Жаленький цветочек
Вит Ценёв
Psyberia.ru
В состоянии панического страха,
сильной боли, отчаянной опасности, неизбежности чего-то, – человек
часто зовет на помощь свою мать. Словно он вернулся в далекое
детство, где на каждую свою боль, и телесную, и эмоциональную, он
мог найти в лице матери и свое спасение, и искреннее и неподдельное
сострадание. Проревелся, выплакался, рассказал, – и стало легче.
Стало спокойно. Стало хорошо. И даже ушиб, кажется, уже почти не
болит.
Подумав об этом и вспомнив несколько
подобных ситуаций из собственного детства, вы, кажется, уже можете
догадаться, почему человеку становится легче, когда он выговорится
«на кого-нибудь», когда он выскажет вслух свою обиду, свою проблему,
свою душевную боль. Дело, конечно, не в том, что вы это говорите, и
это как-то облегчает ситуацию. Дело, наверное, в том, что вы словно
возвращаетесь в детство, где вы находили эмоциональную поддержку и
обретали чувство безопасности и защищенности.
И получается парадокс: человек
испытывает потребность жаловаться потому, что он хочет
чувствовать себя увереннее, что он нуждается в поддержке и
защите. Его проблема, как таковая, не имеет никакого значения в
этом процессе. Акт «проговаривания» также очень малозначим или
незначим вовсе. А важны две вещи. Первая: роль слушателя,
которому вы жалуетесь. И вторая: это ваше отношение к
слушателю и наделение его ценными для вас качествами. Чем
больше контекст жалобы совпадает с тем, который вы считаете лучшим,
идеальным, – тем эффективнее идет процесс «выздоравливания»
от обиды и боли.
С позиции взрослого трудно объяснить,
почему множество людей испытывают отчаянную потребность жаловаться.
Но, с позиции ребенка, это – проще простого. Ребенок нуждается в
эмоциональной поддержке. И взрослый нуждается в эмоциональной
поддержке. Это раз.
В лице матери (или отца) ребенок
нуждается в защите, в заступничестве. Взрослый также нуждается в
защите, в подкреплении его интересов. Это два.
В минуты боли, опасности, приступов
страха, неуверенности, обиды, – ребенок нуждается в эмоциональном и
телесном контакте с матерью. Это обеспечивает ему и эмоциональную
поддержку, и чувство защищенности. Взрослея, человек чаще всего
утрачивает эту связь с матерью, – но потребность в таких
«материнских» контактах у него остается. И потом всю оставшуюся
жизнь он ищет такого рода контакты, своих «маму» или «папу», с
которыми ему легче пережить свои трудности, свою боль, свои обиды.
У взрослого эта потребность
отчасти снижается за счет его «взрослости», умения самому эффективно
решать свои проблемы. Однако, верно и обратное: взрослея, эта
потребность может возрастать, так как, теряя связь с родителями,
человек оказывается эмоционально одиноким, вынужденным всегда и
для всех ситуаций сам искать выход и справляться со своими
трудностями. Насколько у человека сохранена потребность в защите и
поддержке в лице своих близких, – можно судить по фильмам, где
человек в критических ситуациях зовет свою мать: «мама, мама, я хочу
к маме, я хочу к маме».
Сознание отключается,
человек признает свое бессилие перед опасностью или угрозой, и вот
он психологически возвращается в детское состояние. Или, по крайней
мере, отчаянно хочет туда вернуться. Вот вам ёще один «жалобный»
парадокс: жаловаться – это значит ощущать себя в безопасности.
Некоторые люди ошибочно берут это на вооружение, и вся жизнь у них
состоит из одних только жалоб окружающим. И при этом они чувствуют
себя очень хорошо. И это не удивительно, ведь если человек, жалуясь,
ощущает безопасность и защищенность, то он все время захочет
стремиться к повторению этого чувства. Отнимите у него проблемы, на
которые он жалуется, и он либо создаст новые, либо озлобится, либо
впадет в депрессию.
Вольная классификация жалобщиков
Я не
оговорился, сказав о жалобщике, что он может озлиться: трудно
чем-либо измерить ту враждебность, которую заполучит человек,
отреагировав на жалобщика неадекватно. У некоторых из вас зайдется
сердце от страха, если вы представите себе отказ выслушивать
бесконечные потоки жалоб, которые льются на вашу голову. Вот
вообразите себе, что вы, твердо и решительно, заявили, что более не
хотите все это выслушивать? Ну, как?! Во что вас превратят: в пепел
или мокрое место?
Как я сказал выше, жалоба у взрослого
человека иррациональна, бессознательна: то есть, человек осознает,
что он жалуется, осознает, что, выговорившись, ему становится легче,
– но он не понимает, почему ему становится легче, каковы причины
этого явления. Немало кипятку в эту проблему подлили психологи,
которые насочиняли кучу теорий о том, как важно и необходимо
человеку «выговариваться». Почему важно, не совсем ясно. Да и есть
ли разница? Главное, что легче, а почему легче – уже не важно. В
результате у нас – клуб счастливых больных раком или мозговыми
паразитами (отсылаю к фильму «Бойцовский клуб», наслаждайтесь):
собрались, посопливили друг дружке майки и полегчало. Так вот и
умерли все, облегченные и с ощущением какого-то неуловимого счастья.
Иррациональность жалобы – это еще
полбеды. А вторая половина заключается в том, что жалоба – процесс
одновременно и ассоциированный, и диссоциированный. Сейчас я вам
объясню, что это значит.
Ассоциированность
– это «здесь и сейчас», это переживание некоторого процесса таким,
какой он есть на самом деле. Человек вполне осознает, что он
жалуется, что ему отчаянно нужно кому-то выговориться, что он «не
может в себе это носить».
Диссоциированность
– это психический акт, когда человек как бы наблюдает со стороны за
собой, за своим участием в некотором процессе. В случае жалобы он
наблюдает за тем, кому он жалуется. При этом все возможные поступки,
реплики, эмоции со стороны нашей «жилетки» являются
предопределенными, запрограммированными. И «жилетка» должна вести
себя строго определенным образом: именно таким, как «записано» в
опыте. Должна сострадать, соглашаться, говорить «ай, бедный»,
гладить по головке, и так далее.
Для ассоциированного состояния
«жилетка» – человек, который может помочь и понять. То есть, его
восприятие вполне адекватно. Для диссоциированного – не тут то было!
Оно, как контрольные весы, все время сравнивает две меры: реальную и
эталонную. Чем ближе сходство, тем ценнее «жилетка» (по Фрейду
пациент влюбляется в своего терапевта). Чем больше расхождение, тем
более (например, терапевт) дурак, и ничего не понимает в моей
сложной и загадочной душе.
Для ассоциированного состояния жалобы
отказ ее выслушивать – в пределах нормы. Все мы взрослые, всё
понимаем. Для диссоциированного отказ равносилен предательству, как
будто мать, вместо того, чтобы пожалеть вас, – выпорола, отругала,
оттолкнула. Мне надо объяснять, какие чувства у человека рождает
ощущение, что его предали? Враждебность, гнев, ненависть, ярость.
Жалобы условно можно разделить на две
категории: инструментальные и эмоциональные. Первый тип жалоб – вас,
в силу тех или иных причин, просто «имеют». Как правило, этот тип
жалобщиков немедленно впадает в ярость, если попытаться эти жалобы
пресечь. Что это нам говорит? Во-первых, этот жалобщик, несмотря на
все свои проблемы, сильнее вас психологически (хотя бы потому, что
может позволить себе ярость и гнев в ваш адрес). Он вас выбрал и
использует вас. Таких часто называют вампирами (психологическими и
энергетическими, не имеет значения). Они потому и вампиры, что
сильнее вас. Поэтому и выбирают вас, что сильнее, – и уверены в том,
что не получает отпор. И вы это знаете.
Если же человек на отказ выслушивать
жалобу (я занят, попозже, не сейчас) замыкается в себе, и склонен
винить не столько вас, сколько свою горькую судьбу и плохую карму,
это у нас эмоциональные жалобы, то есть максимально похожие на те, в
которых нуждается ребенок. Ребенку не нужны советы и рецепты, ему
нужна моральная поддержка, участие, сострадание, искреннее
проявление ваших чувств, любовь и симпатия.
Дабы вы не ломали голову, добавлю, что
все демонстративные акты в ваш адрес: хлопанье дверями, резкое
пресечение разговора, манифестные заявления о том, что таких попыток
«найти понимания, посоветоваться» больше не будет никогда, «что бы я
еще о чем-то тебя попросил», «продолжать бессмысленно, ибо ты меня
не понимаешь», и так далее, – все это является камуфлированными
актами агрессии. Зрите в корень!
От первых
(инструментальных) жалоб лучше всего держаться подальше, или, по
крайней мере, не относиться к этому серьезно. Вторым желательно
помочь, поддержать их. Но, как и в первом случае, слишком серьезно
ко всему этому относиться не нужно. Жалоба – это эмоциональная
коммуникация, и потуги логики или рационального мышления в ней ни к
чему. От вас требуется поддержать, пожалеть и понять. А это, по
большому счету, вообще не нуждается в мышлении. Это сердечная
деятельность.
Нормально ли,
если человек вообще никогда не жалуется?
Да, конечно. Жалоба – это своего
рода эмоциональный рефлекс, который удовлетворяет вашу
потребность в защищенности и безопасности. На начальном этапе
развития, когда вы еще не в состоянии сами себя защитить, этот
рефлекс очень силен. Плюс к тому же он очень эффективен. Но с
возрастом, когда человек взрослеет и становится способным сам о себе
позаботиться, психологическая ценность и смысл этого акта
ослабевает. Поэтому нет ничего удивительного в том, что человек
жалуется очень мало, или не жалуется вовсе. Это может говорить о
психологической зрелости личности.
Еще одна причина, по которой человек
не жалуется: травмирующие обстоятельства из его детства, где он,
вместо поддержки или помощи, был отвергнут или наказан. Тогда можно
говорить о том, что рефлекс подавлен, и человек не находит для себя
ничего приятного в том, что он жалуется. Более того, жалуясь, он
может начать испытывать дискомфорт, – в силу того, что имеет
негативный опыт. Жаловаться опасно, жаловаться чревато, – вот что
говорит его опыт. Такие люди во всем полагаются только на себя, – и
лично я не вижу в этом ничего плохого.
И, наконец, третья причина: это
психологическая самоизоляция от других людей. Причин этому
множество: заниженная самооценка, завышенные требования к другим
людям, груз слишком идеализированных и романтичных представлений о
близком человеке, – ну и так далее. В детстве мы жалуемся матери –
самому близкому, самому родному, преданному и верному человеку,
уверенные на все сто, что нас примут, пожалеют, защитят. Что все эти
чувства – они честные, искренние, безусловные. Во взрослом мире
такие люди словно бы желают реанимировать эти чувства, быть
уверенными, что они именно такие, без фальши и неискренности,
абсолютные и настоящие.
Это очень похоже на то, как некоторые
девушки «ждут» своего принца: только принц, и никак иначе. Так и с
жалобами: человек, быть может, очень хочет «выговориться», но он не
нашел того, избранного, кому он сможет открыться, проявить свою
слабость. А все те, кто рядом с ним, очень мало подходят на эту
роль.
Мужчина жалуется женщине. Это
нормально?
Даже более
естественно, чем когда женщина жалуется мужчине. Объяснять, почему?!
Все очень просто: все мы, как в раннем детстве, так и во взрослой
жизни, когда нам особенно трудно, – вспоминаем маму, а не папу. И
мальчики вспоминают, и девочки. Раз женщина более олицетворяет мать,
то вполне естественно, что мужчина испытывает потребность в ее
участии и поддержке, желает соприкоснуться с теми чувствами, которые
он испытывал раньше. Женщины, по моим наблюдениям, более склонны
жаловаться другим женщинам, что подтверждает вышесказанное.
И еще, очень важно. Потребность
выговориться женщине со стороны мужчины означает чрезвычайную
психологическую близость с его стороны. Когда отношения развиваются,
то появление со стороны мужчины жалоб означает, что он очень
сблизился с женщиной (и речь, как вы понимаете, идет не о сексе).
Жалоба – это верх психологической интимности, пиковое чувство,
которое символизирует максимум доверия и ценностного отношения к
своему партнеру. Многие женщины расценивают это как слабость и
начинают стремиться к разрыву отношений. Очень-очень зря! Жалоба –
это не данность, и не психологическая особенность этого мужчины, а
определенный этап – ценный этап, значимый этап, важный этап! – в
развитии ваших отношений.
Подведем итоги
Итак, жалоба,
«проговаривание», – это специфический эмоциональный рефлекторный
акт, корни которого уходят в историю детско-родительских отношений.
Большинство людей в той или иной форме испытывают потребность
«выговориться», поделиться своим горем, – и если они находят такую
возможность, то это дает им реальное облегчение. Причина, по которой
это облегчение происходит, очень проста: субъект психологически
погружается в эмоциональное состояние безопасности, любви, заботы и
поддержки. Он регрессирует в свое далекое прошлое, где все эти
чувства были выражены в полной мере, а его нынешние соучастники
проблемы – символизируют его родителей (в первую очередь, мать),
которые гарантировали ему все эти чувства. Таким образом, жалоба –
это не только лекарство для души, но еще и психологический защитный
механизм, который препятствует появлению психологических травм от
последствий непреодолимых жизненных ситуаций.
Тем не менее, любой взрослый человек
должен хорошо понимать, что жалоба – это некая регрессия в свое
прошлое, в свое детство. Это своего рода отказ быть взрослым,
смотреть на ситуации с позиции взрослого человека. Жалуясь, вы
частично или полностью теряете свои способности и навыки быть
эффективным, сполна использовать весь багаж знаний и опыта, который
был накоплен вами. Жалуясь постоянно, вы теряете веру в себя, и
теперь она зависит только от того, кто выслушивает и поддерживает
вас. Жалоба – как таблетка: она помогает вам, она утешает вашу боль,
– но без нее вам уже не справиться. А ведь вы – можете справиться.
У вас достаточно и сил, и опыта, и житейской мудрости, и ресурсов.
Истинная жалоба – она всегда
искренняя, – как всегда искренней бывает сильная телесная боль.
Отличить искреннюю жалобу от фальшивого самоутверждения очень
просто: все те, кому больно, говорят о своих страданиях, – но те,
кто фальшивит, больше говорят о вине других. И у первых это звучит
так: «мне плохо, мне больно». А у вторых: «они все плохие,
они причиняют мне боль». И будьте вы всегда первыми, но не будьте
вторыми. |