Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Джохари Хариш Инструменты для тантры. Чакры энергетические центры трансформации |
Выдержки из произведения. В полном объеме текст вы можете скачать в архиве ZIP по ссылке, расположенной выше
Джохари Хариш
Инструменты для тантры. Чакры: энергетические центры трансформации.
БОГ
Недвижимый Движитель,
Его танец — единение,
Действия — кармы,
Хариш Джохари
Примечание автора Автор чрезвычайно признателен всем друзьям и наставникам, которые помогли ему в работе над этой книгой; особой благодарности заслуживают нарисовавшая схемы и цветные янтры Дженет Хейзенберг и перепечатавшая рукопись Хайдегрег Раухут. Во имя грядущих поколений они посвящают все свои усилия развитию внутренней жизни и сохранению духа Тантры, который заключается в непрестанном поиске и исследовании.
Глава 1
Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма. Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека. Иными словами, Тантра исследует само дерево жизни, не ограничивая себя изучением какойлибо одной из его ветвей. Это дерево, этот макрокосм являет собой беспредельную совокупность разнообразных составляющих, соединенных в единое целое всеобщим законом (дхармой), присущим самой их природе. Тантра стремится постичь этот закон, благодаря которому мир разнообразных явлений упорядочивается и превращается в мир относительного существования (майи); кроме того, целью Тантры является использование этого закона для поощрения эволюции сознания личности. Как сказано в «Кашикавритти», Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания. Таким образом, цель Тантры заключается в расширении осознания во всех состояниях сознания — в бодрствовании, сновидении и сне без сновидений. Для достижения этого необходимо «депрограммирование» и «перепрограммирование» человеческого компьютера. Первичное программирование обеспечивается нашим рождением в определенном месте и в определенное время, а также воздействием наследственности и окружающей среды. Если человек доволен своими достижениями и не испытывает в жизни особых затруднений, он не ощущает и потребности в переменах. Однако если его жизнь становится сложной, если человек пытается найти какойто выход за пределы ограничивающей его «программы», ему необходим определенный метод изменения себя. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой. Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность. Итак, Тантра способствует развитию тех качеств целеустремленности и уравновешенности, которые помогают сознанию освободиться от своей ограниченности. ШАКТИ
Тантру часто считают
«культом БогиниМатери». Это не совсем точно, хотя один из аспектов
Тантры действительно можно было бы называть культом шакти. Шакти
представляет собой универсальный принцип энергии, силы, или
созидательного начала. Эта энергия персонифицируется женским образом
Шакти, Вселенской Матери. Она неотделима от того, кто ею владеет, — от
шактимана («держателя силы»), мужского начала, или Вселенского
Отца. Авторы Упанишад называют шактимана Брахманом, а в
тантрической традиции он носит имя Шива. ЖЕЛАНИЯ И ЧАКРЫ
Поскольку Тантра считает
желание первичной движущей силой вселенной, она не призывает своих
последователей отказываться от желаний. Прочие духовные учения
рекомендуют избегать желаний, которые, согласно принципам этих учений,
становятся оковами и препятствиями на пути к достижению высшего
сознания. Последователи других учений пытаются покорить желания путем
аскетизма или сжигания семени желания в пламени знания, чтобы это семя
не смогло пустить ростки. Однако при этом возникает парадокс: чтобы
достичь отсутствия желаний, человек должен обладать очень сильным
желанием избавиться от желаний! ИЗМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ МОЗГА В обычном состоянии человека энергия перемещается в пределах трех низших чакр, и до тех пор, пока она остается там, в человеке господствуют желания низшей природы. Как показывает таблица 1, источником всех мирских желаний являются первые три чакры. Современные научные исследования мозга подтверждают, что такие низшие желания действительно связаны с низшим мозгом: Мозг эволюционирует от внутренних частей к внешним. В самой глубине находится его древнейшая часть: ствол мозга, отвечающий за основные биологические функции, включая ритмы жизни — сердцебиение и дыхание. Согласно дерзким догадкам Пола Маклина, высшие функции мозга развивались в три последовательных этапа. На верхушке ствола мозга размещается R-комплекс — сосредоточие агрессивности, рефлекса защиты своей территории и общественной иерархичности; это образование возникло сотни миллионов лет назад у наших предковрептилий. В глубине черепа любого человека остается нечто похожее на мозг крокодила. Rкомплекс окружен лимбической системой, или мозгом млекопитающего, развившимся десятки миллионов лет назад у тех наших предков, которые уже были млекопитающими, но еще не стали приматами. Это основной источник нашего настроения и эмоций, а также тревог и забот о потомстве. Наконец, на периферии находится появившаяся миллионы лет назад у наших предковприматов кора головного мозга, пребывающая в неустойчивом перемирии с расположенными внутри более примитивными частями мозга. Кора мозга — та его часть, где материя становится сознанием, —является отправной точкой всех наших космических путешествий. Охватывающая более двух третей общей массы мозга, она одновременно представляет собой царство и интуиции, и критического анализа. Именно здесь возникают мысли и вдохновляющие идеи, здесь мы читаем и пишем, здесь проводим вычисления и сочиняем музыку *. Тантра предлагает практические методы «перепрограммирования» ствола мозга, R-комплекса и коры головного мозга. Тантрические обряды всегда начинаются очищением (физическим и ритуальным), за которым следует пранаяма (дыхательные упражнения). Очищение создает электрохимическое равновесие, о котором будет рассказано позже. Пранаяма воздействует на ствол мозга, управляющий дыхательными функциями. Кроме того, тантрист совершает определенные обряды, наполняющие энергией область R-комплекса. Это приводит к снижению агрессивности, человек начинает меньше беспокоиться о защите своей территории и своем статусе в общественной иерархии. После этого выполняются упражнения на абстрактное мышление (созерцание) и воображение, а также мантраджапа (повторение определенного звука —например, имени Бога); все это оказывает воздействие на кору головного мозга — обитель вдохновения. Тантра предписывает определенный систематический порядок выполнения этих практик, совпадающий с этапами эволюции мозга: упражнения начинаются с глубинной, внутренней части (ствола мозга), который тесно связан с психическими центрами позвоночника. Существует четырнадцать тонких нади (энергетических каналов), связующих психические центры со стволом мозга; особенно важны десять из этих каналов. Десять нади делятся на три типа потоков — солнечные, лунные и огненные. Солнечные нади расположены по правую сторону от позвоночника, лунные — слева от него, а огненные —на центральном канале внутри позвоночника. Помимо тонких нади, существует целая сеть тонких нервных каналов симпатической и парасимпатической нервных систем, соединяющая со стволом мозга все тело и его внутренние органы. Три типа потоков протекают по трем основным нади: пингале, иде и сушумне. Сушумна поднимается от основания позвоночника к коре головного мозга, разветвляясь в области R-комплекса. Одна ветвь сушумны отходит непосредственно к мозолистому телу**, а другая огибает таламус (зрительные бугры) в задней части черепа, после чего также входит в мозолистое тело***. Несмотря на то что эти две ветви заканчиваются в одном и том же образовании, они не соединяются друг с другом — скорее, они обе разделяются на мелкие капилляры, погружающиеся в кору головного мозга. Как и сушумна, питала и ида тоже начинаются у основания позвоночника, но достигают только области R-комплекса; солнечная нади (пингала) заканчивается в правой ноздре, а лунная нади (ида) — в левой; при этом оба канала проходят через соответствующие обонятельные бугры в области R-комплекса. Именно поэтому йогам рекомендуется сосредоточивать осознание на высших центрах коры головного мозга, которые являются сферой вдохновения; благодаря этому постоянная практика кундалинийоги позволяет им утвердиться в блаженстве.
Учение о чакрах является
уникальным открытием Тантры, создающей мост между материей и разумом,
телом и духом, индивидуальным и универсальным; **Мозолистое тело — спайка из нервных волокон, соединяющая два полушария головного мозга. — Прим. перев. ***См. об этом подробнее в «Чакрах», стр. 175. —Прим. ред.
Таблица 1
Тантра представляет собой
целостную систему, использующую физические средства для достижения
духовных целей. Тантра предполагает, что все сущее является порождением
обладающей сознанием энергии (парашакти). Современные научные
исследования подтверждают, что материя превращается в сознание именно в
коре головного мозга. Слово «материя» означает здесь электромагнитные
сигналы, которые возникают при возбуждении органов чувств,
регистрируются мозгом как ощущения и воздействуют на сознание. Такое
преобразование стало бы невозможным, если бы сознание не было присуще
самой материи. В начале начал существовало только сознание. Это сознание
не было ни мужским, ни женским — оно представляло собой чистое, лишенное
энергии сознание. После этого на сцене возник принцип желания,
наполнивший сознание энергией и разделивший его на две части: статичное
и динамичное начала. Эта первичная пара противоположностей соединилась
во взаимодействии, иллюстрацией которого служит китайский символ Инь
и Ян. Так начался спектакль сотворения, или майя (см. схему
1).
Все приходит в движение благодаря пране, деятельной жизненной силе. Остановка праны — а следовательно, и разума — означает завершение спектакля, то есть достижение тотального осознания (нирбиджасамадхи). Чистое сознание одновременно является и началом, и концом этой игры. Истина всегда является одной и той же независимо от того, какой она предстает перед естественными науками и ведическими или тантрическими мудрецами. Тантра осознает, что скверная компания, плотская любовь, власть и желания мирских удовольствий и удобств суть злейшие враги человека на пути к развитию его божественной природы. Приземленные желания волнуют разум, а возмущенный желаниями разум не в состоянии обрести душевный подъем и счастье. Человеку следует преодолеть свои призрачные грезы, фантазии, вялость и сосредоточенность на самом себе. Пока эти качества остаются непокоренными, ему едва ли удастся достичь высших состояний медитации. Человек является тем, чего страстно желает: о чем думаешь, тем и становишься. Тантра совершенно монистична — она верит в единую высшую Сущность, неотделимую от своей Шакти и неизменно остающуюся ее ядром. Тантра верит в единство в многообразии, а также в неизменность энергии, которая претерпевает многочисленные изменения, однако извечно остается одной и той же. По словам Ламы Говинды, такой принцип непрерывности является основополагающей концепцией тантрического взгляда на мир. Это непрерывность во времени и в пространстве, поскольку каждый отдельный процесс взаимосвязан с неисчислимыми процессами, протекающими параллельно. Это основа реальности: бесконечная взаимосвязанность всего сущего во внешней вселенной, отражающаяся в меньшем масштабе в любом живом организме. Таково великое открытие Тантры, которое преодолевает различия отдельных религиозных догм и определений. Тантра представляет собой духовное учение, не зависящее от верований или мнений и неизменно поддающееся практической проверке, поскольку это учение опирается на точную методологию психологических наблюдений и медитативных практик. Тантра создает атмосферу надежности и уверенности, которая позволяет личности установить осмысленные взаимоотношения с собственным внутренним миром и миром вокруг него*. ПУТЬ ОСОЗНАННОСТИ
Другой важной составляющей
Тантры, помимо работы с чакрами, известной как кундалинийога (или
лайяйога), является учение о янтрах и мантрах. Это учение воплощается в
практиках, которые удовлетворяют желания и устанавливают связь между
индивидуальным и универсальным. Янтрайога и мантрайога способны
настроить человека на те упорядочивающие силы, которые сотворили природу
во всем многообразии ее форм, включая человеческую душу и мыслительную
способность. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает
человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и
внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания,
которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания
разума и наделяет его способностью останавливать такие колебания и
выработать привычку к сосредоточенности на одном предмете. Умение
управлять этими упорядочивающими силами природы делает йогов настоящими
чудотворцами. Без помощи упорядочивающих сил никакие чудеса невозможны.
Как и все остальное, шЭЭхы,или особые способности, подчиняются законам
природы.
Тантра представляет собой исследование динамичной природы человеческого существа — наших скрытых потенциальных возможностей. Она является итогом вечной устремленности человека к развитию методологии достижения совершенства. Следующие шесть практик позволяют человеку достичь состояния полной осознанности: 1. Сама: безмолвие разума и покорение страстей. 2. Дама — самоограничение и подчинение пяти органов чувств: ушей (слуха), кожи (осязания), глаз (зрения), языка (вкуса), носа (обоняния); пяти органов действия: рта (речь), рук (хватание), ног (передвижение), ануса (испражнение), половых органов (воспроизводство); и четырех внутренних органов: ахамкары (это), читты (памяти), буддхи (интеллекта), манаса (разума). 3. Упарати: полная остановка восприятия и способности органов чувств к ощущению.
4. Титикша:
выносливость, терпеливость (умение без малейших неудобств переносить
такие крайности, как 5. Самадхана: постоянная сосредоточенность разума. 6. Шраддха: подлинная вера, убежденность и служение божественному. Чтобы быть полностью подготовленным к изучению Тантры, ученику, наряду с шестью вышеупомянутыми ценными качествами, следует удовлетворять шести условиям: 1.Дакша: разумность. 2. Джитендрийя: контроль над органами чувств. 3. Сарвахинсавинирмукта: воздержание от любого насилия. 4. Сарвапранихитрата: забота о всеобщем благополучии. 5. Шучи*: чистота. 6. Астик**: вера в истину, которая есть видья (знание), Веда (свод знаний) и Бог. Эти шесть качеств позволяют человеку управлять его животной природой и делают его йогом. Шесть практик сами и дамы вызывают согласованность верхней и нижней частей мозга во всех трех состояниях сознания — во время бодрствования, сновидения и глубокого сна без сновидений,—а также направляют человека к четвертому состоянию —красширенному сознанию, которое называют турийя. *В классическом санскритском варианте — шауча. Обращаем внимание читателя на то, что Джохари, как и другие современные авторы, иногда употребляет санскритские термины в произношении, более привычном для его родного современного новоиндийского языка. — Прим. ред. **Санскр. астикья.
Глава
2 Предметом изучения Тантры являются жизнь и среда е
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |