Дж.Бьюдженталь
Исследование понятия «неудачи» в
психотерапии приводит к выводу, что почти
каждому курсу терапии присущи некоторые
элементы успеха и неуспеха. Автор
рассматривает ряд случаев из собственной
практики, оставивших у него ощущение
неудачи. Подобное ощущение, по его мнению,
возникает чаще всего, когда терапевту не
удается вложиться в работу с той полнотой,
которая требуется клиенту. Второй источник
неуспеха заключается в объективации клиента.
Каждый курс
психотерапии является неудачей и почти
каждый – удача. Выражаясь точнее: почти
каждый курс психотерапии успешен в одних
отношениях и неуспешен в других. Разумеется,
встречаются экстремальные случаи, когда
терапия настолько не достигает цели, что
клиент кончает жизнь самоубийством или
каким-либо ужасным актом насилия. Менее
драматичны также экстремальные случаи важных
изменений в жизни, которые потом могут найти
отражение в каких-либо значительных вкладах
в искусство, науку или другие области. В
этих последних случаях, несмотря на
благополучие конечного исхода, в самой
работе могут присутствовать элементы
неуспеха.
Удача или
неудача в психотерапии – предметы, сложные
для достоверной оценки, зависящие от
диапазона времени, в пределах которого она
дается, и в значительной степени
подверженные влиянию взглядов, того, кто
производит оценку.
… Для
статистических и формальных целей,
безусловно, полезно использовать некие
общие, хотя и весьма приблизительные,
критерии успеха и неуспеха, характеризуя в
целом терапевтические усилия каждой
отдельной пары «терапевт-клиент». Однако
подобное подведение итогов я нахожу
малоинтересным и малозначимым. Вместо этого,
я думаю, гораздо более продуктивно то, что
мы, практикующие терапевты, пересматриваем
многие случаи из своей повседневной
практики, в которых мы в какой-то степени
терпим неудачу с нашими клиентами или,
напротив, помогаем им улучшить свое здоровье
или развить самоактуализацию.
Я могу лучше
донести свою мысль, описывая некоторые
отдельные примеры. Преследуя данную цель, я
извлекаю из сложного контекста
терапевтической работы именно те случаи, в
которых работал слабее, нежели это
требовалось моим клиентам.
…Лили
была личностью, склонной к изоляции, и
большую часть своей взрослой жизни
прожившей в одиночестве. Она опасалась
очень многого в мире и ограничивала
сферу своей активности, чтобы уменьшить
взаимодействие со своим окружением,
которое она рассматривала как нечто
враждебное. В течение года после того,
как я перенес свое местожительство и
практику из Лос-Анджелеса в Северную
Калифорнию, я еженедельно приезжал в
свой прежний офис, чтобы помочь моим
пациентам завершить курс терапии или
должным образом перевести их к другим
терапевтам. Только в отношении Лили оба
варианта оказались невозможными. В конце
года я был вынужден прекратить эти
поездки. Нет, это неправда. Я не был
вынужден прекратить их, я предпочел так
поступить. Мои собственные интересы
перевесили интересы Лили, и таким
образом я не оправдал ее ожиданий.
Я пытался
помочь ей найти другого терапевта; не знаю,
удалось ли это, в конечном счете. Спустя
двадцать лет я все еще испытываю чувство
вины и сожаления, – но не самоосуждения, нет
( Bugental , 1987, с.247-249) – и
такое поведение мне присуще. Но столь же
естественно для меня признать, что мы
добились успеха в другом отношении: Лили
обнаружила, что она способна в какой-то мере
выходить из своей изоляции и ставить хотя бы
нескольких немногих людей в известность о
своих потребностях