Бхакти Вигьяна Госвами о секрете
правильного слушания
..." Махарадж, скажите, пожалуйста,
как слушать? Тут есть какой-то секрет или дело в простой
невнимательности? Почему преданные ничего не помнят после лекций?
Нет, если в лекции бали какие-то истории, то они истории помнят... А
если историй нет, то... Почему так? Мне даже порой кажется, что
слушаешь лекции, а все бестолку. Одно и то же, одно и то же... Ведь,
будь что-то новое, оно бы запомнилось! Но т.к. Радханатха Махарадж
однажды сказал, что слушать надо все - и новое, и старое, и то, что
мы уже давным давно знаем - слушаю.
Госвами Махарадж:
Секрет есть. Этот секрет - чистое
сердце. Увы, мы уже много раз слышали об этом секрете. :
1. Желание и чистое сердце.
О слушании говорится в огромном
количестве стихов из Бхагаватам. Шрила Джива Госвами систематически
описывает шраванам в Бхакти-сандарбхе (anucchedas 248-261), где он
цитирует многие из этих стихов.
Всего два стиха из Шримад-Бхагаватам.
Первый - знаменитый 1.1.2 садйо хрдй аварудхйате тра кртибхих
шушрушубхис тат кшанат
Два слова важны в этой связи:
шушрушубхих - горящими желанием услышать, и кртибхих - людьми с
чистым сердцем. Если слушать Шримад-Бхагаватам в таком настроении,
то, как обещает сам Маха-Муни Вьясадева, что Господь тотчас
проявится в нашем сердце. Эти два условия тесно связаны друг с
другом. Горячее желание услышать - главное условие, но, чтобы это
горячее желание появилось у нас, нужно обладать чистым сердцем.
Шрила Прабхупада объясняет эту связь в
комментарии к ШБ 1.3.44: "Однако одного слушания еще недостаточно.
Необходимо глубоко осознавать услышанное. Слово нивишта означает,
что Сута Госвами впитал "Бхагаватам" ушами. Это единственно верный
способ восприятия "Бхагаватам". Нужно с неослабным вниманием слушать
достойного человека, и это позволит тотчас же ощутить присутствие
Господа Кришны на каждой его странице. В этом стихе раскрывается
секрет постижения "Бхагаватам". Невозможно сосредоточенно слушать,
не обладая чистым умом. Ум не может быть чистым у того, кто не чист
в своих поступках. А тот, кто не соблюдает чистоты в еде, сне,
самозащте и сексе, не может стать чистым в своих поступках. Но так
или иначе, если человек с неослабным вниманием слушает подлинных
авторитетов, он, несомненно, сможет увидеть Самого Господа Кришну на
страницах "Бхагаватам".
Цепочка, описанная здесь, очень важна.
Внимание зависит от нашего желания (горячего, страстного желания).
Если бы мы слушали, думая: от того, что я сейчас услышу, зависит вся
моя жизнь (как слушал Махараджа Парикшит), то качество нашего
слушания было бы иным. Иначе говоря, слушать Шримад-Бхагаватам нужно
примерно в таком же состоянии, в каком преступник, совершивший
тяжкое престпление, затаив дыхание, слушает неизвестный ему приговор
суда. Желание зависит от чистоты ума, а чистота ума - от нашего
поведения.
До сих пор, я уверен, вы не услышали
ничего нового.
2. Усилия и время
Следующий стих, который мне хотелось
привести - 3.13.4:
srutasya pumsam sucira-sramasya -
слушать нужно долго и прилагая большие усилия. Слушание - это труд,
а не просто пассивное времяпрепровождение.
Как известно, шраванам явлется одной
из главных форм практики преданного служения. Это наша садхана. В
этой связи можно также вспомнить одну из Сутр Патанджали (1.14). Эта
сутра описывает условия успешности любой духовной практики: 1.
диргха-кала 2. найрантарйа 3. сат-кара - чтобы привести к успеху,
практика должна быть 1. долгой 2. непрерывной 3. относиться к ней
нужно с неослабевающим благоговением
3. Формирование новых самскар в
сознании
В связи с этим можно сказать, что все,
что мы слушаем так или иначе остается в нашей памяти, даже если мы
не можем активно этим пользоваться. Все услышанное откладывается в
ней, осавляя определенное впечатление (самскару).
Нам нужно вытеснить новой духовной
самскарой старые самскары, накопленные от всего того, что мы слушали
раньше, поэтому требуется долгое время (вспомним 2ую главу Гиты:
йада те моха калилам - О Арджуна, когда ты забудешь обо всем, что
слушал раньше..
И еще, прав ли был тот
человек-"дианетик", когда говорил, что если ничего не запомнилось --
значит не читали книгу.
Соответственно, дианетик неправ.
Постоянное слушание о Кришне медленно но верно формирует новые
духовные самскары, даже если все то, что мы услышали не находится в
нашей активной памяти.
Кроме того, некоторые из лекций не
предназначены для того, чтобы их помнить - их главный смысл в
эмоциональном заряде. Этот эмоциональный заряд, который несет в себе
услышанное, может не иметь сугубо утилитарного смысла, но тем не
менее он очень важен для формирования веры и самскар. Не следует
думать, что мы ничего не получили от такого слушания.
4. Повторение и размышление над
услышанным
Чтобы произошло усвоение услышанного,
чтобы услышанное проникло вглубь сердца, нужно обязательно
размышлять над услышанным, пытаясь связать его со своей жизнью.
Очень часто мы не запоминаем услышанное именно потому, что
пренебрегаем этим.
Процесс слушания становится
завершенным, когда он сопровождается киртанам и смаранам (2.1.5):
tasmаd bhаrata sarvаtmа
bhagavаn isvaro harih
srotavyas kirtitavyas ca
smartavyas cecchatabhayam
Между шараванам и смаранам находится
киртанам - пересказывание услышанного, а пересказыванию предшествует
обдумывание, потому что мы не должны повторять услышанное, как
попугаи.
В этой связи очень интересен жанр
сутры. Вы когда-нибудь задумывались, зачем нужно излагать некое
учение в форме сутр? Практически все школы древней ведической
философии основывались на сутрах. Это очень могущетсвенный способ
сохранить и передать сущностное содержание философии.
Сначала вся философия сжимаеется
максимально до сухого остатка. Не остается никакой словесной воды,
только самое важное, приведенное в идеальную логическую структуру.
Такой жанр ЗАСТАВЛЯЕТ человека задуматься. Одна из причин, по
которой мы не запоминаем лекции, в том, что там слишком много слов и
слишком мало пространства для собственной мысли. Сутра дает огроный
простор для этого. Разумеется, сначала серьезный ученик выслушивает
объяснение сутры, но затем она становится объектом его постоянной
медитации.
Афоризм лекко запоминается и тянет за
собой все глубочайщее содержание, которое вложили в него мудрецы
прошлого.
Само существование этого жанра
доказывает, какую огромную роль отводили размышлению ведические
мудрецы. В этой связи Мадхвачарья говорит, что Арджуна - это
олицетворение добродетелей шраваны (слушания), мананы (размышления)
и нидидхьясаны (медитации, глубинного усвоения услышанного).
Он подразумевает знаменитый стих из
Брихад-араньяки-упан ишад 2.4.5, описывающий постепенный процесс
преображения сердца и осознания Бога постредством слушания.
5. Слушание историй
Предыдущий совет может не подойти
каждому. Увы, далеко не все наделены способностью к размышлению и
медитации. Для людей, неспособных к этому, ведическая пропидевтика
(наука об усвоении и обучении) рекомендует слушание историй.
Когда Нарада увидел, в каком состоянии
находится Махараджа Прачинабархи, он не стал даже пытаться воззвать
к его философскому разуму - он просто рассказал ему историю. Истории
(парокша-вада) - это очень могущественный метод обучения. Они
предназначены для переживания, несут эмоциональную окраску, легко
запоминаются, пересказываются и легко становятся объектом медитации.
Об этом можно было бы много говорить,
но лучше ограничимся сутрами:
Итак, чтобы запоминать услышанное:
1. нужно иметь горячее желание и
чистое сердце;
2. слушать долго, с почтением и
прилагая усилия;
3. все это формирует самскары в
сознании;
4. нужно размышлять над услышанным и
пересказывать;
5. если ничего не получается, то
слушайте истории.
Метки: Бхакти Вигьяна Госвами |