Введение
ПРЕОБРАЖАЯСЬ В ЕГО ОБРАЗ
Каждую неделю я встречаюсь с
христианами, страдающими от различного рода страхов, одиночества,
боли, оставшейся после разрыва отношений с близкими, от обид и
чувства неполноценности. Часто они годами пытаются решить эти
проблемы.
В церкви двояко относятся к этим
израненным людям. Одни утверждают, что такие люди живут "в грехе",
"не имеют достаточно веры", "находятся в непослушании" или "не
проводят достаточно времени за чтением Слова". Придерживающиеся этой
позиции склонны обвинять самих страдающих.
Советы, которые любят давать такие
христиане, очень похожи на советы друзей Иова: "Бог пытается научить
тебя чему-либо"; "Смотри на благословения, которыми ты все еще
наслаждаешься"; "Бог испытывает тебя"; "Воздавай благодарность,
несмотря на твои обстоятельства". Это правильные слова, но они не
часто помогают страдающим людям.
Отчаявшийся человек должен
встречать понимание и сочувствие от своих друзей. Иов сказал: "К
страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не
оставил страха к Вседержителю" (Иов. 6:14). Иов обнаружил (насколько
это возможно для страдающего человека), что простые ответы не только
не помогают избавиться от боли, но в буквальном смысле уводят
человека прочь от Бога. Если принимать советы подобного рода
всерьез, то в результате вместо одной возникают сразу две проблемы:
к боли, которая была изначально, прибавляется чувство
вины, вызванное тем, что человек не может применить данные ему
советы.
Помощь, которая годами предлагалась
христианам, встретившимся с проблемами в эмоциональной сфере,
нанесла непоправимый ущерб и привела многих к тому заключению,
которое сделал Иов: "А вы сплетники лжи; все вы бесполезные врачи.
О, если бы вы только молчали! это было бы вменено вам в мудрость"
(Иов. 13:4,5).
Сталкиваясь с помощью такого рода,
страдающие либо пытаются изображать душевное исцеление, чтобы
остаться в церкви, либо уходят из церкви, убеждаясь в том, что их
вера не приносит облегчения их душевным ранам.
Придерживающиеся другой точки
зрения считают необходимым помогать людям, страдающим от душевных
травм. Не находя в церкви средств для оказания такой помощи, они
обращаются к психологии. Часто психологические методы достигают
успеха, и страдающие люди получают облегчение. Но теперь они
оказываются перед другой проблемой. Кто дал им исцеление от их боли
– Бог или психология? Они знают, что исцеление – от Бога, но,
похоже, этому нет подтверждения в Библии. Они просто знают, что это
так.
Я, как христианин, психолог и
человек, сам перенесший душевные травмы, был по обе стороны барьера.
Я пытался применить христианские ответы к себе и другим и пришел к
заключению, сделанному Иовом: они являются бесполезным лекарством. Я
также пытался "окрестить" психологические понятия таким образом,
чтобы они выглядели "христианскими". Это тоже не сработало.
Несколько лет назад я сказал Богу:
"Я бросаю это. Я действительно не знаю, что помогает. Господи, если
есть учение, способное помочь, Ты должен показать мне его". В
течение нескольких следующих лет Бог вел меня по духовному пути, на
котором милостиво дал ответ на мою простую, но отчаянную молитву.
Я не ставил перед собой задачи
вмешиваться в споры между богословием и психологией. У меня другая
цель. Я хочу показать вам, что есть библейские решения в борьбе с
депрессией, тревожностью, паникой, разного рода зависимостями и
чувством вины и что эти решения заложены в вашем понимании задач,
связанных с ростом, задач, которые вы не решили в процессе
взросления и выполнение которых принесет исцеляющие изменения. Эти
задачи включают в себя преобразование в "подобие" Того, Кто сотворил
вас. Позвольте мне объяснить.
Библия говорит, что мы были созданы
"по образу Божию" (Быт. 1:27). Мы созданы "как" Бог. Богословы
заполнили библиотеки книгами, посвященными атрибутам или
характеристикам Бога. Они различают Его непередаваемые (не
поддающиеся подражанию) атрибуты: Он непреложен (неизменен),
всемогущ (всесилен), безграничен (не имеет ограничений), всеведущ
(всезнающий), вездесущ (присутствует везде). И передаваемые
(доступные подражанию): Он справедливый, праведный, святой, любящий
и верный. Очевидно, что мы не можем отражать непередаваемые атрибуты
Бога: мы никогда не сможем стать всемогущими и всезнающими. Но мы
можем стать более любящими и более святыми. Чем больше мы становимся
похожими на Него в этих характеристиках, тем меньше мы страдаем от
эмоциональных проблем.
Апостол Павел пишет, что Бог
призвал нас быть "подобными образу Сына Своего" (Рим. 8:29). Он имел
в виду, что наша цель – стать более похожими на Него. Наше
предназначение – достигнуть семейного сходства с Богом. Но как
стать похожими на Христа? Как мы можем стать "святыми", если
бессильны контролировать свои пристрастия в еде? Как мы можем быть
"любящими", если истощили себя, расходуя все свое время и энергию на
решение чужих проблем?
Так как попытка стать похожими на
Бога не выглядит реальной, мы пытаемся решить свои повседневные
проблемы, разделив их на две категории. Мы спрашиваем себя: "Это
эмоциональная проблема или духовная?" Если мы решаем, что проблема
эмоциональная, мы звоним христианскому психологу. Если же относим
проблему к разряду духовных, звоним пастору. Мы считаем, что наша
депрессия, паника, чувство вины или пагубные привычки не имеют
ничего общего с духовностью, что это несовместимые понятия.
Но само разделение проблем на
"эмоциональные" и "духовные" уже является частью проблемы. Основа
всех наших трудностей – наша неспособность отражать образ Божий.
Из-за того, что Адам и Ева согрешили в Эдемском саду, мы не
сформировали "подобие" Божье в жизненно важных сферах своей
личности, и, таким образом, не функционируем так, как было задумано
при сотворении. Поэтому и страдаем.
В течение моего собственного
духовного и психологического пути я установил четыре качества
личности Бога, которые нужно развивать в себе, чтобы исправить свою
жизнь. Бог хорошо справляется там, где бывает трудно нам. А нам
трудно бывает:
- Соединиться с другими
(наладить взаимосвязь с другими людьми).
- Отделиться от других
(установить личные границы).
- Разграничить добро и зло
(хорошее и плохое).
- Принять ответственность на
себя (проявить себя зрелой личностью).
Не овладев этими главными
"богоподобными" качествами, мы можем оказаться в тупике в буквальном
смысле слова, и рост и изменение ускользнут от нас на недосягаемое
расстояние. В этой книге я буду говорить об этих четырех задачах, о
барьерах, которые препятствуют их осуществлению, и навыках, которые
нужны для их выполнения.
Живя в падшем мире, мы все
испытываем недостаток вышеперечисленных качеств. Преобразование
результатов падения и возрастание в образ Божий – непростая задача.
Но Бог обещал, что "доброе дело", которое Он начал в нас, Он "будет
совершать даже до дня Иисуса Христа" (Флп. 1:6).
Но до того как мы поговорим о
задачах возрастания в образ и подобие Божье, мы должны рассмотреть
два качества характера Бога – качества, которые при правильном
понимании помогут нам с удвоенной энергией пуститься в наше
путешествие.
|