Выдержки из произведения.
В полном объеме вы можете скачать текст в архиве
ZIP по ссылке расположенной выше
Эта книга посвящена
истории современной психологии - с конца XIX столетия, когда
психология стала самостоятельной, независимой дисциплиной, и до
наших дней. Не игнорируя
ранние философские школы мышления, мы сосредоточились на том, что
непосредственно связано
со становлением психологии как новой, отличной от других, области
исследования. Мы представля-
ем именно историю современной психологии, а не психологию и
философию, которые ей предше-
ствовали.
История психологии изложена здесь как история великих идей и научных
школ мышления. С
1879 года, формально положившего начало данной научной области,
психологии давали самые
разные определения - в зависимости от того, какие веяния
господствовали в то время в научной
сфере. Более всего нас интересуют та последовательность идей,
которая и определила предмет
изучения психологии, ее методы и цели.
Каждая из психологических школ рассматривается как течение,
вырастающее из исторического
контекста, а не как нечто независимое или изолированное. Этот
контекст включает нс только
интеллектуальный <дух времени> (Zeitgeist), но и социальные,
политические и экономические
факторы.
Хотя книга составлена с учетом позиций научных школ, оказавших
заметное влияние на
развитие психологии, мы понимаем, что любые определения, идеи и
подходы есть результат деятель-
ности конкретных людей - ученых и исследователей. Люди, а не
какие-то абстрактные силы,
пишут статьи, проводят исследования, готовят научные доклады и
передают свои знания новому
поколению психологов. Развитие и распространение того или иного
направления в психологии
становится возможным благодаря самоотверженному труду этих людей. Мы
повествуем о жизни
выдающихся деятелей психологии, которые стояли у истоков науки, не
забывая при этом, что на их
работу влияла не только эпоха, но и особенности личного жизненного
опыта.
Каждое направление в психологии рассматривается с точки зрения его
связи с предше-
ствующими и последующими научными идеями и открытиями. Мы поговорим
о том, как
развивались психологические школы - благодаря или вопреки
сложившемуся порядку, и как
формировались точки зрения, которые в конечном итоге привели к
коренным изменениям в
научных взглядах. Оглянувшись в прошлое, мы можем обнаружить некую
модель, преемствен-
ность развития.
В ходе подготовки шестого издания этого учебника - почти через 30
лет после выпуска
первого - мы многое добавили, многое вычеркнули и переработали, что
само по себе является
ярким доказательством динамического характера истории психологии.
Она не находится в завер-
шенном состоянии, а постоянно развивается. Идет напряженная
академическая работа, появляются
новые переводы, переоценивается роль значительных для истории
психологии фигур, анализируют-
ся возникающие проблемы, методы и теории.
Существенным дополнением к книге стала глава о проблемах пола и расы
в истории психо-
логии. Мы рассмотрим силы, которые ограничивали возможности женщин и
представителей этни-
ческих меньшинств получить высшее образование в области психологии и
работу по специальнос-
ти. Также мы расскажем о так называемой <политике идентичности> - то
есть об усилиях,
направленных на искоренение дискриминации в области психологии. На
протяжении всей книги
упоминаются имена женщин-психологов и темнокожих ученых, внесших
неоспоримый вклад в
науку.
Еще одной особенностью этого издания является включение новых тем и
дополнительного
материала, касающегося личной жизни видных психологов, - он
иллюстрирует воздействие их
жизненного опыта на последующее развитие ими идей.
Концепция машины как метафоры человеческих функций расширена: в нее
вошли не только
часы и автоматы, но и примеры из медицины и техники. Вычислительная
машина Бэббиджа
рассматривается как предтеча современного компьютера и первая
попытка скопировать познава-
тельные процессы человека: проводится параллель между концепцией
эволюции и развитием ма-
шин.
Главу, посвященную когнитивной психологии, мы дополнили обсуждением
метода интроспек-
ции, а также рассказом о том, как психологи вернулись к изучению
когнитивного подсознания и
сознания животных.
Материалы первоисточников, касающиеся структурализма, функционализма
и бихевиоризма,
существенно отредактированы с целью сделать их более доступными
современному читателю.
Статья о гештальт-психологии заменена отрывком из книги Келера
<Интеллект человекообразных
обезьян> (fnielligenzprufungenan an Menschenaffen), где описаны
эксперименты, в которых живот-
ные решают проблемы, используя специальные приспособления. Статья о
психоанализе взята из
первой лекции Фрейда, прочитанной им в 1909 году перед американской
аудиторией в университе-
те Кларка (в новом переводе Саула Розенцвейга). Во всех этих
материалах представлен ориги-
нальный текст изложения уникальных научных методов - таким образом,
мы получаем возмож-
ность узнать, что же изучали поколения студентов-психологов в
прошлом.
Новое издание дополнено фотографиями, таблицами и рисунками. Каждая
глава содержит
план, резюме, вопросы для обсуждения и снабженный аннотациями список
рекомендуемой литера-
туры. Определение выделенных в тексте важных терминов дается на
полях. Обстоятельные
примечания и указатели подготовлены Элиссой М. Льюис.
Хочется поблагодарить многих преподавателей и студентов за их ценные
предложения. Книгу
несомненно обогатили строгие и проницательные замечания выдающегося
историка психологии
Льюди Т. Бенджамина, Мл. из А & М университета, штат Техас. Мы
выражаем признательность
и другим рецензентам нового издания: Джеральду С. Клэку, Южный
университет, Новый Орлеан;
Стивену P. Коулману, Кливлендский университет; Кэтрин В. Хикман,
Стивенсу Колледжу, Колум-
бия, Миссури; Элиссе М. Льюис, Юго-Западный университет, Миссури; В.
Скотту Тэрри. универ-
ситет Северной Каролины в г. Шарлотте.
Редактор издательства <Harcourt Brace> Кэри Гэллоуэй всегда
поддерживала нас и вселяла
энтузиазм, ее профессионализм стал серьезным подспорьем в
совершенствовании наших идей.
Старший редактор проекта Анжела Вильяме обеспечила связи с
производственными подразделе-
ниями и оказывала всяческую поддержку в течение всего времени работы
над книгой, каждая
страница которой - свидетельство ее компетентности и научного
педантизма.
Авторы
Посвящается Руссу Наззаро,
который однажды давным-давно
спросил у нового ассистента профессора:
<А как бы вам хотелось преподавать
историю психологии?>
|
|