МОЗГ И ПОВЕДЕНИЕ:
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ
Н.Е.Клименко
Вероятно, первая мысль, которая
приходит в голову при рассмотрении
вопросов, связанных с изучением мозга,
- это мысль о сложности
последнего. Но сложность и простота -
взаимосвязанные понятия: в
разрывах сложности видна глубинная
простота, а простота нередко
скрывает исключительную сложность.
Специалисты по системному ана-
лизу приложили немало усилий для
перевода понятия сложности из
области научного фольклора в область
развивающейся теории'. Слож-
ность систем изучается прежде всего
для создания методов, с помощью
которых она может быть снижена до
приемлемого уровня. <Снизить
сложность> - это значит выделить
главное, отобрать ограниченное (и
обычно довольно малое) число
характеристик, наилучшим образом опи-
сывающих данный объект. Мы согласны с
Р.Акоффом и М.Сасиени в том,
что, как правило, степень понимания
явления обратно пропорциональна
числу переменных, фигурирующих в его
описании^
Применительно к мозгу представляют
интерес несколько аспектов
сложности.
1. Запрет декомпозиции, согласно
которому нельзя <хирургически>
расчленять сложность, ибо декомпозиция
системы на отдельные подога-
темы необратимо нарушает ее внутреннюю
динамику. В этом плане
сложность мозга не принадлежит
собственно мозгу, она включает более
широкие взаимосвязи:
психовегетативные, психосоматические, поведен-
ческие. Вопрос этот настолько важен,
что имеет смысл остановиться на
нем подробнее.
Когда Дж.Клир, один из крупнейших
теоретиков по системологии,
высказывает убежденность в том, что
<...некоторые способности челове-
ческого мозга никогда не будут понятны
до конца>\ с ним можно
соглашаться или не соглашаться. Но в
любом случае необходимо учиты-
вать существенную разницу между
знанием и пониманием принципов
работы мозга. Понимание - не просто
информация о каких-то процессах
или состояниях. Чтобы понять какую-то
вещь, следует выяснить ее
взаимосвязи с более широким
множеством, ибо понимание всегда есть
понимание меньшей проблемы в отношении
к большей проблеме. Отсюда
понимание мозга требует соотнесения
его с системой более высокого
эпистемологического ранга. И такой
системой является сам человек, его
поведение, его психосоматическая
организация.
Запрет декомпозиции показывает
неадекватность представлений о
мозге как об исходной системе. Мозг -
часть живого человеческого
организма, его фрагмент. А даже самая
важная часть зависит в своей
структурен своем функционировании от
свойств целого, которому она
7 Мозг и разум
97
принадлежит. Мозг, не включенный в
более широкую систему соматичес-
ких, вегетативных и психовегетативных
взаимосвязей, грозит превратить-
ся в нечто, напоминающее химер/.
2. <Нетерпимость> к управлению. Из
этой особенности сложных
объектов следует, что в большинстве
практических ситуаций внутренняя
сложность системы превышает сложность
управления. Чем больше разни-
ца между внутренней сложностью и
возможностями управления, тем
менее устойчиво, менее сбалансированно
ведет себя система.
<Нетерпимость> к управлению в какой-то
степени ограничивает закон
необходимого многообразия Эшби.
У.Р.Эшби, как известно, не пытался
уточнять основные понятия своего
закона, предполагая, вероятно, что в
каждой конкретной области профессионал
это сделает лучше, а приемле-
мая для всех и, одновременно,
достаточно строгая формулировка закона
едва ли возможна. Напомним один из
вариантов принципа Эшби:
рационально управляющая система не
должна ограничивать потенциаль-
ных возможностей объекта, ибо
нереализованный или неадекватно реали-
зованный потенциал системы может иметь
деструктивную направлен-
ность. Иначе говоря, многообразие
поведенческих реакций может стаби-
лизировать лишь многообразие
управленческих реакций. Но поскольку
внутренняя сложность системы чаще
всего превышает сложность управ-
ления, любая система в какой-то
степени непредсказуема, катастрофична.
(В технике, как известно, используется
автопилот, дополнительное управ-
ляющее устройство, задача которого -
корректировать воздействие слу-
чайных, не предусмотренных заранее
факторов.)
3. Крайним выражением <нетерпимости> к
управлению является
внутренняя тенденция сложных систем к
своеобразному <сумасшествию>,
ибо чем сложнее система, тем чаще ее
характеристики могут приобретать
катастрофическое значение. Н.Винер, в
частности, предполагал, что
<человеческий мозг, вероятно, уже
слишком велик, чтобы он мог эффек-
тивно использовать все средства,
которые кажутся наличными анатоми-
чески. ...Быть может, мы стоим перед
одним из тех природных ограниче-
ний, когда высококвалифицированные
органы достигают уровня нисходя-
щей эффективности и в конце концов
приводят к угасанию вида>^
Итак, запрет декомпозиции,
<нетерпимость> к управлению, потенци-
альное <сумасшествие> - таковы
приблизительные ориентиры в исследо-
вании человеческого мозга, которые
позволяет наметить предварительный
и по необходимости весьма краткий
анализ сложных объектов. Все
названные свойства сложных систем
имеют вполне объективный харак-
тер. Говоря словами П.А.Флоренского,
это - <отверстия, пробитые в
нашей субъективности>. Но понятие
сложности имеет и релятивистский
аспект, поскольку оно связано со
способностью понимания или исполь-
зования рассматриваемого объекта.
У.Р.Эшби, оценивая степень сложнос-
ти количеством информации, необходимой
для описания реальной
системы, сознательно ставил сложные
системы в прямую зависимость от
наблюдателя. <Для нейрофизиолога, -
писал он, - мозг... сложен и,
соответственно, адекватная передача
его подробного описания требует
много времени. Для мясника мозг прост,
так как ему нужно только
отличать его примерно от тридцати
других сортов <мяса>, для чего он
использует не более чем log 30, т.е. 5
бит>'.
Прямая зависимость сложности объекта
от наблюдателя - очень
важный момент в исследовании систем.
