НЛП-МАСТЕР: полный сертификационный
курс
Майкл Холл Боб Боденхамер
Высшая
магия нлп
2-е международное издание
Санкт-Петербург «прайм-ЕВРОЗНАК»
Москва «ОЛМА-ПРЕСС»
2004
ББК 88.53
УДК 159.9.019+159.98 Х36
Права на перевод получены
издательством «прайм-ЕВРОЗНАК»
соглашением с Crown House
Publishing Ltd.
(Великобритания)
при участии Агентства Александра
Корженевского (Россия)
Все права защищены. Никакая часть
данной книги
не может быть воспроизведена в какой
бы то ни было форме
без письменного разрешения владельцев
авторских прав
Холл М., Боденхамер Б.
Х36 НЛП-мастер: полный
сертификационный курс. Высшая магия НЛП. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»,
2004. - 320 с. (Проект «Главный учебник».)
ISBN5-93878-141-8
Это пособие является содержательным
продолжением и логическим завершением книги М. Холла и Б.
Боденхамера «НЛП-практик: полный сертификационный курс». Грамотно
структурированное и профессионально организованное, отличающееся
богатством упражнений и методов, насыщенное полезной информацией,
способствующей надежному усвоению материала — данное руководство
предоставляет читателю превосходную возможность получить все лучшее
из НЛП для повышения своей профессиональной квалификации от уровня
Практика к уровню Мастера НЛП — в управлении своими способностями и
совершенном владении моделью мастерства.
Холл Майкл, Боденхамер Боб
НЛП-МАСТЕР: ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ
КУРС. ВЫСШАЯ МАГИЯ НЛП
Перевод с английского: Н. Миронов
Редактор: Н. Мигаловская
Научный редактор: С. Комаров
Компьютерная верстка: Е. Маликова
Подписано в печать 12.03.2004. Формат
84 х 108 У16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 33,6.
Тираж 3 000 экз. Заказ 1614.
«прайм-ЕВРОЗНАК». 195009,
Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 41.
Общероссийский классификатор продукции
ОК-005-93, том 2-953000, книги, брошюры.
Заказ на печать размещен через
издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест». 129075, Москва, Звездный бульвар,
д. 23а, строение 10.
Отпечатано с готовых диапозитивов в
полиграфической фирме «Красный пролетарий». 127473, Москва, ул.
Краснопролетарская, д. 16.
ISBN
5-93878-141-8 ISBN 1899836888 (англ.)
© Crown House
Publishing Ltd., 2003
© Bob G. Bodenhamer, L.
Michael Hall, 2003
© Перевод на русский язык: Миронов Н.
© Серия, оформление: прайм-ЕВРОЗНАК,
2004
© прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
f
КРАТКОЕ\СОД ЕРЖАН И Е
ЧАСТЫ. ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО. ПРИНЯТИЕ
УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ НЛП ..... 13
Глава 1. Системное мышление в НЛП. НЛП
как системная модель нашей
нейро-лингвистики.........................14
Глава 2. Кинотеатр сознания. Как стать
редактором, режиссером и постановщиком качественной
кинематографической
продукции...............................................................................................20
Глава 3. Путь к
мастерству.....................................................................................................................39
ЧАСТЫ1. ОВЛАДЕНИЕ МЕТАСФЕРАМИ
НЛП...................................................................59
Глава 4. Управление состояниями,
вызываемыми нашими
фильмами..........................................................60
Глава 5. Управление
метасостояниями....................................................................................................70
Глава 6. Мастерство
метасостояний........................................................................................................90
Глава 7. «Суб-модальности» как
редакторские метауровни. Четвертая
метасфера......................................104
Глава 8. Метамодальности.
Использование фрейма кинематографических
характеристик...........................114
Глава 9. Овладение программами
восприятия. Метасфера
Метапрограмм.................................................123
Глава 10. Списки программ для
профессионалов. Детализация сферы
Метапрограмм..................................136
Глава 11. Метарепрезентативная
система. Лингвистическая сфера
Метамодели...........................................154
Глава 12. Метамагия и расширенная
Метамодель. Новые лингвистические паттерны
Метамодели..................163
ЧАСТЫН. СИСТЕМНОЕ
НЛП....................................................................................
171
Глава 13. Системное НЛП. Системное
мышление о кинематографии нашего
сознания..................................172
Глава 14. Теория метасостояний как
единая теория
поля...........................................................................186
Глава 15. Единые теории поля НЛП.
Дилтс, Бэндлер, Холл,
Боденхамер.....................................................196
ЧАСТЫУ. МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ
СИСТЕМНОГО НЛП ......................................... 211
Глава 16. Обогащенная модель стратегий
НЛП..........................................................................................212
Глава 17. Моделирование с
использованием метауровней. Модели стратегий в
НЛП....................................224
ЧАСТЬ V.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО
..................................................................239
Глава 18. Мастерство
транса...................................................................................................................240
Глава 19. Линии разума. Разговорный
рефрейминг..................................................................................254
Глава 20. Использование линий разума в
повседневной
жизни...................................................................268
Глава 21. Пресуппозиционное
использование языка. Часть I.....................................................................280
Глава 22. Пресуппозиционное
использование языка. Часть II.....................................................................292
Глава 23. Практическое НЛП. Приложения
НЛП в сферах психотерапии, бизнеса, межличностных
отношений, здравоохранения и
личностного
роста.....................................................................305
Глава 24. Мастерство
НЛП......................................................................................................................317
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................9
Что означает стать
мастером.........................................................9
Осознанное и неосознанное
обучение.........................................10
Расширение практического
опыта................................................11
Достижение
мастерства..............................................................11
Комментарии к данному руководству и
стилю изложения...............12
ЧАСТЬ I.
ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО. ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ
НЛП...............13
Глава 1. Системное мышление в НЛП.
НЛП как системная модель нашей
нейро-лингвистики ..14
Системное
мышление................................................................15
Системное мышление о системах
НЛП........................................17
Системная Модель-Ill.................................................................18
Овладение системным
НЛП...........'..............................................18
Резюме.....................................................................................19
Глава 2. Кинотеатр сознания. Как стать
редактором, режиссером и постановщиком качественной
кинематографической
продукции.............................20
Часть 1
Составляющие
субъективности....................................................21
Информационные процессы в нашей
нейро-лингвистической
системе.....................................................................................23
От фильмов к
смыслу.................................................................25
Базовая коммуникативная модель
НЛП.........................................25
Фреймы наших
фильмов.............................................................26
Кинематография
НЛП/НС............................................................27
Режиссура фильмов
сознания......................................................28
Упражнения в
кинематографии....................................................29
Часть 2 Свет, звук, мотор!
«Коммуникация» как фактор, вызывающий
к жизни наши
фильмы................................................................31
«Успех» как картирование полезных
фильмов................................33
Кинематография как нейро-семантическая
система........................34
Так почему же люди смотрят такие
фильмы?................................35
Благие намерения, стоящие за жуткими
фильмами.......................36
Метасферы наших
фильмов........................................................38
Резюме.....................................................................................38
Глава 3. Путь к
мастерству.....................................39
Часть 1
Установка, творящая
чудеса.........................................................40
Установка
волшебника................................................................41
Пресуппозиционные
установки....................................................42
Построение
гештальт-метафрейма..............................................47
Часть 2 Встраивание в сознание
пресуппозиций как обогащающих
нас
метасостоянии......................................................................57
Тестирование и оценка духа
мастерства........................................58
Резюме.....................................................................................58
ЧАСТЫ!. ОВЛАДЕНИЕ МЕТАСФЕРАМИ НЛП
................59
Глава 4. Управление состояниями,
вызываемыми нашими
фильмами...............................................60
Нейро-лингвистические
состояния...............................................61
Пути к
состояниям......................................................................62
Отработка навыков менеджмента
состояний........................'..........63
Базовый курс менеджмента
состояний.........................................63
Кинематография и
эмоции..........................................................68
Использование магии ментальных
фильмов..................................68
Вперед, в мир
нейросемантики!..................................................69
Магия трансформации
фильмов..................................................69
Резюме.....................................................................................69
Глава 5. Управление
метасостояниями.....................70
Часть 1
Введение в
метасферы...............................................................71
Метасостояния и кинотеатр нашего
сознания................................73
Повышение качества менеджмента
состояний с помощью
метасостоянии...........................................................................75
Характеристики
метасостоянии....................................................76
Первичные состояния и
метасостояния.........................................76
Эффективное различение первичных
состояний
и
метасостоянии........................................................................77
Обучение, ускоренное
метасостояниями.......................................78
Часть 2
Переживание
метасостоянии.......................................................78
Якорение
метасостоянии............................................................79
Психо-логика
метасостоянии.......................................................80
Кинематографический
клей.........................................................81
Трансформация фильмов «о
неудачах»..........................................82
Рефлексивность
метасостоянии...................................................83
Картирование смыслов наших
фильмов........................................84
Уровни смыслов наших
фильмов..................................................85
Базовый паттерн вхождения в
метасостояние................................86
Развитие навыков с помощью
метасостоянии................................86
Искусство выявления
метауровней................................................87
Резюме.....................................................................................89
Глава 6. Мастерство метасостоянии
........................90
Признание роли
метасвязей........................................................91
От метасостоянии к
гештальт-состояниям.....................................92
Модулирование и интегрирование
метасостоянии.........................93
Многопорядковость: язык уровней наших
метасостоянии...............94
Воссоздание культурных реалий в
метасостояниях.........................94
Технология проектирования
метасостоянии..................................96
Работа с негативными эмоциями с
помощью метасостоянии...........96
Уничтожение и/или приручение
дракона......................................97
Повышение самооценки и самоуважения с
помощью метасостоянии 99
Паттерн
«от-сознания-к-мускулам».............................................
100
Работа с «намерениями»
в
метасостояниях......................................................................101
Резюме...................................................................................103
Глава 7. «Суб-модальности» как
редакторские метауровни. Четвертая
метасфера........................104
Термин
«суб-модальности»........................................................106
Структура и уровень
«суб-модальностей»...................................106
Когда «суб» на самом деле
«мета».............................................108
Назад к истокам наших репрезентативных
систем........................109
Кинематографические характеристики
наших ментальных фильмов 109
Тестирование старого НЛП-паттерна
изменения убеждений.........110
Использование фрейма подтверждения для
новых убеждений.....110
Структурный фрейминг с использованием
информационных
различий.................................................................................111
Символическая природа
«суб-модальностей»..............................113
Резюме...................................................................................113
Глава 8. Метамодальности.
Использование фрейма кинематографических
характеристик......................114
Секреты
«суб-модальностей»....................................................115
Как фреймы управляют
кинематографическими характеристиками
наших
фильмов........................................................................117
Когда паттерн «суб-модальностей» не
работает..........................119
Резюме...................................................................................120
Глава 9. Овладение программами
восприятия. Метасфера
Метапрограмм................................... 123
Общий обзор
метапрограмм.....................................................124
Сортировка выборов, составляющих
континуум...........................125
Контекстуальные фреймы
сознания...........................................125
Изменение
метапрограмм........................................................125
Профилирование с помощью
метапрограмм...............................126
Метауровневый анализ
метапрограмм........................................128
Учимся распознавать паттерны
восприятия..................................129
Достижение мастерства в использовании
метапрограмм..............130
Высокое искусство изменения
метапрограмм..............................131
Изменение метапрограмм во «времени» и
с помощью «времени» 132
Воздействие метапрограмм на
«суб-модальности»......................132
Шаблон
метапрограмм.............................................................133
Резюме...................................................................................133
Глава 10. Списки программ для
профессионалов. Детализация сферы
Метапрограмм........................136
Перечень
метапрограмм...........................................................137
Метапрограммы ментальных процессов
переработки информации 139
Метапрограммы эмоциональной
сортировки...............................141
Волевые
метапрограммы..........................................................
144
Концептуальные метапрограммы и
метапрограммы высших
уровней...................................................................................146
Метапрограммы внешнего
реагирования...................................147
Концептуальные
метапрограммы...............................................150
Личностные метапрограммы: различные
измерения ощущения
себя........................................................................................150
Резюме.................:.................................................................153
Глава 11. Метарепрезентативная
система. Лингвистическая сфера Метамодели......................154
Возвращение к структуре
магии................................................155
Овладение первой
метасферой.................................................156
Суть
Метамодели.....................................................................157
Вопросы, задаваемые с целью
редактирования...........................158
Форматирование и структурирование
Метамодели......................158
«Логические уровни»
Метамодели.............................................159
Резюме...................................................................................161
Глава 12. Метамагия и расширенная
Метамодель. Новые лингвистические паттерны Метамодели.........163
Ценность
Метамодели..............................................................164
Расширение
Метамодели..........................................................165
Что описывают новые
паттерны.................................................165
Овладение мастерством
Метамодели.........................................167
Овладение пресуппозициями
Метамодели.................................169
Резюме...................................................................................169
ЧАСТЫИ. СИСТЕМНОЕ
НЛП..................................171
Глава 13. Системное НЛП. Системное
мышление
о кинематографии нашего сознания
.......................172
Системное мышление и оценка в
метасостояниях.......................173
Вхождение в метасостояния как
системное мышление................174
Принципы системного
мышления.............................................. 174
Предпосылки матрицы
сознания................................................179
Работа с фреймами в метасостояниях с
целью создания
самоорганизующейся
системы...................................................180
Эффекты
метасостояний..........................................................181
Резюме...................................................................................185
Глава 14. Теория метасостояний как
единая
теория
поля......................................................186
Метасостояния как
метафреймы................................................187
Системное мышление, формирующее единое
поле НЛП............189
Системное мышление в единой теории
поля............................191
Резюме...................................................................................195
Глава 15. Единые теории поля НЛП.
Дилтс, Бэндлер, Холл,
Боденхамер..............................................196
Первая системная модель НЛП: Сеть
Нейро-Логических уровней 197 «Технология проектирования человека» (DHE)
Бэндлера как вторая
попытка создать единую теорию
поля........................................201
Модель Метасфер: третья попытка
создания системного НЛП.....203
Перенос структуры в процессе
индивидуального развития...........205
Модель интерфейсного взаимодействия
метасфер.....................207
От первичных состояний к многослойным
метасостояниям...........207
Ключевые свойства
метасфер....................................................208
Резюме...................................................................................210
ЧАСТЬ IV.
МОДЕЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМНОГО
НЛП.............................................211
Глава 16. Обогащенная модель стратегий
НЛП .........212
Стратегия
опыта......................................................................213
В начале была модель
ЮТЕ......................................................213
Модель
Стратегий...................................................................213
Разработка модели
Стратегий...................................................214
Обогащенная модель
ЮТЕ........................................................215
Овладение мастерством НЛП, понимание
ЮТЕ...........................217
Пример распаковки
стратегии....................................................218
Паттерн выявления
стратегии....................................................219
8
Содержание
Использование анализа стратегий для
переноса сознания............220
Овладение мастерством модели
стратегий.................................221
Использование модели
SCORE для
моделирования.....................221
Стратегии
моделирования........................................................222
Резюме...................................................................................223
Глава 17. Моделирование с
использованием метауровней. Модели стратегий в НЛП
...................224
Поднимаясь над ограничениями модели
Стратегий.....................225
Использование метауровней в
стратегиях...................................226
Моделирование высших уровней сознания
и смысла...................226
Системное мышление в
моделировании....................................227
Системное размышление о «логических
уровнях».......................228
Ремоделирование «Нейро-Логических
уровней».........................230
Метауровень фонового
знания..................................................233
Распаковка стратегии
высокопрофессионального пилота..............234
Вхождение в нужное состояние при
моделировании...................234
Организация данных для построения
модели..............................235
Резюме...................................................................................238
ЧАСТЬ V.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО..............239
Глава 18. Мастерство
транса...............................240
Часть 1
Так что же такое
гипноз?..........................................................241
Действуем ли мы
«неосознанно»?.............................................241
Какова природа гипнотических
состояний?.................................242
Как эмоционально переживается транс
или гипноз?....................243
Каков язык
гипноза?.................................................................243
Каковы невербальные гипнотические
процессы?.........................243
Что такое метафорическое направление
транса?.........................244
Армирование трансовых состояний путем
входа
вметасостояния.......................................................................245
Новые гипнотические языковые
паттерны..................................245
Часть 2
Трансовое состояние
«времени»................................................248
Трансовые состояния ускоренного и
замедленного времени........250
Принятие новых решений «во времени» с
помощью
метасостояний.........................................................................251
Опыт спирального вращения
ресурсов........................................252
Моментальное развитие
терпения.........'....................................253
Резюме...................................................................................253
Глава 19. Линии разума. Разговорный
рефрейминг .... 254
Вы когда-нибудь слышали, чтобы линии
меняли сознание?.........255
Линии, фреймирующие
разум...................................................258
Магический
куб........................................................................260
Линии разума: линии, фреймирующие
смыслы...........................260
Линии разума: линии, рефреймирующие
смыслы,
удерживаемые в
сознании.........................................................260
Как работают линии
разума?.....................................................261
Как заставить линии работать в
сознании для трансформации.......265
Использование линий разума для
укрепления эффективных
убеждений..............................................................................266
Резюме...................................................................................
267
Глава 20. Использование линий разума
в повседневной
жизни.........................................268
Двадцать шесть способов рефрейминга
«неудачи».......................269
Линии способны изменять
сознание..........................................272
Эффективные состояния для работы с
линиями разума................272
Поддерживающие убеждения для
эффективных «магических»
состояний................................................................................274
Краткий обзор линий
разума.....................................................276
Подсказки для запоминания линий
разума..................................277
Резюме.............................:.....................................................279
Глава 21. Пресуппозиционное
использование
языка. Часть I...................................................280
Использование пресуппозиционных
терминов для задания фреймов, направляющих сознание и создающих
гипнотические
эффекты.................................................................................281
Модель НЛП о репрезентации
реальности.................................281
Модальные операторы и
метасостояния.....................................288
Пресуппозиции........................................................................290
Резюме...................................................................................291
Глава 22. Пресуппозиционное
использование
языка. Часть II
..................................................292
Резюме...................................................................................304
Глава 23. Практическое НЛП. Приложения
НЛП в сферах психотерапии, бизнеса, межличностных отношений,
здравоохранения и личностного роста.....305
Нейро-лингвистические
технологии..........................................306
Разнообразие
техник................................................................308
НЛП и
психотерапия.................................................................308
Паттерн
реимпринтинга............................................................309
Паттерн изменения личностной
истории....................................311
Паттерн уничтожения
решений.................................................311
Паттерн работы с негативными эмоциями
в метасостояниях.........312
НЛП и
бизнес..........................................................................313
Фрейм «как если
бы»................................................................313
Трансформация «ошибок» в
«обучение»......................................314
Паттерн принятия
решений.......................................................315
НЛП и
образование..................................................................316
Резюме...................................................................................316
Глава 24. Мастерство
НЛП...................................317
Задавание фреймов
мастерства.................................................318
Путь к
мастерству.....................................................................319
Резюме...................................................................................319
Литература..............................................................................320
ВВЕДЕНИЕ
Что означает стать мастером
Становясь практиками НЛП
(нейро-лингвисти-ческого программирования), мы отправляемся в
путешествие — путешествие, во время которого научимся «управлять
своим собственным мозгом». На этом пути вы откроете для себя
структуру опыта и усовершенствуете навыки использования различных
состояний своего сознания-тела. В самом начале нашего странствия вы
познакомитесь с базовой моделью НЛП, а затем получите множество
возможностей попрактиковаться в использовании модели, что позволит
вам приобрести опыт и мастерство.
Мы описали все это в первом томе
данного руководства.* В нем мы подготовили вас к путешествию,
познакомив с моделью и содержанием НЛП. Затем мы приступили к
изучению компонентов НЛП, процесса моделирования структуры
субъективного опыта, исходной лингвистической модели (метамо-дель
языка), исходной нейрофизиологической модели (состояния и
стратегии), а затем базовой репрезентационной модели (сенсорные
модальности и «суб-модальности»), известной также как модель
коммуникации. Помимо всего этого мы включили в первый том десятки
паттернов трансформации. Являясь практическим курсом, руководство
знакомит вас с языком гипноза (Милтон-модель), использованием
«суб-модальностей» и играми с ними, а также с сутью метасостояний,
объясняющих столь высокую эффективность метауровней НЛП.
Проделав весь этот путь, сегодня мы
рады расширить для вас горизонты НЛП и поделиться новыми
достижениями в этой области, и прежде всего — достижениями,
касающимися нейро-семантики (НС). В соответствии с поставленными
перед собой задачами мы излагаем в этой книге материал, относящийся
к уровню, который мы назвали уровнем практикующего мастера НЛП.
Являясь таковым по сути, этот курс открывает вам возможность
овладеть мастерством НЛП как с точки зрения навыков, так и с точки
зрения установки. Второй том руководства приглашает вас продолжить
путь от практика НЛП к уровню практикующего мастера, потому что во
время этого пути вы обретете не только знание НЛП, но и проникнетесь
его духом. Стремясь помочь вам в этом, мы сосредоточим свое внимание
на процессах, которые облегчат вам переход от уровня практика к
уровню мастера в управлении
своим собственным мозгом и
моделировании структуры мастерства.
В первом томе руководства мы заложили
фундамент для этой работы. Теперь мы представляем вам новые аспекты
модели НЛП, их знание необходимо для полного понимания и
совершенного владения моделью. Каковы же эти дополнительные аспекты?
Что нового предлагает вам данная книга?
• Метапрограммы.
• «Суб-модальности» как средства
фрейминга на метауровне.
• Различения высшего уровня в
метамодели.
• Линии разума как речевые паттерны
рефрей-минга (ранее известные как паттерны «фокусов языка»).
• Лингвистические различения высшего
уровня (пресуппозиции).
• Транс как метауровневый феномен.
• Паттерны временных линий высшего
уровня.
• Системное мышление в НЛП.
• Системную модель метасфер.
• Практические приложения НЛП.
Но самая главная цель, которой мы
стремимся достичь в этом втором томе руководства, описывающем
уровень мастера, — это заложить в ваше сознание нечто еще более
важное, а именно саму установку, позволяющую человеку эффективно
использовать модель.
Каждый, кто уже имеет опыт работы с
НЛП, не сомневается в том, что, когда речь идет о человеческом
факторе, этот подход поистине способен творить чудеса. НЛП
предлагает множество моделей и паттернов, способных вызывать
чудесные преображения разума и души человека. Но если мы хотим
достичь в использовании этой преображающей силы уровня настоящей
магии, мы сами должны подняться до высших пределов своего мышления и
сознания. И на то есть веские причины: НЛП не для робких.
Чтобы достичь мастерства в
использовании модели системы сознания-тела, вам потребуется немалая
доля мужества, целеустремленности и страсти. Эти паттерны никогда не
откроют вам своих истинных возможностей, если вы будете подходить к
их использованию с сомнением, опасением или отсутствием энтузиазма.
Сила любого волшебника за-
* Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик:
полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. — СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
10
ключена не только в инструментах,
находящихся в его распоряжении, но также и в любви, отваге и
страсти, которые движут им при использовании этих инструментов. И
здесь на помощь передовым достижениям науки и техники приходит
искусство мага.
Дух НЛП заключает в себе страстное и
преданное служение на благо себе и другим, веру в возможности
используемых средств и их дальнейшее развитие, ответственность,
заставляющую стремиться стать безупречным мастером своего дела,
пытливую любознательность, призывающую: «Ищи и пробуй», радость игры
и уважение. И это только начало. Дух НЛП позволит вам почувствовать
себя бесконечно богатым, что даст вам возможность.действовать,
заботясь не только о собственной выгоде, но и об интересах других
людей. При этом дух НЛП побуждает не страшиться ошибок, а, напротив,
делать ошибки и ценить их, поскольку они являются необходимой
обратной связью. Человек, проникнувшийся этим духом исследования и
эксперимента, не пасует перед неопределенностью, а сложности и
проблемы его лишь вдохновляют.
А нас вдохновляет возможность
познакомить вас с нашей работой. Значительная часть материала этой
книги уже содержится в других изданиях (включая и наши собственные):
Однако лишь в не многих из них, если таковые вообще найдутся,
затрагивается тема установки или духа НЛП в том смысле, в которым мы
говорим об этом в данной работе. Именно этот дух отличает тех, кто
готов использовать НЛП в полную силу и с уважением и при этом
получать удовольствие от своих действий, и тех, кому недостает
такого мастерства и присутствия воли. Этот дух отличает тех, кто
прославляет своими деяниями имя НЛП, от тех, кто использует это имя
не по назначению. Однако сам этот факт нисколько не умаляет ценности
модели. Скорее он призывает нас удостовериться в том, что мы
используем этот инструмент в соответствии с его духом.
Для достижения своей цели мы разбили
предлагаемый материал, учебные примеры, практические демонстрации,
паттерны и трансы по уровням сложности, чтобы их последовательное
прохождение способствовало вашему развитию.
• Страсть, сдерживаемая уважением и
почтением к другим людям.
• Энтузиазм, сдерживаемый осознанием
других контекстов и ценностей в вашей жизни.
• Целеустремленность, необходимая для
достижения такого качества своего мышления и эмоций, которое
позволит вам гордиться тем, как живете вы и окружающие вас люди.
Осознанное и неосознанное
обучение
Будучи тренерами, мы стремимся
заложить в вас знания и навыки не только на сознательном, но и на
подсознательном уровне. Мы пытаемся сделать и то и другое. Мы
убеждены, что человек, практикующий НЛП, должен обладать знанием и
пониманием модели, а также мышлением, порождаемым этим знанием и
пониманием, и достичь максимума эффективности в работе с моделью, и
тогда он будет абсолютно уверен, что может реализовать
соответствующие навыки. Знание и опыт будут идти рука об руку,
составляя в совокупности мощный рабочий инструментарий.
Некоторые тренинги по НЛП нацелены
исключительно на то, чтобы встроить эти знания и навыки
непосредственно в подсознание. Мы сомневаемся в том, что это
возможно. Можно ли встроить даже такой простой навык, как навык езды
на велосипеде, непосредственно — без осознанной практики и
понимания? А умение набирать текст вслепую? Даже умение говорить на
родном языке — казалось бы, один из наиболее неосознаваемых навыков
— требует многих и многих часов практики. Понаблюдайте за ребенком,
который часами проводит время за игрой и получает бесконечное
удовольствие, показывая пальцем на вещи и называя их, и пытаясь
воспроизвести новые для себя звуки. Вот это и называется практикой.
И даже если вам удастся встроить некоторые сложные технические
приемы в поведение человека так, что он не получит при этом над ними
сознательного контроля, то кто будет «управлять автобусом»?
Управляет ли такой человек своим собственным мозгом? Суть НЛП
состоит в том, что вы управляете вашим собственным мозгом, не
передавая бразды правления другим людям (включая даже тренера по
НЛП), и в полном осознании того, как вы это делаете.
Этот факт подчеркивает важность
когнитивного понимания модели и выработки четко сформулированных
представлений, позволяющих объяснить, почему вы выбираете именно
данный паттерн, а не другой, и чего вы хотите достичь за счет его
использования. Одну лишь способность использовать технические
навыки, без знания, направляющего этот процесс, еще нельзя назвать
мастерством. В результате такой подготовки человек окажется
практически беспомощным, стоит только окружающим условиям и внешним
сигналам измениться. Автоматическое неосознанное обучение
действительно эффективно по отношению к моторным навыкам и таким
областям деятельности, где условия среды и ситуативные контексты
относительно постоянны.
Введение
11
Но когда мы имеем дело с непрерывно
меняющимся окружением, нам необходима гибкость, позволяющая не
реагировать на происходящие события бездумно и автоматически. Нам
нужна осмысленная гибкость, являющаяся результатом осознанного
понимания, позволяющая нам делать новый выбор и побуждающая нас к
этому.
Эффективное встраивание навыков
мастерства предполагает сбалансированное сочетание осознанной и
неосознанной отработки этих навыков. Мы построили наши тренинги и
эту книгу таким образом, чтобы обеспечить вас как информацией, так и
программами, необходимыми для задействования и сознательной и
подсознательной части вашего разума. Мы уверены, что вы сможете
лучше усвоить предлагаемый материал и сохранить его в форме, готовой
к практическому применению, если не только получите опыт работы с
паттернами, но и понимание всех «почему» и «зачем», связанных с их
использованием.
С целью облегчить для вас как
осознанное, так и неосознанное усвоение материала мы будем на
протяжении всей книги регулярно задавать вам следующие вопросы.
• Какова цель данной техники?
• В какой сфере мы можем ее
использовать?
• Каковы механизмы ее работы?
• Как связана она с другими паттернами
и моделями?
Расширение практического опыта
После того как вы изучите базовую
коммуникационную модель НЛП в главе 2 (рис. 2.2), перед вами
откроются более широкие горизонты возможностей практической
подготовки в НЛП. Предлагая вам этот путь, мы взяли в руки большую
кисть, чтобы широкими мазками нарисовать перед вами масштабную
картину этой работы. Чтобы достичь этой цели, мы намерены, прежде
всего, детально ознакомить вас с моделью метасостояний, а также
продемонстрировать, как эта модель связана с метамоде-лью языка и
моделью метапрограмм восприятия. Мы покажем вам, какую роль
метауровни сознания, порождающие наши концептуальные фреймы
большинства объектов и явлений, играют в целостной матрице
человеческого разума. Эти фреймы включают такие понятийные
категории, как время и пространство, а также фрейминг
кинематографических характеристик наших внутренних фильмов
(«суб-модальноей») и многое другое.
Разумеется, все предлагаемые нами
модели представляют собой метафоры. Мы сменим эти метафоры на транс
и поднимемся выше, к самым вершинам
нашего сознания, и затем посмотрим,
что произойдет. Мы заменим метафору «ловкости рук» (или «фокусов
языка») на метафору магических линий, заколдовывающих наш разум
(линии разума). Мы задействуем метафорические концепты «зоны чистой
потенциальности» и «пустоты» в качестве метафор ряда высших
концептуальных фреймов, так что вы сможете отправиться на
ковре-самолете в путешествие по неизведанным и чудесным территориям
сознания. И помня о том, что «карта — не территория», вы будете
наслаждаться осознанием того, что все без исключения формы языка
функционируют на метафорическом уровне. Ни одна из этих форм не
является реальной. Да они и не должны быть таковыми. Язык должен
лишь эффективно способствовать достижению результатов, улучшающих
нашу жизнь. Наши слова не обязательно должны указывать на некие
внешние, реально существующие объекты. Они лишь обязаны обеспечивать
нас более полезными и дающими больше возможностей картами для
ориентации в мире, так чтобы мы могли пуститься в путешествие по
новым местам, в поисках новых открытий, свершений и приключений.
Достижение мастерства
Мы хотим, чтобы вы с самого начала
четко уяснили для себя, что мастер в любой области — это вовсе не
.тот, кто «знает все». Никто не знает всего. Мастер является
мастером именно благодаря своему осознанию того, что он не знает
всего, и становится первопроходцем тех областей, которые ему
неизвестны. Неизведанное манит таких людей и толкает их на поиски.
Они становятся мастерами, потому что постоянно учатся, исследуют,
экспериментируют и совершенствуются, набрасывая контуры новых карт и
паттернов и глядя на них глазами ученика. Стать истинным мастером —
значит стать вечным учеником. Вот почему настоящие мастера всегда
отличаются скромностью. Надменные всезнайки никогда не достигнут
такого совершенства: они тратят все свои силы на создание,
поддержание и защиту своего имиджа всезнаек.
Сегодня НЛП стоит лишь у подножия тех
вершин, которых можно достичь на пути мастерства, выявляя и
детализируя структуру субъективности и формируя новые паттерны,
позволяющие людям полностью использовать свой потенциал. Сегодня НЛП
даже еще не пришло к окончательной формулировке самой модели, к
«единой теории поля» в сфере человеческой психологии и деятельности.
Две попытки в этом направлении уже были предприняты, и мы предлагаем
вам результаты третьей попытки создания единой теории, объединяющей
12
Введение
четыре метасферы НЛП. Но и это
является лишь началом, а вовсе не последним словом.
Мы избрали в качестве своей привилегии
право свести в одном томе весь тот материал, который мы изложили в
других работах, посвященных многочисленным аспектам «Курса мастера
НЛП». Вы можете найти описание других аспектов этого курса в
следующих книгах:
«Дух НЛП» (The
Spirit of NLP, 1996, 2000): курс мастера НЛП, предложенный
Ричардом Бэндле-ром в конце 1980-х годов.
«Линии разума» (Mind
Lines, 1997, 2001): паттерны фокусов языка,
переформулированные с использованием логических метауровней.
«Формирование линий времени» (Time-Lining,
1997): паттерны линий времени высшего уровня.
«Секреты индивидуального мастерства» (Secrets
of Personal Mastery, 2000): введение к трехдневному тренингу
Метасостояний — раскрытие гения в самом себе.
«Гипнотизирующий язык» (Hypnotic
Language, 2001): гипнотический язык с использованием
гештальт-психологии и психологии развития.
«Что значит разбираться в людях» (Figuring
Out People, 1997): перечисление и подробный анализ 51
Метапрограммы.
Комментарии к данному руководству и
стилю изложения
Мы постарались избежать изложения в
стиле «учебного пособия» и представить материал в виде рабочей книги
участника тренинга. Это означает, что, отказавшись от академического
тона, на страницах этой книги мы будем «разговаривать» с вами так,
как мы излагали бы те же самые идеи, проводя тренинг.
Отнеситесь к этой книге как к
настольной, которую вы будете читать не один раз. Она написана с
таким расчетом, чтобы вы могли прочесть ее несколько раз подряд с
начала до конца. После того как вы получите общее представление о ее
содержании, вы можете знакомиться с ним в произвольном порядке,
постепенно пополняя свой запас знаний и навыков.
Мы также включили в книгу множество
упражнений. Однако их нельзя пропускать, считая второстепенными.
Наша цель состояла в том, чтобы вы
выполняли их — чтобы, дойдя до них, вы
тут же прекратили чтение и использовали эти упражнения в качестве
мысленных экспериментов, а также попробовали применить их в общении
с людьми. Некоторые из этих упражнений требуют участия партнера, а
иногда даже «метаучастника», который будет наблюдать, записывать
и/или следить за тем, чтобы вы не отклонялись от инструкции. Если вы
захотите и сможете найти единомышленников, которые составят рабочую
группу, вы получите от изучения этой книги еще больше пользы. Если
нет, вы все равно сможете выполнить большую часть упражнений
самостоятельно, хотя мы описывали их как упражнения, выполняемые с
партнером. По крайней мере вы сможете в той или иной степени извлечь
пользу из всех упражнений.
При выполнении упражнений вы должны
помнить о том, что при этом имеет значение все — все, что касается
репрезентативных систем, калибровки, темпа работы, управления своим
состоянием и т. д.... Всегда начинайте с настройки на выполнение
задания, установите раппорт с вашим партнером или партнерами, а
затем приступайте.
Вы обратили внимание на то, что мы
только что использовали опущение? Вы знаете, что означает многоточие
в середине предложения? Мы используем это средство не только в
качестве указания на пропуск в цитате, но и для того, чтобы вы
замедлили чтение... прекратили бегло просматривать материал... и
прочувствовали слова, которые читаете. Это, прежде всего, относится
к введениям... введениям в состояние... введениям в транс.
Что касается орфографии, то мы часто
используем дефисы для обозначения взаимосвязей, а также короткие
тире для восстановления связей между понятиями, которые легко могут
быть ошибочно представлены как независимые или противопоставляемые
элементы окружающего мира. Отсюда термины: нейро-лингвистика,
нейро-семантика, сознание-тело, сознание-эмоции-тело,
пространство-время и другие подобные конструкции. Когда мы имеем в
виду формальную модель, мы используем заглавные буквы: Метамодель,
Метапрограмма, Метасостояние, в остальных же случаях эти термины
напечатаны строчными буквами. В тексте этой книги мы использовали и
другие приемы письма. Вы найдете их объяснения в главах 11 и 12,
посвященных Метамодели.
Майкл Л. Холл
Боб Дж. Боденхамер
2002
■
часть 1
ВВЕДЕНИЕ В МАСТЕРСТВО
ПРИНЯТИЕ УСТАНОВКИ И ОВЛАДЕНИЕ
НАВЫКАМИ НЛП
г
Чтобы овладеть НЛП и научиться
эффективно его использовать, мы должны сделать модель НЛП предметом
своего системного мышления. Это необходимо, поскольку НЛП само по
себе является системной моделью. НЛП не только описывает системы
(такие, как система сознания-тела человека, система сознания-языка,
сенсорная и метарепрезентатив-ная системы или система человеческой
культуры), и не только базируется на моделировании ряда систем
(таких, как семейные системы по Вирджинии Сатир и не-аристотелевская
система Альфреда Ко-жибски), но и само функционирует системным
образом и имеет систематическую структуру.
В этом
состоит одна из причин того, почему столько людей нашли книги по НЛП
трудными для понимания. Создатели НЛП, для которых системное
мышление стало неотъемлемой частью жизни, не пожелали (а возможно, в
то время и не могли) отказаться от нелинейной подачи предлагаемого
ими материала. Этот материал не укладывался в строго линейную форму
изложения. Чтобы по достоинству оценить ранние работы по НЛП («Из
лягушек в принцы», «Рефрейминг», «Транс-формации»), читатель должен
начать мыслить более системно. И если это верно по отношению к НЛП в
целом, то тем более это касается уровня практикующего мастера НЛП, к
которому мы подойдем, когда начнем работать с четырьмя метасферами
НЛП и использовать Метамодель, метамодальности («суб-модальности»),
Метапрограммы и Ме |