Масару Ибука. После трех уже поздно:
Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. -
96 с.
(c) Перевод на русский язык М. и
Н.Перовых, 1991.
ВСТУПЛЕНИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ
Если за добротой и
благожелательностью, с которой написана эта книга, вы
почувствуете и важность того, о чем
она повествует, то, возможно, вместе с
другими подобными книжками она
совершит в ваших представлениях одну из самых
великих и добрых революций в мире. И я
искренне желаю, чтобы эта цель была
достигнута.
Представьте себе революцию, которая
принесет самые замечательные перемены, но
обойдется без кровопролития и мучений,
без ненависти и голода, без смерти и
разрушений.
У этой самой доброй из революций есть
только два врага. Первый - закоснелые
традиции, второй - существующее
положение вещей. Не обязательно, чтобы
укоренившиеся традиции разбивались
вдребезги, и древние предрассудки исчезали
с лица Земли. Не надо разрушать то,
что все еще может приносить хоть какую-то
пользу. Но то, что сегодня кажется
ужасным, пусть постепенно исчезнет за
ненадобностью.
Теория Масару Ибука делает возможным
уничтожение таких реалий, как
невежество, неграмотность,
неуверенность в себе, и, кто знает, может быть,
принесет, в свою очередь, уменьшение
бедности, ненависти и преступлений.
Книга Масару Ибука не дает этих
обещаний, но проницательный читатель все
время будет иметь перед глазами такую
перспективу. По крайней мере такие
мысли рождались во мне, пока я читал
эту книгу.
Эта удивительно добрая книга не делает
ошеломляющих заявлений. Автор просто
предполагает, что маленькие дети
обладают способностью научиться чему угодно.
Он считает, что то, что они усваивают
без каких-либо усилий в 2, 3 или 4
года, в дальнейшем дается им с трудом
или вообще не дается. По его мнению,
то, что взрослые осваивают с трудом,
дети выучивают играючи. То, что взрослые
усваивают со скоростью улитки, детям
дается почти мгновенно. Он говорит, что
взрослые иногда ленятся учиться тогда
как дети готовы учиться всегда. И
утверждает он это ненавязчиво и
тактично. Его книга проста, прямолинейна и
кристально ясна.
По мнению автора, одним из самых
сложных занятий для человека является
изучение иностранных языков, обучение
чтению и игре на скрипке или
фортепьяно. Такими навыками взрослые
овладевают с трудом, а для детей - это
почти неосознанное усилие. И моя жизнь
- яркое подтверждение тому. Хотя я
пытался выучить целую дюжину
иностранных языков, поскольку работал учителем
на всех континентах, обучая детей, как
из самых привилегированных слоев
общества, так и из самых низов,
по-настоящему я знаю только родной язык. Я
люблю музыку, но не умею играть ни на
одном музыкальном инструменте, даже не
могу как следует запомнить мелодию.
Чтобы наши детишки, подрастая,
свободно говорили на нескольких языках, умели
плавать, ездить верхом, писать маслом,
играть на скрипке - и все это на
высоком профессиональном уровне, -
нужно, чтобы их любили (что мы и делаем),
уважали (что мы делаем редко) и
предоставляли в их распоряжение все то, чему
мы бы хотели их научить.
Нетрудно представить себе, насколько
мир будет богаче, здоровее, безопаснее,
если все дети будут знать языки,
искусство, основы наук прежде, чем достигнут
подросткового возраста, чтобы затем
использовать последующие годы для
изучения философии, этики,
лингвистики, религии, а также искусства, науки и
так далее на более продвннутом уровне.
Нетрудно представить себе, каким был
бы мир, если бы огромное желание детей
учиться не притуплялось игрушками и
развлечениями, а поощрялась и
развивалось. Нетрудно представить
себе, насколько лучше был бы мир, если бы
голод познания трехлетнего ребенка
удовлетворялся не только Микки Маусом и
цирком, но и произведениями
Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо
да Винчи. Ведь маленький ребенок
обладает безграничным желанием узнать все,
чего он не знает, и у него нет ни
малейшего понятия о том, что плохо и что
хорошо.
Какие же у нас основания доверять
советам Масару Ибуки? Что говорит в его
пользу?
1. Он не специалист в теории
образования, следовательно, не знает, что можно,
а что нельзя: необходимое условие для
совершения значительного прорыва в
устоявшейся области.
2. Он, безусловно, гений. Начав свою
деятельность в 1947 году, когда его
страна была опустошена, он с тремя
молодыми компаньонами и 700 долларами в
кармане основал фирму, которую назвал
"Сони". Он был одним из тех
первопроходцев, которые подняли Японию
из руин и отчаяния на уровень мирового
лидера.
3. Он не только говорит, он делает. В
качестве исполняющего обязанности
директора Ассоциации раннего развития
и директора организации "Обучение
талантов" в Мацумото он в настоящее
время дает возможность тысячам японских
детей учиться по той программе,
которую описал в этой книге.
Масару Ибука предлагает изменить не
содержание, а способ обучения ребенка.
Выполнимо ли все это или это розовые
мечты? И то и другое. И я тому
свидетель.
Я видел, как в Австралии плавают
новорожденные дети супругов Тиммерман. Я
слышал, как четырехлетние японские
малыши говорили по-английски с доктором
Хонда. Я видел, как совсем маленькие
детишки выполняли сложные гимнастические
упражнения под руководством Дженкинса
в США. Я видел, как трехлетние дети
играли на скрипке и на рояле с
доктором Сузуки в Мацумото. Я видел
трехлетнего ребенка, который читал на
трех языках под руководством доктора
Верса в Бразилии. Я видел, как
двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых
лошадях в штате Дакота. Я получил
тысячи писем от мам со всего мира с
просьбой объяснить им те чудеса,
которые происходят с их детьми, когда их
учат читать по моей книге
Я думаю, что предлагаемая книга - одна
из самых важных книг, когда-либо
написанных. И я думаю, что ее должны
прочитать все, живущие на Земле
родители.
Глен Доуман, директор Института развития
потенциальных возможностей человека,
Филадельфия, США
ПРЕДИСЛОВИЕ
С древних времен считается, что
выдающийся талант - это прежде всего
наследственность, каприз природы. Кода
нам говорят, что Моцарт дал свой
первый концерт в возрасте трех лет или
что Джон Стюарт Милл читал
классическую литературу по-латыни в
этом же возрасте, большинство реагирует
просто: "Конечно, они же гении".
Однако подробный анализ ранних лет
жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что
их строго воспитывали отцы, которые
хотели сделать своих детей выдающимися. Я
предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не
были рождены гениями, их талант
развился максимально благодаря тому,
что им с самого раннего детства создали
благоприятные условия и дали
прекрасное образование.
И наоборот, если новорожденный
воспитывается в среде, изначально чуждой его
природе, у него нет шансов развиваться
полностью в дальнейшем. Самый яркий
пример - история "волчьих девочек",
Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в
пещере к юго-западу от Калькутты
(Индия) миссионером и его женой. Они
приложили все усилия, чтобы вернуть
детям, воспитанным волками, человеческий
облик, но все усилия оказались
напрасны. Принято считать само собой
разумеющимся, что ребенок, рожденный
человеком, - человек, а детеныш волка -
волк. Однако у этих девочек и в
человеческих условиях продолжали проявляться
волчьи повадки. Получается, что
образование и окружающая среда, в которую
попадает младенец сразу после
рождения, скорее всего и определяет, кем он
станет - человеком или волком!
Размышляя над этими примерами, я все
больше и больше думаю о том, какое
огромное влияние на новорожденною
оказывают образование и окружающая среда.
Эта проблема приобрела величайшее
значение не только для отдельных детей, но
и для здоровья и счастья всего
человечества. Поэтому в 1969 году я занялся
созданием организации "Японская
ассоциация раннего развития". Наши и
зарубежные ученые собрались, чтобы в
экспериментальных классах изучить,
проанализировать и расширить
применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения
малышей игре на скрипке, который
привлекал тогда внимание всего мира.
По мере того как мы продвигались в
своей работе, нам стало совершенно ясно,
насколько порочен традиционный подход
к детям. Мы привычно считаем, что знаем
о детях все, тогда как очень мало
знаем об их реальных возможностях. Мы
уделяем много внимания вопросу о том,
чему учить детей старше трех лет. Но
согласно современным исследованиям к
этому возрасту развитие клеток головною
мозга уже завершено на 70-80% . Не
значит ли это, что мы должны направить
свои усилия на раннее развитие
детского мозга до трехлетнего возраста?
Раннее развитие не предлагает
насильственное вскармливание грудных детей
фактами и цифрами. Главное - введение
нового опыта "вовремя". Но только тот,
кто ухаживает за ребенком изо дня в
день, обычно это мама, может распознать
это "вовремя". Я написал эту книгу,
чтобы помочь этим мамам.
Масару Ибука
Часть 1. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
РЕБЕНКА
1. ВАЖНЫЙ ПЕРИОД
Детский сад - это уже поздно
Наверное, каждый из вас помнит из
школьных лет, что в классе был особо
одаренный ученик, который без видимых
усилий становился лидером класса, в то
время как другой тянулся в хвосте, как
бы ни старался.
В мои годы учителя поощряли нас
примерно так: "Умный ты или нет, это не
наследственность. Все зависит от своих
собственных усилий". И все же личный
опыт ясно показывал, что отличник -
всегда отличник, а двоечник - всегда
двоечник. Казалось, что интеллект
предопределен с самого начала. Что было
делать с этим несоответствием?
Я пришел к выводу, что способности и
характер человека не предопределены от
рождения, а большей частью формируются
в определенный период его жизни. Давно
идут споры: формирует ли человека
наследственность или то образование и
воспитание, которое он получает. Но до
сегодняшнего дня ни одна более или
менее убедительная теория не положила
конец этим спорам.
Наконец, исследования физиологии
мозга, с одной стороны, и детской
психологии, с другой, показали, что
ключ к развитию умственных способностей
ребенка - это его личный опыт познания
в первые три года жизни, т.е. в период
развития мозговых клеток. Ни один
ребенок не рождается гением, и ни один -
дураком. Все зависит от стимуляции и
степени развития головного мозга в
решающие годы жизни ребенка. Это годы
с рождения до трехлетнего возраста. В
детском саду воспитывать уже поздно.
Каждый ребенок может учиться хорошо -
все зависит от метода обучения
Читатель может удивиться, почему я,
инженер по профессии и в настоящее время
президент компании, занялся вопросами
раннего развития человека. Причины
частично "общественные": мне совсем не
безразличны сегодняшние бунты молодежи
и я спрашиваю себя, насколько
современное образование виновато в
неудовлетворенности жизнью этих
молодых людей. Есть и личная причина - мой
собственный ребенок отставал в
умственном развитии.
Пока он был совсем маленьким, мне и в
голову не приходило, что ребенок,
рожденный с такими отклонениями, может
развиться в нормального образованного
человека, даже если его правильно
обучать с самого рождения. Глаза мне открыл
доктор Шиничи Сузуки, утверждающий,
что "нет отсталых детей - все зависит от
метода обучения". Когда я впервые
увидел, какие потрясающие результаты дал
метод "Воспитание таланта" доктора
Сузуки, метод обучения малышей игре на
скрипке, то очень пожалел, что как
родитель не смог в свое время ничего
сделать для собственного ребенка.
Когда я впервые занялся проблемой
студенческих беспорядков, то глубоко
задумался о значении образования и
пытался понять, почему наша система
порождает столько агрессивности и
неудовлетворенности. Сначала мне казалось,
что корни этой агрессивности в системе
университетского образования. Однако,
углубляясь в проблему, я понял, что
она характерна уже и для средней школы.
Потом я изучил систему средней и
младшей школы и в конце концов пришел к
выводу, что и в детском саду влиять на
ребенка уже поздно. И неожиданно эта
мысль совпала с тем, чем занимался
доктор Сузуки и его коллеги.
Доктор Сузуки практикует свой
уникальный метод уже 30 лет. До этого он
преподавал в младших и старших
классах, используя традиционные методы
обучения. Он обнаружил, что разница
между способными и неспособными детьми
очень велика в старших классах, и
поэтому решил попробовать заниматься с
детьми более младшего возраста, а
потом и самыми маленькими, постепенно
продолжая снижать возраст детей,
которых обучал. Доктор Сузуки обучает игре
на скрипке, потому что сам скрипач.
Когда я понял, что этот метод можно
успешно применять в любой области
образования, я решил серьезно изучить
проблему "раннего развития".
Раннее развитие не ставит целью
воспитание гениев
Меня часто спрашивают, помогает ли
раннее развитие воспитывать гениев. Я
отвечаю: "Нет". Единственная цель
раннего развития - дать ребенку такое
образование, чтобы он имел глубокий ум
и здоровое тело, сделать его
смышленным и добрым.
Все люди, если они не имеют физических
недостатков, рождаются приблизительно
одинаковыми. Ответственность за
разделение детей на умных и глупых, забитых и
агрессивных ложится на воспитание.
Любой ребенок, если ему дать то, что нужно
и когда нужно, должен вырасти
смышленным и с твердым характером.
С моей точки зрения, основная цель
раннего развития - это предотвратить
появление несчастных детей. Ребенку
дают слушать хорошую музыку и учат играть
на скрипке не для того, чтобы
вырастить из него выдающегося музыканта. Его
учат иностранному языку не для того,
чтобы воспитать гениального лингвиста, и
даже не для того, чтобы подготовить
его в "хороший" детский сад и начальную
школу. Главное - развить в ребенке его
безграничные потенциальные
возможности, чтобы больше стало
радости в его жизни и в мире.
Сама недоразвитость человеческого
детеныша говорит об его огромных потенциальных возможностях
Я считаю, что раннее развитие связано
с огромным потенциалом новорожденного.
Конечно, новорожденный абсолютно
беспомощен, но именно потому, что он так
беспомощен, так велики его
потенциальные возможности. Дитя человеческое
рождается гораздо менее развитым, чем
детеныши животных: он умеет только
кричать и сосать молоко. А детеныши
животных, например, собаки, обезьяны или
лошади, умеют ползать, цепляться или
даже сразу вставать и идти. Зоологи
утверждают, что новорожденный ребенок
отстает от новорожденного детеныша
животного на 10-11 месяцев, и одна из
причин этого - человеческая поза при
ходьбе. Стоило человеку принять
вертикальное положение, и плод уже не смог
находиться в утробе до полного своего
развития, поэтому и рождается ребенок
еще совсем беспомощным. Ему приходится
учиться пользоваться своим телом уже
после рождения. Точно так же он учится
пользоваться мозгом. И если мозг
любого детеныша животного практически
сформировался к моменту рождения, то
мозг новорожденного ребенка - как
чистый лист бумаги. От того, что будет
записано на этом листе, зависит
насколько одаренным станет ребенок.
Структуры мозга формируются к трем
годам
Человеческий мозг, говорят,
насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у
новорожденного большинство из них еще
не задействовано.
Сравнение клеток головного мозга
новорожденного и взрослого человека
показывает, что в процессе развития
мозга между его клетками формируются
особые мостики-отростки. Клетки
головного мозга как бы протягивают друг другу
руки, чтобы, крепко держась друг за
друга, откликаться на информацию извне,
которую они получают через органы
чувств. Этот процесс очень напоминает
работу транзисторов в электронном
компьютере. Каждый отдельный транзистор не
может работать сам по себе, только
соединенные в единую систему, они
функционируют как компьютер.
Период, когда связи между клетками
формируются наиболее активно, - это период
от рождения ребенка до трех лет. В это
время зарождается примерно 70-80%
таких соединений. И по мере того как
они развиваются, возрастают возможности
мозга. Уже в первые шесть месяцев
после рождения мозг достигает 50% своего
взрослого потенциала, а к трем годам -
80%. Конечно, это не значит, что мозг
ребенка после трех лет перестает
развиваться. К трем годам в основном
созревает задняя часть мозга, а уже к
четырем годам в этот сложный процесс
включается та его часть, которая
называется "лобные доли".
Фундаментальная способность мозга
принимать сигнал извне, создавать его образ
и запоминать его и есть та основа, тот
самый компьютер, на котором держится
все дальнейшее интеллектуальное
развитие ребенка. Такие зрелые способности,
как мышление, потребности, творчество,
чувства, развиваются после трех лет,
но они используют базу, сформированную
к этому возрасту.
Таким образом, если в первые три года
не образовалась прочная база,
бесполезно учить, как ее использовать.
Это все равно, что пытаться достигнуть
хороших результатов, работая на плохом
компьютере.
Робость малыша в присутствии
незнакомых людей - доказательство развития способности распознавать
образы
Мне хотелось бы объяснить особое
использование слова "образ" в моей книге.
Слово "образ" чаще всего используется
в значении "схема", "устройство
образца", "модель". Я же предлагаю
использовать это слово в более широком, но
специальном смысле, чтобы обозначить
процесс мышления, с помощью которого
детский мозг распознает и воспринимает
информацию. Там, где взрослый человек
схватывает информацию, главным образом
используя способность логически
мыслить, ребенок пользуется интуицией,
своей уникальной способностью
создавать моментальный образ: способ
мышления взрослого не доступен ребенку и
придет к нему позже.
Самое яркое свидетельство этой ранней
познавательной деятельности -
способность младенца различать лица
людей. Мне особенно запомнился один
малыш, которого я увидел в детской
больнице. Говорили, что он способен был
различать 50 человек в возрасте, когда
ему было всего чуть больше года. Более
того, он не только узнавал их, но и
давал каждому свое прозвище.
"50 человек" - цифра, может быть, не
очень впечатляет, но даже взрослому
трудно запомнить 50 разных лиц в
течение одного года. Попробуйте записать
поточнее черты лица всех ваших
знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить
одно лицо от другого аналитическим
путем.
Распознавательные способности ребенка
становятся очевидными примерно к
полугоду, когда появляется
застенчивость. Его маленькая головка уже может
отличить знакомые лица, например мамы
или папы, от незнакомых, и он ясно дает
это понять.
Современное воспитание делает ошибку,
меняя местами период "строгости" и период "все можно"
Даже сегодня многие психологи и
педагоги, особенно те, которые считаются
"прогрессивными", полагают
неправильным сознательное обучение маленького
ребенка. Они считают, что избыток
информации отрицательно сказывается на
нервной системе ребенка, и более
естественно предоставить его самому себе и
разрешить делать все, что он хочет.
Некоторые даже убеждены, что в этом
возрасте ребенок - эгоист и делает все
только для своего удовольствия.
Поэтому родители во всем мире под
влиянием таких идей сознательно следуют
принципу "оставить в покое".
И те же самые родители, когда их дети
идут в детский сад или школу,
моментально отказываются от этого
принципа и вдруг становятся строгими,
пытаясь воспитать и чему-нибудь
научить своих детей. Ни с того, ни с сего
"ласковые" мамы превращаются в
"грозных".
Между тем из изложенного выше ясно,
что все должно быть наоборот. Именно в
первые годы жизни ребенка необходимо
быть с ним и строгим и ласковым, а когда
он начинает развиваться сам, нужно
постепенно научиться уважать его волю, его
"Я". Выражаясь точнее, родительское
влияние должно прекратиться до детского
сада. Невмешательство в раннем
возрасте, а затем давление на ребенка в более
позднем может только погубить в нем
талант и вызвать сопротивление.
2. ЧТО МОЖЕТ МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК
Взрослые понятия "трудно" и "легко" не
годятся для детей
Мы, взрослые, берем на себя смелость
утверждать, например, что эта книга
слишком трудна для ребенка или что
ребенок не может оценить по достоинству
классическую музыку. Но на каком
основании мы делаем такие выводы?
Для ребенка, у которого нет четких,
устоявшихся представлений о том, что
"трудно" или "легко" - английский или
японский языки, музыка Баха или детские
песенки, однозвучная, однообразная
музыка или гармония звуков, - все должно
начинаться одновременно, для него
одинаково ново все.
Вывод, сделанный на основании чувств,
не зависит от знаний, напротив, знание
может стать препятствием для чувств.
Наверное, многие, глядя на знаменитую
картину, говорили про себя: "Она
прекрасна!", хотя на самом деле она вас
совсем не тронула, ее ценность для вас
- только в имени художника и в ее
цене. А ребенок, напротив, всегда
честен. Какой-нибудь предмет или занятие
полностью поглощают его внимание, если
это ему интересно.
Для ребенка проще запомнить "голубь",
чем "девять"
Мне вспоминается один случай, коща у
меня в гостях был мой 2-летний внук,
которого я давно не видел. Он
посмотрел в окно, показал мне неоновые вывески
и гордо сказал: "Вот это "Хитачи", а
это "Тошиба"". Пытаясь скрыть свой
восторг, я решил, что мой внук в 2
года уже может прочесть китайские
иероглифы "Хитачи" и "Тошиба". Я
спросил его маму, когда он выучил китайский
алфавит, и тут выяснилось, что он не
читал "Хитачи" и "Тошиба" по-китайски, а
просто запомнил торговые марки как
образы и так их различал. Надо мной все
смеялись, как над "глупым, любящим
дедом", но я уверен, что такое бывает у
многих.
Недавно я получим письмо от 28-летней
мамы из Фуджисавы, которая прочла в
еженедельнике серию моих статей о
раннем развитии. Из ее письма я узнал, что
ее старший 2,5-летний сын начал
запоминать марки автомобилей, когда ему было
около 2-х лет. Уже через несколько
месяцев он мог легко назвать около 40
автомобилей и японских и иностранных
марок, иногда он мог даже назвать марку
машины, которая стояла под чехлом. А
немного раньше, наверное под влиянием
телепрограммы "ЭКСПО-70", он начал
запоминать флаги разных стран и теперь мог
узнать и правильно назвать флаги 30
стран, включая такие, как флаг Монголии,
Панамы, Ливана - флаги, которые и
взрослый вспомнит с трудом. Этот пример
говорит о том, что у детей есть одно
качество, которого давно нет у взрослых.
Ребенок наделен замечательной
способностью по образам узнавать предметы, что
не имеет ничего общего с
анализированием, этому ребенок научится значительно
позже. Прекрасный пример,
подтверждающий эту гипотезу, - способность младенца
узнавать лицо своей мамы. Многие
малыши начинают плакать, если их берут на
руки незнакомые люди, и успокаиваются
и улыбаются на руках у мамы.
В качестве эксперимента мистер Исао
Ишии давал уроки китайской письменности в
нашей "Ассоциации раннего развития".
Трехлетние дети легко запоминали такие
сложные китайские иероглифы, как
"голубь" или "жираф". Дело в том, что для
ребенка, который без особых усилий
запоминает даже малейшие изменения в
выражении лица, трудные китайские
иероглифы - не проблема. В отличие от
абстрактных слов, таких, как "девять",
он может легко запомнить слова,
обозначающие конкретные предметы,
такие, как "жираф", "енот", "лиса", как бы
трудны они ни были. Поэтому нет ничего
удивительного в том, что ребенок может
обыграть взрослого в карты. Если
взрослому сознательно приходится запоминать
место, число и картинку, то ребенок
обладает замечательной образной памятью.
Ребенку легче понять алгебру, чем
арифметику
Одна из фундаментальных идей
математики - теория рядов. Взрослому, изучавшему
сначала понятие числа, а потом
геометрию и алгебру, понять ее довольно
трудно. А для ребенка логику теории
рядов или теории множества понять легко.
Мадам Ришени Феликс, признанный
авторитет по обучению математике, утверждает,
что ребенка можно начать учить
математике в любом возрасте.
"Ряд" или "множество" - это просто
совокупности предметов с общими
качествами. Ребенок знакомится с ними,
когда начинает играть с кубиками. Он
берет их один за другим, различая по
форме: квадратные, треугольные и т.д.
Уже в этом возрасте он хорошо
понимает, что каждый кубик - это элемент
"ряда", и что кучка кубиков - это один
ряд, а треугольников - другой. Такая
простая идея, что предметы можно
сортировать в группы по определенным
характеристикам, является главным
принципом, который лежит в основе теории
рядов. Для ребенка естественно, что он
понимает простую и логичную теорию
множеств легче, чем сложную и
замысловатую логику арифметики.
Итак, я убежден, что традиционное
представление, что арифметика проста, а
алгебра трудна, - это еще одно
заблуждение взрослых о возможностях детей.
Мозг ребенка легко может воспринять
логику теории множеств, что является
началом для понимания основ алгебры.
Вот пример арифметической задачи: "В
зоопарке всего 8 животных, черепах и
журавлей. У них 20 ног. Сколько
черепах и журавлей живет в зоопарке?"
Давайте сначала решим эту задачу
алгебраическим методом. Обозначим количество
журавлей буквой X, а количество
черепах - Y, тогда X+Y=8, а 2X+4Y=20.
Считаем, X+2Y=10, т.е. X=8-Y=10-2Y;
значит, Y=2. Получилось 2 черепахи и 6
журавлей.
А теперь давайте решим эту проблему
арифметикой "черепах" и "журавлей". Если
предположить, что все животные
черепахи, то получается, что у них 32 ноги. Но
по задаче дано 20, значит, 12 ног
лишних. А лишние они потому, что мы
предположили, что все животные -
черепахи, у которых по 4 ноги, а на самом
деле некоторые из них - журавли, у
которых по 2 ноги. Поэтому лишние 12 ног -
это число журавлей, умноженное на
разницу в количестве ног обоих животных; 12
разделить на 2 будет 6, т.е. 6
журавлей, а если вычесть из 8, общего числа
животных, 6, количество журавлей,
получится число черепах.
Зачем решать эту задачу топим сложным
"черепашьим" методом арифметики, если у
нас есть логичный и прямой путь
получить ответ, подставив X и Y вместо
неизвестных чисел?
Хотя алгебраическое решение и трудно
освоить сразу, логичное объяснение
алгебры гораздо легче понять, чем
кажущееся на первый взгляд легким
нелогичное решение.
Даже 5-месячный малыш может оценить
Баха
На одном из предприятий фирмы "Сони"
был организован детский сад. Там провели
исследование, чтобы выяснить, какую
музыку любят дети. Результаты получились
неожиданные. Самой захватывающей
музыкой для малышей оказалась 5-я симфония
Бетховена! Популярные песни, которые
передают с утра до вечера по телевизору,
заняли 2-е место, и на самом последнем
месте оказались детские песенки. Меня
очень заинтересовали эти результаты.
Младенцы нашли самой интересной
классическую музыку, которую мы, взрослые,
часто держим от них на достаточном
расстоянии. Разве дети наделены с рождения
музыкальным вкусом, необходимым для
того, чтобы оценить сложную симфонию? По
наблюдениям доктора Шиничи Сузуки, уже
5-месячным младенцам нравится концерт
Вивальди. И это напоминает мне одну
историю.
Молодые родители, большие любители
классической музыки, давали своему
новорожденному ребенку слушать 2-ю
сюиту Баха в течение нескольких часов
каждый день. Через 3 месяца он начал
живо двигаться в такт музыке. Когда ритм
убыстрялся, его движения становились
более отрывистыми и активными. Когда
музыка кончалась, он выражал
недовольство. Часто, когда малыш сердился или
плакал, родители включали эту музыку,
и он немедленно успокаивался. А
однажды, когда они включили джаз,
ребенок просто разрыдался.
Способность воспринимать сложные
музыкальные формы - это чудо. Я убежден, что
многие японцы не воспринимают западную
классическую музыку просто потому, что
в детстве они ничего не слышали, кроме
детских песенок и национальной музыки.
6-месячный младенец может даже плавать
Многие взрослые не умеют плавать (они
плавают, как говорится, "как топор").
Поэтому, может, вы и удивитесь, если
узнаете, что крошечного ребенка можно
научить плавать. Ребенок, который еще
не начал ходить, пробует держаться на
воде так же, как пробует ползать по
земле. И важно не то, что маленький
ребенок может плавать, а то, что он
плавает, потому что он ребенок.
Несколько лет назад я прочитал в
газете статью о том, что один бельгиец по
имери де Бенесейл открыл школу
плавания для грудных детей. Он считал, что
3-месячного ребенка можно научить
держаться на спине в бассейне, а к 9
месяцам правильно дышать в воде.
В августе 1965 года Ризе Дим,
председатель Международной конференции
женщин-атлетов,проходившей в Токио,
рассказывала об обучении плаванию детей
до 1 года, что стало большой
сенсацией. Миссис Дим первый раз окунула
5-месячного младенца в бассейн с
температурой воды 32~C, и через 3 месяца он
уже мог плавать там около 6 минут.
Малыш даже поставил своеобразный рекорд -
8 минут 46 секунд он мог держаться на
воде.
На пресс-конференции миссис Дим
сказала: "Ребенок знает, как держаться на
воде, гораздо лучше, чем как стоять на
земле. Во-первых, вы поддерживаете его
в воде до тех пор, пока он не
привыкнет и не начнет держаться на воде сам.
Погружаясь в воду, он задерживает
дыхание и закрывает глаза, пока не всплывет
на поверхность. Вот так он и учится
плавать, работая руками и ногами". Миссис
Дим много раз уверяла, что все
человеческие возможности и таланты можно
начать развивать еще до года.
То, что младенец может плавать, это
всего лишь один факт, подтверждающий
безграничные возможности ребенка.
Малыш, который делает первые шаги, может в
то же самое время научиться кататься
на роликах. Ходьба, плавание, скольжение
- все это ребенок осваивает играючи,
если правильно направлять и поощрять
его.
Разумеется, подобные эксперименты
проводятся не для того, чтобы научить
малыша плавать или играть на скрипке.
Плавание - это только один из способов
развить способности ребенка: оно
улучшает сон, способствует аппетиту,
обостряет рефлексы и укрепляет мышцы.
Говорят: "Куй железо, пока горячо".
Другими словами, слишком поздно ковать
железо, если металл уже затвердел.
Мозг ребенка может вместить
безграничный объем информации
"Брат и сестра, лингвистические гении,
которые понимают по-английски,
испански, итальянски, немецки и
французски: пять языков и вдобавок еще язык
своего "агрессивного" отца". Многие
японцы наверняка помнят сенсационное
сообщение, которое появилось в газете
под заголовком "Агрессивный отец". В
статье рассказывалось о мистере Масао
Кагата, который оставил карьеру учителя
и, объявив себя домохозяином, целиком
посвятил свою жизнь воспитанию детей.
Его сыну было тогда 2,5 года, а дочке
3 месяца. Дети были еще совсем
малышами, и "агрессивный"
папа-воспитатель подвергался суровой критике. Были
высказаны опасения, что большой объем
знаний повлияет на нервную систему
детей.
В том, что эта критика была
несостоятельной, легко убедиться, посмотрев на
процветающую и благополучную семью
Кагата. И не стоит судить о том, правильно
или нет поступает отец, забросивший
работу и целиком посвятивший себя
воспитанию детей.
Важно, что метод обучения, который
использовал мистер Кагата, демонстрирует
интеллектуальные возможности малышей.
Вот что он рассказал:
"Я начал учить их разговорному
английскому, итальянскому, немецкому,
французскому... почти одновременно. По
радио часто уроки французского языка
объясняются по-английски. Поэтому я
решил, что если обучать многим языкам
сразу, то можно соединить методику
обучения воедино. Как раз в это время мои
дети учились играть на пианино, а на
нотах, по которым они играли, были
объяснения на итальянском, а перевод -
на английском, немецком и французском.
Если они не понимали объяснений, они
не знали, как играть. Это была одна из
причин, почему я начал учить их
языкам. Меня часто спрашивали, не путались ли
дети, изучая пять языков одновременно.
Думаю, что нет: они же употребляли их
правильно. Мы занимались иностранными
языками только по радио. Эти
радиопередачи ведут очень приветливые
дикторы. Упражнения на произношение
повторяются методично и долго. И когда
дети начинают сами говорить, они
произносят все правильно".
("Раннее развитие", май 1970)
Итак, можно предположить, что
способность впитывать информацию гораздо выше у
детского мозга, чем у взрослого.
Только не надо бояться "перекормить" или
перевозбудить его: детский мозг, как
губка, быстро впитывает знания, но когда
чувствует, что переполнен, отключается
и перестает воспринимать новую
информацию. Нас должно беспокоить не
то, что мы даем ребенку слишком много
информации, а то, что ее зачастую
слишком мало, чтобы полноценно развивать
ребенка.
Ребенок запоминает только то, что ему
интересно
До сих пор я описывал прекрасную
способность детского мозга впитывать
информацию. Конечно, мозг ребенка на
этом этапе развития подобен машине,
которая механически заглатывает все,
что в нее запускают, он еще не в
состоянии отобрать информацию и понять
ее.
Но вскоре приходит время, ребенок
обретает способность принимать
самостоятельные решения, т.е.
развивается область мозга, которая способна
использовать сформированный
интеллектуальный аппарат. Считается, что это
происходит где-то в возрасте 3 лет. И
как раз именно в это время встает
вопрос, как и чем заинтересовать
ребенка. Малыш с жадностью запоминает то,
что ему интересно. Начинают
развиваться и другие способности - он уже может
хотеть что-то создавать, делать; они
важны для развития интеллекта и
формирования характера.
Вы читаете своим детям рассказы и
сказки, даже если они еще мало что понимают
в прочитанном. Ваш ребенок слушает их
помногу раз и запоминает, и если вы
читаете невнимательно, то он
моментально замечает ошибки. Ребенок запоминает
детские истории и сказки очень точно,
но эта точность скорее основана на
ассоциативной памяти, чем на
понимании.
Затем ребенку становится интересна
какая-нибудь одна история, и он хочет
прочитать ее сам. И хотя он не знает
алфавита, он сопоставляет услышанную
историю с картинками в книжке и
"читает" книжку, аккуратно следуя за буквами,
которые он пока не может прочесть. Как
раз в этот период ребенок начинает
настойчиво спрашивать значение
различных букв. И то, что он так настойчив,
есть свидетельство его огромного
интереса к познанию.
Ребенку в возрасте до 3 лет нетрудно
выучить то, что его интересует, и вас не
должно беспокоить количество энергии и
сил, затраченных при этом.
Многие
навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве
По работе мне часто приходится
говорить по-английски. Но меня всегда
беспокоят мои ошибки в произношении и
интонации. Не то чтобы человек, который
меня слушает, не понимает моего
"японо-английского" - он понимает. Но иногда
на его лице появляется выражение
растерянности, и он просит меня повторить
что-то. Тогда я говорю это славо по
буквам, чтобы меня поняли.
А вот соседский мальчик - ему год и
два месяца - произносит английские слова
очень правильно. Многим японцам трудно
произнести звуки [р] и [л], а у него
получается. Наверное, это происходит
потому, что я начал учить английский в
средней школе, а этот мальчик научился
разговаривать по-английски тогда же,
когда осваивал японский. Его первое
знакомство со вторым языком началось с
прослушивания английских записей, а
потом он начал разговаривать по-английски
с одной американкой, осваивая чужой
язык одновременно со своим.
Это сравнение говорит о том, что,
когда в уме сформирован образец родного
языка, уже трудно воспринимать образцы
чужого. Однако, как я уже объяснял,
мозг ребенка до 3 лет способен усвоить
систему мышления не только своего
родного японского языка, но и любого
другого, причем процесс этот может, как
мы уже говорили, идти одновременно.
Поэтому дети в таком возрасте без особого
труда могут говорить на любом языке,
как на родном. Если вы пропустите этот
период, вам будет гораздо труднее
обучить его тому, чему он так легко
обучается в раннем детстве.
Иностранный язык - не единственный
предмет, которым можно овладевать на
ранней стадии развития ребенка.
Музыкальный слух, физические
способности (координация движений и чувство
равновесия) формируются как раз в этом
возрасте. Примерно в это же время
развивается и основа эстетического
восприятия - сенсорная реакция.
Каждый год в начале летних каникул
родители из разных стран привозят своих
детей в скрипичный класс доктора
Сузуки. Не нужно объяснять, что никто из них
не знает ни слова по-японски. Первыми
начинают говорить самые маленькие.
Затем дети из младших и средних
классов. Самые безнадежные - это их родители.
И если многие дети уже через месяц
прекрасно говорят по-японски, то родителям
необходимы годы, им приходится
пользоваться услугами детей в качестве
переводчиков.
Можно развить слух у ребенка с
нарушениями слуха
До сих пор я рассматривал скрытые
возможности нормального ребенка и важность
раннего обучения для развития этих
возможностей. Однако, к сожалению, в мире
есть немало детей с физическими
отклонениями: больных полиомиелитом,
умственно отсталых, глухих, немых.
Раннее развитие не должно обходить их
стороной, наоборот, именно в силу их
тяжелого положения необходимо определить
их недостаток как можно раньше, чтобы
с помощью техники раннего развития
компенсировать эти недостатки,
насколько это возможно.
Мне хочется рассказать вам историю,
которую я недавно прочел в газете:
историю о ребенке, который родился
глухим, но позже без труда смог
участвовать в разговоре благодаря
огромным усилиям его родителей. Ацуто,
сейчас ему 6 лет, родился просто
воплощением здоровья. Ему был 1 год, когда
его родители заметили отклонения, они
спрашивали себя, все ли в порядке у
ребенка со слухом, но пока не
волновались, полагая, что их ребенок - один из
тех, кто поздно начинает говорить. Но
когда Ацуто не заговорил и в 1,5 года,
они повезли его на осмотр к врачу.
Родители обратились за помощью к
доктору Мацузаву - специалисту по лечению и
образованию младенцев с отклонениями
слуха. Он начал с того, что научил
ребенка узнавать на слух собственное
имя. Затем ребенок начал учить другие
слова. Постепенно доктор соединял
слова со значениями, развивая в нем следы
слуха, которые еще остались. Доктор
Мацузава счичает, что в ранние годы
глухого ребенка действительно можно
"научить" слышать.
Он пишет: "Только мать может быстро
обнаружить, что у ее ребенка что-то не в
порядке. Через неделю после рождения
новорожденный реагирует на громкий звук
или шум. Через несколько месяцев
младенец узнает голос своей мамы, а через
четыре месяца свое имя. Если ребенок
не реагирует на громкий шум или не
отвечает, когда его зовут по имени,
можно предположить, что у него что-то не
в порядке со слухом. Примерно к 3
годам ребенок узнает многие слова, которыми
пользуются взрослые в повседневной
жизни, поэтому эти ранние годы - самые
подходящие, чтобы научить различным
словам ребенка со слуховыми отклонениями.
Больше всего надо избегать изоляции
ребенка от звуков, потому что он, якобы,
все равно их не слышит. Неправда, что
даже совершенно глухой ребенок не
способен ничего слышать. Если ребенок
постоянно будет слушать звуки, у него
разовьется способность слышать".
Таким образом, усилия родителей и
обучение могут развить у ребенка
способность слышать, даже если он
родится с серьезными нарушениями слуха.
Часть 2. ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА
Главное - окружение, а не гены
В предыдущей главе я говорил о
дремлющих способностях маленького ребенка. А
вырастет ли из почки дерево или из
бутона прекрасный цветок, зависит от того,
какие условия вы создадите для этого и
как будете ухаживать за своими
подопечными. По моему мнению, в
развитии ребенка образование и среда играют
большую роль, чем наследственность.
В Японии проводился целый ряд
экспериментов с близнецами, которых с самого
рождения воспитывали в разных семьях.
Исследования показали, что даже
близнецы, если они растут в разных
условиях и воспитываются разными людьми,
будут очень отличаться друг от друга и
по характеру, и по способностям.
Вопрос в том, какое образование и
среда лучше всего развивают потенциальные
способности ребенка. Ответом на него
служат результаты, полученные учеными,
проводившими разнообразные
исследования в различных ситуациях и различными
методами. Кроме того, есть немало
примеров, как родители, не удовлетворенные
школьным образованием, пробовали
обучать детей сами. К тому же есть
результаты экспериментов, проводимых
на собаках и обезьянах, и эти результаты
тоже говорят сами за себя. Теперь мне
бы хотелось обсудить некоторые из этих
экспериментов.
Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым
Я часто слышу, как мамы говорят:
"Должно быть, мой сын пошел в отца, у него
совсем нет музыкального слуха" или
"Мой муж - писатель, поэтому наш ребенок
пишет хорошие сочинения". Конечно, как
гласит пословица, "яблоко от яблони
недалеко падает", или, как говорят в
Японии, "из луковицы не вырастет роза".
Действительно, бывают случаи, когда
сын ученого становится ученым, а сын
торговца - торговцем. Но эти случаи не
означают, однако, что данные
профессиональные качества были
переданы детям с генами. С момента рождения
их, наверное, воспитывали в такой
обстановке, которая внушала им, что они
должны продолжать дело отцов.
Окружающая среда, которую создали родители,
становится средой ребенка. Она
развивает его способности к профессии отца,
пробуждая интерес к этой профессии.
Если бы происхождение было
определяющим фактором в формировании способностей,
то тогда дети поколение за поколением
наследовали бы профессии отцов. Но
жизнь гораздо интереснее, и не так уж
редки случаи, когда ребенок ученого
становится скрипачом, а врача -
писателем.
Достаточно просто посмотреть на людей,
рядом с которыми вы живете, чтобы
увидеть, что ребенок талантливых
родителей не обязательно талантлив. Мир
презрительно называет ребенка
"недостойным своего отца", хотя можно сказать,
что ребенок не отвечает за то, кем он
стал, так как именно среда его детства
сделала его "недостойным".
И наоборот, ребенок, рожденный от
бездельника и пьяницы, может стать
прекрасным инженером или художником.
Именно благодаря окружающей среде и
жизненному опыту дети, такие одинаковые
при рождении, вырастают с разными
способностями и характерами.
Другими словами, профессия и
способности родителей не оказывают прямого
влияния на формирование способностей и
характер ребенка. Можно только
сказать, что причина того, что сын
врача становится врачом, в том, что он
воспитывается в атмосфере
лекарственных запахов, людей в белых халатах и
пациентов.
Сегодня ребенок будет совершенно
другим, чем вчера
Мы не всегда до мельчайших
подробностей замечаем, как растут наши дети,
потому что видим их каждый день. А
ведь они развиваются гораздо быстрее, чем
мы думаем. Профессор Жан Пиаже,
всемирно известный швейцарский специалист по
психологии развития, создал теорию фаз
роста, наблюдая за развитием троих
своих детей. И чем больше я читаю его
книги, тем острее я чувствую важность
правильного образования и среды на
каждой стадии развития.
По наблюдениям Пиаже новорожденный
сосет все, что попадает ему в рот, но уже
через 20 дней после рождения он будет
пить только молоко и начнет настойчиво
его требовать.
Через 3 месяца у ребенка развивается
желание дотянуться и потрогать
что-нибудь, например тряпичную куклу,
висящую над кроваткой, и делает он это
с огромным удовольствием. А в 1,5 года
этот же ребенок догадается, что если
нельзя дотянуться рукой до желаемого,
то можно достать палкой. После 2 лет он
уже пытается соотнести слова с
абстрактными значениями, хотя и понимая их
часто по-своему. Например, связывает
слово "мужчина" только со своим папой
или "дождь" с уборкой улиц поливальной
машиной.
Ребенок развивается с потрясающей
скоростью и физически и умственно. Поэтому
так важно, чтобы его развитие
правильно стимулировалось на каждой стадии.
Чтобы добиться этого, родители должны
очень внимательно наблюдать за тем, что
и когда необходимо ребенку, что ему
интересно, потому что именно родители
ближе всех к нему. Так же как важно
выбрать правильное время для изучения
иностранного языка, так существует и
соответствующее время для каждого этапа
раннего развития.
Например, научить ребенка кататься на
роликах уже после того, как он научился
ходить, чрезвычайно сложно, а примерно
в то же время, когда он учится ходить,
можно, и через пару месяцев из него
получится прекрасный фигурист.
Американский психолог Макгроу провела
эксперимент с двумя близнецами. Она
научила их кататься на коньках, когда
одному было 11, а другому - 22 месяца.
Результаты оказались явно различными:
ребенок, которого научили раньше,
преуспел гораздо больше.
По сей день мы усложняем детям жизнь,
считая, что рано прививать им те или
иные навыки, и таким образом упускаем
"лучшее время".
"Ложка дегтя
может испортить бочку меда" - это относится и к детям
Чтобы объяснить, что я имею в виду,
расскажу одну историю. Молодого человека
послали работать за границу, а его
жена с новорожденной девочкой поехала жить
к своим родителям в Тохоку. Дедушка и
бабушка обожали свою внучку, много
играли и разговаривали с ней. Через
год, закончив дела, молодой человек
вернулся, и они с женой и ребенком
опять поселились в Токио. В то время их
девочка была еще слишком мала, чтобы
говорить. Но когда она заговорила,
родители пришли в замешательство: все
слова, которые произносила их дочь,
были на диалекте Тохоку. Это было
очень странно, потому что все члены семьи
говорили на общепринятом японском
языке, и только дочка - на диалекте.
Даже через несколько лет, когда
девочка пошла в школу, она все еще не могла
избавиться от акцента Тохоку.
Оказалось, что еще до того, как
ребенок научился говорить, этот диалект
распространился по каналам его мозга.
А когда следы уже образовались,
чрезвычайно сложно стереть их, чтобы
начать прокладывать новые.
"Ложка дегтя в бочке меда" в раннем
детстве означает, что влияние,
оказываемое на ребенка в таком
возрасте, оставляет неизгладимое впечатление
на всю жизнь. Именно родители должны
заботиться о том, чтобы это влияние было
благотворным.
Комната, лишенная стимуляторов, -
вредна для малыша
Представьте себе пустую комнату с
чисто белым потолком и стенами, совершенно
изолированную от внешних шумов.
Какая-нибудь мама может подумать, что это -
идеальные условия для ее
новорожденного. На самом же деле такая комната,
лишенная всяких атрибутов, не просто
бесполезна, но и очень вредна для
малыша.
Эксперименты, проведенные профессором
Брунером в Америке, показали, что
степень внешнего воздействия той
среды, в которой находится маленький
ребенок, оказывает заметное влияние на
развитие детского интеллекта. Он
доказал это следующими исследованиями.
Сначала он разделил группу
новорожденных детей на 2 части,
поместив одних в условия, совершенно лишенные
стимуляторов, а других - в комнату с
яркими цветастыми обоями, цветным
потолком, пестрыми одеялами, где через
окно было видно, как работают врачи и
медсестры. Здесь даже играла музыка.
Обе группы воспитывались в разных
условиях несколько месяцев, после чего были
проведены тесты на определение
интеллектуального развития. Каждому ребенку
предлагался блестящий предмет, и по
времени, которое ему требовалось, чтобы
добраться до этого предмета,
определялся уровень его развития. Результаты
показали четкие различия: уровень
интеллекта у детей, которые находились в
пустой, голой комнате отставал на три
месяца от уровня интеллекта детей из
комнаты со стимулирующим окружением.
Это 3-месячное отставание именно на
этой стадии очень существенно, так как
считается, что умственное развитие
ребенка от рождения до 3 лет по своим
возможностям аналогично разлитию от 4
до 17 лет. И хотя ученые считают, что
это отставание можно очень скоро
преодолеть, если ребенка правильно
воспитывать, тем не менее это
потребует усилий и давления на маленького
ребенка.
Подобные эксперименты проводились не
только профессором Брунером, но и
многими другими психологами.
Результаты ясно показали, что наличие или
отсутствие внешнего воздействия
серьезно сказывается на развитии
способностей.
Подробно изучались и многие виды
стимуляции, больше всего влияющие на
развитие интеллекта. Были опробованы
многие приемы: качающаяся колыбель,
кисточки, яркие оборки, блестящие
мячики, цветные обои и т.п.
Профессор Уайт, психолог из
Гарвардского университета, занимающийся
исследованиями в области раннего
развития, считает доказанным, что если для
роста ребенка с самого рождения
созданы разнообразные условия, то это дает
значительный эффект в формировании
интеллекта.
На ребенка оказывают воздействие самые
неожиданные вещи
Карл Фридрих Гаусс, один из величайших
математиков XIX века, открыл формулу
суммы арифметических рядов, когда ему
было всего 8 лет.
Отец Гаусса не отличался ученостью. Он
был простым каменщиком, чинил стены,
заборы, камины и часто брал сына с
собой на работу. Гаусс подавал отцу
кирпичи и считал их. По-видимому,
математические способности Гаусса
сформировались под влиянием этой
привычки в раннем детстве.
Младенчество - чрезвычайно
восприимчивый период в жизни человека. То, что
родителям кажется неважным и
бессмысленным, ребенок может воспринимать с
такой чувствительностью и силой, что
этот опыт может стать основой всей его
дальнейшей жизни.
Ребенок может прочесть по картинкам в
книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый
Разница в восприятии и реакции у
ребенка и взрослого становится заметной,
когда они вместе начинают читать
книжку с картинками или сказку. Мадам
Монтессори, великий итальянский
первооткрыватель раннего детского
образования, в своей книге приводит
пример поведения маленького ребенка. Мама
дала своему полуторагодовалому ребенку
цветные картинки разных животных и
сцен охоты. Ребенок показал картинки
мадам Монтессори и стал повторять на
своем детском языке: "Машина, машина".
Она никак не могла найти ничего
похожего на машину и вопросительно
сказала: "Здесь нет машины?" - "Вот она",
- гордо показал малыш, тыкая пальчиком
в картинку. Тогда она вгляделась
внимательнее. На картинке были
нарисованы собака, охотник, лошадь, и,
наконец, на заднем плане она
разглядела полоску, похожую на дорогу, и на ней
точку. Мальчик ткнул пальцем в точку и
сказал: "Машина". И действительно, это
была крошечная машинка.
Мадам Монтессори приводит еще один
пример. Полуторагодовалому мальчику мама
дала иллюстрированную книжку "Самбо" и
рассказала ему эту сказку.
"Маленький негритенок по имени Самбо
шел по дорожке и нес подарки, которые он
получил в свой день рождения. По
дороге он встретил диких зверей, и они
отняли у него все подарки. Он заплакал
и пошел домой. Но дома папа и мама
успокоили его. И счастливый, он уселся
за обеденный стол, на котором стоял
большой праздничный пирог, такой же,
как на этой последней картинке," -
закончила свой рассказ мама и закрыла
книжку. Ее маленький сын вдруг
возразил: "Нет, он плачет", и показал
на заднюю обложку, где был нарисован
Самбо, весь в слезах.
Другими словами, восприятие маленького
ребенка спонтанно и часто кажется
взрослым произвольным, поэтому,
обращаясь с детьми, мы должны учиться
избавляться от предвзятых мнений и
использовать все наше воображение, чтобы
видеть мир так, как его видят дети.
Оставлять ребенка на попечение
незнакомого человека - рискованное дело
У одних хороших честных родителей было
2 мальчика, 5 и 4 лет. Младшего в
детском саду все любили за его прямоту
и живость, а старшего не очень, потому
что он был довольно угрюмым и с явными
дурными наклонностями. Родители были
обеспокоены этим, не понимая, откуда
все это взялось.
В конце концов в полной растерянности
они обратились к врачу. После долгих
расспросов выяснилось, что за старшим
сыном, когда ему был год, в течение 6
месяцев ухаживала молодая няня, потому
что его собственная мама очень плохо
себя чувствовала после вторых родов.
Доктор предположил, что причиной
нынешнего состояния ребенка являются
какие-то впечатления раннего детства,
возможно, оно следствие каких-то давних
переживаний. Он встретился с няней и
другими людьми, которые могли ему что-то
рассказать о детстве мальчика. И
выяснилось, что няня, это была молодая
девушка, вместо того чтобы гулять с
ребенком, на самом деле встречалась со
своим любовником в старом темном сарае
на заднем дворе, и мальчик
присутствовал при их свидании. Это
происходило каждый день. Разумеется,
годовалому малышу было непонятно, чем
занимались няня и ее любовник, но он,
оставленный один, слышал шуршащие
звуки, которые доносились из темного угла,
и наполняли его душу неуверенностью и
страхом. Беспокойное, виноватое
поведение девушки тоже каким-то
образом запечатлелось в его сознании.
Доктор заключил, что именно эти
переживания раннего детства сделали мальчика
угрюмым и озлобленным. Бывает, что
условия жизни заставляют родителей
оставлять своих детей под присмотром
чужих людей. Но я надеюсь, что эта
история убедит вас, каким осторожным
нужно быть в выборе тех, кому вы
доверяете уход за своими детьми.
Впечатления раннего детства определяют
дальнейший образ мыслей и действий ребенка
Если вас попросить рассказать случай
из раннего детства, вы с удивлением
обнаружите, что почти ничего не
помните, если только это событие не было из
ряда вон выходящим. Даже если вы и
оживите в памяти какой-то случай, когда
вам было 2-3 года, скорее всего вы
запомнили его не из собственного опыта, а
из рассказов мамы и других взрослых.
Однако тот факт, что человек не помнит
всего, что с ним случилось в раннем
детстве, не означает полного забвения.
Любое впечатление и любой опыт,
полученный в возрасте до 3 лет,
становится частью основания сформировавшейся
личности.
Говорят, что под гипнозом любой
человек, если ему внушить, что ему только год
от роду, начнет говорить и вести себя,
как годовалый ребенок. А это означает,
что любые впечатления детства навсегда
сохраняются в сознании.
Говорят, что, когда человека доводят
до критического состояния, он вдруг
начинает представлять себе сцены из
детства.
Известный политический деятель Кукуэй
Манака рассказывал, что воспоминания о
детстве неожиданно нахлынули на него в
госпитале во время войны, когда он был
на грани жизни и смерти. Он вспомнил,
как мать водила его в храм, вспомнил
монаха, стоявшего у ворот, его лицо,
одежду, манеру говорить - все это до
мельчайших подробностей. Потом он
рассказал об этом "видении" своей матери, и
выяснилось, что это действительно
происходило, когда ему было 2 года.
Господин Мориатсу Минато, президент
Исследовательского центра Никко, родился
в Китае, где провел свое раннее
детство. После того как семья переехала в
Японию, он никогда больше не говорил
по-китайски и считал, что начисто забыл
его. Много лет спустя он приехал в
Китай в деловую поездку. Мориатсу Минато
попытался что-то сказать, и вдруг
китайские слова так и посыпались. Язык был
абсолютно естественный, и говорил он
настолько свободно, что это удивило и
его самого и его китайских коллег.
Это еще раз показывает, как прочно
опыт раннего детства отпечатывается в
мозгу.
Если не заложить с самого начала
прочный фундамент, то бесполезно пытаться
построить прочное здание: даже если
оно будет красиво снаружи, оно все равно
развалится на куски от сильного ветра
или землетрясения.
Раннее развитие - это примерно и есть
такой фундамент. Его нужно делать
крепким с самого начала, потому что
невозможно начать строить фундамент,
когда здание уже готово.
Часть 3. ЧТО ПОЛЕЗНО МАЛЫШУ
Готовых рецептов обучения младенцев
нет
До сих пор я говорил о важности
внешнего окружения для ребенка и о влиянии
этого окружения на всю последующую
жизнь. Во многих семьях, в том числе и в
японских, именно мама несет на своих
плечах всю ответственность за воспитание
своих детей, но то, о чем я собираюсь
говорить, касается каждого, кто
занимается воспитанием маленьких
детей. Прежде всего мама должна использовать
все свое воображение и
изобретательность в воспитании, при этом учитывая,
конечно, на какой стадии развития
находится ребенок. Те подробные советы,
которые я собираюсь вам дать, следует
воспринимать лишь как идеи, на основе
которых любая мама может принять свое
решение и принять или отвергнуть тот
или иной совет в соответствии с
определенным характером или ступенью развития
ребенка.
Всякий раз, когда я рекомендую
окружать ребенка хорошей музыкой и живописью,
добросовестные мамы спрашивают, что я
имею в виду под "хорошей" музыкой и
"настоящей" живописью. Бетховен или
Моцарт? Ван Гог или Пикассо? Конечно,
иногда мы даем конкретные рекомендации
после консультации со специалистами.
Однако родители должны адаптировать
наши рекомендации, исходя из особенностей
своего ребенка, а не воспринимать их
как догму. Как правило, японцы ищут
готовые рецепты: они не чувствуют себя
уверено, пока им не скажут, как
конкретно действовать в конкретном
случае. Но в воспитании, и особенно в
младенческом возрасте, не может быть
готовых формул. Если мама считает, что
что-то хорошо для ее чада, нужно дать
ему это без промедления.
Такая
тенденция: ждат |