квантовые переходы от одного состояния к другому, обусловленные поступками деятелей (в том числе и элементарных, на микроуровне). Однако, такая модель ничем не отличалась бы от обычной детерминистской модели и никак не отражала бы свободу воли деятелей. Чтобы учесть такой фундаментальный фактор развития, как свобода, я предположил, что вселенная имеет качественную глубину, означающую качественную разницу между ее возможными состояниями. Качественную глубину вселенной я расположил вдоль качественной оси, которую можно интерпретировать как 4-е пространственное измерение. Так вот, деятели, реализуя свою свободную волю, выявляют каждый раз новый качественный срез вселенной, смещенный от исходного вдоль качественной оси. Таким образом создаются параллельные миры, и в каждый момент времени существует (вернее активен) только один такой мир, реализованный волей одного из деятелей. Действительно ли существуют все эти миры, или просто вселенная последовательно перетекает от одного качественного состояния к другому? Я считаю, что каждый волевой акт деятеля действительно выявляет из потенциальности один из параллельных миров, который как бы представляет собой застывший срез реальности. Такой срез - это информационная общность, охватывающая все трехмерное пространство нашей вселенной. В этом моментальном состоянии жестко определены все связи между всеми элементами, это детерминистский срез мира, идеальное выражение принципа нелокальности. А вот переход к следующему такому срезу носит вероятностный характер, ведь он диктуется свободной волей другого деятеля. Таким образом, здесь нет бесконечного размножения "Я"-сущностей, как в эвереттовских мирах. Напротив, воля каждого деятеля совершенно конкретна и определена в каждом принадлежащем к его реализации качественном срезе. А в других срезах, где деятель пассивен, воля его не существует, что тоже соответствует действительности. Ведь наша воля проявляется не иначе, как в наших поступках, желаниях, мыслях, словом, в любых актах нашего сознания. Сознание проявляет себя дискретно. Приведенная концепция параллельных миров хорошо совмещается с принципом перевоплощений. При этом качественное состояние личного сознания характеризуется его положением на качественной оси, а динамика его развития соответствует перемещениям вдоль этой оси в положительном и отрицательном направлении. Тогда качественная точка начала следующего воплощения определится как результирующее (наиболее вероятное) качественное состояние предыдущей жизни. Здесь нужно определить, что понимать как позитивное развитие, а что - как отрицательное. Фундаментальным свойством субстанциальных деятелей является, по определению Н.О. Лосского, стремление к повышению качества бытия(12). Я понимаю под этим стремление к информационному богатству. Это объективный фактор, определяющий положение деятеля на качественной оси. Все остальные проявления деятелей являются развитием этой фундаментальной их задачи. Например, такие сложные проявления, как нравственные. Действительно, если подумать, то все действия, которые мы оцениваем как нравственные, ведут к объединению и сотрудничеству людей, к их взаимопомощи и поддержке, обратные же - к вражде и обособлению. Поэтому нравственные действия всегда ведут к увеличению информационного богатства и повышению его качества - росту духовности. Конечно, абсолютная оценка информационного богатства деятеля, соответствующая его абсолютному положению на качественной оси, доступна лишь Господу Богу. А мы оперируем только с относительными оценками, что в общем-то, характерно и для прочих измерений. Однако, это еще не все, что я хотел сказать о параллельных мирах. Те параллельные миры, о которых шла выше речь, я называю качественными срезами бытия, образующими глубину реальности. Но давайте задумаемся, а что же это такое - наша реальность? Я бы сказал, что это наша вселенная, включая ее качественную глубину, т.е. со всеми вариантами ее истории. Это и духовная реальность, привязанная к существующей в нашей вселенной материи и к нашему пространству-времени. Но наше пространство-время наверняка не исчерпывает всю возможную качественную глубину Большой Вселенной. Об этом люди впервые задумались, когда столкнулись с проблемой т.н. "антропного коридора". Пространство-время, в котором мы существуем, соответствует нашему конкретному набору физических констант. Ничто не воспрещает существования других вселенных, основанных на других значениях физических постоянных. Кстати, и сам антропный коридор позволяет вариации этих постоянных в среднем на 15%.(7) Таким образом, в пределах этих вариаций констант могут существовать другие вселенные, где могут появиться люди, подобные нам, но живущие в другом диапазоне качественной глубины. Ведь свойства пространства и материи там отличаются от наших. А прочие вселенные могут соответствовать другим материальным формам существования душ. Но нам, конечно, в первую очередь интересны "антропные" вселенные, в плане возможной встречи с нашими двойниками. Но об этом мы поговорим в следующей главе. Глава 6. Наша жизнь в параллельных мирах. Итак, я предполагаю, что с некоторого уровня развития сознания, человеческой личности предоставляется возможность ускоренного развития. Это связано с тем, что душам становятся доступны параллельные миры. Примечание: Имеются в виду "толстые" качественные слои реальности - вселенные. Почему здесь идет речь о некотором необходимом уровне сознания? - Очевидно, что параллельные качественные слои бытия непроницаемы для вещественных форм. Каждый такой параллельный мир имеет свое пространство-время, свои физические законы, которые в какой-то мере отличаются от законов в других мирах, свои вещественные формы воплощения деятелей, обусловленные другим диапазоном качественной изменяемости вещества. А как обстоит дело с полевыми составляющими деятелей? Означает ли свойство континуальности возможность проникновения через границы параллельных миров? - В определенной мере, да! Действительно, из предыдущей главы должно быть ясно, что различные вселенные, которые я называю параллельными мирами, являются локальными областями единой качественной системы мира, а по сути, ступенями эволюции материи и духа в Большой Вселенной. Их локальность обусловлена разделенностью пространства-времени физических деятелей, потому что эти деятели имеют очень малые пределы изменяемости. Развитие же высших деятелей - биологического и сознательного уровня требует гораздо большей изменяемости вещественных форм. Примечание: В приложении 1 приводится гипотеза о том, как быстрое и неравномерное развитие высших деятелей может приводить к расщеплению реальности, т.е. к Концу Света в данной вселенной, с последующим образованием разнокачественных параллельных миров. Качественное единство параллельных миров в рамках Вселенной обеспечивается проницаемостью их границ для деятелей высокого уровня, базирующихся на полях сознания. На каком-то уровне развития сознания можно, вероятно, говорить даже о полной слитности этих миров. То есть, если смысловой континуум деятеля насчитывает значительно больше 3-х измерений, то потери информации при переходе через границу параллельного мира становятся несущественными. Однако, ясно, что если сознательные деятели слишком привязаны к физическому бытию, то они не взаимодействуют с обитателями соседнего мира, а если и взаимодействуют, то воспринимаются неадекватно. В этом случае слишком велики искажения при переходе границы, т.к. материальные формы в этих мирах разные и физические законы различаются. Зато, чем более обобщенную и абстрактную информацию переносят деятели через границу миров, тем легче их общение с тамошними обитателями соответствующего уровня. Поэтому я и говорю о необходимости достаточно высокого уровня сознания деятелей, чтобы они могли эффективно взаимодействовать с деятелями из других миров. Тогда это становится значимым фактором их существования. Уровень, необходимый для такого взаимодействия я определяю, исходя из известных фактов человеческой истории. Имеется в виду появление развитых монотеистических религий, не включающих принцип перевоплощения в свои догматы. Я убежден, что "каждому воздается по вере его"(16). Это подтверждается сравнительным анализом религий и духовных практик с опытом переживших клиническую смерть.(6,9) В переводе на научный язык это евангельское изречение означает, что физическая сторона эволюции деятелей адекватна их духовным представлениям, под которыми понимается развертывание смысловых измерений. Закон жизни: физическая форма деятелей всегда соответствует духовному содержанию, надо только правильно выделить эту форму. Примечание: Понятие формы здесь трактуется расширительно. В него входят все носители информации о "содержании" деятеля, в том числе и поля всех уровней. Таким образом, на этапе появления монотеистических религий, для человека становится возможным взаимодействие с деятелями из соседних миров. Как это можно себе представить? Вернемся к модели личности К.Г. Юнга. Можно предположить, что на рассматриваемом нами этапе эволюции сфера бессознательного распространяется на несколько параллельных миров. Светлые точки сознания могут при этом загораться не последовательно, а одновременно, в нескольких мирах сразу. Теперь это не может привести к нарушению причинно-следственных связей в их физическом существовании. То есть, в других мирах могут существовать воплощения моей личности, связанные со мной духовно. Естественно, о связи на конкретном уровне жизни говорить не приходится, потому что реальности все же разные. Так можно было бы и свихнуться, т.