17.Общее
представление о личности и ее развитии
Если обобщить некоторые определение
личности, то получиться 2 осн. значения. 1) л = своего рода ловкость
/ умелость. Здесь личность оценивается по эффективности, с которой
он добивается позитивных р-ций у разн. людей, в разн. обст. 2) это
понятие соотносится с тем наиболее ярким и явным впечателением,
которое человек произв. на окружающих.
Олпорт
выделил около 50 определений л.,
которые он разделил на неск. категорий. 1) биосоциальное = бытовое
определение л., где личность соотносится с социальной стимульной
ценностью индивида. Именно р-ция других определяет личность.
2)биофизическое. Личность связана исключительно с хар-ками или
св-вами субъекта. 3) определение - омнибус или личность через
перечисление. 4) акцент на интегрирующей / организующей ф-ции л. 5)
акцент на регулир. поведении ф-ции л. 5) акцент на уникальные /
индивидуальные аспекты поведения (что отличает 1 от 2). 6) личность
= сущность человека. Здесь личность соотноситься с наиболее
репрезентативной ч. индивида, не только в плане отличия от других,
но и показ. кем человек является на самом деле.
3 варианта объема понятия
личность
В современной психологии слово
«личность» используется в разном объеме. У каждого понятия есть
объем (заметил еще Аристотель) и содержание (признаки данного
объекта).
1 вариант.
Личность в широком смысле – всех трех субъектов объединяем вместе.
Личность – синоним понятия субъект. (Это – Рубинштейн; в личность
надо включать все – даже природные свойства.) В данном широком
понимании слово личность лучше заменить (понимать) как объект для
дифференциальной психологии. Здесь личность выступает как
индивидуальность. Индивидуальность – совокупность всех
психических черт, способов поведения субъекта, которые отличают его
от других. Личность – это индивидуальность в первом варианте его
объема. И субъект-исследователь не задается вопросом что есть
личность.
2-ой вариант: включает двух субъектов – только Б и В. А –
уже не личность. (Леонтьев). «Если социальные и культурные субъекты
– личность, природный – индивид, организм, представитель вида.
Индивид – природно, личность – социально». Альфред Адлер -
социальное понимание личности. Становление личности начинается с
чувства общности, социального чувства, которое связано с
необходимостью войти в общество и занять в нем полноценное место.
Желает попасть в Б. 3 препятствия для реализации социального
чувства: 1. физический дефект 2. авторитарное воспитание. 3.
излишняя эмоциональная опека. Компенсация комплекса неполноценности
имеет 2 варианта: негативный и позитивный. 1. негативный (стремление
к власти) и 2. позитивный (культурная компенсация сначала и потом
социальная). Т.о., Индивидуальность здесь – уникальность, созданная
мною, это – особое понимание характера, но здесь характер
формируется в связи с развитием личности. Наши достоинства –
преобразованные недостатки. 3-ий вариант (= личность в
точном смысле): Только культурный субъект – это личность; только
субъект, сам решающий свои проблемы и отвечающий за их решения.
Здесь он – социальный индивид. У Леонтьева - индивид и личность
различаются так: индивид присваивает опыт (как правило, не свой:
природы, сформированный в обществе), а личность – преобразует опыт
и, прежде всего, собственный.
Развитие личности.
Весь вопрос – расшифровка короткой
фразы: личность рождается дважды. 2 части: I. Личность в
общественной истории. (То, что мы сейчас именуем «личность» – не то,
что было раньше.) II. Личность в онтогенезе
(в индивидуальной...)
I.
Личность в общественной истории.
Историческая психология – создали историки, а не психологи. Мы
говорим только как психологи. Условно выделим два типа обществ: 1.
Традиционное общество (средневековая община, ремесленный цех;
первобытные общества (стали именовать вслед за Дюркгеймом)).
Вслушаемся в термин – первобытное – первое бытие, бытие в первый
раз. И тогда рядом с этим обществом поставим... При всем
многообразии наших проблем все они сводятся к двум – выбор профессии
и создание собственной семьи. В традиц. общ-ве у человека нет
такого выбора. В традиционном обществе личность есть в определенном
социальном сословии – шаманы, священники, учителя – они сохраняют
культуру. Личность – это социально-политический институт. Это –
особый слой хранителей культуры. Дюркгейм: отдельный человек
становится личностью лишь в социальном течении. Отдельный человек не
является личностью в принципе. . В первом рождении – личность внутри
социального индивида. Вывод: культурные нормы и социальные правила
совпадают. Это – социокультурная регуляция поведения. 2. Современное
общество. Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо» – учебник по второму
рождению личности. Первое – выскакивает из своей семьи. Он открывает
на собственном примере правило «Не убий». То, что туземцам, здесь,
на этом острове можно, ему – нельзя (убить подобного).
Выготский. Развитие
личности состоит из двух этапов : 1) развитие потребностно –
мотивационной сферой (первое рождение), 2) развитие самосознания
(второе рождение). (1) ребенок дошкольного возраста – “ребенок”.
Первое рождение личности. Возможность управления своим поведением
только внутри социального индивида. Ответственность за поступки
принадлежит взрослому. (2) младший школьник – “подросток”. Этот
человек готов к личностному развитию. Столкновение с проблемой,
которую нужно решить самостоятельно. Нет средств. Проблема точно не
определена. Освоение средств предполагает необходимость их
понимания. (3) взрослый – “взрослый”. Второе рождение личности.
Осуществление полностью в решении хотя бы одной проблемы. Имеет опыт
- может сам создавать средства. Природа (1), общество (2),
культура (3) в развитии личности. 1) природные черты - органические
предпосылки развития личности (способности, темперамент и т. п.).
Эти черты приобретают значение, когда человек входит в общество.
Природные черты - материал для постановки личностных проблем. 2)
Общество - необходимое условие. Это условия для постановки проблем.
Культура, культурные нормы - универсальные правила или принципы
решения проблем. Историко- и онтогенез личности: 1) историкогенез. 2
типа общества: (1) архаичное, традиционное и (2) современное. Между
ними разница как между средневековой общиной, в которой человек
полностью зависит от социального целого и обществом эпохи
Возрождения, где человек имеет возможность стать полностью
самостоятельным. Это 2 рождения личности. 2 глобальные проблемы,
которые всегда требуют выбора: выбор профессии и создание семьи. В
(1) такой выбор несамостоятелен, у человека нет на это права.
Человек присваивает положение, полученное им при рождении. Выбор
обеспечен тем, кто за него отвечает, кто сохраняет культуру,
отдельное сословие. Личность здесь - не отдельный человек, это
социально-политический институт (специальное сословие). Человек
становится личностью, когда входит в социальное целое. Личность -
социальный индивид. Это целое всегда противопоставляет себя кому-то.
Присвоить себе правила = противопоставить себя другим. Соотношение
общественных правил и культурных норм: социальное = культурное.
Самостоятельность человека всегда подкреплена помощью воспитателя.
Личностный поступок разделен между 2 людьми. Личность -
взаимодействие между людьми. За результат личностного поступка
отвечает воспитатель, он разделяет ответственность. В (2) у человека
возникает возможность собственного выбора, смены социальных позиций,
самостоятельного осуществления 2 главных выборов (“мещанин во
дворянстве”). Опора на собственные возможности и способности -
человек самостоятелен. Личность выходит за пределы социального
индивида.
Соотношение среды и наследственности.
Средовая концепция:
пришедший в мир человек «чистая доска», на которой среда рисует свои
узоры (честными и нечестными не рождаются, а становятся).Концепция
наследственности: развитие и поведение личности обусловлено
врожденными задатками (задатки могут прорасти в любых, даже
неблагоприятных условиях). Но все эти теории в основе своей имеют
механистический «линейный» детерминизм.
Взаимодействие среды и
наследственности. Теория конвергенции двух факторов
(В.Штерн). личность выступает как
продукт социальной среды, т.е. социального фактора, так и
наследственных предиспозиций, которые достаются человеку от
рождения, т.е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и
биологический фактор (диспозиции организма) приводят к возникновению
нового состояния личности. Но эта схема слишком абстрактна для
конкретных исследований (среда и наследственность были сложены
вместе, но реального механизма их конвергенции не было предложено).
Теория конфронтации двух факторов
(их противоборства).
З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг: идея конфликта между биологическим и
социальным. Два принципа душевной жизни: принцип стремление к
удовольствию и принцип реальности (конкретно конфронтация
проявляется в конфликте между культурой, обществом и влечениями
личности с внешней стороны и конфликт между Сверх-Я и Оно с
внутренней стороны). В итоге адаптация индивида.Двухфакторные
концепции – заставляют сделать вывод, что существуют два
изолированных мира – мир социальных норм, присущий некой типичной
личности в данной культуре, и психофизиологический мир индивида, от
индивидуальных естественных особенностей которого зависит в
незначительной степени адаптация к этим социальным нормам. Т.е. за
2-х факторной детерминацией развития личности стоит гомеостатическая
модель развития психики человека, выводящая любые проявления
активности организма в ходе эволюции из стремления к достижению
равновесия (теории З.Фрейда, Ж.Пиаже). Факты Ротенберга против
гомеостатической модели: снижение заболеваний во время экстремальных
ситуаций; возвращение к нормальной жизни – возрастание
заболеваний; психосоматические расстройства на гребне успеха.
II.
Личность в онтогенезе.
А. Н. Леонтьев. Периоды рождения личности: 1) кризис 3 лет.
Определенный поступок в неопределенной ситуации. Феномен “горькой
конфеты”. Соподчинение мотивов - образование иерархической
структуры. Ребенок существует как личность только вместе с взрослым,
внутри социального индивида. Ребенку не обязательно осознавать свои
поступки и мотивы, за его поступки отвечает взрослый. 2)
подростковый возраст 10 - 14 лет. У человека появляется возможность
действовать самостоятельно. Осознание мотивов: преобразование ядра
личности, изменение их структуры; 2 пути. Негативный путь: доказать
себе, что поступаешь правильно. Позитивный: решает быть как все, а
становится исключением, жизнь по культурным нормам. Истинная
личность: как все - исключение. Мнимая личность: наоборот.
Характеристики личности: 1) личностный поступок совершается в
неопределенной ситуации - творческий, 2) личность преобразует себя,
выходит за собственные пределы. Преобразование собственных
особенностей, привычек, представлений о мире, 3) личность
многогранна, множественна, но сохраняет целостность. Внутренний
диалог личности, обсуждение различных вариантов решения проблемы, 4)
личность существует только в развитии.
27.Понятие
потребности, мотива. Специфика потребностей человека
Потребность
- объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем,
обладающим предметным содержанием. Леонтьев: потребность - нужда.
Объем потребности - количество благ, необходимых для ее
удовлетворения. Разделяет постоянный и актуальный объем потребности.
С. Л. Рубинштейн: потребность должна
быть представлена психически. Ее отражение - эмоция. Эмоция -
отражение потребности, ее актуального состояния. Для естественных
потребностей: в случае дефицита - фрустрация - негативное
эмоциональное состояние, возникающее при невозможности удовлетворить
потребность, достичь поставленной цели. Связь между потребностью и
ее отражением может быть косвенной. Потребность выражается в
желаниях, стремлениях, которые искажены по отношению к своему
источнику. Потребность - объективная необходимость во внешнем благе,
имеющая определенный объем и представленная психически.
Потребность в своем развитии имеет 2
качественных фазы: 1) предмет еще не определен, 2) опредмечивание
потребности - появление мотива и деятельности.
До. |
После. |
общая ненаправленная
активность субъекта. Немотивированная деятельность. |
Активность субъекта обретает
направление, задаваемое предметом. |
широкий спектр возможных благ.
Ключевые свойства = ключевые раздражители. |
Резкое сужение возможных благ. |
фрустрация. |
Всплеск эмоций, эмоциональное
закрепление. |
То, что направляет деятельность -
предмет потребности. Мотив - предмет потребности,
направляющий деятельность. Мотив - то, ради чего осуществляется
деятельность. Основные функции мотива: 1) связь мотива и потребности
- мотив как ее предмет, который передает ей свою побуждающую силу.
Функция - побуждение. 2) действие - процесс, мотив и цель которого
не совпадают. Смысл - отношение мотива к цели. Функция -
смыслообразование. Мотив придает смысл конкретным целям.
Эмоция
- психическое представление мотива в его отношении к целям,
результатам. Эмоция имеет смысл. Соотношение мотива и смысла: мотив
выполняет свою функцию даже тогда, когда не осознается. Мотивы, в
принципе, не осознаются. Осознанный мотив - цель. Могут осознаваться
верно или неверно (мотивировка). Если не осознается, то представлен
в сознании через смысл, который открывается через эмоции и т. д.
Мотивы делятся на ведущие и подчиненные. Ведущие придают
деятельности личностный смысл.
Как исследовать структуру мотива?
(1) Выделить исходные (базовые) уровни и производные от них.
Базовая мотивация - врожденная мотивация. Потребности: первичные
(драйв), связанные с бионуждой, и вторичные, образованные путем
обуславливания. Любые мотивы могут быть сведены к первичным драйвам.
Установить основу, к которой можно свести все многообразие
мотивационной сферы. Психоанализ: мотивационные конфликты или
амбивалентное побуждение. Узловые потребности - условие
удовлетворения других. (2) выделение базовой мотивации. Ситуативная
мотивация. К. Левин: рассматривал субъекта и его мотив в
конкретной ситуации. Квазипотребность - потребность в достижении
поставленной цели, выраженная намерениями. Окружающие предметы
начинают обладать валентностью. Предметы - это мотивы.
Квазипотребность создает напряжение, которое должно быть разряжено.
(3) гуманистическая психология. Олпорт, Маслоу, Роджерс:
различение по способу удовлетворения потребностей. Существуют
потребности высокого уровня, которые не подчиняются снятию
напряжения. Потребность в развитии: источник развития - стремление к
противоречию. Пирамида потребностей по Маслоу: Потребность в само
актуализации - Эстетические потребности (чувства порядка, гармонии)
- Познавательные потребности - Потребность в принятии, признании
социальным целым (самоуважение) - Потребность в принадлежности
социальному целому - Потребность в безопасности - Физиологические
нужды. Появление нового уровня должно предваряться удовлетворением
предыдущего уровня.
Специфика потребностей человека:
1) (тупиковое направление) поиск по содержанию потребности. У
потребности в общении существуют филогенетические предпосылки.
Специфические потребности - лишенные биологического смысла, поэтому
специфические потребности человека - приводящие к саморазрушению. 2)
по способу удовлетворения. С помощью средств. Процесс
распредмечивания потребности: нет благ - фрустрация - спектр
возможных благ. Потребности человека существуют на 3 уровнях: 1)
природный, 2) социальный, 3) культурный.
|