Питер Врица
Лу Кетут Сурияни
Мокша. Новый способ жизни.
Практическая мудрость наших времен.
P.S.
книга была переведена с английского и сверстана в городе Смоленске в
1998 г.
Переводчики:
кто-то неизвестный и Шаченкова Татьяна — тренер НЛП
Набор и верстка:
Басов Дмитрий, Оковитова Маша, Чекулаев Игорь.
изнь
всегда была загадкой, полной неожиданностей и с трудом открывающей
свои тайны. Теперь мы сталкиваемся с новым вызовом. Наш мир
изменяется так быстро, как никогда раньше. С каждой неделей мы все
дальше отходим от простой жизни наших предков. Наша жизнь становится
все более механизированной и оторванной от природы и мы легко
отказываемся от важных частей самих себя. Вопрос о том, как
реагировать на подобное отчуждение, касается не только отдельных
личностей, но целых культур.
Мы полагаем, что
очень простое решение лежит в большем самоосознании и открытости
себя «здесь и сейчас». Когда наше осознание притуплено или понижено,
страдает наша жизнь во всех ее аспектах, потому что осознание — это
поле нашего опыта. Полностью пробужденное осознание четко и точно
отражает то, что есть и без остановки предлагает подходящие и
своевременные творческие ответы на любой вызов, брошенный жизнью.
Пробуждение
осознания не очень сложное дело, хотя на это может уйти немного
времени и внимания. Ключ кроется в простых, практичных методах,
приемлемых в наше занятое время. В этой книге мы надеемся показать,
что эти методы вполне доступны каждому.
Жизнь сегодня —
сплошной вызов. В частности, необходимость все упорнее трудиться и
работать может превратить перспективы на мир и счастье в
недосягаемые мечтания. И все же жизнь не должна быть временем борьбы
и страданий. Напротив, она не прекращает очаровывать и полна
свершений, она дает возможность учиться и расти. Все зависит от
того, как мы подходим к ней. Покой и счастье важны, но они — еще не
все. Все эмоции и ощущения, включая такие предположительно
«негативные» состояния, как напряжение, волнение, страх и злость,
тоже имеют свое место. Все, что мы переживаем, имеет свое назначение
и свою функцию. Вопрос в том, как использовать наши различные
внутренние состояния должным образом.
Приобретая
гармонию с самим собой, мы принимаем весь спектр наших ощущений. Мы
обнаруживаем, что так называемы негативные эмоции случаются в свое
время и имеют свое место. Иногда злость или страх, например,
являются частью естественной реакции на ситуацию в нашем окружении.
Когда мы отвечаем естественно, эмоции служат нам и быстро проходят.
Мы обнаруживаем, что мы автоматически с большей силой наслаждаемся
покоем и счастьем в повседневной жизни. Работа и отдых, друзья и
семья становятся трамплином для наслаждения здесь и сейчас. Они
перестают быть препятствиями на пути к достижению далекого счастья.
С большим осознанием мы можем быть вовлечены в жизнь, стать
преданными ей, но отнюдь не ее пленниками. Вот в чем состоит
искусство жизни в наше спрессованное время.
В традиционных
обществах ответы на важные жизненные вопросы дает религия, она же
помогает понять, кто мы и что мы, она объясняет, почему мы
существуем и предлагает свои ориентиры — как жить и умереть. Многим
людям до сих пор эти старые ответы кажутся привлекательными.
Некоторые же считают себя приверженцами более простых форм
фундаментально пересмотренных старых религий ли новых течений и
культов.
Однако, есть и
такие, кто отрицает религию, будь то старые или новые ее формы. Для
скептиков идти по духовному пути означает потерять контакт с
реальным миром, а старые объяснения кажутся ограничением мышления. В
результате многие люди ищут свои собственные ответы на загадки
жизни.
Мы не будем
спорить ни с теми, кто привержен к религиозной жизни, ни с теми, кто
против нее. Мы предложим то, что может угодить всем сторонам. Через
пробуждение осознания — а это ценно для любого человека вне
зависимости от его верований и убеждений — мы попытаемся помочь
людям остаться вовлеченными в активную жизнь, но иметь при этом
верные средства справиться с ней.
Чтобы вы лучше
поняли, что именно мы предлагаем на этих страницах, нам хотелось бы
немного рассказать о себе. Мы родились и воспитывались в разных
культурных традициях, на разных концах света — в Англии и на Бали.
Но мы оба чувствовали необходимость найти равновесие между Востоком
и Западом, объединить все лучшее из обеих сторон. Если Сурияни
пополнила балийское воспитание изучением западной медицины и
психиатрической практикой, то Питер пополнил обучение западным
языкам и литературе интересом к восточной психологии и философии.
Каждый из нас рано понял, что духовность — важный элемент
повседневной жизни, и что в мире изменчивых определенностей мы
должны полагаться на собственный опыт. Зная, кто мы и что мы, мы
получаем основу для принятия направления нашей жизни. Опыт ведет нас
к выбору, правильному для нас, поддерживающему других и
способствующему достижению большего внутреннего мира и счастья.
Наши личные
истории совсем разные. С ранних лет(с 14) Сурияни проявила интерес к
медитации и получила то, что она называет прямым наставничеством
Бога. Существ большее и гораздо более мудрое, чем она сама, дало ей
прямые указания и заставило ее столкнуться с разного рода
испытаниями и проверками. Очень рано Сурияни начала обучать
медитации и открыла практику целительства. Позднее она объединила
работу обычного медика и психотерапевта с воспитанием шестерых
детей. Она проявляет себя во многих областях, пытается сохранить
лучшие Балийские традиции и найти способ помочь людям справиться с
быстрыми изменениями на острове.
Питер также с
детства проявлял интерес к духовности. Это привело его в возрасте
двадцати лет к медитации и к трехлетнему обучению в Швейцарии у
индуистского учителя Махариши Махеш Йоги, который привнес свежее
дыхание во многие традиционные учения йогов. Питер воспользовался
опытом медитации, чтобы изучить роль расширения осознания в
творчестве известных и неизвестных художников и писателей. За
последние десять лет он исследовал простые пути увеличения
качественности повседневной жизни. Он убежден, что балийское понятие
«мокша» содержит множество важных идей.
Хотя в нашем
понимании искусства и жизни есть немало различий, мы считаем это
совершенно не важным по сравнению с тем, что у нас общее. Именно
этим мы и рады поделиться с вами.
Многие из тех, кто
посещал Бали, находят образ жизни на острове замечательно
согласованным. Сеть близких отношений связывает человека со своей
семьей, а семью с другими семьями, и поэтому здесь невысок процент
преступлений, проституции, жестокости и насилия, употребления
наркотиков или критической бедности, которые поразили самые развитые
общества наших времен. На Бали издавна существует обычай помогать и
поддерживать друг друга. Этот обычай проявляется в обществе как
общая обязанность заботиться о других и об обществе в целом. Вместе
с тем, на острове нет той тяжелой атмосферы, которая заметна в
некоторых наиболее удачных социально ориентированных государствах
вроде Сингапура или Швейцарии. Посещающие остров поражаются
искренней сердечностью приема, который они получают. Люди стремятся
двигаться и быть любезными друг с другом.
Все вышесказанное
не означает, что Бали — это рай на земле, как утверждают некоторые.
Как люди так и группы порой сталкиваются со значительными
трудностями, когда они не могут свести концы с концами и имеют дело
со взлетами и падениями. Сюда же можно причислить случайные
природные бедствия вроде извержений вулканов.
В то время, когда
писалась эта книга, балийское общество было раскалено. Общество
встает перед ускоренной модернизацией, сталкивается с перемещением
целых семей из деревень в города. Иммигранты с других индонезийских
островов привозят чужеродные традиции и религии, подрывая прочные
связи, характерные для балийской культуры. Особенно остро это
ощущается в городах.
Туризм также
сомнительное благо. Он приносит богатство отдельным людям, многим
дает работу, способствует развитию искусства, но и превращает
общество в карикатуру на себя. Телевидение и средства массовой
информации ежедневно несут в каждый дом чужие ценности. Один балиец
сказал: «Я учился, как себя вести, сидя на колене у бабушки и слушая
ее истории, а мои дети сидят у телевизора и смотрят «Робокоп»».
Реклама усиливает давление для увеличения материального изобилия.
Развитие запада от сельскохозяйственного общества до века информации
произошло за последние 250 лет. На Бали в некотором смысле пытаются
повторить этот процесс за пару десятилетий.
Однако, люди
многих западных обществ испытывают серьезные духовные недуги и
кризис доверия, а культура Бали по-прежнему живет и продолжает
развиваться как сплоченное единство в ответ на уникальные
исторические и географические факторы, формирующие остров. Например,
сложная паутина каналов, подводящих воду к рисовым полям,
покрывающим почти весь лог острова, была создана только благодаря
общему отношению сотрудничества, без которого выжить было
невозможно. Теплый климат означает, что почти на всей территории
острова редко бывает слишком жарко, и никогда холодно, поэтому здесь
круглый год изобилие фруктов и овощей.
Глупо было бы
воссоздавать Бали в другом месте: вместе с тем, мы верим, что даже
если балийское общество развалится под давлением ускоренной
модернизации, остров может преподнести важные для наших времен
уроки. Мы хотим воспользоваться нашими знаниями и опытом как
Востока, так и Запада, что бы извлечь сущность балийского образа
жизни. Мы верим, что сила и жизнеспособность общества зависит не от
поверхностного поведения людей, а от глубинных связей, объединяющих
их. Именно из-за этих связей развиваются обычаи и традиции народа.
Эта книга делает
доступными для всего мира некоторые элементы балийского
традиционного общества. Другие общества во всех частях света могут
обновиться — не столько благодаря привлекательным для туристов
обрядам и ритуалам, сколько глубинным принципам, автоматически
ведущих нас к равновесию и целостности себя.
Балийцы верят, что
личность представляет собой микрокосм. Каждый из нас — маленькая
вселенная, отражающая большую, и тесно связанная с ней. И малый мир
(бхувана алит), и большой мир (бхувана агунг) представляют собой
нераздельное единство, которое балийцы представляют себе как
творческий разум или мудрость, Высшее Существо или Бога, вечно
существующий источник всего, что есть или созидательную почву нашего
мира, высшую цель, к которой стремится все живое. Этот созидательный
источник находится как внутри нас, так и вне нас. Следовательно, мы
всегда связаны с ним, даже если не полностью осознаем это.
Укрепление связи автоматически уравновешивает все аспекты жизни и мы
вписываемся в ту модель мира, который нас окружает.
Мы Живем удачно,
если малый мир нашего тела и души находится в гармонии с собой и с
большим миром. Когда я в равновесии с собой, мне легче быть в
равновесии с окружающим миром. Когда я в равновесии с окружающим
миром, мне легко быть в гармонии с собой. Я получаю поддержку и
подпитку от окружения.
Гармонизировать
микрокосм и макрокосм гораздо легче, когда мы понимаем, что и то, и
другое имеет один источник, с которым можно войти в соприкосновение
и впустить в повседневную жизнь. На Бали вся жизнь строится на
понимании этого; люди постоянно помнят о единстве большого и малого.
Микрокосм, или
малый мир нашей личной жизни состоит из трех элементов или уровней:
разума, тела и личной сущности, или души. У каждого элемента свои
намерения и потребности. Наша цель привести их в равновесие, чтобы
они поддерживали друг друга. Через тело мы физически присутствуем в
мире и можем взаимодействовать с окружением на материальном уровне.
Разум руководит и направляет тело, но и тело оказывает на него
влияние и сознательно или бессознательно своими потребностями. Разум
вовлечен в восприятие и оценку нашего опыта. Сюда относятся
сенсорные ощущения, мысли и чувства. Тем не менее, разум и тело
объединяет более глубокий уровень жизни, который мы иногда называем
«самость» или «личная сущность». Более принято называть этот уровень
«душа» или «дух». Наша личность — часть разума. Это результат
воспоминаний, привычек и физического состояния. Это результат
влияния окружения, родителей, учителей и культуры на тело и разум.
Очень часто мы относимся к личности, как к должному, но она на самом
деле чрезвычайно поверхностная часть нашего микрокосма.
Дух, наша
сущностная самость, представляет более глубокий аспект нас самих.
Дух — это жизненная сила, воспламененная внутри нас. Дух смотрит в
двух направлениях, как двуликий Янус. С одной стороны это тонкая
сущность, которую можно разглядеть в каждом человеке, и которая
делает их теми, кто они есть помимо привычек, поступков и манер .
Его можно сравнить с горящей внутри светильника-тела лампочкой, и
горит она пока человек жив. В то время как дух дает человеку
качества, характерные только для него, он также похож на искорку во
вселенском огне жизни. Дух указывает на единый источник, из которого
и в котором берут начало все предметы. Дух одновременно наша
индивидуальная сущность и мост к широкой сфере вселенской жизни,
которую мы разделяем со всем остальным.
Дух — источник
жизненных сил и проводник энергии, созидательности и интеллекта. Мы
можем многого добиться одним лишь разумом, но сила разума
безгранично возрастает, когда мы нашли контакт и можем выразить себя
через нашу сущность, или дух. Разница подобна использованию батареек
и подключению к большим батареям. Когда мы подходим ближе к нашей
сущности, мы способны достичь гораздо большего с меньшими усилиями.
Энтузиазм, вдохновение, гениальность, харизма, привлекательность,
шарм, творческая сторона и даже удача( интуиция) — вот те указатели
на то, что мы открыты глубинному уровню духа и что он может
спонтанно проявляться в нас.
Сурияни понимает
дух совершенно по-особенному. После целой серии озарений, которые
она получила во время медитаций в 1962 г, она
узнала, что наша
сущность, или дух, также имеет трехчастную структуру. По ее мнению,
когда сперма достигает яйцеклетки, чтобы зачать новое физическое
существо со своим собственным интеллектом или разумом, тогда и
формируется дух. Часть тонкой энергии духа приходит из
универсального источника, который балийцы называют Бог. Другая часть
проистекает от сущности матери, а третья от сущности отца.
Вместе эти три
энергии формируют индивидуальную сущностную самость, или дух.
Природа смеси этих энергий зависит от состояния родителей, времени и
условий зачатия. Если соитие происходит сознательно и с духовным
намерением, ребенок у этих родителей получит мощный заряд как от
них, так и от универсального источника. Жизненная сила, источник
тонкой энергии у такого ребенка гораздо выше чем у остальных детей и
он становится более духовным существом. Человек напоминает лампочку
на 100 ватт, а не на 60, 40 или 20 ватт.
Сначала, в утробе,
дух доминирует, а разум и тело значимы гораздо меньше. Но пока плод
развивается, значимость разума и тела возрастает.
Даже после
рождения дух доминирует, хотя влияние тела и разума постепенно
возрастает. Мы ощущаем присутствие духа или нечто священное, что
окружает чудо рождения, а также особую атмосферу вокруг
новорожденного. На Бали считают, что ребенок живет еще в
божественном мире, а не в мире людей, и с ним обращаются с
величайшим почтением и не дают касаться земли до специальной
церемонии в 6 месяцев.
В детстве дух
сохраняет свое влияние. Свидетельство этому — веселые игры маленьких
детей, их очаровательность, их спонтанность, интуитивный ответ на
людей и предметы, их близость к воображаемому миру, их способность
быть полностью поглощенными травинкой или игрой, их желание и
способность учиться без всяких усилий. Но с течением времени влияние
духа уменьшается, а влияние разума увеличивается. К 10 годам
жизненная модель ребенка становится близка к взрослой, а разум
занимает верховное положение. Тем не менее, жизнь невозможна без
присутствия духа, и он все еще важен. Повзрослев, люди почти не
замечают его и совсем не полагаются на него. Решения и оценка
принимаются с точки зрения разума.
Мы обмениваем наше
истинное наследство в виде неограниченной энергии, творчества и
интеллекта на скудные гроши физической и ментальной энергии. Мы
идентифицируем себя с физическим телом и его потребностями и
забываем, кто мы есть на самом деле. Тем не менее, история не
заканчивается на изгнании из Эдема. Возможно, мы потеряли рай в
детстве, но мы можем его вернуть. Возвращение нашей истинной природы
называется "Мокша".
Мокша -
санскритское слово, иногда переводимое как "освобождение", иногда -
как "свобода". Оно означает состояние, абсолютно отличающееся от
нашего бодрствующего состояния. Мокша заключается в воссоединении с
нашей личной сущностью и реализацией таким образом единства с
Универсальной сущностью. Это состояние освобождает нас от ошибочных
идей о нас самих и обеспечивает полную свободу и завершенность.
Иногда людям
выпадает случайно пережить это состояние. Писатели окрестили его
"космическим сознанием", "самореализацией", "реализацией Бога",
"познанием Бога" и другими сходными названиями. Все они вряд ли
применимы к Мокше, потому что это отличное состояние или уровень
осознания, в котором мы отождествляется не столько с мелкими
индивидуальными заботами, сколько с ощущением скрытого единства
всего существующего. Мы больше не думаем о себе, как о теле с именем
и социальной принадлежностью. Мы с непоколебимой уверенностью знает,
что наша истинная природа - в единстве с сущностью, живущей во всем,
но безмолвной, не проявленной, покоящейся в своей вечной целостности
и простоте. Полностью пробудиться и открыться этому единству и
означает достичь Мокши.
Мокша
гармонизирует малый и большой миры, объединяя их наши осознанием
общей основы в Универсальной сущности. Санскритская фраза "Тат твам
аси", "Это ты", знакома на Бали любому. Значение фразы заключается в
том, что наша истинная природа понята и пережита не слишком многими.
И в этой же краткой фразе находится ключ к решению проблем,
осаждающих нас каждого в отдельности и всех вместе.
Как бы ни
были мы умны, мы никогда не сможем предвидеть последствия того или
иного действия. Поэтому нас всегда удивляет, что то, что должно было
улучшить нашу жизнь, как нам казалось, не всегда достигает нужного
эффекта. В зависимости от намерения наших действий, последствия
будут плохими или хорошими. Только объединившись с источником и
того, и другого, мы будем естественно действовать лучшим образом как
для нас самих, так и для общего целого.
Это состояние
описать нельзя. Его можно только пережить или реализовать. Мокша _
это состояние осознания, нечто непосредственное, а не концепция и не
идея. Тем не менее, некоторое понимание Мокши помогает удовлетворить
разум и направляет наши действия на достижение реализации.
На Бали Мокшу
иногда понимают как окончательное освобождение от жизни при смерти и
переход на новый уровень существования. В нашем случае мы предлагаем
не столько возможность освобождения от жизни для жизни после смерти,
сколько возможность наслаждаться свободой и полнотой жизни здесь и
сейчас.
В наши дни на Бали
Мокша считается далекой и труднодостижимой. Мы твердо уверены, что
каждая секунда, каждый день несут в себе возможность открытия
глубокого уровня нашего бытия. Пусть это будет не Мокша с большой
буквы, но маленькие мгновения мокши постепенно приведут нас к
полноте жизни, и это право дано нам при рождении.
Таким образом,
Мокша - это на только цель или пункт назначения; она также и путь к
цели. Маленькие мгновения освобождения могут появляться каждый день.
Они несомненно ведут нас к главной свободе, которая в
действительности никогда нас не покидала.
На Бали
общепринято подразумевать, что мокша означает Единство с Богом. Это
не теоретическая концепция и не мечта идеалистов. Это простой
жизненный опыт, когда мы с необычайной простотой и без тени сомнения
знаем, что наш маленький мир и большой мир покоятся в одной и той же
верховной сущности. Постижение этой истины в качестве прямого и
незабываемого опыта может случиться при жизни или при смерти. Бог
понимается как Верховная сущность, источник и исход всего тварного
мира. Обычно выделяют три уровня или типа постижения этой Сущности.
Первый и простейший - личность человека. Второй - созидательная сила
и энергия, присутствующая в нас и во всем остальном. Данте называл
это «любовью, что движет звезды и планеты» . Третий уровень описать
сложнее: это безымянное Существо вне всяких слов и концепций, вне
определений, это пустота, наполненная неизмеримыми возможностями
творения, это Целостность, объемлющая все на свете, это Океан Жизни,
в который стекаются все потоки существования.
Все три уровня
могут стать частью нашего повседневного опыта. Для нас мокша стала
неотъемлемой от нашей жизни после того, как мы открыли осознание
глубинным аспектам сущности. Это проявляется в выражении нашей
личности, и одновременно в сближении с другими людьми и предметами.
Мы понимаем, что мы не отделены от всего остального, но являемся
частью целого.
Многие люди
испытывают моменты удивительной светлости, проблесков Мокши. Но, как
правило, такие состояние не приходят сами по себе или по заказу. Мы
должны жить таким образом, чтобы создать условия для их проявления.
Традиционно считается, что различного вида медитации приводят
большой и малый миры в гармонию с общим источником. Это
автоматически помогает нам жить так, чтобы проявить Мокшу.
Медитация, к которой мы сейчас обратимся - это главный способ
самопознания.
поддерживать
Мокшу:
Часть 1
чителя
и на востоке, и на западе со времен появления письменных источников
вдохновляют нас на самопознание путем заглядывания внутрь себя.
Многие люди сегодня могут заявить, что они не могут позволить себе
подобную роскошь. Они слишком заняты устремлением вперед или
желанием хотя бы удержаться на плаву современной бурной жизни. И все
же вопрос, кто мы такие, остается по-прежнему важным, если мы хотим
добиться настоящей согласованности в жизни. Если мы не знаем, кто
мы, как можно установить, что важно, а что нет?
Как правило, мы
принимаем самопознание за знание о себе - понимание своей силы и
слабости, что нам нравится, а что нет, что нас устраивает, а что не
очень. Все это важно, но не достаточно.
Каждый из нас
давно решил, что нам нравится, что не нр |