е. неадекватно воспринимать собственную физическую реальность. Каково же может быть духовное взаимодействие? - Оно очевидно. Мое другое "Я", находящееся в более совершенном, "добром" мире, поддержит меня в добрых делах, утешит в трудной ситуации, предостережет от зла. Разумеется, общение это идет на подсознательном уровне, а проявляется оно в виде интуиции, предвидения, вещих снов. С другой стороны, мое худшее "Я", находящееся в более мрачном и злобном мире, ничего хорошего мне не подскажет. Наоборот, это я должен его спасать и вытягивать. Учитывая взаимодействие с ближними и дальними двойниками, получаем сложную картину динамического существования многослойной личности. Если принять упрощенную техническую терминологию, эта система охвачена положительными и отрицательными обратными связями, которые в общем случае воздействуют одновременно. К чему это приведет? В общем случае - к неустойчивости и динамичности. Появляется возможность очень быстрого развития, ведь опыт набирается параллельно, причем, обмен опытом происходит в самой информативно емкой области абстрактных понятий. Это развитие может перейти в лавинообразное завершение в сторону прогресса или деградации личности. Эта возможность выражается очень емкими христианскими понятиями "спасение" и "падение". Надеюсь, что читатель простит мне обилие ненаучных выражений, я ими пользуюсь для живости описания происходящего. Я уже показал выше, что существуют наукообразные эквиваленты духовных и нравственных символов, выделяющие в них ту часть, которая подлежит научному анализу. Рассмотрим спасение. Оно приходит как результат прозрения в каком-либо качественном слое реальности, как результат решения или поступка, которые в корне изменяют смысл прожитой человеком жизни и открывают перед ним новое будущее. Этот поступок или прозрение обеспечивают прочный контакт с более совершенными слоями реальности, обеспечивают поддержку могущественных сил, осеняющих душу человека, возносящих ее к более высоким и добрым проявлениям. В то же время, такой человек отрекается от зла, совершенного прежде, рвет цепи, соединяющие его с более темными мирами. Положительная обратная связь работает на добро, против зла. При этом нарастает приток свежих и мудрых мыслей, прибавляется добрых дел, и человек этот становится светочем для окружающих. Если он выдерживает искушение славой, то путь спасения для него открыт. Душа такого человека стремительно перемещается в качественном измерении в направлении добра. На модели Юнга можно было бы увидеть, как загораются новые точки сознания в светлых и духовных слоях реальности и гаснут одна за другой параллельные составляющие личности в темных и тесных материальных мирах. В злых мирах этот просветленный человек погибает, как ни прискорбно это для окружающих. Если не понимать истинного смысла происходящего, то можно говорить о победе зла. На самом деле такие люди оставляют неугасимый след в душах современников и духовно побеждают зло. Но они побеждают его и физически, потому что их возможности творить добро многократно возрастают в новых, светлых воплощениях. Примечание: О тесноте темных миров сказано не случайно. Деятели этих миров менее развиты духовно, их нравственные измерения не развернуты, они более привязаны к материальному существованию. Это означает, что они реализуются в меньшей качественной глубине, их свобода меньше, а действия более вынуждены. Сами эти слои уже по оси качества, они прагматичны и безрадостны. При падении души все происходит наоборот. Падение вызывается ошибочным выбором злого пути, преступным поступком, осквернением и разрывом связей с силами добра. Перекрывается связь со светлыми и духовными слоями реальности, все большую силу набирают злые влияния из темных слоев бытия. Такой человек может не погибнуть физически, потому что силы зла поддерживают цепкость и агрессивную силу его души. Но он извращает и теряет духовную свою жизнь, все глубже проваливается в бездну страстей. И после его физической смерти этот накопленный потенциал зла проявляется в полной мере. Душа проваливается, потому что власть зла над нею увеличивается лавинообразно, а спасительные добрые связи разорваны. Теряются воплощения в светлых мирах, нарастают во все более мрачных. Где остановится душа, кто знает? Может быть ей придется снова пройти цепь мучительных перевоплощений в каком-то злом мире, пока она не созреет для нового подъема? В священных книгах много правдивого написано о судьбе таких несчастных душ. Но вернемся к спасению. Куда приводит оно, какой будет спасшаяся душа? На модели Юнга мы увидим, как стремительно расширяются освещенные сознанием области, как вся сфера личности наполняется светом разума, не остается ничего неосознанного, не вспомненного из долгого, мучительного развития. Возможности и духовную мощь такой личности мы не можем себе даже вообразить. А что же дальше? Границы личности условны. На самом деле, у нее нет жестко очерченных границ. А значит, впереди - бесконечное расширение и познание новых пределов, преодоление новых трудностей. Но это уже не представить нам, теперешним людям. Февраль 2004. Нюрнберг. Приложение 1. О происхождении параллельных миров. Здесь мне хотелось бы высказать кое-какие предположения о происхождении параллельных миров. Общепринятой причиной возникновения Вселенной считается сейчас Большой Взрыв. Все, конечно, понимают, что взрыв, это модель неудачная, ведь взрываться-то было нечему. Но вот дали такое название этому уникальному явлению. Что послужило причиной его, конечно, неизвестно. Предполагается, что Вселенная образовалась буквально из ничего. Одни называют породившую ее субстанцию "физический вакуум", другие "суперструнный вакуум". (5) Описать свойства этой субстанции в терминах, принадлежащих к человеческому опыту, невозможно. Существуют только математические, абстрактные модели. Как бы то ни было, но из этого самого, или иного вакуума, выплеснулось огромное количество энергии, которая тут же начала превращаться в материю и организовывать пространство-время. Однако, субстанция все же сыграла свою роль, и думаю, это была та самая субстанция, которую мы рассматривали во 2-й главе - вневременная, внепространственная и неуничтожимая. Имеется в виду, что в физических процессах начала творения субстанциальные деятели также прияли участие. Согласитесь, было бы нелогично, если бы они не участвовали в Большом Взрыве. Но мало сказать, что они просто на что-то влияли. Свободная воля субстанциальных деятелей играла огромную роль на всех этапах творения. Я не склонен рассматривать их как каких-то ангелов, в этом нет необходимости. Думаю, что свободная воля деятелей, проявлявшаяся как случайность, породила расширяющийся конус (или сферу) последующих причинных цепочек, значимым элементом которых тоже были случайности. Все это привело к тому, что в относительно малой еще причинной сфере были, вероятно, реализованы все, или почти все варианты развития, приведшие к устойчивым формам существования материи, т.е. к качественным слоям реальности. Так образовались первоначальные параллельные миры. Почему я называю их первоначальными? Да потому, что ничто не воспрещает последующего, т.е. вторичного расщепления параллельных миров, если в силу каких-то причин они бы потеряли устойчивость. А за причинами всегда стоит осознанная или неосознанная воля деятелей, проявляющаяся в рамках законов природы. Причем, чем более развиты эти деятели, тем шире рамки. Таким образом, если в силу развития деятелей, их осознанной или неосознанной работы, качественный слой бытия теряет устойчивость, то он, вполне возможно, распадется или разделится на разные слои. Как физический слой бытия, основанный на конкретных значениях физических постоянных может потерять стабильность? Ведь физические константы, в общем-то, являются характеристиками пространства-времени? Действительно, потеря устойчивости приводит к сворачиванию или расщеплению пространства-времени. Для того, чтобы пояснить эту мысль, придется вновь обратиться к модели вселенной, включающей качественную глубину. В статье уже рассматривалась такая модель, в которой трехмерная вселенная обретает качественную глубину в результате проявлений свободной воли деятелей. Эту глубину мы изображали как четвертое пространственное измерение. Качественная глубина реализуемых срезов вселенной зависит от творческих возможностей деятелей, т.е. от уровня сознания. Кроме того, не забудем еще, что качественная ось является двухполярной, поскольку отражает позитивное и негативное качественное развитие. Как это отразится на модели? Если качественная глубина откладывается в четвертом пространственном измерении, то она, по сути, является искривлением трехмерного пространства данной вселенной. А если, как мы говорили, качественная глубина, то бишь, кривизна имеет разные знаки? А если прогрессивные деятели, развивающиеся в позитивном направлении, соберутся в локальной области, а негативные - в другой локальной области? Ситуация может стать критической. В один ужасный миг пространство треснет и "небеса свернутся как свиток"(16; Откровение) и наступит Конец Света. На самом деле, это будет конец одного из параллельных миров, который положит начало двум другим вселенным с несовпадающими характеристиками пространства-времени и разным положением в иерархии миров. Возможно, некоторые читатели с сомнением покачают головой, дескать, из чего можно сделать такой неожиданный вывод? Разве в человеческой истории есть факты, указывающие на такое развитие событий? Полагаю, есть. Я склонен верить пророчествам Христа о скором Конце Света. Если читатели помнят, то таковой конец должен был наступить еще при жизни современников Христа.