Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
РАЗЛАД. |
РАЗЛАДСтой, погоди, молчи О высшей истине Не нужно даже думать (Будда Шакъямуни)
Разлад и одиночество Увидишь свинью, покрытую грязью Увидишь, что бесы наполняют Всю колесницу Сперва натянешь лук против этого, А потом отложишь его в сторону (Из китайской классической Книги Перемен)
Говорят, в древности некоторые обитатели Поднебесной стремились к обретению бессмертия. Одни из них полагали достичь своей цели, примешивая к пище различные непригодные для этого субстанции, такие как ртуть, киноварь, золото. Рассказывают даже, что некоторые почтенные императоры, пожелавшие принять участие в подобных экспериментах, умерли раньше своего времени. Другие, несколько более вдумчивые и серьезные, исходя из идеи тождества микро- и макрокосмоса, хотели воспользоваться внутренними ресурсами своего организма для превращения его в тело бессмертного. У решивших последовать этим путем, получившим название внутренней алхимии, в наибольшем употреблении были упражнения по задержке дыхания и специальные техники секса. Но по нашему мнению и те, и другие просмотрели в этом вопросе главное -- ищущий бессмертия программирует собственную смерть, а отказавшийся от поисков в тот же миг обретает искомое во всей его полноте и несказанности. Душа, ищущая разрешения противоречий, пребывает в напряжении поиска, вызванном стремлением избежать смерти. Но само это стремление и есть смерть. Не существует смерти и боли, но есть страх смерти и боли, и этот страх есть смерть и боль. И как только вы отказываетесь от поисков выхода и признаете тяготящее вас противоречие неразрешимым - это напряжение покидает вас, и для вас более не существует никаких ограничений, для вас больше нет смерти. Признание неразрешимости противоречий - это их разрешение. Закон мирового хаоса есть основание свободы, творчества и гармонии, потому что творить можно только из хаоса, свобода есть нарушение закона, а гармония необходимо содержит в себе спонтанность. Разрыв диалектической связи - непреложного принципа понимания вещей через игру различия, через взаимопорождение противоположностей -- есть необходимое условие жизни и бытия. Неустранимая нестыковка в мышлении оборачивается навязчивостью греха, неотступным видением безобразного, ликами демонов в твоей колеснице. Вера возможна лишь как безумие, человеческое слово не достигает того, что оно стремится выразить, а то, что мы хотим здесь сказать, невыразимо не просто в силу бедности или обманчивости языка, а в силу не-существования соответствующего этому тезису смыслового единства.
Порой мы обнаруживаем отголоски того, к чему стремится теперь наша мысль, в работах Жака Деррида, каждый раз в совершенно новой формулировке, в совершенно новом языке, так что невольно возникает вопрос - а тот же ли это тезис, или уже другой? Это говорение, каждый раз то же самое и абсолютно новое, восхищает нас виртуозностью работы с текстом, некоторой открывающейся в нем непривычной свободой мысли, но оно имеет слишком легко идентифицируемый внутренний содержательный стержень, железную и вполне определенную внутреннюю логику, скорее сковывающую мышление, чем освобождающую, и слишком отрицательную по своей направленности. Мы, может быть, и могли бы, в очень ограниченном смысле и с большими оговорками, объявить себя последователем Деррида, но сам Деррида объявляет себя последователем Гераклита, а для нас одинаково - в высшей степени - авторитетны и Библия, и китайская Книга Перемен, и мифы древнего Египта. Порой мы узнаем этот тезис в дзенских историях. Но даже знаменитейшие дзенские мастера так полюбили - в самом буквальном смысле - тыкать в него пальцами, что превратились в уличных шарлатанов, выдающих стершуюся от употребления дешевую материю за чистейший шелк. Да и как может дзенский учитель избежать роли бессовестного очковтирателя, дурачащего и себя, и людей? Ведь любая находка здесь означает потерю- Вообще, если речь заходит об идеалах философского говорения, то нам ближе всего Чжуан-Цзы - философ-бабочка. Именно в смысле отсутствия каких бы то ни было ограничений - стилистических, логических или тематических. Он определил огромную и царственную свою свободу как размах крыльев мифической птицы Пэн, точно указав невероятное какое-то число в древнекитайских единицах длины- Может быть - теоретически - у нас и хватило бы когда-нибудь смелости назваться его учеником, но - вот загвоздка - на что