Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Психоаналитическое рассмотрение
акцентуаций характера. |
Психоаналитическое рассмотрение акцентуаций характераЛютый И., 2000 г.
Современный человек не понимает, до какой степени его "рационализм" (который разрушил его способность откликаться на божественные символы и идеи) предоставил его волю психологической "преисподней". К.Г.Юнг.
Введение Идея данной работы родилась на стыке двух родственных учений - психоанализа и учении об акцентуациях личности. Цель, скорее всего, - связать в сознании различные типы акцентированных характеров и собственно стадии формирования этих характеров в соответствии с принципами психоанализа. Пожалуй, такая цель самая первичная, ведь из нее могут вытекать и другие, более прикладные. Например, можно диагностировать психические заболевания, указывая на связь между определенной психопатией и стадией формирования эго в определенном возрасте; или же связать проблемы развития всего современного общества с "особыми" акцентуациями характера целых человеческих групп. Существует большое количество литературы по психоанализу, начиная со времен самого Фрейда, отражающей подобные прикладные задачи психоанализа в области мифотворчества, политики, экономики, права и пр. Причем, многие психоаналитические интерпретации могут довольно активно и противоречить друг другу, по крайней мере, в терминах. Уже во взаимоотношениях между "отцом"-Фрейдом и его учениками-"детьми" было довольно много противоречий и критики в адрес друг друга. Хотя уже сам этот факт постулирует справедливость идеи Фрейда о так называемом "семейном конфликте". Понятие "акцентуации характера" тоже претерпело множество изменений со времен "отца" этого понятия Карла Леонгарда, и всегда интерпретировалось по-разному различными школами психиатрии. Всякий раз, когда термины "характер" и "личность" взаимозаменяют (что, например, неприемлемо для российской школы психологии, разводящей эти понятия), или же заменяют "акцентуации" на "тип организации", остается именно суть в сознании, некая интуитивная субстанция, понимание. …И еще остается основной "семейный конфликт" психоанализа: сын-отец, учитель-ученик, основоположник-последователь. Эта драма по-разному проявляется у разных типов личности, в мужчинах и женщинах, в разных социальных группах и обществах и в разные времена. Вкратце описать, как это происходит - наша основная цель. Для построения этой модели будет использоваться "классическая" литература по психоанализу и малой психиатрии, дабы избежать принципиальных ошибок нашей модели.
Миф в психоанализе В трудах Карла Густава Юнга и его последователя Эриха Нойманна, а также Отто Ранка и Ханса Захса существуют великолепные описания мифотворчества с точки зрения психоанализа. И, хотя они указывают на различия в интерпретациях мифов друг у друга, тем не менее в целом они сходятся, - развитие человека и развитие человечества идет по одним и тем же законам. Более того, хотя деятельность Ранка и Захса первоначально была направлена как отпор "ревизионистким" идеям Юнга в "защиту" психоанализа Фрейда, тем не менее идеи Ранка и Захса ближе по духу (а не только по тематике архетипов) к Юнгу, нежели к общему "отцу" всех троих Фрейду. У них также , как и у Юнга отсутствуют буквальные сексуальные аллегории, хотя они и не стремятся полностью посягать на ведущее место сексуальной символики. По сути, все эти психоаналитики, а за ними Нойманн просто продолжали дело друг друга. Можно выделить одно главное отличие в подходе Фрейда, Ранка и Захса от подхода Юнга и Нойманна: Фрейд, а за ним, Ранк и Захс видели в мифе, равно как и во сне, лишь разрядку вытесненных энергий (так называемую сублимацию репрессированных энергий). В то время как Юнг, а за ним Нойманн приписывали мифам и сновидениям также прогрессивную функцию прогнозирования. Стоит упомянуть, что в последствии Ранк отошел от Фрейда, увидев в творчестве (в том числе и мифотворчестве) единственный путь свободы.
Бессознательное в акцентуациях характера В бессознательном похоронено все прошлое нашего рода; оно подобно пуповине, прилепляющей отдельного человека ко всему виду. Отто Ранк. Миф сотворения гласит, что сознательное является наработанным продуктом общественно-исторического развития человечества. Величайшей заслугой психоанализа и, прежде всего, Фрейда можно считать именно открытие в человеке бессознательного, а значит и сознательного. Это похоже на то, что с появлением ребенка рождается и мать, с возникновением бога человек открывает и самого себя. Возникновение бессознательного по-новому открыло глаза человека на самого себя, прежде всего, на все те открытия, которые были сделаны человеком раньше. В сфере взаимоотношений мать-ребенок, бог-человек появились новые две компоненты: сознание-бессознательное. Сейчас нам трудно представить себя без понимания этого феномена, мы принимаем осознание наличия своего бессознательно как само собою разумеющееся. И в этом заслуга психоанализа, и в этом собственно само явление психоанализа можно рассматривать как порождение коллективного разума, который, можно сказать, достиг "полового созревания" настолько, что смог "оплодотвориться". "Золотой век психоанализа" можно сравнить с "золотым периодом у ребенка", свободным от кризисов и противоречий - латентной фазой, порожденной тенденциями времени.
Первое, - это тяга к фантазиям, скрытому архетипичному, бессознательному, "уход в себя". Внешние материальные ценности современного общества такого индивида не интересуют, поскольку он, по определению, сориентирован на бессознательное. Он замкнут, одинок в своем мире. В самом крайнем варианте этот мир самодостаточем. Это не мир мужчин и женщин, поэтому эти люди холодны в личной и сексуальной сфере. Это не мир богов и людей, поэтому эти люди не нуждаются в советах и вере в бога (равно, как и в науку). Это даже не мир жизни и смерти, поэтому эти люди не способны радоваться своим и чужим успехам и также не способны к суициду. Такой крайний вариант не является нормой, с точки зрения современных классификаций психической нормы человека. Поэтому, акцентуацией характера его назвать нельзя. Это скорее крайний психотический уровень развития организации характера, идеализация, от которой можно отталкиваться. В реальности таких не бывает, но кто-то может к ним близко приближаться. Таких могут в мире называть "святыми", а в клинике - шизофрениками. Нас же больше интересуют "нормальные" люди. Тогда введем вторую предпосылку для определения нашей личности.
Символы, которыми он дышит не являются психическим "болотом", хотя это и может показаться с первого раза, особенно людям других акцентуаций. Можно долго спорить о пользе или бесполезности таких людей для общества, уже сам такой спор в принципе бесполезен, поскольку социальные притязания общества на личность век от века меняются. Другое дело, если Вы поставите себя на их место (или уже являетесь таковым), то добро пожаловать в мир фантазий, которые совсем не обязательно подменяют действительность на суррогат, но могут легко позволить помочь Вам понять другого человека, принять искренне любую, даже самую необычную концепцию и при этом, не вовлекаясь, остаться самим собой. Излишняя способность к рефлексии совсем не обязательно, что должна заставлять человека потерять самого себя. Психически здоровый шизоид (звучит как "масло масляное", лучше использоваль термин Личко "скрытая шизоидная акцентуация") живет так, как называется в Дзене: "путь без пути", т.е. он верит "не веря", любит "не любя". Такая личность может стать священником, служителем культа на том основании, что никогда не будет выглядеть как фанатик. И как лидер это скорее лидер, "стоящий за сценой", - "герой-интроверт". Это, по сути, скрытый психотерапевт любой общины. Шизоид-психотерапевт как никакой другой тип психотерапевта может узнать своего клиента достаточно близко, но при этом остаться вне досягаемости чьих-то интепретаций, поскольку он проецирует "не проецируя", использует перенос "без переноса". Пожалуй, шизоид - самый беспристрастный специалист для любой профессии, связанной с человеческим общением. По сути, все люди изначально шизоиды, ведь это обуславливается человеческим развитием, - все проходят через одни и те же этапы онтогенеза. Если даже не учитывать нетрадиционных подходов психоанализа, развивающих учение о родовых травмах и так называемых перинатальных (пери-около, до, натал-рождение, (лат)) стадиях развития, то все равно мы упремся в оральную стадию по Фрейду, а шизоид как раз может соответствовать этой стадии, особенно самому раннему периоду. Здесь лучше говорить словами психоанализа: фиксирован на этой стадии, или несет большинство энергии, соответствующей этой стадии. Как и всякий нормальный человек, шизоид должен обладать всеми типами энергий, пройти через все стадии развития, но он в большей степени, т.е. в первую очередь фиксирован на стадии первичных потребностей: доверия и недоверия (по Э. Эриксону), - стадии симбиоза. Если эти энергии репрессированы (вытеснены в подсознание) достаточно сильно (глубоко), то они сублимируются (трансформируются) не только традициозно, как у обычных людей - во сны, творчество и мечты, но и в беспочвенные фантазии, переходящие в неврозы. Как и отдельный человек, все человечество прошло черед подобное "взросление" (или до сих пор проходит). Так, мифотворчество есть не просто регресия ("шаг назад" в развитии), но и "взгляд в будущее". Это также способ сублимации репрессированных энергий, - способ самовыражения. Но даже более того, это и способ понять самого себя. Это не просто стремление к инфантильному, осуществляемое через вскрытие детских воспоминаний, но и стремление к своей изначально заданной меры путем воскрешения в памяти бессознательного.
