На пределе возможностей слуха
Андрей Патрушев
Французский
отоларинголог Альфред Томатис первым систематически исследовал
влияние на психику человека звуков высокой частоты. Согласно его
теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период
внутриутробного развития, слышит массу звуков, которые ему после
рождения становятся недоступны — дыхание матери, биение ее сердца,
голос, шум от работы внутренних органов и т.п. Обусловлено это тем,
что в период внутриутробного развития уши ребенка заполнены
жидкостью, проводящей звук значительно лучше, чем воздух; в
частности, в жидкости гораздо меньше затухают высокочастотные
компоненты звука.
Для использования своих открытий на
практике Томатис погружал в ванную защищенные пленкой микрофоны и
динамики, через которые транслировалась работа внутренних органов
женщины. Таким образом он моделировал фильтрацию звука через
материнскую плаценту. На получавшихся записях большая часть спектра
звуков лежала выше 8000 колебаний в секунду. Когда сделанные таким
образом записи давали регулярно слушать детям с различными
нарушениями — дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в
их поведении и обучении были ошеломляющими. Этот высокочастотный
звук, по теории Томатиса, пробуждает чувство самой архаической связи
с матерью. Такие звуки, по-видимому, затрагивают самые древние,
первозданные слои наше памяти — блаженство нахождения в материнской
матке, единство с матерью — и пробуждают в слушателе это забытое
ощущение цельности.
Исследования и
клинический опыт Томатиса привели его к заключению, что ухо является
одним из важнейших органов, формирующих сознание человека. До него
большинство людей, включая ученых, изучавших ухо, считали, что у
этого органа одна функция — слышать. Они не замечали, что слышание —
всего лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, в
котором участвует каждая клетка тела.
Томатис открыл,
что ухо не просто “слышит”, но колебания, воспринимаемые им,
стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в
электрические импульсы, различными путями попадающие в мозг.
Некоторые идут в слуховые центры, и их мы воспринимаем как звуки.
Другие создают электрический потенциал в мозжечке, который
контролирует сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они идут
в лимбическую систему, заведующую нашими эмоциями и выделением
различных биохимических веществ, в т.ч. гормонов, оказывающих
влияние на все наше тело. Электрический потенциал, создаваемый
звуком, также передается в кору головного мозга, заведующую высшими
функциями сознания. Таким образом звук «питает» мозг, а вместе с ним
и все тело.
Еще одним
открытием Томатиса явилась прямая связь между диапазоном слухового
восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и его уровнем
здоровья. — Сравните бесцветный, слабый голос больного человека и
звонкий радостный голос ребенка! Томатис разработал особый процесс
звукозаписи под названием “электронное ухо”. В этом процессе из
обычного звука поочередно вырезается то высокочастотная, то
низкочастотная компонента. Когда человек слушает такую запись, мышцы
его уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления;
таким образом расширяется диапазон слухового восприятия, и как
следствие, исчезают многие расстройства.
Существует множество документированных
исследований, показывающих, в частности, что в результате применения
этого метода усиливается творческий потенциал, улучшается память и
способность к сосредоточению. Также происходит значительное
улучшение так называемой тонкой моторики. В результате даже
профессиональные музыканты отмечали у себя значительное улучшение
музыкальной техники и виртуозности исполнения. Похожие результаты
демонстрировали мастера различных боевых искусств и профессиональные
автогонщики. В настоящее время по всему миру существует более 300
центров, осуществляющих лечение и тренинги по методу Томатиса.
|