ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу Познание и общение
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

Познание и общение

скачать    577.zip

 

 

 

 

   

В.А. Кольцова

ОБЩЕНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Одной из важных тенденций становления и развития психологическо­го знания является выделение на определенных его этапах тех или иных ключевых проблем, приобретающих роль своеобразного интегратив-ного начала, на основе которого ведется продуктивная разработка других проблем психологии. Именно таким "логическим центром" общей системы психологической науки в последние десятилетия становится проблема общения / 28 /. Конструктивный смысл ее исследования за­ключается в открывающейся на ее основе возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции по­ведения человека, формирования его внутреннего мира, социальной обусловленности психики и образа жизни индивида.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с тру­дами Б.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина, В.Н.Мясишева и других советских психоло­гов, которые рассматривали общение, как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирова­ния личности / I, 2, 4, 8, 9, 15, 24, 45 /.

Принципиальное значение имело включение общения в психологичес­кий эксперимент, что означало выход на качественно новый уровень его изучения. Именно с этим было связано выделение проблемы общения как самостоятельной области психологического анализа, рассмотрение его содержательных и структурно-функциональных характеристик.

К числу наиболее разработанных направлений экспериментального ис­следования общения относится изучение его влияния на психические процессы, свойства и состояния индивидов. Ретроспективный анализ позволяет выделить две основные исследовательские стратегии, лежа­щие в основе реализации данного направления. Первая из них пред­ставляет рассмотрение общения исключительно в качестве фактора, обусловливающего те или иные индивидуальные психические проявления. Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития не выступают здесь специальным предметом исследования. Общение и ана­лизируемые психические явления представлены в контексте данной ис­следовательской стратегии, по сути, как два самостоятельных, парал­лельно существующих ряда явлений, связь которых друг с другом выра­жается в том, что изменения характеристик явлений одного ряда приво­дят к определенным изменениям внутри другого. Причем анализ харак­тера этой связи сводится практически к изучению только одного из ее направлений: воздействия общения  на психические явления. Обратная сторона взаимодействия, как правило, не рассматривается. Соответст­венно, общая схема экспериментального исследования диады "общение -психические процессы" заключается в фиксировании факта наличия или отсутствия общения (как независимой переменной) и изучении тех изме­нений, которые возникают под его влиянием в индивидуальных психиче­ских проявлениях его участников. Наиболее удачной и соответствующей в методическом отношении общему исследовательскому замыслу является процедура сопоставительного анализа исследуемых психических явлений в контексте индивидуальной и совместной деятельности. Данное направ­ление исследования имеет своими истоками труды В.М.Бехтерева, В.Мёде, Ф.Олпорта, в которых впервые делаются попытки экспериментального изу­чения влияния группы на включенного в нее индивида / 8, 9, 47, 48 /.

Дальнейшее развитие и углубление разработки данного направления связано с реализацией второй исследовательской стратегии. Ее харак­теризует изменение общей методологии конкретного психологического исследования; рассмотрение процесса воздействия общения на динамику психических характеристик его участников как целостной системы, ком­поненты которой связаны и взаимодействуют друг с другом. Это, в свою очередь, выдвигает задачу содержательного анализа самого процесса общения, изучения его специфики как сферы индивидуального бытия че­ловека, выделения базовых параметров, лежащих в его основе и прояв­ляющихся в любой ситуации взаимодействия человека с человеком.

Психологический анализ общения позволяет дать онтологическую кар­тину его предмета, выражающуюся в ряде взаимосвязанных характеристик.

