Русский Гуманитарный Интернет
Университет
Библиотека
Учебной и
научной литературы
WWW.I-U.RU
Мишель Монтень.
О воспитании детей.
Госпоже Диане де Фуа, графине де
Гюрсон [1]
Я не видел такого отца, который
признал бы, что сын его запаршивел или горбат, хотя бы это и было
очевидною истиной. И не потому - если только его не ослепило
окончательно отцовское чувство - чтобы он не замечал этих
недостатков, но потому, что это его собственный сын. Так и я; ведь я
вижу лучше, чем кто-либо другой, что эти строки - не что иное, как
измышление человека, отведавшего только вершков науки, да и то лишь
в детские годы, и сохранившего в памяти только самое общее и весьма
смутное представление об ее облике: капельку того, чуточку этого, а
в общем почти ничего, как водится у французов. В самом деле, я знаю,
например, о существовании медицины, юриспруденции, четырех частей
математики [2], а также, весьма приблизительно, в чем именно состоит
их предмет. Я знаю еще, что науки, вообще говоря, притязают на
служение человечеству. Но углубиться в их дебри, грызть себе ногти
за изучением Аристотеля, властителя современной науки, или уйти с
головою в какую-нибудь из ее отраслей, этого со мною никогда не
бывало; и нет такого предмета школьного обучения, начатки которого я
в состоянии был бы изложить. Вы не найдете ребенка в средних классах
училища, который не был бы вправе сказать, что он образованнее меня,
ибо я не мог бы подвергнуть его экзамену даже по первому из данных
ему уроков; во всяком случае, это зависело бы от содержания
такового. Если бы меня все же принудили к этому, то, не имея иного
выбора, я выбрал бы из такого урока, и притом очень неловко,
какие-нибудь самые общие места, чтобы на них проверить умственные
способности ученика, - испытание, для него столь же неведомое, как
его урок для меня.
Я не знаю по-настоящему ни одной
основательной книги, если не считать Плутарха и Сенеки, из которых я
черпаю, как Данаиды [3], непрерывно наполняясь и изливая из себя
полученное от них. Кое-что оттуда попалои на эти страницы; во мне же
осталось так мало, что, можно сказать,почти ничего. История - та
дает мне больше поживы; также и поэзия, ккоторой я питаю особую
склонность. Ибо, как говорил Клеанф [4], подобнотому, как голос,
сжатый в узком канале трубы, вырывается из нее более могучим и
резким, так, мне кажется, и наша мысль, будучи стеснена различными
поэтическими размерами, устремляется гораздо порывистее и потрясает
меня с большей силой. Что до моих природных способностей, образчиком
которых являются эти строки, то я чувствую, как они изнемогают под
бременем этой задачи. Мой ум и мысль бредут ощупью, пошатываясь и
спотыкаясь, и даже тогда, когда мне удается достигнуть пределов,
дальше которых мне не пойти, я никоим образом не бываю удовлетворен
достигнутым мною; я всегда вижу перед собой неизведанные просторы,
но вижу смутно и как бы в тумане, которого не в силах рассеять. И
когда я принимаясь рассуждать без разбора обо всем, что только
приходит мне в голову, не прибегая к сторонней помощи и полагаясь
только на свою сообразительность, то, если при этом мне случается -
а это бывает не так уж редко - встретить, на мое счастье, у
кого-нибудь из хороших писателей те самые мысли, которые я имел
намерение развить (так было, например, совсем недавно с рассуждением
Плутарха о силе нашего воображения), я начинаю понимать, насколько,
по сравнению с такими людьми, я ничтожен и слаб, тяжеловесен и вял,
- и тогда я проникаюсь жалостью и презрением к самому себе. Но в то
же время я и поздравляю себя, ибо вижу, что мои мнения имеют честь
совпадать иной раз с их мнениями и что они подтверждают, пусть
издалека, их правильность. Меня радует также и то, что я сознаю - а
это не всякий может сказать про себя, - какая пропасть лежит между
ними и мною. И все же, несмотря ни на что, я не задумываюсь предать
гласности эти мои измышления, сколь бы слабыми и недостойными они ни
были, и притом в том самом виде, в каком я их создал, не ставя на
них заплат и не подштопывая пробелов, которые открыло мне это
сравнение. Нужно иметь достаточно крепкие ноги, чтобы пытаться идти
бок о бок с такими людьми. Пустоголовые писаки нашего века, вставляя
в свои ничтожные сочинения чуть ли не целые разделы из древних
писателей, дабы таким способом прославить себя, достигают совершенно
обратного. Ибо столь резкое различие в яркости делает принадлежащее
их перу до такой степени тусклым, вялым и уродливым, что они теряют
от этого гораздо больше, чем выигрывают.
Разные авторы поступали по-разному.
Философ Хрисипп, например, вставлял в свои книги не только отрывки,
но и целые сочинения других авторов, а в одну из них он включил даже
"Медею" Еврипида. Аполлодор [5] говорил о нем, что, если изъять из
его книг все то, что принадлежит не ему, то, кроме сплошного белого
места, там ничего не останется. У Эпикура, напротив, в трехстах
оставшихся после него свитках не найдешь ни одной цитаты.
Однажды мне случилось наткнуться на
такой заимствованный отрывок. Я со скукою перелистывал французский
текст, бескровный, немощный, настолько лишенный и содержания и
мысли, что иначе его не назовешь, как французским текстом, пока,
наконец, после долгого и скучного блуждания, не добрался до чего-то
прекрасного, роскошного, возвышающегося до облаков. Если бы склон,
по которому я поднимался, был пологим и подъем, вследствие этого,
продолжительным, все было бы в порядке; но это была столь
обрывистая, совсем отвесная пропасть, что после первых же слов,
прочтенных мною, я почувствовал, что взлетел в совсем иной мир.
Оказавшись в нем, я окинул взором низину, из которой сюда поднялся,
и она показалась мне такой безрадостной и далекой, что у меня
пропало всякое желание снова спуститься туда. Если бы я приукрасил
какое-нибудь из моих рассуждений сокровищами прошлого, это лишь
подчеркнуло бы убожество всего остального.
Порицать в другом свои недостатки,
думается мне, столь же допустимо, как порицать - а это я делаю
весьма часто - чужие в себе. Обличать их следует всегда и везде, не
оставляя им никакого пристанища. Я-то хорошо знаю, сколь дерзновенно
пытаюсь я всякий раз сравняться с обворованными мной авторами, не
без смелой надежды обмануть моих судей: авось они ничего не заметят.
Но я достигаю этого скорее благодаря прилежанию, нежели с помощью
воображения. А кроме того, я не борюсь с этими испытанными бойцами
по-настоящему, не схожусь с ними грудь с грудью, но делаю время от
времени лишь небольшие легкие выпады. Я не упорствую в этой схватке;
я только соприкасаюсь со своими противниками и скорее делаю вид, что
соревнуюсь с ними, чем в действительности делаю это.
И если бы мне удалось оказаться
достойным соперником, я показал бы себя честным игроком, обо вступаю
я с ними в борьбу лишь там, где они сильнее всего.
Но делать то, что делают, как я
указал выше, иные, а именно: облачаться до кончиков ногтей в чужие
доспехи, выполнять задуманное, как это нетрудно людям, имеющим общую
осведомленность, путем использования клочков древней мудрости,
понатыканных то здесь, то там, словом, пытаться скрыть и присвоить
чужое добро - это, во-первых, бесчестно и низко, ибо, не имея ничего
за душой, за счет чего они могли бы творить, эти писаки все же
пытаются выдать чужие ценности за свои, а во-вторых, - это
величайшая глупость, поскольку они вынуждены довольствоваться
добытым с помощью плутовства одобрением невежественной толпы, роняя
себя в глазах людей сведущих, которые презрительно морщат нос при
виде этой надерганной отовсюду мозаики, тогда как только их похвала
и имеет значение. Что до меня, то нет ничего, чего бы я столь же
мало желал. Если я порой говорю чужими словами, то лишь для того,
чтобы лучше выразить самого себя. Сказанное мною не относится к
центонам [6], публикуемым в качестве таковых; в молодости я видел
между ними несколько составленных с большим искусством, какова,
например, одна, выпущенная в свет Капилупи [7], не говоря уже о
созданных в древности. Авторы их, по большей части, проявили свое
дарование и в других сочинениях; таков, например, Липсий [8], автор
ученейшей, потребовавшей огромных трудов компиляции, названной им
"Политика".
Как бы там ни было, - я хочу сказать:
каковы бы ни были допущенные мною нелепости, - я не собираюсь
утаивать их, как не собираюсь отказываться и от написанного с меня
портрета, где у меня лысина и волосы с проседью, так как живописец
изобразил на нем не совершенный образец человеческого лица, а лишь
мое собственное лицо. Таковы мои склонности и мои взгляды; и я
предлагаю их как то, во что я верю, а не как то, во что должно
верить. Я ставлю своею целью показать себя здесь лишь таким, каков я
сегодня, ибо завтра, быть может, я стану другим, если узнаю
что-нибудь новое, способное произвести во мне перемену. Я не
пользуюсь достаточным авторитетом, чтобы каждому моему слову верили,
да и не стремлюсь к этому, ибо сознаю, что слишком дурно обучен,
чтобы учить других.
Итак, некто, познакомившись с
предыдущей главой, сказал мне однажды, будучи у меня, что мне
следовало бы несколько подробнее изложить свои мысли о воспитании
детей. Сударыня, если и я впрямь обладаю хоть какими- нибудь
познаниями в этой области, я не в состояния дать им лучшее
применение, как принеся в дар тому человечку, который грозит в
скором будущем совершить свой торжественный выход на свет божий из
вас (вы слишком доблестны, чтобы начинать иначе как с мальчика).
Ведь, приняв в свое время столь значительное участие в устройстве
вашего брака, я имею известное право печься о величии и процветании
всего, что от него воспоследует; я не говорю уж о том, что давнее
мое пребывание в вашем распоряжении в качестве вашего покорнейшего
слуги обязывает меня желать всею душой чести, всяческих благ и
успеха всему, что связано с вами. Но, говоря по правде, я ничего в
названном выше предмете не разумею, кроме того, пожалуй, что с
наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание
встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании
и обучении в детском возрасте.
Приемы, к которым обращаются в
земледелии до посева, хорошо известны, и применение их не составляет
труда, как, впрочем, и самый посев; но едва то, что посеяно, начнет
оживать, как перед нами встает великое разнообразие этих приемов и
множество трудностей, необходимых, чтобы его взрастить. То же самое
и с людьми: невелика хитрость посеять их; но едва они появились на
свет, как на вас наваливается целая куча самых разнообразных забот,
хлопот и тревог, как же их вырастить и воспитать.
Склонности детей в раннем возрасте
проявляются так слабо и так неотчетливо, задатки их так обманчивы и
неопределенны, что составить себе на этот счет определенное суждение
очень трудно.
Взгляните на Кимона, взгляните на
Фемистокла и стольких других! До чего непохожи были они на себя в
детстве! В медвежатах или щенках сказываются их природные
склонности; люди же, быстро усваивающие привычки, чужие мнения и
законы, легко подвержены переменам и к тому же скрывают свой
подлинный облик.
Трудно поэтому преобразовать то, что
вложено в человека самой природой. От этого и происходит, что,
вследствие ошибки в выборе правильного пути, зачастую тратят даром
труд и время на натаскивание детей в том, что они не в состоянии как
следует усвоить. Я считаю, что в этих затруднительных
обстоятельствах нужно неизменно стремиться к тому, чтобы направить
детей в сторону наилучшего и полезнейшего, не особенно полагаясь на
легковесные предзнаменования в догадки, которые мы извлекаем из
движений детской души. Даже Платон, на мой взгляд, придавал им в
своем "Государстве" чрезмерно большое значение.
Сударыня, наука - великое украшение и
весьма полезное орудие, особенно если им владеют лица, столь
обласканные судьбой, как вы. Ибо, поистине, в руках людей низких и
грубых она не может найти надлежащего применения. Она неизмеримо
больше гордится в тех случаях, когда ей доводится предоставлять свои
средства для ведения войн или управления народом, для того, чтобы
поддерживать дружеское расположение чужеземного государя и его
подданных, чем тогда, когда к ней обращаются за доводом в
философском споре или чтобы выиграть тяжбу в суде или прописать
коробочку пилюль. Итак, сударыня, полагая, что, воспитывая ваших
детей, вы не забудете и об этой стороне дела, ибо вы и сами вкусили
сладость науки и принадлежите к высокопросвященному роду (ведь
сохранились произведения графов де Фуа [9], от которых происходит и
господин граф, ваш супруг, и вы сами; да и господин Франсуа де
Кандаль, ваш дядюшка, и ныне еще всякий день трудится над сочинением
новых, которые продлят на многие века память об этих дарованиях
вашей семьи), я хочу сообщить вам на этот счет мои домыслы,
противоречащие общепринятым взглядам; вот и все, чем я в состоянии
услужить вам в этом деле.
Обязанности наставника, которого вы
дадите вашему сыну, - учитывая, что от его выбора, в конечном счете,
зависит, насколько удачным окажется воспитание ребенка, - включают в
себя также и многое другое, но я не стану на всем этом
останавливаться, так как не сумею тут привнести ничего путного. Что
же касается затронутого мною предмета, по которому я беру на себя
смелость дать наставнику ряд советов, то и здесь пусть он верит мне
ровно настолько, насколько мои соображения покажутся ему
убедительными. Ребенка из хорошей семьи обучают наукам, имея в виду
воспитать из него не столько ученого, сколько просвещенного
человека, не ради заработка (ибо подобная цель является низменной и
недостойной милостей и покровительства муз и к тому же предполагает
искательство и зависимость от другого) и не для того, чтобы были
соблюдены приличия, но для того, чтобы он чувствовал себя тверже,
чтобы обогатил и украсил себя изнутри. Вот почему я хотел бы, чтобы,
выбирая ему наставника, вы отнеслись к этому с возможной
тщательностью; желательно, чтобы это был человек скорее с ясной, чем
с напичканной науками головой, ибо, хотя нужно искать такого,
который обладал бы и тем и другим, все же добрые нравы и ум
предпочтительнее голой учености; и нужно также, чтобы, исполняя свои
обязанности, он применил новый способ обучения.
Нам без отдыха и срока жужжат в уши,
сообщая разнообразные знания, в нас вливают их, словно воду в
воронку, и наша обязанность состоит лишь в повторении того, что мы
слышали. Я хотел бы, чтобы воспитатель вашего сына отказался от
этого обычного приема и чтобы с самого начала, сообразуясь с
душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил ему
возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему
изведать вкус различных вещей, выбирать между ними и различать их
самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя
отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один все
решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал также своего
питомца, Сократ, а впоследствии и Аркесилай заставляли сначала
говорить учеников, а затем уже говорили сами.
Obest plerumque iis qui discere volunt auctoritas eorum,
qui docent [10].
Пусть он заставит ребенка пройтись
перед ним и таким образом получит возможность судить о его походке,
а следовательно, и о том, насколько ему самому нужно умерить себя,
чтобы приспособиться к силам ученика. Не соблюдая здесь
соразмерности, мы можем испортить все дело; уменье отыскать такое
соответствие и разумно его соблюдать - одна из труднейших задач,
какие только я знаю. Способность снизойти до влечений ребенка и
руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. Что до меня,
то я тверже и увереннее иду в гору, нежели спускаюсь с горы.
Если учителя, как это обычно у нас
делается, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им
всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя
способности их вовсе не одинаковы, но отличаются и по силе и по
своему характеру, то нет ничего удивительного, что среди огромной
толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают
настоящую пользу из подобного преподавания.
Пусть учитель спрашивает с ученика не
только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит
о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца,
а по его жизни. И пусть, объясняя что либо ученику, он покажет ему
это с сотни разных сторон и применит ко множеству различных
предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой
мере усвоил это; и в последовательности своих разъяснений пусть он
руководствуется примером Платона [11]. Если кто изрыгает пищу в том
самом виде, в каком проглотил ее, то это свидетельствует о
неудобоваримости пищи и о несварении желудка. Если желудок не
изменил качества и формы того, что ему надлежало сварить, значит он
не выполнил своего дела.
Наша душа совершает свои движения под
чужим воздействием, следуя и подчиняясь примеру и наставлениям
других. Нас до того приучили к помочам, что мы уже не в состоянии
обходиться без них. Мы утратили нашу свободу и собственную силу.
Nunquam tutelae suae fiunt [12]. Я знавал
в Пизе одного весьма достойного человека, который настолько почитал
Аристотеля, что первейшим его правилом было: "Пробным камнем и
основой всякого прочного мнения и всякой истины является их согласие
с учением Аристотеля; все, что вне этого, - химеры и суета, ибо
Аристотель все решительно предусмотрел и все высказал". Это
положение, истолкованное слишком широко и неправильно, подвергало
его значительной и весьма долго угрожавшей ему опасности со стороны
римской инквизиции.
Пусть наставник заставляет ученика
как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть
ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и
влияние; пусть принципы Аристотеля не становятся неизменными
основами его преподавания, равно как не становятся ими и принципы
стоиков или эпикурейцев. Пусть учитель изложит ему, чем отличаются
эти учения друг от друга; ученик же, если это будет ему по силам,
пусть сделает выбор самостоятельно или, по крайней мере, останется
при сомнении. Только глупцы могут быть непоколебимы в своей
уверенности.
Che non men che saper
dublar m'agarada [13].
Ибо,
если он примет мнения Ксенофонта или Платона, поразмыслив над ними,
они перестанут быть их собственностью, но сделаются также и его
мнениями. Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует. Он
ничего не находит; да ничего и не ищет. Non sumus
sub rege; sibi quisque ве vindicet [14].
Главное - чтобы он знал то, что знает. Нужно, чтобы он
проникся духом древних мыслителей, а не заучивал их наставления. И
пусть он не страшится забыть, если это угодно ему, откуда он
почерпнул эти взгляды, лишь бы он сумел сделать их собственностью.
Истина и доводы разума принадлежат всем, и они не в большей мере
достояние тех, кто высказал их впервые, чем тех, кто высказал их
впоследствии. То-то и то то столь же находится в согласии с мнением
Платона, сколько с моим, ибо мы обнаруживаем здесь единомыслие и
смотрим на дело одинаково. Пчелы перелетают с цветка на цветок для
того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед;
ведь это уже больше не тимьян или майоран. Точно так же и то, что
человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им
самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным
его суждением. Его воспитание, его труд, его ученье служат лишь
одному: образовать его личность.
Пусть он таит про себя все, что взял
у других, и предает гласности только то, что из него создал.
Грабители и стяжатели выставляют напоказ выстроенные ими дома и свои
приобретения, а не то, что они вытянули из чужих кошельков. Вы не
видите подношений, полученных от просителей каким-нибудь членом
парламента; вы видите только то, что у него обширные связи и что
детей его окружает почет. Никто не подсчитывает своих доходов на
людях; каждый ведет им счет про себя. Выгода, извлекаемая нами из
наших занятий, заключается в том, что мы становимся лучше и мудрее.
Только рассудок, говорил Эпихарм
[15], все видит и все слышит; только он умеет обратить решительно
все на пользу себе, только он располагает всем по своему усмотрению,
только он действительно деятелен - он господствует над всем и царит;
все прочее слепо, глухо, бездушно. Правда, мы заставляем его быть
угодливым и трусливым, дабы не предоставить ему свободы действовать
хоть в чем-нибудь самостоятельно. Кто же спрашивает ученика о его
мнении относительно риторики и грамматики, о том или ином изречении
Цицерона? Их вколачивают в нашу память в совершенно готовом виде,
как некие оракулы, в которых буквы и слоги заменяют сущность вещей.
Но знать наизусть еще вовсе не значит знать; это - только держать в
памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь по-настоящему,
ты вправе распорядиться, не оглядываясь на хозяина, не заглядывая в
книгу. Ученость чисто книжного происхождения - жалкая ученость! Я
считаю, что она украшение, но никак не фундамент; в этом я следую
Платону, который говорит, что истинная философия - это твердость,
верность и добросовестность; прочие же знания и все, что направлено
к другой цели, - не более как румяна.
Хотел бы я поглядеть, как Палюэль или
Помпеи - эти превосходные танцовщики нашего времени - стали бы
обучать пируэтам, только проделывая их перед нами и не сдвигая нас с
места. Точно так же многие наставники хотят образовать нам ум, не
будоража его. Можно ли научить управлять конем, владеть копьем,
лютней или голосом, не заставляя изо дня в день упражняться в этом,
подобно тому как некоторые хотят научить нас здравым рассуждениям и
искусной речи, не заставляя упражняться ни в рассуждениях, ни в
речах? А между тем, при воспитании в нас этих способностей все, что
представляется нашим глазам, стоит назидательной книги; проделка
пажа, тупость слуги, застольная беседа - все это новая пища для
нашего ума.
В этом отношении особенно полезно
общение с другими людьми, а также поездки в чужие края, не для того,
разумеется, чтобы, следуя обыкновению нашей французской знати,
привозить с собой оттуда разного рода сведения - о том, например,
сколько шагов имеет в ширину церковь Санта-Мария Ротонда [16], или
до чего роскошны панталоны синьоры Ливии, или, подобно иным,
насколько лицо Нерона на таком-то древнем изваянии длиннее и шире
его же изображения на такой-то медали, но для того, чтобы вывезти
оттуда знание духа этих народов и их образа жизни, и для того также,
чтобы отточить и отшлифовать свой ум в соприкосновении с умами
других. Я бы советовал посылать нашу молодежь за границу в возможно
более раннем возрасте и, чтобы одним ударом убить двух зайцев,
именно к тем из наших соседей, чья речь наименее близка к нашей, так
что, если не приучить к ней свой язык смолоду, то потом уж никак ее
не усвоить.
Недаром все считают, что неразумно
воспитывать ребенка под крылышком у родителей. Вложенная в последних
самой природой любовь внушает даже самым разумным из них чрезмерную
мягкость и снисходительность. Они не способны ни наказывать своих
детей за проступки, ни допускать, чтобы те узнали тяжелые стороны
жизни, подвергаясь некоторым опасностям. Они не могут примириться с
тем, что их дети после различных упражнений возвращаются потными и
перепачкавшимися, что они пьют, как придется, - то теплое, то
слишком холодное; они не могут видеть их верхом на норовистом коне
или фехтующими с рапирой в руке с сильным противником, или когда они
впервые берутся за аркебузу. Но ведь тут ничего не поделаешь: кто
желает, чтобы его сын вырос настоящим мужчиною, тот должен понять,
что молодежь от всего этого не уберечь и что тут, хочешь не хочешь,
а нередко приходится поступаться предписаниями медицины:
Vitamque
sub divo et trepidis agat
In rebus [17].
Недостаточно закалять душу ребенка;
столь же необходимо закалять и его тело. Наша душа слишком
перегружена заботами, если у нее нет должного помощника; на нее
тогда возлагается непосильное бремя, так как она несет его за двоих.
Я-то хорошо знаю, как тяжело приходится моей душе в компании со
столь нежным и чувствительным, как у меня, телом, которое постоянно
ищет ее поддержки. И, читая различных авторов, я не раз замечал, что
то, что они выдают за величие духа и мужество, в гораздо большей
степени свидетельствует о толстой коже и крепких костях. Мне
довелось встречать мужчин, женщин и детей, настолько
нечувствительных от природы, что удары палкою значили для них
меньше, чем для меня щелчок по носу: получив удар, такие люди не
только не вскрикнут, но даже и бровью не поведут. Когда атлеты своею
выносливостью уподобляются философам, то здесь скорее сказывается
крепость их мышц, нежели твердость души. Ибо привычка терпеливо
трудиться - это то же, что привычка терпеливо переносить боль: labor
callum obducit dolori [18]. Нужно закалять свое тело тяжелыми и
суровыми упражнениями, чтобы приучить его стойко переносить боль и
страдания от вывихов, колик, прижиганий и даже от мук тюремного
заключения и пыток. Ибо надо быть готовым в к этим последним; ведь в
иные времена и добрые разделяют порой участь злых. Мы хорошо знаем
это по себе! Кто ниспровергает законы, тот грозит самым
добропорядочным людям бичом и веревкой. Добавлю еще, что и авторитет
воспитателя, который для ученика должен быть непререкаемым, страдает
и расшатывается от такого вмешательства родителей. Кроме того,
почтительность, которою окружает ребенка челядь,, а также его
осведомленность о богатстве и величии своего рода являются, на мой
взгляд, немалыми помехами в правильном воспитании детей этого
возраста.
Что до
той школы, которой является общение с другими людьми, то тут я
нередко сталкивался с одним обычным пороком: вместо того, чтобы
стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить
напоказ себя, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать
залежаться своему товару, нежели чтобы приобрести для себя новый.
Молчаливость и скромность - качества, в обществе весьма ценные.
Ребенка следует приучать к тому, чтобы он был бережлив и воздержан в
расходовании знаний, которые он накопит; чтобы он не оспаривал
глупостей и вздорных выдумок, высказанных в его присутствии, ибо
весьма невежливо и нелюбезно отвергать то, что нам не по вкусу.
Пусть он довольствуется исправлением самого себя и не корит другого
за то, что ему самому не по сердцу; пусть он не восстает также
против общепринятых обычае |