Акцентированный миф № 1 Родившийся человек не только теряет свою связь с изначальной субстанцией - гармонией, но и при этом остается в своей связи с бессознательным - с Матерью. Миф грозного, возникшего внезапно бессознательного тождественнен мифу о Матери. Хотя, по началу, Мать и не грозная и продолжает быть Гармонией. Мать любит, поддерживает базовый симбиоз и фунтаментальное бессознательное доверие. Это "хорошая грудь", - благоприятная оральная стадия развития ребенка. Эта грудь настолько "хороша" для шизоида, что он ее даже не замечает, потому, что ничто не нарушает его блаженства. Это даже и не мать как вовлощение женского кормящего родившего Начала, а по-началу все тот же Абсолют, Уроборос и т.д., неделимый и вездесущий. Легко понять того, для кого не все так уж идеально.
Известно, что каннибалы съедали своих жертв ради силы и обновления, а не ради физического пресыщения. Небесная женщина в виде свиньи (символ плодородия) пожирает своих детей - звезды, а в Древнем Египте солнце какжый вечер поглощается драконом для того, чтобы утром возродиться. Дракон и есть "плохая грудь". Тогда возвращение к Матери и съедание Матерью - одно и то же. Страх смерти тождественнен слепому желанию прийти к своей мере, возрождению. Отсюда и такое линтвистическое сходство "смерть" - "мера", "умирание" - "мир" в русском языке. Мат (ненормативная речь) в русском менталитете, по сути, также отражает слепой взгляд на перерождение. Подобно тому, как самка паука сжирает своих самцом, а мифическая Богиня с широко расставленными ногами пожирает своих любовников, параноидные цели привлекают и одновременно устрашают человека. Но главное, что цели достижения и цели препятствия, по сути, - это одни и те же цели. Параноид и шизоид как бы две крайности развития ребенка на этом этапе. И на этом интервале могут быть выделены другие, помежуточные акцентуации. Например, по Ганнушкину существует акцентуация фанатика, которую можно приравнять к параноиду по принципу одержимости целей. Фанатик также, как и параноик, озабочен каким-либо достижением, и яростно избегает искушения со стороны противоположных (по его мнению) целей. Но, в случае фанатика, это, как правило, меньшее количество целей, возможно одна - божественная. И фанатак не столь озабочен своей индивидуальностью, как параноид. В отличии от параноида, фанатик не проявляет столь заметно тревожности и мнительности. В этом он, пожалуй, приближается к шизоиду, т.е. стоит где-то в промежутке между параноидом и шизоидом.
Справедливости ради, стоит указать, что для "параноидности" требуется довольно значимое чувство собственного "Я", ведь боязнь быть кем-то поглощенным требует, прежде всего, "быть", т.е. какое-никакое, а осознание самости должно присутствовать. Об этих энергиях "самости" речь пойдет в следующем разделе. В завершение этого раздела об акцентуациях бессознательного (другими словами, речь шла о влиянии бессознательного и его вкладе в те или иные акцентуации характера человека) можно привести еще одну акцентуацию. Можно выделить вариант, когда человек уже далек от ощущения присутствия в нем Великой бесконечности и также, пережив "неплохую грудь", не испытывает и параноидного страха перед новым (мисонеизм в терминах Юнга). Но при этом он еще более далек от ощущения тех энергий , с которыми человек сталкивается при дальнейшем взрослении (о которых речь еще пойдет). В итоге, его ведущими по жизни энергиями будут: смесь нерешительности и мнительности (например, он будет верить в мистические знаки и одновременно излишне интеллектуизировать по поводу этих знаков); осознание повышенной ответственности за свои (и даже за чужие) действия и одновременно недоверие к себе, и как следствие этого недоверия постоянные перепроверки своих прошлых, настоящих и будущих действий. Сам Леонгард такого человека мог назвать педантичным, (или дистимиком, хотя дистимиков принято соотносить с конституционально-депрессивными по Ганнушкину) сейчас их часто называют психастеники. Такие люди, по определению, не заметны в жизни и в мифах почти не встречаются. Их даже трудно выделить в особую акцентуацию характера, поскольку, с точки зрения современной морали, они "бесхарактерны". Если же убрать мораль, то можно сказать, что психастеник просто не наделен сильными акцентированными энергиями, но может "тяготеть" или в сторону энергий шизоида-фанатика-параноида, или же в противоположную сторону. Итак, следующий раздел.