(16; Мр13, Мф24, Лк21) Думаю, что все и произошло так, как предрекалось, но не в нашем, а в другом параллельном мире. Ошибки или натяжки (метафоры) здесь не должно быть, очень уж это серьезное дело. Три евангелиста привели это пророчество. Есть ли в истории подозрительные точки, когда могло бы произойти разделение слоев реальности? Думаю, да, ведь для того, чтобы мог произойти Конец Света в 1-м веке от Р.Х., уже должен был существовать хотя бы один близкий (антропный) параллельный мир. Такими критическими точками могло бы быть время Всемирного Потопа, или гибели Атлантиды. А может быть первой такой развилкой в человеческой истории был момент изгнания Адама и Евы из рая? Ведь судя по описаниям (4) Эдем находился совсем не в той точке качественной оси, где располагается наш земной мир, а в гораздо лучшей. А может быть, возраст мира, в котором мы живем, действительно составляет 5763 года, как это утверждают Тора и Библия? Может быть, это и есть дата, когда наш мир начал быть, как параллельное ответвление на одной из развилок истории человечества, идущей от Большого Взрыва? Приложение 2. О духах, драконах и кентаврах. Анализируя развитие человеческой личности в статье, я писал о постепенном разворачивании смысловых измерений, соответственно с потребностями в необходимой для существования актуальной информации. Механизм отбора и развития необходимых измерений, в сущности, совпадает с механизмом генетической эволюции. То есть, это выглядит так, будто происходит мутация сознания, приводящая к разворачиванию тех или иных смысловых измерений и, если дополнительная информация, поступающая вследствие этого в распоряжение сознания, имеет позитивное значение для развития, это изменение закрепляется. Новые смысловые измерения разворачиваются еще полнее и закрепляются в структуре человеческой личности. Важным дополнением к генетическому механизму разворачивания способностей является на человеческом уровне возможность обучения. Обучение многократно ускоряет передачу и закрепление позитивной для развития вида информации. Но оно же приводит и к быстрой гибели индивидов, воспринявших отрицательную информацию. Естественный отбор в человеческой популяции происходит неизмеримо быстрее, чем у предшествующих видов. Из высказанных выше положений следуют интересные выводы, для человеческой истории и культуры, о чем и пойдет дальше речь. Думаю, читатели согласятся с утверждением, что люди в древности имели совсем другую структуру души, чем мы. Об этом говорят многочисленные памятники культуры, дошедшие до наших времен: фрески, статуэтки, ритуальные атрибуты, а также свидетельства более поздних времен: храмы, изваяния, описания мистерий, мифы и т.д. С этим мнением совпадают и результаты исследований психологов, изучавших племена и народы, сохранившие в современности архаичную культуру.(22;25) Конкретное отличие души древнего человека состояло в том, что его сознание разворачивало другие смысловые измерения, не совпадающие с нашими, и это приводило к оперированию совсем другим набором информации. Люди в древности видели то, чего мы не видим и общались с такими сущностями, которые мы считаем выдумкой. Попробуем, все же представить, что они могли такого видеть, чего мы не видим? Наши предки издавна общались с духами природы. Насколько это отражало реальность? - Основываясь на подходе иерархического персонализма (смотри статью), можно согласиться с представлением о том, что в основе всех физических явлений лежит свободная воля субстанциальных деятелей. Вопрос в том, насколько персонифицированы эти деятели в явлениях природы? Являются ли они ответственными за эти явления, представляют ли собой какие-то сознательные личности? Или речь идет все же о взаимодействии человеческого сознания с собственными проекциями, с мыслеобразами, персонально олицетворяющими природные явления? Думаю, что последнее утверждение правильно. Но не надо преуменьшать способность человеческого сознания структурировать физические общности простейших деятелей с помощью мыслеобразов.(8) В результате такого структурирования человеческое сознание может с ними взаимодействовать, как с чем-то цельным, как с некоей личностью. Я имею в виду, что древние люди действительно могли физически воздействовать на природные силы (это наблюдается и у некоторых наших современников). Может быть, не все наши предки, но многие, действительно могли вызывать дождь, успокаивать ветер, разгонять туман. Они общались с речкой и деревьями, с травой и камнями, и те действительно сообщали им важную для жизни информацию. И уж конечно они успешно общались с душами животных, ведь животные действительно обладают развитыми личностями. Но мало того, зачастую древние люди общались с умершими душами людей и животных, и в этом тоже нет никакой мистики. Просто они были более чувствительны к полевым структурам души, сохраняющимся после смерти, чем мы. Но, продолжим наш экскурс в историю и перейдем к временам, не столь отдаленным. Меня с детства занимала загадка: откуда взялись кентавры? Что за странная фантазия создала этих могучих и мудрых существ? Потом, повзрослев, я стал думать, что в этом поэтическом вымысле воплотилась мечта людей о соединении физического могущества с творческими способностями и духовным совершенством. А может быть, думал я, истоком этой легенды было первое впечатление первобытного человека от увиденного им всадника. Но вот однажды, в 80-х годах, мой друг, ведший в Ленинградском университете НИР по компьютерному моделированию биологической эволюции, рассказал мне интересную вещь. Оказывается, программа, моделировавшая биологическое развитие, рассчитала боковую ветвь, отходящую от главного ствола эволюции. Случайная мутация, произошедшая на стадии молюсков привела к созданию высшего животного с шестью конечностями и далее - к разумному виду, т.е. кентавру. Почему-то этот случай обрадовал меня и крепко запомнился. И вот, теперь, разбирая варианты общения параллельных миров, я вспомнил об этом случае. А что если кентавры обитают в соседнем мире? А мифы о них отражают связь, возникшую с этим миром у людей того времени? - Здесь противоречие с тем, что я сам писал в статье, о необходимости достижения уровня абстрактного мышления для эффективного и продуктивного общения с параллельными мирами. - Но я ведь и не утверждаю, что такое общение было продуктивным! Давайте обратимся к началу этого приложения, где написано, что разворачивание смысловых измерений соответствует механизму генетического отбора. Может быть, это была мутация сознания? Может быть, общение с параллельными мирами было возможно на некотором этапе развития сознания, как результат преждевременного разворачивания соответствующих смысловых измерений? Может быть, это была ошибка эволюции, в результате которой, наши предки, мыслившие еще очень конкретно, все-таки воспринимали поля сознания из параллельных миров. И благодаря этому они были, в некоторой степени, шизофрениками, поскольку воспринимали информацию о материальных формах других качественных слоев. Возможно, бесконечно разнообразные, но отражающие системность, сказки всех народов мира, со всеми волшебными приключениями и чудесами, тоже являются отражениями реальной материальной жизни параллельных миров? Может быть, многие архетипические символы возникли, благодаря именно такому общению? А легенды о драконах и змеях - носителях мудрости, которые так интересно систематизировал А.Скляров (20)? - Похоже, что это тоже результат преждевременно возникшей общности с параллельными мирами. Если мои предположения хоть отчасти верны, то жизнь наших предков была драматична и немыслимо запутана. Попробуйте-ка жить сразу в нескольких реальностях! Это будут сплошные нарушения закона причинности и неадекватность духовных форм физическому содержанию. По-видимому, это становилось опасным для существования человечества, как вида. И вот, смысловые измерения, ответственные за принятие информации от соседних миров, стали сворачиваться. Возникли материалистические учения, которые можно воспринимать как защитную реакцию на мифологическую шизофрению. Таким образом, сознание создавало фильтры для мифологической информации. Вот тогда-то общение с параллельными мирами и перешло на действительно абстрактный уровень, что и соответствовало появлению монотеистических религий. Тут я, пожалуй, и остановлюсь. Против изложенной версии психического генезиса могут быть, конечно, приведены убедительные аргументы, поэтому мне не хочется ее абсолютизировать. Я просто допускаю возможность такого взаимовлияния миров, и мне кажется, что она естественно вписывается в картину развития человеческого сознания, как естественного продолжения Вселенской эволюции. Список литературы
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |