м
Николай Александрович
Бердяев
ЭРОС И
ЛИЧНОСТЬ. Философия пола и любви
Читает Вероника Язькова
Аудиокнига.
Ц М.: Студия АРДИС, 2007. Ц
Время звучания 6 час.
57 мин., носитель 1 CD,
формат mp3, 192
Kbps, 16 bit, 44.1 kHz, stereo
Текст
прочитан по изданию: Бердяев Н. Эрос и личность: Философия пола и любви. Ц
СПб.: Издательский Дом лАзбука-классика»,
БЕРДЯЕВ Николай Александрович [1874Ц1948] родился в Киеве. Его
предки по отцовской линии принадлежали к высшей военной аристократии. Мать Ц из
рода князей Кудашевых (по отцу) и графов Шуазель-Гуффье (по матери). В 1894 г. Бердяев поступил в киевский
кадетский корпус. Однако обстановка военного учебного заведения оказалась для
него совершенно чуждой, и он поступает на естественный факультет киевского Университета
Святого Владимира.
Студенческая среда весьма
существенно повлияла на характер и жизненные ориентиры Бердяева. Несовершенство
мира теперь порождает в нем желание изменить мир, искоренить зло и
несправедливость. Ответа на вопрос, как этого достичь, Бердяев ищет в теории
научного социализма, которую начинает изучать с 1894 г., в одном
из киевских социал-демократических кружков. Одновременно он продолжает свои
занятия философией, посещая лекции и семинары профессора
Г. И. Челпанова.
Участие в студенческом движении
заканчивается для Бердяева арестом в 1898 г., месячным тюремным заключением,
судом и ссылкой в Вологду (1901Ц1902), где в то время уже находились
А. А. Богданов, А. В. Луначарский,
Б. В. Савинков, Б. А. Кистяковский (автор известной статьи в
сборнике лВехи»), А. М. Ремизов и П. Е. Щеглов. К этому
времени Бердяев уже известен как лкритический марксист», автор статьи
лА. Ф. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму»,
которую К. Каутский опубликовал в органе германской социал-демократической
партии лНовое Время» (№№ 32Ц34 за 1899Ц1900 гг.). Вскоре этот философский
дебют Бердяева был дополнен появлениям его первой книги Ц лСубъективизм и
индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о
Н. К. Михайловском» (Спб., 1901).
Уже в ссылке Бердяев начинает
осознавать невозможность соединения в целостном мировоззрении
материалистического понимания истории и философского идеализма, а к 1903 г.
окончательно укрепляется на пути, по которому уже пошли бывшие ллегальные»
марксисты П. Б. Струве, С. Н. Булгаков,
С. Л. Франк. Это, в конечном счете, привело его в 1904 г. в журнал
лНовый путь» Ц трибуну религиозно-философских собраний, организованных в
Петербурге Д. С. Мережковским. Но идеализм для Бердяева оказался лишь
переходной философской формой. Конечным же пунктом становится еще неясный образ
религиозно-христианской философии, призванной выразить целостным и
универсальным образом человеческий опыт.
В 1905Ц1906 гг. совместно с
С. Н. Булгаковым Бердяев редактирует журнал лВопросы жизни», стремясь
сделать его центром единения новаторских течений в социально-политической,
религиозно-философской и художественной сфере. Поездка зимой 1907Ц1908 гг. в Париж и интенсивное общение с
Мережковским и его кругом стимулирует обращение Бердяева к Православию. По
возвращению в Россию он поселяется в Москве, сближается с кругом философов,
объединенных вокруг книгоиздательства лПуть» (Г. А. Рачинский,
Е. Н. Трубецкой, В. Ф. Эрн, С. Н. Булгаков,
П. А. Флоренский) и принимает деятельное участие в организации
религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Итогом творческих
поисков этого периода становится опубликованная в 1911 г. лФилософия
свободы».
В лФилософии свободы» Бердяев
выступает как продолжатель главных традиций русской философии XIX века. Устремленность
Бердяева к всемирной соборности, призванной преодолеть церковный
конфессионализм, находится в русле универсализма Вл. Соловьева и его
учения о лБогочеловечестве».
Зимой 1912Ц1913 гг. Бердяев
вместе с женой Л. Ю. Трушевой едет в Италию и привозит оттуда замысел
и первые страницы новой книги, законченной к февралю 1914 г. Это был
опубликованный в 1916 г.
лСмысл творчества», в котором, как отмечал Бердяев, его лрелигиозная философия»
впервые была вполне осознана и выражена.
Февраль 1917 г. Бердяев
приветствовал. Падение лсвященного русского царства» как лже-теократии и
лмужицкого царства» воспринималось им в русле творческих задач эпохи. Однако с
течением времени Бердяев становится пессимистичней. За 10 дней до падения
Временного правительства он пишет: лТрадиционная история русской интеллигенции
кончена... она побывала у власти, и на земле воцарился ад. Поистине русская
революция имеет какую-то большую миссию, но миссию не творческую, отрицательную
Ц она должна изобличить ложь и пустоту какой-то идеи, которой была одержима
русская интеллигенция и которой она отравила русский народ».
В 1918 г. Бердяев
создает Вольную Академию Духовной Культуры, при которой начинают работу
несколько семинаров. Он читает курс лекций по философии истории, участвует в
семинаре по Достоевскому, а также пишет книгу лФилософия неравенства»
(опубликована в Берлине в 1923 г.).
В 1920 г.
историко-филологический факультет Московского университета избирает его
профессором. А в 1921 г.
он подвергается аресту в связи с делом так называемого лтактического центра».
Летом 1922 г.
последовал еще один арест, осенью Ц высылка за пределы страны.
С 1922 по 1924 гг. Бердяев
живет в Берлине. Уже в эту эпоху он приобретает репутацию ведущего философа
послевоенной Европы. У него завязываются знакомства с О. Шпенглером,
М. Шелером, Г. фон Кайзерлингом.
Начало второй мировой войны и война
фашистской Германии с СССР обострила патриотические чувства Бердяева... Первой
послевоенной книгой стала лРусская идея» (Париж, 1946), посвященная осмыслению
истории русской философии.
Умер
Бердяев 23 марта 1948 г.
за рабочим столом в своем доме в пригороде Парижа, Кламаре.
Философия любви занимает в творческом наследии Бердяева особое
место. Будучи приверженцем философии персонализма, Бердяев особое значение
придает понятию личности и видит глубокий нравственный смысл любви в том, чтобы
побуждать личность к свободе и развитию, стремиться к идеальному бытию,
относиться к другому индивиду, как к личности. Философ признает огромное и
плодотворное влияние пола на всю духовную жизнь человека, включая религию,
считает, что эротическая энергия является вечным источником творчества.
В книгу лЭРОС И ЛИЧНОСТЬ» включены работы Бердяева,
раскрывающие сложный и многосторонний подход философа к феномену любви.
По предлагаемой теме найдены
ссылки:
СКАЧАТЬ
|