м
Лекции по психологии лидерства
ЛЕКЦИЯ 1: Лидер, группа и успех
Кто же такой лидер?
Кто такой лидер? Точного определения этого понятия не существует Ч ни в науке, ни в обыденном языке.
Тот, кто вырвался вперед на соревнованиях Ч лидер.
Тот, кому верят многие Ч лидер.
Тот, за кем идут Ч лидер.
Тот, кто успешен в жизни Ч лидер.
Тот, кто умеет организовать людей Ч лидер.
Тот, кто имеет популярность в какой-то группе Ч лидер.
Впрочем, все эти определения Ч вне контекста. Лидер где? Чей? Для чего?
Например, лидер малой группы Ч это одно. Лидер общественного мнения
Ч другое. Национальный лидер Ч третье. Лидер в спорте или в учебе Ч
четвертое.
Тот, кто оказывается лидером в одной ситуации, никак не может оказаться им в другой. Значит, лидер ситуативен?
Тут самое время вспомнить Толстого, утверждавшего будто лидер
выявляется совершенно случайно: идет стадо баранов на пастбище Ч один
баран впереди, его ученый и записал в лидеры. Повернуло стадо к водопою
Ч другой баран впереди и теперь его исследователь примет за вожака...
И все же лидер Ч нечто реальное. Да, он ситуативен. Но не каждый в
той или иной ситуации станет лидером. Сочетание определенных качеств
личности и определенных качеств ситуации рождает лидера.
Как рождает?
Запомним этот вопрос. Нам еще придется вернуться к нему.
Итак, в той или иной мере понятие ллидер» ассоциируется у нас с
человеком, за которым идут другие люди. С человеком, авторитет которого
признают. С человеком, который способен проявлять власть.
Но есть и другое содержание понятия ллидер» Ч это человек успеха.
Лидерами признаются наиболее успешные в своей сфере деятельности люди.
Всегда ли успех и авторитет совпадают? Далеко не всегда. Есть ли между ними существенная связь? Несомненно есть.
Какова природа этой связи? И этот вопрос нам придется обсудить.
Комплементарная функция лидера
Итак, мы поставили два вопроса. Чтобы приблизиться к их пониманию, придется задуматься над ролью лидера в группе.
Но это будет позже. Пока что нам для ответа на наш вопрос следует сосредоточиться лишь на одном важном аспекте групповой жизни.
Группе надо выжить. У нее есть инстинкт самосохранения. Это Ч
групповой инстинкт. Он проявляется именно у группы, а не у отдельных е
членов. Но проявляется он через поведение, конечно, конкретных людей.
Группа имеет цель. Ее надо достичь. Это тоже групповой инстинкт.
Кроме того, у каждого члена группы существуют три потребности,
которые он удовлетворяет в группе и ради которых он в ней участвует:
-
потребность в контроле за внешней средой, в обеспечении ее удобного
для себя состояния. Человек хочет безопасности, предсказуемости
окружающего мира, защиты, взаимопомощи. Это группа ему дает.
-
потребность во включенности в группу, снимающая груз излишней
ответственности. Человеку трудно самому принимать решения. Удобнее
переложить ответственность за их принятие на группу. Снижается
ответственность перед собой, не себя надо винить в случае возникновения
проблем.
-
потребность в эмоциональном контакте, положительном эмоциональном
подкреплении, в любви. От других членов группы мы ждем, что они лсвои»,
лхорошие».
Удовлетворение этих потребностей составляет суть бессознательной
жизни отдельной личности в группе. Описание такой жизни дал в своей
теории межличностных отношений американский психоаналитик Вильям Шутц.
С другой стороны, существует и групповая потребность в достижении цели.
Итак, групповая динамика представляет собой противоречие,
столкновение частных и групповых интересов. Диалектика этого
столкновения развивается обычно бессознательно. Только мастер-психолог
умеет в той или иной степени сознательно контролировать этот процесс.
Функции лидера возникают из этих двух противоречивых сторон жизни группы.
По отношению к внешней цели, к деловой сфере жизни группы, можно выделить такие его функции, как:
-
Осознание групповой цели;
-
Анализ и контроль внешней среды;
-
Выработка плана достижения цели;
-
Распределение обязанностей и организации взаимодействий;
-
Контроль приближения к цели и коррекция деятельности группы.
По отношению к внутренней жизни группы у лидера возникают следующие функции:
-
Обеспечение внешней безопасности группы, поддержание контактов и взаимодействия с другими группами;
-
обеспечение включенности членов группы в нее;
-
обеспечение самостийности члена группы, чтобы он не терял свою
индивидуальность, так как угроза такой потери подвигнет его к
деструктивным действиям;
-
обеспечение работоспособности групповой структуры, контроля и
влияния одних членов группы на других, потребного для достижения
групповой цели, выполнения намеченного плана.
-
ограничение контроля, распределение ответственности и власти в группе оптимальным образом;
-
обеспечение достаточной психологической близости и совместимости членов группы, предохранение от склоки;
-
предупреждение избыточных взаимных симпатий, так как это чревато
превалированием личных отношений над движением к цели, то есть все той
же склокой;
-
координация индивидуальных способов решения проблем так, чтобы они не противоречили, но дополняли друг друга;
-
максимизация задействованности возможностей и способностей членов группы на достижение цели:
Одни из этих функций по виду чуть ли не прямо противоположны другим.
Требуется обеспечивать включенность и ограничивать ее, организовывать
контроль и ограничивать его, добиваться психологической близости и
смотреть, чтобы ее не было в избытке...
Все эти противоречия диктуются самой природой группы. Ведь группа Ч
это процесс, система в процессе, и как всякая динамическая система она
развивается в единстве противоположностей, разрешение конфликтов между
которыми и является источником движения. В этих условиях функция лидера
Ч стабилизировать это движение, удерживать его в границах меры. Поэтому
ему приходится компенсировать то в жизни группы, чего ей не хватает в
данный момент. Не хватает близости Ч надо ее налаживать. Излишняя
близость Ч надо ее разрушать.
В этом и проявляется компенсаторная, или выражаясь словами Шутца, комплементарная функция лидера в группе. Лидер Ч стабилизатор группового взаимодействия.
Но лидер Ч и разрушитель стабильности. Он вынужден это делать,
направляя группу на достижение внешней цели. Так что, функция лидера
двояка, а сам он Ч воплощенное противоречие. И только гармонически
сочетая в себе эти противоположности, он может состояться как лидер.
Мы учимся сознательно контролировать, осознавать и понимать эти
процессы, направлять их в нужное русло. Сознательный контроль помогает
проявиться таланту лидера. Рефлексия происходящего помогает развивать
этот талант, настраивать интуицию.
Эффективный лидер
Эффективность лидера в группе определяется качеством выполнения им комплементарной функции. Эффективность лидера в обществе определяется тем, как он выполняет эту комплементарную функцию для общества в целом.
Он может лишь частично замыкать на себя выполнение комплементарной
функции. Этого достаточно для того, чтобы быть лодним из» лидеров
социума, нации, большой социальной группы, малой группы. Замыкая на
себя решение самых важных реальных проблем, человек становится лидером
для тех, чьи проблемы решаются благодаря ему. И он остается лидером вне
зависимости от прочих своих качеств, форм поведения, психологических
особенностей. Его принимают таким, каков он есть Ч до тех пор, пока он
выполняет комплементарную функцию и нет никого, кто выполнял бы ее
эффективнее. Например, психические качества Жириновского традиционно
являются предметом насмешек. Однако, это не мешает ему выполнять
лидерскую функцию для значительной части русского общества.
Итак, эффективность лидера определяется степенью эффективности выполнения им комплементарной функции лидера.
Нужны ли для этого особые личные качества?
Да, нужны.
Какие?
Те, которые ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС позволяют выполнять комплементарную функцию.
Лидер Ч для чего?
Выдвигаясь на лидерскую позицию, человек по сути берет на себя
решение чужих (групповых) проблем. Делает ли он это бескорыстно?
Альтруист ли он?
При первом рассмотрении можно подумать, что люди делятся на
альтруистов и эгоистов, и именно так и проявляются в лидерстве. На
самом деле лидер ВСЕГДА принимает на себя решение чужих проблем ради решения своих собственных. По сути, действия в интересах группы Ч всего лишь его способ решать свои проблемы.
Проблемы могут быть разные. От банального обогащения и
удовлетворения амбиций до проблем, связанных с более тонкими духовными
планами. Лидерство может быть необходимо для самореализации.
Одни хотят быть, другие хотят иметь. Но всегда они действуют ДЛЯ СЕБЯ.
Целью лидера всегда является личный успех. Он может
проявляться в разных формах. Он может выражаться в разных потребностях.
Он может достигаться разными способами. Но всегда это -успех.
Поэтому лидер Ч человек успеха.
Поэтому человек успеха Ч лидер.
Стремление к личному успеху Ч необходимое условие лидерства.
Личный успех и общество
Чем больше в обществе успешных людей, тем счастливее и успешнее само это общество.
Личный успех Ч Ваш вклад в процветание общества.
Если Вы достигаете личного успеха Ч Вы приносите пользу всему
обществу. Чем успешнее общество в целом, тем больше шанс на успех для
других.
Поднимаясь в высоту, вы улучшаете шансы других на успех.
Неудачник тянет общество назад. Он ворует у него успешность. Чем больше в обществе неудачников, тем меньше шансы остальных на успех.
Обычно неудачник старается оправдать свои неудачи и свою никчемность. Для этого он придумывает идеологии двух типов.
Первый тип идеологии неудачника Ч лсоциальная справедливость».
Неудчник говорит тем, кто стремится к успеху: вы украли мой успех.
Поэтому Вы должны поделиться, компенсировать мне мои неудачи, добровольно отдав часть заработанного. Тогда всем будет хорошо. Тогда Вы искупите свою вину за мои неудачи.
Второй тип идеологии Ч лпатриотизм», который Черчилль назвал
лпоследним прибежищем негодяя». Патриот говорит тем, кто стремится к
успеху: Ваш личный успех вы воруете у нации. Поэтому Вы должны
добровольно тянуть меня вверх, давать мне льготы, признавать мое
равенство с вами Ч потому что я тоже русский (тоже немец, тоже чеченец,
тоже пакистанец).
У этого типа идеологии есть разновидность Ч нацизм. Нацист говорит:
я радею за нацию, поэтому только я Ч русский. Вы Ч неполноценные
русские. Вы должны признать мое превосходство и добровольно отдавать
мне часть или все, что есть у Вас.
В этих мессаджах слово лрусский» можно заменить на лнемец», лукраинец», литальянец» и др. Содержание везде одинаково. Неудачники требуют, чтобы им дали распоряжаться возможностями и имуществом успешных людей. Они считают, что распорядятся им лучше.
На самом деле неудачник распорядится всем, чем угодно, неизбежно хуже, чем человек успеха. Чем больше уступок делается неудачникам в обществе, чем более принимает оно
лсоциальную справедливость» и лпатриотизм», тем менее оно успешно.
Кому сопутствует успех?
В США есть много различных диаспор. Есть китайская. Есть ирландская. Есть армянская. Есть мексиканская. И есть русская.
В США есть много миллионеров. Миллионеры есть в каждой диаспоре.
Только число миллионеров на 1000 человек Ч удельное их число Ч для
каждой диаспоры разное.
В какой диаспоре больше всего удельное число миллионеров?
В русской.
Россия Ч бедная страна. У нее самая большая территория, самые
большие природные богатства, недавно были самые талантливые ученые и
инженеры. И все же Россия Ч бедная страна.
Тем не менее выходцы из России имеют хорошие шансы в самой
конкурентной стране мира Ч США. Почему бы им не достичь такого же
успеха в России?
Чем же отличаются те русские, которые стали миллионерами в США, от
тех, что ни в России, ни в эмиграции никаких успехов не достигли?
Может, дело в таланте?
Но разве мало среди неудачников талантливых людей?
Может дело в связях?
Но разве мало среди миллионеров людей, сделавших себя сами, с нуля? В последние годы их становится все больше.
Может дело в энергичности?
Но мало ли энергичных неудачниковЕ
Так все же, что отличает людей успеха от неудачников?
Есть несколько свойств личности, исчерпывающих этот список.
Дальше мы поговорим о них.
По предлагаемой теме найдены
ссылки:
Лекция 01.avi
Лекция 02.avi
Лекция 03.avi
уровни сознания (2007).avi
|