Диспозициональная
концепция личности. (Оллпорт, Айзенк, Кеттл)
В основе направления в
изучении личности лежат две общие идеи: 1) люди обладают широким
набором предрасположенностей реагировать определенным образом в
различных ситуациях (т.е. черт личности) (постоянство в поступках,
мыслях и эмоциях, независимо от времени, жизненного опыта). 2) нет
двух людей в точности похожих друг на друга.
Оллпорт
определяет личность как реальную сущность каждого конкретного
человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет
то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого.
"Личность – это динамическая организация тех психофизических систем
внутри индивидуума, которые определяют характерное для него
поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и
имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.
Наряду с интеллектом и
физической конституцией темперамент – это первичный генетический
материал, из которого строится личность. Он особенно важный
наследственный аспект эмоциональной природы человека (наряду с
легкостью эмоционального возбуждения, преобладающим фоном
настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер
является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким
моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с
которыми оцениваются поступки личности. По формулировке Оллпорта,
характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный
характер.
Наиболее важной единицей
анализа того, что представляют собой люди и как они в своем
поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Черта
– это предрасположенность вести себя сходным образом в широком
диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность
поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные
стимулы вызывают одинаковые ответные реакции. Черты личности не
пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личность
оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в
которые она активно стремится попасть.
В поздних работах
Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно
выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные.
Кардинальной диспозицией, или главной страстью, обладают очень
немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция,
настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки человека
можно свести к ее влиянию. Центральные диспозиции являются
строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие
тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются
окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (напр.,
пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные
диспозиции - менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты,
такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные
характеристики, особые установки.
Личность не является
набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство,
интеграцию всех структурных элементов индивидуальности. Существует
некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в
единое целое, который Оллпорт предлагает называть проприумом.
Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к
росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое
как наиболее важное и центральное. Проприум есть некая организующая
и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности
человеческой жизни.
Над проприумом стоит
познание самого себя. На заключительной стадии проприум соотносится
с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.
Индивид представляет
собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная
теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать
перспективные цели человека, его намерения. Ключом к пониманию
человека является ответ на вопрос: "Что ты хочешь делать через пять
лет?". По Оллпорту, личность свободна от прошлого – связи с прошлым
исторические, а не функциональные.
Теория Р.Б.Кэттелла
исходит из "теории черт" и построения на их основе личностного
профиля. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы
являются динамические черты, структура которых формирует сущность
личности (черта описывается как "ментальная структура", отвечающая
за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).
Личность – это
совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в
данной ситуации. Связана как со внешним, так и с внутренним
поведением индивида. Целью психологических исследований личности
является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных
социальных ситуациях.
В структуре личности
Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты
– это действия, которые кажутся связанными, но на самом деле их
характеристики возрастают и уменьшаются независимо друг от друга.
Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт,
более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и
определяются только методом факторного анализа (статистический метод
для определения совокупностей тех переменных, которые увеличиваются
или уменьшаются совместно). Любая изолированная черта является
совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с
преобладанием одной из сторон ("черты, формируемые средой" и
"конституциональные черты").
По функциональному
признаку Кэттелл разделяет черты на динамичные, обеспечивающие
активность в достижении цели, черты-способности, обусловливающие
эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с
конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности,
эмоциональной реактивности. Более изменчивые структуры личности
Кэттелл относил к состояниям и ролям.
Кэттелл обосновал
систему (источники) получения данных о личности. На основании
описания личности в терминах темперамента, способностей и др. черт
он предложил "спецификационное уравнение" для интегральной оценки
личности. Прогнозирование поведения личности в прикладном плане
достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов
психологической ситуации. В процессе развития личности происходит
изменение ее структуры.
Теория Г.Ю.Айзенка.
Включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств
(экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства
Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации
структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже –
уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.
Факторы II порядка
Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка. Существенным
вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники
критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные
критериальные группы признаков, например дифференцировать
контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением
Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает
различия людей по параметрам реактивности автономной нервной
системы, скорости и прочности условных реакций, т. е. по
генотипичным и фенотипичным показателям, как основе индивидуальных
различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии –
интроверсии. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях
к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко
формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в
поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных
реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам,
фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом
невротическое поведение является результатом научения, в основе
которого лежат реакции страха и тревоги.
Считая, что
несовершенство психиатрических диагнозов связано с недостаточной
личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели
опросники и соответственно скорректировал методы лечения в
психоневрологии.
|