Метод используется для отторжения
ранее предпочитаемой патологической модели поведения и устранения
зависимости от психоактивных веществ, объектов или отдельных лиц и
представляет собой аверсионный лечебно-коррекционный комплекс. Его
основное содержание составляют модифицированные приемы
условно-рефлекторной психотерапии и якорной техники
нейролингвистического программирования, которые включают в себя
тематически ориентированную аверсионную суггестию и аутосуггестию,
подкрепляемую специальными манипуляциями, облегчающими вызывание
нужных реакций.
Проработка
проблемных тем пациента на фоне повторяющейся аверсионно
ориентированной стимуляции эмоции неприятия,
тошнотно-рвотных, болевых и других отрицательных реакций формирует
негативизм по отношению к нежелательному поведению или объектам
зависимости.
Первоначально
создают «аверсионный потенциал личности» – набор
отрицательных реакций, впечатлений, воспоминаний, ожиданий и
прогнозов.
Данный
потенциал по своей эмоциональной и интеллектуально опосредованной
силе должен быть конкурентоспособным по отношению к интеллектуальной
и эмоциональной заряженности негативного состояния, которое
предполагается корректировать или нейтрализовать. Для этого
используют информацию, полученную на диагностическом этапе, – шкалу
аверсии, выбирая из нее наиболее неприятные факторы. Они относятся к
разряду первично-аверсионных условно-рефлекторных стимулов –
воздействий, вызывающих реакцию неприятия и отвращения, уже
сформированных ранее естественным образом.
Это могут быть тошнотно-рвотные,
тревожные, устрашающие, депрессогенные и другие неприятные реакции,
связанные с определенными впечатлениями из собственно пережитого или
увиденного со стороны (несчастными случаями, травмами, оперативными
вмешательствами, воспоминаниями о перенесенной боли, образами
рвотных масс, фекалий, червей, слизней, гнилостного процесса и
т. п.).
Они могут включать в себя собственно
вербальную информацию об этом событии, образы из тех или иных
сенсорных систем (зрительной, слуховой, ольфакторной, вкусовой,
тактильной, кинестетической) и их мимико-пантомимическое
сопровождение. В их структуре важно выделить ядерные сегменты –
наиболее эмоционально насыщенные компоненты, которые далее при
воспроизведении целенаправленно пролонгируются и «периферию»
(второстепенные элементы).
После
подробного обсуждения с пациентом деталей этих воспоминаний
осуществляют их пробное воспроизведение, оценивают
степень выраженности неприятных эмоций, после чего останавливаются
на окончательном варианте набора этих впечатлений.
Если первично-аверсионных стимулов не
обнаруживается или имеющиеся реакции не обладают нужным аффективным
зарядом, то для их формирования или усиления на следующем этапе
используют вторично-аверсионные условно-рефлекторные стимулы –
аверсионные когенераторы. Они представляют собой специальные
манипуляции (изолированные, отдельные или комплексные) в пределах
когнитивной сферы, одной или нескольких сенсорных систем и на
телесно-фиксированном уровне.
На следующем,
втором этапе целенаправленное переживание первично-аверсионных
стимулов (если они имеются) сочетают с включением аверсионных
когенераторов для обеспечения быстрого и яркого оживления
отрицательных состояний и их усиления.
В когнитивно-вербальной сфере
используют «ключевые» умозаключения, ассоциации, фразы или слова, в
виде внутренней или экспрессивной речи, среди которых выбирают
ведущий аверсионный вербальный маркер, емко определяющий
отношение пациента к воспроизводимым переживаниям («бессмысленно»,
«отвратительно», «гадко», «боль», «глупо» и т. п.). Таких маркеров
может быть несколько.
В зрительной
сфере могут использоваться визуализации этих когнитивно-вербальных
построений (умозаключений, ассоциаций, фраз или слов), которые
представляют в виде букв, образов или символов. Создаются также
самостоятельные новые, вторично-аверсионные образы, которыми
дополняют образы первоначальные. Например, при целесообразных грубых
воздействиях при лечении наркотической аддикции используется
представление грязных тел наркоманов, копошащихся в месиве шприцев,
таблеток, порошка, слизи, мусора и нечистот среди уже умерших
собратьев, на телах которых видны проявления гнилостного процесса и
т. д.
В системе
слухового восприятия в качестве дополнений могут быть те или иные
звуковые ритмы, музыка или звуки неприятного, фрустрирующего
характера (например, фонограммы голосов дельфинов, звуков
металлического скрежета, царапания пенопластом по стеклу).
В пределах
ольфакторной системы применяются неприятные запахи раствора аммиака,
жженой ваты и др.
Когнитивно-вербальные и сенсорно-определенные когенераторы сочетают
с телесно-фиксированными когенераторами:
·
мимическими и пантомимическими стереотипами, отражающими негативные
эмоции, реакции отвращения и отказа (отрицательными движениями
головой, жестом отказа рукой);
·
необычными жестами
(соединением пальцев рук или ног непривычным образом и т. п.);
·
псевдоакупрессурой
(плацебопрессурой) – умеренно болезненным массажем сензитивных точек
Хэ-Гу, козелков ушных раковин, точки Бехтерева (места прохождения
локтевого нерва в области локтевого мыщелка), давлением указательным
пальцем на область солнечного сплетения, фиксацией зубами кончика
языка и др.
Кроме этого,
телеснофиксированные манипуляции включают в себя «фармакотерапию»
(плацебофармакотерапию) с использованием никотиновой кислоты внутрь,
ксантинола никотината и беллалгина, которые имеют неприятный вкус,
для рассасывания во рту. Помимо этого применяется мазь «Финалгон»,
которую точечно или захватывая участки большей площади, втирают в
«проблемные зоны» – например, области желудка при алкоголизме.
Средства
плацебопрессуры и плацебофармакотерапии опосредуют внушением как
«точечно-рефлексогенные акупрессурные воздействия», «аминокислоты» и
«биогенные стимуляторы», необходимые для «активации ресурсов,
преодоления заболевания». Истинная сущность этих средств должна быть
скрыта от больного, в противном случае их эффект значительно
снижается. О применении данного рода воздействий, в частности о
дозировках препаратов, см. «Метод телеснофиксированной и
фармакологической имитации, негативного подкрепления и
моделирования».
Когенераторами
могут быть также фразы, жесты и все оттенки вербального или
невербального поведения психотерапевта, совпадающие по времени и
эмоциональной направленности с неприятными переживаниями пациента.
После обсуждения
с больным структуры аверсионного потенциала (первично-аверсионных
условно-рефлекторных стимулов, аверсионных когенераторов и
маркеров), приступают к формированию эффективного доступа к нему для
успешной «реанимации» аверсионных эмоций и ощущений. Для этого
действуют по следующим правилам:
1.
Аверсионные
условно-рефлекторные когенераторы успешно фиксируются в момент
максимально яркого представления первично-аверсионных стимулов
(особенно их ядерных сегментов) и выраженного сопутствующего
эмоционального переживания. Это отражает рис. 1.
2.
Подкрепляющие манипуляции
должны быть легко воспроизводимыми, удобными в использовании,
сверхсложные действия нежелательны. Необходимо, чтобы они могли
незаметно применяться в среде общения, не вызывая у окружающих
недоумения или протеста.
Рис. 1.
Последовательность фиксации когенераторов аверсионных реакций:
max –
максимальная интенсивность воспроизведения первично-аверсионных
стимулов;
min
– минимальная интенсивность воспроизведения первично-аверсионных
стимулов; opt
– оптимальное время фиксации когенераторов
3.
Важна специфичность
подкрепляющих манипуляций – желательно использовать те, которые не
применяются в других случаях для того, чтобы исключить ослабление
или нейтрализацию их действия и обеспечить строгую однозначность
эффекта.
4.
Необходимым условием для
успешности метода является стандартизация и точность повторного
воспроизведения аверсионного комплекса – и когнитивно-вербальных
построений, и образов, и жестов, и поз, и плацебовоздействий –
необходим жесткий стереотип, который вызывает жестко-тождественные
реакции.
5.
Для фиксации аверсионного
стереотипа целесообразно провести адекватное количество повторений.
Это определяется возникающим эффектом – успешностью «реанимации»
нужных переживаний. Обычно требуется около 10 повторений по
нескольку минут каждое.
6.
Желательно «поддержание формы»,
периодическое повторение тренировок с самого начала.
7.
Со временем, если стандартный
образ становится привычным и теряет совою эмоциональную
заряженность, его модифицируют.
Таким образом, формируется первая
часть аверсионного лечебно-коррекционного комплекса – аверсионная:
аверсионный потенциал, включающий в себя первичные аверсионные
стимулы (воспоминания) и вторичные аверсионные стимулы –
когенераторы, манипуляции в пределах различных систем, облегчающие
доступ к первым и усиливающие их.
Далее формируют
вторую часть лечебно-коррекционного комплекса – акцепторную,
которая будет далее соединена с аверсионной. Первоначально на этом
этапе создают стандарт воспроизведения образа негативной модели
поведения, людей и объектов, по отношению к которым возникают
патологические реакции (патогенный акцептор). Аналогично
структуризации первично-аверсионных стимулов выделяют
стандартизованные когнитивные, вербальные, сенсорно-определенные,
телеснофиксированные компоненты, которые играют роль патогенных
условно-рефлекторных когенераторов. Однако при этом не требуется
выполнения всех правил воспроизведения, которые применяются для
«реанимации» аверсионного потенциала.
Здесь также
важным является вычленение «ядра» переживаний – наиболее значимого
компонента, который обозначается ведущим тематическим патогенным
маркером – наиболее характерным
словом, фразой, образом, жестом или их комбинацией,
обозначающим переживание или его причину (например, «тоска», «гнев»,
«бывший муж», «игра», «алкоголь», «выпивка», «табак» и т. п.).
Выделяется и
«периферия» (второстепенные элементы), предвестники (самые ранние
эмоциональные состояния) и инициирующие стимулы (факторы-триггеры,
запускающие процесс аномального реагирования – определенные мысли,
образы, люди, объекты, места, зоны и т. д.).
Кроме этого варианта воспроизведения
акцепторной части аверсионного лечебно-коррекционного комплекса
может использоваться несколько более сложный, при котором патогенные
условно-рефлекторные когенераторы (когнитивно-вербальные,
сенсорно-фиксированные, мимические и пантомимические), облегчающие
доступ к самим негативным переживаниям и стереотипам поведения,
требующим коррекции или полного устранения, фиксируют,
руководствуясь теми же принципами, что и вторично-аверсионные
когенераторы.
После формирования акцепторной части
аверсионного лечебно-коррекционного комплекса его интегрируют с
аверсионным потенциалом – «наслаивают» заряд аверсии на негативные
поведенческие стереотипы, соединяя ведущие маркеры и фиксируя
интегративный лечебно-коррекционный вербальный маркер. На эту
процедуру, как и на предыдущую, в среднем требуется около 10
сеансов. Критерий успешности – яркость аверсии и невозможность
прежнего эмоционального отреагирования при моделировании
взаимодействия, а затем и реальных контактах, отрицательными
факторами.
Таблица 1
схематически отражает результат интеграции аверсионного
потенциала и акцепторной части – структуру лечебно-коррекционного
комплекса.
В процессе
интеграции воспроизведение негативных стереотипов сопровождают
синхронным или периодическим включением соответствующих аверсионных
переживаний и когенераторов. Для получения надежного результата
важно создать устойчивый стереотип своевременной активации
аверсионного потенциала, начиная с самых ранних этапов воображаемого
взаимодействия с патогенными триггерами и предвестниками
отрицательной эмоции или побуждения. В то же время негативный стимул
должен быть распознан.
Таблица 1. Структура аверсионного
лечебно-коррекционного комплекса
Аверсионный
лечебно-коррекционный комплекс |
Интегративный
лечебно-коррекционный вербальный маркер |
Аверсионный потенциал |
Патогенный акцептор |
Ведущий
аверсионный маркер |
Ведущий
тематический патогенный маркер |
Вторичные аверсионные условно-рефлекторные стимулы –
когенераторы |
Патогенные условно-рефлекторные когенераторы |
Первичные аверсионные условно-рефлекторные стимулы |
Негативный когнитивно-поведенческий стереотип |
Это отличает данную процедуру от
предшествующего этапа. Здесь необходимо не допустить развития
негативной реакции по ее привычному пути, заблокировать его,
провести аверсию, «перевернуть», перевести реакцию в другую
полярность – из прежней, предпочитаемой – в новую, отвращающую, дать
патологическим стереотипам другой оттенок – отталкивающий вместо
притягательного. Необходимо заблокировать даже тенденции, «намеки»
на прежний путь реагирования. Если аверсионный потенциал наслаивать
в период максимального проявления патологической реакции, то
конкуренция между этими двумя частями лечебно-коррекционного
комплекса будет сильнее, аверсия может быть приглушена эмоциональной
силой патологической реакции, кроме того, часть нежелательного пути
остается «нетронутой», т. е. как бы разрешаемой.
Особенности процесса интеграции
лечебно-коррекционного комплекса отражены на рис. 2.
Аверсионные манипуляции должны
охватывать не только настоящее, но и прошлое и будущее пациента с
обозначением всех вариантов контакта с патогенными факторами
(воспоминаний, прогностических представлений, мыслей, образов,
рассказов кому-либо, зрительного или слухового восприятия сходных
тем, непосредственного контакта и т. д.) и всего спектра проявлений
негативных стереотипов.
Рис. 2.
Последовательность нейтрализации патологических
когнитивно-поведенческих стереотипов с помощью аверсионного
потенциала:
max
– максимальная интенсивность воспроизведения патологических
когнитивно-поведенческих стереотипов;
min
– этап предвестников, минимальная интенсивность воспроизведения
патологических когнитивно-поведенческих стереотипов;
opt
– оптимальное время фиксации когенераторов
Процесс
интеграции лечебно-коррекционного аверсионного комплекса может
сопровождаться ауто- и гетеросуггестией неприятия аномальных
когнитивно-поведенческих стереотипов, вплоть до стимуляции
возникновения выраженных реакций отвращения.
После создания эффективно
функционирующих навыков аверсионного переключения эмоций пациенту
предъявляют таблички с названием проблемных тем и стимулов,
провоцирующих негативные когнитивно-поведенческие стереотипы,
которые перемежаются с табличками, обозначающими нейтральные темы
(темы приятные рекомендуется не затрагивать во избежание наслоений
на них аверсионных следов). Получая табличку за табличкой, пациент
реагирует на них соответствующим образом (аверсией или нейтрально).
Упражнения с этими табличками проводятся и в домашних условиях.
По окончании занятий на уровне
ментальности приступают к ролевым тренингам, в которых могут
участвовать другие пациенты, персонал или родственники пациента.
После успешного их выполнения переходят к тренировкам «in vivo», в
реальной жизни, при действительном контакте с психотравмирующими
факторами. Этот процесс при необходимости сопровождается
дополнительными корригирующими воздействиями.
Затруднения в получении устойчиво
хорошего эффекта аверсионной психодрамы могут быть связаны с
недостаточной когнитивной подготовкой пациента или слабостью
аффективного заряда аверсионного потенциала по сравнению с основным
патологическим. В первом случае можно направить аверсионный вектор
на глубинные образования, имеющие отношение к этиологии и патогенезу
имеющихся отклонений, – концепты или фактографию психогенеза
(значимые впечатления прошлого). При возникновении проблем второго
рода активнее используют аверсионную суггестию и гипносуггестию,
фармакологические и акупрессурные плацебо-воздействия, описанные
выше. Кроме этого может быть подвергнуто коррекции время интеграции
аверсионного потенциала с акцепторной частью лечебно-коррекционного
комплекса.
В качестве
иллюстрации можно привести пример применения
аверсионного тренинга у больной Ш. (дезаптивно-интегрированный
идеалистический моноцентрированный когнитип), в 35 лет
заболевшей депрессивным неврозом после ухода мужа. Разрыв отношений
произошел неожиданно, на фоне внешне благополучных отношений. Ш.
была во всех отношениях образцовой женой, воспитанной в
патриархальных традициях, она оставила карьеру и работу, целиком
посвятив себя мужу и дочери. Позиция мужа, несмотря на уход из
семьи, оставалась неясной, на разводе он не настаивал, хотя жил
отдельно и встречался с другой женщиной. Состояние пациентки
утяжелялось, она была целиком поглощена постигшим ее несчастьем,
усиливались суицидальные тенденции. В течение 4 месяцев
безуспешно лечилась средствами психофармакотерапии.
Первоначально
была проведена коррекция выявленных глубоких дезадаптивных
идеалистических концепций: «Брак до гроба. Только смерть может
разлучить супругов», «Быть брошенной – все равно, что умереть, т. к.
одиночество – это не жизнь», «Развод – это позор для женщины,
потому, что нормальных женщин не бросают», «В теперешнее время одной
мне не вытянуть дочь, не создать для нее нормальные условия жизни».
Это осуществлялось с помощью методов позитивной интерпретации,
контрастных переживаний, гротеска, релаксацией и гипнотерапией с
использованием прямой суггестии и метафор. Однако состояние
пациентки существенно не изменилось. Решено было использовать
аверсионный тренинг, направленный на устранение притягательности
мужа, достигшей степени патологической зависимости.
В аверсионный потенциал вошли
первично-аверсионные стимулы – отрицательные впечатления, связанные
с беременностью больной, перенесшей тяжелый токсикоз, пищевыми и
алкогольными отравлениями, сопровождавшимися тошнотой и рвотой, с
видом слизней и мокриц, а также запахом горелой ваты, который был
очень неприятен Ш. Другим элементом потенциала аверсии стали
вторично-аверсионные стимулы, условно-рефлекторные аверсионные
когенераторы, которые были сформированы с выполнением
соответствующих требований:
1.
когнитивно-вербальный с
аверсионными когенераторами: «нет гадости, хуже этой», «тошнота и
рвота» и «это выглядит рвотно и звучит рвотно» (последнее выступало
как ведущий аверсионный вербальный маркер);
2.
сенсорно-определенные,
отражавшие максимально точное воспроизведение ядерных сегментов этих
образов и телесно-фиксированные – стандартизованные мимика и
пантомимика реакций отвращения.
Далее была сформирована акцепторная
часть лечебно-коррекционного комплекса – стандартизованное
многокомпонентное воспроизведение личности мужа с фиксацией ведущего
тематического патогенного вербального маркера «муж Денис».
Все манипуляции
сопровождались суггестивным, эмоциональным, интонационным вербальным
и невербальным подкреплением со стороны психотерапевта.
На заключительном
этапе была осуществлена интеграция аверсионного потенциала и его
ведущего аверсионно-вербального маркера «это выглядит рвотно и
звучит рвотно!» с патогенным акцептором – стандартизованным образом
мужа и его патогенно-вербальным маркером «муж Денис». В итоге в
течение одного сеанса произошло бурное отреагирование и смена
полярности отношения к мужу «под вывеской» (интегративно-вербальным
маркером) «Денис – это выглядит рвотно, это звучит рвотно!». В
течение суток исчезли и симптомы депрессии, что больная назвала
«каким-то волшебством». При дальнейшем наблюдении помощи не
требовала, сделала успешные шаги в бизнесе, самостоятельно подала на
развод с мужем и была разведена. Успех аверсионного тренинга был
обеспечен предшествующей когнитивной подготовкой.
|