По мнению
Стивена Райсса (Steven Reiss), профессора психологии
из
Университета Огайо, никакой принципиальной
разницы между внутренней и внешней мотивацией в
поведении индивидуума нет и быть не может.
Принято считать,
что человек в своих поступках руководствуется двумя
видами побуждения: внутренними, когда совершает
героический поступок по зову сердца, и внешними,
когда тот же поступок совершается по принуждению со
стороны вышестоящего начальства или, допустим, в
обмен на какое-то вознаграждение.
Профессор Райсс
полагает,что это разделение, по меньшей мере,
некорректно,
пишет PhysOrg. Дело в том, утверждает профессор
Райсс, что феномена внутренней мотивации просто не
существует. То есть нет никаких доказательств его
существования, что, в принципе, то же самое.
Несмотря на то, что спор о наличии или отсутствии
внутренней мотивации выглядит чисто академическим,
профессор Райсс убежден в том, что проблема, которой
он озадачился, имеет вполне практическое значение,
поскольку сторонники внутренней мотивации часто
сознательно вводят людей в заблуждение.
Так, авторы
большинства современных книг на тему «как стать [заполнить
самостоятельно] за три недели» пытаются внушить
своим читателям, что достижение успеха в [заполнить
самостоятельно] возможно лишь при условии, что
соискатель будет работать не за страх (как вариант:
денежное вознаграждение, благосклонность любимой
женщины или общественное поощрение), а за совесть.
Точнее — за удовольствие. А нежелание следовать
этому правилу будто бы приведет соискателя лишь к
разочарованию.
Но это еще полбеды.
Такой же точки зрения придерживаются некоторые
работодатели и даже руководители целых государств,
искренне убежденные, что ярко раскрашенный лист
мелованной бумаги с надписью «Почетная грамота» и
плохо снятая фотография жертвы бихевиоризма на
корпоративной доске почета ценятся работниками
гораздо выше, нежели куда более скромные листы
бумаги, отпечатанные местным казначейством.
Опровергая эту
точку зрения, Райсс создал и проверил опытным путем
собственную теорию мотивации, в основе которой лежат
16 базовых желаний. Желания эти управляют всеми
мыслимыми душевными движениями человека, включая
жажду власти и независимости, любопытство и поиск
общественного признания. То есть оппоненты
профессора Райсса, утверждает профессор Райсс, могут
сколько угодно критиковать его теорию, но мотивы их
поступков все равно будут приводиться в движение
одним из шестнадцати, а вовсе не двух факторов
Райсса.
У разных людей
разная мотивация, к тому же зависящая от
обстоятельств, — считает Райсс, — и глупо
утверждать, как это делают сторонники внутренней
мотивации, будто бы одни виды мотивации лучше
других.
В своей статье,
опубликованной в журнале Behavior Analyst, Райсс
указывает, в частности, на тот факт, что психологи,
поддерживающие идею внутренней мотивации, пока даже
не выработали точного определения этого термина,
меняя его в произвольной форме в зависимости от
текущих обстоятельств.
Например, принято
утверждать, что включение механизма внутренней
мотивации можно уловить по свойственному ему чувству
удовольствия. Однако удовольствие разные люди могут
понимать по-разному, считает Райсс. Так, дети учатся
ездить на велосипеде потому, что им это нравится.
Студенты грызут гранит науки, чтобы сдать сессию на
пять баллов и получить повышенную стипендию.
В то же время,
множество детей учатся ездить на велосипеде, чтобы
произвести впечатление на белокурую девочку с
васильковыми глазами из соседнего подъезда;
множество студентов сдают сессию на пять баллов,
чтобы доказать свое превосходство над однокурсниками
и даже некоторыми преподавателями.
Еще одно
определение внутренней мотивации предполагает
совершение действия ради самого действия. В
противоположность ей, внешняя мотивация — это
совершение поступка в надежде получить что-то
взамен. То есть дети, опять же, играют в бейсбол
ради удовольствия, профессиональный игрок — ради
денег и титулов. Однако это разделение, по мнению
Райсса, тоже выглядит не вполне убедительным:
ребенок с удовольствием играет в бейсбол, чтобы
размяться, а профессиональный бейсболист, заключая
очередной контракт, поступает так в соответствии со
своим родительским инстинктом, заставляющим его
гробить собственное здоровье, чтобы оплатить учебу
своих отпрысков в престижном университете.
В общем, говорит
профессор Райсс, доказательства существования некой
особой внутренней мотивации все еще строятся либо на
утверждениях, не выдерживающих проверки средствами
формальной логики, либо на «слишком большом
количестве переменных, контролировать которые
невозможно».
Остается дождаться
ответной реплики из лагеря приверженцев поруганной
идеи, чтобы выяснить, нет ли каких-либо логических
огрехов в умопостроениях профессора Стивена Райсса.
Андрей Столяров