УРОК ВТОРОЙ
КАК
ДОБИТЬСЯ ЖЕЛАЕМОГО
В этой главе:
• Технология достижения целей
• Четырехступенчатая модель успеха
• Принципы правильной формулировки
результата
После краткого обзора НЛП мы переходим к
одной из его центральных тем: достижению целей. Все мы знаем людей,
которые, похоже, никогда ничего не добиваются, поскольку просто не
имеют ясных целей. С другой стороны, почти всем нам известны люди,
которые ежедневно, еженедельно, ежемесячно ставят перед собой
конкретные задачи и добиваются весьма ощутимых результатов. Их
успехи объясняются умением сосредоточиваться на точно очерченных
достижимых целях. Оглядываясь на свою жизнь, вы, вероятно,
заметите, что ваши успехи и неудачи были связаны с ясностью и
досягаемостью поставленных целей.
Выбор и достижение цели (к их числу
можно отнести мечты, надежды, желания и конкретные задачи) можно
считать важнейшими составляющими человеческого опыта. Помимо
чувства удовлетворения от достигнутого успеха, правильный выбор
цели может буквально изменить вашу жизнь.
Судя по всему, многих деловых людей
подталкивают к действиям честолюбие и мечты. Заветные цели служат
для них мерилом успеха. У разного рода компаний и организаций могут
возникать собственные варианты целей и желаемых результатов,
например, целевое управление, корпоративное планирование н системы
контроля исполнения сметы. Однако руководители компаний обычно
достигают желаемого благодаря личным качествам, нередко
вопреки инертности возглавляемой ими организации. Именно личности
превращают четкие цели в мотивацию, уверенность в своих силах,
настойчивость и прочие человеческие качества, неуклонно ведущие к
успеху. Нет ничего удивительного в том, что своими достижениями
каждая организация обычно обязана нескольким ключевым фигурам,
участвующим в ее управлении.
В книге Гарри Олдера «Думай как лидер»
приводятся примеры подобного подхода и, в частности, история одного
молодого человека, который едва закончил школу и работал
подмастерьем, но «видел себя в двадцатипятилетнем возрасте»
начальником производства. Юноша рассказывал, как тщательно он лелеял
и разрабатывал этот образ и соответствующие ощущения, какой восторг
испытал, когда наконец-то занял кресло управляющего и наяву пережил
то, что прежде так достоверно переживал в воображении. Позже он
вновь воспользовался этой «системой» и со временем стал членом
совета директоров крупной корпорации.
В других случаях честолюбие связано с
будущим компании, с тем, какой она станет, какие чувства начнет
вызывать. Многие знаменитые бизнесмены не только создали крупнейшие
корпорации, но и воплотили в жизнь собственные цели благодаря
творческому мышлению и воображению, упорному труду и преданности
своим мечтам. Деятельность воображения, несомненно, приносит намного
больше пользы, чем сверхурочная работа или развитие силы воли.
ТЕХНОЛОГИЯ
ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
Целенаправленность можно считать одной из
неотъемлемых частей человеческой природы. Мы наделены инстинктом
достижения целей, который неявно связан со всеобщим стремлением
получать удовольствие и избегать страданий.
Человек ведет себя так или иначе
постольку, поскольку полагает, что именно такое поведение пойдет
ему на пользу. Иными словами, мы склонны действовать исходя из
какой-либо конкретной причины или следуя какой-либо
конкретной цели, достаточно ясно при этом представляя себе
результат.
Итак, у поведения есть цель,
оно должно привести к тому или иному результату, а мы
истолковываем свои действия как нацеленные на определенный
исход. Мы сами придаем им значение, хотя иногда это делается лишь
после, «задним числом». В определенном смысле у нас всегда есть
обоснование любым своим поступкам.
Сознательное и точное формулирование
собственных целей, то есть «хорошо очерченный результат», повышает
шансы превращения ваших желаний в соответствующие действия на пути
к успеху.
НЛП опирается на врожденную склонность
человека к достижению целей, стремление выявить в чем бы то ни было
его полезный смысл, его значение. Многочисленные факты
свидетельствуют о том, что люди проявляют себя как системы
достижения целей: цели систематически лежат в основе любых
наших поступков. Такие цели могут заключаться в желании что-то
получить, сделать или узнать, просто жить по возможности лучше или,
например, произвести на свет потомство. Это не означает, что за
любые мелочи мы беремся, лишь ясно сознавая свою цель. На самом деле
мы обычно действуем без осознаваемого намерения: мы просто делаем
что-то, не задумываясь о том, к чему приведут наши действия. Но даже
в тех случаях, когда мы этого не осознаем, у нас все равно есть
основополагающее побуждение, цель.
Некоторые спортсмены и бизнесмены,
достигшие вершин карьеры, в свое время упорно старались преодолеть
социальные проблемы или восполнить нехватку информации - например,
собственную нехватку образования. Редко бывало, чтобы они осознанно
связывали эти побуждения со своей необычайной энергичностью и
целеустремленностью, однако в любом случае в их мыслях рождались
картины будущего, которые оказывались сильнее любого бизнес-плана
или сознательного честолюбия. Например, пару десятилетий назад
выросло молодое поколение русских и восточноевропейских гимнастов,
объединенных непреодолимым желанием добиться успеха, которое
подкреплялось яркими мечтами о совершенстве и мировом признании. В
подобных случаях богатое и неограниченное воображение оказывается
эффективней любой силы воли и целеустремленности, о каких только
можно мечтать.
Многие подобные истории уходят корнями
в детство, в события и обстоятельства первых лет жизни, либо
объясняются влиянием конкретного человека. Временами они могут
казаться случайностями, везением или проявлением интуиции, то есть
чем-то таким, что не в нашей власти. Однако НЛП рассматривает
достижение поставленных целей совсем не так, как популярные курсы
бизнеса, поскольку учитывает и осознанное, и подсознательное.
Любой способен воспользоваться этими
встроенными механизмами достижения целей, которые добросовестно
обрабатывают все, что мы намеренно или неосознанно в них вкладываем.
В этом и в следующем уроке мы предоставим вам те средства, которые
необходимы для развития этой естественной способности.
ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ
МОДЕЛЬ УСПЕХА
Прежде чем подробнее говорить о том, как
правильно ставить цели, нам нужно рассмотреть этот вопрос в
контексте общего движения к совершенству. Умение правильно выбирать
цели представляет собой простую, но очень важную часть так
называемой четырехступенчатой модели успеха, которая поясняет, как
мы программируем свои личные задачи.
Описанная ниже модель лежит в основе
любого эффективного обучения, особенно освоения практических умений
и навыков. Кроме того, на нее опирается большей своей частью и НЛП.
1. Решите, чего вы хотите
(сформулируйте и поставьте перед собою цель).
2. Сделайте что-нибудь.
3. Посмотрите, что получится.
4. Если понадобится - меняйте подход,
пока не добьетесь желаемого.
На протяжении курса обучения мы
подробно обсудим каждый этап. Эта простая модель применима ко всем
нашим поступкам и достижениям. Обычно мы просто не задумываемся об
этом процессе, потому что на пути следования к нужной нам цели
модель применяется сама собой. Однако временами мы ошибаемся в
выборе цели. Сознательное применение четырехступенчатой модели
быстро покажет, как она проявляется и насколько эффективна в самых
разнообразных обстоятельствах.
Успех и неудачу часто разделяет очень
тонкая грань. Причины провалов обычно объясняются недооценкой
важности одного из этапов (например, нечеткостью цели или
невниманием к урокам прошлого). Следующие уроки помогут усвоить
то, что необходимо для тщательной работы с каждым этапом. Это
принесет вам более устойчивые результаты.
Ниже мы поговорим о первом этапе: об
умении решать, чего мы хотим, то есть ставить перед собой верные
цели. В НЛП это называется умением «правильно сформулировать
результат».
ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОЙ
ФОРМУЛИРОВКИ РЕЗУЛЬТАТА
Возможно, вам уже доводилось сталкиваться с той схемой признаков
правильной цели, которая в мире НЛП известна в виде аббревиатуры
«5МАКТ»*. Требования, которым должна соответствовать цель,
следующие:
Точность
Соизмеримость
Достижимость
Реалистичность
Своевременность
Однако эту схему нельзя назвать
полной. Чтобы постановка целей была по-настоящему эффективной,
следует обратиться к НЛП, где описаны «принципы правильной
формулировки результата».
Сегодня мы расскажем о том, какие
существуют критерии проверки результатов и как применять их на
практике. Важность такой проверки трудно переоценить, поскольку она
служит основой эффективных действий и достижения намеченного. Эти
принципы требуют постоянного применения и должны войти в привычку.
Некоторые из них пересекаются с элементами модели «ТСДРС», хотя и
выражаются несколько иначе. Мы выделяем шесть основных принципов,
которые следует применять при выборе целей:
1. Формулируйте свою цель в
утвердительных терминах.
2. Соотносите свою цель с контекстом.
3. Выражайте свою цель точно, в
сенсорных категориях.
4.
Выбирайте
такую цель, которой сможете достичь своими силами.
«5таг1» (8рес1Пс,
МеазцгаЫе, АсшеуаЫе, Неа11яю, Тиг1е!у) - гдесь букв.:
«остроумная», «толковая». - Прим.
ред.
5. Трезво оценивайте последствия
достижения своей цели.
6. Выбирайте такие цели, которые
заслуживают их достижения.
В этой главе мы поговорим о каждом из
перечисленных принципов, а затем предложим вам ряд вопросов для
практической оценки цели. Они помогут вам добиться наибольших
шансов на успех в достижении любого результата. В частности,
вопросы позволят выявить те грани поставленных целей, о
существовании которых вы могли даже не подозревать, хотя от них тоже
зависит, будет ли достигнут успех. Не старайтесь непременно найти
ответы, просто задавайте себе вопросы. Некоторые из них окажутся
особенно важными. Если вопрос помогает утвердиться в своей цели или
заставляет задуматься о том, не внести ли в намеченное какие-либо
изменения, он уже выполнил свою задачу. Запомнив эти правила оценки
результата, начните применять их к любым своим целям и задачам, пока
это не войдет в привычку.
Осваивайте принципы без спешки. Если
откровенно, мы не слишком склонны пересматривать свои жизненные
цели, однако польза, которую может принести такая переоценка,
несомненно, окупит затраченное время и силы. Многие люди самым
радикальным образом усовершенствовали различные стороны своей жизни
благодаря такому подходу к выбору и достижению целей.
Если у вас еще нет исходного перечня
своих целей, желаний, мечтаний и надежд, лучше составить его
прежде, чем продолжить чтение. Применяя описанные принципы к
конкретным целям из реальной жизни, вы лучше поймете их. Они сразу
принесут вам пользу, существенно повысив шансы на успех. Вносите в
составленный список поправки, появляющиеся после применения
принципов и возникновения новых вопросов. Может случиться и так, что
после рекомендуемой здесь проверки какую-либо из ваших целей вы
попросту отбросите. Упрямое стремление к тому, что почти не имеет
шансов на успех, просто бессмысленно. Приготовьтесь и к появлению
новых целей. Кроме того, вы наверняка обнаружите, что вполне в
силах осуществить свою заветную мечту, испробовав совсем иной
подход, который будет гораздо более ей соответствовать.
1. Формулируйте свою цель в
утвердительных терминах.
Многие, когда им задают вопрос об их целях
и жизненных ориентирах, говорят о том, чего они не хотят, а
не о том, чего хотят. Итак, прежде всего постарайтесь уяснигь, чего
вы в самом деле хотите, то есть сформулируйте свое желание в
позитивных, утвердительных терминах.
Мозг устроен таким образом, что
формулировка цели при помощи отрицаний способна привести к такому же
результату, совершенно ей противоположному. Родители часто говорят
детям, чего нельзя делать («не беги», «не разбей», «никогда так не
делай»), после чего ребенок чаще всего поступает наоборот. Это
относится не только к детям. Игрок в бейсбол, которому кричат «не
промахнись» в тот самый момент, когда мяч дугой взмывает в небо,
скорее всего, промажет. Его система «разум-тело» будет схвачена
мыслью о промахе, а не о том, как поймать мяч. Мысль-отрицание
норовит подменить и вытеснить мысль-утверждение и именно так
воплощается в жизнь.
То, что больше всего
занимает наши мысли (сознательно или неосознанно), обычно
отражается в поведении и становится явью |
Чтобы «понять», чего нам не хочется,
приходится прибегать к определенному мысленному представлению,
которое нередко включает образ того, чего мы не хотим. Разум
начинает считать этот образный ряд (особенно если тот достаточно
ярок) «предполагаемым результатом», а это значит, что мысленное «не
хочу» неизбежно воплощается в жизнь.
Хотя мы не до конца понимаем связанную
с таким процессом нейромеханику, эта сторона нашего восприятия
вызывает у многих большой интерес. Например, если я попрошу вас не
думать о своей левой ноге, вам просто придется думать о ней, чтобы
не забыть, о чем вы не должны думать.
К сожалению, когда речь идет о
достижении целей, возникающий на инстинктивном уровне отрицательный
ряд способен причинить немало вреда до того, как мы успеваем
избежать данного отрицательного. Игрок в гольф, задумывающийся о
препятствиях (дереве или канаве), обычно осуществляет то, что
прокручивается у него в воображении. Он отдает соответствующие
«мысленные приказы», после чего мяч успешно приземляется в
канаву или отскакивает от дерева. Добровольные жертвы постоянных
тревог сами придумывают себе кошмары, которые затем сбываются с
неизбежностью пророчества и подтверждают худшие опасения («а что я
говорил! »). Эти люди неуклонно добиваются успеха именно в том, чего
не хотели.
Определитесь с тем, чего вы на
самом деле хотите. Конечно,
научиться мыслить в утвердительных терминах не так уж просто. Как не
думать о том, чего не хочется? Ответ один: сосредоточиваться только
на том, чего вы действительно хотите, представлять это, то
есть воспроизводить в ряду зрительных, слуховых и т. п. ощущений.
Определенную помощь могут принести
недавние исследования работы мозга. Например, мы, судя по всему,
способны одновременно удерживать в голове лишь весьма малое
количество мыслей. Это значит, что если мы заполним все свободное
«пространство» мыслями о виде, звучании и ощущении того, чего
хотим, то просто не сможем думать о противоположном. В
действительности, когда нас захватывают какие либо глубокие идеи или
яркие, красочные картины, нам очень трудно одновременно заниматься
чем-то еще. О задумавшемся человеке говорят, что он «поглощен
своими мыслями». Этот подход помогает преодолеть склонность
воображать отрицательные результаты.
При утвердительной постановке цели
исключается все прочее - исключаются не только мысли о том, чего вы
не хотите, но и рассуждения о том, как вам достичь желаемого.
Занимайтесь всем по очереди: сосредоточьтесь прежде на самой цели, а
не на средствах ее достижения.
Чтобы научиться сосредоточиваться на
том, чего вы хотите, не нужно особого труда, хотя это потребует
определенной практики. Приведем еще несколько примеров. Скажем,
действительно ли вы хотите сбросить пару килограммов лишнего веса?
Перестать опаздывать и всегда приходить вовремя? Тогда выскажите то
же намерение другими словами, в утвердительной форме. Чаще всего
для этого достаточно просто изменить порядок слов. Язык и синтаксис
оказывают на ум не меньшее влияние, чем яркие мысленные образы, и
простой прием перефразирования может принести немалую пользу.
Испытайте это на себе. Бегло запишите
несколько целей, желаний и надежд, не задумываясь о точности
формулировок. Если окажется, что список включает отрицательные
термины, перепишите соответствующие пункты в утвердительных
выражениях. Если изменение порядка слов не помогает, вернитесь к
размышлениям о том, чего же вы в действительности хотите, и именно
это желание сделайте своим планируемым результатом, только
выраженным в утвердительной форме. Лучше думать о том, чего хочется,
даже если оно не приходит в голову, чем о том, чего так не хочется,
что оно не выходит из головы.
Вопросы для оценки цели
Перечисленные ниже вопросы помогут вам
прояснить поставленные цели и выразить их в утвердительной форме.
При
работе с партнером спрашивайте «чего
ты хочешь?» и так далее. Со временем у вас появится привычка думать
в утвердительной форме. Это один из принципов правильной
формулировки результата.
Чего я хочу?
Что я хочу изменить прямо сейчас?
Какого результата я хочу добиться?
Чего я хочу достичь?
Что я хотел бы изменить?
Что я хотел бы делать иначе?
Представляю ли я себе
результат?
Какой именно результат я себе
представляю?
Что бы мне хотелось сделать?
Стало быть: я хочу...
2. Соотносите свою цель с контекстом.
Теперь, закончив с первым этапом, спросите
себя: когда, где и с кем вы хотите добиться намеченного результата?
Для выбора четкой цели недостаточно ограничиться тем, чтобы просто
записать ее на бумаге. Ваша цель образует целостную внутреннюю
реальность, мультисенсорный (вовлекающий и активизирующий все
органы чувств) план того, что вы собираетесь создать.
То, что вы видите, слышите и
чувствуете в воображении,
дает представление о реальных событиях
в будущем |
Намеченный результат должен «пройти
регистрацию» как нечто реальное. Вам не удастся обмануть целей
стремленный разум туманными абстракциями или расплывчатыми
образами. Кроме того, зрение, слух и ощущения проявляются не в
полной пустоте, а в определенном контексте. Где происходят события,
дома или на работе? Возможно, рядом есть другие люди. Что они
говорят? Как выглядит здание или комната?
Если вы не можете точно определить
обстоятельства, ставьте самому себе вопросы: что? кто? где? когда?
Воображайте сцену, «мысленно проигрывайте» ее, когда даете ответы.
Дерево обретает большее содержание,
когда вписывается в окружающий пейзаж. Сходным образом, намечаемые
результаты становятся намного более конкретными и содержательными,
если воображать их в контексте реальной жизни. Вы можете обнаружить,
что в некоторых обстоятельствах не так уж хотели бы, чтобы вписанное
в их контекст желание осуществилось. Итак, как можно скорее
постарайтесь определить обстоятельства намеченного результата.
Вопросы для оценки цели
Задайте себе приведенные ниже вопросы. Они
перенесут намеченный результат в контекст реальной жизни и помогут
прояснить его. Кроме того, они помогут вал! кое-что ощутить,
получить представление о том, что произойдет при достижении цели, то
есть укрепят мотивацию и настойчивость. Наконец, вы сможете
внутренне настроиться на четкую картину, к которой должна быть
устремлена ваша система достижения целей.
К чему меня приведут эти перемены?
В каких обстоятельствах я воспользуюсь
полученным результатом?
Когда бы лучше этому произойти? Где бы
лучше этс:\1у случиться?
Хочу ли я этого в любых
взаимоотношениях? В любых ли обстоятельствах? Рядом с кем мне
хотелось бы находиться?
В каких обстоятельствах намеченный
результат не принесет мне пользы?
Есть ли иные обстоятельства, в которых
намеченный результат тоже окажется полезным?
Хочу ли я, чтобы он проявлялся всегда,
во всех сферах моей жизни?
Как долго мне хотелось бы пользоваться
полученным результатом?
Когда у меня может возникнуть желание
воспользоваться этим результатом?
В каких обстоятельствах это станет
неуместным?
В каких обстоятельствах достижение
этого результата принесет мне пользу?
3. Выражайте свою цель точно, в
сенсорных категориях.
Что именно
бы увидите, услышите и
почувствуете, когда добьетесь намеченного результата? Попытки
представить это могут принести подлинное удовольствие. Какие
ощущения вам особенно понравятся? Перенеситесь с будущее, чтобы
заранее извлечь удовольствие из осуществления задуманного. Если
задумывалось, например, приобретение нового ковра, то какого он
будет цвета? Если одна из деталей картины задуманного - голос
другого человека, то как он будет звучать? Какие чувства возникнут
у вас, когда вы займете желанное кресло? Такая практика
визуализации подготовит вас к некоторым упражнениям, которые
предстоит выполнить позже, а пока вы можете приступить к знакомству
с миром внутренних ощущений, где зарождаются ваши цели и
переживания.
Возможно, на первых порах вам будет
непросто увидеть мысленные картины, хотя с голосами и звуками это
удается довольно легко. Не исключено и обратное: услышать звуки
окажется намного сложнее, чем создать зрительные образы.
Однако со временем вы научитесь
наслаждаться всеми гранями своего богатейшего мира внутренних
ощущений. Начните с простых упражнений: внешнего вида и голоса
людей, которых хорошо знаете, воспоминаний о тех временах, когда вы
делили с ними радость. Начинать нужно с простого, переходя к
сложному лишь постепенно. Прикройте глаза и представьте, что сидите
в соседней комнате и видите оттуда самого себя. Мысленно
перенеситесь в прошлое: в день веселого праздника, в общество
интересного вам человека или к любимому занятию. Насколько
отчетливо вам удается вспомнить эти сцены?
Вскоре вы сможете не только
воссоздавать воспоминания, но и творить совершенно отчетливые образы
новых переживаний, которые станут богатым «сырьем» для будущих
результатов. Эти переживания образуют ваши личные, внутренние
ресурсы и саму основу грядущего.
Все вокруг нас, что было
создано человеком,
первоначально возникло у
кого-то в мыслях |
Переходите к тем результатам, которые
легко перевести на язык чувственных переживаний. Развивайте
врожденные способности своих органов чувств и займитесь творчеством,
«сотворением» в самом буквальном смысле. Этот процесс не только
помогает прояснить свои цели и добиться их осуществления - по
существу, он «настраивает» нейросистему, оживляет те ассоциативные
цепочки в деятельности мозга, которые потребуются для достижения
результата. Живое, богатое ощущениями представление намеченного
результата устанав-ливает последовательность нейронных
ассоциаций, которые затем «подталкивают» вас от внутренних
переживаний к внешней действительности.
В любой истории достижения успеха одна
маленькая мысль становится толчком для новых идей. Временами мысли,
казалось бы, появляются просто из ниоткуда, но а действительности
четко сформулированная цель становится неким каналом, куда
таинственным образом устремлены все ассоциации. Они не только
укрепляют поставленную цель, или место назначения, но и
приносят озарения по пути, помогают понять, как достичь
желаемого. И все это начинается с ясных, изобилующих ощущениями
образов намеченного результата.
Седьмой урок будет посвящен тому, как
развивать умение создавать желаемые результаты с помощью самых
мощных сенсорных характеристик.
Вопросы для оценки цели
Теперь вам предстоит самостоятельно
сформулировать те вопросы, которые стимулируют ваше воображения. Мы
просто дадим несколько примеров. Ответами на эти вопросы должны
стать не только слова, но и мысленные картины, звуки, ощущения.
Такой подход поможет вам создать желаемый результат.
Что я увижу, услышу и почувствую,
когда достигну своей цели?
Как я узнаю, что уже достиг
цели? Что даст мне знать об этом?
4. Выбирайте такую цель, которой
сможете достичь своими силами.
Определить нужный результат и
двигаться к нему нужно самостоятельно, не позволяя себе
сваливать вину за собственные неудачи на других или на
обстоятельства. Конечно, нам нередко кажется, что именно внешний мир
диктует то или иное развитие событий. Иногда мы чувствуем себя
пешками в какой-то большой игре, исход которой не в нашей власти. И
все же те, кто добиваются больших успехов, всегда берут на себя
ответственность за собственную роль и делают все, чтобы не зависеть
от других.
Не занимайтесь целями других людей.
Любую цель, которой вы хотите достичь, сделайте своей личной,
независимо от того, кто получит пользу от ее достижения. Несомненно,
у вас есть достойные цели, связанные с окружающими (например, с
вашими детьми), либо такие цели, достижение которых зависит от
других. Однако вам нужно прежде всего добиться контроля над
осуществлением ваших собственных интересов, даже если вы исходите
из заботы о других. Не обязательно пытаться самостоятельно
осуществить желания своих детей, но вы можете поставить перед собой
те цели, достижение которых поможет детям достичь их целей.
Например, вы можете содействовать их обучению, уделять им больше
времени, предоставить средства для начала собственного дела и так
далее. Вы можете уяснить свои возможности в сопоставлении с этими
целями, разобраться, способны ли вы сами сделать что-либо по
отношению к ним и что именно.
Это не значит, что вы должны
отказаться от собственных целей ради заботы о других. Однако вы
можете обдумать цели других, сформулировать их таким образом, чтобы
сыграть, может быть, главную роль в их достижении.
Достигнуть целя означает
достигнуть своей цели |
Конечно, вы можете сделать своими цели
других (начальника или партнера), то есть перенимать чужие
цели, но результат может быть правильно сформулирован лишь в том
случае, если у вас имеются реальные возможности способствовать их
достижению.
Иногда вы можете оказаться в
«пограничных» ситуациях. Например, руководитель опирается на своих
подчиненных, которые помогают ему достигать множества его целей. Все
мы понимаем, что руководителям (особенно в крупных организациях)
просто приходится распределять груз задач. Означает ли это, что
такие цели не отвечают требованиям в данном случае, поскольку мы
ведь уже не можем считать их личными? Нет, не означает. Цель можно
считать своей до тех пор, пока вы способны оказывать влияние на
результат - пусть даже косвенно, пользуясь в ее достижении своим
авторитетом, знаниями и прочими ресурсами. Все зависит от
обстоятельств.
Например, если вы младший сотрудник в
группе разработчиков, то определение сроков завершения проекта и
критериев его качества не в вашей власти. Кроме того, вы не несете
прямой ответственности за окончательный результат. Однако если вы
руководитель такой группы, то должны обладать достаточным
авторитетом, властью и всеми необходимыми умениями, которые позволят
вам добиться своего результата, хотя его достижение в определяющей
степени зависит от совокупных усилий ваших подчиненных.
Сходным образом вы можете составить
отчет, рекомендующий определенные изменения в устройстве вашей
организации, но при этом еще не несете ответственности за их
проведение. Цель заканчивается там, где исчезают ответственность и
сфера влияния, то есть в тот миг, когда вы уже не способны лично
участвовать в достижении этой цели. Вы можете написать книгу, но не
в силах определить, насколько ходовым товаром она окажется. Впрочем,
это не должно становиться проблемой. Временами нужно просто внести з
формулировку своей цели поправки или ограничить ее той ролью,
которую вы в состоянии сыграть лично. Спросите себя, в какой мере
можете считать этот успех своим. Какое участие вы принимали в
замысле и достижении этой цели? Возможно, применяя эти критерии на
практике, вам придется несколько сузить свои горизонты. Однако в
конечном итоге вы сможете добиться намного большего, если
ограничитесь разумными, подвластными вам целями.
Те же соображения применимы к работе в
группе. Лишь вы можете судить, какое влияние оказываете на результат
коллективного труда. Вам совсем не обязательно делать все самому, но
вы должны способствовать достижению успеха. Спросите себя: смогу ли
я найти себе разумные оправдания в случае провала, смогу ли кого-то
в этом обвинить? Если вы даете утвердительный ответ, то лучше еще
раз обдумайте намеченный результат, прежде чем приступать к его
достижению.
Иногда на вашу цель могут влиять
обстоятельства, а не другие люди. Например, если ее достижение
зависит от валютного курса или процентной ставки, уровня цен на
товары, качества снабжения или погодных условий, то эти факторы едва
ли в вашей власти.
Управляйте тем, чем можно
управлять,
и не тревожьтесь об
остальном |
Это означает, что нужно выбирать те
цели, достижение которых доступно «разумному» контролю с вашей
стороны (степень «разумности» определяется скорее интуитивно, чем
логически).
Вопросы для оценки цели
Перечисленные ниже вопросы помогут
вам, в случае правильных на них ответов, сыграть главную роль в
осуществлении намеченного, отбросить всевозможные оправдания в
случае неудачи и найти верные мотивы.
Что я сделаю для достижения этой цели?
Удавалось ли мне прежде самостоятельно
добиваться чего-либо подобного?
Имеется ли и в чем проявляется
сходство между этим случаем и событиями прошлого?
Может ли что-то помешать мне достичь
этой цели? Смогу ли я сам осуществить все необходимые изменения?
Что означает для меня этот результат?
Что принесут мне эти перемены? Что изменится после того, как они
произойдут? Как мне достичь своей цели? Как именно я это сделаю?
Какие возможности я должен
предусмотреть, чтобы достичь этой цели?
Нужна ли мне чужая помощь?
Зависит ли достижение результата
только от меня или от кого-то еще?
Что я смогу делать, добившись
результата? Каким станет мое личное влияние на результат? Чего я
могу достичь, добившись этого результата? В какой степени я управляю
достижением результата? Что я могу сделать прямо сейчас?
5. Трезво оценивайте последствия
достижения своей цели.
Что случится, когда вы достигнете
своей цели? Не потеряете ли вы нечто такое, что имеете сейчас и
хотите сохранить? Вы должны обдумывать свою цель в широком масштабе,
включая ее влияние на другие намеченные цели и тех людей, о которых
вы заботитесь. Например, успех в карьере может ухудшить семейные
отношения, оставить меньше времени на любимые занятия и отдых.
Соответственно, успехи в сфере досуга могут означать необходимость
пожертвовать продвижением по служебной лестнице, которое, наоборот,
нередко требует дополнительной работы в выходные. К примеру, если вы
хотите бросить курить, не стоит обманывать себя обещаниями грядущего
удовольствия и косвенных социальных выгод. Трезво поразмыслите о
том, что вы можете потерять, когда начнете добиваться своей цели.
Достижение результата означает переход
из одного состояния в другое. Состояние - это то, что включает в
себя ваше самоощущение, незримую борьбу разных «за» и «против»,
мелкие преимущества и неудобства, а также заметные, внешние
стороны: «экологию» изменений (см. третий урок).
Прежде чем приступать к осуществлению
нового плана, обдумайте все положительные (для вас) стороны текущего
состояния - иначе, достигнув цели, вы можете почувствовать себя
обманутым, по-прежнему неудовлетворенным, даже если, судя по
внешним признакам, добились успеха. Кроме того, вы можете не
достигнуть намеченной цели, но при этом все же потерять часть выгод
текущего состояния.
Даже если вы направите на плохо
продуманную цель всю свою силу воли, положительные преимущества
текущего состояния, которые вы неосознанно пытаетесь сберечь, рано
или поздно обернутся препятствием на вашем пути. Мешая самому себе,
вы можете даже не подозревать, почему вам никак не удается достичь
осознанно поставленной цели.
Постоянно ищите иной, лучший, более
простой и быстрый способ достижения желаемого результата. Если же
нет другого пути, который позволил бы вам сохранить преимущества
текущего состояния, проведите переоценку затрат на достижение своей
цели.
экология
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ |
|
ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ |
|
РЕСУРСЫ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЭКОЛОГИЯ
Рис.
2.1. Изменение состояния.
Оценивайте общую
совокупность перемен, связанных с достижением намеченного
результата |
Даже если выбранная вами цель не
затрагивает другие ваши задачи и намерения, она может плохо
согласовываться с целями окружающих. Если вы не можете не считаться
с этим, вас ждет неудача. В конечном ^;чете достижение цели может
свестись к необходимости пожертвовать чем-то другим - например,
взаимоотношениями. Это значит, что вы должны учитывать и такую
возможность.
Чтобы вскарабкаться по служебной
лестнице, оставляя позади вереницу обиженных и обманутых .коллег, не
обязательно стать суперменом. Но чем вам придется расплачиваться
за это, особенно с точки зрения отдаленных последствий? Жизнь рано
или поздно отплатит тем же. Любой достигнутый результат имеет
неявные последствия. Мы не в силах жить в полной независимости от
окружающих. Итак, не помешаете ли вы целям других людей, возьмете ли
их в расчет, добиваясь своего? Решать только вам. Хорошо, если новый
результат заметно превосходит все положительные стороны вашего
текущего состояния; в противном же случае хорошенько продумайте
возможные последствия, прежде чем приниматься за дело. Причем лучше
сделать это заблаговременно, а не тогда, когда даст трещину ваша и,
возможно, еще чья-то судьба.
Лучше всего найти некий оптимальный
вариант, при котором бы
сохраните то, что имели (не столько саму линию поведения,
сколько извлекаемые из нее выгоды), и одновременно добьетесь новых
результатов и соответствующих преимуществ. Такой двойной выигрыш
обычно имеет своей предпосылкой внимательное отношение к правильной
формулировке результата.
Вопросы для оценки цели
Усилия ответить на эти вопросы помогут
понять, насколько хорошо и слаженно функционируют ваши механизмы
достижения целей - по меньшей мере в плане самосохранения и
выживания. Не стоит, едва заметив манящие выгоды новой цели,
легкомысленно расставаться с уже достигнутым. Строя радужные планы
на будущее, старайтесь выявить и сберечь лучшее из того, чего
удалось добиться в прошлом.
Уверен ли я, что действительно этого
хочу?
Чего я добьюсь, как только достигну
этого результата?
Чего я хочу на самом деле?
Как изменится моя жизнь после
достижения этой цели?
Как этот результат впишется в мою
нынешнюю жизнь?
Что значит для меня этот результат?
Будет ли этот результат уместен в
любых обстоятельствах?
Какое влияние он окажет на мою жизнь?
Что случится после того, как достигну
своей цели?
Какие преимущества это мне принесет?
Как это повлияет на мою дальнейшую
жизнь?
Что станет невозможным, если я этого
достигну?
Что случится, если я не добьюсь своей
цели?
Что станет невозможным, если я не
добьюсь своей цели?
В каких сферах моей жизни достигнутый
результат принесет преимущества, а в каких может обернуться
потерей?
Почему я считаю этот результат важным?
6. Выбирайте такие цели, которые
заслуживают их достижения.
Выбранная цель должна быть стоящей
усилий, ценной именно для вас, пусть даже она не представляет
никакого интереса с точки зрения других людей. Чтобы достаточно
эффективно применить этот принцип, нужно выявить благоприятные
последствия планируемого результата.
При этом вы не просто сравниваете
результат с теми преимуществами, которые потеряете при достижении
цели, - вы сопоставляете его со своей личностью и долговременными
жизненными целями. Соответствует ли он вашему характеру и системе
ценностей?
Воздержитесь от поспешных суждений.
Дайте себе время нарисовать в воображении возможные сценарии и над
ними поразмышлять. Мысленно оцените преимущества и недостатки
намеченного результата и последствий его достижения. При
первоначальном выборе цели вы не сразу заметите все ее стороны.
Конечно, при такой оценке вы вполне можете полагаться на интуицию.
Выбирая повседневные цели и двигаясь в
их направлении, мы редко задумываемся над ними, но именно такая
оценка образует жизненно важный аспект мотивации. Подсознание
помогает вам достигать своих целей автоматически (то есть
буквально ведет к намеченным результатам). Когда вы выбираете
позитивные цели, стоящие усилий, внутренняя «система» естественным
образом побуждает вас к их достижению и преодолению возможных
преград.
Вопросы для оценки цели
Перечисленные ниже вопросы помогут
выявить любые противоречия между намеченной целью и вашей личностью,
убеждениями и ценностями. Возможно, вы найдете ответы не сразу, но
они могут появиться в самые неожиданные мгновения.
Стоит ли этот результат тех усилий,
которые придется потратить на его достижение?
Какие последствия вызовет достижение
этой цели? Как изменится моя жизнь?
Повлияет ли эта цель на мой характер и
мои общие стремления?
Что я обрету, достигнув
ее? Что будет после?
Приведет ли это к появлению новых
целей? Какими они могут быть?
По какой причине я этого хочу?
Правильная формулировка результата
Теперь у вас есть перечень указаний,
помогающий выбирать и определять цели. Возможно, вам придется
внести поправки в плохо намеченные цели или вообще отказаться от
некоторых из них, зато те цели, которые пройдут проверку, получат
намного большие шансы на осуществление. Вопросы для оценки целей
позволят углубить сосредоточенность на результатах и укрепить
мотивацию. Если вы добросовестно и творчески последуете этим
указаниям, они существенно увеличат вероятность успеха в любых
начинаниях. Не забывайте и про остальные составляющие
четырехступенчатой модели успеха.
Пользуясь принципами правильной
формулировки результата, вы сможете превратить неясные цели и
желания в отрицательной форме в утвердительные, мотивированные и
привлекательные результаты. Например, расплывчатое и отрицательно
выраженное желание «Я не хочу переживать неудачи в работе» можно
превратить в правильно сформулированный результат, достижение
которого вам вполне по силам. Вот как могла бы выглядеть проверка в
этом случае:
1. Утвердительная форма:
На работе я хочу чувствовать уверенность в себе и полностью
использовать все свои способности.
2. Контекст:
Мне особенно хочется добиться этого на рабочем совещании в
понедельник, когда придется иметь дело с NN и сотрудниками
бухгалтерии.
3. Сенсорная отчетливость:
Я буду держаться уверенно. Мой голос будет звучать внушительно,
речь будет твердой и веской.
4. Самостоятельность:
Я постараюсь как можно лучше исполнить все свои обязанности.
5. Трезвая оценка последствий:
Что может принести мне ощущение неудачи? К примеру, готов ли я к
новому грузу обязанностей после повышения, к которому могут привести
успехи на работе? Не потеряю ли я симпатии коллег, которым тоже не
хватает уверенности в себе? Возможно, мой друг согласится пройти
вместе со мной дополнительную подготовку в тех областях, где мы оба
чувствуем себя недостаточно уверенно?
6. Важность цели:
Как эта цель связана с моими общими планами на будущее? Что
произойдет, например, после повышения в должности моей супруги,
которого мы оба так давно ждем? Быть может, я все-таки предпочел бы
оставить эту должность и начать свое дело? В конце концов, неужели
работа действительно так важна для меня? Возможно, мне просто нужно
уравновесить нагрузку на работе укреплением семейной жизни,
каким-нибудь занятием для души или общественными делами?
СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:
РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ
Люди сами творят свои
переживания |
Сравните эту пресуппозицию с первой:
«Карта - не территория». Задумайтесь о том, что такое
«переживание». Что вы воспринимаете, когда грезите наяву: внутреннюю
реальность в своей голове или внешнюю действительность, которая
оказывается вне сферы сознания? Что вы чувствуете, когда читаете
захватывающий роман: вы ощущаете, что просто сидите за книгой, или
переживаете приключения в выдуманном мире?
Переживания зависят от того, что
происходит в голове, а не в окружающем материальном мире. Как мы уже
знаем, наши переживания в лучшем случае можно считать лишь
отфильтрованным вариантом материального мира, на который мы почти
не в силах повлиять. Однако в наших силах думать о том, о чем хотим
думать. Благодаря этому мы умеем творить собственные переживания,
включая все то, что делаем и чего добиваемся.
Спросите себя: что дает толчок к
переживаниям в реальной жизни? Что приводит к развитию событий?
Можно ли сделать хоть что-нибудь (взять в руки чашку, бросить мяч
или построить собор), если оно не появится для начала у кого-нибудь
в голове в виде намерения, идеи или мысли?
Судя по многочисленным свидетельствам,
в действительности происходит именно то, о чем мы больше всего
думаем. Если угодно, мы сами сеем зерна своей судьбы. Сегодня вы
узнали о том, как важно уметь внутренне закреплять намеченные
результаты в сенсорных категориях (иными словами, делать их как
можно более похожими на подлинные переживания). Вспоминайте эту
пресуппозицию всякий раз, когда вы субъективно (внутренне) создаете
собственные объективные (внешние) переживания.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Запомните пресуппозицию, данную в виде
итога этого урока. Обдумайте ее в контексте своей жизни, своих целей
и желаний. Можете ли вы прямо сейчас
решить, что именно окажет влияние на ваши достижения в будущем? Что
случится, если вы «увидите себя» совершающим нечто и одновременно
почувствуете побуждение к такому результату? Приведет ли это к его
воплощению в жизнь? Перед каким выбором поставит вас следующая
минута? Какой из этих вариантов выбора изменит вашу жизнь к лучшему?
Обдумайте пресуппозицию с такой точки зрения, и это принесет вам
новые идеи, решения и возможности. Этот общий принцип поможет вам с
большим оптимизмом смотреть в будущее.
• Составьте список всех своих целей
- для начала без их разделения на четко определенные задачи и те
желания, которые вы уже ощущаете, но пока не продумали. Включите в
список и по-настоящему крупные цели и мелкие желания, не имеющие
большой важности. Можете добавить к нему надежды и мечты. Пройдите
по списку, поочередно применяя к каждому пункту все принципы
правильно сформулированного результата. Если это возможно, покажите
список другу или коллеге, который может иметь о вас более
объективное представление (некоторые люди, похоже, знают нас лучше,
чем мы сами). Меняйте или отбрасывайте цели, которые не
удовлетворяют всем критериям проверки. При выполнении упражнения
вам в голову могут прийти и другие цели. Делайте соответствующие
пометки и подвергните их такой же проверке. Завершив упражнение,
отложите список в сторону, чтобы вернуться к нему через некоторое
время (например, завтра). Вы можете обнаружить, что такая работа с
результатами вызвала у вас новое ощущение целенаправленности и
осмысленности.
• Попробуйте в красках вообразить одну из
своих целей, представив, что она уже достигнута. Следите за
предвкушением, возникающими ощущениями и переменами в сво-е\1
поведении. Наблюдайте, как воображение помогает получить
представление о том удовольствии, которое вы испытаете, когда
достигнете своей цели. Сам процесс достижения цели тоже приносит
немалое удовлетворение.
• Ищите вокруг себя проявления других
«карт действительности». Все, что вы усвоили к настоящему времени,
остается верным, а новые знания и переживания просто дополняют ваш
опыт. Не забывайте о том, что узнали вчера, и продолжайте применять
это на практике. Вы всегда сможете найти новый смысл даже в
привычной мудрости. Попробуйте по возможности отчетливо выявить
преимущества в умении понимать мысли других людей.
• По возможности отчетливо усвойте
четырехступенчатую модель успеха. Вспомните не менее трех своих (или
чужих) умений либо достоинств, соответствующих этой модели.
Попробуйте представить, что случится, если вы упустите из виду
какой-либо из четырех этапов модели.
•
Задумайтесь о какой-нибудь цели, которой вы хотели бы добиться. Не
стоит сразу выбирать глобальные мечты - достаточно для начала
ограничиться совершенно конкретной целью, достижение которой вы все
время откладываете или просто не можете осуществить. Старайтесь
выбрать такую задачу, успех в которой проявится очень быстро и
принесет немедленные преимущества. Затем примените к выбранной цели
четырехступенчатую модель успеха. Будьте верны своей цели и
добросовестно выполняйте каждый этап. Хорошо прочувствуйте то
удовлетворение, которое приносит воплощение задуманного в
действительн |