К.Г.Юнг. Говоря о сознательном, будем разуметь способность человека изменить окружение. Такая способность говорит о том, что это самое окружение воздействует на человека и при этом не в угоду человеку. Это человеку не нравится и он стремится изменить внешний, нежелательный ему фактор. Уже с появлением "плохой груди" и возникновение "грозной матери" (у "грозной матери" может быть кажущаяся и "хорошая грудь", но при этом Мать ее удерживает, не дает, да еще и "угрожает кастрацией", расшатывая патриархальные традиции) такой процесс начинает иметь место. Но бессознательные шизоидные тенденции здесь все еще преобладают. Эти тенденции могут различаться для мужчин и для женщин. Лучше сказать, для мужских и для женских энергий в любом человеке, будь то мужчина или женщина. Так, существование "грозной матери" заставляет именно Мужское стремиться "назад" - к шизоидности. Если Ему это более удается, то человек притягивается к шизоидной акцентуации; если же энергий Абсолюта в человеке не хватает для шизоидности, то человек притягивается к параноидности, - стремление ради стремления. Для Женского существование "грозной матери" не угрожает кастрации, хотя "плохая грудь" может и вызывать дискомфорт для Мужского, находящегося рядом, - в этом же человеке. Тем не менее, женское не осознает этого дискомфорта и тем самым формирует психостеничные качества. В патриархальном обществе лучше быть мужчиной с параноидными качествами, а женщине с психастеничными качествами, а не наоборот, с точки зрения мужчин (в современном обществе эмансипированные женщины также скорее выберут параноидность, нежели психастеничность).
Акцентированный миф № 2 Сознательное, восставшее против бессознательного, начинает передел мира по-своему. Прежде всего, устраняется страх перед грозной Матерью. Именно здесь разделяются страх перед смертью, нижней кастрацией и стремление к бессмертию, желание войти в Великую Мать и переродиться. Здесь собственно возникает "новый", более осознанный страх перед "верхней" кастрацией, т.е. страх потерять само осознание, "потерять голову". Здесь мужчина начинает бояться женщин по-другому, с помощью другого, более изощренного механизма - отрицание могущества Матери. За этим стоит мифическая борьба с драконом-матерью во имя преодоления давления либидо. Именно здесь рождается настоящий Герой. Именно Герой способен преодолеть инерцию бессознательного, тьмы. Дракон, Сфинкс, или Кит, обитающий на Западе, каждый вечер проглатывает Солнце для того чтобы Солнце проходило первую половину ночи в чрево чудовища. А затем, совершив путешествие осознания во второй, благоприятной и щедрой половине ночи, Свет наконец триумфально возрождается на Востоке. Это также сродни погружению в "нижние миры", - необходимое условие для обожествления неофита (ученика). Для того, чтобы стать совершенным в осознании, необходимо пройти через семь (или девять) врат Ада - "не постигший тьму, да не постигнет и свет" (Киприан). Награда - сокровище. Сокровище, пол царства (свет, т. к. вторая половина - это тьма) - это предмет борьбы, в более узком смысле может выступать и как принцесса-пленница. Это также сестра-анима. Герой может жениться на сестре, равно как и совершить инцест с ней или даже собственной матерью. Впрочем, это скорее не узкие личные взаимоотношения, но, в более широком смысле, отношение героя к себе, к своему перерождению. Победить Дракона бессознательно, но совершить слепой, т.е. бессознательный инцест ради рождения собственного ребенка (пусть даже как символа возрождения), - выглядит для настоященго Героя менее очевидным. Тогда Эдип (из знаменитой притчи) - не настоящий Герой, а лишь наполовину (нижнюю половину), а Эдипов комплекс справедлив лишь отчасти. Для настоящего Героя и целостной мужественности необходимо присутствие "обоих частей" - верхней и нижней (верхнего и нижнего дома). Только преодолевая страхи верхней и нижней кастрации, рождается Герой.
Возникновение доброй Матери тождественно освобождению пленницы. Истинное сокровище для Героя - осознание, но триумф победы может заставить Героя "ослепнуть". Создание доброй (лучше сказать - укрощенной) Матери из грозной и пугающей рождает чувство собственной всепоглощенности, всемогущества, самодовольства. Это как кратковременная потеря только что достигнутого в борьбе, регрессия, шаг назад, последний взгляд в прошлое. Это неизбежная фаза в развитии любого человека, - переоценка собственного положения и значения. Это фаза нарциссизма, которую можно выделить как отдельную акцентуацию характера в том случае, когда эти энергии особенно выражены, а остальные при этом относительно репрессированы. Такая суперавтономия всегда сочетается с чувством стыда и неуверенность в себе, которые тщательно скрываются. Эти люди могут казаться несколько параноидными, но все же нарциссиста отличает от параноида именно фаза развития, на которой он акцентирован. Это не оральные страхи (быть съеденным), но анальные тенденции удержать часть себя в чужом мнении и , прежде всего, в своих собственных глазах. Параноид может испытывать обостренные чувство вины за свои поступки и мысли, не соответствующие его паранои или не оправдавшие его мнительность. В то время, как нарциссист отстаивает свою правоту до конца, даже не гнушаясь принципом: "Я не прав, но будет все равно по-моему". Это варианты "бытовых", мелочных деспотов, т.е. без учета социальных игр. Здесь дети отходят от родителей (сначала от матери), а ученики вступают в конфликты с учителями (в первую очередь, с якобы консервативными тенденциями учения). Здесь страх пройден, но наступает новое препятствие на пути к дальнейшему росту - иллюзорная "ясность мышления" в перемешку с стыдом. Герой восстал и победил. Проблемы кастрации заменились проблемами тщеславия, - и, поэтому, это тоже проблемы Мужского. Отсюда, нарциссизм ближе по духу мальчикам и, далее, мужчинам. Но это не каприз, ведь чувство стыда всегда стоит на страже даже, возможно, перед собственным Я. Это социально приемлемый мужчина и его нарциссические качества делают его более мужественным в своих, и мальчиковатым (незрелым) в чужих глазах, но он не видит в себе мальчишку, - он считает себя настоящим мужчиной, закрывая глаза на свой стыд. Женщины-нарциссистки менее социально приемлемы, скорее, от женщины больше требуют инфантильных качеств психастеника. Ведь рядом с "героем"-мужчиной должна быть освобожденная преданная "царевна", которая впредь будет его терпеливо ждать в то время, когда он будет совершать свои подвиги. Добрая Мать, - это, прежде всего, психастеничка, - добрая, понимающая, склонная и физически к полноте ("добрый" и "полный" часто выступают как синонимы). Жить при такой женщине все равно, что купаться как "сыр в масле", где можно в любой момент "прижаться к Большой груди". Только женщине-психастенику можно иногда признаться, не стыдять, в собственных слабостях. Не случайно психастению мы соотнесли с более ранним уровнем развития ребенка, чем развитие нарциссических качеств, и при этом эти энергии близки по логике развития друг другу. Впрочем, все зависит от уровня психастении в женщине и нарциссизма в мужчине.
Теперь автономия сменяется инициативностью, стремлению активно менять свое окружение. Стыд трансформируется в чувство вины, возможно, тревоги. Уже теперь ребенок осознает различия между полами, правда, на уровне идентификации гениталий. Отсюда и название этой фазы по Фрейду - генитальная. Маниакально-депрессивные люди, или циклотомики, в силу вышесказанного, являют собой некую противоположность шизоидам. Они, скорее, экстраверты, а не интроверты, как шизоиды. Их активность в маниакальной фазе, равно как и пассивность в депрессивной фазе направлены вовне. Можно сказать, что шизоидные энергии у них достаточно репрессированы, чтобы почти не проявляться в жизни. Это отражено и в теле, - циклоиды чаще склонны к полноте. Если шизоид и параноид защищается от страшной Матери бегством в Первоначало (по-разному), то циклоид защищается от … страшного Отца бегством "во вне" - в телесность. Особенно это выражено у женщин. Существует образ семьи (в сказках, что более соответствует деревенской семье), когда рядом с худым мужичком стоит здоровенная "бабища". Следует указать, что для женщины естественно и правильно развиваться в сторону жировых тканей, а для мужчины - в стороны мышечных, но в данном случае речь идет именно о психологической защите от Отца, выражающейся в чрезмерном ожирении. Причем, от грозного Отца может бежать и анима - женская душа в психике мужчины, а Отец может присутствовать в деспотических женщинах. Тогда мы встречаем "беременных" мужчин и авторитарных матерей, выполняющих, как правило, и отцовскую роль для ребенка. (Пиво здесь не причем, хотя фиксированность, связанная с пищей, на оральной стадии, может сочетаться с защитой от Отца). Психоаналитики часто соотносят циклоидов с оральной стадией развития ребенка. Тем не менее, потребность в пище и конституция тела связаны косьвенно, но не напрямую. (Т.