Основная  парадигма в исследовании общения. Общение представляет собой субъект-субъектное взаимодействие, характеризующееся тем, что субъектом и объектом по отношению друг к другу здесь выступают люди (или, если речь идет о социально-психологическом и философско-социо­логическом уровне - те или иные социальные общности или общество в целом), отличающиеся активностью, способностью сознательного целена­правленного планирования и организации своего поведения и жизнедея­тельности в целом, оказывающие взаимные воздействия, определенным образом воспринимающие и оценивающие друг друга, С этой точки зрения субстанциональной характеристикой общения может быть признана такая форма социальной связи, при которой другой человек, будучи дан как объект, вызывает к себе отношение как к субъекту, а я для него -объект, которого он, в свою очередь, признает как субъекта" / 45, с.377 /. Утверждение субъект- субъектной парадигмы в подходе к анали­зу общения выдвигает необходимость разработки принципиально новых моделей и схем его психологического исследования, перехода от одно­уровневого к многоуровневому анализу / 13,28,39 /. В работах Б.Ф.Ломова вскрывается ограниченность традиционных схем исследования обще­ния, разработанных применительно к изучению деятельности, согласно которым участники общения либо искусственно разделяются на субъек­ты и объекты, либо каждый из них попеременно рассматривается в каж­дой   роли по отношению друг к другу. Справедливо отмечается, что об­щение - "это не сложение, не накладывание одна на другую параллель­но развивающихся ("симметричных") деятельностей, а именно взаимодей­ствие субъектов, вступающих в него как партнеры" /28, с. 252 /. При­чем   особенностью этого взаимодействия является "сопряженность" и "взаимная обратимость" действий его участников, когда любое из них, с одной стороны, обусловлено предшествовавшим ему действием партне­ра, а с другой - оказывает обратное влияние на последующее его ком­муникативное поведение.

Процессуальность, непрерывность, динамичность общения. Анализ общения как процесса включает изучение причин его возникновения, по­следовательной смены этапов, периодов и фаз развития, результатов взаимодействия. Основой общения, его пусковым моментом, исходной внутренней причиной   является потребность в другом человеке, в обще­нии с ним. Причем   другой человек может выступать и как самоцель (например, потребность в собеседнике-слушателе или наставнике), и как условие выполнения некоторой не коммуникативно и деятельности. "Опредмечивание" данной потребности посредством выбора конкретного человека, способного в той или иной мере исчерпать ее, и установле­ния с ним контакта - важный момент в развитии общения. Возникнув, оно проходит ряд этапов и фаз, характеризуется определенной продол­жительностью. Несмотря на существование известных расхождений в обо­значении конкретных фаз общения, имеющих место в ряде работ / 28, 22,23    и т.д./,  важен в первую очередь сам факт фиксации сложной внутренней динамики общения как процесса.

Имеются различия и в определении результативной стороны общения. К числу ее показателей относят:  "достижение взаимопонимания",  "соз­дание социальной общности",  "выполнение не коммуникативной деятельно­сти" и т.д. Все указанные показатели могут быть сгруппированы в за­висимости от основных сфер их проявления: а) индивидуально-личност­ной (изменения в динамике психических процессов,  свойств и состоя­ний, преобразование установок, отношений, мотивов, ценностных ориен­тации личности и т.д.); б) социально-психологической (уровень пони­мания, характер взаимоотношений, социально-психологическая групповая атмосфера и т.д.); $) предметно-практической (результат решения ком-

муникативной задачи). В процессе реального взаимодействия данные по­казатели связаны друг с другом, выступают в единстве.

Являясь социальным существом, человек постоянно испытывает по­требность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых меся­цев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоцио­нальном контакте к потребности в глубоко личностном общении и со­трудничестве со взрослыми / 26 /. В то же время уровень и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят ин­дивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Индивидуализированность как параметр общения. Субъектами общения являются люди, отличающиеся индивидуальным своеобразием, привносящие в общение свой внутренний мир. В первую очередь это относится к лич­ностному общению, возникающему из самой потребности в общении, на­правленному непосредственно на субъекта, его индивидуальность и вы­ступающему в качестве "субстанциональной формы существования и про­явления внутреннего мира личности" / 10, с.242 /.

Роль данного параметра значительна и в ситуации делового общения, где эффективность совместной деятельности непосредственно определя­ется индивидуальными способами и формами ее реализации. (Хотя здесь по сравнению с личностным общением возрастает значение нормативно-ролевых предписаний, как факторов детерминации коммуникативного по­ведения личности.) Индивидуально-личностные особенности партнеров задают содержание и направленность взаимодействия, его границы.

Интегральными понятиями, отражающими уровень индивидуально-лично­стного включения в общение, в психологии являются понятия "коммуни­кативные свойства личности", "коммуникативные способности", "комму­никативный потенциал" и т.д. Они отражают комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. К числу наиболее важных личностных проявлений, состав­ляющих структуру ее коммуникативного потенциала, относятся: уровень потребности в общении; его локализованность.а также интенсивность; коммуникативная активность и инициативность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоционального отклика на парт­нера; собственное самочувствие человека в ситуации общения (степень удовлетворенности общением, "уверенность в общении" / 31 /. Важное значение имеют также коммуникативные навыки и умения.

Установлено, что коммуникативный потенциал - относительно стабиль­ное личностное образование, формирующееся в детстве. Важными факто­рами его развития являются: общий характер взаимоотношений в семье, и уровень эмоционального контакта между родителями и детьми, личный опыт общения и т.д. Так, 87$ опрошенных, характеризующихся высоким коммуникативным потенциалом, отметили, что у них были хорошие отно­шения в семье; из людей с низким коммуникативным потенциалом на это указали только 23% / 31 /. Высокий уровень коммуникативности, общи­тельности - условие успешной адаптации человека в любой социальной среде, по отношению к разным видам деятельности, его продуктивного взаимодействия с другими людьми. Отсюда практическая значимость фор­мирования потребности в общении,  воспитания коммуникативных способ­ностей и умений, что должно начинаться с детства и осуществляться на протяжении всей жизни человека / 25, 32, 43 /.

Общение _и деятельность. Традиции деятельностного подхода обусло­вили распространенность точки зрения, согласно которой общение рас­сматривается как один из видов деятельности, ее сторона или специфи­ческая   форма   /1-3, 21-24,26,27/,   Подобная   трактовка   общения определяется его_активным деятельностным характером. Однако сведение общения к разновидности деятельности, с нашей точки зрения,  вызывает ряд серьезных возражений. Во-первых, это означает вольное или неволь­ное сужение отражаемой в научных категориях сложности человеческого бытия,  сведение всех его сторон к одной из них (в данном случае дея­тельности). Хотя очевидно, что в отличие от деятельности, понимаемой в психологии как "активное взаимодействие с окружающей действитель­ностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект,целена­правленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности" (Подчеркнуто нами,- В,К.) / 44,  с.91 /, общение отражает реально существующие отношения субъект-субъектного характе­ра, где каждая из сторон представляет активное деятельностное начало, что означает возникновение принципиально нового качества.

Во-вторых, специфичными являются структура, функции, средства об­щения / 34 /. В связи с этим использование системы понятий, разрабо­танных в теории деятельности, для описания процесса общения не толь­ко не облегчает, но и наоборот затрудняет отражение указанной специ­фики и понимание подлинного существа данного феномена.

В-третьих,  в реальной жизнедеятельности человека общение и дея­тельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, связаны друг с другом, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо одна от другой. Более того, установле­но, что человечески первичной, исходной формой индивидуальной актив­ности является именно общение, возникающее в онтогенезе прежде, чем человек осваивает предметно-практическую деятельность. Это подтверж­дает вывод о деятельности и общении как относительно самостоятельных видах взаимодействия человека с миром.

В-четвертых, сведение общения к деятельности затрудняет анализ роли общения в совместной деятельности.

Поэтому более правильным, раскрывающим многообразие форм жизнедея­тельности человека, диалектический характер связи разных ее сторон, представляется подход, согласно которому общение и деятельность рас­сматриваются как две самостоятельные формы социальной активности, главные стороны социального бытия человека. Таким образом утверждает­ся, с одной стороны, специфика общения, его нетождественность дея­тельности, с другой - отмечается их связь и диалектическое взаимо­влияние / 27,28 /.

Таким образом, исходным концептуальным основанием психологическо­го исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса меж­личностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и разви­тия социально-психологических явлений. Выделенные выше значимые пара метры общения явились предметом специального исследования, проводимо­го в контексте экспериментального изучения особенностей познаватель­ных процессов в условиях межличностного взаимодействия, и были ис­пользованы нами при проведении качественного анализа полученных в хо­де этих исследований экспериментальных материалов. Это позволило вы­делить некоторые тенденции в динамике и содержательных характеристи­ках рассматриваемых психических процессов в условиях общения» а так­же те факторы, которые опосредуют уровень и характер воздействия об­щения на психические процессы его участников.

Установлено детерминирующее воздействие общения на перцептивные, мнемические, мыслительные, аттенциошше характеристики включенных в него индивидов, выражающиеся в изменении динамики и результатов ис­следуемых психических явлений. Содержательный анализ этого вопроса получил достаточно полное отражение s ряде работ Б.Ф.Ломова /29,30 /.

Удалось определить общий характер этих изменений. Экспериментально доказано, что в преобладающем большинстве случаев наблюдаются пози­тивные сдвиги в динамике и результатах исследуемых процессов. Это вы­ражается, и частности, в снижении процента ошибок и возрастании изби­рательности поиска в перцептивно-поисковой деятельности, увеличении точности оценочных шкал при восприятии различных сигналов, уточнении и обобщении представлений при воспроизведении топографических пред­ставлений, увеличении полноты воспроизведения стихотворного текста, возрастании объема запоминаемого стиыульного материала, более успеш­ном решении творческих задач, обеспечении большей глубины и полноты анализа и обобщений при усвоении понятий и т.д. / 5,35,30,42,17,18 /.

Установлена также определенная зависимость степени воздействия об­щения   от уровня организации психической деятельности человека: чем выше уровень исследуемых психических процессов, более сложно органи­зована психическая деятельность, тем шире друг факторов и разнообраз­нее условия, опосредующие воздействие на нее процесса общения.

    Полученный материал заставил отказаться от представления, будто оЗшение всегда оказывает положительное воздействие на познавательную деятельность включенного в нее индивида. Установлено, что характер и интенсивность влияния общения на психические проявления индивидов опосредствуются рядом факторов, к числу которых относятся: особенно­сти выполняемой познавательной .деятельности (ее содержание, степень сложности, проблемности и дискуссионное™ и т.д.); индивидуально-пси-хэлогические характеристики (уровень активности субъекта при выполне­на некоммуникативной задачи, включенность в нее, характер мотивации, индивидуальные возможности организации и поддержания взаимодействия с партнерами по совместной деятельности, опыт общения, коммуникатив-н^е свойства личности и т.д.); социально-психологические характеристики (уровень согласованности взаимодействия,  его направленность, сработанность группы и т.д.); ситуационные факторы (специфика экспе­риментальной обстановки, ее пространственно-временные характеристики, особенности инструкции и воздействия экспериментатора, формы фиксации изучаемых в эксперименте психических проявлений и т.д.).

Целостное исследование системы "общение - психические процессы" предполагает необходимость учета совокупности указанных факторов, изучения диалектики их внутренней взаимосвязи.

Экспериментальные данные показывают, что воздействие общения на психические проявления индивидов определяются уровнем взаимосвязанности членов группы. Крайним ее полюсом является уровень "молчаливого соприсутствия" других, где общение практически еще отсутствует. Одна­ко и здесь уже обнаруживается проявление социального влияния окружающих, выражающееся в возрастании скоростных характеристик психической деятельности отдельных участников общения при одновременном ухудшении результатов и качества чувствительности, мышления,  внимания и т.д. Присутствие другого человека вызывает "совозбуждение субъектов",про­явление неосознанной часто тенденции к установлению единообразия, стереотипизации и сближению индивидов / 38 /.

В условиях реализации непосредственных влияний людей и их взаимо­действия   в регуляцию психической деятельности включаются такие ме­ханизмы, как подражание, внушение, конформизм. Наивысший уровень взаимосвязанности, имеющий место там, где деятельность одного челове­ка невозможна без деятельности другого, а общение пронизывает все стороны совместной деятельности, характеризуется максимальным уров­нем влияния общения на психические проявления индивидов / 38 /.

Эффективность взаимодействия и результаты индивидуальной и сов­местной деятельности в условиях общения в значительной' мере опреде­ляются характером межличностных отношений. Исследование диад, состо-яцих из испытуемых,  связанных взаимно отрицательными", взаимно положи­тельными и индифферентными отношениями, в процессе совместного решения задач лабиринтного типа показало, что наиболее эффективными ока-

зались диады испытуемых со взаимно положительными и индифферентными отношениями. Функции общения здесь определялись в первую очередь те­ми конкретными задачами и целями, которые стояли перед участниками совместной деятельности на каждом ее этапе. В диадах, в которых ис­пытуемые отрицательно относились друг к другу, эффективность сов­местной деятельности оказывалась минимальной. В содержании общения диад этого типа преобладали темы "неделового" характера; взаимодей­ствие затруднялось из-за ухода его участников от контакта друг с дру­гом, сознательной дезинформации партнеров, открытых столкновений и конфликтов и т.д. / 46 /. Неблагополучные межличностные отношения та­ким образом могут стать причиной "затрудненного" общения (хотя по­следнее может определяться и другими факторами). С другой стороны, следует отметить, что только критерия "личные симпатии - антипатии" недостаточно для прогнозирования успешности совместных действий. Ос­новой групповой интеграции и эффективности взаимодействия, главным фактором, определяющим межличностные отношения, являются особенности совместной деятельности, ее содержание, цели и ценности / 41 /.

 Общая цель объединяет людей, обеспечивает психологическое единство несмотря на различие отношения, мотивов, личностных характеристик.

Ориентация на общую цель приводит к тому, что в ситуации взаимодействия личные взаимоотношения его участников отходят на второй план.  Более того, установлено, что включение испытуемых отрицательно настроенных по отношению друг к другу, в совместную деятельность оказы­вает нередко положительное влияние на их отношения друг к другу: на почве возникающего в ходе совместной деятельности и общения делового сотрудничества исчезает неприязнь, появляется интерес к партнеру, сглаживаются противоречия межличностного характера.

Экспериментально установлено, что влияние общения на различные пси­хические процессы зависит от индивидуально-психологических особенно­стей его участников. Этот факт был установлен, в частности, в прове­денных нами исследованиях по изучению особенностей формирования поня­тий и -представлений в условиях совместной познавательной деятельно­сти. Обнаружилось, что степень и характер воздействия общения на результаты мыслительной деятельности испытуемых определяются общим уровнем их подготовленности к восприятию циркулирующей в ситуации об­щения информации и решению проблем, знаниями и способностями, отноше­нием к выполняемой совместно деятельности, личной включенностью в нее / 17 /. Высокий уровень включенности позволяет испытуемым максимально использовать все преимущества совместной познавательной деятельности, адекватно оценивать и осмысливать информацию, получаемую от партнеров в процессе группового обсуждения проблем.

Представляют интерес данные, вскрывающие роль исходного уровня подготовленности испытуемых к решению различных задач как фактора, определяющего воздействие общение на индивидуальные психические характеристики в условиях совместной деятельности. Обнаружено, что оптимальная зона улучшения показателей психической деятельности в условиях общения характерна для испытуемого со средним исходным уровнем подготовленности. Значительные положительные сдвиги в ситуа­ции непосредственного взаимодействия наблюдаются в деятельности сла­бо подготовленных испытуемых, "Сильные" испытуемые, характеризующие­ся высоким исходным уровнем подготовленности  в условиях общения либо показывают те же результаты, что и в индивидуальной деятельности, либо несколько снижают их / 17,38 /. Причем обнаружена недостаточ­ность учета лишь индивидуальных особенностей партнеров самих по себе и доказана необходимость выявления их соотносительного уровня,степени сопряженности и соответствия их как друг другу, так и особенностям совместно выполняемой деятельности / 18 /.

Объяснение данных фактов, обнаруженных и в ряде других исследова­ний, может быть дано на основе сформулированной Н.М.Пейсаховым зако­номерности активного совместного поиска адекватных стратегий решения поставленных задач, приближения различных полярных мнений и идей к оптимальным характеристикам, представленным чаще всего именно стра­тегиями среднего уровня / 40 /.

Исследования показывают, что далеко не веяная деятельность в ус­ловиях общения успешна. Определенный класс задач более эффективно решается индивидуально. В частности, установлено, что чем субъектив­но более сложна задача тем разнообразнее информация, требующаяся для ее решения, тем более значимо и эффективно включение общения в ее решение. Простые задачи, как правило, даже в условиях непосредствен­ного общения выполняются каждым его участником индивидуально.

