Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
введение в общую психологию |
ПРЕДИСЛОВИЕ
ко второму изданию
Настоящее издание <Введения в общую пси-
хологию> полностью повторяет первое 1988 г.
Предложение переиздать книгу в ее перво-
начальном виде оказалось для меня неожидан-
ным и вызвало некоторые сомнения: возникла
мысль, что, если уж переиздавать, то в изме-
ненном, а главное - дополненном виде. Было
очевидно, что такая доработка потребует не-
мало сил и времени. Вместе с тем высказыва-
лись соображения в пользу ее быстрого пере-
издания: книга пользуется большим спросом
и давно стала остродефицитной.
Хочу очень поблагодарить многих читателей
за положительные отзывы о содержании и сти-
ле <Введения>. Эти отзывы, спрос и ожидания
читателей определили мое решение согласиться
на переиздание <Введения> в его настоящем
виде и одновременно взяться за подготовку
нового, более полного его варианта. Надеюсь,
силы и условия позволят осуществить этот
замысел в не очень отдаленном будущем.
Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер
Март, 1996 г.
Настоящее пособие подготовлено на основе курса лек-
ций <Введение в общую психологию>, который я читала
для студентов 1 курса факультета психологии Москов-
ского университета на протяжении ряда последних лет.
Первый цикл этих лекций был прочитан в 1976г. и
отвечал новой программе (ранее первокурсники изучали
<Эволюционное введение в психологию>).
Замысел новой программы принадлежал А. Н. Ле-
онтьеву. Согласно его пожеланию, в вводном курсе сле-
довало раскрыть фундаментальные понятия, такие как
<психика>, <сознание>, <поведение>, <деятельность>,
<бессознательное>, <личность>; рассмотреть основные
проблемы и подходы психологической науки. Это, по
его словам, следовало делать так, чтобы посвятить сту-
дентов в <загадки> психологии, пробудить к ним интерес,
<завести мотор>.
В последующие годы программа <Введения> неодно-
кратно обсуждалась и дорабатывалась широким составом
профессоров и преподавателей кафедры общей психоло-
гии. В настоящее время вводный курс охватывает уже
все разделы общей психологии и читается в течение
первых двух семестров. По общему замыслу он в сжатой
и популярной форме отражает то, что студенты затем
подробно и углубленно проходят в отдельных разделах
основного курса <Общая психология>.
Главная методическая проблема <Введения>, на наш
взгляд, состоит в необходимости сочетать широту охва-
тываемого материала, его фундаментальность (ведь речь
идет о базовой подготовке профессиональных психоло-
гов) с его относительной простотой, доходчивостью и
занимательностью изложения. Как ни заманчиво звучит
известный афоризм, что психология делится на научную
и интересную, в преподавании он не может служить
ориентиром: неинтересно поданная на первых шагах изу-
чения научная психология не только не <заведет> ника-
кого <мотора>, но, как показывает педагогическая прак-
тика, будет просто плохо понята.
Сказанное делает очевидным, что к идеальному ре-
шению всех задач <Введения> можно прийти только
методом последовательного приближения, только в ре-
зультате продолжающихся педагогических поисков. На-
стоящее пособие следует рассматривать как начало по-
добных поисков.
Моя постоянная забота состояла в том, чтобы делать
изложение трудных, а иногда и весьма запутанных во-
просов психологии доступным и по возможности живым.
Для этого приходилось идти на неизбежные упрощения,
максимально сокращать изложение теорий и, наоборот,
широко привлекать фактический материал - примеры
из психологических исследований, художественной ли-
тературы и просто <из жизни>. Они должны были не
только иллюстрировать, но также раскрывать, уточнять,
наполнять смыслом научные понятия и формулировки.
Практика преподавания показывает, что начинающим
психологам, особенно молодым людям, пришедшим со
школьной скамьи, очень не хватает жизненного опыта и
знания психологических фактов. Без этой эмпирической
основы их знания, приобретаемые в учебном процессе,
оказываются весьма формальными и потому неполноцен-
ными. Усвоив научные формулы и понятия, студенты
слишком часто затрудняются в их применении.
Вот почему обеспечение лекций возможно более со-
лидным эмпирическим фундаментом мне представлялось
совершенно необходимой методической стратегией дан-
ного курса.
Жанр лекций допускает в рамках программы некото-
рую свободу в выборе тем и определении объема, отво-
димого на каждую из них.
Выбор тем лекций данного курса определяется рядом
соображений - их теоретической значимостью, особен-
ной разработанностью их в рамках советской психологии,
традициями преподавания на факультете психологии
МГУ, наконец, личными предпочтениями автора.
Некоторые темы, особенно те из них, которые до сих
пор недостаточно освещены в учебной литературе, нашли
в лекциях более обстоятельную проработку (например,
<Проблема самонаблюдения>, <Неосознаваемые процес-
сы>, <Психофизическая проблема и др.). Конечно, не-
избежным следствием явилось ограничение круга рас-
сматривае _м .ых _ .тем. Кроме того, в пособие включены
лекции, читаемые лишь в первом семестре 1 курса (т. е.
не вошли лекции по отдельным процессам: <Ощущение>,
<Восприятие>, <Внимание>, <Память> и др.). Таким
образом, настоящие лекции следует рассматривать как
избранные лекции <Введения>.
Несколько слов о структуре и композиции пособия.
Основной материал распределен по трем разделам, при-
чем они выделены не по какому-либо одному, <линей-
ному> принципу, а по достаточно разным основаниям.
Первый раздел представляет собой попытку подвести
к некоторым основным проблемам психологии через ис-
торию развития взглядов на предмет психологии. Такой
исторический подход представляется полезным в несколь-
ких отношениях. Во-первых, он вовлекает в главную
<загадку> научной психологии - в вопрос о том, что и
как она должна изучать. Во-вторых, помогает глубже
понять смысл и даже пафос современных ответов. В-тре-
тьих, приучает корректно относиться к существующим
конкретно-научным теориям и взглядам, понимая их от-
носительную истинность, необходимость дальнейшего
развития и неизбежность смены.
Во втором раздел _е . рассматривается ряд фундаменталь-
ных проблем психологической науки с позиций диалек-
тико-материалистического представления о психике. Он
начинается со знакомства с психологической теорией де-
ятельности А. Н. Леонтьева, которая служит затем тео-
ретической базой для раскрытия остальных тем раздела.
Обращение к этим темам осуществляется уже по <ради-
альному> принципу, т. е. от общей теоретической осно-
вы - к разным, не обязательно непосредственно связан-
ным между собой проблемам. Тем не менее они объеди-
няются в три крупных направления: это рассмотрение
биологических аспектов психики, ее физиологических
основ (на примере физиологии движений), наконец, со-
циальных аспектов психики человека.
Третий раздел служит непосредственным продолже-
нием и развитием третьего направления. Он посвящен
проблемам человеческой индивидуальности и личности.
Основные понятия <индивид> и <личность> здесь также
раскрываются с позиции психологической теории дея-
тельности. Темам <Характер> и <Личность> уделено в
лекциях относительно большое внимание потому, что они
не только интенсивно разрабатываются в современной
психологии и имеют важные практические выходы, но
и наиболее соответствуют личным познавательным по-
требностям студентов: многие из них пришли в психо-
логию, чтобы научиться понимать себя и других. Эти
их стремления, конечно, должны найти поддержку в
учебном процессе, и чем рань _ш .е, тем лучше.
Мне казалось также очень важным знакомить студен-
тов с именами наиболее крупных психологов прошлого
и настоящего, с отдельными моментами их личной и
научной биографии. Такое приближение к <личностным>
аспектам творчества ученых очень способствует собствен-
ному включению учащихся в науку, пробуждению эмо-
ционального отношения к ней. В лекциях содержится
большое количество обращений к оригинальным текстам.
знакомство с которыми облегчено выходом в издательстве
МГУ серий хрестоматий по психологии. Несколько тем
курса раскрываются путем прямого анализа научного
наследия того или иного ученого. Среди них - концеп-
ция развития высших психических функций Л. С. Вы-
готского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, физио-
логия движений и физиология активности Н. А. Бернш-
тейна, психофизиология индивидуальных различий
Б. М. Теплова и др.
Как уже отмечалось, главной теоретической канвой
настоящих лекций явилась психологическая теория дея-
тельности А. Н. Леонтьева. Эта теория органически во-
шла в мировоззрение автора - со студенческих лет мне
посчастливилось учиться у этого выдающегося психолога
и затем многие годы работать под его руководством.
А. Н. Леонтьев успел просмотреть первый вариант
этой рукописи. Его замечания и рекомендации я поста-
ралась реализовать с максимальной ответственностью и
чувством глубокой благодарности.
Профессор Ю. Б. Гиппенрейтер
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |