Знания, умения,
навыки в структуре деятельности.
Деятельность –
динамическая система взаимодействий человека с миром, в процессе
которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического
образа.
Знания
человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и
восприятий. Перера-
ботка чувственных
данных сознании приводит к образова-
нию представлений
и
понятий. В этих
двух формах знания хранятся в памяти. Главное ихназначе-ние
- организация и регулирование практи-
ческой
деятельности.
Знания поднимают
деятельность на более высокий уровень осознанности,
Повышают
уверен-ность человека в правильности ее выполнения. Деятель-
ность без знания
не возможна.
Навык-образующиеся
в результате упражне-
ния, тренировки
авто-
матически
выполняе-
мые компоненты
соз-
нательной
деятельно-
сти человека.
В основе
любого на-
выка лежат
выработка и упрочнение условнорефлекторных связей.
В выработке
навыка
существенную роль
играют
индивидуаль-
ные различия. Одни
и
те же навыки,
особенно сложные,
вырабатываются у
одних людей
намного
быстрее, чем у
других.
Виды навыков:
1.двигательные;
2.интеллектуальные
(навыки
счета,чтения,
заучивания
и пр.);
3 навыки поведения
(складываются на
основе знаний о
нормах поведения и
лежат в основе
форм поведения);
4. сенсорные
(узнава-
ние
букв при чтении,
различие цветов
художниками):
. -
сенсорно-двигате-
льные (письмо, ри-
сование);
- сенсорно-мысли-
тельные (разложе-
ние алгеброичес-
ких выражений).
Каждый навык
склады-
вается в системе
навыков, которыми человек уже владеет. Одни из них помогают
новому навыку
формироваться и
функционировать
(пе- ренос навыка), другие
мешают
(интерферен-ция).
Помимо навыков
непременным компо-
нентами
деятельнос-
ти являются
умения.
По своей сути
умения-
воплощение знаний
и
навыков в реальные
действия. Более строго умение определяется как освоенный субъектом
способ выполнения действия, обеспечи-ваемый совокуп-ностью
приобретен-ных знаний и умений.
Элементарное
умение
выполнить что-то
возникает из подражания, из случайных знаний Но чем сложнее вид
деятельности, тем меньше надежды на
успех умений,
складывающихся только в результате
наблюдения и
подражания. Формирование умений представляет собой овладение всей
системой операций по переработке инфор-
мации,
содержащейся в знаниях, и и информации, получаемой от предмета,
операций по выявлению этой информации и ее сопоставлению с
действиями.
49.
Классификация потребностей. Психологические особенности
потребностей человека.
П.
-.испытываемая человеком нужда в чем-либо.
П–это
переживание и осознание человеком нужды в конкретных условиях
существования и развития.
Формой проявления и реализации потребности является мотив. Только
реализовавшись в мотиве потребность может быть удовлетворена.
Понятие
потребность ввел Узнадзе, как единственный источник активности
человека. Выделял высшие и низшие потребности.
Классификация
потребностей (по происхождению):
1.Естественные
(биологически
обусловленные, инстинкты);
.2.Культурные
(приобретенные в процессе воспитания, развития):
а) материальные;
б) духовные;
-нравственные (мо-
ральные);
-интеллектуальные;
-эстетические;
в)социальные (потребности в труде, общении);
.
Блокада
естественных потребностей может привести к гибели.
Блокада культурных
может привести к тому, что человек не развивается как личность.
|