ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ: ПРИНЦИПЫ, ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Интервью Малкома
Парлетта с Робертом Резником 28 февраля 1995.
Перевод
М.Занадворова
Примечание редактора: Роберт У.
Резник, доктор философии, старший инструктор в Лос-Анжелесском
институте гештальт-терапии. Его считают "самым молодым из старшего
поколения психологов, занимающихся гештальтом"; он проходил
пятилетние обучение вместе с Фрицем Перлзом и Джеймсом Симкиным,
которые в 1969 году лично выдали ему и некоторым другим сертификат.
Роберт Резник занимался международной практикой, читал лекции по
гештальт терапии и проводил семинары в Европе в течении 25 лет. В
настоящее время он является членом програмного комитета ААГТ. Первой
ежегодной конференции по гештальт-терапии, состоявшегося в октябре
1995 года в Нью-Орлеане; он также входит в редколлегию нового
журнала "Гештальт-Ревю". Его самая последняя публикация "Как
сдерживать свой характер" появилась в 1993 году в июльском номере
издания "Семейный журнал: советы и терапия для семей и семейных
пар". Роберт Резник пишет, что его "клинический опыт включает в себя
работу водителем такси в Нью-Йорке".
М.П. Я хотел бы начать вот с чего:
каким образом вы определяете себя как гештальт-терапевта? В чем для
вас сущность гештальта?
Р.Р. Есть три взаимосвязанных
процесса, которые (как три взаимосвязанные координаты) служат
основами, определяющими гештальттерапию. Любая терапия, имеющая эти
три основания, находится в границах гештальттерапии. И напротив,
любую терапию без этих оснований я не могу рассматривать как
гештальттерапию, независимо от ее теоретического обоснования или
даже ее эффективности. Эти пограничные столбы: теория поля,
феноменология и диалог.
Теория поля,
феноменология и диалог.
Теория поля.
Первое и самое важное:
гештальттерапия основана на теории поля. Первичным является
признанием того, что все есть часть поля, равно как и осознание
постоянного фона. Это - взаимосвязанное, постоянно движущееся,
историческое и продолжающееся поле. Поле - это наибольшая и наиболее
безграничная система и, что важно, поле включает в себя свою
историю. Любая часть поля, на которой мы фокусируемся - это часть
большего поля (или поле внутри поля). Таким образом, "система" на
любом уровне - например, биохимическом, клеточном, индивидуальном,
парном, семейном, организационном, общественном, национальном,
планетарном, космическом и т.д. - это просто часть поля, которое в
любой данный момент нас окружает. Взаимосвязанность частей поля и
воздействия, которые они оказывают друг на друга, означает, что поле
постоянно в движении, постоянно относительно, постоянно в процессе.
По существу, это взгляд
гештальттерапии на мир, который очень отличается от взгляда на мир
теории, из которой он развился - психоанализа. Первая книга по
гештальттерапии (называемой в то время терапией концентрации) "Я,
голод и агрессия" имела подзаголовок "Пересмотр теории Фрейда".
Эта книга в первую очередь была
ревизией фрейдистской теории терапии, а не обязательно его теории
развития личности.
Корни гештальта - в психоанализе, в
большей степени - в его теории развития личности, и гораздо меньше в
его подходе к терапии.
Огромный парадигматический сдвиг от
психоанализа к гештальттерапии был сдвигом от аристотелевской модели
причинности Х века, которая была линейной или механической, к модели
терапии, основанной на теории поля. В этой модели все относительно,
все в движении, взаимосвязи и в процессе.
Одним из самых важных достижений
Ф.Перлза было осознание того, что любой живой организм, включая
личность, не может быть понят, когда его рассматривают просто как
изолированный организм: организм должен быть увиден в окружающей его
среде, в контексте, как часть поля. Взаимодействия организма с
большими и меньшими полями являются решающими в понимании того,
каков этот организм и как он существует. Эта точка зрения - ведущая
для любого понимания гештальттерапии
В огромной мере она также
определяет, какие другие области теории развития или терапии могут
быть ассимилированы гештальттерапией, а какие не могут.
Эта интегративная и холистическая
точка зрения отвергает эклектические "добавки", которые находятся
вне рамок этого базисного взгляда на мир.
Феноменология.
Вторым основным процессом, который
я считаю решающим в гештальттерапии, является феноменология,
представленная в двух формах. Одна - истинный интерес и огромное
уважение к опыту индивида или феноменологического состояния - как
каждый из нас воспринимает мир, как каждый из нас вносит вклад в
создание нашего собственного опыта, и как мы сами организуем наш мир
и нас самих, и как мы создаем наши собственные смыслы. Субъективная
личностная часть поля сущностно включает в себя его или ее
феноменологическое поле.
Смысл - это связь между фигурой и
фоном, смысл - не в фигуре и не в фоне, он в связи между ними
обоими. Решающим является то, как люди делают выбор, организуют и
творят свою жизнь во времени.
Паттерны влияния поля, которые -
повторяющиеся и инврианты (другими словами, они не контекстуальны) -
являются тем, что мы называем фиксированными гештальтами, матрицами,
которые формируют характер. Таким образом, характер влияет на
создание того, что становится фигурой, и на то, какова связь между
фигурой и фоном, и таким образом, в огромной степени влияет на
смысл. Характер - это замороженное оформление того, что раньше было
адаптивной и обычно здоровой реакцией, а теперь является
неконтекстуальным, анахроничым и устаревшим. Кристализованные модели
организации, которые формируют характер, основаны на теории такого
поля, и они сильно влияют на феноменологическое сотворение
реальности.
Решающими, и возможно, даже
революционным, является наблюдение, что психотерапевтические теории
и теории развития не изъяты из этого процесса. Теории можно
рассматривать как эквивалент "характера". Идеи, понятия и
организации могут также кристаллизоваться.
М.П. Я слышал, вы называете это
"замороженная феноменологическая формула".
Р.Р. Да, для индивида в одном
отношении формула была полезна, в отношении его выживания, и поэтому
она была здравой. Выживание - первая забота любого живущего
организма и любого вида. Без выживания все остальное - ненужное или
только "сноска на полях". Однако, когда эти модели организации
становятся привычными и формализованными, они становятся
виртуальными "призмами", которые отражают и в большой степени
создают личностный смысл. Отсюда неизвестная цитата Перлза: "В тебе
нет ничего, кроме набора устаревших реакций".
Второй важный аспект феноменологии,
который является решающим для гештальт терапевта, известен как
феноменологический метод. Это - способ научиться тому, как слушать
"освеженно", отбрасывая как можно больше - наши верования, ценности,
теории, интерпретации, знания и т.д. так, чтобы заново прикоснуться
к "ноуменам" первичного опыта, и так, чтобы быть способным скорее
описывать, чем объяснять, и начать с равной ценности всех
наблюдений. Феноменологический метод - это попытка нейтрализовать
собственные личностные отражающие призмы других, иногда восходящие к
уровню теорий и теоретиков. Часто я консультируюсь о нем с одним из
моих любимых терапевтов - интеллегентом, недавно явившемся с Марса,
у которого нет каких-либо наших земных пристрастный. Марсианин
заново поражается всему, что действительно происходит. Оптимально
то, что он / она не присваивает, интерпретирует или приписывает
фоновые значения тому, что для клиента является фигурой, тем самым
конструируя смыслы, которые, очень вероятно, будут чужды клиенту. К
сожалению, слишком мало терапевтов следуют по стопам моего
марсианина. Большая часть смыслмв, полученных клиентами от
терапевта, явно связаны или с собственной ситуацией терапевта, или с
его/ее любимыми "теоретическими призмами" (точками зрения). Как
сказал Перлз "... всякая теория - это проекция". Хотя
терапевтическая ситуация - это всегда со-творчество, где одна
личность влияет на другую, ни у терапевта, ни у клиента нет
внутреннего пути в "реальность". Реальности организуются и
конструируются феноменологически, они не являются "обнаженными". Эти
конструктивные процессы - область психотерапии в целом, и
гештальт-терапии, в частности.
Диалог.
Третья и последняя часть базисных
оснований гештальттерапии - диалог.
Диалог - это в основном открытое
включение двух феноменологий - клиента и терапевта. Истинный диалог
- в экзистенциальном "Я-Ты", буберовском смысле - требует наличия
трех вещей. Терапевт демонстрирует присутствие -т.е. применимы
собственный опыт и феноменология терапевта. Затеместь включенность -
терапевт включает себя в опыт и феноменологию клиента. В третьих,
есть приглашение к диалогу - позволить проявиться магии, которая
может распространиться в "пространстве" встречи людей. Диалогически
настроенные терапевты различают и модулируют их собственное
самораскрытие, в рамках которого, как они верят, будет далее
развиваться или свертываться контакт. Они будут замечать силу и
продолжительность контакта, и что он может вынести, равно как и их
оценку способности, хрупкости, упругости и силы клиента. Это не
просто "разделить все поровну"; со стороны терапевта есть
потребность в клинической оценке. Он также не равен в том смысле,
что это не терапия терапевта, это терапия клиента.
Феноменология терапевта
подразделяется на три цели: во-первых, стимулировать возможный
контакт, во-вторых, дать возможность клиентам слышать и видеть
"другого" (который заботиться о том, чтобы их не отвлекал их
собственный "передний план", который они могут не выражать); и,
в-третьих, как моделирование терапевтом, который говорит, что он или
она ощущает в действительности и показывает свой способ поделиться
этим опытом.
Критерии
гештальт-терапии.
Я хочу подчеркнуть, что любой
терапевтический подход, методология или интервенция, которые не
нарушают позиции теории поля, феноменологии и диалога, может быть в
рамках гештальт-терапии. Другие виды "терапевтических встреч",
которые не базируются на этих принципах, могут быть полезными и
надежными, но они не являются гештальт-терапией. Это не означает,
что гештальт-терапия - самое важное дело в мире. Есть времена, когда
психотерапия не соответствует моменту, и есть вопросы, которые
иногда важнее, чем гештальт-терапия, как таковая.
М.П. Как вы думаете, в какой мере
гештальт, в том виде, как он практикуется по всему миру,
действительно отвечает этим критериям?
Р.Р. Я думаю, она отвечает все
больше и больше. Я думаю, мы выигрываем в борьбе за преодоление
некоторых искажений и крайностей 60-х, когда гештальт-терапия
смешивалась с группами встреч, целенаправленной фрустрацией,
конфронтациями, катарсисом и харизматическими лидерами - людьми,
которые не были в достаточной мере подготовленны, но все же
провозглашали, что занимаются гештальт-терапией, которую они
ошибочно и в своих интересах определяли, как "делать все, что ты
чувствуешь..." Самое худшие извратители превращали гештальт-терапию,
по существу, в разрешение на убийство: они могли делать все, что
хотели, если они чувствовали именно так. Их теоретическим
оправданием был лозунг Фрица Перлза, вырванный из контекста:
"Потеряй свой разум и отдайся своим ощущениям", или "Я делаю свое, а
ты делаешь свое...", или "Интеллект - проститутка разумной
способности". Это стало разрешением на психопатию, если не буквально
разрешением убивать, делать все, что они хотели бы.
К несчастью, достаточно этих людей,
благодаря созданной ими шумихе, достигли большого хотя и
кратковременного успеха. Когда единственно в одном "катарсисе" и
вокруг "оценивающих пиротехников" видели эмоциональную
экспрессивность как самое главное терапевтическое достижение, такая
ситуация породила то, что я в течении многих лет называл "бум-бум"
терапией. Жар без света - обычно пустая трата времени. Иногда
необходимо отреагирование, катарсис, но без осознания, ассимиляции и
интеграции они почти бесполезны. Действительно, гештальт-терапия в
некоторых странах заметно отличается от моего собственного
представления о том, что составляет гештальт-терапии. К счастью, я
знаю нескольких людей и организаций, в которых обучают "лигитимным"
и в чем-то различающимся вариантам гештальт-терапии, которые уважают
базисные теоретические основания. Эти центры, помимо других,
включающие Лос-Анжелесский и Кливленский институты и ГПТИ в
Британии, вместе с журналами по гештальт-терапии, - включая
Британский гештальт-журнал и (вероятно) новый "Гештальт-ревю" -
вносят большой вклад в воспроизведение во всем мире современной
гештальт-терапии и практики.
Психотерапевтическая интеграция.
М.П. Ведется много споров о
психотерапевтической интеграции. Очевидно, есть много различных
подходов, и некоторые усиленно настаивают на том, что мы неминуемо
должны идти вместе в общем исповедании психотерапии. Они хотят
работать в этом направлении. Видите ли вы гештальт-подходом, который
можно интегрировать с другими подходами? Можете ли вы быть
одновременно гештальт-терапевтом и ТА (транзактный анализ)
терапевтом? или терапевтом объектных отношений, равно как
гештальт-терапевтом?
Р.Р. Если отвечать на начало вашего
вопроса - "Видите ли вы гештальт-подходом, который можно
интегрировать с другими подходами?" - мой ответ -несомненно "Да".
"Можете ли вы быть гештальт и ТА терапевтом?" ответ -подчеркнутое
"Нет". Я являюсь полным надежд и оптимистически настроенным членом
СЕПИ (общество по исследованию психотерапевтической интеграции). Я
высоко ценю интеграцию психотерапии как важную и далеко идущую цель.
Мы подошли к возможности гораздо большей терапевтической интеграции
и мы уже положили для этого хорошее начало. К сожалению, многие
психотерапевтические школы иногда больше озабочены доказательством
своего превосходства, чем серьезным вниманием к конвергенции
информации и точек зрения как внутри, так и вне терапевтического
мира. Гештальт терапия может быть исключительным интегративным
средством для психотерапии различных типов. Они включают современные
формы психоанализа, системные теории (включающие постмодернистские
подходы) и когнитивные поведенческие подходы, равно как и точки
зрения вне обычных психологических миров, такие как биология,
антропология, социология, лингвистика, организационная динамика,
кибернетика и т.д. Гештальт терапия - не только допускает, но
действительно побуждает интеграцию, поскольку она изучает, как все
мы, нашими различными способами, организуем и творим смысл без
предписанного содержанием результата. Нет директивности или
содержательной догмы: у нас нет предвзятого представления, на что
должна походить (как выглядеть) здоровая, саморегулирующаяся
личность в его/ее окружающей среде.
Итак, мое представление о том, что
гештальт терапия связана с ее полевым, феноменологическим и
диалогическим основаниями имеет наилучшую возможность достижения
истинной интеграции всех других главных подходов психотерапии. Как
гештальт-терапевты, мы стремимся осознавать: то, что мы видим -
функция линз и призм, через которые мы постоянно смотрим, даже когда
пытаемся минимизировать это влияние, заключая его в скобки. |