Про исследования
психических явлений
Как только и кто только не пытался разработать
надежные системы речевого и рукописного ввода, систем распознавания
изображений, речи, перевода иностранных текстов. Но на деле все эти
системы нелепо и необъяснимо ошибаются, чуть только условия
распознавания меняются: стоит написать одну и ту же букву разными
подчерками и она не распознается, стоит только сказать слово в смысле,
который определяется фразой или, хуже того, предыдущим смыслом и такое
слово не распознается.
То же самое для любого ребенка это не представляло бы труда. А вот комп
- не может! Никакие программные или аппаратные ухищрения не помогают.
Вовсе не потому, что это - таинственные и непознаваемые атрибуты психики
души, а лишь потому, что нашими мозгами используются не алгоритмы
распознавания, а нечто принципиально совершенно иное. Можно ли выяснить,
что же именно?
Да, и это не так трудно, как может показаться, исходя из долгой истории
развития наук о мозге. Что для этого нужно? Всего лишь подсмотреть, как
это реализовала природа, начиная с самых простейших существ, у которых
мозг насчитывает всего несколько клеток. Виноградная улитка - вполне
подойдет! А затем, разобравшись, что же управляет поведением этой
улитки, и постепенно переходя ко все более сложным организмам, можно
понять, как эти самые простейшие механизмы начинают выполнять все более
сложные функции.
И тогда становится ясным самый удивительный принцип природы: найдя нечто
очень удачное, предельно универсальное, природа не пренебрегает им, а
продолжает использовать. Так, функциональность нервной клетки совершенно
одна и та же, что в организме виноградной улитки, что в организме
человека. Новое вовсе не опровергает старое :) а базируется на нем,
развиваясь для все более широких условий приложения.
О мозге и механизмах его функционирования накоплен огромный фактический
материал: результаты исследований, клинические данные, результаты
моделирования.
Практически все локальные явления в отдельности исследованы до уровня
понимания их основных механизмов. Поэтому есть все для обобщения в
единую непротиворечивую картину, которую можно было бы использовать на
практике.
Но пока что создавались, в основном, узкоспециализированные теории,
описывающие частично психические процессы: с позиции нейрофизиологии,
психологии, социологии, с позиции кибернетики, с помощью математических
или программных моделей, теорий нейронных сетей и многих других
дисциплин. До сих пор нет такой дисциплины, которая исследовала бы
психические процессы интегрально, во всех их проявлениях.
Разобраться со всем этим по учебнику или популярному изданию какой-то
одной дисциплины невозможно потому, что они ограничены рамками свой
специфики, а психические процессы намного шире каждой из них. Понимание
принципов организации психики требует создания более общих
представлений. Одни лишь механизмы возникновения, распространения, и
воздействия нервных импульсов, динамики модификации нейронных сетей, не
приведут к пониманию сути психических явлений точно так же как попытки
создать
интеллект на компьютере чисто
программными средствами.
И вот, сделана попытка создания реферативного сборника опубликованных
книг и статей, чтобы облегчить путь тому, кто решился не просто верить
прочитанному в разрозненных источниках, а хочет сам разобраться в этом.
Сборник содержит ссылки на оригинальные источники, которые всегда есть
возможность изучить отдельно (Они скопированы и всегда доступны. В свою
очередь, в них есть ссылки на оригинальные страницы или упоминания
оригинальных источников).
В этом сборнике (как и в тексте копий оригинальных источников) есть
выделенные мной фрагменты и комментарии не потому, что я хочу как-то
предвзято сориентировать читающего, а потому, что у меня есть свои
сложившиеся представления, которые этими выделениями или подтверждаются
или в комментариях высказывается мое отношение к выводам авторов или
методике проводившихся исследований. Поэтому ни в коем случае не следует
принимать это на веру, точно так же как я призываю не принимать на веру
и выводы авторов книг и статей. Я призываю использовать это только как
на возможный вариант, имеющий некую вероятность быть достоверным, а
главным образом опираться на собственно фактические данные и результаты
исследований.
Кроме того, я предлагаю и свою теорию (опять же всего лишь для
сопоставлений).
|