Дельфинотерапия как
метод психотерапии
В отечественной
психологической практике дельфинотерапия - новое
направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла
необходимость теоретической и практической
разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это
направление развивается с 70-х годов 20-го века,
найденная информация дает представление только о
примерном направлении работы в этой области.
Проделанная работа по обоснованию и разработке
дельфинотерапии как метода психотерапии дала
результаты, которые легли в основу доклада.
1.
Что такое дельфинотерапия?
Дельфинотерапия
является альтернативным, нетрадиционным методом
психотерапии, где в центре психотерапевтического
процесса лежит общение человека и дельфина. Это
специально организованный процесс, протекающий под
наблюдением ряда специалистов: врача, ветеринара,
тренера, психолога (психотерапевта, дефектолога,
педагога). В психотерапии участвуют специально
обученные животные, обладающие "хорошим характером".
Дельфины играют с пациентами, плавают, катаются на
спине, поглаживают, просят ответной ласки.
Дельфинотерапия делится на два направления:
1. Свободное взаимодействие с животным с
минимальным участием специалистов (врача, тренера,
психолога, психотерапевта, педагога и т.д.) В данном
направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои
отношения с дельфином, выбирает способы
взаимодействия в рамках допустимых возможностей.
Роль специалистов ограничивается обеспечением
безопасности клиентов и дельфинов.
2. Специально организованное общение. Общение с
животным осуществляется через специалиста (врача,
психотерапевта, психолога и т.д.), где общение со
специалистом для клиента несет психотерапевтическое
значение, а общение с дельфином выступает как фон,
среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии
подчиняется намеченной цели. В этом направлении
дельфинотерапия может решать разные задачи:
психотерапевтические, психокоррекционные,
психопрофилактические, физиотерапевтические,
педагогические - это зависит от запроса клиента и
специалиста, который будет замыкать терапевтическую
цепь.
Дельфинотерапию можно отнести к
натуропсихотерапии, т. к. влияние природного объекта
(дельфина), обладающее лечебным эффектом, выступает
в качестве самостоятельного метода. Она может быть
индивидуальной, групповой, семейной.
2.
Лечебные факторы дельфинотерапии.
Использование
дельфина обусловлено природными особенностями
дельфина: сочетание уникальных физических данных и
высокого интеллекта, потребность в общении,
способность к межвидовому общению, использование
невербальных средств общения, игровое поведение, а
также особым отношением человека к дельфину: он
является одним из ярких символов самого первого
начала вещей, т. е. архетипичен. Это порождает
сильную положительную установку. На стыке установки
и реального восприятия появляется так называемый
"Эффект дельфина", выступающий мощным
лечебным фактором. Восприятие дельфина уже несет в
себе психотерапевтический эффект. Общение с
дельфином заключает в себе следующие лечебные
факторы: положительные эмоции, седативный,
отвлекающий, активизирующий и катарсический эффекты.
Дельфин ярко демонстрирует интерес к партнеру по
общению, активно взаимодействует, требует обратного
ответа, привлекает к себе внимание, демонстрирует
дружелюбность, искренность намерений.
3.Что
может обеспечить общение с дельфином?
Общение с
дельфином позволяет достичь следующего:
- прийти к
принципиальному переконструированию отношения к
себе, к окружающим людям, к природе, к миру вообще;
- вытащить человека
из плена самоизоляции, стимулировать развитие
интереса к внешнему миру, что становится условием к
установлению, восстановлению, корректировке,
оптимизации социальных отношений;
- выступает в
качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу
мозговых структур и всего организма в целом;
- стимулировать и
вербальную экспрессию, способствуя речевому и
сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со
сниженным интеллектом;
- стимулировать
процесс развития личности;
- восполнять дефицит
положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям
и взрослым, переживающим одиночество или состояние
дезадаптации, удовлетворять аффелятивную
потребность;
- через тактильную
стимуляцию создать условия для эмоционального
отреагирования;
- создать условия
для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом
4.
Как строится дельфинотерапия (на примере курса для
детей).
Курс
дельфинотерапии состоит из 3 этапов:
- Подготовительный.
Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными
особенностями ребенка, беседа с родителями,
получение запроса, совместное составление плана
коррекционной работы.
- Основной.
Проведение коррекционной работы. В работе
преимущественно используется игровой метод. Игры
подбирались таким образом, чтобы содействовать
решение поставленных коррекционных задач. Игра
является одной из основных составляющих психического
развития ребенка, и в то же время дельфины обычно
отличаются повышенной игровой активностью, поэтому
животные и дети играют друг с другом много и охотно.
В зависимости от физических и психологических
возможностей, дети играют с дельфинами в мяч / в
футбол и волейбол/, общаются с дельфинами, гладят их
руками и ногами, обнимают их, когда животные выходят
на помост по команде тренера. Игра идет либо под
наблюдением психолога, либо при непосредственном его
участии. Общение с дельфинами, игра с ними
совмещается с выполнением физических упражнений,
направленных на развитие крупной моторики,
ориентацию в пространстве, а также занимаются
лепкой, рисованием, играют в кукольный театр. На
занятиях также применяются различные
психотерапевтические приемы.
- Заключительный.
Сравнение заключений специалистов:
педагогов-диффектологов, специалистов по движению,
детских психологов, длительно наблюдавших клиентов,
до и после дельфинотерапии.
|