Психологический нерв насилия - самоутверждение за счет
другого.
По Ф. Нирингу, свобода - это возможность быть и стать, по М.
Мамардашвили, "свобода одного упирается в свободу другого и
имеет эту последнюю своим условием". Насилие - это когда
возможность быть и становиться одного/одних утверждается за
счет ограничения или уничтожения возможности быть и
становиться другого/других, когда я приношу свободу другого
в жертву своей свободе от всего, что ее обусловливает и,
собственно говоря, делает свободой. В этом - один из
парадоксов насилия: совершивший его сам лишается свободы,
становясь заложником собственного насилия.
Роль жертвы насилия обезличена. Совершающий насилие прежде в
своем восприятии лишает жертву ее статуса
живого/человеческого самоценного бытия - иначе насилие
невозможно. Об этом писали и Ф. Достоевский в "Записках из
Мертвого Дома", и А. Чехов, побывав на сахалинской каторге,
и В. Шаламов, Л. Гинзбург, А. Солженицын и мн. др. Жертва -
не этот человек, а носитель (половых органов, порока, не той
крови или веры, черты характера ...) или воплощение
(коварства, измены, предательства...).
Предельного выражения это достигает в "техноголическом
терроризме", где жертвами становятся просто случайные люди,
и в современных средствах ведения войн - не против так или
иначе персонифицированного врага, а против абстрактной схемы
врага: насилие здесь дается не труднее, чем в виртуальных
играх.
Во всем сказанном содержится ключ к пониманию
психологических механизмов самовоспроизводства насилия.
Однажды совершенное насилие или молчаливая, пассивная
сопричастность ему способны оставлять тяжкий след
разбудораженных инстинктов и/или смутного чувства вины,
освободиться от которых можно попытаться, отыграв насилие
вовне, введя его в норму поведения и/или перенеся акцент с
него самого на причинные и целевые легенды (вина кого-то
перед народом, достижение светлого будущего, очищение от
скверны или ереси, обеспечение дисциплины и порядка и
проч.). Это интуитивно знают все организаторы погромов и
точно выразил губернатор Кондратенко, заявив, что,
понаблюдав публичное повешение нескольких "врагов", народ
все поймет и примется за дело сам. Опыт истории показывает,
что часто и принимается - тем более, что насилие обращается
непосредственно к инстинктам и мощным архетипам, а массовый
резонанс единого порыва разрушает или блокирует критическое
начало.
Кажется, пережив насилие, уже невозможно совершить его. Но
опыт говорит как раз об обратном: пережитое насилие чаще
всего побуждает к насилию. У участников войн
(посттравматический стрессовый - вьетнамский, афганский,
чеченский, какой следующий? - синдром) отмечается повышенная
склонность к насилию долгое время после окончания войн.
Доходящий до апогея взрыв насилия на постсоветском
пространстве (от бытового насилия до ксенофобии и
политического экстремизма), безусловно, не сводим только к
психологическим и социально-психологическим причинам, но
вполне сопоставим с посттравматическими стрессовыми
расстройствами, что позволило мне обозначить его как
проявление посттоталитарного стрессового синдрома.
Горько признавать, что российская культура в значительной
мере насильственна, но это так. Даже любовь изъясняется
языком насилия. Вот О. Соловьев и Е. Шишмаров в своей
недавней книге "Православный брак и страсть блуда"
настоятельно рекомендуют пороть детей, девочек - особенно,
посильнее и почаще, "не боясь переборщить" и даже не
стремясь обосновывать наказания соображениями
справедливости, ибо "наказание, которое кажется ребенку
справедливым, вредно для ребенка, так как укрепляет его в
гордыне". Эти традиции насилия столь стары, что большевизм с
его лозунгами типа "Лучший способ воспитания - расстрел"
лишь продолжил их. Объяснять особенности культуры такой
этнокультурной пестрой державы, как Россия, степенью
близости к животным предкам, количеством сумасшедших, "не
теми" или, наоборот, "единственно теми" генами и т. д. столь
же оскорбительно, сколь глупо. Объяснения должны лежать в
самой культуре и психологии культуры. Сравнив коренных
американцев и эмигрантов из бывшего СССР, В. Лефевр показал,
что если первым присуще четкое и определенное разделение
Добра и Зла при высокой готовности к компромиссному
поведению, то вторым - сплавленность представлений о Добре и
Зле и неприятие компромиссов в поведении. Эту вторую
нравственную систему М. Мамардашвили точно назвал симптомом
антропологической катастрофы: бескомпромиссная война
неразличимых между собой Добра и Зла - генератор насилия,
грозящего взорвать и отдельного человека, и любое
человеческое сообщество, от семьи до страны и мира. У этой
опасной нравственной системы есть свои глубокие исторические
корни, восходящие, в частности, к духовной традиции
невыговаривания (одна из высоких ступеней духовного
восхождения - обет молчания) - сохранения и развития
целостного духовного опыта, но, вместе с тем, и
недостаточной - особенно, в условиях растущих диверсификации
и объединения мира - интеллектуальной экспликации, и стало
быть, внятных осознавания и артикуляции этого опыта, о
необходимости чего писал еще П. Чаадаев. Одним из следствий
ставшего фактом культуры невыговаривания является отсутствие
в русском языке сколько-нибудь удовлетворительного
понятийно-терминологического аппарата, без чего изучение
насилия и совладание с ним возможны разве что на уровне
"пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что".
Поскольку основной инструмент насилия - агрессия, нам
остается лишь принять целесообразность и диалектику ее
наличия, озаботившись не ее уничтожением (еще одной войной
за мир), а тем, чтобы ее проявления были оптимальными и
социально приемлемыми - не посягающими на свободу и права
других людей. На уровне обществ это - соревновательность
вместо соперничества и вражды, разрешение конфликтов вместо
попыток уничтожения или подчинения одной из сторон,
совершенствование юридической системы, смещение агрессии на
заместительные объекты (от игр в "войнушку" и зрелищ до
сложных виртуальных игровых систем), переориентация сильных
эмоций и массовых порывов на позитивные цели и т.д. На
уровне человека это - принятие и осознавание себя и своих
переживаний, принятие многообразия мира и людей,
ответственный выбор, позитивная самореализация,
конструктивный диалог, готовность к компромиссам. Прогресс
на этих уровнях встречается в движениях ненасильственной
коммуникации, постепенно распространяющих свое влияние на
все сферы отношений вплоть до разрешения международных
конфликтов - мне близок и знаком опыт ежегодных
международных конференций по разрешению конфликтов,
проводящихся Институтом Гармония (Россия) и Институтом
Common Bond (США) с 1983 года в Петербурге.
Но зачем все это, если, как известно, против лома нет
приема, коли нет другого лома? Что, толстовское
непротивление предотвратило октябрьский переворот и
последовавший за ним кошмар насилия? Тут я могу лишь
напомнить сказку В. Лефевра: "Представьте себе маленький
замок, и в этом замке живет маленький бумажный человечек.
Внезапно к этому замку подходит дракон, такой страшный, но с
человеческим лицом, это очень важно. Из этого замка выходит
маленький бумажный герой, он смело идет навстречу дракону с
протянутой рукой и пытается пробудить в нем человеческие
чувства и убедить его повернуть и уйти. Дракон дышит
пламенем и человечек исчезает. А дракон отвлекается, идет по
дороге, переходит через хребет и видит другой замок, а там
живет другой маленький человечек со своими друзьями, А вот
тот маленький человечек выходит уже с мечом, выходит смело,
а дракон тоже дует пламенем и уничтожает его. Вот идут
столетия. Каждый маленький человечек канонизирован в своем
замке. И вот они встречаются через столетия, и начинается
бурная дискуссия: чей человечек по-настоящему достойный
человек. Жители второго замка считают, что человечек,
который жил в первом замке, просто испугался взять в руки
оружие. А жители первого замка считают второго человечка
недостаточно смелым, потому что у него не хватило духа выйти
навстречу дракону без оружия. Кстати, как вы думаете, какой
бумажный человечек лучше? У кого выше дух? Результат тот же
самый: оба сгорели".
Насилие не задает себе таких вопросов - оно просто
сворачивает головы чересчур умным сказочникам, что, в общем,
не трудно. Отношения к насилию и с насилием никогда не будут
даны, они задаются как вечные и трудные задачи вопрошания и
выбора, переживания и поступка. Каждый человек, каждое
общество, каждая культура, каждое время решают эти задачи
по-своему. От того, как их решаем мы, зависит - будем мы
жить под знаком насилия или свободы. |