Збигнев
Лев-Старович
Проституция и ее последствия
Проституцию справедливо нарекли "древнейшей профессией мира",
поскольку мы встречаемся с нею в самых стародавних культурах и на
всех континентах. Ее примеры мы находим во многих святых книгах
разных религий. В библейской "книге Бытия" (глава 38) читаем: "И
увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лицо
свое... Он поворотил к ней и сказал: Войду я к тебе... Она сказала:
Что ты дашь мне, если войдешь ко мне? Он сказал: Я пришлю тебе
козленка из стада моего. Она сказала: Дашь ли ты мне залог, пока
пришлешь? Он сказал, Какой дать тебе залог? Она сказала: печать
твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он
ей и вошел к ней..." Как следует из этого текста, проститутки были
легко распознаваемы и ценили свое ремесло. Hыне дело с первым
обстоит сложнее, а второе совершенно не изменилось. Прослеживая
историю различных культур, мы сталкиваемся с общераспространенностью
явления проституции. Ее отношения с нравственностью и
законодательством выглядели по-разному: сакральная проституция
(финикийцы, народы Древнего Ближнего Востока), гостеприимная (в
Эфиопии), пользующаяся покровительством государства (Рим, Греция). В
Европе она известна издревле, сопутствуя также развитию
христианства, причем новая религия терпела ее как "неизбежное зло".
Она была подвержена капризам властителей, приливам и отливам
строгости и либерализма. Антонио Перриа пишет, что в 15 веке в
Италии Галеаццо Сфорца, охваченный морализаторской манией, начал
борьбу со всеобъемлющей тогда проституцией. Он приказал
представительницам "древнейшей профессии" носить белые бумазейные
мантильи, запретил заниматься развратом в зданиях бывших монастырей
и домах, соседствующих с церквями; согласно его распоряжению окна
публичных домов не должны были выходить на улицу. Подобные же указы
появились и в других итальянских мини-государствах. Однако уже 100
лет спустя Венецианская республика приняла законы, поощряющие
проституцию, чтобы с ее помощью побороть ширящуюся содомию;
"Женщины, занимающиеся развратом, могут оголять на улице груди для
привлечения праздношатающихся прохожих". В Венеции же был издан
каталог куртизанок с указанием их тарифов. Виды оказываемых услуг
также разнились в зависимости от традиций и степени строгости
сексуальной морали.
В культурах Дальнего Востока, ценящих богатые и утонченные стимулы
половой жизни, проститутки были искусницами в своем ремесле и могли
удовлетворить самого прихотливого клиента. В культурах с
примитивными формами ars amandi ограничивались простой разрядкой
полового напряжения, при этом все совершалось быстро и без затей.
Более требовательной клиентуре публичные дома предоставляли
изысканные напитки и яства, музыку, танцы, роскошные будуары и
проституток разного возраста, масти, телосложения, практикующих
всевозможные девиации и т.п. Столь же богатый диапазон услуг
предлагается в наши дни в странах Запада: проституция
гомосексуальная, транссексуальная, гетеросексуальная, педофильная.
Есть публичные дома, объявления в прессе, телефонные вызовы. Услуги
подобного рода могут быть оказаны в автомобиле и даже в самолете,
причем делятся они на постоянные, сезонные, разовые - одним словом,
все, чего пожелаете. Остается только удивляться фантазии клиентов и
выдумке тех, кто ее воплощает в жизнь.
Литература, посвященная проституции, достаточно богата. Имеются
многочисленные публикации, авторы которых изучали индивидуальность
проституток, их половую жизнь и дальнейшую судьбу. Исследователи,
анализировавшие причины выбора такого образа жизни, указывают, что
одна из них кроется в семье, где росла будущая профессиональная
развратница. Конфликтные, несчастливые браки были уделом родителей
многих проституток. Их матерям, как правило, присущи либо
мазохистские наклонности, либо чрезмерная заботливость, а отцам -
грубость и вспыльчивость. Многие из этих женщин питают ненависть к
своим отцам. Установлено, что порой определяющую роль в судьбе
играют окружение (например, восхваляющее легкий и приятный секс) и
воспитание в среде людей, относящихся к отбросам общества.
Встречаются также мотивы травматического характера: потребность
мстить мужчинам может быть реакцией на предательство любимого
человека. Большое значение имеют чисто материальные соображения.
Многие из наших женщин, странствуя по свету с разными экскурсиями,
таким способом зарабатывают себе на наряды и поддержание привычного
уровня жизни.
Причиной, толкающей к занятиям проституцией, бывает также отсутствие
средств к существованию, угроза жизни или принуждение. Многие
исследователи подчеркивают важность психического и сексуального
предрасположения для генезиса проституции: ранняя сексуальная
инициация (в возрасте до 14 лет), промискуитет, чрезмерный половой
темперамент, мазохистские тенденции, подсознательное желание мстить
мужчинам. У проституток часто встречаются явные или скрытые
гомосексуальные черты. Отмечается и своеобразный аналог мужскому
комплексу доктора Джекила и мистера Хайда, т.е.сосуществование в
одной женщине как бы двух натур - добродетельной и развратной.
Подтверждением этого может служить хотя бы анализ снов и сексуальных
фантазий некоторых женщин, являющихся хорошими женами и образцовыми
матерями: нередко они видят во сне или мечтают о том, как отдаются
мужчинам за деньги. Часть из них в конце концов решается на
реализацию своих потаенных фантазий, причем проделывают они все это
так, что их мужья ни о чем даже не догадываются.
В Польше проституция носит достаточно разнообразный характер:
гетеросексуальный, гомосексуальный, бисексуальный, профессиональный,
"телефонный", "кустарный", эпизодический (например, лишь во время
зарубежных туристических поездок).
Часто можно столкнуться с мнением, что проститутки, оставившие свое
ремесло, могут стать хорошими и верными женами, нежными матерями.
Хотя такие факты и встречаются, следует сказать со всей
определенностью, что в большинстве случае это совсем не так.
Возникшие в ходе предыдущей жизни стереотипы, а также упоминавшаяся
выше предрасположенность обусловливают неискоренимую склонность к
продолжению занятий (пусть и нерегулярных) проституцией и к
промискуитету.
Представляют интерес результаты американских исследований,
посвященных вероисповеданию проституток: 41% профессионалок назвали
себя католиками, 39 - протестантками, 12- иудаистками, 7 -
принадлежали к другим конфесиям, причем большинство из них относили
себя к практикующим верующим. Распознание проституции не всегда
является легкой задачей. ведь определение ее как предоставление
собственного тела большому числу лиц с целью заработка относится
лишь к профессиональному разврату, легальному во многих странах.
Существуют, однако, полусвет, эпизодическая (туристская)
проституция, супружеская проституция (половой контакт с мужем только
за подарки или деньги), институт находящихся на содержании мужчин и
женщин-содержанок.
Изучение сексуальных реакций проституток в ходе обслуживания клиента
показывает, что у многих из них наблюдается половое возбуждение, кое
у кого даже заканчивающееся оргазмом. Часть проституток не
испытывает никакого удовольствия во время полового акта с клиентом,
хотя у них и имеет место ускоренное выделение lubricatio,
подготавливающее влагалище к совокуплению (этот феномен - следствие
соответствующей профессиональной тренировки); у других близость с
клиентом становится возможной лишь при условии применения мазей и
кремов. Это в особенности относится к проституткам с
гомосексуальными чертами, холодным в половом плане. У
немногочисленных профессионалок наблюдается даже сексуальная аверсия
к мужчинам, умело маскируемая во время занятий их ремеслом.
Предметом исследований не раз становилась и клиентура проституток. В
Италии был даже опубликован список специальностей, представители
которых чаще всего посащали публичные дома. В нем явно доминировали
уважаемые профессии, пользующиеся высоким престижем в обществе.
Хотя, разумеется, все зависит от города, района, страны. Одна
клиентура - в центре Рима, другая - в портовом городе. Из этих
исследований видно, что мужчины, прибегающие к услугам проституток,
делятся на определенные категории: стремящиеся к разрядке
сексуального напряжения, возникшего в результате продолжительного
полового воздержания; реализующие свои девиационные или изощренные
потребности; желающие приобрести опыт в применении различных видов
сексуальной техники; начинающие половую жизнь молодые люди, которых
устраивает "беспроблемный" секс, не требующий обязательного
удовлетворения женщины, и, наконец, жаждущие отомстить холодно
относящейся к ним сексуальной партнерше.
Существует также определенная форма гомосексуальной проституции,
привлекающая к себе внимание широкой публики: речь идет о молодых
мужчинах, занимающихся развратом с ужчинами, но одновременно
поддерживающих удачные (по любви) связи с женщинами. Оказывается, у
части из них отмечаются черты бисексуализма, а у других -
нарциссизма. Бывает, что потребность в легком заработке склоняет
некоторых из них к гомосексуальной проституции. Правда, они
ограничиваются более приемлемыми ее формами: позволяют клиенту
ласкать себя орально или мастурбировать, причем этим процедурам
нередко сопутствует психическое "отключение" от реальности с заменой
в воображении партнера-мужчины женщиной. Если классическую и
гомосексуальную проституцию во многих странах терпят или даже
признают, то проявления педофильной проституции вызывают неприятие и
противодействие. Однако жажда наживы у организаторов этой формы
профессионального разврата так велика, что они умудряются самыми
хитроумными способами обходить все запреты и тайно продолжать свое
гнусное занятие.
Другой проблемой является проституция мужчин для клиенток-женщин. Hа
первый взгляд представляется невозможным, чтобы мужчина был в
состоянии ответить на вожделение женщины, которая не вызывает у него
никаких чувств. Hо оказывается, возможно и такое. Одним помогает
воображение, другим обстановка, сопутствующая проституционному акту
(алкоголь, притушенный свет, просмотр соответствующих фильмов и
т.п.). В ряде случаев эрекции добиваются с помощью фармакологических
препаратов, т.е.с помощью приема возбуждающих средств. Реже всего
встречается умение вызывать эрекцию "по заказу", достигающееся
длительной и упорной тренировкой.
Проституция - явление всемирного масштаба. Все формы борьбы с ней -
юридические, репрессивные - оказались неэффективными. Они лишь
частично ограничивали поле ее деятельности или загоняли ее в
подполье. Лучше всег обыло бы предупреждать занятие этим ремеслом,
но сделать это крайне трудно. Правда, в наши дни панический страх
перед СПТДом резко сузил масштабы проституции, в некоторых странах
до 50%. Hо трудно предположить, что этой болезни удастся сдерживать
проституцию в течение длительного времени. Весьма противоречивые
отзывы вызвало в недалеком прошлом обнародование факта обращения к
услугам проституток в терапевтических целях (для лечения пациентов,
страдающих половыми расстройствами). Выяснилось, что (абстрагируясь
от этической стороны подобной формы терапии) результаты ее тоже
бывали разными.
В некоторых случаях соответственно проинструктированной врачом
проститутке удавалось весьма эффективно избавить мужчину от
импотенции, в других же случаях у пациентов возникали стереотипы,
позволявшие им в дальнейшем поддерживать сексуальные контакты только
с продажными женщинами (такое явление особенно часто наблюдалось у
молодых мужчин, начинающих половую жизнь). Общественное мнение во
многих странах вынудило врачей отказаться от такого метода лечения
сексуальных нарушений, но кое-где его продолжают практиковать,
стараясь избежать огласки.
Проституция противоречит личностному значению сексуальных связей.
Она низводит "партнеров" до роли предметов, способствует закреплению
отрицательных оценок и отношения к другому полу, налагая негативный
отпечаток как на оказывающих услуги такого рода, так и на
пользующихся ими (клиентов, клиенток). При этом недоверие и
холодность к другому полу нередко передаются собственным детям.
Именно отсюда беерт начало "наследственность" в занятиях
профессиональным развратом, когда одновременно торгуют собой
несколько поколений одной и той же семьи. Защитники проституции
часто забывают о подобных последствиях, способных проявляться в
далеком будущем.
|
|