Коллективный счет
(разогревающая психотехника)
Техника на каждый день. Участники стоят в кругу, опустив головы вниз
и не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа
натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не
совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых,
никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число
(запрещается договариваться друг с другом вербально или
невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть
два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух
двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы.
Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого
числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет
участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить
настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент
промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах
участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь
начинают последовательно произносить числа натурального ряда по
кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за
сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого
приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее
справляются с этим упражнением.
•Муха в
квадрате
(тренинг личностного роста, групповое взаимодействие)
Мысленно представим поле для крестиков-ноликов, состоящее из девяти
квадратов. В центральном квадрате сидит муха. Задача состоит в
мысленном перемещении мухи ходами вверх-вниз, вправо-влево.
Участники делают последовательно по одному ходу.Запрещено делать
челночные ходы (туда-сюда). Нельзя вылетать за границы поля.
Может использоваться и как разогревающая методика. Со временем можно
усложнить задачу, модернизировав плоское поле в объемное (куб).
•Печатная
машинка
(групповое взаимодействие, тренинг личностного роста)
Все участники встают в линию или круг. Группе дается задание
прочитать четверостишие (предложение, словосочетание и т.д.),
например
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
Но не хором, а следующим способом. Участники последовательно
произносят по одной букве, пробел - вся группа делает хлопок руками,
перевод каретки - топают ногой. Запятые и точки тоже можно
как-нибудь обозначить. Ошибившийся выбывает, когда остается три
человека вся группа начинает сначала.
•Колечко
(тренинг личностного роста, адекватность)
Оборудование: на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты,
для детей можно использовать что-то яркое, например, заколку.Группа
выходит из комнаты. Ведущий размещает колечко в комнате так, чтобы
оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик,
одеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких
предметов, заколку можно приколоть к занавеске.Группа заходит в
комнату и молча ищет колечко. Нашедший молча и никоим образом не
показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше
остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится
совсем тяжело.
•15 слов
(самоконтроль)
Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов, начинающихся на
определенную букву, с условием, если пауза между словами составляет
более 5 секунд, то участник делает одно приседание. Подразумевается,
что участник находится перед своей группой.
•Коллективная
арифметика
(сотрудничество)
Участвуют 4 человека. Каждый из участников берет карточку с
несложным арифметическим действием, например 100*100. Полученные
результаты каждой карточки складываются. Называется полученная
сумма. Время - 60 секунд. Ведущий может создавать помехи, каждые 15
секунд громким голосом объявляя оставшееся время.
•Хлопки
(групповое взаимодействие)
Участники группы встают в линию, колонну, круг. По команде, начиная
с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок.
Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один
хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой
из 20 человек составляет 3 секунды.
•Кто тормоз?
(баланс механизмов возбуждения и торможения)
Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие
руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий
называет различные числа. Когда называется четное число, нужно
схватить предмет.
•Испорченный
телефон
(разогревающая психотехника)
Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце
колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной.
Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди
стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет
(спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый
участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу
просит его повернуться и показывает предмет, второй передает
третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник
называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно
только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до
тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.
Мостик
(групповая сплоченность)
Техника довольно сложная, не
рекомендуется ее применять на ранних этапах формирования группы.
Вся группа разбивается на две команды по собственному желанию. Как
показывает практика, те, у кого между собой проблемы в
общении, выбирают разные группы. На полу рисуется мостик во всю
длину комнаты шириной около 20 см или кладется доска. На этом
мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около
одного метра. Каждый участник второй команды должен пройти через
мостик разминувшись с каждым участником противоположной команды.
Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся
команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды
меняются местами. На этом упражнении можно убить весь день.
Запаздывающее
зеркало
(тренинг личностного роста, память, внимание, групповое
взаимодействие)
Еще одна довольно сложная
техника. 8-10 участников выстраиваются полукругом лицом к центру.
Ведущий показывает какие-либо произвольные движения (хлопок в
ладоши, реверанс и т.д.). После показа второго движения ведущим
первый участник должен повторить первое движение. После показа
третьего движения первый участник должен повторить второе движение,
второй участник первое. После показа четвертого движения первый
участник повторяет третье движение, второй - второе, третий -
первое. И так далее пока последний участник не повторит первое
движение. Таким образом каждый последующий участник должен показать
предыдущее движение предыдущего участника
Колечко2
(групповое взаимодействие, вербализация, управление)
Четыре участника. К кольцу с диаметром отверстия примерно
3-3,5 см привязываются три веревочки. Три участника берутся за концы
веревочек, им завязываются глаза. Четвертый участник, используя
только свою собственную речь должен нанизать колечко на стержень,
установленный на столе или полу. Можно устроить соревнование.
|