Согласно когнитивно-аналитической
концепции, адаптация как состояние – это осознаваемое позитивно
когнитивно-эмоциональное соответствие внутренних потребностей и
возможностей индивидуума и/или их соотношения с внешними,
социальными требованиями и возможностями (интрапсихическая и/или
экстрапсихическая когнитивно-эмоциональная конгруэнтность).
Адаптация как процесс – это деятельность по достижению подобного
соответствия. Жизненные ситуации редко бывают «хронически
благоприятными», в большинстве случаев личность может достичь
состояния адаптации лишь при наличии способности создавать
адаптогенную конгруэнтность за счет внутренних или внешних
преобразований.
Дезадаптация как состояние – это
осознаваемое негативно когнитивно-эмоциональное несоответствие
внутренних потребностей и возможностей индивидуума и/или их
соотношения с внешними, социальными требованиями и возможностями
(интрапсихическая и/или экстрапсихическая когнитивно-эмоциональная
дисконгруэнтность). Дезадаптация как процесс – это нарастание
подобного несоответствия или его стабильное течение. Определенный
уровень дисконгруэнтности является стимулом для той или иной
деятельности, в т. ч. творческой.
Отмеченные
конгруэнтность и дисконгруэнтность являются исключительно
субъективными, и каждый индивидуум имеет свое представление о
счастье и психологическом комфорте – «искатели приключений» не
поймут тех, кто предпочитает «тихую
гавань», и наоборот. Соответственно адаптация и дезадаптация
в большей степени зависят от внутрипсихологических факторов, чем от
внешних, социальных, т. к. в одних и тех же условиях (положительных
или отрицательных с объективной точки зрения) разные личности
испытывают разные психологические состояния.
Особенности этих состояний напрямую
связаны с когнитипом личности, характером индивидуальных
когнитивно-эмоциональных предиспозиций, «фильтрующих», опосредующих
экстрапсихические воздействия. Для каждого типа личности существуют
свои специфические причины и особенности кризиса адаптации и
соответствующие технологии его преодоления. Вместе с тем больше
теоретически, чем практически, для каждой личности можно создать
специальные, благоприятные условия, исключающие конфликт с
социальной средой (симбиотическая адаптация).
Возникновение психогенных расстройств,
согласно когнитивно-аналитической концепции личности, связано с
нарастающей или постоянной дисконгруэнтностью когнитипа личности и
окружающей среды и параллельным накоплением отрицательного аффекта,
искажающего компенсирующие когнитивные процессы при слабости
адаптивно-корригирующей системы. Этот процесс характерен для лиц с
дезадаптивными когнитивными типами и разворачивается в следующей
последовательности.
На первом, докризисном этапе
дезадаптивный когнитип личности находится в состоянии внутренней
когнитивно-эмоциональной конгруэнтности (беспроблемное соотношение
различных внутриличностных тенденций) и/или конгруэнтности с
особенностями окружающей среды и представляет собой лишь скрытую
угрозу, фактор риска до момента возникновения несовпадения
интрапсихических и экстрапсихических параметров. Это адаптированное
состояние осознается позитивно. Аффективность на этом этапе
соответствует норме.
Второй этап –
адаптационный кризис – обусловлен возникновением неблагоприятных
внешних обстоятельств и нарастанием дисконгруэнтности
основополагающих структур личности внутри нее самой и/или в их
соотношении с микросоциальной и/или макросоциальной средой. При этом
происходит дестабилизация когнитипа и состояния эмоциональной сферы
с тенденцией к нарастанию отрицательного аффекта.
Параллельно в большинстве случаев
включается адаптивно-корригирующая система, и начинается «работа с
конфликтом», представляющая собой когнитивный поиск. Последний может
разворачиваться в трех направлениях: в виде поиска вариантов
интерпретации конфликта, в виде поиска стратегий его решения или в
виде выбора того или иного варианта коррекции тех или иных
составляющих собственного когнитипа. Реже наблюдается пассивное
переживание углубляющегося кризиса.
На третьем, результирующем, итоговом
этапе в благоприятных случаях происходит реадаптация и реинтеграция
когнитипа благодаря эффективной работе адаптивно-корригирующей
системы, когнитивно-эмоциональной гибкости и приспособления
дезадаптивного когнитипа к проблемной ситуации (сбалансированная
адаптация).
Менее
благоприятным является достижение состояния псевдоадаптации,
возникающее в результате действия не самых идеальных защитных
механизмов личности, перемещающих конфликт в подсознание, уводящих
от совершения внутренних перемен или конструктивной работы с
проблемой (несбалансированная адаптация). Подобное может наблюдаться
при рентных, демонстративно-конверсионных и психосоматических
расстройствах, обсессиях, фобиях, замещающих симптомах, смещенной
активности и других нарушениях, переключающих активность личности,
являющихся «меньшим злом» по сравнению с ломкой собственного
когнитипа.
Отрицательным исходом является
дезадаптация – прогрессирующая или стабильная. В первом случае
нарастают психогенные отклонения,
патогенетически связанные с конфликтом, углубляется
когнитивно-эмоциональная дезинтеграция, снижаются способности к
произвольному контролю, становится все более заметным
когнитивно-дестабилизирующее влияние отрицательных эмоций. При
стабильной, сохраняющейся дезадаптации эти нарушения приобретают
стационарно-хронический характер.
При обоих
вариантах дезадаптации постепенно меняется личность, происходит ее
невротическое развитие, заостряются аномальные преморбидные черты.
Все это становится возможным при отсутствии когнитивно-адаптирующей
аутокоррекции или при еще более дезадаптирующей «антикоррекции» –
неадекватной переработке негативной ситуации.
|