Глава 1.
Теория межличностного общения
как междисциплинарное знание
1.1. Предмет теории межличностного общения
7.7.7,
Определение межличностного общения
Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как
межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:
•
в нем
участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из
2-3 человек);
•
это непосредственное взаимодействие: его участники
находятся в пространствен
ной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг
друга, легко
осуществляют обратную связь;
•
это так называемое личностно-ориентированное общение;
предполагается, что
каждый из его участников признает незаменимость, уникальность
своего партне
ра, принимает во внимание особенности его эмоционального
состояния, само
оценки, личностных характеристик.
Межличностное
общение
осуществляемое с помощью
средств речевого и
неречевого
воздействия
взаимодействие между несколькими
людьми, в результате
которого возникают
психологический
контакт
и определенные
отношения между участниками
общения. |
___________________
Перечисленные критерии позволяют отличить меж
личностное общение как особый вид от межгруппового и
массового общения, обозначить границу, отделяющую
личностно-ориентированное общение от социально-ори
ентированного.
Чем менее стереотипным является восприятие людьми друг друга,
чем глубже уровень взаимного самораскрытия
партнеров, чем больше разнообразных и уникальных
событий наполняют историю их отношений, тем корректнее
будет назвать данное общение межличностным.
Основной структурной единицей
анализа межличностного
общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Это
ГЛАВА 1.
Теория межличностного общения как междисциплинарное знание
• 13
означает, что каждый из участников общения существенным образом
влияет на поведение
другого, между их высказываниями и поступками возникают
причинные зависимости.
Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной
ситуации общения; содержание полученной информации в
значительной мере
перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно
возникающей
оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.
Таким образом,
интерес для исследователей межличностного общения представляет
именно межличностное поведение (или «трансакция», если
использовать термин американского психолога Э. Берна),
обладающее новыми качествами, в сравнении
с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации
взаимодействия.
Соответственно, к числу основных проблем, требующих изучения,
можно отнести анализ
условий, при которых «встреча между людьми» оказывается возможной
и необходимой; а также содержательное описание процессов,
происходящих в ходе
межличностного взаимодействия, и способов, позволяющих людям
достичь определенного
уровня взаимности или препятствующих этому.
Определить предметную область межличностного общения помогает
семантика
слова «общение». Как показывают исследования (Бессонова,
Доценко, 1999), в обыденном сознании с этим словом связываются три группы значений:
1)
объединение,
создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»);
2)
передача сообщений, обмен информацией («разговаривать,
беседовать»);
3)
встречное
движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или ин
тимный характер («глубоко
понимать друг друга»).
Фиксация выделенных значений посредством особых терминов
(например, «межличностный
контакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие»,
«межличностные отношения») задает, систему базовых понятий
теории межличностного общения.
Так, понятие «межличностный контакт» (от лат.
contactus
—
касание) становится
одним из инструментов исследования проблемы возникновения
условий общения,
поскольку обозначает то, что люди находятся в пределах
доступности для восприятия
друг друга, при этом направлены (физически и психологически)
друг на
друга. Тем самым они не только признают сам факт существования
друг друга, но и вступают во
взаимодействие, создавая условия для передачи информации по
каналам связи. В соответствии с видом контакта (деловой,
душевный) складываются отношения между людьми.
Понятие
«межличностная коммуникация* направлено на анализ способов
обмена сообщениями между
партнерами, их приема и переработки.
Понятие «межличностное взаимодействие» подчеркивает
активность общающихся,
позволяя более пристально исследовать формы и виды
индивидуальных действий,
приводящих к взаимным изменениям поведения, деятельности,
отношений и установок.
Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на
эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и
вводит фактор времени в анализ
общения, поскольку только при условии постоянной межличностной
связи путем
непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают
интимная
зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная
ответственность за сохранение
сложившихся отношений.
14 • РАЗДЕЛ
I.
Межличностное общение как предмет научного знания
Легко заметить, что за каждым из выделенных понятий
обнаруживается относительно
самостоятельное проблемное поле, отражающее разнообразие целей и
задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Для
упорядочения этого разнообразия
полезными оказываются различные виды классификаций.
7. 1.2.
Виды, уровни, функции межличностного общения
Одна из возможных классификаций основана на зависимости
межличностного общения
от различных .мотивов и целей его участников. Если целью
общения выступают
психологический контакт, психологические взаимоотношения
собеседников, то
говорят о мотивах
общения, лежащих в пределах самого общения, или о
модальном общении:
люди получают
удовольствие от самого процесса общения или занимаются
«выяснением отношений». Если
же цели общения иные — передача информации, побуждение
партнера по общению к какому-либо действию, желание изменить его
взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку — в
этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его
пределами. Это характерно для так называемого
дикталъного общения, то
есть общения, связанного с тем или иным предметным взаимодействием
(Леонтьев, 1997).
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами
психологическая дистанция позволяют выделить различные
уровни общения. Среди них:
•
ритуальный,
или социально-ролевой уровень; целью общения на этом
уровне яв
ляется выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация
знания норм со
циальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный
характер, не
зависимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми
или близки
ми людьми;
•
деловой,
или
маниПулятивный, уровень; целью такого общения является
органи
зация совместной деятельности,
поиск средств повышения эффективности со
трудничества. Партнеры
при этом оцениваются не как уникальные, неповтори
мые личности, а с
точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить по
ставленные перед ними
задачи, то есть оцениваются их функциональные качества.
Соответственно,
общение является психологически отстраненным — доминиру
ет Я-Вы контакт;
•
интимно-личностный
уровень; цель — удовлетворение потребности в понимании,
сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны
психоло
гическая близость, эмпатия, доверительность — доминирует Я-Ты
контакт (Го-
ловаха, Панина, 1989; Петровская, 1989).
В соответствии с
целями можно выделить функции межличностного общения.
Приведем одну из наиболее
полных классификаций функций общения, выделяемых по
критерию цели:
1)
контактная функция —
установление контакта как состояния обоюдной го
товности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи
в виде посто
янной взаимоориентированности;
2)
информационная функция —
обмтзн сообщениями, мнениями, замыслами, ре
шениями;
3)
побудительная функция —
стимуляция активности партнера для направления
его на выполнение определенных действий;
ГЛАВА 1.
Теория межличностного общения как междисциплинарное знание
• 15
4)
координационная функция —
взаимное ориентирование и согласование дей
ствий при организации совместной деятельности;
5)
функция
понимания —
адекватное
восприятие и понимание смысла сообщения
и взаимное понимание —
намерений, установок, переживаний, состояний;
6)
эмотивная
функция —
возбуждение в
партнере нужных эмоциональных пере
живаний, а также изменение с
его помощью своих переживаний и состояний;
7)
функция
установления отношений —
осознание и фиксация
своего места в си
стеме ролевых, статусных,
деловых, межличностных и прочих связей сообщества,
s
котором действует индивид;
8)
функция оказания влияния —
изменение
состояния, поведения, личностно-
смысловых образований
партнера.
1.1.3. Структурный анализ общения
Получившая широкое признание аналитическая модель, в
соответствии с которой
структура любого акта общения включает перцептивную,
коммуникативную и интерактивную
стороны, по существу направлена на конкретизацию предметной
области межличностного общения в соответствии с функциональным
разнообразием протекающих в
его рамках процессов.
Перцептивная сторона —
процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного
познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки
проявляются в умениях
определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его
вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты»
восприятия при анализе
коммуникативной ситуации.
Коммуникативная
сторона —
использование
средств общения, подразделяемых
на вербальные и невербальные.
Хороший коммуникатор — это человек, обладающий
богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных
уровнях общения.
Интерактивная сторона —
взаимодействие людей, предполагающее определенную
форму организации совместной деятельности (согласие,
приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных
позиций, которые занимают партнеры
при организации и осуществлении общения, можно отметить
«пристройку» к партнеру
«свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни
одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О
продуктивности пристройки можно
судить лишь в контексте
конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в
некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед,
партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость;
отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем
выражении стать отчуждением. Умение человека
использовать всю палитру возможных позиций в общении — один из
возможных показателей
психологической зрелости личности.
Количественная характеристика межличностного общения получила
развитие в
понятии «круг общения». Последнее обозначает число людей,
общение с которыми осуществляется на том или ином уровне.
Большинству из нас по личному опыту хорошо известно, что
глубоко знать и понимать можно в лучшем случае двух-трех человек,
более или менее успешно ориентироваться в поведении — примерно
десяти;
16 • РАЗДЕЛ
L
Межличностное общение как предмет научного знания
УМЕСТНАЯ ЦИТАТА
Писатель Т. Уайлдер ввел выражение «созвездие
значимых»',
каждый человек должен
иметь'2x9 духовно близких ему людей (мужчин и женщин), среди
которых старше
его по возрасту, его ровесники и младше его по возрасту. Редко,
а может и никогда, эти 18 вакантных мест бывают заняты
одновременно: остаются незаполненные
места — у некоторых многие годы, у некоторых всю жизнь есть лишь
старший и младший
друг, а бывает — ни одного. Чем больше вакантных мест в этом
созвездии, тем сильнее испытывает человек чувство одиночества,
тем больше страдает от непонимания.
(Цит. по:
ШвалбЮ. М., Данчева О. В.
Одиночество: социально-психологические проблемы. — Киев, 1991.)
ч________________________________________________________________________________
„_ -
.. _____ ^
по отношению к другим в действие вступают эталоны и стереотипы.
Отечественный
психолог Я. Коломинский предложил в зависимости от степени
психологической
близости и значимости выделять два круга желаемого общения:
первый (наиболее
близкий) включает от одного до четырех человек, второй — от
шести до восьми. Проведенные
исследования позволили сравнить, насколько круг людей, которые
нам
симпатичны, совпадает с кругом тех, с кем нам приходится
общаться большую часть
времени. Оказалось, что у взрослых он достигает 40%, а у детей —
всего 19-24% (Коломинский,
1986).
Структурный анализ процесса межличностного общения можно
обнаружить в
работах не только психологов-теоретиков, но и
психологов-практиков. Так, специалист в области семейной
психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важнейшие
составляющие взаимодействия между членами семьи (Сатир, 1992).
•
Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому
себе, или само
оценка.
•
Во-вторых,
это способы, с помощью которых люди передают друг другу различ
ную информацию, делятся
переживаниями и соображениями, или способы ком
муникации.
•
В-третьих,
это совокупность правил, которых придерживаются и которым следу
ют люди в своей жизни, или
семейная система.
•
В-четвертых, это методы, с помощью которых семья осуществляет
свои связи с
другими
социальными институтами, или социальные связи.
При всем разнообразии проблем семья, испытывающая боль (в
терминах В. Сатир), всегда характеризуется:
•
низкой
самооценкой;
•
ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени
нереалистич
ными и нечестными
коммуникациями;
•
ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не
направленными на по
мощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами
поведения;
•
социальными
связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненны
ми страхом и угрозой.
Для зрелых семей характерны высокая самооценка,
непосредственные, прямые,
четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны,
гуманны, ориен-
ГЛАВА 1.
Теория межличностного общения как междисциплинарное знание
• 17
тированы на приятие.
Члены этих семей способны к изменениям; социальные связи
открыты и полны позитивных
установок и надежд.
Таким образом, с
учетом как обыденных представлений, так и суждений специалистов
к предметной области межличностного общения можно
отнести:
•
психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию
(межличност
ное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства,
самооценки, психо
логические
защиты и т. д.);
•
коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между
людьми
(речь, невербальные сообщения);
•
нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность,
часто неосо
знаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной
группы.
Разумеется, реальный процесс общения представляет собой
функциональное единство
всех перечисленных элементов. Вместе с тем, в аналитических
целях выделение
относительно самостоятельных блоков оказывается целесообразным.
1.2. Аналитические модели
Психологические, информационно-коммуникативные и
социально-нормативные процессы,
составляющие предметную область теории межличностного общения,
изучаются
различными дисциплинами гуманитарного знания. Среди них —
психология
личности и социальная психология, лингвистика (особенно психо- и
социолингвистика),
социология (в первую очередь, такие направления микросоциологии,
как символический
интеракционизм и драматургическая социология). Таким образом,
теория межличностного
общения принципиально оказывается сферой междисциплинарного
знания. Более того, ее развитие стимулируют междисциплинарные
связи.
Научное изучение феномена общения происходило в несколько
этапов. Наиболее
ранние работы
касались коммуникативных процессов. Использование (радио) телефонной
метафоры подсказывало термины для описания процессов переработки
и передачи информации
между партнерами по общению. Успехи в области кибернетики
вдохновляли на широкое использование понятий «обратная связь» и
«коррекция» для объяснения процессов, с помощью которых
партнеры согласовывают свои
усилия и достигают взаимопонимания.
Вслед за исследованием коммуникативного процесса и почти
параллельно с ними
проводились
исследования межличностного восприятия. Было выявлено значительное
количество шаблонов восприятия, которым можно было придать
значение структурных
элементов в общении. Появилась возможность предсказывать
поведение.
По мере того как
обнаружилось, что социальное восприятие зависит от переменных
более высокого порядка, развернулись исследования межличностного
взаимодействия. Акцент сместился с анализа информационных
потоков на анализ процессов
и результатов, которые коммуникация обеспечивала или стремилась
достигнуть. Важнейшими понятиями стали «воздействие», «дистанция», «персональная
территория»,
«сценарии» и пр.
Далее исследование общения продолжилось уже как исследование
межличностных отношений: изучение долгосрочных феноменов
(знакомство^Я^шовлВтрцотношений,
18
РАЗДЕЛ !.
Межличностное общение как предмет научного знания
Межличностная
коммуникация
взаимный обмен субъективным
опытом людей, находящихся в пространственной
близости, имеющих
возможность видеть,
слышать, касаться
друг друга, легко осуществлять
обратную связь.
Модели
коммуникации
схемы, представляющие
процесс коммуникации. |
преодоление затруднений, распад и пр.), приближенное1
к реальным жизненным задачам (семья, рабочие отнош
ния), камерность акцентов (любовь, дружба, близост!
Значимость приобрели
такие проблемы, как обсужден]
содержания общения, фиксация стабильных структу
ных характеристик (например,
вражда, симпатия, взаиг ные подозрения, доминирование,
борьба, манипуляция Следует
подчеркнуть, что анализ межличностного
oi
щения может допускать как объективные методы (поз] ция
внешнего наблюдателя), так и субъективные метод
(позиция включенного в общение субъекта). В первс
случае исследование направлено на получение схемати1
ного среза процесса общения (статичный аспект), во вт<
ром — целью является изучение живого общения (дин
-------------------------------
^
мический аспект).
Межличностная коммуникация
— взаимный обмен субъективным опытом люде
находящихся в пространственной близости, имеющих возможность
видеть, слышат
касаться друг друга,
легко осуществлять обратную связь.
Известные модели
межличностной коммуникации отражают данное различие и
следовательских интересов.
Линейная модель
(рис. 1.1) изображает коммуникацию как действие, в рамках ю
торого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид
сообщения и зате
отправляет его
получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщ'
ние и т. п.). Если сообщение достигло получателя, преодолев
разного рода «шумы или помехи, то коммуникация считается
успешной. Данная модель привлекает вш
мание к ряду важных моментов
в процессе коммуникации — в частности, каким
of
разом различные каналы могут влиять на способ, которым
получатель реагирует \ сообщение. Например, одинаково ли
будет воспринята фраза «Я вас люблю», есл
произнести ее во время личной встречи? По телефону? На дискотеке
во время танщ
Передать по
телеграфу? Линейная модель показывает также и то, как «шум»,
пом< хи различного рода могут
исказить сообщение.
Можно выделить два типа «шумов», блокирующих коммуникацию:
физический
психологический.
В первом случае речь идет о физических помехах — например, шуг*
ное,
наполненное сигаретным дымом помещение, в котором трудно
сосредоточит] ся, быстро
наступает утомление. Примерами помех второго типа могут быть
сильнс эмоциональное
возбуждение или крайне заниженная самооценка, что не позволяс
человеку быть достаточно точным при восприятии
отправленного ему сообщения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отправитель
(кодирует)
|
Получатель
(декодирует)
|
|
Сообщение
|
|
канал(ы)
|
канал(ы)
|
|
Рис. 1.1.
Линейная коммуникационная модель
ГЛАВА 1.
Теория межличностного общения как междисциплинарное знание
получатель
интерпретатор
отправитель |
отправитель
интерпретатор
получатель |
Рис. 1.2. Интерактивная модель
Линейная модель позволяет рассматривать коммуникацию как
однонаправленный
процесс — от отправителя к получателю. Однако подобный'споеоб
передачи сообщений характерен в большей мере для письменной
коммуникации, средств массовой
информации либо для общения, в котором партнер воспринимается
как объект
воздействия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что
линейная модель лишь
частично охватывает особенности процесса межличностного общения.
Интерактивная
модель
(рис. 1.2) в качестве обязательного элемента коммуникативного
процесса вводит обратную связь, наглядно демонстрируя
кругообразный характер коммуникации: отправитель и
получатель сообщения последовательно меняются местами.
Если первые две модели изображают коммуникацию как ряд
дискретных актов, имеющих начало и конец, в которых отправитель
по существу детерминирует действия
получателя, то трансакционнаямодель (рис. 1.3)
представляет коммуникацию как
процесс одновременного отправления и получения сообщений
коммуникаторами. В каждый конкретный момент мы способны
получать и декодировать сообщения
другого человека, реагировать на его поведение, и в то же самое
время другой человек
получает наши сообщения и отвечает на них. Эта модель позволяет
увидеть, что
дискретный акт коммуникации трудно отделить от событий, которые
ему предшествуют и
следуют за ним. Таким образом, коммуникация представляет собой
процесс, в котором
люди формируют отношения, взаимодействуя друг с другом.
Рис. 1.3.
Транзакционная коммуникативная модель
20 • РАЗДЕЛ
I.
Межличностное общение как предмет научного знания
1.3. Теоретические направления
Все известные теоретические направления, в рамках которых
проводятся социально-психологические
исследования — бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая
теория, гуманистическая психология, — внесли свой вклад в
разработку проблем
межличностного общения.
Как известно, каждый из названных подходов выделяет ключевую
детерминанту, определяющую социальное поведение. Для
бихевиоризма это внешние стимулы, для
когнитивных теорий это внутренние психологические мотивации, для
психоаналитического
направления — неосознаваемые, вытесненные в подсознание
влечения, для
ролевой парадигмы — структура ролевых предписаний. Рассмотрим
основные идеи и концепции, выработанные в рамках указанных
направлений и во многом определившие теоретическое осмысление
межличностного общения.
1.3.1. Бихевиоризм
Среди
социально-психологических теорий, следующих бихевиористской
парадигме и повлиявших на разработку предметной области
межличностного общения, можно
назвать теории
социального научения и социального обмена. При этом
ключевое значение имеет идея о том, что навыки человека
в межличностном общении приобретены
им в ходе жизненного опыта и могут сохраняться или изменяться с
помощью какого-либо подкрепления или наблюдения.
Само понятие «научение» означает систематическую модификацию
поведения
индивида при повторении одинаковой ситуации. Выделяются
следующие виды научения:
•
реактивное,
или респондептное. Выработка условного рефлекса на основе
ассоци
ативных связей: подобно тому как можно выработать рефлекторное
выделение
слюны у собаки на свет или на звонок (даже при отсутствии пищи),
у человека
можно
выработать, например, реакцию отвращения на слова «нацист» или
«ком
мунист», а также на людей,
относимых к данной группе);
•
инструментальное,
или оперантное.
Закрепление необходимого поведения с по
мощью поддержки или
подкрепления. Люди научаются действовать определен
ным образом потому, что
за этим следует что-то приятное, или для того, чтобы
избежать чего-либо
неприятного;
•
научение на основе наблюдения. Люди часто обучаются
взглядам и действиям, про
сто наблюдая
за моделью. При этом выделяют имитацию, идентификацию и
ро
левое обучение. Имитация может иметь место и без внешнего
подкрепления. При
идентификации одна модель
предпочитается другой. В качестве объекта имита
ции и идентификации
могут выступать родители, братья и сестры, другие род
ственники, друзья,
соседи, учителя, герои художественных произведений и т. д.
Ролевое обучение
означает, что моделируются специальные ситуации с целью
отработки определенных
навыков поведения. Большинство речевых и коммуни
кативных курсов используют как живые, так и символические модели
обучения
коммуникативным
навыкам. Например, студенты наблюдают, как их товарищ
произносит речь, и
затем обсуждают его выступление, смотрят видеозаписи вы
ступлений ораторов и оценивают их в классе.
ГЛАВА 1.
Теория межличностного общения как междисциплинарное знание
• 21
Вкладом теории обмена в изучение межличностного
взаимодействия можно считать
анализ взаимосвязи между людьми как обмен ресурсами определенного
рода. Согласно основным положениям данной теории:
1)
человеческое поведение мотивировано прежде всего стремлением к
удоволь
ствию и избежанию страдания;
2)
действия других людей являются основным источником удовольствия и
стра
дания;
3)
действия других можно использовать для того, чтобы увеличить
получаемое
от них
удовольствие;
4)
люди стремятся получить максимум
удовольствия при минимуме затрат.
Обмен предполагает
наличие ресурсов, которые могут быть переданы в процессе
межличностного взаимодействия. Б качестве ресурсов принято
рассматривать любовь,
статус, услуги, товары, информацию и деньги. Очевидно, что разные
типы ресурсов предполагают
разные правила обмена. Люди предпочитают одни ресурсы другим.
Эти предпочитаемые, желаемые ресурсы воспринимаются как
вознаграждения. Вознаграждения выступают как положительное
подкрепление и увеличивают вероятность
поведения, которое ассоциируется с этим подкреплением. Разумеется,
не все вознаграждения
имеют равную ценность. Чем больше у человека накопленный ресурс,
тем менее ценным он становится для него.
Утрата желаемого ресурса или неполучение его определяются как
затраты. Выделяют
три типа затрат: 1) вложенные (вкладываемые) затраты — время и
усилия, затраченные
человеком для приобретения ресурса (например, человек может вложить
значительное количество денег и
времени для получения диплома об образовании или такого
ресурса, как информация); 2) прямые затраты — те ресурсы, которые
отдаются по условиям обмена (деньги в обмен на что-то другое);
видами таких затрат могут быть
скука, неодобрение окружающих, непонимание, потерянное время; 3)
случайные (предваряющие)
затраты — вложение ресурсов в ожидании возможных в будущем
вознаграждений.
Одни люди стремятся к
выгодному обмену при максимальной для себя выгоде и
минимальных затратах, не считаясь
с интересами других. Для других характерно стремление к
честному обмену, когда делается попытка взаимного учета интересов
сторон. |