"Итак, теперь, когда вы
являетесь постоянным посетителем сайта
Kotovsky
Publisher (http://kotovsky.jino-net.ru),
на что будет похожа ваша радость, когда вы оглянетесь назад и
осознаете, какое большое удовольствие вы получаете от знакомства с
нами?"
The Complete Manual
For Neuro-Linguistic Programming Practitioner Certification
Bob G. Bodenhamer,
D.Min. L. Michael Hall, Ph.D.
FORTHE BRAIN
The User's Manual
Crown House Publishing
Limited
НЛП-ПРАКТИК: полный
сертификационный курс
Боб Г. Боденхамер Л. Майкл Холл
Учебник
магии НЛП
2-е
международное издание
Санкт-Петербург
«прайм-ЕВРОЗНАК»
Москва
«ОЛМА-ПРЕСС»
2ООЗ
ББК 88.53
УДК
159.9.019+159.98 Б62
Публикуется с
разрешения Crown House Publishing (Великобритания) при участии
Агентства Ал ександра Корженевского (Россия)
Все права
защищены. Никакая часть данной книги
не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме
без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
БоденхамерБ.,Холл
М.
Б62
НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП.
СПб.: «прайм-ЕВ-
РОЗНАК»,2003.-
272 с.(Проект «Главныйучебник»)
ISBN
5-93878-099-3
Грамотно
структурированное и профессионально организованное, отличающееся
богатством упражнений и методов, насыщенное полезной информацией,
способствующей надежному усвоению материала - данное руководство
предоставляет читателю превосходную возможность получить все лучшее
из НЛП как для удовлетворения первого любопытства, так и для
повышения своей профессиональной квалификации до уровня Практик НЛП.
Боб Г.
Боденхамер, Л. Майкл Холл
НЛП-ПРАКТИК:
ПОЛНЫЙ СЕРТИФИКАЦИОННЫЙ КУРС УЧЕБНИК МАГИИ НЛП
Перевод с
английского: С. Комарова Редактор//. Мшаловская
Подписано в
печать 14.02.2003. Формат 84 х 108 '/,. Печать офсетная. Усл. печ.
л. 28,56.
Тираж 3000 экз.
Заказ № 3800
«прапм-ЕВРОЗНАК».
195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола. 41, офис 419, 421
Заказ на печать
размещен через издательство «О.ЛМ А-ПРЕСС Инвест»
129075, Москва,
Звездный бульвар, д. 2.ЧА, строение 10.
Отпечатано с
готовых диапозитивов в полиграфической фирме «Красный пролетарий»
127473, Москва, ул. Краснопролетарская, д. 16.
©
Crown House Publishing Limited, 1999
©
Bob G. Bodenhamer & L. Michael Hall,
1999 ©
Перевод на русский язык, С. Комаров, 2002 © Серия,
оформление. «пиайм-ЕВРОЗНАК», ISBN 5-93878-099-3
2003
ISBN 1899836322
(англ.)
© «пмнм-ЕВРОЗНАК». 2003
КРАТКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. МОДЕЛЬ И
МЕТОДЫ НЛП
17
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ
МОДЕЛИ: РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
18
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ.
НАЛАЖИВАНИЕ КОНТАКТА С ЛЮДЬМИ
46
ГЛАВА 3. ПОЗИЦИИ
ВОСПРИЯТИЯ
54
ГЛАВА ц. БАЗОВЫЕ
ПРЕСУППОЗИЦИИ НЛП И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСНЫХ СОСТОЯНИЙ
59
ГЛАВА 5. НЛП
КАК МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ: СОВЕРШЕНСТВО В КОММУНИКАЦИИ
76
ГЛАВА 6. ФРЕЙМИНГ
И РЕСУРСНЫЕ СОСТОЯНИЯ
91
ГЛАВА 7.
ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯМИ
1О2
ЧАСТЬ 2.
МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП
108
ГЛАВА 8.
МЕТАМОДЕЛЬ ЯЗЫКА: СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ
109
ГЛАВА 9- ГИПНОЗ.
ЧАСТЬ I
133
ГЛАВА 10. ГИПНОЗ.
ЧАСТЬ И
150
ГЛАВА 11. ГИПНОЗ.
ЧАСТЬ III
160
ГЛАВА 12.
КАТЕГОРИИ ПО САТИР
172
ЧАСТЬ 3- МОДЕЛЬ
НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП
178
ГЛАВА 13.
ЯКОРЕНИЕ: УПРАВЛЕНИЕ НЕРВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
179
ГЛАВА 14
ФОКУСИРОВАНИЕ НА СУБМОДАЛЬНОСТЯХ
2О1
ЧАСТЬ 4-
ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ
219
ГЛАВА 15.
СТРАТЕГИИ
22О
ГЛАВА 16.
ВВЕДЕНИЕ В РАБОТУ НА ЛИНИИ ВРЕМЕНИ
245
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
.
2бб
СОДЕРЖАНИЕ
Благодарности...........................11
Как пользоваться
этим учебником...........11
Введение. История
«магии»
в
нейролингвистике.....................12
Изучение
мастерства......................12
Эмпирическая
природа НЛП...............13
Эксперимент №
1.......................13
Анализ
опыта.............................14
Формальное
определение НЛП.............15
Вопросы для
размышления................16
ЧАСТЬ 1. МОДЕЛЬ И
МЕТОДЫ НЛП-----------17
Глава 1. Сущность
модели: репрезентативные системы
18
Тест для
определения предпочитаемой
репрезентативной
системы...............
Оценка теста
предпочитаемой репрезентативной системы..............
Тренировка
репрезентативной системы (домашняя работа)......................23
Предикаты и
слова, описывающие процесс .. 24
Предикаты...............................25
Визуальные
предикаты..................25
Аудиальные
предикаты..................26
Кинестетические
предикаты..............27
Обонятельные/вкусовые предикаты.......28
Неопределенные
предикаты..............28
Предикатные
фразы......................28
Визуальные............................28
Аудиальные............................29
Кинестетические........................29
Дигитальные...........................30
Упражнение на
присоединение к предикатам . 30 Ключи глазного
доступа..................30
Ведущая
система..........................
Возможные
отклонения..................34
Упражнение:
составление карты паттернов
глазного
доступа........................34
Вопросы для
выявления паттернов глазного доступа..............................34
Групповое
упражнение по паттернам глазного
доступа................................35
I. Первое
упражнение....................35
II.
Второе упражнение...................35
Характеристики
основных репрезентативных
систем
.
. 36
Визуальная
система.....................36
Аудиальная
система.....................36
Кинестетическая
система................37
Аудиально-дигитальная система..........37
Субмодальности -
качества модальностей . . 37
Эксперимент №
1.......................40
Дигитальные и
аналоговые субмодальности 43
Эксперимент №
2.......................43
Заключение..............................45
Вопросы для
размышления................45
Глава 2. Основы.
Налаживание контакта с людьми
46
Сенсорная
острота........................47
Ежедневная
тренировка.................47
Указания по
работе в группе................49
Рольнаблюдателя/металичности........49
Калибровка:
упражнения на сенсорную остроту................................49
Как устанавливать
раппорт: присоединение
и
отзеркаливание......................50
Пример
раппорта.......................50
Упражнение на
отзеркаливание.............51
Отзеркаливание
тела....................51
Отзеркаливание
поведения..............51
Различие между
присоединением и отзеркаливанием.....................52
Присоединение к
рассерженному человеку и его отзеркаливание....................52
Признаки
установления раппорта...........53
Домашнее
задание.......................53
Вопросы для
размышления................53
Глава 3. Позиции
восприятия 54
Четвертая позиция
восприятия..............
Пятая позиция
восприятия..................
Упражнение:
позиции восприятия...........56
Паттерн
выравнивания позиций восприятия.. 56
Паттерн................................57
Вопросы для
размышления................58
Глава 4, Базовые
пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний... 59
Удержание
контекста в сознании............60
Теоретические
пресуппозиции НЛП.........60
Исходные
убеждения НЛП.................61
Операционная
система пресуппозиций......63
Пресуппозиции,
касающиеся ментальной
обработки..............................63
1.«"Карта"- не
"территория"»
или «меню - не
пища».................63
2. Реакции людей
соответствуют их
внутренним
картам....................64
Содержание____________________________________
3. Значение
зависит от контекста.........64
4. Сознание
и тело неизбежно влияют
друг на
друга.........................65
5.
Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования
и установления
последовательности использования репрезентативных систем
66
Стратегии...............................67
Стратегия
обучения правописанию: упражнение для студентов..............68
6. Мы
уважаем модели мира других людей . 69
Пресуппозиции, касающиеся поведения/
реакций
человека.......................69
7. Личность и
поведение - это различные явления..............................69
8. Каждый
вид поведения практичен
и полезен в
определенном контексте .... 70
9. Мы
оцениваем поведение и изменения
в терминах
контекста и экологии........70
Коммуникативные
пресуппозиции..........71
10. Мы не
можем не общаться............71
11. Способ
коммуникации влияет
на наше
восприятие...................71
12. Смысл
коммуникации заключается в той реакции, которую она
вызывает.........71
13.
Человек, задающий фрейм коммуникации, контролирует
ее......................72
14. «Не
бывает поражений, есть только обратная
связь».......................72
15.
Человек, обладающий наибольшей гибкостью, имеет наибольшее влияние
в
системе............................72
16. Сопротивление
указывает
на отсутствие
раппорта................72
Пресуппозиции,
касающиеся обучения, выбора и изменения.....................73
17. Люди обладают
внутренними ресурсами, необходимыми для достижения цели ....
73
18. Люди
способны научиться чему-либо
с одной
попытки......................73
19. Любая
коммуникация должна увеличивать количество доступных
альтернатив......73
20.
Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший
вариант...........74
21. Мы
можем управлять своим мозгом
и контролировать
результаты..........74
Заключение..............................75
Упражнения..............................75
Вопросы для
размышления................75
Глава 5. НЛП как
модель коммуникации: совершенство в коммуникации. Моделирование
техники мастеров коммуникации
76
Три качества
мастеров коммуникации.......78
Модель хорошо
сформулированного результата: принципы достижимости
результата.......78
______________________________________________7
1.
Позитивная формулировка результата ... 79
2. Описание
результата сенсорным языком 80
3.
Инициирование и контролирование результата человеком, который хочет
его
достичь...........................81
4.
Соответствие результата контексту. ... .81
5. Учет вторичной
выгоды................81
6. Учет
необходимых ресурсов............82
7.
Экологичность результата
для целой
системы....................82
Декартовы
координаты...................82
Упражнения на
создание хорошо
сформулированного
результата...........84
Упражнение
1..........................84
Упражнение
2..........................84
Обзор модели
коммуникации НЛП..........84
Аспекты
коммуникации....................85
Сложности при
коммуникации............85
Параметры
коммуникации..................
Вопросы для
размышления................90
Глава 6. Фрейминг
и ресурсные состояния . 91
Часть I -
использование различных фреймов 92
Фреймы,
встречающиеся при рассмотрении модели хорошо
сформулированного
результата........92
Фрейм
возвращения....................92
Упражнение на
возвращение............92
Фрейм «как если
бы»....................93
Типы фреймов «как
если бы»..............93
Упражнение на
фрейм «как если бы».......93
Фрейм
«согласия»......................94
Паттерн фрейма
согласия................94
Часть II -
диссоциативный фрейм реагирования на критику.................95
Часть II -
диссоциативный фрейм лечения
фобий и
травм..........................97
Быстрое лечение
фобии (упрощенный
вариант)..............................
Другие
инструменты редактирования.....100
Вопросы для
размышления...............101
Глава 7.
Искусство управления состояниями
102
1. Понимание
состояния..................103
2.
Осведомленность о состоянии..........104
3.
Изменение состояния..................104
4.
Использование состояния..............105
Паттерн................................105
Упражнение...........................106
Навык вызова
состояний..................106
Как вызывать
субъективные состояния
и работать с
ними....................106
Заключение.............................107
Вопросы для
размышления...............107
8
Содержание
ЧАСТЬ 2. МОДЕЛЬ
ЯЗЫКА В НЛП
108
Глава 8.
Метамодель языка: структура и значение. Суть «магии»
109
Глубинная
структура/поверхностная структура 111
Искажения..............................112
1.
Номинализация.....................112
2. Чтение
мыслей......................114
3.
Причинно-следственные отношения ... 114
4. Комплексный
эквивалент.............117
5.
Пресуппозиции......................118
Обобщения.............................118
6. Кванторы
общности..................118
7.
Модальные операторы...............119
8.
Утраченный перформатив.............120
Опущения..............................121
9. Простые
опущения...................121
10.
Неполные сравнения................121
11. Отсутствие
референтного индекса .... 121
12.
Неспецифические глаголы...........121
Заключение.............................122
Расширение
метамодели.................122
1.
Идентичность/идентификация.........124
2.
Статические слова (сигнальные слова, однозначные
термины)...............125
3.
Чрезмерно и недостаточно определенные термины...............125
4. Ложные
вербальные разделения.......126
5. Термины и
фразы «или-или»...........127
6.
Псевдослова........................128
7.
Многопорядковость..................129
8.
Персонализация.....................129
9.
Метафоры..........................130
Лингвистика
сегодня.....................131
Вопросы для
размышления...............132
Глава 9. Гипноз.
Часть I. Ошибки в понимании природы так называемого «гипноза».
Использование языка для создания нейролингвистических «реальностей»
. 133
Определение
гипноза.................. 134
Сознание и
подсознание................ 137
Измененные
состояния и транс........... 139
Хорошо, дайте нам
паттерны!.......... 139
Введение себя в
транс для встречи
с внутренней
тьмой................... 139
Ощущение
транса...................... 140
«Гипноз» как
поэзия.................... 141
Определение
сознательных/неосознанных аспектов психики....................
142
1. Когда
сознательное
становится
неосознанным............ 142
2.
«Неосознанный разум» автономной нервной системы...................
143
3.
Подсознание........................144
4. Забытая
информация.................144
5.
Вытесненная информация............145
6.
Метауровни осведомленности.........145
Паттерн НЛП для
работы
с
подсознанием........................145
Расширенный
шестишаговый...........145
Так какже
работает «гипноз»?.............148
Вопросы для
размышления...............149
Глава 10. Гипноз.
Часть II. Милтон-модель.Специфические языковые паттерны искусной
неопределенности
150
Милтон-модель.........................151
1. Краткие общие
вопросы................153
2.
Подстройка к текущему опыту...........153
3. Двойные
связи......................154
4.
Разговорные допущения..............154
5.
Расширенные цитаты.................154
6.
Выборочные нарушения ограничений .. 155
7.
Фонетическая неопределенность......155
8. Синтаксическая
неопределенность.....156
9.
Неопределенность границ............156
10.
Пунктуационная неопределенность ... 156
11.Утилизация........................157
12. Встроенные
команды................157
13. Аналоговое
маркирование...........157
14 Произношение
слов по буквам........157
15. Связывающий
язык................157
A.
Конъюнкция.........................757
Б.
Дизъюнкция.........................758
B.
Адвербиальная клауза,
или
подразумеваемый каузатив........758
Заключение.............................158
Резюме
Милтон-модели языка............158
Языковые паттерны
Милтон-модели с использованием нарушений
метамодели.........................158
Милтон-модель.
Продолжение..........159
Связывающий
язык...................159
Этапы
коммуникации.....................159
Вопросы для
размышления...............159
Глава 11. Гипноз.
Часть III. Истории, метафоры, аналогии
160
Трансдеривационный поиск ..............161
Замена
референтных индексов............162
Изоморфизм............................163
Трансформация
значения при помощи метафоры.................164
Соединение
настоящего состояния с желаемым...........................165
Подстройка.............................165
Ведение................................165
Содержание
9
Использование
рефрейминга в метафорах.. 166
Неспецифические
глаголы, номинализации, встроенные команды и аналоговое
маркирование.........................166
Неспецифические
глаголы..............167
Номинализации........................167
Встроенные
команды...................167
Резюме. Польза
метафор.................168
Метафора
бойлерной фабрики............168
Анализ
метафоры........................169
Конструирование
метафор................169
Начало всего
НЛП........................169
Основные этапы
создания метафоры.......170
Упражнения на
метафоры.................170
/. Построение
ассоциаций...............170
II.
Сходство............................171
III.
Психотерапевтическая метафора......171
Вопросы для
размышления...............171
Глава 12.
Категории по Сатир.Внесение разнообразия в коммуникацию
172
Категории..............................173
Подстройка к
категориям по Сатир.........175
Упражнение.............................176
Категории по
Сатир (3 человека).........176
Примеры
ответов........................176
Категории Сатир в
публичной речи.........177
Вопросы для
размышления...............177
ЧАСТЬ 3. МОДЕЛЬ
НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ НЛП
178
Глава
13.Якорение: управление нервными процессами.Разговорна беззвучном
языке
179
Концепция
«стимул-реакция..............180
Что мы
подразумеваем под понятием «якорь»?..............................181
Осторожно:
негативные якоря!............181
Якорение
прощения......................182
Сознательное
якорение в психотерапии .... 182
Развитие
искусства эффективного якорения 183
Четыре принципа
якорения...............183
1. Уникальность:
используйте уникальное положение для установки якоря........184
2.
Интенсивность: устанавливайте якорь в момент наивысшей интенсивности
состояния...........................184
3. Чистота:
якорь должен быть как можно более обособленным.................185
4. Точность:
Точно выбирайте время
для установки
якоря..................186
Пять шагов к
якорению.................; 186
1. Установите
раппорт..................186
2.
Объясните процесс..................186
3. Вызовите
и заякорите желаемое переживание (позитивное
или
негативное)......................186
4. Прервите
состояние так,
чтобы человек из
него вышел..........187
5.
Проверьте якорь, применив его........187
Упражнения.............................188
I. Якорение
состояний 1................188
I I. Якорение
состояний 2................188
III.
Якорение и трансдеривационный поиск 189
IV.
Трансдеривационный поиск: ограничение чувств. Хорошо помогает при
тревоге ... 189
V. Ваш
собственный якорь состояния «аптайм»............................190
VI. Ваш
собственный якорь состояния «интайм»............................191
VII. Упражнение
«Круг совершенства».....192
VIII.
Коллапс якорей: интеграция частей ... 193 Упражнение на
коллапс якорей...........193
IX.
Изменение личностной истории.......194
Паттерн..............................194
X.
Изменение личностной истории
с точки зрения
модели метасостояния .. 195
XI. Коллапс
визуальных якорей: преодоление сомнения...............196
XII.
Сцепление якорей..................197
XIII.
Визуальные и аудиальные якоря: сценическое
якорение................198
XIV Коллапс
якорей: продвинутый
визуальный
паттерн..................199
Паттерн..............................200
Заключение.............................200
Вопросы для
размышления...............200
Глава 14.
Фокусирование на субмодальностях
201
Различные виды
субмодальностей.........203
Психотерапевтические вмешательства с использованием
субмодальностей......206
Упражнения.............................206
I. Упражнение на
исследование субмодальностей....................206
II.
«Лечение» головной боли и других дискомфортных
ощущений............207
III.
Перекрестное отображение субмодальностей....................207
Субмодальности
«линии времени».........208
Как ваш мозг
различает время.............208
IV
Субмодальности «линии времени».....210
V Паттерн
«Шоколад леди Годивы».......210
VI. Паттерн
«Взмах»....................211
Убеждения..............................213
VII.
Паттерн изменения убеждения.......214
10
Содержание
Сбор и подготовка
информации..........275
Процесс изменения
убеждения.........216
VIII. Паттерн
горя/потери................216
Часть
I...............................216
Часть
II..............................218
Вопросы для
размышления...............218
ЧАСТЬ 4.
ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ
219
Глава 15.
Стратегии
220
Часть I.
Определение элементов субъективного опыта...................221
НЛП - модель
моделей..................221
Философия/эпистемология НЛП..........221
Компоненты
субъективного опыта...........
Основные
визуальные субмодальности:. . 223 Основные
аудиальные субмодальности:... 223 Основные кинестетические
субмодальности: 223 «Картографирование»: создание «карт»
для описания
территории...............224
Опущение.............................224
Обобщение...........................224
Искажение............................225
Моделирование,
создающее «карты» стратегий.............................225
Заключение.............................225
Часть II. Модель
стратегий НЛП............226
Исследование
осознания.................226
«Когда-то была
модель "стимул -реакция"...»...........................226
«А затем принцип
"стимул - реакция" превратился в ТОТЕ»...................227
Затем НЛП
улучшило модель ТОТЕ и создало
«стратегии»...........................229
Использование
«анализа стратегий» отслеживания ментальных процессов..........230
Создание «модели
стратегий».............231
Извлечение
стратегий....................231
Распаковка
стратегий....................233
Разработка
стратегий....................234
Разработка новых
и улучшенных стратегий 234
Использование
стратегий.................235
Встраивание
стратегий...................236
Часть II. Еще о
стратегиях...............238
Извлечение
стратегии....................238
Пример:
извлечение стратегии принятия
решений..............................238
Извлечение
стратегии при помощи возвращения..........................239
Потенциальные
проблемы в стратегиях принятия решений.....................239
Советы по
извлечению стратегий..........240
Упражнения.............................240
I.
Стратегия обучения правописанию.....240
II.
Стратегия принятия решений..........241
III.
Стратегия мотивации................242
IV. Стратегия
обучения..................243
Вопросы для
размышления...............244
Глава 16.
Введение в работу на линии времени
245
Англо-европейское
и арабское время......248
Определение своей
личной линии времени . 248 Сложности при
извлечении линии времени . 249
Рефрейминг
частей......................250
«Сквозь время» и
«во времени»............250
Периоды
развития.......................253
Период
отпечатков.....................254
Период
моделирования.................254
Период
социализации..................254
По ту сторону
предъявленной проблемы .. 255 Управление памятью:
переживание своей
линии
времени........................256
Рефрейминг
воспоминаний при помощи
быстрого лечения
фобий..............257
Замена
воспоминаний при помощи паттерна
«Взмах».............................257
Этапы работы на
линии времени...........257
1. Установление
раппорта...............258
2. Сбор
информации...................258
3. Переход
от следствия к причине.......258
4.
Научите меня, как делать это..........258
5.
Прерывание стратегии...............259
6. Обнаружение
исходной причины.......259
Освобождение от
отрицательных эмоций
с помощью работы
на линии времени.....260
Переживание своей
линии времени:
освобождение от
отрицательных эмоций 260
Когда эмоции не
хотят уходить...........263
Если во время
проверки выясняется, что
эмоция не
исчезла...................263
Основные принципы
«психотерапии на линии
времени» (Young,
1999).................264
Альтернативная
методика работы на линии
времени (Young,
1999):................264
Вопросы для
размышления...............265
Словарь терминов
266
Благодарности
11
Благодарности
Книга, которую вы
держите в руках, является результатом моего шестилетнего опыта
преподавания курса нейролингвистического программирования в
Гастонском Колледже, в Далласе, штат Северная Каролина. Несомненно,
когда автор пишет книгу, он использует различные источники и
информацию, полученную от многих людей. Хотелось бы отдать должное
всем, кто внес вклад в эту книгу, но, наверное, я смогу назвать лишь
тех, чье влияние было особенно значительным.
•
Мою покойную мать, Мэй Боденхамер, которая постоянно поощряла мое
обучение.
•
Моего отца, Глена Боденхамера, который вдохновлял меня на тяжелый
труд.
•
Создателей НЛП, Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера.
•
Моих коллег-инструкторов: Джина Руни, Теда Джеймса и Уайатта
Вудсмола.
•
Моих студентов в Гастонском Колледже, чье влияние, особенно в
первые годы, вдохновляло меня продолжать работу над созданием
всестороннего учебника по НЛП, которым и стала эта книга.
•
Доктора Джона Мерритта, заместителя декана Колледжа Гастона по
учебной работе, за то, что он оказал мне честь, дав возможность
преподавать на своем факультете, и за его постоянную поддержку.
•
Его талантливого секретаря, Сэнди Гамильтон, которая неутомимо
работает, помогая всем, кто преподает на факультете.
•
Л. Майкла Холла, доктора философии, за неоценимый вклад в эту книгу
и за честь работать с ним над многими проектами.
•
ПитераЯнга, который неустанно трудился, помогая мне
совершенствовать рукопись.
•
Мартина Робертса, доктора философии, и сотрудников издательства
«Краун Хауз Паблишинг», которые так много сделали для развития НЛП,
публикуя работы различных авторов.
•
Мою племянницу, Мэнди Коллетт, которая принесла жизнь и молодость в
наш дом.
•
Наконец, что наиболее важно, я хотел бы поблагодарить свою жену
Линду, чья постоянная поддержка и вдохновение в течение 34 лет
нашего брака позволяли мне стремиться к своей мечте.
Всем этим и
многим другим людям я говорю «спасибо».
Боб Д.
Боденхамер, август 1999 г.
Как пользоваться
этим учебником
Чтобы вы извлекли
максимальную выгоду из изучения нейролингвистического
программирования и этой книги, мы советуем сделать следующее.
1. Заведите
тетрадь и посвятите ее вашим мыслям, догадкам, тренировкам и
упражнениям. Моторная активность в процессе письма закрепит
изученный вами материал через кинестетику и поможет усвоить знания
на подсознательном уровне. В будущем вы, возможно, найдете полезным
вернуться к вашим заметкам, догадкам, идеям и практическим
упражнениям.
2. Не
жульничайте, когда перейдете к упражнениям, «мысленным»
экспериментам и лабораторным работам. Остановитесь. Сделайте
упражнение. Привлеките к вашему обучению своих знакомых. В
некоторых упражнениях должны участвовать до пяти человек, хотя
большинство упражнений можно выполнить вдвоем.
3.
Составьте свой собственный предметный указатель для учебника. Это
укрепит ваши знания о НЛП и его компонентах, а также позволит вам
лучше ориентироваться в материале книги.
4. Мы
заключили в рамки ключевые высказывания и определения. При желании
вы можете приобрести диапозитивы для использования на лекциях. Это
позволит тренеру НЛП привести занятия в соответствие с данным
руководством.
12
Введение
ВВЕДЕНИЕ
История «магии» в
нейролингвистике
НЛП - это позиция
и методология, порождающие целый ряд методов.
Ричард Бэндлер
Нейролингвистическое программирование (НЛП) представляет собой
сравнительно новую дисциплину, возникшую лишь в середине 1970-х гг.
В основе НЛП лежит большой объем заслуживающих доверия знаний. НЛП
берет начало в нескольких областях знания, объединенных двумя его
создателями, -Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером.
Это случилось в
то время, когда доктор Гриндер занимал должность профессора
лингвистики в Калифорнийском Университете в Саита-Крус. Бэндлер был
студентом этого университета и изучал математику и компьютерные
науки. Доктор Гриндер к тому времени уже опубликовал несколько книг
по той области лингвистики, которая известна как трансформационная
грамматика.
Ричард Бэндлер
показал незаурядные способности в выявлении и четком описании
моделей самых различных процессов. Этот талант наиболее ярко проявил
себя в описании человеческой коммуникации. Ричард с большим
удовольствием изучал, анализировал, моделировал коммуникативные
процессы в психотерапии. Тогда он начал активно изучать техники
гештальт-терапии. Ему удалось выявить, описать и самостоятельно
опробовать модели этого психотерапевтического подхода.
Результаты такой
работы впечатляли окружающих, а успех в решении сложных задач
направил талант Ричарда в изучение, а затем моделирование приемов
работы других выдающихся специалистов. При поддержке Джона Гриндера,
Бэндлер получил возможность смоделировать техники Вирджинии Сатир -
самого известного в мире семейного психотерапевта. Ричард быстро
идентифицировал используемые Вирджинией «семь паттернов». Когда они
с Джоном начали применять их, то обнаружили, что могут моделировать
ее методы психотерапии и получать такие же результаты.
Как компьютерный
программист, Ричард знал, что для того, чтобы запрограммировать
самое простое «сознание» (компьютер с состояниями «включено
-выключено»), нужно разбить поведение на компоненты и предоставить
системе ясные и однозначные сигналы. К этой простой метафоре Джон
добавил свои обширные знания по трансформационной грамматике. Из
трансформационной грамматики они позаимствовали понятия глубинной и
поверхностной структур, которые трансформируют значение/знания в
человеческом мозге. Так они начали строить свою модель
«программирования» людей.
Позже известный
во всем мире антрополог Грегори Бейтсон познакомил Бэндлераи
Гриндера с Мил-тоном Эриксоном, доктором медицины. Эриксон
разработал модель коммуникации, которая известна как
«эриксонианский гипноз». В 1958 г. Американская медицинская
ассоциация признала, что гипноз является полезным лечебным
средством во время хирургических операций. Когда Бэндлер и Гриндер
смоделировали работу Эриксона, они обнаружили, что могут получить
тот же эффект. Многие сегодняшние методики НЛП основаны па приемах,
которые использовал Эриксон.
На
основе этого опыта и исследования объединяющих факторов и принципов
Бэндлер и Гриндер разработали свою первую модель коммуникации,
отражающую теоретическое понимание того, каким образом мы
«запрограммированы» посредством языков (сенсорных и лингвистических)
так, что у нас возникают регулярные и систематичные действия, р |