е. если полный человек подвергает себя диетам, то это, как известно, дает мизерные результаты без определенной психологической работы. И, с другой стороны, худому шизоиду очень трудно набрать вес, как бы он судорожно не ел все подряд, или, скажем, одну высококалорийную пищу до тех пор, пока он активный шизоид.) Грозный Отец - это очередной архетип. Акцентированный миф № 3 Грозный Отец - это порождение патриархата. Герой уничтожил Мать, - ее устрашающую часть, убил убив тем самым Дракона и завладел осознанием. Он получил в награду сокровище - принцессу, добрую Мать, пол-царства. Но главное, он создал "мужской социум". Дальнейшая фаза развития - это борьба за удержание своего пьедестала. Это создание "правильного" мира, поделенного на две части - мужское и женское, сознание и бессознательное. И единственный способ для этого, приемлемый для молодого сознания - это мораль (Супер-Эго по Фрейду). А там, где мораль, там и страх и тревога за то, чтобы самому от этой морали отступиться. Герой уважает и одновременно боится созданного нового мира. Это и есть страх перед Отцом, страх перед "верхней" кастрацией. В этом и суть сурового Отца. Герой борется против своего отца, отказывается от него, находит себе другого отца. Суровый отец - это Царь, добрый же - это, как правило простолюдин. Царь обязательно есть выражение патриархального общественного уклада, в то время как простолюдин добр и ненавязчив, как при матриархате, или же нейтрален, живет один, или же это сам Бог. Лучшая же "семья" для Героя - это отец-Святой Дух и мать-девственная непорочная дева. Фаза борьбы с Отцом - это и стремление овладеть матерью, по сути, продолжение борьбы с грозной Матерью. Две фазы борьбы, - с Отцом и с Матерью есть преодоление двух видов страха - "верхней" и "нижней" кастрации. Герой часто двулик. Так, он может запутаться в своих подвигах, попасть под влияние злых колдовских чар (чаще женских), или просто иметь двойника-близнеза, который может его искушать прелестями безсознательного, убивать, предавать, кастрировать, отрубать голову (верхняя кастрация), но всегда в конечном итоге каяться и искать прощения и примирения. Но истинный Герой всегда остается Героем. Его рождение может явитьсятся одновременно и его смертью: если он станет деспотом, то родится новый Герой и его убьет, тогда история повторится. Но мифы предпочитают об этом умалчивать. На этом, собственно, миф (или сказка) и закачивается словами : "…и Они жили долго и счастливо…; …по усам текло, а в рот (в бесознательное) не попало…; ...вот и сказке конец… и т.д.". Так что же твориться на самом деле?
Социальное в акцентуациях характера
Человечество не инфантильно, и его невозможно обмануть, выдавая желаемое за действительное. Несмотря на все отличительные черты человеческого характера, чисто иллюзорный тип мышления, даже в случае примитивного человека, резко контрастирует с его талантом к адаптации и его чувством реальности, котороиу мы обязаны всеми нашими элементарными открытиями, сделавшими возможной цивилизацию. Эрих Нойманн Мораль всегда социальна. В каждом социуме своя мораль. И в каждом возрастном периоде, начиная с формирования Супер-Эго, существует своя мораль. Тогда мораль - это та же энергия, сублимированняя на определенном этапе взросления человека, что и энергии акцентуациий характера. Мораль уже появляется в борьбе с Матерью, но почти не выражена. Поэтому борьба с Отцом аморальна. И защиты от Отца, используемые в этой борьбе, более изощренны. "Телесность" - удачная защита циклотоника. Расщепление Героя на двух лиц-близнецов также выражается в виде энергии, которую используют люди, склонные к расщеплению (здесь можно выделить диссоциативную акцентуацию характера). В обществе их могут назвать лицемерами, но расщепление - это, прежде всего энергия. "Лицемер" - это понятие нравственное, соответствующее тоже определенным энергиям других акцентуаций. Лицемерами могут казаться циклотоники, поскольку они изменчивы, с острым чувством юмора в активной фазе, но почти всегда с ленцой. Но это всего лишь их черты характера, а также защиты.
"Пословица: "без труда не выловишь и рыбку из пруда", пожалуй, больше всего к ним подходит. Они (больше мужчины) - потенциальные "технари"-рационализаторы, изобретатели, инициаторы и движители машинной индустрии. Они - не теоретики, зато они с легкостью и смелостью готовы использовать уже созданные теории для своих практических разработок. Традиционно, рядом с компульсивными ставят обсессивных личностей. Это те же "трудоголики", но только на уровне ума. Но обсессивные не совсем теоретики, - они много думают, но только редко практически. Их лучше назвать мудрствующими, философствующими. Они, так же, как и неустойчивые, имеют более слабую конституция тела, чем компульсивные или циклоиды, но, в отличии от неустойчивых, изводят себя мыслями, вероятно, из-за присутствия в них значительных энергий другого уровня - "шизоидного" типа. Их маниакальность хотя и приближает их к компульсивным личностям, но они имеют все же больше шизоидности, отсюда менее телесны. Этот фактор "зацикленности" легко может сделать как тех, так и других наркоманами или алкоголиками. Получается, что обсессивные и компульсивные компульсивные одновременно убегают и от грозной Матери (внутрь), и от строгого Отца (в телесность). (Кстати, в реальных семьях строгих родителей, или родителей, являющихся значимыми в обществе людьми, давящих своим общественным авторитетом, дети нередко бывают наркоманами и имеют проблемы с алкоголем. Для них это протест против папы и мамы, а в лице папы и мамы, - и против всего социума.) Обсессивными и гиперманиакальными чаще бывают мужчины, чем женщины. Это может обуславливаться присутствием шизоидности в них, - не практичны, имеют слабую конституцию тела, убегают от Дракона-социума (в данном случае Дракон обоюдополый, и с материнским, и с отцовским грозными началами).
Так описывает женщин-истеричек Ненси Мак-Вильямс: "…ее неудовлетворенные оральные потребности объединяются с более поздними генитальными интересами и заметно усиливают эдипову динамику. …Поскольку девочка считает силу врожденным мужским атрибутом, она смотрит на мужчин снизу вверх, но также - большей частью бессознательно - ненавидит и завидует им. Она пытается усилить свое ощущение адекватности и самоуважения, привязываясь к мужчинам, в то же время исподволь наказывая их за предлагаемое превосходство. Она использует свою сексуальную единственную силу, которую, как она считает, имеет ее пол, вместе с идеализацией и "женской хитростью" - стратегией субъективно слабых - для того, чтобы достичь мужской силы. …Они также склонны к эксгибионисткой демонстрации своего тела при том, что сами его стыдятся, стремятся находится в центре внимания, в то время как субъективно чувствуют, что хуже других; бравируют и совершают героические поступки, бессознательно опасаясь агрессии, провоцируют лиц у власти, будучи напуганы их силой. … Любящий и пугающий маленькую девочку отец создает своеобразный конфликт притяжения-отталкивания. Он является возбуждающим, но внушающим страх объектом". Таким образом, в истериках присутствует стыд нарцыссиста и вина и тревога гиперманиакальной личности. В случае, если в семье мать выполняет авторитарную функцию отца (что нередко в наше время), а вместо дочери - сын, то сын может быть носителем истеричных энергий. Есть предположения, что такие мужчины склонны к женоподобным качествам, - могут стать гомосексуалистами, или трансвиститами. Интересно, что при авторитарной матери дочь принимает ее нарцыссические качества, и при этом может нести свойства истероида. Патриархальное общество делает всех женщин в определенной степени истероидами. "Суровые" мужчины не даром притягиваются к капризным, изменчивым женщинам, использующим типичную для истеричек защиту - регрессию (детские кривляния, хныкания и пр.), в то время, как капризные мужчины предпочитают женщин-"воспитателей". Истеричность, как уже сказано, изменчива. Истероид неплохо использует еще одну защиту, упомянутую выше - расщепление, поэтому истероида можно спутать с диссоциативной личностью. Отличие, опять же, - в силе эго "чистого" истероида.
Они, действительно, проще других акцентуаций становятся преступниками, но ими могут быть и "злые" судьи, сотрудники правоохранительных органов, благодаря которым, возможно, их и не "любят" в народе, называя нехорошими словами и т.д. Ими могут стать дети, которых Личко называл астеноневротически акцентированными. Это "трудные" подростки, и не менее трудные взрослые. Уровень их акцентуации будет зависеть от дальнейшей личной истории. К ним близки так называемые "великие параноики", - это не акцентуация, а скорее метафора. Это "черные гении", манипуляторы масс, великие харизматические личности, вершающие судьбами всего мира. В "великом параноике" действительно присутствуют параноидные качества, но, помимо их, они обладают великолепным потенциалом умения чувствовать социальные энергии плюс также гигантский нарциссизм. Эдиповы энергии у них настолько репрессированы и превращены в социальные, что может показаться, что личной жизни у них нет, а есть только "общее дело". Здесь уместно вспомнить книгу психоаналитика Вильгельма Райха о Природе фашизма, который увидел в фашизме сублимированный гигантский потенциал репрессированных, накопившихся за века патриархата, сексуальных энергий. Пожалуй, именно "черные гении" и являются персонифицированным ярким выражением этого потенциала.
Заключение
Вильгельм Райх. В завершениe, хотелось бы ввести еще одно рассмотрение акцентироавнности людей. Просто, не хотелось бы слишком примитизировать связь акцентуаций характеров, драйвов и мифических персонажей. С одной стороны, эта связь бесспорна, она проста, но не примитивна. Это означает, что жизнь многоуровнева, т.е. повторяет саму себя в развитии целовека, общества, культуры. Глупо было бы, если бы мифы являлись просто "сказками". То, что мы их не всегда понимаем, а если и понимаем как то по-своему, то не принимаем, говорит о нашей специфической социализированности. У нас другое общество, - другая мораль, другое мировозрение, другой "возраст". Мы врят ли "взрослые", скорее мы "в пубертате", т.е. мы достигли какой-то степени не просто полового созревания, но и созиализированности, - наивной, максималисткой, "мальчишеской", но созиализированности. Период мифотворчества где-то раньше "в детстве". Хотя, степень мудрости мифов заставляет задуматься : "Может быть позже, но когда?". Но не в другой же "реинкарнации" человечества?.. Или тогда все дети мудры настолько, что на каком-то начальном этапе видят свою жизнь наперед. Каждый понимает мифы тоже по-своему. Степень его понимания говорит не столько о степени его коэффициэнта интеллекта, столько в какой культуре он живет, на каком языке знаков он говорит, в какую эпоху взросления общества он живет (ребенок понимает самого себя в каждом возрасте по-разному) и, исходя из нашей темы, энергии каких акцентуаций он несет по жизни. И он будет притягиваться к тем мифическим персонажам, которые на него похожи. Социум, в котором он находится, будет всего лишь диктовать мораль (т.е. свою "акцентуацию"), - что "хорошо", а что "плохо". Наше сознание учитывает мнение общества и выставляет на показ или репрессирует степень нашей "похожести" на те, или иные мифические персонажи. Можно ввести предположение, что степень социальной адаптации человека зависит от того, насколько мифический "двойник" этого человека "очеловечен", т.е. поощряется общественной моралью, выражен в виде человека, а не животного или монстра, побеждает, а не проигрывает в конечном итоге. Чем дальше к бессознательному, тем человеку труднее в обществе, повышается опасность психического заболевания, усложняются сами расстройства по направлению от легких расстройств до серьезных психопатологий (но раньше душевнобольных могли принимать и за блаженных и даже за святых). Бессознательное должно быть доступно психике человека, иначе рождается другая крайность, другая акцентуация. Без уместной "шизоидности" человеку трудно также, как и без энергии нарциссизма, или эпилептоидных черт характера. Просто, рождаются другие проблемы. Не бывает асоциальных энергий детства, а значит и асоциальных энергий акцентуаций характеров. Сами характеры могут быть асоциальны из-за нехватки баланса в энергиях рождения и развития человека. Причем, в силу того, что внешние энергии обшественной морали каждые сто, а то и десятки лет могут изменяться, меняются и те акцентуации характеров, которые сформированы в более поздние этапы развития ребенка - эпилептоиды, истероиды и пр. Т.е. меняется наш взгдяд на эти характеры. Кстати, он различен и в разных современных школах психиатрии, соответствующих разным менталитетам - русскому (Московскому или Питерскому), немецкому и др. Но зато взляд на шизоидную (интровертированную по Леонгарду) акцентуацию характера почти везде совпадает, поскольку это "первичная" (в нашем рассмотрении) акцентуация. Интровертированность неизменна и на уровне взгляда на нее научных школ, и на уровне акцентуации самого человека. Зато более поздние акцентуации способны к обмену "энергиями", ведь эти энергии более подвижны, чем "неизменный Абсолют" шизоида. Например, очень неопределена "кампания" таких акцентуаций (т.е. нет однозначного мнения по их клиссификации), как маниакально-депрессивная-гиперманиакальная-компульсивная-обсессивная-диссоциативная-истероидная и пр. Короче говоря, дело не в названиях, а в сути происходящих в каждом человеке и в любой общественной группе "игре энергий", - можно играть красиво, естесственно, осознанно а можно быть "слепыми котятами", натыкающимися на все предметы. Глупо не признавать наличие тех или других энергий в себе (пусть даже самых социально неприемлемых), лучше признать их, осознать и найти приемлемый, красивый, играючий способ их сублимации.
Лютый И., 2000 г.
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |