Лаура
Перлз
Некоторые
аспекты
Гештальт-терапии
Всегда,
когда
меня
просят
написать
статью
или
выступить
ex cathedra в
качестве
«авторитета»
в
теории
и
практике
гештальт-терапии,
я
вспоминаю
сон,
который
видела
много
лет
назад.
Вечером
перед
этим
я
читала
стихотворение
Кроу
Рэнсома
«Эквилибристы».
Оно
завершается
строкой:
«Оставьте
их
лежать
опасными
и
прекрасными».
В
моем
сне
я
шла
по
пляжу,
где
и
встретила
Пола
Гудмена
и
его
сына
Мэтью.
Они
собирали
раковины
и
камешки.
Я
сказала:
Не
собирайте
их;
когда
они
высохнут,
Раковины
сломаются,
камешки
посереют
И
потускнеют.
Оставьте
их
лежать
опасными
и
прекрасными.
(в
оригинале
стихотворение
рифмованное
–
Я.
К.)
Это
мое
существование:
я
Пол
и
Мэтью,
учитель
и
ученик,
наблюдатель
и
классификатор.
Я
–
раковины
и
камешки,
хрупкие
и
тусклые,
выброшенные
на
берег,
на
милость
ученых
и
собирателей.
Я
пляж,
вечнодвижущаяся
береговая
полоса,
где
сухое
прошлое
периодически
оживляется
и
увеличивается
или
уменьшается
волнами
настоящего.
Я
также
и
море,
постоянно
обновляющаяся,
ритмически
движущаяся
жизненная
сила.
И
я
поэт,
знающий
то,
что
ученые
забыли.
Я
только
что
дала
вам
несколько
укороченный
пример
работы
со
сном
в
гештальт-
терапии.
То,
что
я
обнаружила,
работая
с
этим
сном,
и
то,
что
я
пытаюсь
сказать
вам,
особенно
в
применении
к
сегодняшнему
вопросу,
- это
то,
что
сортировка
и
суммирование
опыта
гештальт-терапии
в
классы,
помеченные
как
Теория,
Техники,
Расширения
и
Ожидания
Достижений,
совершенно
не
резонируют
с
холистической
и
организмической
философией
гештальта.
Мне
больше
нравится
думать
о
любой
теории,
включая
Гештальт,
как
о
рабочей
гипотезе,
дополнительном
конструкте,
который
мы
строим
и
приспосабливаем
к
целям
коммуникации,
рационализации
и
оправдания
нашего
особого
личного
подхода.
Эти
семантические
конструкты,
если
они
согласованны
и
целостны
сами
по
себе,
могут
быть,
как,
например,
работа
Фрейда,
великими
произведениями
искусства
и
как
таковые,
быть
точными
выражениями
и
поддержкой
опыта
и
развития
многих
людей
в
определенной
культурной
ситуации.
Но,
как
это
случается
с
любым
фиксированным
гештальтом,
они
могут
при
других
обстоятельствах
стать
препятствием
в
развитии
человека,
отношений,
группы
или
целой
культуры.
Это
прямо
приводит
меня
к
базовому
(для
меня)
понятию
в
гештальт-терапии
–
континууму
осознания,
свободно
текущему
формированию
гештальта,
при
котором
то,
что
представляет
наибольший
интерес
для
личности,
отношений
или
группы,
выходит
на
передний
план,
где
с
этим
можно
контактировать
и
справляться
так,
что
затем
оно
может
уйти
на
задний
план
и
оставить
передний
план
для
следующего
гештальта.
Контакт
возникает
в
любой
актуальной
ситуации
в
настоящем,
в
единственный
момент,
когда
возможны
переживание
и
изменение.
Когда
бы
мы
ни
думали
и
ни
говорили
о
прошлом,
наши
воспоминания,
сожаления,
возмущение,
горе
или
ностальгия
присутствуют
здесь
и
теперь
и
относятся
к
настоящему.
Когда
бы
мы
ни
говорили
о
будущем,
мы
фантазируем,
планируем,
надеемся,
ожидаем,
собираемся,
стремясь
к
тому,
или
ужасаясь
тем,
где
мы
находимся
здесь
и
теперь,
в
настоящей
ситуации.
Гештальт-
терапия
–
это
экзистенциальный,
экспериентальный
(«проживательный»)
и
экспериментальный
подход,
который
основывается
на
том,
что
есть,
а
не
на
том,
что
было
или
будет.
Интерпретации
не
нужны,
когда
мы
работаем
с
тем,
что
доступно
пациенту
и
терапевту
в
актуальном
текущем
осознании
и
с
чем
можно
экспериментировать
посредством
этого
всегда
возрастающего
осознания.
Контакт
–
это
граничный
феномен
между
организмом
и
окружением.
Это
признание
другого
и
взаимодействие
с
ним.
Граница,
где
встречаемся
Я
и
другой,
есть
локус
эго-функций
идентификации
и
отчуждения,
сфера
возбуждения,
интереса
и
любопытства,
страха
и
враждебности.
Эластичность
границы
определяет
континуум
осознания:
если
нет
препятствий
для
сенсорных
и
моторных
функций,
происходит
непрекращающийся
обмен
и
рост
(Карл
Витакер
называет
это
растущим
краем)
и
постепенное
расширение
общей
почвы
для
коммуникации.
Когда
границы
становятся
фиксированными,
мы
имеем,
в
лучшем
случае,
обсессивную
личность,
сильный
«характер»
с
фиксированными
принципами
и
привычками,
кто
правильно
живет
согласно
закону
и
порядку,
принципам,
гордости
и
предрассудкам.
В
худшем
случае
мы
получим
кататоника,
который
может
внезапно
вырваться
из
своего
заточения
в
неконтролируемой
и
разрушительной
ярости.
Когда
границы
разрушены
или
размыты,
дверь
открыта
для
интроекции
и
проекции.
В
лучшем
случае
мы
имеем
инфантильного
потребителя,
жадного
интроектора,
для
которого
счастье
идентично
состоянию
полного
слияния
и
который
воспринимает
другого
как
угрожающего
и
враждебного.
В
худшем
случае
мы
имеем
эмоционально
безразличного
дезориентированного
шизофреника
со
странным
или
отсутствующим
самовыражением,
который
может
дегенерировать
в
полностью
отчужденную
и
изолированную
не-личность.
Контакт
возможен
только
в
той
степени,
в
которой
доступна
поддержка
для
него.
Поддержка
–
это
общий
задний
план,
на
фоне
которого
выделяется
(существует)
и
формируется
значимый
гештальт.
Это
и
есть
значение:
отношение
фигуры
к
своему
фону.
Поддержка
–
это
все,
что
облегчает
текущую
ассимиляцию
и
интеграцию
опыта
для
человека,
отношений
или
общества:
первичная
физиология,
прямая
поза
и
координация,
чувствительность
и
мобильность,
язык,
привычки
и
обычаи,
социальные
правила
и
отношения
и
все,
что
мы
можем
приобрести
или
выучить
в
течение
нашей
жизни;
короче,
все,
что
мы
обычно
принимаем
как
гарантированное
и
на
что
полагаемся,
даже
и
особенно
наши
привязанности
и
сопротивления
–
фиксированные
идеи,
идеалы
и
поведенческие
шаблоны,
которые
стали
второй
натурой
именно
потому,
что
могли
поддержать
во
время
своего
формирования.
Когда
они
переживают
свою
полезность,
они
становятся
блоками
(препятствиями)
для
текущего
жизненного
процесса.
Мы
застываем
в
тупике,
на
перепутье,
в
параличе,
подобном
смерти.
В
гештальт-терапии
мы
деавтоматизируем
эти
вторичные
автоматизмы,
оставаясь
с
очевидно
неразрешимым
конфликтом
и
исследуя
каждую
доступную
деталь:
мышечные
напряжения,
возникающую
в
результате
нечувствительность,
рационализации,
удерживание
статус
кво,
интроекции,
проекции
и
т.д.
Альтернативы
становятся
возможными
и
доступными
с
повышением
осознания
и
сопровождающими
инсайтами,
ресенситизацией
и
ремобилизацией.
Тупик
превращается
в
текущую
проблему,
с
которой
можно
справиться
и
принять
за
нее
ответственность
здесь
и
теперь.
Это
приводит
нас
к
вопросу
о
техниках.
Как
гештальт-терапевт
я
предпочитаю
говорить
о
стилях
как
унифицированных
способах
выражения
и
коммуникации.
В
гештальт-терапии
существует
столько
же
стилей,
сколько
терапевтов
и
пациентов.
Терапевт
применяет
себя
в
ситуации
и
к
ситуации
с
тем
жизненным
опытом
и
профессиональными
навыками,
которые
он
ассимилировал
и
интегрировал
как
свой
фон
(задний
план),
который
дает
значение
текущему
осознанию
его
и
пациента.
Он
постоянно
удивляет
не
только
своих
пациентов
и
группы,
но
и
себя.
Терапия
сама
по
себе
есть
процесс
инноваций,
в
котором
пациент
и
терапевт
постоянно
открывают
себя
и
друг
друга
и
постоянно
изобретают
свои
отношения.
К
сожалению,
в
результате
многочисленных
демонстраций
и
распространения
фильмов
о
работе
Фрица
Перлза
только
тот
подход,
что
он
использовал
в
последние
три
или
четыре
года
жизни,
стал
широко
известен
как
гештальт-терапия.
Его
работу
со
сновидениями
имитировали
как
«настоящую»
технику
гештальта
многие
нетренированные
и
неопытные
групповые
лидеры,
используя
ее
механистически,
упрощенно,
как
трюк.
Но,
не
рассматривая
сложности
ситуации,
не
осознавая
ограничения
–
собственные
и
пациентов,
имитаторы
не
просто
ошибаются,
а
ведут
себя
неаутентично
и
безответственно.
Не
существует
амплификаций
в
техниках
гештальт-терапии.
Гештальт-терапия
сама
по
себе
–
постоянная
амплификация
всеми
доступными
средствами
в
любом
возможном
и
желательном
направлении.
Лично
я
много
работаю
с
телесным
осознанием:
дыханием,
позой,
координацией,
непрерывностью
и
текучестью
движения;
с
жестами,
выражением
лица,
голосом,
языком
и
использованием
его
особенным
идиосинкразическим
способом.
Я
буду
работать
с
музыкантом
за
его
инструментом
и
с
писателем
–
над
его
рукописью.
Я
работаю
со
сновидениями
и
фантазиями,
чтобы
облегчить
идентификацию
или
реидентификацию
с
отчужденными
или
неразвитыми
частями
личности.
Я
работаю
с
очевидным,
с
тем,
что
непосредственно
доступно
осознанию
- моему
или
пациента.
Забавно,
что
мы
используем
латинское
слово
«obvious» (ср.
русское
«очевидный»
- Я.
К.),
описывая
что-то
слишком
простое,
тривиальное,
чтобы
об
этом
беспокоиться;
и
греческое
слово
«проблема»
–
в
противоположном
смысле:
описывая
серьезную
трудность,
о
которой
нужно
беспокоиться,
которую
нужно
диагностировать,
прорабатывать,
решать,
преодолевать
и
т.д.
Но
лингвистически
оба
слова
имеют
одинаковое
значение
- а
именно:
то,
что
находится
прямо
перед
вами,
у
вас
на
дороге.
Терапевтические
возможности
случайного
переворота
в
языке
слишком
очевидны,
чтобы
о
них
говорить!
Я
также
не
хочу
говорить
о
Достижениях.
В
гештальт-терапии
мы
поощряем
и
облегчаем
продолжающийся
процесс
осознания
того,
что
есть,
и
мы
прекращаем
терапию,
когда
пациент
испытывает
ту
степень
интеграции,
которая
облегчает
его
собственное
развитие.
1972
(L. Perls.
(1992). Living at the Boundary. A Gestalt Journal Publication. Pp.
129 –
135.)
|