В.А. Кольцова
ОБЩЕНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Одной из важных тенденций становления
и развития психологического знания является выделение на
определенных его этапах тех или иных ключевых проблем, приобретающих
роль своеобразного интегратив-ного начала, на основе которого
ведется продуктивная разработка других проблем психологии. Именно
таким "логическим центром" общей системы психологической науки в
последние десятилетия становится проблема общения / 28 /.
Конструктивный смысл ее исследования заключается в открывающейся на
ее основе возможности более глубокого анализа психологических
закономерностей и механизмов регуляции поведения человека,
формирования его внутреннего мира, социальной обусловленности
психики и образа жизни индивида.
Концептуальные основы разработки
проблемы общения связаны с трудами Б.М.Бехтерева, Л.С.Выготского,
С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина,
В.Н.Мясишева и других советских психологов, которые рассматривали
общение, как важное условие психического развития человека, его
социализации и индивидуализации, формирования личности /
I,
2, 4, 8, 9, 15, 24, 45 /.
Принципиальное значение имело
включение общения в психологический эксперимент, что означало выход
на качественно новый уровень его изучения. Именно с этим было
связано выделение проблемы общения как самостоятельной области
психологического анализа, рассмотрение его содержательных и
структурно-функциональных характеристик.
К числу наиболее разработанных
направлений экспериментального исследования общения относится
изучение его влияния на психические процессы, свойства и состояния
индивидов. Ретроспективный анализ позволяет выделить две основные
исследовательские стратегии, лежащие в основе реализации данного
направления. Первая из них представляет рассмотрение общения
исключительно в качестве фактора, обусловливающего те или иные
индивидуальные психические проявления. Само общение, его внутренняя
динамика и закономерности развития не выступают здесь специальным
предметом исследования. Общение и анализируемые психические явления
представлены в контексте данной исследовательской стратегии, по
сути, как два самостоятельных, параллельно существующих ряда
явлений, связь которых друг с другом выражается в том, что
изменения характеристик явлений одного ряда приводят к определенным
изменениям внутри другого. Причем анализ характера этой связи
сводится практически к изучению только одного из ее направлений:
воздействия общения на психические явления. Обратная сторона
взаимодействия, как правило, не рассматривается. Соответственно,
общая схема экспериментального исследования диады "общение
-психические процессы" заключается в фиксировании факта наличия или
отсутствия общения (как независимой переменной) и изучении тех
изменений, которые возникают под его влиянием в индивидуальных
психических проявлениях его участников. Наиболее удачной и
соответствующей в методическом отношении общему исследовательскому
замыслу является процедура сопоставительного анализа исследуемых
психических явлений в контексте индивидуальной и совместной
деятельности. Данное направление исследования имеет своими истоками
труды В.М.Бехтерева, В.Мёде, Ф.Олпорта, в которых впервые делаются
попытки экспериментального изучения влияния группы на включенного в
нее индивида / 8, 9, 47, 48 /.
Дальнейшее развитие и углубление
разработки данного направления связано с реализацией второй
исследовательской стратегии. Ее характеризует изменение общей
методологии конкретного психологического исследования; рассмотрение
процесса воздействия общения на динамику психических характеристик
его участников как целостной системы, компоненты которой связаны и
взаимодействуют друг с другом. Это, в свою очередь, выдвигает задачу
содержательного анализа самого процесса общения, изучения его
специфики как сферы индивидуального бытия человека, выделения
базовых параметров, лежащих в его основе и проявляющихся в любой
ситуации взаимодействия человека с человеком.
Психологический анализ общения
позволяет дать онтологическую картину его предмета, выражающуюся в
ряде взаимосвязанных характеристик.
Основная парадигма в
исследовании общения.
Общение представляет собой субъект-субъектное взаимодействие,
характеризующееся тем, что субъектом и объектом по отношению друг к
другу здесь выступают люди (или, если речь идет о
социально-психологическом и философско-социологическом уровне - те
или иные социальные общности или общество в целом), отличающиеся
активностью, способностью сознательного целенаправленного
планирования и организации своего поведения и жизнедеятельности в
целом, оказывающие взаимные воздействия, определенным образом
воспринимающие и оценивающие друг друга, С этой точки зрения
субстанциональной характеристикой общения может быть признана такая
форма социальной связи, при которой другой человек, будучи дан как
объект, вызывает к себе отношение как к субъекту, а я для него
-объект, которого он, в свою очередь, признает как субъекта" / 45,
с.377 /. Утверждение субъект- субъектной парадигмы в подходе к
анализу общения выдвигает необходимость разработки принципиально
новых моделей и схем его психологического исследования, перехода от
одноуровневого к многоуровневому анализу / 13,28,39 /. В работах
Б.Ф.Ломова вскрывается ограниченность традиционных схем исследования
общения, разработанных применительно к изучению деятельности,
согласно которым участники общения либо искусственно разделяются на
субъекты и объекты, либо каждый из них попеременно рассматривается
в каждой роли по отношению друг к другу. Справедливо
отмечается, что общение - "это не сложение, не накладывание одна на
другую параллельно развивающихся ("симметричных") деятельностей, а
именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры"
/28, с. 252 /. Причем особенностью этого взаимодействия
является "сопряженность" и "взаимная обратимость" действий его
участников, когда любое из них, с одной стороны, обусловлено
предшествовавшим ему действием партнера, а с другой - оказывает
обратное влияние на последующее его коммуникативное поведение.
Процессуальность, непрерывность,
динамичность общения.
Анализ общения как процесса включает изучение причин его
возникновения, последовательной смены этапов, периодов и фаз
развития, результатов взаимодействия. Основой общения, его пусковым
моментом, исходной внутренней причиной является
потребность в другом человеке, в общении с ним. Причем
другой человек может выступать и как самоцель (например, потребность
в собеседнике-слушателе или наставнике), и как условие выполнения
некоторой не коммуникативно и деятельности. "Опредмечивание" данной
потребности посредством выбора конкретного человека, способного в
той или иной мере исчерпать ее, и установления с ним контакта -
важный момент в развитии общения. Возникнув, оно проходит ряд этапов
и фаз, характеризуется определенной продолжительностью. Несмотря на
существование известных расхождений в обозначении конкретных фаз
общения, имеющих место в ряде работ / 28, 22,23 и
т.д./, важен в первую очередь сам факт фиксации сложной
внутренней динамики общения как процесса.
Имеются различия и в определении
результативной стороны общения. К числу ее показателей относят:
"достижение взаимопонимания", "создание социальной общности",
"выполнение не коммуникативной деятельности" и т.д. Все указанные
показатели могут быть сгруппированы в зависимости от основных сфер
их проявления: а) индивидуально-личностной (изменения в динамике
психических процессов, свойств и состояний, преобразование
установок, отношений, мотивов, ценностных ориентации личности и
т.д.); б) социально-психологической (уровень понимания, характер
взаимоотношений, социально-психологическая групповая атмосфера и
т.д.); $) предметно-практической (результат решения ком-
муникативной задачи). В процессе
реального взаимодействия данные показатели связаны друг с другом,
выступают в единстве.
Являясь социальным существом, человек
постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что
определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого
условия жизнедеятельности.
Эмпирические данные свидетельствуют о
том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность
в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от
потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко
личностном общении и сотрудничестве со взрослыми / 26 /. В то же
время уровень и способы удовлетворения этой базовой потребности у
каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как
личностными особенностями субъектов общения, условиями и
обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.
Индивидуализированность как параметр
общения. Субъектами общения
являются люди, отличающиеся индивидуальным своеобразием, привносящие
в общение свой внутренний мир. В первую очередь это относится к
личностному общению, возникающему из самой потребности в общении,
направленному непосредственно на субъекта, его индивидуальность и
выступающему в качестве "субстанциональной формы существования и
проявления внутреннего мира личности" / 10, с.242 /.
Роль данного параметра значительна и в
ситуации делового общения, где эффективность совместной деятельности
непосредственно определяется индивидуальными способами и формами ее
реализации. (Хотя здесь по сравнению с личностным общением
возрастает значение нормативно-ролевых предписаний, как факторов
детерминации коммуникативного поведения личности.)
Индивидуально-личностные особенности партнеров задают содержание и
направленность взаимодействия, его границы.
Интегральными понятиями, отражающими
уровень индивидуально-личностного включения в общение, в психологии
являются понятия "коммуникативные свойства личности",
"коммуникативные способности", "коммуникативный потенциал" и т.д.
Они отражают комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот
или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. К числу
наиболее важных личностных проявлений, составляющих структуру ее
коммуникативного потенциала, относятся: уровень потребности в
общении; его локализованность.а также интенсивность; коммуникативная
активность и инициативность; наличие установки на общение с другими
людьми; особенности эмоционального отклика на партнера; собственное
самочувствие человека в ситуации общения (степень удовлетворенности
общением, "уверенность в общении" / 31 /. Важное значение имеют
также коммуникативные навыки и умения.
Установлено, что коммуникативный
потенциал - относительно стабильное личностное образование,
формирующееся в детстве. Важными факторами его развития являются:
общий характер взаимоотношений в семье, и уровень эмоционального
контакта между родителями и детьми, личный опыт общения и т.д. Так,
87$ опрошенных, характеризующихся высоким коммуникативным
потенциалом, отметили, что у них были хорошие отношения в семье; из
людей с низким коммуникативным потенциалом на это указали только 23%
/ 31 /. Высокий уровень коммуникативности, общительности - условие
успешной адаптации человека в любой социальной среде, по отношению к
разным видам деятельности, его продуктивного взаимодействия с
другими людьми. Отсюда практическая значимость формирования
потребности в общении, воспитания коммуникативных
способностей и умений, что должно начинаться с детства и
осуществляться на протяжении всей жизни человека / 25, 32, 43 /.
Общение _и деятельность.
Традиции деятельностного подхода обусловили распространенность
точки зрения, согласно которой общение рассматривается как один из
видов деятельности, ее сторона или специфическая форма
/1-3, 21-24,26,27/, Подобная трактовка
общения определяется его_активным деятельностным характером. Однако
сведение общения к разновидности деятельности, с нашей точки зрения,
вызывает ряд серьезных возражений. Во-первых, это означает вольное
или невольное сужение отражаемой в научных категориях сложности
человеческого бытия, сведение всех его сторон к одной из них
(в данном случае деятельности). Хотя очевидно, что в отличие от
деятельности, понимаемой в психологии как "активное взаимодействие с
окружающей действительностью, в ходе которого живое существо
выступает как субъект,целенаправленно воздействующий на объект и
удовлетворяющий таким образом свои потребности" (Подчеркнуто нами,-
В,К.) / 44, с.91 /, общение отражает реально существующие
отношения субъект-субъектного характера, где каждая из сторон
представляет активное деятельностное начало, что означает
возникновение принципиально нового качества.
Во-вторых, специфичными являются
структура, функции, средства общения / 34 /. В связи с этим
использование системы понятий, разработанных в теории деятельности,
для описания процесса общения не только не облегчает, но и наоборот
затрудняет отражение указанной специфики и понимание подлинного
существа данного феномена.
В-третьих, в реальной
жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические
формы социальной активности выступают в единстве, связаны друг с
другом, но в определенной ситуации могут быть реализованы и
независимо одна от другой. Более того, установлено, что человечески
первичной, исходной формой индивидуальной активности является
именно общение, возникающее в онтогенезе прежде, чем человек
осваивает предметно-практическую деятельность. Это подтверждает
вывод о деятельности и общении как относительно самостоятельных
видах взаимодействия человека с миром.
В-четвертых, сведение общения к
деятельности затрудняет анализ роли общения в совместной
деятельности.
Поэтому более правильным, раскрывающим
многообразие форм жизнедеятельности человека, диалектический
характер связи разных ее сторон, представляется подход, согласно
которому общение и деятельность рассматриваются как две
самостоятельные формы социальной активности, главные стороны
социального бытия человека. Таким образом утверждается, с одной
стороны, специфика общения, его нетождественность деятельности, с
другой - отмечается их связь и диалектическое взаимовлияние / 27,28
/.
Таким образом, исходным концептуальным
основанием психологического исследования общения является его
рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы
индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими
сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного
взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития
социально-психологических явлений. Выделенные выше значимые пара
метры общения явились предметом специального исследования,
проводимого в контексте экспериментального изучения особенностей
познавательных процессов в условиях межличностного взаимодействия,
и были использованы нами при проведении качественного анализа
полученных в ходе этих исследований экспериментальных материалов.
Это позволило выделить некоторые тенденции в динамике и
содержательных характеристиках рассматриваемых психических
процессов в условиях общения» а также те факторы, которые
опосредуют уровень и характер воздействия общения на психические
процессы его участников.
Установлено детерминирующее
воздействие общения на перцептивные, мнемические, мыслительные,
аттенциошше характеристики включенных в него индивидов, выражающиеся
в изменении динамики и результатов исследуемых психических явлений.
Содержательный анализ этого вопроса получил достаточно полное
отражение s
ряде работ Б.Ф.Ломова /29,30 /.
Удалось определить общий характер этих
изменений. Экспериментально доказано, что в преобладающем
большинстве случаев наблюдаются позитивные сдвиги в динамике и
результатах исследуемых процессов. Это выражается, и частности, в
снижении процента ошибок и возрастании избирательности поиска в
перцептивно-поисковой деятельности, увеличении точности оценочных
шкал при восприятии различных сигналов, уточнении и обобщении
представлений при воспроизведении топографических представлений,
увеличении полноты воспроизведения стихотворного текста, возрастании
объема запоминаемого стиыульного материала, более успешном решении
творческих задач, обеспечении большей глубины и полноты анализа и
обобщений при усвоении понятий и т.д. / 5,35,30,42,17,18 /.
Установлена также определенная
зависимость степени воздействия общения от уровня
организации психической деятельности человека: чем выше уровень
исследуемых психических процессов, более сложно организована
психическая деятельность, тем шире друг факторов и разнообразнее
условия, опосредующие воздействие на нее процесса общения.
Полученный материал
заставил отказаться от представления, будто оЗшение всегда оказывает
положительное воздействие на познавательную деятельность включенного
в нее индивида. Установлено, что характер и интенсивность влияния
общения на психические проявления индивидов опосредствуются рядом
факторов, к числу которых относятся: особенности выполняемой
познавательной .деятельности (ее содержание, степень сложности,
проблемности и дискуссионное™ и т.д.);
индивидуально-пси-хэлогические характеристики (уровень активности
субъекта при выполнена некоммуникативной задачи, включенность в
нее, характер мотивации, индивидуальные возможности организации и
поддержания взаимодействия с партнерами по совместной деятельности,
опыт общения, коммуникатив-н^е свойства личности и т.д.);
социально-психологические характеристики (уровень согласованности
взаимодействия, его направленность, сработанность группы и
т.д.); ситуационные факторы (специфика экспериментальной
обстановки, ее пространственно-временные характеристики, особенности
инструкции и воздействия экспериментатора, формы фиксации изучаемых
в эксперименте психических проявлений и т.д.).
Целостное исследование системы
"общение - психические процессы" предполагает необходимость учета
совокупности указанных факторов, изучения диалектики их внутренней
взаимосвязи.
Экспериментальные данные показывают,
что воздействие общения на психические проявления индивидов
определяются уровнем взаимосвязанности членов группы. Крайним ее
полюсом является уровень "молчаливого соприсутствия" других, где
общение практически еще отсутствует. Однако и здесь уже
обнаруживается проявление социального влияния окружающих,
выражающееся в возрастании скоростных характеристик психической
деятельности отдельных участников общения при одновременном
ухудшении результатов и качества чувствительности, мышления,
внимания и т.д. Присутствие другого человека вызывает "совозбуждение
субъектов",проявление неосознанной часто тенденции к установлению
единообразия, стереотипизации и сближению индивидов / 38 /.
В условиях реализации непосредственных
влияний людей и их взаимодействия в регуляцию
психической деятельности включаются такие механизмы, как
подражание, внушение, конформизм. Наивысший уровень
взаимосвязанности, имеющий место там, где деятельность одного
человека невозможна без деятельности другого, а общение пронизывает
все стороны совместной деятельности, характеризуется максимальным
уровнем влияния общения на психические проявления индивидов / 38 /.
Эффективность взаимодействия и
результаты индивидуальной и совместной деятельности в условиях
общения в значительной' мере определяются характером межличностных
отношений. Исследование диад, состо-яцих из испытуемых,
связанных взаимно отрицательными", взаимно положительными и
индифферентными отношениями, в процессе совместного решения задач
лабиринтного типа показало, что наиболее эффективными ока-
зались диады испытуемых со взаимно
положительными и индифферентными отношениями. Функции общения здесь
определялись в первую очередь теми конкретными задачами и целями,
которые стояли перед участниками совместной деятельности на каждом
ее этапе. В диадах, в которых испытуемые отрицательно относились
друг к другу, эффективность совместной деятельности оказывалась
минимальной. В содержании общения диад этого типа преобладали темы
"неделового" характера; взаимодействие затруднялось из-за ухода его
участников от контакта друг с другом, сознательной дезинформации
партнеров, открытых столкновений и конфликтов и т.д. / 46 /.
Неблагополучные межличностные отношения таким образом могут стать
причиной "затрудненного" общения (хотя последнее может определяться
и другими факторами). С другой стороны, следует отметить, что только
критерия "личные симпатии - антипатии" недостаточно для
прогнозирования успешности совместных действий. Основой групповой
интеграции и эффективности взаимодействия, главным фактором,
определяющим межличностные отношения, являются особенности
совместной деятельности, ее содержание, цели и ценности / 41 /.
Общая цель объединяет людей,
обеспечивает психологическое единство несмотря на различие
отношения, мотивов, личностных характеристик.
Ориентация на общую цель приводит к
тому, что в ситуации взаимодействия личные взаимоотношения его
участников отходят на второй план. Более того, установлено, что
включение испытуемых отрицательно настроенных по отношению друг к
другу, в совместную деятельность оказывает нередко положительное
влияние на их отношения друг к другу: на почве возникающего в ходе
совместной деятельности и общения делового сотрудничества исчезает
неприязнь, появляется интерес к партнеру, сглаживаются противоречия
межличностного характера.
Экспериментально установлено, что
влияние общения на различные психические процессы зависит от
индивидуально-психологических особенностей его участников. Этот
факт был установлен, в частности, в проведенных нами исследованиях
по изучению особенностей формирования понятий и -представлений в
условиях совместной познавательной деятельности. Обнаружилось, что
степень и характер воздействия общения на результаты мыслительной
деятельности испытуемых определяются общим уровнем их
подготовленности к восприятию циркулирующей в ситуации общения
информации и решению проблем, знаниями и способностями, отношением
к выполняемой совместно деятельности, личной включенностью в нее /
17 /. Высокий уровень включенности позволяет испытуемым максимально
использовать все преимущества совместной познавательной
деятельности, адекватно оценивать и осмысливать информацию,
получаемую от партнеров в процессе группового обсуждения проблем.
Представляют интерес данные,
вскрывающие роль исходного уровня подготовленности испытуемых к
решению различных задач как фактора, определяющего воздействие
общение на индивидуальные психические характеристики в условиях
совместной деятельности. Обнаружено, что оптимальная зона улучшения
показателей психической деятельности в условиях общения характерна
для испытуемого со средним исходным уровнем подготовленности.
Значительные положительные сдвиги в ситуации непосредственного
взаимодействия наблюдаются в деятельности слабо подготовленных
испытуемых, "Сильные" испытуемые, характеризующиеся высоким
исходным уровнем подготовленности в условиях общения либо
показывают те же результаты, что и в индивидуальной деятельности,
либо несколько снижают их / 17,38 /. Причем обнаружена
недостаточность учета лишь индивидуальных особенностей партнеров
самих по себе и доказана необходимость выявления их соотносительного
уровня,степени сопряженности и соответствия их как друг другу, так и
особенностям совместно выполняемой деятельности / 18 /.
Объяснение данных фактов, обнаруженных
и в ряде других исследований, может быть дано на основе
сформулированной Н.М.Пейсаховым закономерности активного
совместного поиска адекватных стратегий решения поставленных задач,
приближения различных полярных мнений и идей к оптимальным
характеристикам, представленным чаще всего именно стратегиями
среднего уровня / 40 /.
Исследования показывают, что далеко не
веяная деятельность в условиях общения успешна. Определенный класс
задач более эффективно решается индивидуально. В частности,
установлено, что чем субъективно более сложна задача тем
разнообразнее информация, требующаяся для ее решения, тем более
значимо и эффективно включение общения в ее решение. Простые задачи,
как правило, даже в условиях непосредственного общения выполняются
каждым его участником индивидуально.
Так, исследуя особенности общения при
решении задач совместного зрительного поиска объектов, Б.Ш.Ломов
пришел к выводу, что наиболее интенсивно процесс общения протекает
тогда, когда задача субъективно сложна для обоих испытуемых, т.е. в
случае возникновения проблемной ситуации. Именно здесь "общение как
бы пронизывало весь процесс поиска. Испытуемые определяли общие
точки отсчета, иногда договаривались о разделении зоны поиска,
намечали общую стратегию. В процессе совместного наблюдения
выдвигались гипотезы, осуществлялась их взаимная коррекция и
проверка, уточнялся эталон" / 30, с.153 /. Иная картина наблюдалась
в том случае, когда задача была простой для обоих испытуемых: они
"независимо друг от друга и почти синхронно находили заданный
объект" / Там же, с.153 /. В этом случае участники эксперимента
вступали в общение только с целью взаимной проверки результатов
поиска - "согласования образов". Интенсивность общения, заданная
характером задачи, являясь функцией проблемной ситуации,в свою
очередь, положительно влияет на решение поставленной задачи, служит
важным средством ее реализации.
Это положение обосновывается
Т.Ньюкомом, рассматривающим интенсификацию общения как важнейшее
условие преодоления рассогласования, взаимопонимания участников
совместной деятельности, решения поставленной перед ними задачи /
36 /.
Обнаружен следующий интересный факт.
При индивидуальном решении задач по мере возрастания сложности
выполняемой деятельности наблюдается переход от монологизации к
диалогизации речевой формы мыслительного процесса / 19 /.
В этом отношении представляет интерес
цикл исследований, выполненных в русле изучения специфики
диалогового взаимодействия в разных экспериментальных условиях,
позволивших выявить его функции в психическом развитии индивидов,
получить экспериментальные подтверждения диалогической природы
мышления / 6,7,19 /. Изучение специфики диалогового взаимодействия
открывает возможности для более глубокого исследования процессов
межличностного взаимодействия и понимания, раскрытия структуры и
механизмов коммуникативного воздействия. Поэтому разработка данной
проблемы представляется чрезвычайно актуальной и перспективной.
Исследование внутренней динамики
общения позволило выделить и те специфические психологические
явления, актуализация которых Е условиях общения обеспечивает
определенные сдвиги в психических характеристиках его участникое и
которые таким образом выступают в качестве механизмов наблюдаемых
психических изменений.
Установлено, что в общении происходит
обмен информацией, знаниями, способами действия, чувствами и
настроениями, что приводит к возникновению некоего общего фонда
"совокупного субъекта", выравниванию уровня информированности
участников совместной деятельности. Происходит совместное обсуждение
и отработка гипотез, путей и способов решения задач, взаимная
коррекция идей и мнений, их уточнение и обогащение. Это способствует
отсеиванию крайних позиций, сужению зоны поиска, фокусированию
усилий и направленности внимания членов группы на анализе точек и
зон "наивысшей вероятности" / 17,18,30,38 и др. /.
Важным условием активизации
познавательных процессов в условиях общения является возникновение
проблемных ситуаций в результате столкновения различных полярных
мнений, взглядов,подходов. Возникающее при этом рассогласование,
требуя привлечения дополнительной информации, приводит к увеличению
интенсивности взаимодействия участников совместной деятельности,
активизации процессов обсуждения, что в свою очередь, обеспечивает
углубление уровня понимания и способствует, как правило, верному
решению / 17,30,ЗЬ /.
Общение влияет на динамику
познавательных процессов через мотивационную сферу человека.
Эксперименты показывают, что в условиях общения интерес возникает
первоначально чаще к ситуации взаимодействия или к самому процессу
общения с партнером, и только в результате
включения человека во взаимодействие
по поводу совместно выполняемой задачи он трансформируется в интерес
к задаче, т.е. возникает специфическая познавательная мотивация /
1Ь /. Имеет значение также осознание значимости выполняемой
совместно деятельности, ответственности перед партнером и группой
за результаты индивидуальной деятельности, своего вклада в решение
общей задачи, что стимулирует индивида к достижению большей
индивидуальной продуктивности.
Общение - важное средство регуляции и
саморегуляции поведения человека. В процессе общения осуществляется
взаимный контроль за результатами деятельности, оценка вклада
каждого его участника в обще-групповой результат, координация
индивидуальных действий. Это, в свою очередь, приводит к усилению
самоконтроля, саморегуляции у каждого участника взаимодействия /
30,36 /.
Представляют интерес данные о
возникновении в условиях общения такого специфического явления, как
совпадение, синхронизация колебаний пульса. Данный феномен
обнаруживается только в условиях общения и непосредственной
совместной деятельности. Причем, подобное совпадение не обнаружено
при сопоставлении графиков пульса одного и того же обследуемого (и
обследуемых), действующих в разное время или 0д-новременно, но в
разных помещениях. Установлена зависимость степени синхронизации
пульсовых кривых от типа взаимодействия. В наибольшей степени
синхронизация пульса наблюдается при кооперативном типе общения, в
наименьшей - при конкурентном / 34 /.
В ряде исследований обнаружена
тенденция к установлению общего оптимального для данной группы темпа
деятельности за счет усреднения его индивидуальных показателей.
В ситуации общения происходит
перестройка стратегий, используемых испытуемыми, переход к более
эффективным стратегиям. Это, в частности, обнаружено при
исследовании особенностей воспроизведения стихотворного текста в
условиях общения: "При индивидуальном воспроизведении испытуемые
обычно, обнаружив "провал" (имеются в виду те места в тексте
«которые не удается вспомнить. - В. К.), действуют по принципу
многократных возвратов к началу текста (строфы), каждый раз
"пробегая" ее заново. Талую стратегию можно было бы назвать
Нередко, обнаружив "провал",
испытуемые не могут его преодолеть и отказываются от попыток
дальнейшего воспроизведения.
В условиях общения такие "провалы"
("блокировка" процесса воспроизведения) становятся как бы "фокусом"
совместных усилий. Именно в их районе и организуется совместный
поиск. Такую стратегию можно было бы назвать фокусирующей. Выявив
"провалы", испытуемые начинают активно выдвигать гипотезы, совместно
их обсуждают и корректируют" / 30, с. 162 /.
Таким образом, проведенный анализ
позволил выявить сложную поли-
20
факторную систему опосредования
воздействия общения на«технические» характеристики его участников.
Это позволяет высказать предположение,
касающееся прогноза модальности изменений, возникающих в
динамике и результатах психических процессов в условиях общения.
По-видимому, это зависит в каждом конкретном случае от
сочетания и степени выраженности указанных выше факторов:
особенностей ситуации, индивидуально-психологических и
социально-психологических факторов, специфики выполняемой
деятельности, а также от того, насколько полно в тех или иных
ситуациях реализуются преимущества совместной деятельности,, В
случае если перечисленные условия образуют благоприятную среду для
психических процессов, наблюдаются позитивные сдвиги, в
противоположных - негативные. Отсюда следует, что при анализе
системы "общение - психические процессы индивида" предполагается
наряду с регистрацией объективных сдвигов в динамических и
результативных характеристиках психической деятельности человека в
условиях общения исследование и самого процесса взаимодействия и
комплекса тех условий, через которые преломляется воздействие
общения на психику включенных в него индивидов. Только такой
целостный анализ может обеспечить наряду с решением важных
теоретических проОлем также реализацию практической задачи
-организации эффективного межличностного взаимодействия участников
совместной деятельности.
Литература
1. Ананьев Б.Г, 0
проблемах современного человекоанания. М., 1977.
2. Ананьев Б.Г.
Человек как предмет познания. Л., 1968.
3. Андреева Г Ли. Социальная
психология. М., I960.
4. Б а х т и н
М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
5. Б е л я е в а
А.В., Носуленко В.Н. Влияние коммуникативных
ситуаций на восприятие и описание сложного звука // Психологические
исследования общения. М., 1985. С.103-130.
6. Беляева А.В., М а
и к л з С. Монолог, диалог и полиглот
в ситуациях общения // Там же. С.219-251.
7. Васильева
И.И. О значении идей М.М.Бахтина о диалоге и_ диалогических
отношениях для психологии общения // Там же. С. 81--94.
8. Бехтерев
В.М. Данные эксперимента в области коллективной рефлексологии //
Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.,
1925. С.306-357. Совм. с М.В.Ланге.
9. Бехтерев
В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921. 10. Б о б н е в а
М.И. Нормы общения и внутренний мир личности //
Проблема общения в психологии. М.,
1981. С.241-264.
11. Б о д а л е в
А.А. Восприятие к понимание человека человеком ГЛ., 1982.
12. Б о р а л е в
А.А. Нормирование понятия о другом человеке как личности. Л.,
1970.
12. Б у е в
a
JI.
П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
14. Бведенов
А. В. Потребность в общении // Советская педагогика. 1969. И"
9.
15. Выготский
Л. С. История развития высших психических функций //Соч.: В 6 т.М.,
1983. Т.З.
16. К о л о м и н с к и й
Л. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск,
1967.
17. Кольцова
В. А, Усвоение понятий в условиях непосредственного общения //
Проблема общения в психологии. М., 1981. С.60-79.
18. Кольцова
В. А., Мартин Л.
Личностные детерминанты общения в условиях совместной
познавательной деятельности // Психологические исследования общения.
М., 1985. С.207-219".
19. Кубинский
Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач //
Проблема общения в психологии. М., 1981. С.92-121.
20. Кузьмин Е.
С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
21. Леонтьев
А. А. Деятельность и общение // Вопр. философии. 1979.
IT I.
C.I2I-I32.
22. Л е о н т ь е в А. А.
Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации //
Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М.,
1974. С.28-52.
23. Леонтьев А. А.
Психология общения. Тарту, 1974.
24. Леонтьев
А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
25. Лийметс
X.
И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений
общеобразовательной школы // Проблемы подготовки к общению. Таллин,
1979. С.5-8.
26. Лисина М. И.
Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у
детей от рождения до семи лет.: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук.
М., 1974.
27. Л о м о в
Б. Ш. Категория общения и деятельности в психологии // Вопр.
философии. 1979. №8. С.34-17.
28. Л о м о в
Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.,
1984.
29. Ломов
Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения //
Психол. жури. I960.
JF
5. С.26-42.
30. Ломов Б. Ф.
Психические процессы и общение // Методологические проблемы
социальной психологии. М., 1975.
31.Максимова Р. А.
Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны
жизнедеятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М.,
1961.
32. М у д р и к
А. Б. Общение как объект психологического исследования // Проблемы
общения и воспитание. Тарту, 1974. С.36-59.
33. Мясищев В.
Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений
человека >/ Психологическая наука в СССР. М., I960. Т.2.
С.
IIO-I25.
34. Новиков М. А.
Психофизиологические и экопсихологические аспекты межличностного
взаимодействия в автономных условиях // Проблема общения в
психологии. М., 1961. С.178-217.
35. Н о с у л е н к о
Bi
Н. Решение сенсорных задач в общении
// Психологические исследования общения. М., 1965. С.150-158.
36. Н ь ю к о м
Т. Исследование согласия // Социология сегодня. М., 1965.
37. О б о з-о в
Н. Н. Совместимость людей // Социальная психология личности. Л.,
1974. С. 88-99,
38. О б о з о в
Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и
совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М.,
1981. С.24-45.
39. П а р ы г и н Б.
Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
40. Пейсахов
Н. М. Закономерности динамики психических явле--ний. Казань,
1984.
41.Петровский А.Б. Опыт
построения социально-психологической концепции групповой активности
// Бопр. психологии. 1973. £ 5. С.3-17.
42. Пономарев
Я. А. Роль непосредственного общения э решении задач, требующих
творческого подхода // Проблема общения в психологии. М.,
1981. С.79-91.
43. Проблемы подготовки к
общению: Материалы симпоз. Таллин, 1979.
44. Психологический словарь. М.,
1983.
45. Рубинштейн С.
JI.
Проблемы общей психологии. М., 1973.
46. Цуканова
Е. В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях
совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М.,
1981. С.148-167.
47.
М е о d e
W. Experimentelle Messenpaychologie. Leipzig, 1920.
48.Allport P. H. Social psychology. Boston,
1920 |