ученики бабочке? Итак, мы - за говорение абсолютно беспредметное, совершенно свободно перетекающее с одного предмета на другой. За непрерывное творение мира через слово, организующее хаос субъективных переживаний. Творить ведь можно только из хаоса. В начале было Слово, говорит Библия, и Слово Божье - это не только сама Библия, но и мир, творимый ежеминутно в человеческом сознании, в человеческой душе, которая есть искорка Божественного огня. Если действительно Бог творит мир, то он творит его не до конца, всегда оставляя последнее слово за человеком. Но человеческое слово слишком немощно, оно лишено той силы и могущества, которая необходима для заполнения бреши, оно падает в бессилии, не успев закрыть ее даже наполовину. Вот Христос говорит нам - кто не со Мной, тот против Меня (Матф., 12, 30). И совсем не очевидно, что наш прямой долг и единственный путь к жизни и спасению будет в том, чтобы сказать - да, я с Тобой. Но предположим, мы это сказали, и не ошиблись, и стоим на пути к вечности. Предположим даже, что мы признаем за единственно верное исповедание веры, утвержденное на вселенских соборах, проходивших начиная с четвертого века от Рождества Христова, выработанное в отвлеченнейших богословских дискуссиях, людьми, которые никогда сами не видели живого Христа, и, может быть , и понятия не имели о том, что действительно происходило в Иудее в 30-33 гг, может, годом раньше, может, годом позже. Предположим, мы признаем за единственную и непреложную истину церковный Символ веры (не важно сейчас, католический или православный), хотя ведь это не может быть нам явлено с непреложной достоверностью. Но вот перед нами протопоп Аввакум, лидер русского раскола 17 века, сгорбленный, обессиленный, бредущий со своей попадьей по сибирским снегам в последнюю и бесконечную свою дорогу: "Видим убо, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали-". Вот он обращает свой мысленный взор к никонианской церкви, прямой наследницей которой является наша современная русская православная церковь, вот он говорит: "Какой тут Христос. Ни близко. Но бесов полки". И есть ли где на земле такой аргумент, есть ли такая сила, которая могла бы ясно и четко нам доказать, раз и навсегда - нет, неправ протопоп, зазря он погиб со своей попадьей, фанатик он был, к букве приверженный- Нет такого аргумента и такой силы. Именно это мы и называем здесь - разлад, именно это является нашей сегодняшней темой, именно это, по нашему глубокому убеждению, скрывается за понятиями неразрешимости в деконструкции и абсурда в экзистенциализме. Нет гарантий, нет оснований, нет критериев, и каждый наш шаг - это шаг в темноту, и неизвестно, лестница там или пропасть. И это невозможно зафиксировать в ясной и четкой формулировке, невозможно сделать из этого доктрину, выработать четкий и универсальный алгоритм поведения. Экзистенциалисты воспевали самоубийство? Это их выбор. Деррида играет с текстом? Это его выбор. Раскольники отказываются от молитв и таинств, надеясь против надежды, по англоязычному выражению, что "Спас сам знает, как спасти"? Это их выбор. Жизнь так устроена, что в ней можно все, но приходится помнить о возможных последствиях, которые не всегда ясны, и от которых чаще всего человека уберегает чья-то могущественная и сострадательная рука. Китайцы называли это небом, но небо у них часто оказывалось вписанным в структуру Дао, пустотную и безразличную. Библейский текст дает нам исключительную интенсивность контакта с этой реальностью, но он слишком противоречив и недостоверен именно в силу своей напряженной исторической фактичности. Йогические представления безупречны с точки зрения философии, но они слишком бездушны, в них нет ничего, кроме холодного и ясного света сознания, света, который не греет. Пурушу, "скопление чистого сознания" (Йога-сутра Патанджали) очень трудно отождествить с Тем, Имя Которому - Сущий (Яхве). Ислам слишком своеобразен и далек от нас в культурном отношении, а откровения мистиков-апофатов часто напоминают плод психотехнических фокусов, сопровождаемый словесной эквилибристикой, годной разве что для студентов философии и богословия.
"Не приблизишь его, чтобы породниться Не приблизишь его, чтобы пренебречь Не приблизишь его, чтобы использовать Не приблизишь его, чтобы возвысить Не приблизишь его, чтобы унизить Его чтит вся Поднебесная" (Дао Дэ Цзин, 56) И. Спиридонов Екатеринбург 2001г
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |