ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
"ЛАД"
В. И. ЭЛЬМАНОВИЧ
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
(методическое пособие для начинающих)
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \t "Заголовок 1;2;Заголовок
2;1;Заголовок 4;3" ЧАСТЬ 1.
ТЕРАПИЯ_____________________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998552 \h 3
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998553 \h 3
Глава I. ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ
МИР.____________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998554 \h 3
1. ОБРАЗ РЕАЛЬНОСТИ (картина или карта
мира)______________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998555 \h 4
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998556 \h 5
3.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ______________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998557 \h 5
4. ДИАГНОСТИКА ТИПОВ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ПО
НЕВЕРБАЛЬНОМУ_________________________________________________
PAGEREF _Toc523998558 \h 5
ПОВЕДЕНИЮ И УПОТРЕБЛЯЕМЫМ
ПРЕДИКАТАМ.________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998559 \h 5
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ (А.
Вовк)________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998560 \h 7
6. ПРИСОЕДИНЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ
МИФУ.____________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998561 \h 8
7. ВХОДНЫЕ
СИСТЕМЫ._________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998562 \h 10
8. РАБОТА С КЛИЕНТОМ
.________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998563 \h 11
9. ТЕХНИКА ВХОЖДЕНИЯ В РАБОЧЕЕ
СОСОЯНИЕ.________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998564 \h 11
10. ТЕХНИКА ПРИСОЕДИНЕНИЯ К
КЛИЕНТУ._____________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998565 \h 11
ГЛАВА II. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ
ТЕХНИКИ___________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998566 \h 13
1. ТЕХНИКА РАБОТЫ С ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЙ
СТРАТЕГИЕЙ._____________________________________________________
PAGEREF _Toc523998567 \h 13
2. ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОЙ
ИСТОРИИ.____________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998568 \h 14
СЕМИШАГОВАЯ ТЕХНИКА ИНТЕГРАЦИИ
ЯКОРЕЙ._______________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998569 \h 15
ТЕХНИКА ИНТЕГРАЦИИ АУДИАТОРНЫХ
ЯКОРЕЙ._______________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998570 \h 15
ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ С
ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАЦИИ ЯКОРЕЙ._________________________________ PAGEREF
_Toc523998571 \h 15
3. ТЕХНИКА НАЛОЖЕНИЯ СЕНСОРНЫХ
СИСТЕМ.________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998572 \h 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998573 \h 16
ГЛАВА III. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ
ТЕХНИКИ__________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998574 \h 17
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998575 \h 17
1. ТЕХНИКА
ВЗМАХА.___________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998576 \h 19
2. ПОСМОТРЕТЬ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ
ЗНАЧИМОГО
ЧЕЛОВЕКА.____________________________________________________
PAGEREF _Toc523998577 \h 20
3. НЕЙТРАЛИЗАТОР
ПОРОГА____________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998578 \h 20
4. ТЕХНИКА ПЕРЕФОРМИРОВАНИЯ
(РЕФРЕЙМИНГ)______________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998579 \h 21
5. МЕТА -
МОДЕЛЬ_______________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998580 \h 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998581 \h 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НА РУССКОМ
ЯЗЫКЕ_____________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998582 \h 26
ЧАСТЬ II. ТРАНСОВЫЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ
ТЕХНИКИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ КОММУНИКАЦИИ.__________________________
PAGEREF _Toc523998583 \h 28
ПРЕДИСЛОВИЕ____________________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998584 \h 28
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998585 \h 28
ГЛАВА I.
КОНТЕКСТЫ_____________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998586 \h 28
ГЛАВА II. НАВЕДЕНИЕ
ТРАНСА_____________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998587 \h 30
ЛОГИЧЕСКИЕ
УРОВНИ__________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998588 \h 31
ПРИЗНАКИ
ТРАНСА_____________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998589 \h 32
ДВУХШАГОВАЯ ТЕХНИКА "ВЗРЫВА
ПРОСТРАНСТВА"___________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998590 \h 33
СЕМИШАГОВАЯ ТАКТИКА НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА
(М. ЭРИКСОН)._________________________________________________
PAGEREF _Toc523998591 \h 34
ВАШЕ СОЗНАНИЕ ВАШЕ
ПОДСОЗНАНИЕ_________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998592 \h 34
1.
ТРЮИЗМ______________________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998593 \h 35
2. ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ
(ДОПУЩЕНИЕ)._____________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998594 \h 36
3. ВОПРОСЫ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ
ВНИМАНИЯ._____________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998595 \h 36
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ.__________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998596 \h 36
5. ЛОЖНЫЙ ВЫБОР ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ВЫБОРА
(ВЫБОР БЕЗ ВЫБОРА).____________________________________________
PAGEREF _Toc523998597 \h 36
6. ПРАВО
ВЫБОРА.______________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998598 \h 36
ПРИМЕРЫ ШЕСТИШАГОВОГО "ЭКСПРЕСС -
ВНУШЕНИЯ" .________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998599 \h 37
7.
ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ.___________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998600 \h 37
ГЛАВА III. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТРАНСОВЫЕ
ТЕХНИКИ_____________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998601 \h 37
I. ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ ТЕХНИКА "СПЯЩЕЙ
РУКИ"
._______________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998602 \h 37
II. ШЕСТИШАГОВАЯ ТЕХНИКА
ПЕРЕФОРМИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИССОЦИАЦИИ И ВИЗУАЛЬНОГО
СМЕШИВАНИЯ__________________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998603 \h 38
III
РЕФРЕЙМИНГ________________________________________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998604 \h 38
VI ТЕХНИКА "ПРЕДСМЕРТНОГО
ПРОЩЕНИЯ".____________________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998605 \h 39
VI. ТЕХНИКА "ПУТЕШЕСТВИЯ В ГЛУБИНУ
СВОЕГО
Я".___________________________________________________________
PAGEREF _Toc523998606 \h 40
VII. ТЕХНИКА "ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ"
или "ПОХОД В ПРОШЛОЕ ЗА РЕСУРСАМИ" ._________________________
PAGEREF _Toc523998607 \h 40
VIII. ТЕХНИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИЗУАЛЬ НОЙ СИСТЕМЫ.__________________ PAGEREF
_Toc523998608 \h 42
ГЛАВА IV. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
В НАВЕДЕНИИ ТРАНСА.__________________________________________
PAGEREF _Toc523998609 \h 42
Автор - врач - психотерапевт, находится в сфере психотерапии с 1959
года. Работал со многими психотерапевтическими техниками:
классический гипноз, самовнушение, аутогенная тренировка,
активирующая психотерапия, коллективная психотерапия,
патогенетическая психотерапия, групповая психотерапия(в том числе -
марафон), трансакционный анализ, гештальт - терапия, когнитивная
психотерапия. С нейролингвистическим программированием впервые
познакомился в 1991 году и сразу стал энтузиастом этого направления,
хотя и не оставил групповой психотерапии(преимущественно 40 -
часовой марафон), трансакционного анализа и гештальт терапии. В
настоящее время работает в медсанчасти ЛОМО.
Нейролингвистическое программирование(НЛП) не зачеркивает
многовековой опыт психотерапии и не претендует на особое положение.
Просто оно более адекватно подходит к субъективной реальности
клиента и поэтому дает более быстрый, легкий, красивый, гармоничный
и стойкий результат. Кроме того, оно дает психотерапевту возможность
заняться переформированием собственной личности и тем достичь
большей конгруэнтности, аутентичности.
Столь же эффективно как неврозы, НЛП лечит психозы и
психосоматические заболевания. И еще: заниматься НЛП очень
интересно.
А поэтому, думаю, следует ознакомить с НЛП психотерапевтов (врачей и
психологов). Однако, в настоящее время соответствующая литература
малодоступна. Переводные работы классиков изданы малым тиражом и, в
большинстве случаев, рассчитаны на лиц уже имеющих определенную
подготовку. Считая своим долгом восполнить этот пробел, я взялся
написать методическое пособие для начинающих, не для сообщения о
своем терапевтическом опыте. Задача пособия - собрать описанное в
доступной мне литературе и расположить его в определенной
последовательности, исходя из дидактических принципов. Такой подход
дал мне моральное право не везде излагать материал своими словами.
Там, где он изложен в литературе просто и последовательно, я привожу
его целиком или с купюрами.
Список использованной литературы приводится в конце работы.
Приношу особую благодарность своим учителям в НЛП: директору С -
Петербургского Института Личности А. И. Вовку и заведующему
отделением обучающих программ института С. И. Сергееву.
В настоящее время я работаю над продолжением методического пособия
для тех, кто освоит данный материал.
НЛП, называемое "психотерапией новой волны" , было создано Ричардом
Бэндлером (математик) и Джоном Гриндером (лингвист) в результате
того, что они переформировали вопрос: не ЧТО делает эффективная
психотерапия, а КАК она делает и тем самым совершили открытие.
Они изучали работу выдающихся психотерапевтов разных направлений и
нашли у них некоторые общие черты, а именно - стратегию поведения.
Авторы рассматривают НЛП как модель человеческих коммуникаций и
поведения, которая может быть использована в рамках психотерапии,
педагогики и менеджмента.
Своими предшественниками авторы считают Грегори Бейтсона (экология
разума), Милтона Эриксона, современных нейропсихологов, занимающихся
разработкой межполушарной асимметрии: правое полушарие - образное,
левое полушарие - "компьютерное" , лингвистов(трансформационная
грамматика - концепция глубинных структур языка), кибернетиков и
магов Латинской Америки (в первую очередь - Карлоса Кастанеду).
Авторы не претендуют на создание новой теории, которая бы более
соответствовала физической реальности, чем созданные ранее. Они
говорят, что если считать их взгляды соответствующими
действительности и в соответствии с этим поступать, то можно часто
получить ожидаемый результат.
НЛП занимается не "устройством компьютера" , а его работой. НЛП -
дальнейшее развитие психологии личности и, в первую очередь,
психологии бессознательного. НЛП - не теоретическая, а прикладная
наука, она создана для целей практики.
Человеческий организм и мозг подобны компьютеру, имеющему набор
моделей - паттернов (генетическое программирование человека).
Стереотипы поведения неосознаваемы. Кроме того, происходит
самопрограммирование чаще в стрессовых ситуациях, если они
сопровождаются измененным сознанием(трансом). Большая часть программ
не осознается и не проявляется в семантике речи(поверхностных
структурах), но все эти программы отражены в глубинных структурах
языка. Эта глубинная информация "считывается" на уровне невербальном
и на уровне глубинных языковых структур. Чтобы получить прямой
ответ, надо задать прямой вопрос (как в кибернетике). Ответ надо
"считывать" , меньше всего обращая внимание на "словоговорение"
отвечающего.
Все поведенческие стереотипы (симптомы) имели в прошлом, а,
возможно, имеют и в настоящем защитные функции. Поэтому не следует
убирать симптом, не выяснив прежде его положительную роль и не
подобрав ему эффективную замену (особенно хорошо демонстрирует это
положение техника переформирования - см. гл. III). Важно не
перепрограммирование, а самоперепрограммирование.
Нейролингвистический программист нужен для того, чтобы помогать
процессам, а не делать их. Наведение транса - не самоцель, просто в
этом состоянии происходит самопрограммирование и
самоперепрограммирование. Чрезвычайно важна "подстройка" к клиенту.
Концептуальные рамки для НЛП исключены, т. к. любая концепция будет
"заслонять" клиента. Эмпатические отношения с пациентом
принципиально отклоняются, т. к. они замутняют видение
психотерапевта. НЛ - программист сознательно работает с субъективной
реальностью клиента .
Диагностика в НЛП специфична (она скорее нейропсихологическая):
1. Искажение мета - модели.
2.
Репрезентативные системы.
3.
Референтные системы (калибровка невербальных коррелятов).
4. Определение ведущего мифа и некоторые другие качества
субъективной реальности.
Создатели психотерапевтических школ описывали не метод, а
собственный опыт, т. е. эффективность обеспечивала не сама
психотерапия, а люди, которые ее проводили.
Чем же отличаются эффективные люди от неэффективных (А. Вовк):
N п/п |
Эффективные люди |
Неэффективные люди |
1. |
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (знают, чего хотят от пациента и от себя)
ЖЕСТКИЕ ЦЕЛИ, но гибкое поведение
При общении с людьми мы ожидаем от них определенных реакций
(по нашей "системе ответа" ) и стараемся добиться их.
Эриксон, например, "подводил" пациента к созданию семьи,
другие психотерапевты - к другому. |
ГИБКИЕ ЦЕЛИ, но жесткое поведение(я занимаюсь
гипнозом или еще чем - то конкретным, а если
тебя это не устраивает,
-
это твое дело" ). |
2. |
ГИБКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ |
ЖЕСТКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ |
|
Тип психотерапии - "такси" (куда надо пациенту?)
Договориться с пациентом о цели. Клиент сам определяет
границу терапии.
Можно менять манеру работы (поведение терапевта).
|
Тип психотерапии - "автобус" ("процесс - это все, а если
тебе не нужен мой маршрут
-
можешь выйти" ) ("Я занимаюсь гипнозом, групповой
психотерапией или чем - либо иным. Занимаюсь - чем? -
процессом). Если пациент сопротивляется, то только
неправильному поведению терапевта.
|
|
Обладают сенсорной чувствительностью (ЗАМЕЧАЮТ).
|
ДУМАЮТ. (Когда не видишь, начинаешь думать, т. е.
дистанцируешься от пациента). |
|
Имеют ЛИЧНУЮ СИЛУ, образующуюся в результате личных
кризисов, через которые терапевт проходил (жизненный опыт).
Прохождение через жизненный кризис дает личную силу. Ей
мешают стереотипы. Наиболее эффективная технология: в какой
- то момент столкнулся с личной смертью (К. Кастанеда). Быть
ТЩАТЕЛЬНЫМ В МЕЛОЧАХ. |
НЕ ИМЕЮТ ЛИЧНОЙ СИЛЫ. |
Психотерапевты классических школ работали в каком - то одном
времени: З. Фрейд, патогенетическая психотерапия - в прошлом,
позитивисты, экзистенциалисты - в будущем, Ф. Перлс(гештальт),
поведенческие терапевты в настоящем. НЛпрограммисты работают в том
времени, которое требуется для получения эффективного результата.
Существует физическая реальность("территория" , на которую у каждого
человека создается "карта" . Карта - это не территория. В карте есть
обобщения, упущения и искажения. Сколько людей, столько и карт. Как
и отпечатков пальцев, но, в отличии от последних, человек может
внести исправления и изменения в карту - в ту ее часть, которая, не
соответствуя территории, мешает человеку гладко проходить по жизни
("гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить" ).
Но человек очень неохотно изменяет что - либо в карте, т. к.
считает, что его карта и есть территория.
Физическая реальность (материя) непрерывно воздействует на наши
сенсорные системы (органы чувств
-
входной канал), которые уже на периферии фильтруют получаемую
информацию (по силе, амплитуде. частоте) и тем самым искажают
реальность. Фильтры имеются также в синапсах, стволовых ядрах
(трансформы) и в корковых отделах анализаторов. Таким образом, в
центр анализатора поступают не объективные сведения о МИРЕ, а
закодированная информация о нем (МОДЕЛЬ мира). Например, мы видим
затылочными долями коры не окружающий мир, а электромагнитные
колебания. Следующий фильтр - язык (мышление), потом -
профессиональное и научное мышление. Язык - это описание реальности,
т. е. ее МОДЕЛЬ, а не сама реальность (карта это не территория). Но
человек имеет тенденцию принимать свои описания за реальный
(физический) мир.
Онтогенетически (и филогенетически) первой сенсорной системой
является кинестетическая(К). Когда ребенок учится видеть, он
начинает "держать пространство зрением" .
Язык имеет внутреннюю структуру, дает ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО МИР ПОНЯТЕН и НЕ
ДАЕТ МИРУ РАЗВИВАТЬСЯ. В процессе развития СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ "
ПОДСТРАИВАЮТСЯ" ПОД ЯЗЫК. Карта мира (язык) структурирована, поэтому
нам КАЖЕТСЯ, что и мир структурирован. Переход на другой язык
(другое описание)
освобождает от прежней карты мира.
В языке закреплены жесткие отношения, а мир - "текучий" , поэтому
карта мира меняется скачкообразно.
В карту мира включается и описание себя. Все слова - обобщение,
высшая его степень материя и дух (еще выше - БОГ). Карта крайне
устойчива, САМОЕ ПРОЧНОЕ В НЕЙ - УБЕЖДЕНИЯ. Поэтому прямое
воздействие на них бесполезно (возникает сопротивление). Нужно
действовать на ОБРАЗ. Следующей по прочности является
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.
Далее мы познакомимся с тем, как осуществляется внутренняя и внешняя
коммуникация.
Получив через входные (сенсорные) системы информацию, человек
обрабатывает ее с помощью референтных систем, которые решают
истинная она или ложная. Коммуникативная система (КС) выдает
информацию (поведение) вербально, телом, запахом (вспомните "запах
страха" ). Коммуникативная система выступает как репрезентативная
(репрезентация - представление). Для того, чтобы эффективно
коммуницировать, необходимо присоединиться к собеседнику (для
терапевта - к пациенту).
ВХОДНАЯ СИСТЕМА - та , посредством которой человек получает
информацию из внешнего мира, чаще всего с ее помощью он "достает
воспоминания" , "запускает их (ее определяют, например, по
глазодвигательной стратегии, в том числе и ключевым словам). Но
бывает, что входная и выходная репрезентативные системы у человека
не совпадают.
Без присоединения невозможно эффективное взаимодействие. Сначала
терапевт проводит "калибровку клиента" (в дальнейшем может вноситься
коррекция)
1.
Присоединение по позе и характеру движений ("отзеркаливание» ).
2.
Физиологическое присоединение (легче всего - по дыханию).
3.
Присоединение по репрезентативной системе.
4.
Психологическое присоединение.
5.
Присоединение по индивидуальному мифу.
1. Терапевт повторяет позу и движения клиента ("отзеркаливает" их).
2. Терапевт синхронизирует свое дыхание с клиентом (по типу,
частоте, амплитуде).
3. Репрезентативная (ПРЕДСТАВЛЕННАЯ в словах и поведении) система. У
каждого человека "здесь и сейчас" имеется парциальное доминирование
одной из систем: визуальной(В), аудиальной(А), кинестетической(К), а
также обоняние, вкус. Если человек не может переключать ВЕДУЩУЮ
систему (жесткое поведение), у него могут возникать неприятности из
- за ограниченной стратегии поведения. СТРУКТУРА ВОСПРИЯТИЯ
оказывает существенное влияние на поведение. Тип репрезентативной
системы выражается в словах - предикатах - "указателях"
(прилагательные, глаголы, наречия). Четвертый тип людей (по
репрезентативной системе) - дискретный(Д): "мир есть смысл" , т. е.
представлена 2 - я сигнальная система (а не сенсорная система).
Получается, что в рамках языка существует как бы четыре субъязыка,
из - за чего люди не могут понять друг друга. Одна из задач
НЛпрограммиста - обучить клиента переводу с субъязыка на субъязык
(если тот этого желает, иначе терапевт служит переводчиком).
Разберем основные обобщенные типы репрезентации, но будем помнить,
что реальные люди функционируют гораздо сложнее и многообразнее.
ВИЗУАЛЬНЫЙ ТИП(В).
ДЫХАНИЕ - ВЕРХНЕЕ быстрое поверхностное.
ГОЛОС - чистый, без придыхания. Громкостно (а не интонационно)
акцентируют смысл. Не имеет контроля громкости ("звук на глаза не
давит" ).
Эти люди стремятся держаться ровно. ЛИНИЯ ВЗОРА при контакте должна
быть НЕ НИЖЕ линии взора собеседника. Нужен КОНТАКТ ГЛАЗАМИ ("если
не смотришь, значит не слышишь" ). СМОТРЯ В ГЛАЗА ВИЗУАЛУ, МОЖНО
ГОВОРИТЬ ЕМУ ЛЮБУЮ ЕРУНДУ.
Во время разговора ЖЕСТИКУЛИРУЮТ (жесты выше груди). Типы жестов:
1) указующий (быстро продуцируют свои галлюцинации и быстро их "
стирают" );
2) рисующий ("показывают" то, о чем говорят). Жестикулируют, когда
говорят, а КОГДА СЛУШАЮТ, ЗАМИРАЮТ.
ЗОНА КОНТАКТА весьма высока - держат дистанцию. Некоторые из них
объясняют дистанцию недовольным этим собеседникам своей
дальнозоркостью. КОГДА ПЕРЕСЕКАЕШЬ ЕГО ЗОНУ, он (последовательно):
1) расширяет зрачки;
2) поднимает брови;
3) отодвигает голову;
4) отодвигает плечи;
5) отходит.
Стремятся КРАСИВО одеться, причесаться, делать красивые жесты,
принимать красивые позы.
По характеру - автократичны, склонны ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НА ДРУГИХ("покажите" , "посмотрите" ), позиция сверху (suрer ego,
"собака сверху" ).
Если поднимает глаза вверх, значит "переключился внутрь" (на
собственные галлюцинации). Тогда можно:
1) дать ему время "построить картинку" и спросить: "Вам ОЧЕВИДНО?"
(дать время перекодировать);
2) сказать "кинестетическим" голосом: "Вам это очень нравиться?" ).
Если ругается с человеком, а смотрит мимо, значит он ругается со
своей галлюцинацией - "выключи телевизор" (образ). Иногда, издавая
языком звук, напоминающий тот, который возникает при смене слайда,
можно вызвать изменение образа у визуала. То же происходит, если
щелкнуть пальцами, хлопнуть в ладоши.
Если близорукий визуал снимает очки и говорит: "Я вас слушаю" (при
этом видит цветное пятно), значит он не слушает (отключает
сенсорику).
Чувствительны к внешним аранжировкам (любят порядок) - убирают пыль,
когда ее увидят, чтобы было красиво. Кинестетик убирает, когда
настало время, а визуал, когда видит грязь.
Часто отказываются от деятельности потому, что уже все сделали (в
своих образах)
Они - стратеги, а кинестетики - тактики.
Визуалы склонны критиковать и обвинять. Типичный жест - указующий
перст. Им свойственен повышенный темп - "наступают на хвост" : "Я
уже вижу, что ты хочешь сказать!" ("чтение мыслей" ).
Очень чувствительны в речи к использованию "визуальных" слов" : хочу
ЧЕТКО для себя определить, ЯРКО, достаточно ЯСНО, КРАСИВО,
КОНТРАСТНО, я уже ВИЖУ, точка ЗРЕНИЯ" .
Из - за дистанции кажутся холодными(дистанция нужна, чтобы видеть. .
. и себя в том числе).
Потирают глаза, прикасаются к ним.
Это люди, живущие в своих картинках (в крайнем выражении это
онейроид), мир воспринимают ГЛАЗАМИ. "Включи свет, а то не видно, о
чем говорим" . Это они придумали: "Лучше один раз увидеть, чем сто
раз услышать" .
В популяции США их около 40 %.
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ТИП (К) |