Так, исследуя особенности общения при решении задач совместного зрительного поиска объектов, Б.Ш.Ломов пришел к выводу, что наиболее интенсивно процесс общения протекает тогда, когда задача субъективно сложна для обоих испытуемых, т.е. в случае возникновения проблемной ситуации. Именно здесь "общение как бы пронизывало весь процесс по­иска. Испытуемые определяли общие точки отсчета, иногда договарива­лись о разделении зоны поиска, намечали общую стратегию. В процессе совместного наблюдения выдвигались гипотезы, осуществлялась их взаим­ная коррекция и проверка, уточнялся эталон" / 30, с.153 /. Иная кар­тина наблюдалась в том случае, когда задача была простой для обоих испытуемых: они "независимо друг от друга и почти синхронно находили заданный объект" / Там же, с.153 /. В этом случае участники экспери­мента вступали в общение только с целью взаимной проверки результа­тов поиска - "согласования образов". Интенсивность общения, задан­ная характером задачи, являясь функцией проблемной ситуации,в свою очередь, положительно влияет на решение поставленной задачи, служит важным средством ее реализации.

Это положение обосновывается Т.Ньюкомом, рассматривающим интенсификацию общения как важнейшее условие преодоления рассогласования, взаимопонимания участников совместной деятельности, решения постав­ленной перед ними задачи / 36 /.

Обнаружен следующий интересный факт. При индивидуальном решении задач по мере возрастания сложности выполняемой деятельности наблю­дается переход от монологизации к диалогизации речевой формы мысли­тельного процесса / 19 /.

В этом отношении представляет интерес цикл исследований, выпол­ненных в русле изучения специфики диалогового взаимодействия в раз­ных экспериментальных условиях, позволивших выявить его функции в психическом развитии индивидов, получить экспериментальные подтверж­дения диалогической природы мышления / 6,7,19 /. Изучение специфики диалогового взаимодействия открывает возможности для более глубокого исследования процессов межличностного взаимодействия и понимания, раскрытия структуры и механизмов коммуникативного воздействия. По­этому разработка данной проблемы представляется чрезвычайно актуаль­ной и перспективной.

Исследование внутренней динамики общения позволило выделить и те специфические психологические явления, актуализация которых Е услови­ях общения обеспечивает определенные сдвиги в психических характери­стиках его участникое и которые таким образом выступают в качестве механизмов наблюдаемых психических изменений.

Установлено, что в общении происходит обмен информацией, знания­ми, способами действия, чувствами и настроениями, что приводит к возникновению некоего общего фонда "совокупного субъекта", выравни­ванию уровня информированности участников совместной деятельности. Происходит совместное обсуждение и отработка гипотез, путей и спосо­бов решения задач, взаимная коррекция идей и мнений, их уточнение и обогащение. Это способствует отсеиванию крайних позиций, сужению зо­ны поиска, фокусированию усилий и направленности внимания членов группы на анализе точек и зон "наивысшей вероятности" / 17,18,30,38 и др. /.

Важным условием активизации познавательных процессов в условиях общения является возникновение проблемных ситуаций в результате столкновения различных полярных мнений, взглядов,подходов. Возника­ющее при этом рассогласование, требуя привлечения дополнительной ин­формации, приводит к увеличению интенсивности взаимодействия участ­ников совместной деятельности, активизации процессов обсуждения, что в свою очередь, обеспечивает углубление уровня понимания и способст­вует, как правило, верному решению / 17,30,ЗЬ /.

Общение влияет на динамику познавательных процессов через мотивационную сферу человека. Эксперименты показывают, что в условиях об­щения интерес возникает первоначально чаще к ситуации взаимодействия или к самому процессу общения с партнером, и только в результате

включения человека во взаимодействие по поводу совместно выполняемой задачи он трансформируется в интерес к задаче, т.е. возникает спе­цифическая познавательная мотивация / 1Ь /. Имеет значение также осознание значимости выполняемой совместно деятельности, ответствен­ности перед партнером и группой за результаты индивидуальной деятель­ности, своего вклада в решение общей задачи, что стимулирует индиви­да к достижению большей индивидуальной продуктивности.

Общение - важное средство регуляции и саморегуляции поведения че­ловека. В процессе общения осуществляется взаимный контроль за ре­зультатами деятельности, оценка вклада каждого его участника в обще-групповой результат, координация индивидуальных действий. Это, в свою очередь, приводит к усилению самоконтроля, саморегуляции у каж­дого участника взаимодействия / 30,36 /.

Представляют интерес данные о возникновении в условиях общения такого специфического явления, как совпадение, синхронизация колеба­ний пульса. Данный феномен обнаруживается только в условиях общения и непосредственной совместной деятельности. Причем, подобное совпа­дение не обнаружено при сопоставлении графиков пульса одного и того же обследуемого (и обследуемых), действующих в разное время или 0д-новременно, но в разных помещениях. Установлена зависимость степени синхронизации пульсовых кривых от типа взаимодействия. В наибольшей степени синхронизация пульса наблюдается при кооперативном типе об­щения, в наименьшей - при конкурентном / 34 /.

В ряде исследований обнаружена тенденция к установлению общего оптимального для данной группы темпа деятельности за счет усреднения его индивидуальных показателей.

В ситуации общения происходит перестройка стратегий, используемых испытуемыми, переход к более эффективным стратегиям. Это, в частно­сти, обнаружено при исследовании особенностей воспроизведения стихо­творного текста в условиях общения: "При индивидуальном воспроизве­дении испытуемые обычно, обнаружив "провал" (имеются в виду те места в тексте «которые не удается вспомнить. - В. К.), действуют по принци­пу многократных возвратов к началу текста (строфы), каждый раз "про­бегая" ее заново. Талую стратегию можно было бы назвать

Нередко, обнаружив "провал", испытуемые не могут его преодолеть и отказываются от попыток дальнейшего воспроизведения.

В условиях общения такие "провалы" ("блокировка" процесса воспро­изведения) становятся как бы "фокусом" совместных усилий. Именно в их районе и организуется совместный поиск. Такую стратегию можно бы­ло бы назвать фокусирующей. Выявив "провалы", испытуемые начинают активно выдвигать гипотезы, совместно их обсуждают и корректируют" / 30, с. 162 /.

Таким образом, проведенный анализ позволил выявить сложную поли-

20

факторную систему опосредования воздействия общения на«технические» характеристики его участников.

Это позволяет высказать предположение, касающееся прогноза модаль­ности изменений,  возникающих в динамике и результатах психических процессов в условиях общения. По-видимому, это зависит  в каждом конкретном случае от сочетания и степени выраженности указанных вы­ше факторов: особенностей ситуации,  индивидуально-психологических и социально-психологических факторов, специфики выполняемой деятельно­сти, а также от того, насколько полно в тех или иных ситуациях реа­лизуются преимущества совместной деятельности,, В случае если пере­численные условия образуют благоприятную среду для психических про­цессов, наблюдаются позитивные сдвиги,  в противоположных - негатив­ные. Отсюда следует, что при анализе системы "общение - психические процессы индивида" предполагается наряду с регистрацией объективных сдвигов в динамических и результативных характеристиках психической деятельности человека в условиях общения исследование и самого про­цесса взаимодействия и комплекса тех условий, через которые прелом­ляется воздействие общения на психику включенных в него индивидов. Только такой целостный анализ может обеспечить наряду с решением важных теоретических проОлем также реализацию практической задачи -организации эффективного межличностного взаимодействия участников совместной деятельности.

Литература

1.  Ананьев   Б.Г, 0 проблемах современного человекоанания. М., 1977.

2.  Ананьев   Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,  1968.

3.  Андреева Г Ли. Социальная психология. М.,    I960.

4.   Б а х т и н   М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,  1979.

5.  Б е л я е в а   А.В., Носуленко    В.Н. Влияние коммуника­тивных ситуаций на восприятие и описание сложного звука // Психо­логические исследования общения. М.,   1985. С.103-130.

6.  Беляева   А.В., М а и к л з    С. Монолог, диалог и   полиглот в ситуациях общения // Там же. С.219-251.

7.   Васильева    И.И. О значении идей М.М.Бахтина о диалоге и_ диалогических отношениях для психологии общения // Там же. С. 81--94.

8.  Бехтерев    В.М. Данные эксперимента в области коллективной рефлексологии // Новое в рефлексологии и физиологии нервной си­стемы.  М.,  1925.  С.306-357.  Совм.  с М.В.Ланге.

9.  Бехтерев    В.М. Коллективная рефлексология. Пг.,  1921. 10. Б о б н е в а    М.И. Нормы общения и внутренний мир личности //

Проблема общения в психологии. М.,  1981. С.241-264.

