ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Декан физического факультета
_________________________
«_____» ______________________2008
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Возрастная и
педагогическая психология»
Специальность
(направление) - 01.04.00 «Физика»
Факультет - физический
Курс - 3
Семестр - 6
Кафедра - психологии
Общая трудоемкость
дисциплины - часов
В том числе:
Лекции - часа
Практические занятия –
Лабораторные занятия –
Самостоятельная работа - 20 часов
Рабочая программа принята на заседании кафедры
« »
_________________ 2008 г.
Заведующий кафедрой_________
А.С. Турчин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение курса «Возрастная и
педагогическая психология»
призвано усовершенствовать и углубить общепсихологические знания
студентов, дополнить их изучением возрастных особенностей
психического развития, необходимых для правильной организации
обучения и воспитания.
Задачей дисциплины является:
-
ознакомить студентов с психологическими
особенностями разных
возрастных периодов и с психологическими закономерностями
обучения
и воспитания;
-
обеспечить
приобретение студентами практических
навыков по
использованию методов
психологического изучения школьников;
-
добиться не только усвоения
студентами знаний по основным разделам
курса, но и усвоения возможных путей применения и учета
полученных
знаний при организации
процессов обучения и воспитания.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
дисциплины «Возрастной и педагогической психологии»
2.1.
Разделы курса
Раздел 1. Введение в возрастную психологию.
Раздел 2. Психологические особенности отдельных возрастных
периодов.
Раздел 3. Психологические основы обучения.
Раздел 4. Психология воспитания.
Раздел 5. Психология учителя.
2.2.
Краткое содержание разделов
(по темам)
Раздел 1. Введение в возрастную психологию.
Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
История возникновения и развития возрастной и педагогической
психологии. Предмет, задачи и основные ветви возрастной и
педагогической психологии.
Методы возрастной и педагогической психологии (специальные и
общепсихологические).
Тема 2. Проблема развития в возрастной психологии.
Критика идеалистической концепции развития. Материалистическое
понимание
сущности факторов и критериев развития. Периодизация и
стадиальность психического развития. Общие закономерности психического
развития.
Раздел 2. Психические особенности отдельных возрастных
периодов.
Тема 3. Психологические особенности детей преддошкольного и
школьного возраста.
Общая характеристика
психического развития в раннем детском возрасте.
Особенности психического
развития дошкольника. Основные отклонения в психическом развитии
дошкольника.
Тема 4. Психические особенности младшего школьника.
Особенности физического развития младшего школьника. Учебная
деятельность младшего школьника. Возрастные особенности
познавательных
процессов у младших школьников. Формирование личности в младшем
школьном возрасте. Основные отклонения в психическом развитии у
младшего школьника.
Тема 5. Психологические особенности подросткового возраста.
Общая характеристика подросткового возраста. Особенности
физического
развития подростка. Учебная деятельность подростка. Возрастные
особенности познавательных процессов в подростковом возрасте.
Формирование личности в подростковом возрасте. Основные
отклонения в психическом развитии. Половое воспитание и
просвещение подростков.
Тема б. Психология ранней юности.
Общая характеристика ранней юности. Особенности физического
развития
старшеклассника. Возрастные особенности познавательных
процессов.
Развитие личности в ранней юности. Трудовая деятельность и
проблема
самоопределения в старшем школьном возрасте.
Раздел 3. Психологические основы обучения.
Тема
7. Предмет педагогической психологии.
История педагогической психологии. Связь педагогической
психологии со смежными дисциплинами. Принципы и методы
педагогической психологии. Современное состояние педагогической
психологии в России.
Тема 8. Психологическая характеристика процесса обучения.
Факторы, влияющие на характер и продуктивность процесса
обучения.
Обучение и развитие. Вариативность в организации процесса
обучения.
Психологический анализ содержания процесса обучения (на
материале
урока).
Тема 9. Деятельностный подход к обучению.
Основные понятия теории деятельности. Психологические
особенности
организации процесса обучения в русле деятельностного подхода.
Эффективность
использования деятельностного подхода к обучению в
современной школе.
Тема 10. Теория учебной деятельности.
Учение как деятельность. Формирование содержания учебной
деятельности.
Основы развивающего обучения. Психологические особенности
обучения по
системе Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов.
Раздел 4. Психология воспитания.
Тема 11. Психологические основы воспитания.
Воспитание как общественное явление. Психологическая
характеристика личности воспитателя. Психологические основы
методов воспитания.
Тема 12. Индивидуальный подход к организации воспитания.
Психологические закономерности формирования личности и их учет в
воспитательной работе. Психологическая характеристика
отклоняющегося поведения и развития личности. Психологические
особенности работы с трудными. Психология работы с
родителями учащихся.
Раздел 5. Психология учителя.
Тема 13. Психология труда учителя.
Психологические особенности труда учителя. Педагогическое
общение. Педагогический такт и этика. Самоактуализация личности
учителя.
Тема 14. Психологические основы профориентации.
Характеристика общих и специальных способностей. Психологические
основы профориентационной работы. Профессиональное
самоопределение
личности и методы его прогнозирования.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дисциплины «Возрастная и педагогическая психология»
Тема 1. Предмет и методы возрастной и педагогической психологии.
План.
1.
Понятие о предмете
возрастной и педагогической психологии.
2.
Задачи возрастной и
педагогической психологии.
3.
История развития возрастной
и педагогической психологии.
4.
Характеристика методов
возрастной и педагогической психологии.
ЛИТЕРАТУРА:
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,
1995.
Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию - Избр. Психол.
труды.
М., 1989.
Конспект: Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте
//Хрестоматия по
возрастной и педагогической психологии (работы советских авторов
периода
1918-1945 гг.). /Под ред. И.И.Ильясова. В.Я.Ляудис. М.: МГУ,
1980.
С.6-8.
Тема 2. Проблема обучения и развития в структуре возрастной и
педагогической
психологии.
План.
1.
Факторы развития психики ребенка.
2.
Специфика биологизаторского подхода к проблеме обучения и разви
тия.
3.
Социологизаторский подход.
4.
Теория конвергенции (В.Штерн).
5.
Теория взаимосвязи и
взаимовлияния обучения и
развития
(С.Л.Рубинштейн).
6.
Культурно-исторический подход в оценке факторов развития психики
ребенка.
ЛИТЕРАТУРА:
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. Кулагина
И.Ю.
Возрастная психология. М.,1998.
КОНСПЕКТ: Рубинштейн С.Л. Обучение и развитие //Хрестоматия по
возрастной и педагогической психологии (1918-1945). С. 186-194.
Тема 3: Роль деятельности и общения в развитии ребенка.
План.
1 .Психологическое содержание принципа деятельностного
опосредствования
развития сознания.
Психологическая структура деятельности.
2.
Значение общения в развитии личности ребенка.
3.
Стадиальность психического развития.
ЛИТЕРАТУРА:
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1998. Айсмонтас Б.Б.
Педагогическая психология. М.:ВЛАДОС, 2002. Фридман Л.М.,
Кулагина И.Ю.
Психологический справочник учителя. М.,1998.
КОНСПЕКТ: Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического
развития в детском возрасте//Хрестоматия по возрастной и
педагогической
психологии (1946-1980 гг.)./Под ред. И.И.Ильясова и В.Я.Лояудис.
М.:
МГУ, 1981.- С.26-31.
Тема 4:
Психологические особенности детей раннего возраста.
План.
1.
Критерии психического развития ребенка.
2.
Психологическое содержание периода новорожденности и младенчест
ва.
3.
Характеристика кризиса 1 года жизни.
4.
Особенности развития психики в раннем детстве.
5.
Психологическое содержание кризиса 3-х лет.
ЛИТЕРАТУРА:
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,
1995. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического
развития в детском возрасте // Избр. Психол. труды. М., 1989.
КОНСПЕКТ: Выготский Л.С. Предыстория письменной речи //
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии
(1918-1945) С..72-81.
Тема 5: Развитие личности дошкольника.
План.
1.
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
2.
Развитие психических функций.
3.
Развитие личности дошкольника.
4.
Психологические предпосылки готовности к школьному обучению.
ЛИТЕРАТУРА:
Мир детства: Дошкольник. / Под. Ред. А.Г.Хрипковой.
М.:Педагогика, 1979.
Божович Л.И.
Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1970.
Запорожец А.В. Избранные
психологические труды. М., 1986.
КОНСПЕКТ: Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе
//Хрестоматия по
возрастной и педагогической психологии
(1946-1980).
С.129-18.
Тема 6: Развитие психики младшего школьника.
План.
1.
Проблема обучения детей с шести лет.
2.
Принципы и методы психологической диагностики готовности к
школьному обучению.
3.
Кризис 6-7 лет.
4.
Особенности
освоения учебной деятельности.
5.
Развитие психических функций.
6.
Развитие личности.
ЛИТЕРАТУРА:
Гуткина Н.И. психологическая готовность к школе. М, 1993.
Коломинский
Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего
возраста. М., 1988. Липкина
А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. Давыдов В.В. Теория
развивающего обучения. М., 1996.
КОНСПЕКТ: Зинченко П.И. О забывании и воспроизведении школьных
зна-ний.//Хрестоматия
по возрастной и педагогической психологии. (1918-1945).
С.244-246.
Тема: 7. Психологическая характеристика подросткового возраста.
План.
1.
Пубертатный кризис.
2.
Развитие личности.
3.
Изменения в системе отношений подростка к миру.
4.
Реакции подростка.
5.
Особенности отношения к обучению и воспитанию.
ЛИТЕРАТУРА:
Кон И.С. Дружба. М., 1987.
Особенности обучения
и психического развития школьников 13-17 лет /Под
ред. И.В.Дубровиной. М.,
1988. Учителю и родителям о психологии подростка / Под ред
Г.Г.Аракелова. М., 1990.
Конспект: Лейтес
Н.С. Проблема соотношения умственного развития и спо-собностей//Хрестоматия
по возрастной и педагогической психологии (1946-1980).
С.163-168.
Тема 8: Психологические особенности юношеского возраста.
План.
1.
Психологическая характеристика периода ранней юности.
2.
Условия развития психики.
3.
Развитие личности.
4.
Первичное профессиональное самоопределение.
5.
Развитие нравственной сферы.
ЛИТЕРАТУРА:
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1978. Формирование
личности
в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под
ред И.В.Дубровиной. М, 1987.
КОНСПЕКТ: Смирнов В.Е. Проявление способностей в юношеском воз-расте//Хрестоматия
по возрастной и педагогической психологии (1918-1945).
С.100-106.
Тема 9: Методы исследования в педагогической психологии.
План
1.
Источники
информации как основания методов педагогической
психологии.
2.
Основные методы исследования:
1)
Наблюдение и самонаблюдение;
2)
беседа;
3)
экспертная оценка;
4)
анкетирование;
5)
эксперимент и его виды;
6)
тестирование;
3.
Классификация методов.
Литература:
Смирнов С.Д.
Педагогика и психология высшего образования: от деятельности
к личности. М., 1995.
Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную
психологию
личности. М., 1985.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
С.36-51.
Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ,
1997.
КОНСПЕКТ: Талызина Н.Ф. Принципы советской психологии и проблемы
психодиагностики познавательной деятельности //Хрестоматия по
возрастной и педагогической психологии (1946-1980). С.285-290.
Тема 10. Образование в современном мире.
План
1.
Образование как многоаспектный феномен.
2.
Принципы традиционной и гуманной педагогики.
3.
Образование как система.
4.
Образование как процесс.
5.
Образование как результат.
6.
Тенденции развития современного образования.
ЛИТЕРАТУРА
Чуприкова Н.И. Психология умственного развития М., 1997.
Брунер Дж. Психология позхнания. М.:Прогресс, 1977.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1956.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998.
Давыдов В.В. Теория
развивающего обучения. М, 1996.
КОНСПЕКТ:
Давыдов В.В. Принципы
обучения в школе
будуще-го//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии (1946-1980).
С.296-301.
Тема 11. Основные направления обучения в современном
образовании.
План
1.
Общепсихологические основы формирования направлений обучения.
2.
Основные направления современного обучения.
3.
Программированное обучение.
4.
Управляемое формирование умственных действий и понятий.
ЛИТЕРАТУРА
Смирнов С.Д.
Педагогика и психология высшего образования. М, 1995.
Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения.
М.,
1996.
Управляемое формирование
психических процессов.
/Под ред.
П.Я.Гальперина. М., 1977.
Хамблин Д. Формирование учебных навыков. М.,1986.
КОНСПЕКТ: Леонтьев А.Н. Овладение учащимися научными понятиями
как проблема педагогической психологии // Хрестоматия по
возрастной и
педагогической психологии. Работы советских авторов периода
1918-1945
гг.М., 1980. С.161-186.
Тема 12. Личностно-деятельностный подход (ЛДП) к организации
образовательного процесса.
План
1.
Общее определение подхода к обучению.
2.
Личностный компонент личностно-деятельностного подхода.
3.
Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода.
4.
ЛДП с позиции педагога.
5.
ЛДП с позиции учащегося.
ЛИТЕРАТУРА
Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1978.
Зимняя И.С. Педагогическая психология. Ростов н/Д.:Феникс, 1997.
Управление познавательной
деятельностью учащихся . М. МГУ, 1972.
Стоуне Э. Психопедагогика. М: Педагогика, 1984.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности маладших
школьников. М.:Просвещение, 1988.
КОНСПЕКТ: Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса
обучения младших школьников//Хрестоматия по возрастной и
педагогической психологии (1946-1980). С.86-88.
Тема 13. Психология воспитания
План
1.
Понятие о воспитании.
2.
Цели воспитания.
3.
Исторический характер воспитания.
4.
Сущность процесса воспитания.
5.
Воспитательная ситуация как единица анализа процесса воспитания.
6.
Воспитание как реальный процесс.
7.
Ценностные ориентации как основа содержания воспитания.
8.
Позиция личности как цель воспитания.
ЛИТЕРАТУРА:
Битинас Б. Процесс воспитания: Приобщение к ценностям,
(ксерокопия
в кабинете №205).
Дусавицкий А.К.
Развитие личности в учебной деятельности. М.,1996.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М., 1995.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1996.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.,1997.
КОНСПЕКТ: Якобсон С.Г. Проблемы
этического развития ребенка
//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии
(1946-1980).
С.174-179.
Тема 14: Развитие личности учащегося в процессе обучения.
План
1.
Возрастная
динамика свойств личности учащегося.
2.
Школьник как субъект педагогической деятельности.
3.
Самооценка и уровень притязаний учащегося.
4.
Психологическая характеристика обучаемости.
ЛИТЕРАТУРА:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
1970.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Фельдштейн Д.И. Возрастная психология. М., 1997.
Фридман Л.И. и др.
Психологический справочник учителя. М, 1998.
КОНСПЕКТ: Якобсон П.М. Психология чувств. //Хрестоматия по психологии.
М., 1984. С.480-487.
Реферат: Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее
развитие
личности.//Принцип развития в психологии. - М.,1978. С. 142-156.
Тема 15. Педагогическая деятельность.
План
1 .Педагогическая деятельность: формы, характеристика,
содержание.
2.Мотивация педагогической деятельности. 3. Педагогические
функции и умения. 4.Стиль педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
Кан-Калик В.А. Психология труда учителя. М., 1987.
Маркова А.К.
Психология профессионализма. М, 1996.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1998.
КОНСПЕКТ: Бодалев А.А. Развитие восприятия человека человеком в
общении //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии
(1946-1980). С.117-121.
Тема 16. Профессиональная компетентность педагога.
План
1.
Понятие профессиональной компетентности.
2.
Основные функции учителя как субъекта учебной деятельности.
3.
Педагогические умения.
4.
Требования к личности учителя.
5.
Педагогические способности.
ЛИТЕРАТУРА
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М.,1993.
КОНСПЕКТ: Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления
познавательной деятельностью человека//Хрестоматия по возрастной
и педагогической психологии (1946-1980). С.269-274.
Вопросы к зачету
по учебному курсу «Возрастная и педагогическая психология»
1.
История возникновения понятия «Детство».
2.
Предмет, цели, задачи возрастной психологии.
3.
Основные и специфические методы возрастной психологии.
4.
Стадии психического развития ребенка по 3. Фрейду.
5.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
6.
Концепции развития ребенка в отечественной психологии.
7.
Психологическая характеристика младенческого возраста.
8.
Психическое развитие ребенка раннего возраста.
9.
Психологическая характеристика дошкольного возраста.
10.
Игра как ведущий тип деятельности ребенка-дошкольника.
11.
Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
12.
Учебная деятельность т ее составляющие.
13.
Периодизация юношеского возраста.
14.
Проблема развития самосознания в юношеском возрасте.
15.
Общение подростка.
16.
Место и значение подросткового периода в развитии ребенка.
17.
Критерии возрастного развития ребенка.
18.
Законы психического развития ребенка.
19.
Проблема готовности ребенка к школе.
20.
Кризис новорожденности.
21.
Кризис 3-х лет.
22.
Юношеская субкультура.
23.
Проблема обучения и развития в школьном возрасте.
24.
Выбор профессии и проблема юношеского самоопределения.
25.
Общая характеристика периода взрослости.
26.
Период геронтогенеза.
27.
Предмет, цели и задачи педагогической психологии.
28.
Учитель как субъект педагогической деятельности.
29.
Учитель как субъект педагогического общения.
30.
Педагогическая позиция и ее составляющие.
III.
ТЕ |