Л.И. Божович
ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ
Божович Л.И. Проблемы
формирования личности.
/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж: 1995.
С.157–162.
Рассматривая исследования
потребностей и мотивов, проводившиеся нашей лабораторией
в последние годы, нам хотелось бы, прежде всего,
остановиться на анализе психологического механизма
развития, происходящего внутри одной и той же
потребности, и превращения ее в качественно новые формы.
Вскрытие такого механизма является тем более важным, что
он приближает нас к решению основной теоретической
проблемы, а именно проблемы возникновения специфически
человеческих побудителей поведения, так называемых
духовных потребностей.
Рассматривая развитие
учебных интересов ребенка и переход их в интересы
познавательные, мы попытались найти корни этой сложной
специфически человеческой потребности. Анализ поведения
детей в младенческом возрасте позволяет выдвинуть
положение, что у детей при переходе их от периода
новорожденностн к младенческому возрасту возникает
особая потребность, а именно потребность в новых
впечатлениях.
Она выражается в
появлении у детей зрительного сосредо-точения, которое в
свою очередь изменяет все их поведение и характер их
эмоциональных переживаний.
М.Ю. Кистяковская
[1] на основании длительных клинических наблюдений
утверждает, что зрительные впечатления, начиная с
трех-пятинедельного возраста, действуют на ребенка
успокаивающе. Если ребенок этого возраста плачет, его
можно успокоить, перенеся с кровати, например, на стол.
Очутившись в другом, иногда лучше освещенном месте,
ребенок начинает переводить глаза с одного предмета на
другой и уже больше не кричит, а лежит тихо и спокойно.
У ребенка с полутора-двух месяцев можно поддерживать
спокойное бодрствование, не меняя места его пребывания,
а только привлекая его взгляд к ярким, красочным или
блестящим предметам, помещенным на удобную для
рассматривания высоту. Когда ребенок перестает смотреть
на игрушку, он нередко начинает плакать, однако стоит
только вновь привлечь его взгляд к этой же или другой
игрушке, как он опять успокаивается и длительно,
сосредоточенно смотрит на нее. Согласно наблюдениям М.Ю.
Кистяковской, под влиянием зрительных воздействий у
ребенка впервые возникает радостное чувство. Он его
проявляет при виде красочных, блестящих предметов, но
больше всего, когда он смотрит в лицо и прислушивается к
голосу разговаривающего с ним взрослого. По-видимому,
человеческое лицо представляет для него наиболее сильный
комплексный раздражитель.
В настоящее время
накоплен уже достаточно большой фактический материал,
свидетельствующий о том, что положительные эмоции у
младенцев возникают и развиваются лишь под влиянием
удовлетворения потребности во внешних впечатлениях.
Удовлетворение же собственно биологических потребностей
— в пище, кислороде и пр. — приводит лишь к успокоению
ребенка, к состоянию удовлетворенности, но не вызывает
радостных эмоций.
Н.М. Щелованов
[3] утверждает, что отсутствие впечатлений даже у
вполне здорового, сытого, хорошо ухоженного ребенка
вызывает крик, который прекращается лишь вместе с
появлением новых впечатлений. И наоборот, если дети
начинают плакать под влиянием боли или голода, то очень
часто, если боль и голод не достигли слишком большой
интенсивности, плач можно затормозить, показывая ребенку
яркие, блестящие игрушки.
Значение потребности
детей в новых впечатлениях Н.М. Щелованов раскрывает
следующим образом. Известно, что нервно-психическая
деятельность и поведение детей, в частности, например,
развитие их движений, не являются результатом только
органического созревания нервной системы. Для того чтобы
обеспечить нормальное нервно-психическое развитие
ребенка, мало озаботиться только его питанием и
правильным гигиеническим уходом, надо дать ему
необходимое воспитание. Воспитание в раннем детстве
определяется системой воздействий, вызывающих
определенные реакции детей и организующих их
нервно-психическую деятельность. Н.М. Щелованов
рассказывает, как «дефицит воспитания» даже при самом
тщательном питании детей и уходе за ними приводит к
задержке их развития в двигательном, умственном и даже
физическом отношении. Он утверждает, что при «дефиците
воспитания» резко возрастает детская смертность.
По-видимому, потребность в новых впечатлениях
порождается включением в жизнедеятельность ребенка коры
головного мозга. Это делает понятным возникновение такой
потребности. Ведь к моменту, когда кора головного мозга
вступает в действие, она еще не закончила своего
формирования ни в структурном (морфологическом), ни тем
более в функциональном отношении. Известно также, что
полноценное развитие органа, а тем более такого сложного
органа, как полушария головного мозга, возможно лишь в
результате его функционирования. Поэтому мозг нуждается
в раздражителях, вызывающих его деятельность и тем самым
обеспечивающих его морфологическое и функциональное
развитие. Р. Я. Лехтман-Абрамович утверждает даже, что
удовлетворение потребности во внешних впечатлениях
«...так же необходимо для центральной нервной системы,
для ее функционирования, как и удовлетворение
потребности во сне и прочих органических потребностей
ребенка» ([2], стр. 6). Правда, мысль о том,
что потребность во внешних впечатлениях является основой
психического развития, специфического именно для
человека, может быть оспорена аргументом, что наличие
внешних раздражителей необходимо для развития и нервной
системы животных. Однако здесь следует отметить, что для
развития нервной системы животных достаточно тех
раздражителей, которые они получают в естественных
условиях своей жизни; что же касается коры головного
мозга ребенка, то она уже с момента рождения
представляет собой орган такой степени сложности, при
которой он для своего развития нуждается в специальной
организации раздражителей со стороны взрослого человека
и в постоянном их усложнении.
Таким образом,
потребность в новых впечатлениях первоначально является
чисто органической потребностью, но очень скоро (скорее,
чем другие органические потребности) она начинает
приобретать некоторые специфические особенности,
характерные для духовных потребностей человека.
Во-первых,
удовлетворение этой потребности, вызывавшее сначала
только ускорение развития (так же как удовлетворение
других органических потребностей), затем начинает
сопровождаться ярко выраженными положительными эмоциями.
А это значит, что здесь имеет место стремление к
достижению, а не стремление к избавлению от чего-то, что
мешает нормальному существованию организма. Таким
образом, в противоположность наиболее распространенным
концепциям, в которых основной движущей силой
психического развития ребенка признается состояние
неудовлетворенности, беспокойства, страха и даже
фрустрации, наличие потребности во внешних впечатлениях
позволяет понять это развитие как результат активности
ребенка, связанной с положительными переживаниями. Иначе
говоря, движущей силой выступает не слабость ребенка
перед окружающей средой, не стремление лишь
приспособиться к ней, а напротив, стремление познать
действительность и овладеть ею.
Во-вторых, потребность
в новых впечатлениях становится как бы ненасыщаемой: чем
больше ребенок получает впечатлений, тем в большей
степени у него проявляются реакция сосредоточения и
положительные эмоции. То и другое снимается только
утомлением.
Как же можно понять
возникновение указанных особеннос-тей в развитии этой, в
своем генезе, органической потребности?
Мы предлагаем для
этого следующую гипотезу. Многие наблюдения (и в
частности те, которые были сделаны Н.М. Щеловановым,
М.Ю. Кистяковской и др., уже излагавшиеся нами)
показывают, что ребенок при удовлетворении потребности
испытывает не только состояние довольства и успокоения,
но при каких-то, пока еще не достаточно изученных
условиях и сильные положительные эмоции. По-видимому,
эти эмоциональные переживания связаны с поиском
удовлетворения потребности и с самим процессом ее
удовлетворения. Стремясь продолжить, оживить или усилить
эти переживания, ребенок (да и взрослый человек)
начинает либо совершенствовать предмет ее
удовлетворения, либо искать новые способы этого
удовлетворения. По существу именно здесь возникает
качественно новая форма потребности (ее психическая
форма), когда человека побуждает к действию не нужда в
чем-либо, не недостаток, а стремление к новому
переживанию — к овладению, к достижению. Так, в процессе
удовлетворения почти любой первичной органической
потребности у человека возникает новая психическая ее
форма. Человек не просто хочет быть сытым, он хочет
получить от еды удовольст-вие, в связи с этим он
совершенствует продукты питания, определенным образом
обставляет его процесс. Таким образом, психические,
духовные потребности становятся ненасыщаемыми,
приобретают возможность самодвижения. Правда, в тех
случаях, когда такое самодвижение приобретают
примитивные потребности, это самодвижение ведет не к
прогрессу данных потребностей, а к их извращению, что
может принести значительный вред человеку. Примером
этого может служить возникновение и развитие гурманства,
половые извращения, а также разного вида наркомании.
В 1971 г. в
психиатрической клинике под руководством Б. В. Зейгарник
было проведено исследование того процесса, который
приводит к возникновению алкоголизма. На основе
тщательного анализа истории болезни целого ряда
алкоголиков было установлено, что первоначально все эти
люди прибегали к вину исключительно ради того, чтобы
пережить то состояние подъема, внутренней свободы,
ощущение своей силы, которые возникают при опьянении.
Поэтому чаще всего пристрастие к вину возникало у людей,
страдающих чувством неполноценности, неудачников или
людей, не удовлетворенных своей жизнью. Однако
постепенно они все чаще и чаще прибегали к алкоголю, с
каждым разом увеличивали его дозы. Последнее в свою
очередь влияло на организм больного, рождая у него
совершенно новую органическую потребность в алкоголе.
Возникновение же
самодвижения потребностей высокого духовного порядка,
например, потребности в познании, в искусстве, в
творчестве, в достижении моральных и общественных
ценностей, необходимо для полноценного формирования
личности человека. Более того, отсутствие роста этих
потребностей, обеспечивающих активное функционирование
человеческих способностей, обязательно ведет сначала к
застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при
развитии духовных потребностей человека будет решена
проблема внутренней стимуляции его активности и
непрекращающегося совершенствования его личности.
Литература
1. Кистяковская М.Ю.
О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка
первых месяцев жизни. «Вопросы психологии», 1965, 2.
2. Лехтман-Абрамович
Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с
предметами в раннем детстве. М., Медгиз, 1949.
3. Щелованов Н.М.
Ясли и дома ребенка. Задачи воспитания. Гл. 1.
«Воспитание детей раннего возраста в детских
учреждениях». М., Медгиз, 1960.
|