Лаура
Перлз
об
истории
гештальт-терапии
и
о
себе
Это
выдержки
из
нескольких
работ
Лауры
Перлз
и
(в
большей
степени)
интервью
с
ней,
опубликованных
в
журналах
Voices и
Gestalt Journal. Это
не
альтернатива
"Помойному
ведру"
Перлза,
но
взгляд
"с
другой
стороны",
для
кого-то,
может,
и
неожиданный.
При
переводе
я
специально
не
сглаживал
неровности
языка
(что
не
исключает,
впрочем,
неровностей
самого
перевода).
Хронологическое
расположение
материала
тоже
довольно
условно.
Я
также
оставил
повторения,
которые
сложно
было
исключить
из
контекста.
Впрочем,
принимаются
(для
рассмотрения)
любые
предложения
по
дальнейшей
редактуре
текста.
Сокращения
имен:
ЛП
- Лаура
Перлз,
НК
- Ниджоул
Кудирка,
ЭР
- Эдвард
Розенфельд,
ДР
- Дэниел
Розенблатт,
ЭМС
- Э.
Марк
Стерн,
РК
- Ричард
Кицлер.
Германия
и
гештальт-психология
ЛП:
Когда
мне
было
шестнадцать,
у
меня
произошло
то,
что
называется
"нервным
срывом",
но
я
просто…
была
в
замешательстве
и
влюблена
в
человека
намного
старше
меня.
Моя
семья
все
это
мудро
пресекла.
На
несколько
месяцев
я
попала
в
то,
что
называлось
санаторием
- с
адлерианским
психологом
во
главе.
Здесь
я
впервые
услышала
имя
Фрейд,
прочитала
"Толкование
сновидений"
и
"Психопатологию
обыденной
жизни".
Так
что
я
заинтересовалась
этим.
Спустя
некоторое
время
я
поступила
в
юридическую
школу,
потому
что
в
то
время
все
мы
были
левыми
и
стремились
сделать
что-то
хорошее
или
социально
полезное.
[3]
ЛП:
…Затем
я
начала
изучать
психологию
с
Гельбом
и
Гольдштейном,
там
же
встретилась
с
Фрицем.
Это
было
в
1926, в
1927 начался
наш
роман.
[3]
НК:
В
гимназии
Вы
начали
проявлять
интерес
к
литературе?
ЛП:
В
литературе
мне
очень
хорошо
давались
языки
- греческий,
латинский,
французский.
Английский
был
единственным
языком,
который
я
никогда
не
изучала.
Я
читала
всю
современную
литературу,
классическую
и
современную
литературу.
Не
думаю,
что
в
немецкой
литературе
от
средних
веков
до
современности
осталось
что-то,
что
я
не
читала.
НК:
Вы
находили
чтение
классической
литературы
более
забавным
и
интересным,
нежели
чтение
психологической
литературы?
ЛП:
Я
никогда
не
считала
психологическую
литературу
ужасно
интересной,
но
на
самом
деле,
гештальт-литературы
тогда
и
не
существовало,
хотя
она
уже
создавалась.
Например,
когда
Вертгеймер
читал
свои
лекции
о
продуктивном
мышлении,
а
Курт
Гольдштейн
замышлял
и
описывал
свою
организмическую
концепцию.
В
то
время
Гольдштейн
- вместе
с
Гельбом
- писал
небольшие
статьи
о
людях
с
повреждением
мозга,
о
том,
как
они
заново
интегрировали
деятельность,
читали
и
развивали
компенсации.
НК:
Вы
также
сказали,
что
где-то
тогда
же
стали
проявлять
интерес
к
современному
танцу.
ЛП:
Я
занималась
современным
танцем
с
восьми
лет.
Начинала
с
Делькраузом,
это
было
еще
до
Первой
мировой.
Мне
было
девять
лет,
когда
началась
война.
Тогда
нашего
преподавателя,
танцора
из
Штутгарта,
забрали
в
армию,
и
мне
пришлось
прерваться
на
несколько
лет.
Но
с
тринадцати-четырнадцати
я
начала
заниматься
по
системе
Лёвелина,
которая
была
связана
с
Рудольфом
Штайнером
и
штайнеровскими
школами.
Позднее
я
обнаружила,
что
они
делали
что-то
очень
близкое
к
техникам
йоги
и
дзена.
Интерес
к
этому
у
меня
сохранялся
в
течение
всей
жизни.
И
в
Южной
Африке
нашелся
человек,
работавший
в
лёвелиновской
системе,
и
мы
занимались
с
ним
у
меня
в
саду
дважды
в
неделю.
Я
хотела,
чтобы
Фриц
присоединился
к
нам.
В
то
время
ему
казалось,
что
все
это
девченочьи
забавы,
скука
и
он
предпочитал
катание
на
коньках,
а
позднее
полеты.
Много
позже,
года
за
два
до
его
смерти,
когда
он
стал
задумываться
о
телесном
осознании
и
той
роли,
которую
оно
играло
в
Исалене,
он
сказал:
"Ты
никогда
ничему
меня
не
учила".
Я
ответила:
"Конечно,
нет,
ты
не
хотел
этому
учиться".
НК:
Вы
говорили,
что
в
течение
жизни
у
Вас
было
множество
друзей-художников,
Вы
очень
много
общались
с
ними.
Могли
бы
Вы
сравнить
Ваших
друзей-художников
и
друзей-психологов,
терапевтов?
Чувствуется
какая-нибудь
разница?
ЛП:
С
течением
времени
она
все
больше
разочаровывала.
Знаете,
первые
психологи,
стоявшие
у
истоков,
развивавшие
новые
направления
в
психоанализе,
были
интересными
людьми.
Некоторые,
как
Гольдштейн,
были
абсолютными
гениями.
Гельб,
некоторым
образом,
был
известным
преподавателем.
Он
был
ненадежен,
особенно
как
руководитель,
мы
с
ним
не
очень
хорошо
сработались.
Люди,
которые
тогда
интересовались
психологией,
все
были,
в
некотором
роде,
художниками.
Не
было
такой
большой
разницы.
Они
были
артистами.
Фриц
был
более
художник,
чем
ученый.
На
самом
деле,
я
большая
школярка,
чем
Фриц.
Тот
был
очень
проницателен
и
интуитивен.
У
него
были
математические
мозги,
которых
у
меня
нет.
Я
не
очень
хороша
в
математике.
Он
превосходно
в
ней
ориентировался.
В
то
время
психология,
особенно
психотерапия,
становилась
искусством,
несмотря
на
все
попытки
сделать
ее
наукой.
Те,
кто
по-настоящему
эффективно
занимались
ей,
были
художниками.
НК:
Что,
по-Вашему,
произошло
в
этой
области
к
настоящему
моменту?
ЛП:
Я
думаю,
психология
в
Америке
стала
слишком
академичной,
люди,
которые
участвовали
и
участвуют
в
наших
тренингах,
специализировались
слишком
рано
и
вовсе
не
получили
более
широкого
гуманистического
образования.
Кроме
нескольких.
Те,
кто
получил,
и
сейчас
становятся,
в
некотором
роде,
выдающимися
людьми.
[3]
ЭР:
Вы
уже
были
психологом,
когда
жили
в
Берлине?
ЛП:
У
меня
была
докторская
степень
по
психологии
и
психоаналитическое
образование;
я
уже
закончила
проходить
личный
психоанализ.
Еще
я
училась
в
Берлинском
институте
и,
позднее,
в
Амстердаме.
Сначала
я
была
гештальтистом,
а
после
стала
аналитиком.
Фриц
был
сначала
аналитиком,
а
затем
пришел
в
гештальт,
никогда
не
погрузившись
в
него
полностью.
ЭР:
Был
ли
гештальт-подход
в
то
время,
в
основном,
перцептуальным?
Интересовались
ли
Вы
экспериментальной
работой?
ЛП:
Он
был
расширен
в
работах
Курта
Гольдштейна
в
общий
организмический
подход.
И
Фриц,
и
я
работали
с
Гольдштейном.
Фриц
несколько
месяцев
был
его
ассистентом,
а
я
студенткой
в
течение
нескольких
лет.
Много
экспериментов
я
выполнила
в
Институте
для
ветеранов
с
повреждениями
мозга.
[2]
ДР:
А
Ваш
опыт
касался
больше
философии
и
психологии?
ЛП:
Я
погрузилась
непосредственно
в
гештальт-психологию.
Она
соблазнила
и
увела
меня
прочь
от
права
и
экономики.
Еще
учась
на
юриста,
я
слушала
лекции
Гельба.
Он
был
очень
хорошим
лектором.
Он
был
интересен.
Он
был
грамотен.
Его
взгляды
совершенно
отличались
от
взглядов
традиционных
психологов.
Позже
еще
большее
впечатление
на
меня
произвели
Вертгеймер
и
Гольдштейн.
Гельб
был
превосходным
лектором
по
введению
в
гештальт,
но
нелегким
руководителем
для
моей
диссертации.
ДР:
Что
привело
Вас
к
психоанализу?
ЛП:
Фриц.
Я
увлеклась
психоанализом,
потому
что
хотела
понимать
тот
жаргон,
который
они
с
одним
другом
все
время
употребляли,
понимать,
о
чем
они
говорят.
Они
дико
анализировали
все
вокруг,
включая
меня.
Мне
тоже
хотелось.
ДР:
Как
Вы
попали
туда?
ЛП:
Фриц
проходил
анализ
у
Клары
Хаппль,
она
была
фрейдисткой,
обученной
в
Берлине,
я
тоже
стала
проходить
у
нее
анализ.
ДР:
Сколько
времени
Вы
были
с
ней,
и
на
что
это
было
похоже?
ЛП:
С
ней
я
была
только
шесть
месяцев,
может
чуть
больше.
Потом
она
переехала
в
Гамбург,
так
что
я
обратилась
к
Карлу
Ландауэру,
который
был
тогда
настоящим
аналитиком.
ДР:
Каким
был
Ваш
опыт
пациента
в
психоанализе?
ЛП:
На
меня
гораздо
большее
впечатление
произвел
Ландауэр,
который
был
необыкновенно
яркой
личностью
и
либералом
в
психоанализе.
Он
близко
дружил
с
Ференци
и
Гроддеком,
когда
те
уже
работали
на
грани
дозволенного.
На
самом
деле,
просто
более
независимо,
более
активно.
[7]
Почему
мы
называем
наш
подход
гештальт-терапией?
"Гештальт"
- холистическая
концепция
(ein Ganzheitsbegriff).
Гештальт
- это
структурированная
сущность,
которая
есть
нечто
большее
или
отличное
от
суммы
своих
частей.
Это
фигура
переднего
плана,
которая
выделяется
на
своем
фоне,
она
"существует".
Термин
"гештальт"
вошел
в
психологический
словарь
из
работ
Вольфганга
Кёлера,
который
применил
принципы
из
теории
поля
к
проблемам
восприятия.
Гештальт-психология
в
дальнейшем
была
развита
Максом
Вертгеймером,
Гельбом
и
Гольдштейном,
Коффкой
и
Левиным,
их
коллегами
и
учениками.
Работы
Вертгеймера,
Коффки
и
Левина
были
особенно
важны
для
развития
гештальт-терапии.
Любому,
кто
хочет
вполне
понять
гештальт-терапию,
было
бы
неплохо
изучить
труды
Вертгеймера
о
продуктивном
мышлении,
Левина
- о
незавершенном
гештальте
и
критической
важности
интереса
для
формирования
гештальта
и
Курта
Гольдштейна
- об
организме
как
неделимой
целостности.
Организмический
подход
Гольдштейна,
связанный
с
теорией
саморегуляции
организмов
Вильгельма
Райха
становится
в
гештальт-терапии
постулатом
о
континууме
осознания,
свободно
текущем
формировании
гештальтов,
при
котором
то,
что
представляет
наибольший
интерес
и
важность
для
выживания
и
развития
индивидуального
или
социального
организма,
становится
фигурой,
выходит
на
передний
план,
где
может
быть
полностью
пережито
и
ответственно
переработано.
Но
наиболее
существенный
вклад
Райха
в
развитие
гештальт-терапии
заключается
в
его
признании
идентичности
мышечных
напряжений
и
структуры
характера.
Характерная
броня,
воплощенная
в
обсессивном
характере,
- это
фиксированный
гештальт,
который
становится
препятствием
для
непрерывного
формирования
гештальтов.
Однако
практическая
сосредоточенность
на
телесном
осознании
стала
частью
гештальт-терапии
не
через
Райха,
а
из-за
моего
долгого
опыта
занятий
эуритмикой
и
современным
танцем,
моего
изучения
работы
Людвига
Клагеса
"Ausdrucksbewegung und Gestaltlungskraft" (экспрессивное
движение
и
творчество)
и
моего
осознания
методов
Александера
и
Фельденкрайса
задолго
до
развития
биоэнергетики
и
других
телесных
терапий.
Работа
с
дыханием,
позой,
координацией,
голосом,
чувствительностью
и
движением
стала
частью
моего
терапевтического
стиля
уже
в
30-х
годах,
когда
мы
еще
называли
себя
психоаналитиками.
[1]
ДР:
Что
еще
повлияло
на
развитие
гештальт-терапии?
ЛП:
Мы
все
брали
что-то
из
восточных
философий
и
их
холистического
подхода.
ДР:
Когда
Вы
говорите
"восточная
философия",
что
Вы
имеете
в
виду,
конкретней?
ЛП:
Буддизм
и
восточную
литературу
в
переводе.
Когда
я
была
молодой,
постоянно
выступал
один
индийский
поэт,
и
мы
читали
его.
В
то
же
время
писал
Герман
Гессе,
и
мы
получали
его
труды
прямо
из
печати.
Позже
я
прочитала
"Дзен
и
искусство
стрельбы
из
лука".
У
меня
также
были
упражнения
с
Востока
- современный
танцевальные
движения,
которые
в
большой
степени
основывались
на
восточных
принципах
и
движениях,
чем
на
западных,
а
именно
на
балете,
который
не
обеспечивает
поддержку.
Он
похож
на
колоратурное
пение
и
может
быть
прекрасен
сам
по
себе.
[7]
ЭМС:
Были
и
другие
корни,
не
правда
ли?
Феноменологического
происхождения?
ЛП:
Совершенно
верно.
Мы
читали
Хайдеггера
и
Шелера
на
семинарах
у
Курта
Гольдштейна.
Шелер
должен
был
стать
профессором
философии
во
Франкфурте,
он
даже
прочитал
вводную
лекцию
до
отпуска,
перед
которым
он
и
умер.
На
его
место
пришел
Пауль
Тиллих,
у
которого
я
училась
два
года.
Тиллих
и
Мартин
Бубер,
другой
мой
учитель
во
Франкфурте,
оказали
на
меня
большее
влияние,
чем
любые
психологи
или
психоаналитики.
Меня
впечатлило
то,
как
они
уважали
людей.
[4]
Постепенный переход от психоаналитической к
гештальт-ориентации отражен в книге "Эго, голод и агрессия", впервые
опубликованной в 1942 г. Я написала для нее две главы,
гештальтистские в основе: "Комплекс пустышки", в котором описывается
фиксированный гештальт, препятствующий изменению, и "Значение
бессонницы", которая описывается как незавершенный гештальт,
незаконченная ситуация, не дающая нам спать. В этой книге мы перешли
от исторически-археологической фрейдистской точки зрен |