НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И
СЛЕДСТВИЯ
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Мнение о проблеме детских неврозов: А.И.Захаров
3. Выводы: невроз детей - можно ли избежать?
4. Библиография
1. ВВЕДЕНИЕ
Данная тема по своей
актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области
детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей
детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей,
которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По
данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых
детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в
сложной социальной обстановке, но на много глубже.
Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или
неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию.
Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов
или нервных расстройств у своих детей, вторая часть - если и
обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (“само
пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает реальные
действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и
психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно
поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать
лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном
возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей
приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать
печальные выводы.
Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь
характер - пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная
мудрость тонко подметила связь между образом жизни, который
закладывается еще в детстве, и отношениями человека с окружающими
его людьми, из которых действительно складывается его судьба. Если
ребенку в детстве родители постоянно внушали, что он:” тюфяк,
разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает верить. Но
сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает, что
он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а
они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из
этого конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под
час не может справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой
проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых
и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать
механизм защиты собственного “Я” доступными для него способами, либо
он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с
родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному
напряжению, а если родители не сменят свою “воспитательную
политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство, невроз,
который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.
Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными
личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается
соответствующий ответ. В книге Вл. Леви “Нестандартный ребенок”*
описывается случай, когда родители обратились к психологу по поводу
своего ребенка: мальчик перестал убирать свою постель. Сколько лет
вашему мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили родители - он уже
3 года как женат. Причина оказалась лежала на поверхности - родители
воспитывали своего ребенка так, как хотелось им, принудили поступить
в институт по их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.
Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем
нам грозит “полная невротизация населения”. Общество состоящее
в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать
в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в
дальнейшем, говорить не приходится.
· Вл.Леви “нестандартный ребенок” М., 1989год
Может показаться, что я
сгущаю краски и рисую апокалиптическое будущее. Да, проблема важна,
очень. Но все больше родителей придает значение здоровью своих детей
и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится
действовать методом проб и ошибок, но самое главное - они хотят
вырастить здоровых детей. Задумываются о профилактике детских
нервных заболеваний и стараются не допускать их. Никто не спорит -
современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна
стрессов. В данных условиях жить и растить новое поколение будет
легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую
очередь психически.
Современная семья “представляет собой не застывшую социальную
организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в
диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения,
происшедшие в структуре семьи: уменьшение размеров семьи и
количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры,
исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом” -
пишет А.И.Захаров в книге “Неврозы детей”*. Сюда же можно добавить и
смешение половых ролей в обществе: становится все более заметна
феминизация мужчин и, обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все
больше отстраняются от воспитания собственных детей (хотя надо
отметить, эта тенденция существовала и раньше), стараются сложить с
себя как можно больше ответственности за этот процесс. Женщины
предлагают своим детям стереотип модели поведения (согласно половой
дифференциации в обществе), не соответствующий действительности: для
мальчиков - образец смеси “прекрасного принца” и “Шварценегера”, не
подкрепленный личным примером отца, для девочек до сих пор действует
стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед глазами
ежедневно пример собственной матери, не соответствующий реальной
женщине в современном обществе.
Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в
нынешней семье. Намечается тенденция к формированию нового типа
семьи. Отношения между родителями изначально в семье строятся скорее
на принципах товарищества, нежели на принципах главенства того или
иного члена семьи (по патриархальному или матриархальному укладу).
Но процесс становления новой семьи труден и болезнен, так как новые
роли еще не до конца освоены: мужчин в семье еще тянет стукнуть
кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме хозяин?”, женщины,
воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены
приспособиться к современным условиям и вести себя более активно ,
тоже претендуют на роль главы семьи. Множество семей распадается, не
перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей
уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки
взрослых. Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и
других нервных заболеваний детей.
На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений между
родителями и детьми, а, в свою очередь и в большинстве случаев,
причины повышенной нервозности детей, кроются в несостоятельности
родителей, не способности выполнять материнские и отцовские
обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные
родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не
задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по
определению Дж.Пирса, “рассоединенные” , они существуют рядом, но не
вместе. Каждый из членов семьи занимается своими проблемами,
забывая, что ребенок нуждается в постоянном любви, внимании и
заботе, понимании своих проблем, которых у него много. Вместо этого
современные родители стараются как можно раньше переложить
воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь тем
временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою
очередь не способствует здоровью ребенка во всех
* А.И.Захаров “Неврозы у детей” Изд-во Дельта, СПб ,1996г, стр.18
отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет
принимать решения, не соответствующие собственным стремлениям. На
что могу ответить: компромисс можно найти всегда, было бы желание.
Термин “Воссоединение в родительстве”, предложенный ,Дж.Пирсом*, на
самом деле - актуальное требование к современной семье, реально
выполнимое в современных условиях. Оно поможет предотвратить
большинство случаев нервных заболеваний детей, что в свою очередь
обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.
Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который
закладывается в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то
в последствии принимает их за норму жизни, вырабатывает привычку к
подобным отношениям. Став, в свою очередь родителем, подсознательно
реализует заложенное в детстве представление в собственной семье. По
моему мнению, в современную школьную программу надо включить предмет
“Родительство”, обучая , что называется “с младых ногтей”
премудростям этой сложной науки. Так как пока что редкую нынешнюю
семью можно взять за пример для подражания - гармония семейных
отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для воспитания
гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок).
2. МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ
ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ: А.И.ЗАХАРОВ
По мнению А.И.Захарова
существуют несколько видов неврозов. В своей книге “Неврозы у детей”
он перечисляет их в следующем порядке:
1. Невроз страха *.
Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.
“Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь
идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех
детей в возрасте 5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с
подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье
существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера... А если ребенок
и прежде был беспокойным , то подобное беспокойство резко усиливает
возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов, как
у этой девочки ( боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т.д.).
Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может
что-то случиться. В своем максимальном выражении это “что-то”
означает смерть: от пожара, болезни и т.д. ...Источником подобных
страхов была мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в
детстве”.
А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в
такой особенности психологического развития ребенка, как “феномен
ролевой идентификации “ - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх
изображать себя мамой, мальчики 5-8 лет - отца.
Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила
материнский способ поведения.
2. Неврастения *.
“Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей
ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям
окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми
предстоящими трудностями”.
Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка
таким, каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может
понять, почему родители так строги к нему, ведь он так старается
делать то, что они требуют. Противоречия самих родителей приводят
ребенка к нервному перенапряжению, неврастении. Говорить о здоровой
психике ребенка не приходится - конфликт родителей с ребенком,
воспринимается последним, как собственная неполноценность. На самом
деле, приходится удивляться терпению детей в таких ситуациях. По
словам Захарова, родители по его просьбе подсчитали сколько
замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300
противоречивых требований ( не просьб, обращений, а требований и
приказов).
Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания
родителей на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность
самих родителей равномерно распределять внимание между всеми детьми
в семье. Часто, упреки в адрес старшего (в такой ситуации реже
бывает наоборот) ребенка бывают несправедливы и мотивированы тем,
что “он старший, на нем больше ответственности, он сам должен
понимать”. Как правило оборачивается такая ситуация нервными
срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к младшему
брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения
своего рейтинга у родителей.
· А.И.Захаров “Неврозы у
детей” . Невроз страха -стр.61
·
неврастения - стр.66
3. Истерический невроз*.
“Его внешние проявления,
видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело
устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо
отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем
возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической
запущенности, но причина - та же. Родители до определенного момента
потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения,
поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики
родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он
устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не
может сделать, это происходит помимо его воли”.
Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной
причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего
окружения - бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не
надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит своего
внука раз в год, решила проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку
нельзя говорить нет” - сказала она мне. Ребенок требовал достать
специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш
почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил
бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед
этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда
бабушка уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то,
что вчера разрешили.
Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную
сторону такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а
наоборот, полное отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального
внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают
демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания -
всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого
буяна. “Ты нам такой не нравишься” - как бы говорят родители. Таких
детей называют “невостребованными”.
На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для
поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты
устройством личной жизни и карьеры, лишь у малого количества
родителей была возможность заниматься домашним воспитание детей,
остальные были лишены такой возможности, вынуждены были отдавать
своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.
4. Невроз навязчивых
состояний*.
Последний невроз,
описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в более старшем школьном
возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность
совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в
себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами
защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления
(по мнению В.И.Гарбузова).
Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их
нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность -
ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу.
Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание
напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность,
боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких
условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).
*А.И.Захаров “Неврозы у детей” Истерический невроз - стр.69
Невроз навязчивых состояний - стр.70
3. ВЫВОДЫ: НЕВРОЗ ДЕТЕЙ
- МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ?
А.И.Захаров видит
причины детских неврозов в несовершенстве семейных отношений. Но,
таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг:
родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая
их на плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих
детей. И так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки
не остановится и не задумается, как исправить это положение.
Сознательное родительство, то есть полное осознание свей
ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам
помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей
относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего
любовь, находя опору и понимание более безболезненно проходят
кризисные моменты своей жизни.
Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение -
период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в
семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления
ребенка в семье.
Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые
родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам
начинать воспитывать своего ребенка?” На что мудрец им
ответил: “Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней”.
На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют
право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала
решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье.
Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое
здоровье ребенка в семье, а так же гарантия, что большинство ваших
проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.
Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не
лекарство - главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое
“всевидящее око”, родителей может породить в ребенке неуверенность в
собственных силах, различные комплексы, так же может привести к
возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка
(кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы
взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им
кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются
требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность,
которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к
личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это
относится уже к разделу этики самих родителей.
Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс
для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей.
Как и чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не
требуется рассказывать.
Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго.
Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в
несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые
родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка
тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах
заболевания. Но поступая так, валят “с больной головы на здоровую” -
если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не
состоятельность как родителей.
Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на
поверхность” может какой угодно напряженный момент - облаяла
собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо
помнить, что основа закладывается в раннем детстве.
Сложности семейных отношений не должны служить поводом для
оправдания собственной невнимательности к своим же детям.
В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать -
работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной
бездеятельности”. Перефразируя, можно сказать: “Кто хочет вырастить
гармоничного ребенка - прикладывает усилия для достижения своей
цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания
собственной бездеятельности”.
Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это
заболевание получают в виде наследства от своих собственных
родителей. А.И.Захаров постоянно подчеркивает, что неврозы у детей -
заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на
момент рождения малыша.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ
У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта” , СПб, 1996 год
2. В.И.ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год (?)
3. В.ЛЕВИ “НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК” Москва 1989 год.
4 Дж.ПИРС “ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ” , Самиздат.
|