Зависть продолжается всегда долее,
нежели счастья тех, которым завидуют. Ф. Ларошфуко Введение Зависть
- это чувство, которое хотя бы однажды испытывал каждый человек. Тем
не менее, люди стыдятся признаться в том, что они завидуют: зависть
воспринимается в общественном сознании как порок. Истоки такого
отношения как в религиозной традиции, относящей зависть к числу
худших грехов, так и в тех негативных последствиях, которые это
чувство способно вызывать. Завистник, как правило, испытывает
депрессию, занимается «самоедством», а зачастую стремится унизить,
опорочить и даже устранить соперника. Зависть разрушительна для
личности, обрекает человека на постепенную изоляцию от окружающих.
Известно, что наиболее питательную среду зависть получает в
застойном, косном обществе. Т.к. единообразие быта и идеологических
установок, тождественность моральных чувств и похожесть мыслительных
процессов, характерных для подобного общества, способствуют
подавлению любого превосходства над общим уровнем (6). Перемены,
произошедшие в нашем обществе за последнее десятилетие, привели к
значительному социальному расслоению, стимулировали дух конкуренции
и соперничества. Образ успеха, понимаемого, как правило, как
материальное благополучие, активно тиражируется в средствах
информации, становится частью массового сознания. Стремление
соответствовать идеалам общества потребления неизбежно активизирует
зависть, как у честолюбцев, так и у социальных аутсайдеров. В этой
ситуации закономерно возрастает интерес к изучению феномена зависти.
Понимание зависти в древности Стремление понять природу чувств и
страстей изначально присуще человеку, с тех пор как людей стали
волновать вопросы познания собственной сущности. Размышления о
зависти мы встречаем у античных авторов: о зависти писали Платон,
Аристотель, Ксенофонт. Зависть обличали «отцы Церкви», об этом
чувстве рассуждали мыслители Нового времени: Р.Декарт, Ф.Бэкон,
Б.Спиноза, Ф.Ларошфуко, И.Кант. При этом философы в большей мере
стремились дать моральную оценку зависти, нежели психологическое
обоснование этого явления и его восприятия. В классической древности
зависть понималась через печаль, душевное расстройство, огорчение,
досаду: «Зависть – огорчение по поводу благ, имеющихся у друзей в
настоящем или бывших у них в прошлом» Платон. Платон считал зависть
важнейшим пороком, препятствующим в продвижении к истинной
добродетели. Аристотель писал, что зависть – есть «некоторого рода
печаль, являющаяся при виде благоденствия подобных нам людей» (9.
с.109). Есть свидетельства, что древние греки признавали зависть,
затем люди стали менее откровенными в отношении своих недостатков.
Возможно, одно из древнейших литературных описаний зависти дано в
произведении Овидия «Метаморфозы». Там рассказывается, как Дедал,
владеющий многими ремеслами, убил своего талантливого ученика
Талоса, видя, что юноша очень способен и со временам превзойдет
своего учителя (9). В Ветхом Завете само понятие зависти
отсутствует. В Новом Завете, напротив, зависть и ревность
упоминаются многократно. Всюду подчеркивается, что зависть греховна.
Недаром одна из заповедей гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не
желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его,
ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх., 17). Еще со
времен Древней Греции существует миф о т.н. зависти Богов. Согласно
ему Боги ревностно относятся к людской удаче, благополучию,
богатству, любому человеческому счастью. Считалось, что если у
человека что-то хорошо, то Боги могут наказать его из зависти.
Пережитки этого мифа существуют и по сей день в виде различных
предрассудков: люди боятся «сглазить», стучат по дереву, «плюют»
через левое плечо и т.д. Кроме того, у представителей различных
профессий есть свои приметы. Например, артисты стучат по сцене
кулаком, прежде чем на нее выйти, диспетчеры аэропортов не покупают
своим детям игрушечные самолетики – чтобы не уронили и т.д.
Французский мыслитель Франсуа де Ларошфуко так писал о зависти:
«Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти,
страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться». В
отечественной научной литературе изучению феномена зависти посвящено
небольшое число работ. Причем большинство из них опубликовано уже в
постсоветский период. Возможно, это связано с тем, что в Советском
Союзе зависть воспринималась как порок, присущий миру капитала. По
мнению А.Ю. Согомонова, зависть плохо изучена, т.к. ее исследование
не умещается в узко сформулированные рамки предмета этики,
социологии или психологии. (9. с. 107) Следует также отметить, что
эмпирических данных, раскрывающих сущность зависти, ее детерминанты,
явно недостаточно. Это, в свою очередь, создает необходимость
разработки диагностического инструментария для изучения феномена
зависти и представлений о нем. Психологическая сущность зависти Как
отмечает К. Муздыбаев, зависть – ущербное чувство. Оно пытается
заполнить пустоту или какой-нибудь личностный недостаток, отсутствие
психологического равновесия и гармонии. Р. Нисбет считал, что если
зависть широко распространена в популяции, то любое социальное
согласие, проявление прав и свобод, справедливости совершенно
невозможным. В целом, зависть оценивается как дезорганизующая сила,
поэтому институализация зависти может быть признанием доминирования
агрессивности, озлобленности, недоброжелательности в обществе.
Зависть, если она свойственна многим членам общества, деформирует
его целостность, вносит в социальную систему конфликты, сдерживает
развитие и самоактуализацию как отдельных индивидов, так и
социальных групп, социума в целом. Зависть – это качество, которое
маскирует некомпетентность, ленность и др. деструкции. Но вместе с
тем, как показывают психологические исследования, это качество
деформирует целостное развитие личности, способствуя формированию
таких качеств как скрытность, тревожность, одиночество, делает
поведение человека неадекватным. В то же время, зависть, как
правило, не свойственна людям самодостаточным, независимым,
увлеченным своим собственным делом (3). Известно, что явление
зависти нередко возникает при необходимости политических реформ,
социальных революций, для установления нового общественного порядка.
При этом дореволюционные и послереволюционные фазы часто
поддерживаются усилением мотивации зависти. Более того, ряд доктрин,
такие, как эгалитаризм (требование равенства), демократия
(требование народовластия, свободы и равенства граждан) также питают
свою силу из чувства зависти. Демократия завистлива: «Именно зависть
и побуждала демократические республики отменять титулы, почетные
звания, ордена. Они очень гордятся этой отменой. Однако место графов
и маркизов заняли генералы и доктора наук» (6. С.10). Но политик,
эксплуатирующий зависть, играет на предубеждениях людей, разжигает
между ними ненависть, сеет конфликты в обществе. Как заметил Шоек:
"Общество, которое поднимает среднего завистливого человека на
положение законодателя, неспособно функционировать" (6. С. 7). Для
зависти характерна полярность в обладании ценностями, когда один
полюс представляет неимущий завистник, а другой — имущий индивид,
вызывающий зависть. Полюса эти связаны друг с другом. Как правило,
человек, которому завидуют, не подозревает о зависти, поскольку
внешне она безмолвствует, тогда как внутри всегда на взводе.
Завистник может поддерживать длительные партнерские отношения с тем,
кому он завидует. Он сравнивает себя со своим визави, убеждается в
его материальном, физическом и интеллектуальном превосходстве.
Загипнотизированный совершенством своего партнера, завистник
внезапно ощущает болезненное чувство. «Ведь получается, что я хуже
его», — говорит он себе. Таким образом, зависть заявляет о себе при
появлении подходящего объекта, выступающего в роли внешнего
возбудителя, требующего разрядки. Однако чувство зависти гнездится в
душе завистника, которого преследуют самоистязательные и
саморазрушительные фантазии. Он угрюм, он страдает под бременем
тяжких размышлений. Зависть отравляет его, подтачивает его изнутри,
паразитируя на душе, словно червь (5). Очень завистливый человек
ненасытен, он никогда не будет удовлетворен, потому что его зависть
идет изнутри, и всегда найдется объект ее приложения. (4. С.20.). К.
Муздыбаев, обобщая различные точки зрения на это явление, считает,
что понятие зависти включает: восприятие человеком чьего-то
превосходства; чувство досады, огорчения, унижения; неприязненное
отношение (ненависть) к тому, кто его превосходит; желание или
причинение ему вреда; лишения его предмета зависти. Зависть
проявляется на разных уровнях: - сознания (осознание более низкого
своего статуса, который ее не устраивает); - эмоционального
переживания (чувство досады, раздражения, злобы, агрессии и др.); -
реального поведения (разрушение, устранение предмета зависти или
силовое овладение им) (3). Еще Бэкон отмечал, что зависть может
принимать деструктивную форму поведения: "Кто не надеется сравняться
с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб
его благополучию" (1. С.369). Агрессивно-разрушительный
поведенческий компонент в интерпретации зависти более явно обозначен
позже у Декарта: "Нет ни одного порока, который так вредил бы
благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только
огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других"
(2, С. 561). Зависть может принимать форму ярко выраженной и
направленной вовне ненависти. Завистник втайне пытается навредить
тому, кому он завидует. Зачастую завистник не ограничивается одним
человеком; он изводит открытыми упреками и язвительными замечаниями
тех, кто попадается ему под горячую руку. Нередко под горячую руку
попадает супруг, дети, которые вынуждены выслушивать постоянные,
скептические замечания и терпеть вспышки раздражения недовольных
собой завистников, жертвующих близкими. Они оскорбляют, используют и
компрометируют своих партнеров, детей, друзей, клевещут на них.
Плетя коварные интриги, завистники стремятся компенсировать свои
страдания. В данном случае зависть принимает форму причинения вреда
окружающим (5). С психологической точки зрения зависть может быть
понята и как эмоция (ситуативная зависть), и как чувство (устойчивая
зависть), и как страсть (всеохватывающая зависть) (9. С.109). С
точки зрения психоанализа самым первым объектом зависти становится
кормящая грудь, поскольку младенец ощущает, что она обладает всем,
что ему нужно, и что существует неограниченный поток молока и любви,
который грудь оставляет для собственного удовлетворения. Затем
зависть находит себе другие объекты. Один из глубочайших источников
вины всегда связан с завистью к кормящей груди и с чувством порчи ее
добра своими завистливыми нападками. (4. С.37). Психоанализ
свидетельствует о том, что зависть, которую испытывает младенец к
материнской груди, к этому неисчерпаемому источнику, к этой молочной
реке с кисельными берегами, отзывается во взрослом возрасте.
Известный психоаналитик Мелани Клейн впервые заговорила о
деструктивном влиянии младенческой зависти, которое выявляется в
процессе психоаналитического лечения детей; в настоящее время это
общепризнанный факт. Кроме того, подобная зависть заявляет о себе и
в процессе психоаналитической терапии взрослых людей (5). О зависти
у детей можно с полным основанием сказать то же, что говорит Монтень
о лживости: «Она растет вместе с ними» (8. с. 215). Взрослые
способствуют развитию зависти у ребенка тем, что потакают его
желаниям, своим личным примером (т.к. сами завистливы). Часто
родители в присутствии своего ребенка ласкают чужого, что может не
вызвать зависть. Очень распространена зависть ребенка к своим
братьям и сестрам, обычно младшим. Во избежании этого нужно быть
справедливым в отношении детей. Хорошо привлекать старшего ребенку к
уходу за младшим. Нужно противопоставлять чувству зависти чувство
привязанности, искать общие интересы. Если хвалите одного ребенка,
то хвалите за что-то и другого. Детерминанты зависти В основе
возникновения чувства зависти всегда лежит социальное сравнение,
потому что индивид оценивает и осознает себя путем сравнения с
похожими другими людьми (6). Если же при сравнении обнаружится, что
другой человек обладает более высокими достижениями, либо большими
способностями, либо более привлекательными личностными данными, то
появляются условия для падения самоуважения и, следовательно,
социальной репутации сравнивающего. Ведь низкое самоуважение
означает восприятие себя как менее достойного или недостойного, а
высокое самоуважение подразумевает внутренний комфорт и принятие
себя как достойного. Концентрация внимания на своих недостатках или
неудачах, с одной стороны, и пристальный интерес к достоинствам или
успехам окружающих, с другой, - ведет к возникновению разных форм
зависти. "... В зависти всегда таится сравнение, - утверждал Бэкон,
- а где невозможно сравнение, нет и зависти..." (1. С. 370). Процесс
социального сравнения выявляет вторую детерминанту зависти - наличия
превосходства другого человека и осознание субъектом более низкого
собственного положения. Это, в сущности, и есть самая
фундаментальная предпосылка зависти. Завидующий интерпретирует чужой
успех как свое поражение, а не как выигрыш целого, частью которого
он сам является. Причина тут в том, что успехи и приобретения
человека, с которым индивид сравнивает себя, указывают не только на
его положение аутсайдера, но также выступают в его восприятии еще и
в качестве укора ему (6). При этом любопытно отметить, что даже если
положение завидующего не изменяется по принятой шкале, успех
соперника расширяет саму эту шкалу измерения, соответственно, и
положение завидующего теперь выглядит хуже. То есть, люди склонны
принижать свои успехи, если видят, что кто-то добился большего. В то
же время возможности для сравнения не беспредельны. Напротив, они
весьма ограничены определенными социальными рамками. Завистник, как
правило, сравнивает свое положение, свои достижения со статусом
близко стоящих на социальной лестнице. Поэтому и говорят: «гончар
завидует гончару», «король завидует королю», «низший не завидует
вельможе». Уже Аристотель отмечал, что «... люди завидуют тем, кто к
ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и
говорится: «родня умеет и завидовать» (6). Таким образом, похожесть
и социальная близость также являются детерминантами зависти. В самом
деле, близость делает подробности жизни другого человека более
обозримыми, более доступными для сравнения и анализа. Кроме того,
ведь именно непосредственное окружение чаще всего служит в качестве
референтной группы, в качестве точки отсчета, по отношению к которой
субъект измеряет и оценивает свои достижения и приобретения, неудачи
и потери. Интенсивность зависти, по мнению Ю.Л. Мизеса, зависит от
дистанции между завидующим и объектом зависти. Если социальная
дистанция чрезмерно велика, то нижестоящий не сравнивает себя с
вышестоящим, следовательно, и явление зависти отсутствует. То есть,
чем короче социальная дистанция, тем выше и вероятность
возникновения зависти. Зависть не появляется или возникает редко и в
том случае, если достижения другого человека слишком велики. Большие
различия редко вызывают зависть. Снедают завистника, в основном,
небольшие различия. Разновидности зависти Несмотря на весьма широко
распространенное мнение, будто зависть считает только недостатки и
видит людей с наименее благоприятной стороны, в ее основе все-таки
лежит восхищение достоинствами и достижениями другого человека, т.е.
признание его превосходства над собой. "Зависть, - говорит
Кьеркегор, - это восхищение, которое притворяется. Тот восхищенный,
который чувствует невозможность счастья, состоящего в том, чтобы
уступить своему восхищению, берет на себя роль завистника. Теперь он
говорит иным языком, в котором то, чем он в глубине души
восхищается, уже ничего не значит, является всего лишь жалкой
глупостью, странностью, экстравагантностью" (6. С.6). Так или иначе,
разные авторы специально выделяют форму восхищенной зависти. Дж. Нью
даже противопоставляет злобную зависть восхищенной. "В случае
злобной зависти, - пишет он, - человек хочет унизить другого (до
собственного уровня или ниже); в случае восхищенной зависти, человек
желает возвысить себя (стать таким же, как другой человек)". Все же
совсем не обязательно, чтобы восхищение присутствовало в зависти.
Поэтому вместе с восхищенной завистью используют термин "незлобная
зависть". Впрочем, пара злобная и незлобная зависть известна с
древних времен. Особенностью незлобной зависти является стремление
иметь то, что другой имеет. Особенность же злобной зависти -
стремление к тому, чтобы этот другой не имел того, что имеет. В
фокусе злобной зависти, таким образом, находятся устранение,
разрушение ее предмета. Хотя в злобной и незлобной зависти желания
индивида имеют разную направленность, в них содержится и общий
элемент. Это - желание преодолеть неравенство. Только тот, кем
руководит незлобная зависть, хочет быть лишь похожим на своего
соперника. Он говорит: "Я хочу иметь то, что Вы имеете". Тот же, кем
руководит злобная зависть, желает разрушить. Он говорит: "Я хочу,
чтобы Вы не имели того, что Вы имеете". В первом случае человек
стремится подняться сам до уровня объекта зависти, а во втором -
унизить объект зависти, уравнять его с менее достойным. Одну из
уловок злобной зависти, используемых для такой цели, метко
охарактеризовал М. Унамуно. Он пишет: "... в единой похвале
объединяют человека значительного с незначительным и, таким образом,
похвалою ставят между ними знак равенства". Побудительный мотив
незлобно завидующего - стать таким же, добиться того же -можно
понять. И такой мотив вполне приемлем с моральной точки зрения.
Побудительный же мотив злобно завидующего - разрушить, отнять,
устранить предмет зависти - совершенно неприемлем. В чем же корни
злобной зависти? В первую очередь злобная зависть продиктована
собственным бессилием, собственной неспособностью и осознанием
безнадежно низкого своего статуса. Поскольку целью злобно
завидующего является преодоление неравенства и поскольку эта задача
ему не по силам, то единственной возможностью ее решения остается
использование агрессивного метода: унизить соперника, низвести его
до своего уровня. Другая причина возникновения злобной зависти
коренится в так называемом «каузальном заблуждении» (6). Человек,
имеющий превосходство, воспринимается завидующим, как причина его
неудач, его бессилия и униженного положения. Коль скоро обозначен
виновник несчастья и унижения, то он не может не вызвать к себе
ненависть. Злобную зависть иногда именуют враждебной завистью. Порой
ей противопоставляют соперничающую или соревновательную зависть
вместо незлобной. Ряд авторов также особо выделяет депрессивную
зависть, тоже порождаемую униженным положением, но в результате
возникшего чувства несправедливости. Какие же еще виды зависти
встречаются в жизни? Прежде всего следует упомянуть половую зависть,
зависть, возникающую между полами. Широко известное фрейдовское
понятие зависти к пенису, то есть, зависти, которую испытывает
девочка к мальчику, или в метафорическом смысле, — женщина к
мужчине. Зависть к пенису перерастает в зависть к главенствующему
положению мужчины в современном обществе, которое сохраняется
несмотря на все усилия феминисток. В психоаналитической практике
встречается достаточно пациенток, для которых имеет важное значение
зависть к мужским гениталиям. И это неудивительно, коль скоро пенис
— зримый орган, а женские гениталии не бросаются в глаза. Женщина
может завидовать мужчине еще и потому, что, в отличие от нее,
мужчину, в силу естественных причин, нельзя принудить к половому
акту, если он не возбужден. В связи с этим мужчина защищен от
изнасилования, между тем, женщина, даже не испытывающая полового
возбуждения, рискует быть изнасилованной в любую минуту. Именно
поэтому Фрейд писал, что анатомическое строение человека — это
«судьба» и анатомическое различие между мужчиной и женщиной никак
нельзя считать «маленьким» (5). Чем более склонна женщина ощущать
собственную неполноценность и несовершенство, тем значительнее ее
зависть к мужчине. Поэтому подобная зависть также возникает как
следствие дефицита, в данном случае дефицита в генитальной сфере.
Если же женщина, напротив, уверенно чувствует себя в женской роли и
гордится собой, то у нее нет оснований в чем-либо завидовать
мужчине. Менее известен тот факт, что мужчины тоже завидуют
женщинам, поскольку последние способны зачать, выносить, родить и
кормить грудью ребенка (5). У примитивных народов сохраняется
ритуальный обычай мужских родов. Когда женщина рожает, ее муж лежит
в постели и за ним также ухаживают. Мужчины особенно завидует
женскому бюсту, не случайно обнаженная грудь является излюбленным
предметом изображения во многих журналах. Зависть к братьям и
сестрам — явление широко распространенное. Младшие завидуют
превосходству старших, а те, в свою очередь, завидуют младшим,
потому что родители относятся к ним с большим трепетом. Кто из
родителей не знает случаев, когда один ребенок с гневом ломает
игрушку другого, только потому, что у него такой нет. Ребенок
размышляет приблизительно следующим образом: если у меня такой
игрушки нет, то не бывать ей и у другого. Наблюдая за детьми, можно
без особого труда заметить связь между их поведением и завистью,
тщательно скрываемую взрослыми. Широко распространена также
возрастная зависть, зависть, которую испытывают дети и родители.
Родители завидуют молодости, здоровью, беспечности, свободе детей и,
не в последнюю очередь, их сексуальной раскрепощенности. Дети
завидуют тем преимуществам, которые предоставляет родителям их
возраст, а также общественному положению, знаниям, размеренности
половой жизни родителей (5). Вообще, складывается впечатление, что
зависть двуедина: два человека завидуют друг другу, но по разным
причинам. Как уже упоминалось выше, завидуют друг другу женщины и
мужчины, сиблинги в одной и той же семье, родители и дети и т.д.
Соотношение понятий зависть и ревность Понятия зависти и ревности
часто используются как синонимы. Некоторые авторы даже считают, что
ревность является более широким понятием, нежели зависть, и
безошибочно можно употреблять один термин - "ревность". От подобного
смешивания понятий нет никакого прока, поскольку "ревность" и
"зависть" отражают и регулируют разные сферы межличностных
отношений. Как уже говорилось, чувство зависти возникает, когда
индивид не имеет того, что имеет другой человек и страстно желает
иметь этот предмет (это качество, это достижение, этот успех).
Чувство ревности возникает, когда индивид боится потерять или уже
потерял значимое для него отношение с другим человеком из-за
соперника. Таким образом, зависть проистекает из желания приобрести
то, что другой имеет, тогда как ревность возникает из страха
потерять уже приобретенное. Завистник пытается контролировать
абстрактные и материальные объекты (статус, деньги, публичная
репутация и др.), но не живые. Ревнивец же озабочен контролем над
людьми, значимыми для него (6). Конечно, и ревность тоже нацелена на
управление абстрактными и материальными объектами, но контроль над
такими объектами осуществляется опосредованно через партнера
(материальные блага, привязанность, эмоциональная поддержка, бытовые
услуги и т.п., которые обеспечиваются благодаря усилиям партнера).
Причина возникновения ревности, как считают некоторые исследователи,
зиждется на чувстве ущемленной гордости и на нарушении прав
собственности [1]. Брачно-сексуальная собственность, конечно,
отличается от экономической, но они имеют и некоторое сходство. Как
и материальная собственность, брачно-сексуальная собственность, по
мнению Д. Кингсли, устанавливается и регулируется институционально.
Тогда ревнивец предстает в качестве защитника собственности. Здесь
можно зафиксировать еще одно отличие между ревностью и завистью. Оба
чувства имеют межличностный контекст. Однако зависть рождается из
диадического отношения (завидующий и объект зависти), а ревность -
из триадического (ревнующий индивид, партнер, соперник). Кингсли к
этой триаде добавляет четвертый элемент: публику. Включение
четвертого элемента придает ревности, по его мнению, социальный
характер. Ибо публика всегда интересуется тем, как складываются
взаимоотношения между партнерами и соперником. Отношение же между
четырьмя участниками регулируется с помощью традиционных прав и
обязанностей данной культуры. В целом, ревность к сопернику -
нарушителю прав - поощряется, а не подавляется общественностью. Ибо
ревность является более законным и социально одобряемым чувством,
нежели зависть, так как общество всегда заинтересовано в сохранении
социальных связей и в мирном распределении основных ценностей. Еще
Ларошфуко утверждал: "Ревность до некоторой степени разумна и
справедлива, ибо она хочет сохранить нам наше достояние или то, что
мы считаем таковыми. между тем как зависть слепо негодует на то, что
какое-то достояние есть и у наших близких" (6. С.8). В смысле охраны
собственности ревность воспринимается в качестве интегра-тивного
чувства в отличие от дезинтегративного чувства зависти. Тут
естественно, решающее значение имеет понятие собственности и
традиции защиты ее. Там, где ревниво охраняют частную собственность
вообще, и супруги могут относиться друг к другу как к собственности.
При таком подходе нормы защиты частной собственности
распространяются и на брачно-сексуальные отношения. Таким образом,
ревность выполняет функцию социальной структуры и сексуально-ролевой
социализации, хотя ряд авторов доказывают, что ревность является
функцией личностной неадекватности. Как бы мы не подчеркивали
социальную функцию ревности, главным в ней является личностная
функция - функция защиты Я-концепции. Ведь многие аспекты
представления человека о своем Я связаны с сексуально-половыми
отношениями (сексуальная и личностная привлекательность, например).
Эти компоненты Я-концепции создаются и поддерживаются во многом
партнером (партнершей). Угроза потери партнера поэтому оборачивается
угрозой разрушения Я-концепции личности. Наконец, необходимо
заметить, что ревность наблюдается не только в брачно-сексуальных
отношениях. Она возникает между друзьями, среди студентов по
отношению к преподавателю, среди сотрудников из-за расположения
руководителя, между детьми за особое внимание со стороны родителей.
Близкие ревнуют также друг друга к какому-либо занятию (спорту,
работе и т.п.), т.е. к чрезмерному, на их взгляд, увлечению.
Ревность может вызываться завистью, а зависть ревностью. Известный
философ Дж. Роулс заметил, что "когда другие осознают нашу зависть,
они вероятно станут ревновать свои благоприятные обстоятельства и
тревожиться, чтобы предпринять меры предосторожности против
враждебных действий, к которым наша зависть делает нас склонными".
Между прочим, и завидующий пытается вызвать зависть у превосходящего
его по качествам человека. Согласно «Краткому оксфордскому словарю»,
ревность означает, что кто-то другой забирает или получает «благо»
(«добро», «хорошее»), Которое по праву принадлежит индивиду. В этом
контексте можно проинтерпретировать «хорошее» как первоначально
хорошую грудь, мать, любимого человека, которых кто-то другой
отнимает. Согласно «Английским синонимам» Крабба, «...ревность
боится потерять то, что имеет; зависть переживает, видя, что кто-то
имеет то, что хочется иметь самому... Завистливому человеку плохо
при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других.
Поэтому все попытки удовлетворить завистника тщетны». Ревность,
согласно Краббу,— это «благородная или низкая страсть к объекту. В
первом случае — это соперничество, обостренное страхом. Во втором
случае — это жадность, стимулируемая страхом. Зависть всегда
находится в основе, порождая вслед за собой самые худшие страсти».
Общее отношение к ревности отличается от отношения к зависти.
Действительно, в некоторых странах (в частности во Франции) убийство
из ревности ведет к менее суровому наказанию. Причина такого
различия заключена в общем чувстве, что убийство соперника
подразумеет любовь к неверному партнеру. Это означает, что любовь к
«хорошему» существует и что любимый объект не разрушается и не
портится, в отличие от объекта зависти. Большое внимание зависти
уделяла М. Кляйн. По ее мнению, зависть исходит из наиболее ранних
исключительных отношений с матерью. Существует тесная связь между
завистью, переживаемой к материнской груди, и развитием ревности.
Ревность основана на подозрении к отцу и соперничестве с ним,
поскольку он обвиняется в том, что отнял материнскую грудь и мать.
Проработка зависти с помощью ревности – это важная защита против
зависти. (4. С. 40).Ревность считается более приемлемой и порождает
гораздо меньше вины, чем первичная зависть, которая разрушает первый
хороший объект. Например, девочка находит другой любимый объект в
отце, мать становится главной соперницей и ревность в некоторой
степени заменяет зависть. Бывает, что завистливый пациент
недоброжелателен к успешной работе аналитика. Если он чувствует, что
сам аналитик и та помощь, которую он дает, испорчены и обесценены
завистливой критикой клиента, то он не может принять эти
интерпретации, эту помощь. (4. С.22.) Функции зависти Зависть не
только деформирует целостность социальных систем, вносит в нее
конфликты, она также выполняет сдерживающую функцию в развитии
отдельной личности, социальных групп и социума в целом. Из страха
вызвать зависть не реализуются плодотворные идеи, из опасения
спровоцировать ее не выдвигаются достойные специалисты, стремясь
избежать нежелательных реакций завистливых коллег, работники снижают
свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывают свои достижения и т.п.
Можно сказать, что зависть служит и фактором стагнации, и фактором
революционных действий. На практике обе эти функции - сдерживания,
мятежа и конфликта - активно эксплуатируются как политиками, так и
рядовыми гражданами. Важно отметить, что зависть дисфункциональна и
для самого индивида. Хотя, кажется, что зависть выполняет защитную
функцию для личности (маскировка некомпетентности, стремление к
равному положению и др.), она обрекает завидующего на одиночество,
на постепенную изоляцию от окружающих. Да и сам завистник
претерпевает личностную деформацию: становится скрытным, тревожным,
жалеющим себя, его обуревает чувство неполноценности и недовольства.
Существует, правда, мнение, берущее начало от Аристотеля, что
неагрессивные формы зависти (например, соревновательная зависть)
мотивируют самосовершенствование людей. Естественно, со времен
Аристотеля содержание зависти существенно изменилось. Если в
трактовке Аристотеля преобладали состязательные мотивы явления, то
современные авторы подчеркивают роль самоуважения, значение чувства
унижения, порождаемые завистью, которые не интересовали Аристотеля
[1]. Кроме того, зависть сегодня проявляется не только в открытой и
грубой форме, ведь современное состояние ума и нынешние социальные
отношения стали более утонченными и дискретными. Оттого, видимо, и
зависть проявляется зачастую более скрытно, и замаскированно, и
дискретно. Предполагают также, что зависть ныне обнаруживает себя
менее интенсивно, чем в прежние века, хотя из-за зависти и ревности
убивают и в наши дни. Заметим, наконец, что, хотя зависть стремится
умалить, принизить достоинства, а то и устранить предмет зависти, в
то же время она выполняет функцию утверждения, признания ценности,
значимости предмета зависти. На социальном уровне зависть способна
быть существенным фактором общественной жизни. Причем, функции
зависти в обществе весьма противоречивы. Зависть может служить
фактором стагнации, поощряя подавление любого превосходства над
общим уровнем. С другой стороны, зависть может провоцировать острые
конфликты, побуждать к революционным действиям. Одновременно,
зависть может иметь и позитивные последствия, если выступает в
качестве стимула деятельности и социальной активности. Эмпирические
исследования зависти Исследование, проведенное в рамках дипломной
работы Персиановой Н.Б. (7) подтвердило, что зависть социально
осуждаема: люди склонны приписывать это чувство окружающим, но сами
неохотно признаются в нем. Объектом зависти становится не всякое
преимущество, а лично значимые ценности, которые недостаточно
реализованы или недоступны тому, кто завидует. Таким образом, в ходе
исследования подтвердилось предположение о том, что выбор объекта
зависти и ее проявления связаны с ценностными ориентациями человека.
Материальное благополучие признается в общественном сознании в
качестве наиболее распространенного объекта зависти. Данная
особенность, на взгляд Н. Б. Персиановой, отражает социальные
стереотипы общества становящегося капитализма. Следует отметить, что
чем ниже люди оценивают свое материальное положение, тем более они
склонны испытывать чувство зависти. Материалы исследования, к
сожалению, не дают оснований для определения качественных гендерных
и профессиональных различий при анализе феномена зависти. Тем не
менее, можно предположить, что женщины сильнее завидуют
привлекательной внешности и семейному благополучию, а мужчины -
материальному достатку. Результаты исследования подтвердили гипотезу
о взаимосвязи зависти с личностными особенностями. Низкая самооценка
предполагает более высокую степень завистливости и наоборот.
Очевидно, повышение самооценки может быть средством компенсации
зависти. Уровень самооценки связан с локусом контроля: у интерналов
более высокий уровень самооценки, чем у экстерналов. В свою очередь,
интерналы, как правило, менее завистливы, чем экстерналы. Хотелось
бы отметить возможные направления дальнейшего исследования феномена
зависти. Для получения более значимых результатов необходимо
увеличение числа испытуемых, расширение базы исследования за счет
включения в состав респондентов лиц с различным уровнем образования
и социальным статусом. Представляет интерес исследование
особенностей проявления и представлений о зависти у людей разных
возрастных групп. Сложной задачей представляется диагностика
зависти, разработка методик, позволяющих определить степень
завистливости. Социально значимой задачей является разработка
методов психологической коррекции и компенсации зависти. Преодоление
зависти Возникновение зависти великий нидерландский философ Спиноза
связывал с переживаниями, которые человек испытывает, видя удачи и
успехи другого. С некоторых пор это чувство довольно сильно
распространилось в нашем обществе. Оно отравляет существование, как
самому человеку, который испытывает это чувство, так и окружающим
его людям. Чтобы выбраться из психологического капкана зависти,
наверное, не следует постоянно сравнивать свои достижения с
достижениями своего соседа или коллеги. В японской национальной
культуре чувство зависти в обществе к кому-либо распространено
довольно незначительно. Это происходит потому, что в традициях
японского воспитания принято сравнивать своего ребенка не с другими,
а с самим собой, сколько он смог добиться по сравнению с каким-то
прошлым периодом своей жизни. Такой подход не дает развиться чувству
зависти, в противоположность другому, когда мы в своей культуре
успехи одного человека ставим в укор другому. Идя своей дорогой, не
оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого
плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек
оказывается неподвластным этому горькому чувству. Но с другой
стороны можно чувство зависти сделать источником для своего
личностного роста, видя как другие успешно применяют свои
способности и имеющиеся возможности. Напрячь все свои силы,
помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы - это ли не
хорошее занятие для достойного человека? Человек, который может без
зависти наслаждаться творческой работой и счастьем других людей,
свободен от мук зависти, обид и преследования. Поскольку зависть –
это источник большого несчастья, относительная свобода от нее,
видимо, является подоплекой благополучных и мирных состояний души и,
в конце концов, психического здоровья. Это также, на самом деле,
основа внутренних ресурсов и жизнерадостности, которые мы видим у
людей, способных даже после больших несчастий и душевной боли
восстанавливать душевный покой. Это отношение, которое включает
благодарность за удоовльствие в прошлом и наслаждение тем, что может
дать настоящее, и проявляет себя в проясненности (безмятежности,
просветвленности). Пожилым это позволяет примириться со знанием, что
молодость не вернется, и получать удовольствие и испытывать интерес
к жизни молодых. Хорошо известный факт, что родители заново
проживают свои жизни в детях и внуках, если это не является
проявлением чрезмерного собственничества и искаженных амбиций, -
иллюстрирует это. (4. С. 46). Можно попытаться превратить зависть в
здоровую конкуренцию. Вместо того чтобы зариться на чужую
собственность и расходовать все силы на зависть, мы могли бы, следуя
мысли Гете, постараться самостоятельно получить то, чем желаем
владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию
всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и
переоценивать чужие возможности. Завистнику следовало бы обратить
внимание на собственные преимущества, которые он не замечает,
зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть. Так,
женщина, завидующая превосходству мужчин и их лидирующему положению
в обществе, может произвести «переоценку ценностей» и открыть для
себя преимущества, которые таит в себе ее невостребованная
женственность. Разумеется, различия между людьми от этого не
исчезнут. Поэтому идея общества, свободного от зависти, — это
утопия. Однако родители способны воспитать у своих детей чувство
собственного достоинства. Несмотря ни на что, надо стараться не
показывать детям пример преувеличенного карьеризма, основанного на
зависти. Это лучший способ ее предотвращения. Несомненно, успех
предприятия зависит также от более или менее стабильных условий
существования семьи. Однако заботиться об этом — задача государства.
Что же касается уверенности в собственных силах, то это личная
задача каждого из нас (5). На социетальном уровне методами
сдерживания зависти могут служить: учреждение позитивных законов,
культивирование уважения к индивидуальной свободе, терпимости к
различиям, раскрытие в средствах массовой коммуникации порочности
зависти, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна
покушаться на чужое. На индивидуальном уровне также существует ряд
способов ее нейтрализации. В некоторых странах менеджеры не
афишируют размеры заработной платы сотрудников, чтобы не вызвать
чувство зависти. В итоге считается даже неприличным сдавать вопросы
о доходах. Тормозит возникновение чувства зависти самоконтроль и
самовоспитание. Сэмьюэл Джонсон, знавший годы лишения и бедность,
оказывается, так боялся роста в нем духа зависти, что умышленно
культивировал в себе гордость и милосердие, которые, как он считал,
должны блокировать появление зависти. По мнению Нисбета, Джонсон был
необычайно свободен от зависти. Заключение Зависть - ущербное
чувство, оно пытается заполнить пустоту или компенсировать
недостаток. Стойкая зависть порождается отсутствием внутреннего
мировоззренческого и психологического равновесия, гармонии. Она не
возникает или реже возникает у независимой, самодостаточной,
непредубежденной личности, увлеченной собственными, а не чужими
делами. Однажды, беседуя с одним человеком, Унамуно сказал ему:
"Самая для меня симпатичная ваша черта то, что я ни разу не заметил
у вас и намека не завистливость". "На зависть у меня просто не
хватало времени, - ответил его собеседник. - Меня так занимает
дорога, по которой я иду, и так волнует вопрос, куда она меня
приведет, что не остается времени глядеть по сторонам, на чужие
дороги, и бояться, не продвигается ли по ним кто-нибудь быстрее, чем
я по своей" (6. С. 11). Литература Бэкон Ф. Опыты, или наставления
нравственные и политические. Сочинения в 2-х т. М., 1978. Т. 2.
Декарт Р. Страсти души. Сочинения в 2-х т. М., 1989. Т. 1. 3. Демина
Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы.
http://irbis.asu.ru/mmc/demina/2.2.7.ru.shtml <25.10.2003> 4. Кляйн
М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников.
СПб, 1997. 5. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность.
Психоанализ страстей. СПб, 1998. 6. Муздыбаев К. Психология зависти
// Психологический журнал. №6, 1997. 7. Персианова Н.Б.
Психологический анализ феномена зависти. Дипломная работа. (научный
руководитель доц. Яничева Т.Г.). СПбГУ, факультет психологии, 2002.
Перэ Б. Нравственное воспитание начиная с колыбели. М., 1910.
Согомонов А.Ю. Феноменология зависти в Древней Греции / Этическая
мысль: науч.-публицист. чтения. Ред. Гусейнов А.А. М., 1990. |