Целью этого метода является фиксация
на уровне сознания и подсознания ассоциаций психотерапевтического
значения для того, чтобы первой реакцией мозга на предъявление
негативных стимулов, столкновение с психотравмирующими факторами или
воздействиями, провоцирующими нежелательное поведение, было
включение положительной ассоциативной цепочки. Эта опережающая
реакция создает основу для дальнейшего более успешного управления
эмоциями и поведением.
Эффективность тренинга позитивных
ассоциаций повышается при наличии предварительно сформированного
убеждения пациента в том, что психотравмирующие ситуации, негативно
действующие личности, объекты, прогнозы и др. неблагоприятные
факторы могут быть оценены, интерпретированы положительно. С этой
целью предварительно осуществляется соответствующая когнитивная
подготовка.
Для проведения тренинга позитивных
ассоциаций первоначально с помощью ассоциативного эксперимента
выявляют вербальные и невербальные ассоциации, возникающие при
предъявлении слов из области патогенной, тематики. Стремятся
подвергнуть ассоциированию как можно больший стимульный материал,
прямо или косвенно связанный с состоянием пациента, на каждое
предъявляемое слово получают несколько ассоциирующихся с ним слов и
образов, выявляют ассоциативные оттенки и подробности проблемных
переживаний, концепций и установок.
Предъявление проблемно-значимых
стимулов сочетают с нейтральными, «шумовыми». Для повышения
достоверности возникающих ассоциаций от пациента требуют отвечать
быстро, не задумываясь, при необходимости ассоциативный эксперимент
сочетают с релаксацией или неглубоким гипнозом (при глубоком гипнозе
ассоциации могут иметь внушенный характер).
Далее выстраивают
ассоциативные контркомплексы (комплексы позитивных,
контрастных ассоциаций) – наборы слов и образов, противоположных по
своему значению как словам-стимулам из ряда патогенных,
применявшихся ранее в ассоциативном эксперименте, так и ассоциациям,
связанным с ними.
Для повышения
эффективности контрастных ассоциаций и расширения сферы
лечебно-коррекционного влияния их усиливают вторичным
ассоциированием с дополнительными словами, понятиями и образами,
несущими желательный эмоциональный эффект. Это проводят по схеме,
представленной на рис. 5:
Рис. 5.
Структура позитивных ассоциаций
Позитивные ассоциации и их патогенные
стимулы записывают на отдельных карточках. Записывают также любые
другие «шумовые» стимульные слова. Эти карточки используют на
следующем этапе.
После этой
предварительной работы по определению и принятию новых, позитивных
ассоциаций и заполнению карточек переходят к их фиксации. Пациент с
помощью психотерапевта, близких лиц или самостоятельно заучивает
ассоциации полярного значения, используя карточки.
Далее проводят
контрольные ассоциативные эксперименты – выбирают наугад карточки со
стимульным материалом и, не задумываясь, как можно быстрее
воспроизводят ассоциативные ряды. Добиваются того, чтобы в ответ на
предъявление патогенных стимулов устойчиво возникали позитивные
ассоциации.
Для более
надежной фиксации ассоциативных контркомплексов их выразительно
изображают графически, составляют рифмы, экспрессивно вербализируют,
накладывают на подходящую мелодию. Кроме этого их подкрепляют
тождественными пантомимическими реакциями: позитивными (улыбкой,
жестом принятия и т. п.) или негативными (например, мимикой
отвращения, жестами отказа при состояниях зависимости и др.).
После этапа
заучивания больному периодически неожиданно предъявляют негативные
стимулы (слова или образы), оценивая устойчивость фиксации
позитивных ассоциаций.
Тренинг
позитивных ассоциаций используется самостоятельно или в структуре
других методов ФПРЛ (см. «Метод контрастных переживаний» и др.).
Ассоциативный
эксперимент применяется также для оценки динамики выздоровления, его
повторяют в ходе лечения – изменение ассоциаций на проблемные
стимулы в сторону извлечения позитивных вариантов является
благоприятным признаком, свидетельствующим об успешности
психотерапии, и наоборот.
|