11.   Б о д а л е в    А.А. Восприятие к понимание человека человеком ГЛ.,  1982.

12.   Б о р а л е в   А.А. Нормирование понятия о другом человеке как личности. Л.,   1970.

12. Б у е в a   JI. П. Человек: деятельность и общение. М.,  1978.

14.   Бведенов   А. В. Потребность в общении // Советская педа­гогика.  1969. И" 9.

15.   Выготский   Л. С. История развития высших психических функций //Соч.: В 6 т.М.,  1983. Т.З.

16.   К о л о м и н с к и й   Л. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск,   1967.

17.   Кольцова   В. А, Усвоение понятий в условиях непосредственного общения // Проблема общения в психологии. М.,   1981.  С.60-79.

18.   Кольцова    В. А.,    Мартин   Л.    Личностные детерминан­ты общения в условиях совместной познавательной деятельности // Психологические исследования общения. М.,  1985. С.207-219".

19.   Кубинский   Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения в психологии. М.,  1981. С.92-121.

20.   Кузьмин   Е. С. Основы социальной психологии. Л.,  1967.

21.   Леонтьев    А. А. Деятельность и общение // Вопр. филосо­фии.  1979. IT I. C.I2I-I32.

22.   Л е о н т ь е в А. А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуника­ции.  М.,  1974.  С.28-52.

23.  Леонтьев   А. А. Психология общения. Тарту, 1974.

24.   Леонтьев    А.  Н. Проблемы развития психики. М.,  1972.

25.  Лийметс    X. И. Подготовка к общению в системе воспитатель­ных устремлений общеобразовательной школы // Проблемы подготовки к общению. Таллин,  1979. С.5-8.

26.   Лисина    М. И. Возрастные и индивидуальные особенности обще­ния со взрослыми у детей от рождения до семи лет.: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1974.

27.   Л о м о в    Б. Ш. Категория общения и деятельности в психологии // Вопр. философии.  1979. №8. С.34-17.

28.   Л о м о в    Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психо­логии. М.,  1984.

29.   Ломов    Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психол. жури.  I960. JF 5. С.26-42.

30.  Ломов   Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологичес­кие проблемы социальной психологии. М.,  1975.

31.Максимова   Р. А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Дис.  ... канд. пси­хол. наук. М.,  1961.

32.   М у д р и к   А. Б. Общение как объект психологического исследова­ния // Проблемы общения и воспитание. Тарту,  1974. С.36-59.

33.  Мясищев    В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека  >/ Психологическая наука в СССР. М.,  I960. Т.2. С.  IIO-I25.

34.  Новиков   М. А. Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в психологии. М.,  1961. С.178-217.

35.   Н о с у л е н к о    Bi Н. Решение сенсорных задач в общении // Психологические исследования общения. М.,  1965. С.150-158.

36.   Н ь ю к о м   Т. Исследование согласия // Социология сегодня. М., 1965.

37.  О б о з-о в    Н. Н. Совместимость людей // Социальная психология личности. Л.,  1974. С. 88-99,

38.  О б о з о в    Н. Н. Психические процессы и функции в условиях ин­дивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в пси­хологии. М.,  1981. С.24-45.

39.  П а р ы г и н   Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

40.  Пейсахов    Н. М. Закономерности динамики психических явле--ний. Казань,  1984.

41.Петровский   А.Б. Опыт построения социально-психологи­ческой концепции групповой активности // Бопр. психологии.  1973. £ 5. С.3-17.

42.  Пономарев    Я. А. Роль непосредственного общения э решении задач,  требующих творческого подхода // Проблема общения в психо­логии. М.,  1981. С.79-91.

43.  Проблемы подготовки к общению: Материалы симпоз. Таллин,  1979.

44.  Психологический словарь. М.,  1983.

45.  Рубинштейн   С. JI. Проблемы общей психологии. М.,  1973.

46.  Цуканова    Е. В. Влияние межличностных отношений на про­цесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема об­щения в психологии. М., 1981. С.148-167.

47.  М е о d e    W.  Experimentelle Messenpaychologie. Leipzig,  1920. 48.Allport    P. H.  Social psychology. Boston,  1920

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов