Лаура Перлз
Заметки о тревоге и страхе
Страх
– это страх инаковости; объекта, человека, распознаваемого события.
Он мобилизует повышенное внимание (ориентацию) к опасной ситуации и
к управлению ею.
Возрастает метаболизм: возбуждение, гнев,
агрессивность.
Страх и храбрость – не взаимоисключающие явления, а
проявления одного и того же опыта: контакта с опасностью.
Повышенное осознание и временный избыток энергии облегчают
чрезвычайное управление ситуацией. Так «храбрость» не выглядит
чем-то особенным для «скромного» героя.
В противоположность этому, тревога возникает в
ситуации слияния, там и тогда, когда это слияние находится под
угрозой. Угроза остается, в сущности, неясной – как тенденция к
разрыву, возникая или в самом индивиде или в его окружении, и в
состоянии слияния объективно не выявляется.
Состояние слияния – система организмического
равновесия, которое поддерживается без специально осознаваемой
ориентации и специально направленного контроля. Если равновесие
нарушено, возникает тревога.
Тревога – это самая ранняя младенческая эмоция.
(Альтернатива ей – безразличие, когда равновесие слияния
поддерживается стопроцентно). Это состояние общего
недифференцированного раздражения, которое не обеспечивает
достаточной ориентации для успешного управления ситуацией.
Тревога как инфантильная, в основном, эмоция может адекватно
преодолеваться в младенчестве только чисто инфантильными средствами.
Недифференцированное раздражение разряжается в недифференцированных,
ненаправленных моторных реакциях: плаче и хаотических движениях,
которых, в свою очередь, обычно достаточно, чтобы восстановить
равновесие. Я не думаю, что младенец может быть парализован
тревогой. И никакой взрослый с полным обладанием функциями поддержки
и контакта не бывает парализован страхом.
Паралич – это торможение потенциально неадекватной
манипуляции в комбинации с ложной или неадекватной ориентацией. В
таком состоянии полуориентации существует смутное «застенчивое»
осознание ответственности моторной деятельности за какое бы то ни
было изменение ситуации. Первое осознание – это осознание разрыва
слияния, за который должна быть ответственна собственная, уже
признанная, деятельность, - так как граница между собственной и
чьей-то еще деятельностью еще не установлена или функционирует
неадекватно (шок, наркотики, истощение, проекция, интроекция и
т.д.). Таким образом, паралич кажется некоторым видом магического
жеста, попыткой предотвратить или игнорировать катастрофическое
событие – разрыв слияния – и собственное чувство вины.
Следующая таблица может яснее проиллюстрировать соответствие
различных фаз ориентации и манипуляции и эмоциональной реакции на
угрозу срыва равновесия.
Ориентация |
Манипуляция |
Эмоциональная реакция
|
Нет ориентации |
Недифференцированная,
ненаправленная
моторная деятельность |
Тревога, слияние
|
Неадекватная,
полуориентация,
еще нет контакта |
Неадекватная,
полунаправленная моторная деятельность:
двигательный блок
неуклюжесть
паралич
ошибки |
Смущение
Чувство вины
Застенчивость
Паника
Страх |
Полная, адекватная
ориентация Контакт |
Специфически
организованная моторная деятельность |
Храбрость |
Если мы поинтересуемся
ценностью этих различных реакций для выживания, мы можем сделать
следующие наблюдения: выражение тревоги, например, проявление
беспомощности и неорганизованной моторной активности, пробуждает в
окружении сочувствие, симпатию, и с ними – восстановление
равновесия. Следовательно, по крайней мере, для младенца это
адекватная реакция. Для взрослого ценность ее минимальна, ибо то,
что вызывает симпатию и желание помочь в маленьком ребенке, может
вызвать антипатию, насмешку и отвержение в случае взрослого
человека, особенно, если тревога и дезорганизация возникают только в
определенных видах переживаний (фобия), тогда как в других областях
пациент может демонстрировать адекватную ориентацию и контроль.
Что касается пробуждения симпатии в окружении, человек с
психотическим расстройством может действовать несколько лучше, так
как его тревога может быть так же очевидна и всепоглощающа, как и у
младенца. Но в то время, как нераспознанные специфические
потребности маленького ребенка сравнительно примитивны и могут быть
более или менее легко поняты опытным окружением, нераспознанные
специфические потребности взрослого психотика значительно усложнены
не только его более дифференцированной структурой взрослого, но и
интроекциями и проекциями, которые с трудом могут быть оценены, не
говоря уже об удовлетворении, даже наиболее опытным и сочувствующим
окружением, таким образом его тревога никогда полностью не исчезает.
(Prepared for the presentation to
the New York Institute for Gestalt Therapy in 1965). |