Но автора данной статьи в
большей степени интересует неявная,
имплицитная зависимость характе-
ристик объекта от его понимания и
использования. Дело в том, что ни одна
система не может быть универсально
сложной. Она бывает сложной в
одном отношении и несложной в другом.
Однако в определенных
обстоятельствах система становится
патологически сложной, ее слож-
ность спровоцирована неадекватным
пониманием и использованием или
тем способом управления, который
назван кибернетиками <управлением
посредством ошибок>. <Управление
системой, - говорит Ст.Бир, - есть
способность общаться с ней, понимать
ее внутренний язык и уметь
пользоваться им, будучи компетентным
собеседником>^. Если подобной
компетенции не хватает, возникает
более высокая степень сложности,
нередко переводящая систему в
аварийный режим функционирования.
Без всякого специального анализа
понятно, что <спровоцированная
сложность>, <нетерпимость> к
управлению и внутренняя тенденция
сложных систем к своеобразному
<сумасшествию> создают некоторые
предпосылки, затрудняющие рациональный
выбор поведенческих страте-
гий. В дальнейшем мы рассмотрим эти
предпосылки более конкретно: в
плане эволюционного развития мозга и
человеческой биологии в целом.
ПАРАДОКС НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Ученые предполагают, что человек
развивался с необычайной для
биологических видов быстротой. Такой
известный специалист в области
экологии, как М.И.Будыко, считает
возможным говорить об <аномально
быстрой эволюции> homo sapiens". Но
<аномально быстрая эволюция>
больше напоминает революцию, некую
катастрофу, свершившуюся в
недрах мирового процесса. И, как
знать, быть может глубокое потрясение,
испытанное некогда нашими предками,
все еще гулким эхом раскатывается
в глубинах человеческого подсознания.
Сопоставление некоторых
эволюционно-генетических, антропологи-
ческих, историко-культурных,
этнографических данных оставляет неяс-
ное ощущение, что в потаенном
устройстве витальной природы человека,
в неосознаваемых глубинах нашего
соматического (аггия есть какой-то
изъян. Судя по всему, ощущение это
возникло не только у автора данной
статьи. У И.И.Мечникова, например,
нечто подобное оформилось в
достаточно негативную оценку
человеческой природы. В работе <Миро-
созерцание и медицина> ученый писал:
<Человек в таком виде, в каком
он появляется на свет, есть существо
ненормальное, больное, подлежащее
ведению медицины>. И дальше: <Всем
известно, что многие мыслители
считали человеческую природу вполне
совершенной. <Эмиль> Ж.-Ж.Руссо
начинается следующими словами: <Все
хорошо, выходя из рук творца, все
испорчено руками человека>. В
настоящее время можно отстаивать как
раз обратное: природа дурно создала
человека, только своими руками
может он усовершенствовать себя>.
Анализируя эволюцию высшей нервной
деятельности человека, заме-
чательный российский ученый, физиолог
С.ЙДавиденков столкнулся с
7*
по
чрезвычайно странным обстоятельством,
которое было названо им <пара-
докс нервно-психической эволюции>.
Суть его заключается в том, что
человеческий мозг, этот наиболее
совершенный орган, благодаря которо-
му наш далекий предок сумел одержать
решительную победу в межвидо-
вой борьбе за существование,
оказывается далеко не совершенным.
Центральную нервную систему человека
при более внимательном рас-
смотрении отличают такие характерные
особенности как функциональ-
ная неустойчивость, слабость, широкое
распространение инертности,
изобилие крайних, неблагоприятных
вариантов нормы, несогласован-
ность в работе сигнальных систем и ряд
других признаков. <Мы должны
были бы ожидать, - пишет
С.НДавиденков, - что человек с его наиболее
совершенным мозгом должен был бы
выработать тип нервной системы
наиболее совершенный, то есть
максимально сильный, уравновешенный
и подвижный. А между тем... как легко
срывается гладкая работа этого,
казалось бы, совершенного органа>'.
Получилось, что в результате
сложнейшей биологической эволюции,
отбиравшей наиболее прогрессив-
ные типы организации живых существ^
сформировалась в конечном итоге
<нервная система, характеризующаяся
обилием неблагоприятных вариантов
нормы>*". Как понять этот парадокс?
Почему так часто срывается <гладкая
работа> человеческого мозга?
Одной из причин указанного факта, по
мнению С.НДавиденкова,
является максимальная изменчивость
филогенетически поздних свойств
нервной системы человека. Это
обстоятельство, экспериментально и
теоретически подтвержденное многими
исследованиями", очевидно, не
могло не повлиять на возникновение
огромного разнообразия нервно-
психических и поведенческих
характеристик человека, в частности, на
появление широко варьирующегося
спектра патологических отклонений
от нормального типа. <Однако, я
склонен думать, - пишет далее
С.НДавиденков, - что одной только
филогенетической молодостью
нельзя объяснить те неблагоприятные
вариации высшей нервной деятель-
ности, которые наблюдаются столь
часто>". В качестве дополнительной
гипотезы ученый выдвинул следующие
соображения. 1. Прекращение
естественного отбора и связанные с ним
отрицательные последствия в
развитии нервной системы человека. 2.
Интенсивный культ невротичес-
ких реакций, с выраженными чертами
истерического синдрома, в рамках
первобытной магии и шаманства.
Действительно, <первобытная орда
оказалась коллективно защищен-
ной от ряда опасностей гораздо больше,
чем это могло иметь место в
обезьяньем стаде, причем этой защитой
воспользовались как "наиболее
приспособленные", так-и "наименее
приспособленные", которые при
Прежних условиях, вне трудового
коллектива, неизбежно бы погибли>".
Следовательно, на ранних этапах
развития человеческой истории, в
противоположность дарвиновскому типу
эволюции, должна была иметь
место своеобразная экспансия <наименее
приспособленных> в функцио-
нальном отношении типов нервной
системы. Эту особенность неррно-
психического развития человека еще
больше усугубила социально-быто-
вая организация неврозов, в результате
которых <истерия первобытных
народов начала принимать стабильную,
узаконенную форму и начала
играть существенную роль в духовной
жизни коллектива>"*. Если бесси-
лие дикаря перед природными явлениями
вызывало вполне естественные
страхи, то его бессилие перед
собственной природой, непонимание сути
происходящих в ней
психофизиологических процессов вызывало не
столько <страхи>, сколько <фобии>. И
для того, чтобы избавиться от этих
фобий, цервобытный человек прибегал к
самым разнообразным ритуалам
и магическим процедурам, которые,
несмотря на свою абсолютную
случайность, чисто физиологически
помогали ему освободиться от угне-
тающих аффективно-эмоциональных
состояний".
Полностью разделяя высказанные
С.НДавиденковым соображения,
сформулируем еще одну дополнительную
гипотезу, в какой-то степени
проясняющую парадокс
нервно-психической эволюции: мозг склонен к
срывам от избытка собственных
адаптивных возможностей, ибо лучшее -
нередко враг хорошего. Может быть,
биологическим видам в поисках
совершенства тоже надо уметь вовремя
останавливаться, чтобы эволюци-
онный прогресс не превратился в
какой-то степени в свою противополож-
ность.
<КРИЗИС СЛОЖНОСТИ> В РАЗВИТИИ МОЗГА
Биологическая природа людей была
сформирована, как известно, в
процессе антропогенеза под влиянием
орудийной деятельности. Специ-
фика человеческой биологии не
исчерпывается внешними анатомически-
ми признаками, ибо вместе с трудовой
деятельностью в ходе антропоге-
нетического развития эволюционировал и
центрально-нервный субстрат
человеческого организма. Это
проявлялось, в частности, в непрерывно
возрастающем количестве потенциальных
степеней свободы в функцио-
нировании нервной системы человека. По
словам И.И.Шмальгаузена,
<избыток активности проявляется у
высших животных... в виде известного
запаса в организации нервной системы,
который играет исключительную
роль в прогрессивной эволюции
млекопитающих (и в происхождении
человека)>^.
Об избыточности биологических систем
писали многие ученые: Тах-
таджян (1959, 1966), Равен (1964),
Кастлер (1964), Завадский (1968) и др.
Особенно последовательно эта линия
аргументации проводится японским
биологом С.Оно, по мнению которого
избыточность генома представляет
собой основную движущую силу
эволюции". И тем не менее, проблема
избыточности пока еще недостаточно
изучена даже в сугубо биологичес-
ком плане". А ведь избыток активности
в функционировании нервной
системы человека должен иметь какую-то
специфику по сравнению с
обычной избыточностью живых систем.
Социальная форма жизни - не просто
частный случай в процессе
эволюции органического мира, но высшая
ступень развития живой
материи, которая воплощает и
резюмирует в себе многое закономерности
природного универсума. На уровне
человеческого бытия резко выражена
такая особенность пр01рессивной
эволюции, как повышение потенциала
живой материи". В силу этого человек -
не просто живое существо в ряду
других представителей животного мира,
но наиболее полное проявление
сущности жизни в целом. Поскольку на
уровне человека биологическая
эволюция достигла своего максимального
выражения, постольку человек,
в известном смысле, наиболее
биологическое из всех ныне живущих
существ^. И лишь в этом качестве он
способен к созданию <надбиологи-
ческих>, <надприродных> сфер
общественной практики.
Имеет особое значение тог факт, что
биологическая природа людей
сформировалась в предельно
экстремальных условиях. Жесткий императив
самосохранения, поглощая все жизненные
силы наших далеких предков,
вместе с тем способствовал созданию
уникального фонда жизненных
потенций, <нечаянным наследником>
которого является современный человек.
Пока драма человеческой жизни
разыгрывалась по готовому сценарию
древних канонов адаптации, никаких
резких коллизий в функционирова-
нии избыточной природы людей не
возникало по той простой причине,
что человеческая природа в этих
условиях не была и не могла быть
избыточной. Находясь в ситуации
адаптивной принужденности, далекий
предок современного человека прилагал
чрезвычайные, поистине <свер-
хчеловеческие> усилия для того, чтобы
выжить, выжить в самом элемен-
тарном смысле этого слова. Отдельный
человек в условиях первобытной
общины был вполне <соразмерен>
параметрам своей коллективной жиз-
недеятельности. Факторы социальной
детерминации выступали здесь как
сфера жесткой принудительности, как
нечто абсолютно необходимое, ни
в чем не уступающее законам природы.
Однако по мере прогрессивного развития
общества формируется
качественно новый адаптивный механизм
- материальное производство.
В историческом развитии телесной
природы людей неминуемо должен
был возникнуть своеобразный <кризис
жанра>; адаптивные механизмы,
которые были отшлифованы многими
тысячелетиями антропогенетичес-
кой эволюции, в значительной степени,
оказались излишними для человека
цивилизованного.
Огромный потенциал, характеризующий
психосоматическую органи-
зацию человека, невольно оказывает
какое-то гипнотическое воздействие,
порождает иллюзию его абсолютной
универсальности и безграничной
адаптированности. Но избыточность в
организации живых систем не
только решает определенные проблемы,
связанные с адаптацией, но и
ставит их. Тем более в условиях
относительно стихийного управления
многообразными актами человеческой
жизнедеятельности. В ходе биоло-
гического развития сложность организма
пропорциональна сложности
среды обитания. Бели среда упрощается,
отпадает нужда во многих,
прежде необходимых функциях. <Не
следует думать, - пишет Г.Ф.Хильми,
- что чем выше уровень организации,
тем более она приспособлена к
среде. Чрезмерно высокий уровень
организации, не оправданный услови-
ями среды, уменьшает приспособленность
системы к существованию в
условиях данной среды, а слишком
большая избыточность организации
делает невозможным ее существование в
этой среде>". Несоответствие
г^утренней и внешней сложности, в
лучшем случае, заставит организм
балансировать на грани адаптивного
срыва. В худшем случае, жизнь,
освобожденная оглавления внешней среды
<погибнет, как глубоководная
рыба, выброшенная на поверхность моря
и разорванная своим внутренним
давлением, которое представляет собой
ее приспособление для уравнове-
шивания давления огромных толщ воды>".
Специалисты так описывают избыточность
мозга. <Простой математи-
ческий расчет показывает, что
количество степеней свободы в масштабе
целого мозга с трудом может быть
записано цифрой длиной в 9,5 млн.км.>
(П.К.Анохин). <Число компонентов
(нейронов) в мозгу составляет,
вероятно, около 10". Число синапсов
или контактов между нейронами
равно, возможно, 10"...> (Ф.Крик).
<Как... мог сохраниться орган с
таким количеством степеней свободы, с
такой избыточностью>?
(Н.П.Бехтерева). И что делать, добавим
мы, с этими астрономическими
потенциями, как вместить их
<шевелящийся хаос> в хрупкую чело-
веческую жизнь, учитывая, что
избыточность организации может изнутри
разрушать систему"?
<Легко не грешить, не имея тела...>, -
размышлял когда-то раннехрис-
тианский писатель Лактанций, решая
свои проблемы. И, наверно, легко
быть разумным, не имея тела. Но как
быть разумным, имея сверх-
сложную, чреватую внутренней
катастрофой, психосоматическую
организацию? Как вообще прорваться
сквозь немыслимые джунгли
эволюционной сложности мозга, если его
избыточность, судя по всему,
<ведет себя> как самостоятельный
филогенетический синдром, и в
значительной степени недоступна
рациональному управлению. Если мозг,
как говорит Д.Хьюбел, <сложнее всего,
что нам известно во Вселенной>",
то как научиться управлять этой
сложностью? Д.Хьюбел высказывает
твердую уверенность в том, что
стремление человека познать свой мозг
отнюдь не безнадежно. Может быть, это
и так и человеку когда-нибудь,
действительно, удастся понять то, что
<сложнее всего во Вселенной>. Но
для этого надо, как минимум, научиться
управлять своим мозгом,
беседовать с ним на правильном языке,
уметь использовать весь его
потенциал. В противном случае, как нам
кажется, вместо блистательных
гносеологических побед самонадеянному
человеческому существу грозит
участь быть <раздавленным> собственной
сложностью.
<ПРОТОБИОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА> ЧЕЛОВЕКА
<...Пусть человек оставит свою
неуместную претензию критиковать
великий божий мир с точки зрения
своего кусочка мозга>.
<...Я вполне удерживаю за собой право
"критиковать великий божий
мир с точки зрения своего кусочка
мозга">.
И.Г.Спенсер и Н.К.Михайловский (только
что процитированные
нами) по-разному отвечали на
<проклятые> вопросы жизни. Но, как это
ни странно, проблема <кусочка мозга>
имеет в человеческой онтологии
самое буквальное, неметафорическое
значение. Общеизвестно, что в
процессе индивидуального развития
каждый человек использует лишь
ничтожную часть потенциальных
возможностей мозга, поэтому мы так
часто похожи на умирающих от жажды и
не умеющих дотянуться до
<Пиэрийского источника> жизненных сил.
<В мозге человека так много
клеток, так много связей, многие
клетки и клеточные ансамбли исходно
полифункциональны, то есть готовы
служить и движению, и эмоциям, и
интеллекту. Где же они эти резервы,
когда они особенно нужны? Можно
ли управлять ими?> - задается вопросом
Н.П.Бехтерева.
Если перенести этот вопрос в плоскость
<большого времени>, то ответ
на него может быть лишь один:
безусловно, можно. Ведь не случайно
тысячелетиями создавались различные
методы психотренинга. Уже ранние
<Упанишады> (6-3 вв. до н.э.) склонны
осмыслять свои догматические
предписания в связи с физиологическими
функциями и эмоциями человека.
Это тем более следует сказать
относительно йоги, возникшей более четырех
тысячелетий тому назад. Иогическая
техника, в которую индийский народ
вложил свою вековую мудрость, приводит
порой в изумление глубиной
познания физиологических механизмов, в
ней немало великолепных
прозрений и простого здравого смысла.
Нынешние специалисты, внимательно
изучая древние системы психической
саморегуляции, признают их
несомненную эффективность в
произвольном управлении многими процессами
и функциями организма, в нейтрализации
аффектов, снижении утомляемости,
лечении целого ряда заболеваний.
Информационный подход к проблеме
<психика и мозг>, который в
течение многих лет разрабатывается
Д.ИДубровским, так же позволяет
говорить о <постоянной возможности
расширения диапазона возможнос-
тей саморегуляции,
самосовершенствования, творчества. И это относится
не только к моральному
самосовершенствованию и управлению своими
психическими процессами, но к области
управления телесными процес-
сами, к изменению существующих
контуров психосоматической регуля-
ции (о чем свидетельствует опыт йогов,
способности ряда выдающихся
личностей)>".
К сожалению, психологическая культура
современного человека за-
частую так убога, что многие
насущнейшие проблемы психики и поведе-
ния не только не поняты, но даже не
осознаны. Нередко утверждается,
например, нерациональность
использования резервных возможностей
человека в его обычной повседневной
жизни (для профилактики заболе-
ваний, с целью самосовершенствования,
в творческой деятельности и
т.п.). Считается более дальновидным
оставить потенциальные возможнос-
ти <про запас>, <на черный день>. Что
можно сказать по поводу этой
позиции? <Черный день> - понятие
весьма неопределенное, его не всегда
можно локализовать в четких временных
1раницах. День, этот может
наступить так быстро и неожиданно, что
уже ничего не понадобится.
Уменьшение компенсаторных возможностей
мозга в онтогенезе имеет
огромное значение в жизни людей.
Всякий индивидуальный опыт (по
необходимости весьма субъективный и
ограниченный) фиксируют матри-
цы долгосрочной памяти, которые, с
одной стороны, организуют психику
человека, упорядочивают ее, а с другой
стороны, - <ограничивают возмож-
ности использования новых территорий
мозга даже в случае необходимос-
ти... В условиях эксперимента, -
замечает Н.П.Бехтерева, - максимально
наглядно можно видеть процесс
минимизации связей при "задалблива-
нии" деятельности с общей сходной
схемой реализации>". В жизни
<задолбленный автоматизм^психических
реакций как раз и заставлял
использовать различные варианты
психотренинга или чаньской шокоте-
рапии, позволяющие выработать более
гибкую модель поведения, откры-
тую для импровизации и учитывающую
непрерывную изменчивость
каждой конкретной ситуации. Но дело,
может быть, не только и не столько
в онтогенетической минимизации
мозговых территорий.
Вспомним: любая сложная система имеет
скрытую тенденцию к
своеобразному <сумасшествию>, ибо ее
внутренняя сложность всегда
превышает возможности управления. На
уровне человека и его мозга этот
<параметр> в развитии сложных систем
проявляется особенно резко. В
самой общей форме в нервной системе
различают два отдела: соматичес-
кий, относящийся к определенным
органам чувств и регуляции работы
скелетных мышц, и вегетативный,
связанный с функциями внутренних
органов и систем. Нейроморфодогические
исследования показывают, что
у человека максимально развиты системы
внешнего (сенсорного) регули-
рования и минимально - системы
внутреннего (вегетативного) регулиро-
вания. Отсюда понятналаконичная
формула В.С.Кесарева: <Человек-это
сенсорный колосс на глиняных
вегетативных ногах>". Идею диверген-
тности в развитии мозга отстаивает и
А.Кестлер. Разделяя теорию эмоций,
предложенную Папецем и Мак-Лином, он
подчеркивает структурное и
функциональное различие между
филогенетически старыми и филогене-
тически новыми образованиями мозга,
<которые если не находятся в
состоянии острого конфликта, то, во
всяком случае, влачат жалкое и
тягостное существование... Грубо
говоря, эволюция схалтурила, недовин-
тив какие-то гайки между неокортексом
и мозжечком>^.
<Наглой пробой> ощущал себя один из
персонажей Достоевского: <Ну,
что, если человек бьи пущен на землю в
виде какой-то наглой пробы,
чтобы только посмотреть: уживется ли
подобное существо на земле или
нет?>. И Великий Инквизитор смотрел на
людей, как на <недоделанных,
пробные существа, созданные в
насмешку>... Все это, на наш взгляд, -
итоги <спровоцированной сложности> в
понимании и развитии человека.
Гораздо более адекватной является
характеристика древнекитайских
философов, которые называли витальную
природу человеческих индиви-
дов - <сырой материал>, <природная
сущность в необработанном состо-
янии>. Ведь существо вопроса,
вероятно, заключается в том, что эволюция
дала нам лишь <наброски тел>, их
приблизительный чертеж - вся
остальная работа предоставлена самому
человеку.
В ходе компаративистского анализа
различных концепций человече-
ской природы нельзя не обратить
внимание на универсальную распро-
страненность мифологического мотива
<доделывания> человеческих
существ, первоначально незавершенных".
Эта же идея пронизывает
различные варианты индийской йоги. <В
основе всех йог, - пишет
ПД.Успенский, - лежит один принцип:
именно, что человек - существо
незаконченное, незавершенное...
Западная мысль до настоящего времени
брала человека как данное, как
наличное, с которым единственно можно
иметь дело, которое единственно и
существует. Восток смотрит на
человека иначе. Для восточной мысли
человек - только материал, над
которым можно и нужно работать>^.
И структурно-функциональная
избыточность нервной системы со
всеми ее опасными тенденциями, и
эволюционная ущербность регулиру-
ющих механизмов, не позволяющая
оптимизировать многие параметры
человеческой жизнедеятельности, в
первую очередь, эмоционально-аф-
фективные процессы, и общая
неадаптированность человека (о которой
еще пойдет речь) - вовсе не являются
отличительными особенностями его
биологии. Это - характеристики
незрелой, незавершенной, неразвитой
протобиологической организации. Это -
в полном смысле <сырой мате-
риал> человеческой жизни, который
неустанной внутренней работой в
особой социальной подсистеме, удачно
названной М.М.Моисеевым <сис-
темой Учитель>, должен быть
<достроен>, воплощен в подлинно челове-
ческую природу.
Результаты транскультурных
исследований проблемы <психика -
тело> подтверждают необходимость
радикальной трансформации исход-
ных психосоматических структур
человека. Однако для того, чтобы
подобная трансформация стала
возможной, требуется особая культура
психической деятельности, особая
Школа, которая тысячелетиями была
связана с религиозной традицией^. Без
<системы Учитель>, без Школы
нет и целенаправленной
онтогенетической эволюции человека. <Невоз-
можно даже начать ее, потому что
неизвестно как начать, не говоря уж о
том, как продолжать и к чему
стремиться>". Но религиозная ориентация
в современном мире если не разрушена,
то в значительной степени
поколеблена, а вместе с нею
поколеблены устои древней системы
ученичества. Конечно, религия и сейчас
сохраняет значение важнейшей
детерминанты человеческой жизни, ее
судьба ничем не напоминает
мерцание лампады, готовой вот-вот
погаснуть". И все же из всех
исторических отметин, выпавших на долю
Европы, ослабление религиоз-
ной традиции, опасная трещина в
канонизированных формах бытия
наиболее глубоким шрамом врезались в
плоть европейской цивилизации.
<Обработка людей людьми> в новом
европейском мире вместо тради-
ционного воспроизводства духовной
личности Учителя в учениках приоб-
рела характер явного манипулирования
человеком. И это обстоятельство
не могло не иметь далеко идущих
последствий. Как только древний
механизм генерации человеческой
духовности перестает быть достаточно
эффективным, в обществе накапливается
<критическая масса> несубли-
мированной природной витальности, тот
проклятый, бесовский хаос в
душах, который гениально умел показать
Достоевский.
<ЭФФЕКТ АМАРТАНО>: НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ
ВЫБОР
ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ
Выше был поставлен вопрос: как
человеку быть разумным, имея столь
сложную, чреватую внутренней
катастрофой психосоматическую органи-
зацию? Теперь можно ответить на нее с
некоторой долей конкретности:
имея такую психосоматическую
организацию быть разумным невозможно,
ибо незавершенной, незрелой
протобиологической организации человека
соответствует столь же незавершенный,
незрелый мозг.
К.Прибрамом описана нейронная
организация механизмов компетент-
ности мозга, ориентирующих поведение к
достижению определенных
результатов. <В соответствии с
принципами работы нервной системы
механизмы, контролирующие поведение,
даже те, которые имеют отноше-
ние к восприятиям и чувствам,
представляют собой сложные системы,
связанные с широким классом функций. В
этих широких системах
формируются компетентные структуры,
особые функции которых зависят
от опыта организма в данной внешней
среде... Простая последователь-
ность воздействий не влияет на
результат поведения; условия должны
воздействовать на внутреннюю
компетентность организма...>^.
Вероятно, протобиологическую фазу в
развитии человека характери-
зует отсутствие компетентных структур.
Именно некомпетентный мозг
функционирует по принципу минимизации
собственных территорий.
<Закрепленная в памяти минимизация
использования структурных воз-
можностей мозга, - пишет
Н.П.Бехтерева, - создает предпосылки для
оптимального развития специально
человеческой деятельности, высших
функций мозга.. .>". И это же
ограничение структурных возможностей
мозга, подчеркивает она, резко
затрудняет использование его резервов при
заболеваниях^. И не только при
заболеваниях! Можно ли найти человека,
свободного от различного рода
шаблонов, клише, конвенциональных норм,
<внедрившихся> в ткань его мозга и
неизбежно деформирующих его пове-
дение, человека, свободного от
навязчивого автоматизма психических реак-
ций в любой сфере жизнедеятельности,
включая <чистое парение мысли>?
Не случайно, открытие, по мнению
Эйнштейна, совершаеттогединственный
<дурак>, который в отличие от 99-ти
<умников>, не знает, что оно
невозможно. Только <загнать> себя в
подобную ситуацию незнания очень
трудно, может бьпъ, тоже невозможно,
для этого надо закончить хотя бы
несколько классов в той Шкале, которая
названа выше <системой Учитель>.
Приходится констатировать следующее:
ограничение территорий мозга
в онтогенезе имеет адаптивную
направленность, если это - нейрофизиоло-
гическая матрица гибких моделей
поведения, повышающих общую
психическую и соматическую
приспособляемость человека, <благородная
полость души>, не задавленной
шаблонами, открытой вечному обновлению
жизни. Но минимизация территорий мозга
с одновременной утратой контроля
над этими территориями есть не что
иное, как дегенеративное изменение его
внутренней структуры (вспомним
<организационную деградацию> Г.ф.Хиль-
ми), патологическое <усыхание> мозга,
вызывающее интеллектуальную
дистрофию и являющееся, по сути дела,
<благоприобретенной микроце-
фальностью>. Нельзя бьпъ разумным,
используя <кусочек мозга>.
Впрочем, пора ответить на вопрос, что
такое разум, разумность, точнее,
в каком смысле мы употребляем эти
понятия. У.Р.Эшби не без основания
полагал, что одним из главных
критериев разума является способность к
оптимальному регулированию жизненных
процессов. <Регулирование>, в
данном случае, означает, что <несмотря
на воздействие возмущающих
факторов, организм ведет себя так, что
отклонений от оптимума не
происходит; иначе говоря, как бы
сохраняется правильная форма сущест-
вования>". Но именно здесь, в сфере
гомеостатического контроля, как
уже говорилось, - <ахиллесова пята>
нервно-психической организации
человека. Обычный индивид в обычных
условиях своей жизни не может
контролировать внутренний
(вегетативный) компонент эмоциональных
реакций, давление крови, ритм
сердечных сокращений, гормональный
статус, общее психоэмоциональное
состояние, не может контролировать
указанные процессы даже тогда, когда в
этом возникает острая необходи-
мость. Свое бренное тело мы регулируем
в основном так же, как это делают
животные. Но жить в обществе <как
человек> и управлять своим
организмом <как животное> едва ли
возможно, тем более в постоянно
меняющихся условиях современного
общества. Попытка решить заведомо
неразрешимую задачу превращает
человека в странное, радикальное
неадаптированное существо.
<Для того, чтобы понять все трудности,
с которыми сталкиваются люди
в современном мире, необходимо
рассмотреть возможности человеческой
природы и её ограниченность в процессе
эволюционного развития, -
пишет М-Франкенхаузер, председатель
Европейского общества по изуче-
нию проблем мозга и поведения. -
История человечества свидетельствует
о том, что человеческий род находился
3 миллиона лет в лесах, 3 тысячи
лет на полях, 300 лет на фабриках и
заводах, а теперь... менее 30 лет - у
компьютера. И самое поразительное то,
что несмотря на все ускоряющи-
еся темпы социальной эволюции, мозг
человека, в основном, оставался без
изменений>". Размеры статьи не
позволяют рассмотреть проблему
неадаптированности человека с той
основательностью, которой она
заслуживает. Обратим внимание лишь на
один аспект этой проблемы.
Найденные на заре эволюции механизмы
были достаточно эффектив-
ны в условиях биологического
существования. Однако их консервация на
социальном этапе развития жизни
приводит к явному снижению адапта-
ционных способностей человека. Это
относится, прежде всего, к так
называемым реакциям <каменного века>,
когда в ответ на психо-социальные
стимулы срабатывают древние
филогенетические механизмы защиты,
вслепую подготавливающие организм к
бегству или борьбе. Очевидно
несоответствие филогенетических
<шаблонов поведения> современным
требованиям жизненной обстановки.
Обусловленная социальными причи-
нами необходимость частого подавления
моторных компонентов эмоций
вызывает патологическое повышение
тонуса внутренних органов,
провоцируют чрезмерную стрессовую
реактивность людей. Лишь по
недоразумению реакции <каменного
века>, с легкой руки Г.Селье, были
включены в арсенал общего
адаптационного синдрома. Гораздо логичнее
считать их компонентом общего
дезадаптационного синдрома, что и
подтверждает ряд убедительных
исследований, проведенных, в частности,
в нашей стране (Гаркави и др1, 1979).
<Брат-осел>, - с мягким юмором
обращался когда-то к своему телу
Франциск Ассизский. <Да, тело глупо.
Тело упрямо, как упрямейший из
ослов>, - констатировал спустя много
веков, наш соотечественник,
психоневролог ВЛеви. И, наверное, для
того, чтобы ограничить область
<ослиности> вокруг нашего бытия, надо
вначале осознать ее: ведь
невозможно познать себя без знания
своих дефектов.
Всякий организм есть система,
<сползающая к смерти>. Но почему
человек так старательно, с таким
слепым вдохновением ускоряет это
<сползание>? Большой врачебный и
жизненный опыт позволяет специа-
листам утверждать, что ни к одной
ценности человек не относится так
пренебрежительно, как к своему
собственному здоровью.
По мнению У.Р.Эшби, <человеческое
существо спасает себя от полной
глупости тем, что пользуется
информацией, заключенной в предпрограмме.
Эта информация включает в себя опыт
многих миллионов лет эволюции
и частный опыт данного человека>".
Однако сделать заявку на подобную
<предпрограмму> проще, чем реально
воспользоваться ею. Например, для
расшифровки генетической
<предпрограммы> наилучшей в мире лабора-
тории при существующих методах
исследования потребуется, по меньшей
мере, 60 тысяч лет^. А как
расшифровать <предпрограмму> в сфере
бессознательных процессов, или наших
поведенческих архетипов, или
эмоционально-аффективных состояний?
Как справедливо подчеркнул
ПД.Успенский, <человек не знает са-
мого себя. Он не знает своих пределов
и собственных возможностей.
Он не знает даже всей глубины своего
назначения>"'. Как это ни
печально, но ни один из вопросов
самопознания не нашел отражения в
концепции <минимальной компетенции> в
школьном образовании,
которую обсуждали недавно наши коллеги
за рубежом^. Приходится
признать, что никакая реально
существующая <предпр01рамма> не спасает
человека от <глупости>, от
<неразумия>. И, наверное, не стоит удивляться
этому обстоятельству. Со времен
Паскаля, <величие> и <ничтожество>
человека - единая реальность и единая
тема для мысли, ибо корни силы
и корни слабости так переплелись в
глубине нашей природы, что
обособить их нелегко. Если этой
двойственностью пренебречь, выводы,
наверное, окажутся
фальсифицированными.
Но мы не очень любим говорить о своих
дефектах, гораздо приятнее
размышлять о величии и могуществе
человеческого разума. И, действи-
тельно, человек разумен, если понимать
под разумом способность
целенаправленного воздействия на
окружающую природу. Правда, этот
разум довольно специфичен.
<Практическое отношение к природе, - писал
Гегель, - обусловлено вообще
вожделением, а последнее эгоистично.
Потребность стремится к тому, чтобы
употребить природу для своих нужд,
стереть ее грани, истощить, короче
говоря, уничтожить ее>"". В этом
поединке с природой, по мнению
философа, <...или мне или природе
нужно погибнуть, если одно должно
существовать, другое должно пасть>.
Гегелем же было разработано весьма
оптимистичное, но крайне двусмыс-
ленное понятие <хитрость разума>.
Доведенное до своего логического
предела, это понятие, по-видимому,
содержит в себе имплицитное пред-
положение, что погибнуть в конечном
счете должна именно внешняя
природа, а человек будет сохранять
какую-то таинственную суверенность
своего существования. Понятие
<хитрость разума>, как известно, часто
употребляется в философской системе
Гегеля. Он очень верно заметил
огромную роль технических средств в
освоении природы, однако в
значительной степени абсолютизировал
позитивную сторону этого про-
цесса. В <Иенской реальной философии>
читаем: <Я поместил хитрость
между мной и внешней вещностью, чтобы
щадить себя и покрыть ею свою
определенность, а его (орудие)
изнашивать... Здесь побуждение вполне
выступает из труда. Оно предоставляет
природе мучиться, спокойно
наблюдает и малым усилием управляет
целым: хитрость. На широкую
сторону мощи нападают острым концом
хитрости>"".
Но пока человек хитрит с внешней
природой, с ним хитрит его
собственная природа, причем хитрит не
менее зло. <Благоприобретенная
микроцефальность> рано или поздно
проявит себя великой глупостью,
великим неразумием. <Столетие за
столетием, - замечает Т.Хейердал, -
продолжаем мы беспорядочно воздвигать
свою постройку, каждый изо-
бретатель проводит свою идею, каждый
каменщик кладет свой камень куда
попало. Только в самые последние годы
мы начали спрашивать себя, что же
мы все-таки строим... не рискуем ли
мы, что сляпанная кое-как постройка
обрушится нам на голову>^. Пересохшие
реки, кислотные дожди, озоновые
дыры, дефицит кислорода, химическое
отравление воздуха, продуктов, воды,
огромное число заболеваний, дети
уроды... По мнению авторов Программы
биосферных и экологических
исследований, социально-техническое раз-
витие общества вдет пока что в полном
соответствии с мрачным протезом
Ж.-БЛамарка: <Человеку суждено
истребить самого себя после того, как он
сделает Землю непригодной для
обитания>.
Да, людям, действительно, удается
порой прагматическое знание,
направленное вовне, подбирание ключей
к вещественному успеху. Что мы
знаем о себе, о своей природе,
потребностях, соблазнах, вожделениях,
наконец о своей психике и о своем
поведении? Насколько умеем
контролировать их? Может быть, в наших
индивидуальных кельях,
действительно, оказались заперты те
древние искушения, о которых
повествует Библия - искушения духа,
плоти, власти?
Обессиленная от внутренних сложностей
природа человека не позволяет
принимать рациональные решения в самом
важном вопросе: в выборе жиз-
ненной стези. Некомпетентный мозг, на
наш взгляд, генерирует особый
поведенческий эффект, который можно
назвать <эффектом амаргано> (гре-
ческое <амартано> означает
<промахнуться>, <совершить ошибку в выборе>).
Проявлению этого эффекта способствуют
и состояние фрустрации, в котором
весьма часто пребывают индивиды, и
всем известная субъективность
восприятия, и резкое отставание
интеллектуальных процессов от эмоцио-
нальных, и патологические реакции
мозга на продолжительный стресс, и
свойственная человеку навязчивость
различного рода <идей>, и акцентуации
характеров и многие другие факторы.
Однако (и это обстоятельство следует
особенно подчеркнуть) <эффект
амартано> - самостоятельная психофизио-
логическая реальность, неизбежно
вплетенная висань человеческого поведения
и в немалой степени определяющая его.
<Человеку свойственно ошибаться...>, -
так назвала одну из своих
работ М.Франкенхаузер. В ее трактовке
способность к нерациональному
выбору - атрибутивное свойство
человеческой природы.
Любопытно, что согласно библейской
традиции, насчитывающей
более 20-ти веков, началом
человеческой истории была именно ошибка,
обусловленная неограниченной свободой
человека, его царственным
призванием к акту воли, к выбору. В
ситуации свободного выбора, в том
<начале>, о котором повествует Книга
Бытия, люди <промахнулись и
совершили не просто "грехопадение", не
просто "ошибку", а беспрецеден-
тную глупость>. <Легко усмотреть,
почему акцентировка свободы воли
приводит к своеобразному
<интеллектуализму> (никак не связанному с
тем, что обычно называется
рационализмом): если выбор человека свобо-
ден, всякий порок и грех, всякая
распущенность и леность, всякое
ослушание и богоотступничество есть
ошибка в выборе, просчет, непра-
вильно взятый угол к ориентирам бытия,
то есть - глупость... Новый
Завет... удерживает в принципе взгляд
на грех как на глупость, а на
правильный выбор - как на акт ума,
"благоразумия">^.
Итак, в начале истории была глупость.
Именно такой диагноз постав-
лен призрачно мятущемуся человеческому
бытию свыше двух тысячеле-
тий тому назад. Трудно не задуматься
над этим обстоятельством и не
попытаться уяснить объем его
импликаций. Но задача этой статьи
намного скромнее. Используя выводы
специалистов, мы попытались
показать некоторые
нейрофизиологические предпосылки деструктивного
выбора поведенческих стратегий. Итог
таков: человек неразумен в принятии
жизненно важных решений и не может
стать разумным вне процесса
<завершения> своей психосоматической
организации. <Эффект амарта-
но> - видовая особенность человека и
она сохранится до тех пор, пока
его мозг не обретет соответствующую
компетентность. Случится ли это
когда-нибудь? Возродятся ли прежние
Школы с их опытом воспитания
<необъятного духа>? Как вообще найти
человеку свою стезю в этом мире,
как <ухватиться за Столп Истины>? - Не
знаем и знать не можем. Знаем
только, что сквозь зияющие трещины
человеческого рассудка видна
бывает лазурь Вечности. Это
непостижимо, но это так>^.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Каста Дж. Большие системы. М., 1982;
Ferdinand А.Е. A theoiy of system complexity //
Intern. J. Gen. Syst. 1974. Vol. I, N
1. P. 19-33; Baldwin М. Portrait> of complexity. Columbus
(Ohio), 1975.
' Акофф P., Сасиени М. Основы
исследования операций. М., 1971.
' Цит. по: Клир Дж. Системолопи. М"
1990. С.32.
* Beyond (eductionism. L.: Hutchinson,
1969.
'.Винер Н. Кибернетика. М., 1983.
С.385.
' Цит. по: Кяир Дж. Указ.соч. С.345.
' Бир Ст. Наука управления. М., 1971.
С.323.
' БудыкоМ.И.
Человекибиосфера//Методопогическиеаспе1[тыисследованиябиосферы. М"
1975. С.117-118.
' Давиденков C.H.
Эволюционно-генетичеспне проблемы в невропатологии. М., 1947. С.94.
"Там же.
" С.Н.Давиденков ссылается, в
частности, на широко известные работы С.А.Саркисова
по исследованию цитоархитектонических
полей головного мозга. Позднее выводы
С.А.Саркисова были обобщены в его
монографии <Очерки по структуре и функции мозга>
(1964).
"Давиденков C.H. Указ.соч. С.115.
"Там же. С.122.
> Там же. С. 152.
"Там же. С. 137-139 и др.
"Шмальгаузен И.И. Кибернетические
вопросы биологии. Новосибирск, 1968. С.61; см.
также: Бмоменфемд Л.А. Проблемы
биологической физики. М., 1977.
" Оно С. Генетические механизмы
прогрессивной эволюции. М., 1973.
" См.: Корецкий В.М. Значение
избыточности в эволюционном процессе // Философские
проблемы эволюционной теории. М" 1971.
4.3.
" См., в частности: Баузр Э.С.
Теоретическая биология. М.; Л., 1936.
" В научной литературе специфика
человека как биосоциального существа фиксируется при
помощи таких понятий,
как<сверхоргвнизм>, <сверхбиологическое существо>, <самое
биологическое существо> {Фролов И.Т.
Перспективы человека. М" 1979. С.68; Зубов АЛ.
Аитропогенез как фаза эволюции живого
мира // Биологические предпосылки гоминизации:
Материалы к симпозиуму. М" 1976.
С.15.).
" Чазов Е.И. Сердце и XX век. М.,
1982. С.72-73.
" Химми Г.Ф. Населенный космос. М"
1972. С.45.
" Там же.
" П.К.Анохиц считал, что избыточные
степени свободы в функционировании нервной системы
погешает фиксированный полезный
результат жизнедеятельности (см.: Анохин П.К.
Философские аспекты теории
функциональной системы. М" 1978). Но сошаситься с этой
точкой зрения применительно к
человеку, конечно, невозможно. Как весьма резонно
заметил в свое время А.Гольбах, все
было бы в истории людей просто, если бы люди всегда |