Лаура Перлз
Некоторые аспекты
Гештальт-терапии
Всегда, когда меня просят
написать статью или выступить ex cathedra в качестве
«авторитета» в теории и практике гештальт-терапии, я вспоминаю сон,
который видела много лет назад.
Вечером перед этим я читала стихотворение Кроу Рэнсома
«Эквилибристы». Оно завершается строкой: «Оставьте их лежать
опасными и прекрасными».
В моем сне я шла по пляжу, где и встретила Пола Гудмена и
его сына Мэтью. Они собирали раковины и камешки. Я сказала:
Не собирайте их; когда они высохнут,
Раковины сломаются, камешки посереют
И потускнеют.
Оставьте их лежать опасными и прекрасными.
(в оригинале
стихотворение рифмованное – Я. К.)
Это мое существование: я Пол и Мэтью, учитель и ученик,
наблюдатель и классификатор. Я – раковины и камешки, хрупкие и
тусклые, выброшенные на берег, на милость ученых и собирателей. Я
пляж, вечнодвижущаяся береговая полоса, где сухое прошлое
периодически оживляется и увеличивается или уменьшается волнами
настоящего. Я также и море, постоянно обновляющаяся, ритмически
движущаяся жизненная сила. И я поэт, знающий то, что ученые забыли.
Я только что дала вам несколько укороченный пример работы
со сном в гештальт- терапии. То, что я обнаружила, работая с этим
сном, и то, что я пытаюсь сказать вам, особенно в применении к
сегодняшнему вопросу, - это то, что сортировка и суммирование опыта
гештальт-терапии в классы, помеченные как Теория, Техники,
Расширения и Ожидания Достижений, совершенно не резонируют с
холистической и организмической философией гештальта.
Мне больше нравится думать о любой теории, включая
Гештальт, как о рабочей гипотезе, дополнительном конструкте, который
мы строим и приспосабливаем к целям коммуникации, рационализации и
оправдания нашего особого личного подхода. Эти семантические
конструкты, если они согласованны и целостны сами по себе, могут
быть, как, например, работа Фрейда, великими произведениями
искусства и как таковые, быть точными выражениями и поддержкой опыта
и развития многих людей в определенной культурной ситуации. Но, как
это случается с любым фиксированным гештальтом, они могут при других
обстоятельствах стать препятствием в развитии человека, отношений,
группы или целой культуры.
Это прямо приводит меня к базовому (для меня) понятию в
гештальт-терапии – континууму осознания, свободно текущему
формированию гештальта, при котором то, что представляет
наибольший интерес для личности, отношений или группы, выходит на
передний план, где с этим можно контактировать и справляться так,
что затем оно может уйти на задний план и оставить передний план для
следующего гештальта.
Контакт возникает в любой актуальной ситуации в
настоящем, в единственный момент, когда возможны переживание и
изменение. Когда бы мы ни думали и ни говорили о прошлом, наши
воспоминания, сожаления, возмущение, горе или ностальгия
присутствуют здесь и теперь и относятся к настоящему. Когда бы мы ни
говорили о будущем, мы фантазируем, планируем, надеемся, ожидаем,
собираемся, стремясь к тому, или ужасаясь тем, где мы находимся
здесь и теперь, в настоящей ситуации. Гештальт- терапия – это
экзистенциальный, экспериентальный («проживательный») и
экспериментальный подход, который основывается на том, что
есть, а не на том, что было или будет. Интерпретации не
нужны, когда мы работаем с тем, что доступно пациенту и терапевту в
актуальном текущем осознании и с чем можно экспериментировать
посредством этого всегда возрастающего осознания.
Контакт – это граничный феномен между
организмом и окружением. Это признание другого и
взаимодействие с ним. Граница, где встречаемся Я и другой, есть
локус эго-функций идентификации и отчуждения, сфера возбуждения,
интереса и любопытства, страха и враждебности.
Эластичность границы определяет континуум
осознания: если нет препятствий для сенсорных и моторных
функций, происходит непрекращающийся обмен и рост (Карл Витакер
называет это растущим краем) и постепенное расширение общей почвы
для коммуникации.
Когда границы становятся фиксированными, мы
имеем, в лучшем случае, обсессивную личность, сильный
«характер» с фиксированными принципами и привычками, кто правильно
живет согласно закону и порядку, принципам, гордости и
предрассудкам. В худшем случае мы получим кататоника, который может
внезапно вырваться из своего заточения в неконтролируемой и
разрушительной ярости.
Когда границы разрушены или размыты, дверь открыта для
интроекции и проекции. В лучшем случае мы имеем инфантильного
потребителя, жадного интроектора, для которого счастье идентично
состоянию полного слияния и который воспринимает другого как
угрожающего и враждебного. В худшем случае мы имеем эмоционально
безразличного дезориентированного шизофреника со странным или
отсутствующим самовыражением, который может дегенерировать в
полностью отчужденную и изолированную не-личность.
Контакт возможен только в той степени, в которой
доступна поддержка для него. Поддержка – это общий
задний план, на фоне которого выделяется (существует) и формируется
значимый гештальт. Это и есть значение: отношение фигуры к своему
фону.
Поддержка – это все, что облегчает текущую
ассимиляцию и интеграцию опыта для человека, отношений или общества:
первичная физиология, прямая поза и координация, чувствительность и
мобильность, язык, привычки и обычаи, социальные правила и отношения
и все, что мы можем приобрести или выучить в течение нашей жизни;
короче, все, что мы обычно принимаем как гарантированное и на что
полагаемся, даже и особенно наши привязанности и сопротивления –
фиксированные идеи, идеалы и поведенческие шаблоны, которые стали
второй натурой именно потому, что могли поддержать во время своего
формирования. Когда они переживают свою полезность, они становятся
блоками (препятствиями) для текущего жизненного процесса. Мы
застываем в тупике, на перепутье, в параличе, подобном смерти.
В гештальт-терапии мы деавтоматизируем эти вторичные
автоматизмы, оставаясь с очевидно неразрешимым конфликтом и исследуя
каждую доступную деталь: мышечные напряжения, возникающую в
результате нечувствительность, рационализации, удерживание статус
кво, интроекции, проекции и т.д. Альтернативы становятся возможными
и доступными с повышением осознания и сопровождающими инсайтами,
ресенситизацией и ремобилизацией. Тупик превращается в текущую
проблему, с которой можно справиться и принять за нее
ответственность здесь и теперь.
Это приводит нас к вопросу о техниках. Как
гештальт-терапевт я предпочитаю говорить о стилях как
унифицированных способах выражения и коммуникации. В
гештальт-терапии существует столько же стилей, сколько терапевтов и
пациентов. Терапевт применяет себя в ситуации и к ситуации с
тем жизненным опытом и профессиональными навыками, которые он
ассимилировал и интегрировал как свой фон (задний план), который
дает значение текущему осознанию его и пациента. Он постоянно
удивляет не только своих пациентов и группы, но и себя.
Терапия сама по себе есть процесс инноваций, в
котором пациент и терапевт постоянно открывают себя и друг друга и
постоянно изобретают свои отношения.
К сожалению, в результате многочисленных демонстраций и
распространения фильмов о работе Фрица Перлза только тот подход, что
он использовал в последние три или четыре года жизни, стал широко
известен как гештальт-терапия. Его работу со сновидениями
имитировали как «настоящую» технику гештальта многие нетренированные
и неопытные групповые лидеры, используя ее механистически,
упрощенно, как трюк. Но, не рассматривая сложности ситуации, не
осознавая ограничения – собственные и пациентов, имитаторы не просто
ошибаются, а ведут себя неаутентично и безответственно.
Не существует амплификаций в техниках гештальт-терапии.
Гештальт-терапия сама по себе – постоянная амплификация всеми
доступными средствами в любом возможном и желательном направлении.
Лично я много работаю с телесным осознанием: дыханием,
позой, координацией, непрерывностью и текучестью движения; с
жестами, выражением лица, голосом, языком и использованием его
особенным идиосинкразическим способом. Я буду работать с музыкантом
за его инструментом и с писателем – над его рукописью. Я работаю со
сновидениями и фантазиями, чтобы облегчить идентификацию или
реидентификацию с отчужденными или неразвитыми частями личности.
Я работаю с очевидным, с тем, что непосредственно
доступно осознанию - моему или пациента. Забавно, что мы используем
латинское слово «obvious» (ср.
русское «очевидный» - Я. К.),
описывая что-то слишком простое, тривиальное, чтобы об этом
беспокоиться; и греческое слово «проблема» – в противоположном
смысле: описывая серьезную трудность, о которой нужно беспокоиться,
которую нужно диагностировать, прорабатывать, решать, преодолевать и
т.д. Но лингвистически оба слова имеют одинаковое значение - а
именно: то, что находится прямо перед вами, у вас на дороге.
Терапевтические возможности случайного переворота в языке слишком
очевидны, чтобы о них говорить!
Я также не хочу говорить о Достижениях. В
гештальт-терапии мы поощряем и облегчаем продолжающийся процесс
осознания того, что есть, и мы прекращаем терапию, когда пациент
испытывает ту степень интеграции, которая облегчает его собственное
развитие.
1972
(L. Perls. (1992). Living at the
Boundary. A Gestalt Journal Publication. Pp. 129 – 135.) |