ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу Интересное, если не занимательное
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

Интересное, если не занимательное

скачать    306.zip

 

 

 

Выдержки из произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

   

Возникновение и преодоление одиночества.

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ВВЕДЕНИЕ
Одиночество – социально психологическое состояние, характеризую-щееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчу-жденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида; также социаль-ная болезнь, заключающаяся в массовом наличии индивидов испытывающих такие –состояния.
Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработан-ных социальных понятий. В демографической литературе встречаются ста-тистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2000 г. к ним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек.
При выборочных исследованиях среди одиноких выделены следующие типы. Первый тип – «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга. Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотноше-ниями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных мужчин и женщин.
Второй тип – «периодически и временно одинокие». Они в достаточ-ной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают не-достаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с дру-гими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.
Третий тип – «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому пово-ду, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность. Большинство среди них овдовевшие люди.
Возросшая брачно-семейная динамика (в первую очередь нуклеариза-ция семей и повышение уровня разводимости), деперсонализации больших городов, укрепление начал индивидуализма – все это факторы, в первую очередь влияющие на увеличение масштабов одиночества. Кроме того, соци-ально-медицинскими факторами, положительно коррелирующими с расши-рением одиночества, являются рост психиатрических заболеваний (шизоф-рении) и пограничных состояний и распространения аутизма, т.е. болезнен-ной неспособности к общению в результате дефектов родовспоможения («грубые руки врача») и воспитания.
Рост числа одиноких людей утверждение одиночества как приемлемо-го стиля жизни вызывают становление специфической индустрии услуг для такой категории населения. Установлено, что одинокие имеют возможность и желание тратить больше средств на свои увлечения, на туризм и отдых, они чаще приобретают дорогие товары, в первую очередь спортивно-туристического предназначения. За рубежом строятся специальные жилые комплексы для бессемейных; любые их потребности могут быть удовлетво-рены на рынке услуг. Разумеется, это относится только к тем людям, для ко-торых одиночество – сознательный и комфортный выбор, и кто не испыты-вает потребности в семейных связях.
В России, согласно переписи 1989 г., 10 126 тыс. – люди одинокие из них 6805 тыс. – женщины. Одиноким в данном случае считается человек, живущий один и не поддерживающий регулярной связи с родственниками.
Специфика российского одиночества преимущественно иная. В пер-вую очередь, это результат высокого уровня смертности мужского населения (российские женщины живут значительно дольше мужчин) и смертности от неестественных причин (подсчитано, что примерно каждая третья мать име-ет возможность пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и се-мейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи оди-нокими или рискующими остаться одиноким людям, превращают одиноче-ство в его российском варианте в достаточно злокачественную социальную болезнь.
Одиночество – одна из основных социальных проблем, являющихся предметом социальной работы, а социальная работа – один из важнейших инструментов для устранения или хотя бы для облегчения этой социальной болезни. Среди средств борьбы с одиночеством – социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повы-шенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болез-ненных эффектов одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и про-паганда новых интересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков само-сохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни. Помогая одиноким людям, социальный работник хорошо должен представ-лять себе комплектность проблемы и мультифакторность ее возможного ре-шения.

Глава 1. Что такое одиночество?
 Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема оди-ночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными  по отно-шению друг к другу.
 О распространенности одиночества  среди людей говорят следующие данные: не более 1 – 2 % опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10 – 30 % гово-рят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.
 Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испы-тывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении.
 Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровож-дающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными пережива-ниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.
 Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для челове-ка дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающи-ми людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди).
 Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь жи-вущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому прихо-дится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологи-ческих, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.
 Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровож-дают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов  с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффек-тивные реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что ис-пытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.
 На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувство-вать себя одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего оди-ночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.
 Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от ос-тальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавлен-ная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.
 Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя ма-лопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди кото-рых чувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чем другим людям, присуще так называемое паронормальность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности.
 Одинокие люди более пессимистичны, чем не одинокие, они испыты-вают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего – лишь худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малораз-говорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего вы-глядят печально. У них нередко отмечается усталый вид и наблюдается по-вышенная сонливость.
 Когда обнаруживается разрыв между реальными и действительными отношениями, характерный для состояния одиночества, то разные люди реа-гируют на это по-разному. Беспомощность как одна из возможных реакций на данную ситуацию сопровождается усилением тревоги. Если люди винят в своем одиночестве не себя, а других, то могут испытывать чувства гнева и горечи, что стимулирует возникновение отношения вражды. Если люди убе-ждены, что сами повинны в собственном одиночестве, и не верят в то, что могут изменить себя, то они, вероятнее всего, будут опечалены и осудят сами себя. Со временем это состояние может перерасти в хроническую депрес-сию. Если, наконец, человек убежден, что одиночество бросает ему вызов, то он будет активно против него бороться, предпримет усилия, направленные на то, чтобы избавиться от одиночества.
 Впечатляет перечень типичных эмоциональных состояний, которых время от времени охватывают хронически одинокого человека. Это – отчая-ние, тоска, нетерпение, ощущение собственной непривлекательности, бес-помощность, панический страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, охота к перемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд, изоляция, жалость к себе, скованность, раздражительность, незащи-щенность, покинутость, меланхолия, отчужденность (список получен мето-дом факторного анализа ответов множества одиноких людей на специальный опросник).
 Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общитель-ных и счастливых. Это – их защитная реакция, которая в свою очередь, ме-шает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагают, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алко-голем или наркотиками, даже если они сами себя не признают одинокими.
 Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенно-стью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживани-ях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем.
 Общаясь  с другими людьми, одинокие больше говорят о самих себе и чаще, чем другие, меняют тему разговора. Они также медленнее реагируют на высказывания партнера по общению.
 Таким людям свойственны  специфические межличностные проблемы. Они легко раздражаются в присутствии других людей, повышенно агрессив-ны, склонны к излишней, не всегда оправданной критике окружающих, не-редко оказывают психологическое давление на других людей. Одинокие ма-ло доверяют людям, скрывают свое мнение, нередко лицемерны, недоста-точно управляемы в собственных поступках.
 Одинокие люди не могут по-настоящему веселиться в компаниях, ис-пытывают затруднения, когда им необходимо кому-то позвонить, догово-риться о чем-то, решить какой-либо личный или деловой вопрос. Такие люди повышенно внушаемы или чрезмерно упрямы в разрешении межличностных конфликтов.
 Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, или непременно ста-раются им понравиться. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, свя-занные с личной общительностью, включая знакомства, представление дру-гим людям, соучастие в разных делах, раскованность и открытость в обще-нии.
 Одинокие люди в большей степени считают себя менее компетентны-ми, чем неодинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных контактов недостатком способностей. Многие задачи, свя-занные с установлением интимных отношений, вызывают у них повышен-ную тревожность, снижают межличностную активность. Одинокие люди ме-нее изобретательны в поисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения.
 Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе от-носится, т.е. от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связа-но с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночест-ва нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности.
 Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зави-симости от динамических изменений в индивидуально принятых стандартах интенсивности нормального межличностного общения или широты контак-тов с людьми, на которые должен идти человек. Стандарты подобного рода обычно субъективные, точно не определены, но, в общем, неплохо выража-ются в суждениях типа: «мне бы хотелось иметь больше друзей», «Никто по-настоящему меня не понимает» и т.п. Вместе с тем такие стандарты относи-тельны, они всегда устанавливаются в сопоставлении с прошлым опытом общения. Небольшое уменьшение числа друзей или человеческих контактов у того лица, которое раньше имело их большое количество, может воспри-ниматься как усиление одиночества, в то время как аналогичные изменения, происходящие в характере межличностных связей у человека, который раньше почти ни с кем не общался и имел ограниченный круг друзей (т.е. их возрастание до того же самого уровня, что и у первого человека), будут, ве-роятно, восприняты как уменьшение одиночества, т.е. противоположным об-разом.
 Одинокие люди нередко в самих себе причину своего одиночества, приписывая его к недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным созна-тельному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективность применяемых для этого средств и пр. Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутрен-ним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные от-рицательные индивидуальные качества, как стеснительность, боязнь полу-чить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.
 Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество – де-прессия или агрессия – зависит от того, как человек объясняет свое собст-венное одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникает де-прессия, а при внешнем – агрессия. Повышенная склонность к покорности или, напротив, к проявлению враждебности положительно коррелирует с фактическим одиночеством человека среди людей.
 Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств способствует их повышенная самокритичность.
 Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая само-оценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.
 Есть и другие гипотезы, объясняющие феномен одиночества ссылками на межличностные факторы. Одна из них – несоответствие между тремя «Я» индивида: тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное «Я»); тем, каким он хотел бы стать (идеальное «Я»), и тем, каким его воспринима-ют другие (отраженное «Я»). Экспериментально подтвердилась гипотеза, ут-верждающая, что субъективные причины одиночества имеют больший вес в его возникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не в состоянии правильно оценить  отношение окружающих к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствует тому, как их же самих в дейст-вительности воспринимают люди.
 Индивиды, невысоко оценивающие себя, ожидают, что, и другие так же к ним относятся. Такие люди острее многих других реагируют на пред-ложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Вме-сте с тем люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в обращении и повышенно осторожны.
 В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижи-тельное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое. Следует иметь виду и то обстоятельство, что длительны опыт одиночества, со своей стороны, может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Неудачи в общении могут усиливать чувства оди-ночества и, как следствие, снижать самооценку. В низкой самооценке потен-циально заложен больший риск одиночества, чем в нормальной, так как низ-кая самооценка в конечном счете подрывает чувство собственного достоин-ства у человека.
 Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежела-ние человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при ко-торой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для не-го взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждеб-ность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных резуль-татов проявления инициативы в установлении межличностных контактов че-ловеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порож-денный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества.
 Нередко одиночество возникает по независящим от человека причи-нам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений - наиболее распро-страненные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных слу-чаях оно зарождается вследствие внезапно возникающей полной или частич-ной эмоционально-психологической изоляции человека от людей, состав-ляющих привычный круг общения.
 Есть смысл различать три типа отношений одиночества: хронический, ситуативный и переходящий. Хроническое одиночество наступает тогда, ко-гда индивид в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми. Си-туативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрес-совых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например брачных. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и час-тично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества. Перехо-дящее одиночество выражает в кратковременных приступах чувства одино-чества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.
 Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмо-ционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зре-лом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в те-чение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей ост-рее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

1.1. Одиночество – психическое заболевание.
 Один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состоя-ние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоля-ции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества, обуславливаемого экспериментальной, географической, социальной или тю-ремной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с дру-гими людьми прерываются («отрубаются»), что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выра-женными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребыва-ния человека в условиях одиночества. Актуализируется потребность в обще-нии. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди пер-сонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начина-ют разговаривать вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы. На этапе неустойчивости психической деятельности при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки» («публичность одиночества» – О.Н. Кузнецов) у ряда лиц появляются необычные психические состояния, проявляющиеся в тягостных переживаниях телесной обнаженности или «открытости мыслей». На этом этапе также появляются доминирующие  идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализованные снови-дения). По мере увеличения времени нахождения в жестких условиях О. На этапе глубоких психических изменений появляются сверхценные идеи, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации.
 

1.2. Одиночество – отсутствие общения.
Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных от-раслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, пси-хологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.
Во время общения у его участников наблюдаются различные состоя-ния, у каждой из них проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения, т.е. те характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающие критериям психологически оптимального общения.
…А какое же общение считается психологически оптимальным? По нашему мнению, психологически оптимальное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обуславливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.
При этом было бы ошибочно полагать, что психологически оптимальное общение – это непременно своеобразное слияние умов, чувств, воли его участников. Психологически оптимальным может быть и общение, в котором партнерам удается сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.
Поскольку общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива, или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.
Конкретными психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.
И.П. Шкуратова обоснованно отмечает, что при изучении трудностей общения существует опасность сведения их многообразия только к неудоб-ствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально-перцептивных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный ха-рактер и охватывает фактически все аспекты общения.
По данным И.П. Шкуратовой, роль системообразующего фактора для всех проявлений интересующих нас трудностей выполняют цели общения, поскольку эти трудности это тоже помехи на пути к достижению поставлен-ных человеком целей.
Среди личностных образований, детерминирующих постановку целей, она специально выделяет мотивацию общения, которая обусловливает труд-ности межлюдского взаимодействия. Характер рассматриваемых нами труд-ностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации; ее влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения (перцеп-тивной, коммуникативной и т.п.). Существует также особый вид трудностей, который состоит в невозможности реализации значимых для личности моти-вов с людьми из своего окружения. Эта категория трудностей не всеми осоз-нается, так как требует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выражаясь в жалобах на отсутствие понимания со стороны партнеров.
Вместе с тем Е.В. Улыбина совершенно обоснованно утверждает, что структура межличностного общения должна рассматриваться со стороны внутренней (побуждения к действию) и внешней (средства, способы) комму-никации. В реальных актах общения эти стороны взаимосвязаны. Можно также достаточно обоснованно различать трудности, имеющие мотивацион-ную детерминированность, и трудности, возникающие из-за несовершенства средств общения. Человек может из-за различных личностных особенностей вызвать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию, общение с ним может препятствовать удовлетворению значимых для этого человека по-требностей. В этом случае трудности будут иметь внутреннюю природу, а инструментальные аспекты общения будут играть вторичную, служебную роль и обеспечивать психологическую защиту.
Будучи тесно связанным, мотивационные и инструментальные аспекты общения относятся, однако, к различным уровням, а это предполагает одно-направленную детерминированность низшего уровня высшим (инструмен-тального мотивационным). Так, Л.А. Петровская, разводя внешние, опера-циональные аспекты коммуникативной компетентности и внутренние, глу-бинные, затрагивающие личностно-смысловые образования, подчеркивает, что именно последние играют определяющую роль по отношению к внеш-ним, поведенческим.
Бесспорно, мотивационно-смысловые характеристики личности влия-ют на обращение участников общения друг с другом. Слабее исследовано влияние когнитивных особенностей восприятия на эмоционально-аффективную оценку объекта восприятия.
Как и всякое действие, коммуникативной акт включает в себя прежде всего анализ ситуации общения, построение адекватного представления о партнере. Эффективность этой части коммуникативного акта определяет и эффективность действия в целом.
Одним из проявлений неэффективности ориентировочной части ком-муникации является субъективное ощущение непонимания партнера, невоз-можность создать его целостный образ и, значит, правильно строить свои действия.
В состав инструментальных аспектов общения входит и умение адек-ватно выражать свои мысли, выбирать способ коммуникации в соответствии с особенностями партнера и обстановка в общения, а это, в частности, долж-но опираться на понимание партнера и ситуации в целом.
Являясь следствием инструментальных трудностей, непонимание партнера отражается на смысловом уровне в формировании определенного отношения к нему. Факты свидетельствуют о том, что люди, общение с ко-торыми затруднено на инструментальном уровне, воспринимаются негатив-но.
Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является не-сходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образа мира – природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях. Не-сходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп при-менительно к общению выражается в неодинаковом уровне развития и про-явления познавательных процессов при контактах с другим человеком, не-одинаковом запасе и характере переживаний, неодинаковом богатстве пове-денческих форм. Все это по-разному будет сопряжено с мотивационно-потребностной сферой, которая в каждой группе отличается своей специфи-кой.
 В.А. Лабунской исследовались типы структур психологниских трудно-стей общения. Были выявлены их «поля», возникающие как по инициативе партнера, так и приписываемых себе, и прослежены их различия. Используя в качестве основного принципа наименования структуры трудностей обще-ния статистически значимое преобладание степени оценки того или иного фактора в общей структуре трудностей, ученая выявила следующие типы структур: «социально-перцептивный - условия общения»; «экспрессивно-речевой - социально-перцептивный»; «формы обращения - условия обще-ния»; «социально-перцептивный - отношения-обращение» и др.
 Выделенные типы структур психологических трудностей общения свидетельствуют о существовании определенных типов личностей как субъ-ектов общения.
 В.А. Лабунская фактически показала, что общение по-разному дефор-мируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится и эгоцентризм. Из-за крайне сильной центрирован-ности на себе - своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях - индивид оказывается неспособным изменить исходную познавательную пер-спективу по отношению к другому субъекту, его мнению и представлению. Эгоцентрическая направленность личности, как показала Т.И. Пашукова, проявляется не только в познавательном, но и в эмоциональном и поведенче-ских планах.
 В познавательном плане эгоцентризм связан с приверженностью к из-вестному способу решения проблем, к своему приему рассуждений и доказа-тельств, а это приводит к неспособности человека изменить познавательную перспективу, взглянуть иными глазами на других людей.
 В эмоциональном плане он вызывается обращенностью к своим чувст-вам и нечувствительностью к переживаниям других людей. Диагностировать его можно по низкой степени эмпатии и неадекватности эмоционального то-на во взаимодействии.
 В поведенческом плане эгоцентризм проявляется в виде нескоордини-рованности действий с партнером.
 Т.Н. Пашукова с помощью эгоцентрического проективного теста Т. Сцустровой выявила два типа эгоцентрической направленности: эгоцентризм как стремление рассуждать со своей точки зрения эгоизм как тенденция го-ворить о себе.
  Т.В. Ивановой установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сензитивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее в следствии своей исключительной робости и застенчивости. Вначале они производят впечатление крайне сдержанных, холодных, ско-ванных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровне анализа у этой группы обследуемых Т.В. Ивановой были обнаруже-ны: повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость высокий самоконтроль поведения, экстернальность.
Третий уровень анализа составил особенности образа «Я» и самооценки у этой категории лиц. У них был отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При опросах они говорили о своей замкнутости, интерверти-рованности, застенчивости, зависимости, конформности.
 Образ «Я» лиц этой группы включал такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Свой образ представлялся им пассисным, простым. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» к изменениям такое строение образа «Я» приводит к тому, что субъект становится закрытым для воспитания нового опыта, который мог бы изме-нить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэф-фективные формы коммуникативной деятельности.
 В.Н. Петровский (Ростов-на-Дону) психологически тонко раскрыл специфические трудности общения с лицами, у которых ярко выражена тре-вожность. Он показал, что тревожность, возникшая вследствие «нецелостно-сти», «безобразности», «слабости» «Я» или диерархизации мотивационной системы индивида, может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля его коммуникативной активности.
 «Не находя себя в себе», «тревожный» пытается «найти себя вовне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительным, а где и инициируя их проявление.
 Специфика активности «тревожного» состоит в предпочтении или инициации им форм деятельности и общения, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятность содержания оценок, мнений о нем. При этом общение такого человека может оказаться насыщенным противоречивыми выразительными формами и характеристиками его активности, в своей сово-купности «транслирующими тревожность на собеседника», «размывающи-ми» внешнее выразительное поведение «тревожного», а в конечном счете за-трудняющими общение с ним. Это, в частности:
- инициирование «тревожным» оценок и одобрения окружающих посредст-вом подчеркивания своей «вины» (в шутливо-иронической форме), «досто-инств» на фоне неуверенности в себе;
- вызывающая, бравирующая искусственность внешнего выразительного по-ведения, призванного демонстрировать уверенность «тревожного» в себе, но, по существу, скрывающего нужду в положительной оценке его окружающи-ми, и нередко воспринимаемая ими как претенциозность, амбиция;
- снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок активности «тревожного» или не позволяет ему такие оценки инициировать у окружаю-щих, к которым он может одновременно проявлять рефлексивное внимание, принимающее иногда грубые формы лести.
 Еще одну трудность, относящуюся к рассматриваемому виду, анализи-рует В.Н.Куницина - это застенчивость, которая представляет собой лично-стное свойство, возникающее в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и психологического напряженья и психологического диском-форта.
 При этом застенчивые по своим личностным и коммуникативным свойствам не являются однородной группой. Среди них выделены неадапти-рованные (особо застенчивые и шизоидные личности) и адаптированные (за-стенчивые).
 К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся, кроме за-стенчивости, аутистичность, отчужденность, одиночество, чрезмерная сензи-тивность, истероидность, невротизация. Невротизированные люди и лица с низкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся.
 Природа и содержание трудностей общения, испытываемых застенчи-выми, аутистичными, глубоко невротизированными и неадаптированными лицами, утверждает далее Куницина, имеет некоторые общие черты, что по-зволяет говорить о синдроме трудностей.
 Освещая индивидуально-психологические различия между людьми по параметру испытываемых ими трудностей в общении, можно предложить типологию, конечно, очень условную и нуждающуюся в дальнейшем разви-тии и доработке: 1) глобальны или парциальны для личности трудности в общении; 2) по отношению к какому контингенту в окружении личности оно испытываются; 3) при обсуждении проблематики какого содержания они выступают наиболее сильно; 4) вид нарушения; 5) их ситуативность или ус-тойчивость; 6) глубина нарушений; 7) источники и причины, вызывающие у личности трудности в общении.
 Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций медицинской психологии. Так, еще В.Н. Мясищев, опираясь на свой богатейший клиниче-ский опыт, говорил, что в основе развития невроза лежит непродуктивное разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов, которые про-являются в психологических трудностях общения.
 Ряд исследователей с помощью личностных методик рассмотрели осо-бенности мотивации деятельности и поведения, которые могут затруднять общение у больных неврозами. У последних было обнаружено наличие про-тивоположно направленных тенденций и мотивов поведения: сильные сим-биотические тенденции могут сопровождаться трудностями при реализации, например, в контактах со значимыми людьми из-за страха, что они не полу-чатся, замкнутости, дистанцирования. Выявлено, с одной стороны, ожидание внимания, с другой боязнь холодности со стороны значимых других; с одной - стремление к общению, с другой - чрезмерно высокие требования к партне-ру («не отвечает идеалу»). Этим же исследованием подтверждено, что если при психостении трудности общения осознаются и переживаются пациен-том, то при истерии явная неадекватность общения не осознается, игнориру-ется и субъективно может не переживаться. Клинический рисунок общения пациентов, страдающих этими двумя формами неврозов, оценивается как противоположный, а психологический анализ вскрывает общность противо-речивых мотивов.
 Особую форму трудностей при общении с окружающими испытывают лица, страдающие легоневрозами. в нашей лаборатории их с успехом иссле-дует и снимает Ю.Б. Некрасова. Своей многолетней работой с пациентами она убедительно показала, что у каждого их них свой комплекс неполноцен-ности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности легоневротика к другим сторонам его бытия. Возвращая с помощью уникальной методики нормальную речь, Ю.Б. Некрасова выводит на новый высокий уровень раз-вития личность бывшего легоневротика, и у него капитально реконструиру-ется отношение к самому себе, изменяется на положительное и отношение к другим людям, а общение с ними начинает проходить, как правило, на фоне стенических чувств.

Глава 2. Психологические трудности общения и пути их преодоления.
2.1. Измерение степени одиночества.
Воспользуемся методикой Д. Рассела.
 Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:
№ п/п Состояние Никогда Редко Иногда Часто
1. Я чувствую, что нахожусь в ладу с окру-жающими меня людьми. 1 2 3 4
2. Я испытываю недостаток в дружеском об-щении. 1 2 3 4
3. Нет никого, к кому бы я мог обратиться. 1 2 3 4
4. Я не чувствую себя одиноким. 1 2 3 4
5. Я ощущаю себя частью группы друзей. 1 2 3 4
6. У меня много общего с окружающими людьми. 1 2 3 4
7. Я замкнут в себе. 1 2 3 4
8. Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей. 1 2 3 4
9. Я – человек, легко приближающийся к лю-дям. 1 2 3 4
10. Есть люди, к которым я испытываю глубо-кие чувства. 1 2 3 4
11. Я чувствую себя покинутым. 1 2 3 4
12. Мои социальные связи неглубоки. 1 2 3 4
13. Никто не знает меня по-настоящему. 1 2 3 4
14. Я чувствую себя изолированным от других людей. 1 2 3 4
15. Я могу найти друзей, как только 1 2 3 4
16. Есть люди, которые по-настоящему пони-мают меня. 1 2 3 4
17. Я несчастен от того, что так отдален от лю-дей. 1 2 3 4
18. Люди вокруг меня, но не со мной. 1 2 3 4
19. Есть люди, с которыми я  могу поговорить. 1 2 3 4
20. Есть люди, к которым я могу обратиться. 1 2 3 4
Подсчитайте сумму баллов на вопросы 2, 3, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18. В ответах на вопросы 1, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 19, 20 произведите перестановку в обратном порядке (1-4, 2-3, 3-2, 4-1).
Те, кто набрал меньше 22 баллов, могут считать себя людьми с очень низкой степенью одиночества. От 22 до 32 – низкая степень. От 32 до 52 – средняя степень одиночества. От 52 до 62 – высокая степень одиночества, а те, кто набрал более 62 баллов, считаются людьми с очень высокой степенью одиночества.
 

2.2. Как жить в одиночестве?
 Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука (нетер-пение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничи-жение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемно-сти, застенчивость). Одинокий человек как бы гласит: «Я беспомощен и не-счастен, полюбите меня, приласкайте меня». На фоне сильного желания та-кого общения возникает явление «психического моратория» (термин Э. Эриксона):
- возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше от-срочить приобретение взрослого статуса;
- смутное, но устойчивое состояние тревоги;
- чувство изоляции и опустошенности;
- постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что что-то случится, эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится;
- страх перед интимным общением и неспособность эмоционально воздей-ствовать на лиц другого пола;
- враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ролей;
- презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего ино-странного (хорошо там, где нас нет).
Чаще всего реакцию на одиночество можно определить как «печальную пассивность» (К. Рубинстайн и Ф. Шейвер). Что это за реакция? Поплакать, поспать, ничего не делать, поесть, посмотреть телевизор, напиться или «от-ключиться», лежать на диване и размышлять, фантазировать. Конечно, такие способы лишь усугубляют одиночество.
 Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться лю-бимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэ-кономленные деньги.
Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действи-тельности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т. д.). Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. По-думать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство и т.д.). Сказать себе, что большинство людей бывают одинокими и в тот или иной момент времени. Отвлечься от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможной пользе испытанного вами одиночества (сказать себе, что вы научились быть уверенным в себе, поняли свои новые цели отношений с обществом, друзья-ми, любимыми – с теми, с кем произошел разрыв отношений).
Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Попытайтесь быть более дружелюбным с другими людьми (скажем, приложите усилия к тому, чтобы заговорить с родителями, одноклассниками). Сделайте что-нибудь полезное для кого-то (помогите однокласснику выполнить домашнее задание, добровольно возьмитесь выполнять общественное поручение и т.д.). Попытайтесь найти новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на диспут, на дискуссию, на вечер и т. д.). Предпримите что-нибудь, что сделает вас более привлекательным для других (перемените прическу, купите или сшейте новую одежду, перейдите на диету, займитесь физкультурой). Сделайте что-нибудь для улучшения своих социальных на-выков (научитесь танцевать, научитесь быть более уверенным в себе, овла-дейте психорегуляцией, выполните все упражнения в книге и т. д.).
Используя эти способы, вы преодолеете одну из самых опасных качеств «психологического моратория» – поиск негативной идентичности («хочу стать ничем», тенденция к самоубийству).

2.3. Преодоление одиночества путем тренинга.
 После рассмотрения трудностей общения естественно поставить во-прос о путях их предотвращения и средствах коррекции.
 Стержневой проблемой в этом направлении является создание проду-манной системы формирования и развития гуманистического по своим ха-рактеристикам коммуникативного ядра в личности на всех ступенях ее онто-генеза. А это предполагает постоянное внимание к развитию у индивида до высокого уровня способностей к познанию другого человека и самопозна-нию, отношения к другому как к высшей ценности и умения творчески стро-ить непосредственное общение с ним. Чтобы у человека действительно не возникли непреодолимые трудности в общении, мало одного успешного ус-воения той технологии общения, о которой пишет Д. Карнеги. Еще  необхо-димо, чтобы за этой технологией стояло действительно глубоко гуманное содержание той личности, которая ею активно пользуется.
 Поэтому сейчас необходима такая коррекция гуманитаризации образо-вания и воспитания, которая готовила бы учащихся как субъектов и объектов общения, не вызывая у них больших психологических трудностей.
 Нуждается в расширении, а там, где ее нет, и в организации специаль-ная служба помощи людям, испытывающим психологические трудности в общении на работе, в учебной группе, в общежитии т.д.
 Коррекция общения должна строиться на основе одновременной диаг-ностики трудностей в его мотивации, потому что, изменяя только внешнюю оперциональную сторону общения и не раскрывая глубинных причин за-труднения и их устранения, невозможно гармонизировать человеческое взаимодействие.
 Подготовка к общению должна разворачиваться на основе индивиду-ально-групповых программ обучения, учитывающих центральную проблему общения не только для группы, но и для каждого их ее участников. Про-грамма обучения должна носить подвижный характер, изменяться в соответ-ствии с развитием личности как субъекта общения и появления новых труд-ностей.
 Создание дифференцированных программ индивидуально-групповой работы предполагает решение ряда задач и, прежде всего, определение «по-ля» психологических трудностей общения участников обучения. Наряду с названной задачей необходимо изучить особенности оценки трудностей об-щения, по крайней мере, в двух аспектах: оценка и определение трудностей, которые испытывает сам субъект, и оценка трудностей, возникающих из-за партнера. И, наконец, должен быть выделен комплекс устойчиво повторяю-щихся трудностей в ситуации изменения статусно-ролевых характеристик партнера.
 Коррекционную работу, нацеленную на оптимизацию общения, следу-ет строить с учетом возраста, вида труда, пола, индивидуальных особенно-стей и спецификации социализации. В школьном возрасте бывает достаточ-но обучения внимательно выслушивать товарища или взрослого, адекватно понимать переживания и мотивы поступков людей, старательно следя за их невербальным поведением. В отношении же взрослых необходимо исполь-зовать приемы изменения базовых специальных установок их личности или ценностных ориентацией.
 Работа должна быть направлена не столько на отработку необходимых навыков общения, тренировку экспрессивно-речевых умений, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с ним самооценки пре-одоление внутренних конфликтов, активизацию самосознания. Наиболее эффективным для таких людей является обучения самоанализу как средству, способствующему саморазвитию, а также групповой социально-психологический тренинг, повышающий готовность к принятию себя и дру-гих в общение.
 Специалистами осуществлена систематизация отдельных техник соци-ально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге преимущест-венно имеет смысл использовать ролевую игру, в психокоррекционном - в основном групповую дискуссию.
 Ролевая игра может:
- осуществлять поиски эффективных форм взаимодействия в рамках коопе-рации, демонстрировать недостатки уже имеющихся стереотипов поведения;
- закреплять ведущие к успеху модели поведения, цель которых - психологи-чески нормальные контакты с другими людьми;
- экстериоризировать содержание проблемы и противоречия межличностных и внутриличностных отношений определенного человека (психо- исоциод-рама). То есть она может быть средством деинтеграции, средством интегра-ции, в качестве дополнения входить в другие методы.
 Групповая дискуссия может:
- экстериорезировать содержание проблемы и противоречия личностных от-ношений определенной персоны;
- осуществлять поиск эффективных форм взаимодействия в рамках коопера-ции;
- подавать обратную связь относительно поведения в ролевой игре.
 То есть она может быть средством дезинтеграции, средством интегра-ции, в качестве дополнения входить в другие методы.
 Психологические приемы инновационных игр дают в групповой дина-мике скачок эмпатии участников от выявления ролевых позиций каждого в первый день до самоорганизации группы к концу работы через развитие дей-ственного сопереживания партнеров в достижении целей совместной дея-тельности.
 Неся в себе общее в стратегии и тактике осуществления социально-психологического тренинга, этот вид психокоррекционной работы с людьми должен включать в себя и особенное, ориентированное на возраст, пол, про-фессию, и другие отличительные черты участников тренинговых групп. Так, вооружение педагогов элементами и приемами актерского и социально-психологического тренинга ускоряет их личностный рост, позволяет им осознавать коммуникативные свойства своей личности и грамотно пользо-ваться ими в общении с воспитанниками, гармонизирует их взаимоотноше-ния с окружающими людьми в целом.
 Е.В. Кузнецова разработана специально для педагогов комплексную программу, предполагающую осознание важнейших особенностей индиви-дуально экспрессивного репертуара, устойчивых невербальных паттернов, которые по тем или иным причинам могут затруднять профессиональное общение, а также самосовершенствования экспрессии и форм невербальной интеракции.
 В программу включены приемы и упражнения, активизирующие на-правленное осознание различных форм невербальной активности, разви-вающие «чувства тела», специальные техники самомассажа для снятия на-пряжения в области «личностных зажимов», а также упражнения для совер-шенствования выразительных возможностей мимики, жестикуляции, голоса и др.
 Для осуществления коррекции разрешения педагогических конфлик-тов был предложен цикл занятий, сочетающих традиционные (тренинг, со-циально-ролевое проигрывание педагогических ситуаций, коррекционные педагогические игры и др.) методы обучения. Главная цель курса - ориенти-ровать учителя на личность воспитанника при разрешении конфликта, ви-деть смысл конфликта в том, чтобы дать учащемуся положительное «прира-щение» его личности.
 Кроме того, в процессе занятий формируется профессиональное мыш-ление учителя, адекватное позитивному разрешению конфликта. Необходи-мыми компонентами такого мышления являются способность осуществлять процесс проблематизации в конфликтной ситуации, выход в рефлексивную позицию и рефлексивное мышление, а также навыки диалогического обще-ния, обеспечивающие рефлексию конфликта и его разрешение.
 Комплексный инструментарий для осуществления коренной пере-стройки структуры личности педагога как объекта и субъекта общения и рез-кого увеличения у него запаса обобщенных умений, нужных для творчества при установлении контактов с людьми, представлен в работе Т.С. Яценко.
 В настоящее время широко практикуются различные формы социаль-но-психологического тренинга, цель которых обучение психологически гра-мотному общению родителей, руководителей различных рангов, актеров, спортсменов, лиц, страдающих различными формами неврозов и испыты-вающих трудности в общении.
 При этом специалисты единодушно отмечают, что особые преимуще-ства для диагностики и коррекции трудностей общения появляются в усло-виях активного социально-психолгического обучения и что новые возмож-ности для достижения указанных целей дает видеотреннинг, потому что его участники выходят в новое для них пространство - пространство «психиче-ской реальности». Последнее обстоятельство создает возможность для реа-лизации различных гуманитарных программ по развитию личности ведущи-ми тренинг специалистами. Правильно утверждает О.В. Суханова, что таким образом появляется возможность превращения видеотренинга из бихевио-рального в экзистенциальный.
 Одним из основных направлений работы по снятию психологических трудностей в общении является индивидуальное психологическое консуль-тирование.
 А.Ф. Копьев и Т.А. Флоренская уже много лет нарабатывают инстру-ментарий помощи личности, испытывающей различные психологические трудности в ее повседневной жизни, в том числе при общении. Главным дос-тижением этих поисков следует считать создание способов помощи через доверительное диалогическое общение людям, у которых не ладятся отно-шения с субъективно значимыми для них лицами, входящими в их окруже-ние. Бесценная изюминка, которую они наработали, - это филигранно отто-ченная методика усиления побуждений в мотивационной сфере личности, следование которым снимает конфликтность в ее отношениях с окружаю-щими, и одновременного торможения побуждений, которые до этого доми-нировали и мешали ей нормально общаться с людьми.
Следует отметить, что мы не ставили перед собой задачу исчерпывающе представить основную феноменологию психологических трудностей меж-личностного общения и раскрыть все субъективные причины, их вызываю-щие. Мы лишь крайне конспективно указали основные пути предотвращения и устранения этих трудностей. Конечно же, можно и нужно анализировать психологические трудности общения с позиций основных областей психоло-гической науки, но сейчас особенно важна разработка интегративного под-хода к их научному осмыслению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с пережи-ванием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («оди-нокая толпа», одинокие и далекие, как планеты во Вселенной, члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувству-ет тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторван-ность и лишение смысла мира («распалась связь времен» – помните Гамле-та?). Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, клипсов, причесок, выражения лиц, фраз, вкусов, оценок, стилей пове-дения, привычек, чувств, мыслей, желаний уничтожает нашу уникальность и неповторимость, стирает представление о себе как самоценности.
 А общение появляется при разнообразии. Два абсолютно одинаковых человека будут интересны друг другу, ведь общение создается как общность разнообразия. Один атом никогда не соединится в молекулу с подобным атомом. Чтобы появилась молекула, нужны валентности атомов, их разнооб-разие, тогда будет возможность для перехода электронов, для образования общих электронных полей. Так и общение людей появляется лишь при соот-ветствующей уникальности людей. И это многообразие различий создает че-ловеческую общность, спаянность и слияние людей. А казарменное едино-образие лишь маскирует полное равнодушие людей друг к другу (как жуки в банке или песчинки в куче песка). Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять нарастанию одиночества в современном мире.
 Необходимо различать одиночество как продукт «полной отчаяния» городской жизни и уединение как концентрацию человека на своих внутрен-них духовных проблемах, на защите своего «Я» от этого «полного отчая-ния». Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «Я», разомк-нуть сковывающие его рамки одиночества, создать общность с Другим. Соз-давая эту общность, Другой извлекает из меня сокровенное, интимное и тем самым углубляет меня, заставляет мое «Я» идти глубже, оставляя нашему общему «узлу», «ансамблю» отношений то, что было моим интимным, скры-тым от всех. Части моего «Я» теряют мою уникальность и становятся нашей уникальностью, превращаются в предмет совместного владения. А «Я» опять иду в свою глубину и ищу новую уникальность. В этом единство уникально-сти меня (и моего одиночества) и уникальности нас, создавших общность, подаривших друг другу в общее владение свои уникальные части (как атомы дарят друг другу свою валентность и становятся молекулой, так и люди  ста-новятся уникальной общностью, так как они подарили друг другу свою уни-кальность). А «мы», уникальные, в свою очередь дарим другим «мы» свою уникальность в общее владение и становимся общностью более высокого порядка… А то наше уникальное «мы» дарим другим «мы»…
 И так далее… До самого последнего «мы» – Человечество? Разум? Аб-солютная Идея?
 Одиночество – особая форма переживания и осознания самого себя, как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного не-нужного, бесприютного. Это раскол отношений и связей нас с внешним ми-ром. Расколоться может наше океаническое «Я» (появится космическое оди-ночество, потеря связей с Природой, Космосом, с Богом, Абсолютной идеей, своей судьбой, своими великими целями и т.д.). Расколоться может и «реф-лексивное «Я» (появится одиночество из-за отсутствия принадлежности к определенной культуре, к определенной эпохе, принципам, потеряется связь с традиционными ценностями и нормативами, на основании которых вы-страивалось представление о своем «Я»). Расколоться может наше «социаль-ное», межличностное «Я» (появится социальное одиночество, потеряется связь с определенным социальным положением, с определенной группой людей или отдельными людьми, с которыми были любовные, дружеские, супружеские, товарищеские отношения). Расколоться может и «Физическое «Я» (появится физическое одиночество, потеряется связь с определенными привычками, вещами, удобствами, физическими раздражителями).

Список использованной литературы.

1. А.А. Бодалев, Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 1996.
2. М.И. Станкин, Психология общения, курс лекций, М.:, МГСУ, 1996.
3.  Ю. Крижанская, В. Третьяков, Грамматика общения 2-е издание, М.:, «Смысл», Академический проект, 1999.
4. Л.К. Аверчнеко, Управление общением, Теория и практикумы для соци-ального работника, Учебное пособие, Москва-Новосибирск, 1999.
5. Словарь-справочник по социальной работе, под редакцией доктора исто-рических наук, профессора Е.И. Хлолостовой, М.: «Юристъ», 2000.
6. М. В. Зюзько, 5 шагов к себе, книга для учащихся, М.: «Просвещение», 1992.
7. Психология, словарь, издание 2-е, под общей ред. А.В. Петровского, М.: Издательство политической литературы, 1990.
8. Д. Карнеги, Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, Под об-щей ред. доктора психологических наук Зинченко В.П., М.: «Прогресс» – «Высшая школа», 1990.
9. М.А. Государев, Треугольный человек, М.: «Молодая гвардия, 1991.
10.  Ж. Годфруа, Что такое психология, в 2-х томах, том 2, Под общей ред. доктора психологических наук Г.Г. Аракелова, М.: « Мир», 1992.
11. Р.С. Немов, Психология: Учебник для студентов высших учебных заведе-ний, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 1999.
 

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов