Звуки, которых нет
А.Патрушев
Д.Шумов
http://www.gateway-sound.com
... Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов
или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как
голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых
интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам
и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование
биений . Когда голоса или инструменты сходятся в унисон,
биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются.
Возможно, этот
эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не
исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую
известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал
воздействие их на состояние человека при прослушивании через
стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой
частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так
называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например,
когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду,
а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария
человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он
“слышит” биения с частотой 335 - 330 = 5 колебания в секунду, но это
не реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозге человека
только при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно
работающих полушарий мозга.
«Мне всегда
нравилось спрашивать и узнавать что-то новое. Тем не менее, вплоть
до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия от
учебы и не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился
на грани академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки
давались с трудом. И это при том, что в детстве меня называли
смышленым ребенком, который, по идее, должен учиться на отлично.
Причиной моих неудач взрослые, как всегда, считали недостаток
прилежания. Я же, разочаровывая их, все больше отчаивался сам.
Став
взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда
я заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал
нужной мне отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне
нужна новая стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать
экзамены здесь уже не было. Я уже не мог так много работать ради
столь посредственных результатов, поэтому со всей силой своего
отчаяния устремился на поиски этой новой стратегии.
К счастью, я
ее нашел — мне удалось преодолеть свою “неспособность” к обучению с
помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ) -
компонента, содержащегося в морепродуктах.
В результате
академический сизифов труд превратился в изысканное развлечение,
повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня как
личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного
заключения.»
Этим вступлением
начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли — американский ученый,
исследовавший влияние на умственную работоспособность человека
прослушивания особых комбинаций звуковых колебаний, получивших
название бинауральных ритмов.
Таким образом,
одним из самых эффективных способов организации биоэлектрических
колебаний мозга (и связанных с ними психофизиологических состояний),
одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих полушарий,
являются бинауральные биения. Что же происходит в мозге, когда
человек «слышит» эти звуки.
В 50-е годы
получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий
записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга. Тогда же
было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга
способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными
ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого
электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если
частота следования стимулов находится в рамках естественного
диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга.
Легче всего мозг
следует за стимулами в интервале частот 8-25Гц, но при тренировке
этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот
мозга.
В настоящее время принято выделять четыре основных вида
электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых
соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором
он доминирует.
Волны сознания
Бета-волны
— самые быстрые. Их
частота варьируется, в классическом варианте, от 14 до 42Гц (а по
некоторым современным источникам, - более чем 100 Герц). В обычном
бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем мир
вокруг себя, или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем,
эти волны, преимущественно в диапазоне от 14 до 40 Герц, доминируют
в нашем мозге. Бета-волны обычно связаны с бодрствованием,
пробужденностью, сосредоточенностью, познанием и, в случае их
избытка, - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета-волн
связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с
запоминанием информации.
Ряд
исследователей обнаружили, что некоторые люди имеют очень высокий
уровень напряжения, включая высокую мощность электрической
активности мозга в диапазоне быстрых бета волн, и очень низкую
мощность волн релаксации в альфа и тета диапазоне. Люди такого типа
так же часто демонстрируют характерное поведение, как курение,
переедание, азартные игры, наркотическую или алкогольную
зависимость. Это обычно успешные люди, потому что гораздо более
чувствительны к внешним стимулам и реагируют на них значительно
быстрее, чем остальные. Но для них ординарные события могут
показаться крайне стрессовыми, заставляя искать способы понижения
уровня напряжения и тревоги через прием алкоголя и наркотиков.
Повышенный
уровень напряжения – это одна из разновидностей нарушения баланса
нейрорегуляторов в организме. Очевидно, что у таких людей
соответствующая стимуляция мозга может значительно понизить уровень
бета активности и, соответственно, повысить релаксирующие альфа и
тета ритмы. Например, Henry Adams , Ph . D . – основатель
«Национального института ментального здоровья» ( National Institute
of Mental Health ) и ведущий специалист исследовательских программ
по алкоголизму в госпитале святой Элизабеты ( St . Elizabeth ' s
Hospital , Washington , D . C . ) установил, что самые «горькие»
пьяницы только после одной сессии альфа-тета релаксации,
сопровождаемой короткими антиалкогольными внушениями, в течение
последующих двух недель понизили уровень употребления алкоголя на
55%. В интервью корреспонденту доктор
Adams заявил: «… это очень эффективная методика вместе с тем проста
в подготовке и применении, свободна от существенного риска,
какой-либо опасности и побочных медицинских эффектов. Теперь уже
доказано, что она значительно уменьшает проявления абстинентного
синдрома, обеспечивает состояние глубокой релаксации и тем самым
уменьшает желание принимать наркотики…».
Альфа-волны
возникают, когда мы
закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о
чем. Биоэлектрические колебания в мозге при этом замедляются, и
появляются “всплески” альфа-волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до
13 Герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих
мыслей, альфа-волны начнут доминировать во всем мозге, и мы
погрузимся в состояние приятной умиротворенности, именуемым еще
“альфа-состоянием”.
Исследования
показали, что стимуляция мозга в альфа-диапазоне идеально подходит
для усвоения новой информации, данных, фактов, любого материала,
который должен быть всегда наготове в вашей памяти.
В восточных
боевых единоборствах есть такое понятие как «состояние мастера».
Исследования методом ЭЭГ показали, что в этом состоянии в мозге
человека преобладают альфа волны. На фоне альфа активности мозга
скорость мышечной реакции в десять раз выше, чем в обычном
состоянии.
На
электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием
стресса человека, альфа-волн всегда много. Недостаток их может быть
признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху и
эффективному обучению, а так же свидетельством о нарушениях в
деятельности мозга или болезни. Именно в альфа-состоянии
человеческий мозг продуцирует больше вета-эндорфинов и энкефалинов –
собственных «наркотиков», отвечающих за радость, отдых и уменьшение
боли. Также альфа волны являются своеобразным мостиком -
обеспечивают связь сознания с подсознанием. Многочисленными
исследованиями методом ЭЭГ установлено, что люди, пережившие в
детстве события, связанные с сильными душевными травмами, имеют
подавленную альфа активность мозга. Аналогичную картину
электрической деятельности мозга можно наблюдать и у людей,
страдающих посттравматическим синдромом, полученным в результате
военных действий или экологических катастроф. Поскольку в
альфа-диапазоне лежит сенсорно-моторный ритм, то становится понятным
– почему у людей, страдающих посттравматическим синдромом, затруднен
произвольный доступ к чувственно-образным представлениям (на
которых, кстати, строится вся традиционная безлекарственная
психотерапия).
Пристрастие
некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что эти
люди не способны генерировать достаточное количество альфа-волн в
обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или
алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в
альфа-диапазоне, у них резко возрастает.
Тета-волны
появляются, когда
спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость.
Колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в
диапазоне от 4 до 8 Герц. Это состояние называют еще “сумеречным”,
поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто
оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов,
сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими.
Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части
ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям.
С другой стороны,
тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического
принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие
соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность
трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание. То
есть чтобы сообщения, призванные изменить ваше поведение или
отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь
критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше
всего наложить их на ритмы тета-диапазона.
Этому
психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния
картиной распределения и сочетания электрических потенциалов
головного мозга) в 1848 Френчмен Маури дал название гипнагогическое
(от греческого hipnos = сон и agnogeus =
проводник, ведущий). В каждой Восточной философско-эзотерической
школе “гипнагогия” использовалась веками для творчества и
самосовершенствования, были тщательно разработаны психотехники и
ритуалы для достижения этого состояния и существуют подробные
классификации психофизиологических феноменов, ему сопутствующих.
Заметим, что
применение гипнагогии не ограничивается Восточными религиями.
История донесла до нас, что такие известные личности, как
Аристотель, Брамс, Пуччини, Вагнер, Франциск Гойа, Ницше, Эдгар Алан
По, Чарлз Диккенс, Сальвадор Дали, Генри Форд, Томас Эдисон и
Альберт Эйнштейн намеренно использовали гипнагогию для своего
творчества, используя технику, которую описал еще Аристотель.
Используя
тета-стимуляцию мозга всего за три недели можно научиться достигать
творческих состояний в любое время и в любом месте - по желанию.
Например, Эдисон
трудился над своими изобретениями в очень напряженном режиме. Когда
же в своих размышлениях он заходил в тупик, то садился в свое
любимое кресло, брал металлический шар в руку (которую свободно
опускал вдоль кресла) и засыпал. Заснув, он непроизвольно выпускал
шар из руки и грохот падающего на пол шара будил его, и очень часто
он просыпался со свежими идеями относительно проекта, над которым
работал.
Дельта-волны
начинают доминировать,
когда мы погружаемся в сон. Они еще медленнее, чем тета-волны,
поскольку имеют частоту менее 4 колебаний в секунду. Большинство из
нас при доминировании в мозге дельта-волн находятся либо в сонном,
либо в каком-то другом бессознательном состоянии. Тем не менее,
появляется все больше данных о том, что некоторые люди могут
находиться в дельта-состоянии, не теряя осознанности. Как правило,
это ассоциируется с глубокими трансовыми или “нефизическими”
состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг
выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее
интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления.
Недавними
исследованиями установлено, что, как только человек проявляет
действительную заинтересованность чем-либо, то мощность
биоэлектрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно
возрастает (наряду с бета-активностью).
Современные
методы компьютерного анализа электрической активности мозга
позволили установить, что в состоянии бодрствования в мозге
присутствуют частоты абсолютно всех диапазонов, причем чем
эффективней работа мозга, тем большая когерентность (синхронность)
колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих
полушарий мозга.
Использование
бинауральных ритмов является очень простым и в то же время мощным
средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга. Было
проведено достаточно много исследований, доказавших их эффективность
для целого ряда приложений, в частности для ускоренного обучения.
Например, в упомянутом выше исследовании Ричарда Кеннерли было
показано, что фонограмма с наложенными бинауральными ритмами в
бета-диапазоне (быстрее 14 колебаний в секунду) вызывала достоверное
улучшение памяти у студентов.
Для этого метода
не существует какого-либо привыкания (как к алкоголю или наркотикам)
или эффектов маятника (как, например, похмелье или “ломка”).
Наоборот, чем больше Вы тренируетесь, тем лучше результаты, дольше и
стабильней эффект, а это значит - тем меньше необходимо заниматься с
аудио программой или майнд-машиной, поскольку мозг обучается
достигать нужных состояний самостоятельно.
На иностранном
рынке выпуском аудио программ с бинауральными ритмами для повышения
интеллектуальных возможностей человека занимаются около десятка
студий, но следует заметить, что далеко не все они одинаково
эффективны. Эталоном в этом смысле является продукция Института
Монро — пионера и бессменного мирового лидера в области передовых
аудио технологий. Дело в том, что для формирования ритмической
активности мозга в нужном направлении необходимо «накладывать»
бинауральные ритмы друг на друга в несколько “слоев”.
Все курсанты и
слушатели заочного отделения УрЮИ МВД России, которые использовали
при подготовке к занятиям и экзаменам специальную аудиопрограмму
«Сверхобучение» Института Монро отмечали лучшую запоминаемость
учебного материала, хорошую умственную работоспособность, отсутствие
излишнего волнения на экзаменах и, как следствие, повысился их
средний балл по результатам сессии.
|