Как с помощью компьютерной программы
воздействовать на психику человека
(Аналитический обзор)
А.Патрушев
Е.Потапов
“В настоящую пору
так много вообще говорят о физической заразе при посредстве
contagium vivum, или физических микробах, что, на мой взгляд,
нелишне вспомнить и о contagium psychicum, приводящем к психической
заразе, микробы, которые хотя и невидимы под микроскопом, но тем не
менее, подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и
всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги,
газеты и пр., словом - где бы мы ни находились в окружающем нас
обществе, мы подвергаемся уже действию психических микробов и,
следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными”.
В.М. Бехтерев
Как же можно с
помощью компьютерной программы воздействовать на психику человека?
Цветовое
воздействие.
Проблемой воздействия
цвета на психику занимались и занимаются многие ученые. Например,
один из самых достоверных и распространенных тестов состояния
человека - тест Люшера. Испытуемому предлагают выбрать наиболее
приятный ему цвет из группы цветов, потом из оставшихся опять
предлагают выбрать самый приятный, и так далее. Обсчитывая
соответствующим образом результаты, делают вывод о
психоэмоциональном состоянии человека, о его физическом здоровье.
Тем же Люшером решена и обратная задача - предъявляя человеку цвета
по определенной программе, добиваются изменений его эмоционального и
физиологического состояний. Сейчас, наверное, уже всем известно, что
красный цвет возбуждает, может вызвать повышение кровяного давления,
а голубой цвет успокаивает (хотя это довольно упрощенное
представление, поскольку очень многое зависит от исходного состояния
человека и от направления взгляда). Таким образом, используя одно
только особое цветовое решение компьютерной игры, можно вызвать
определенное эмоциональное состояние играющего, и как следствие -
изменить его психофизиологическое состояние.
Звук.
“Цифровой” звук - это, как говорится, целая поэма для внушения. Всем
известны кассеты с настроями, текстами аутотренинга, текстами
психотерапевтов. Самое простое в нашем случае - это на фоне громкой
музыки передавать на малой громкости вербальную инструкцию для
подсознания - что и когда (или при каких условиях) надо сделать.
Естественно, можно управлять частотами и модуляциями, организуя по
необходимой вам схеме работу чужого мозга. С учетом модальностей -
это идеальная возможность воздействия на человека.
Изменение
скорости.
Кто из играющих на
компьютере читателей не испытывал на себе эффект изменения
мировосприятия, отойдя от машины, после того, как побегал по
лабиринтам и пострелял на "нормальной" скорости, а потом, по
какой-либо причине, - на замедленной или ускоренной? Мозг человека
менее всего предназначен для достижения конкретных результатов, а
настроен для того, чтобы придерживаться определенных направлений.
Поэтому незаметное, но выполняемое по определенной программе,
изменение скорости также может иметь сильный психофизиологический
отклик у пользователя.
Модальности
(термин из
нейро-лингвистического программирования - НЛП, обозначающий
сенсорные системы). Нейрофизиологами установлено, что направление
взгляда соответствует определенным сенсорным каналам. Иными словами,
по тому, куда направлен взгляд - вверх-влево, вправо-вниз,
влево-вниз и т.д., можно установить, какая система в данный момент
используется человеком для кодирования и оценки поступающей
информации и воспроизведения имеющейся. Зрительные и звуковые
воспоминания и фантазии, ощущения и эмоции - все это отражается
через движения глаз в строго определенных направлениях . Но также,
как можно увидеть, что именно задействовано в данный момент у
человека - зрение, слух или ощущения, так и размещая на экране в
нужном месте особые стимулы, можно непосредственно взаимодействовать
с определенным отделом мозга. Обобщенно - внизу находятся эмоции и
ощущения, по горизонтали - звуки, вверху - зрительные образы. Так,
если на приеме у зубного врача смотреть вверх, то ощущение боли
уменьшится, поскольку таким образом Вы заставляете мозг основные
ресурсы отдавать визуальной системе. Оказывается, дружеский совет -
"Держи выше нос!", - гораздо более буквален, чем можно было бы себе
представить. Таким образом, фактически почти ко всем отделам мозга
есть прямой или косвенный доступ через глаза.
Многочисленными
исследованиями методом электроэнцефалографии установлено, что
каждому виду транса (гипноз, медитация, молитва, ритмичные движения,
сновидения и т.д.) соответствует определенная картина распределения
и сочетания частот электрической активности по отделам мозга.
Организуя на экране в определенных местах различные стимулы, тем или
иным способом связанные с естественными ритмами мозга, или их
сочетания (цвета, мерцание света, команды и т.д.), добавляя,
синхронно, модулированный (или определенным образом сдвинутый по
частоте или по фазе) стереозвук (музыку, команды, розовый шум и
т.д.) , можно заставить человека погружаться в измененные состояния
сознания, значительно увеличивая эффект внушения.
|