Таблица 33
Средние баллы по шкале одиночества
UCLA
для различных возрастных групп
Возрастная
группа
1. |
Количество респондентов,
чел. |
Средний балл одиночества |
Стандартное отклонение |
18—30 лет |
149 |
8,31 |
2,02 |
31-40 лет |
94 |
8,17 |
1,97 |
41-50 лет |
53 |
7,51 |
1,88 |
51—60 лет |
52 |
7,86 |
2,32 |
Дарше 60 лет |
34 |
7,26 |
2,63 |
J
следования, проведенные с помощью шкалы
UCLA, пока-что результаты, полученные по указанной
шкале, значи-ррелируют со значениями показателей: чувства
заброшен-, депрессии, пустоты, безнадежности, изолированности и
угости [83. С. 206—217].
2.1.9. ДИАГНОСТИКА
ДЕЙСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
Психодиагностика
способностей
«Потеряв цель и надежду,
человек с тоски обращается нередко в чудовище.» (Ф.М.Достоевский)
ДИАГНОСТИКА ЖИЗНЕННОГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬ-ЮГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ.
Традиционно под самоопреде-тием личности понимают
сознательный акт выявления и гверждения собственной позиции
личности в проблемных итуациях. Жизненное самоопределение
проявляется в первую >чередь в осознании смысла и цели жизни.
Смысл жизни — это яачение жизни для конкретного человека,
это осознание сво-й жизни как цельного процесса, имеющего
направленность, реемственность и содержание, это осознание того,
для чего еловек живет. Цель жизни — это осознаваемый
конечный ре-^льтат, к которому человек стремится в своей
жизнедеятель-ости. Проблема смысла жизни возникает перед
человеком не-
267
однократно в течение его жизни
[308. С. 5]. Чаще всего эту> происходит в кризисные периоды его
жизни. В табл. 34 приведены примеры типичных смыслов жизни и
соответствуюццд, им целей.
Таблица 34
Примеры типичных смыслов и
целей жизни
Смысл жизни
Цель жизни
Создание своей семьи,
воспитание Нахождение любимого человека, орга-детей
низация многодетной семьи
Формирование материального благо-
Нахождение высокооплачиваемой ра-получия
боты и др. источников доходов
Интеллектуальное развитие
Получение хорошего образования
Достижение высокого профессиональ-
Приобретение профессии, соответст-
Uf\TV\ ^far^r^f^wfr^^
ного мастерства
вующей духовному складу и
овладение | ею в совершенстве
Власть над другими людьми
Получение
престижной профессии высокой должности
Служение другим людям
Помощь слабым, больным людям
Нахождение хорошего и
верного друга) |
Физическое совершенствование
Достижение высот в спорте
Познание окружающего мира
Совершение научного открытия
Раскрытие своих
творческих возмож- Получение художественного образо-ностей
вания
Обучение и воспитание молодого по-
Получение педагогического образо-
Vf^
TTAITUfT
I
•
коления
вания
Улучшение
политического устройства Становление политиком [308. С. 6]
общества
Частной составляющей
самоопределения личности является профессиональное
самоопределение. Профессиональное самоопределение — это
процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора
профессии. Например, профсамоопределение школьников реализуется
в несколько этапов, которым соответствуют определенные задачи
(табл. 35).
268
Таблица 35
Этапы и задачи
профсамоолределеиия школьников
Развитие трудолюбия и интереса
к выбору профессии;
ознакомление с наиболее
доступными профессиями
Формирование потребности в
профсамоопределении, развитие интересов и склонностей
^Формирование
профсамосознания, осознанного намерения и пути продолжения
образования
Развитие
убежденности в адекватности сделанного выбора профессии;
подготовка к реализации профнаме-рения
во включает
в себя практическую, психологическую и нрав-[ную подготовку к
профессиональной жизнедеятельности. ^самоопределение является
лишь начальным этапом про-нонального развития личности. Такое
развитие, кроме проф-определения, включает также профподготовку,
профадап-| в развитие профмастерства (рис. 44) [308. С. 7—8].
[Юфсамооп-деление |
|
Профподго-товка |
|
Профадап-тация |
——) |
Развитие профмастерства |
—) |
——) |
|
Рис. 44. Этапы
профессионального развития личности
1ри выборе профессии следует
учитывать:
• желания, интересы и
склонности личности, т.е. то, что но обозначить термином
хочу,
• возможности личности —
знания, способности, психоло-ские особенности, состояние
здоровья — могу,
-
запросы рынка труда в кадрах — надо. 1а выбор
профессии оказывает влияние ряд факторов, та-t
как родители, радио и телевидение, друзья, книги, учителя,
э, учителя,
газеты и журналы (рис. 45).
<ожно
указать типичные ошибки и затруднения, возникаю-
- при выборе профессии:
1. Отношение к выбору профессии
как к выбору пожизненно пристанища, ориентация сразу на
профессию высокой ква-.рикации, высшее образование.
|2. Предрассудки чести, когда
некоторые важны для общест-|;Профессии и занятия считаются
недостойными, неприлич-
269
Производственники
Радио, телевидение
ЛИЧНОСТЬ:
выбор профессии |
Газеты, журналы
Рис. 45. Факторы, влияющие
на выбор профессии
3. Выбор
профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
4. Перенос отношения к
представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
5. Увлечение только внешней
или какой-либо частной стороной профессии.
6. Отождествление школьного
учебного предмета с соответствующей профессией.
7. Устарелые представления о
характере труда в некоторых сферах производства (например,
материального).
8. Неумение разобраться в
своих личных особенностях (склонностях, способностях,
подготовленности).
9. Незнание или недооценка
своих физических особенностей, недостатков, существенных при
выборе профессии.
10. Незнание основных
мероприятий и порядка решения задач при выборе профессии, (пит.
по [308. С. 10—11]).
Можно рекомендовать следующие
правила выбора профессии'. 1. Изучить как можно больше
профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы
в регионе, где проживает человек, выбирающий профессию.
270
|Изучить самого себя
(интересы, склонности, способности, |фамент, черты характера,
особенности познавательных про-1в, здоровье, самооценку, уровень
притязаний и др.). | Выбрать наиболее привлекательную,
подходящую про-
|1°°-^Подробно изучить
выбранную профессию: ознакомится с
ссиограммой, определить формулу
профессии, уточнить какие и условия труда и требования,
предъявляемые про-ей к человеку. Изучить возможности ее
приобретения и ..ективы профессионального роста.
, Реализовать возможность
практической апробации своих $ выбранной профессии
(профессиональное обучение в учеб-фоизводственном комбинате,
занятия в кружках по инте-ми т.п.).
, Сравнить полученные знания о
профессии со своими проф-южностями, посоветоваться с родителями,
учителями, врачами,
рЮЛОгом, получить квалифицированную
профконсультацию.
I. При наличии необходимого уровня
соответствия своих проф-ожностей требованиям выбранной профессии
в школе или . получить первоначальную профессиональную
подготовку, дзовывать самоконтроль готовности к
профсамоопределению. При отсутствии указанного соответствия
изучить запас-
. вариант профессионального выбора.
?.. Выбрав для себя будущую профессию,
необходимо прояв-ь настойчивость в реализации профессионального
намере-; и овладения профессией в совершенстве [308. С. II].
Классификация, пааюлогшзашия и систематизация профессий.
ервобытном обществе не существовало проблем выбора про-сий,
т.к. в то время каждый умел делать все для обеспечения ди. С
развитием человеческого общества происходило воз-ающее
разделение труда, и в настоящее время количество фессий и
специальностей превышает 40 тысяч.
^Профессия —
это род трудовой деятельности, ограниченный илу разделения труда
и требующий специальных знаний и ата индивида. Специальность
— это более узкая область при-кения физических и духовных
сил человека в рамках какой-5о профессии. Например, профессия
учитель включает такие адиальности как: учитель истории, учитель
математики, учи-
,tt»
физики и т.п.
I Ориентация в мире профессий возможна при
наличии хоро-разработанной классификации, типологизации и
система-ди профессий и специальностей.
271
Наиболее общей может быть классификация
профессий по сфе. рам экономики: производственная и
непроизводственная. К про. изводственной сфере относятся
промышленность, строитель. ство, сельское и лесное хозяйство,
грузовой транспорт, связь доставка и сбыт в сфере материального
производства. Непроиз^ водственная сфера включает искусство,
образование, здравоохранение, социальное обеспечение, торговлю,
общественное питание, пассажирский транспорт,
жилищно-коммунальное хозяйство, органы госуправления, финансы,
средства массовой коммуникации, органы поддержания правопорядка
и др.
В указанной классификации профессии
располагаются в зависимости от принадлежности к какой-либо
отрасли экономики. Подобная классификация удобна для
руководителей предприятий, но малопригодна для тех, кто
выбирает профессию, т.к. недостаточно явно декларирует
требования, предъявляемые профессией к личности.
Наиболее подходящей для целей
профсамоопределения в настоящее время является систематизация
профессий, предложенная Е.А. Климовым. Основными признаками
этой систематизации являются: цели труда, содержание предмета
труда, характер орудий и условий труда (рис. 46).
К гностическим профессиям (Г)
относят те, которые включают познавательный труд и органически
связаны с материальным производством. Профессии этого класса
встречаются в пределах каждого из указанных в схеме типов
профессий. Например:
«Человек — природа» (П): приемщик
сельскохозяйственной продукции, сортировщик овощей и плодов,
лаборант химико-бактериологического анализа и т.п.
«Человек — техника» (Т):
контролер-приемщик станочных и слесарных работ, осмотрщик
вагонов, обходчик железнодорожных путей и т.п.
«Человек — Человек» (Ч)', вахтер,
ревизор на транспорте, следователь, журналист и т.п.
«Человек — Знаковая система» (З):
чертежник, сортировщик почтовых отправлений, корректор и т.п.
«Человек —
художественный образ» (X): контролер музыкальных
инструментов, критик, антиквар и т.п.
К преобразующим профессиям
(П) относят те из них, которые связаны с активными
изменениями свойств, состояний предметов труда. Примерами таких
профессий могут быть строительные, станочные, водительские,
операторские, художественно-оформительские и т.п.
272
1- |
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРОФЕССИЙ |
|
|
|
|
|
|
|Де/ю ^нруда
лассы офессий
•иости-ческие
Ipeoopa-^зующие
зыскатель-ские
t |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предмет труда |
|
Орудия труда |
|
Условия труда |
|
|
|
|
|
|
|
Типы профессий |
|
Отделы профессий |
|
Группы профессий |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чел Пр |
|
Профессии ручного труда |
Открытый воздух |
|
—) |
овек — ирода |
|
|
|
|
|
Человек — Техника |
Профессии механизированного
труда |
Бытовой микроклимат |
|
|
|
|
|
|
|
Чел Че |
|
Профессии
автоматизированного труда |
Необычные |
|
—) |
овек — ловек |
|
Ё И
1,
&':
ч
",
s'f
t;
t
''
г
¥- |
|
|
|
|
|
Чел Зн си |
|
Профессии с функциональными
орудиями труда |
|
Повышенная моральная
ответственность |
|
—> |
овек — аковая стема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Человек — Художественный
образ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
;
Рис. 46. Систематизация профессий (по Е.А.Климову)
'у
Изыскательские
профессии (И) включают поиск наилучшего Яйшта решения
сложных практических задач. Например: за-ййщик, конструктор,
программист и т.п. Отделы профессий выделены на основании
типичных орудий Да, используемых в деятельности. Е.А.Климовым
были вы-(ены следующие отделы профессий:
|— ручного труда (Р).
Например, хирург, резчик по камню, |ляр и т.п.;
и'
1
273
— механизированного труда (М).
Например, токарь, Шофр г машинист электровоза и т.п.;
'
— автоматизированного труда (А).
Например, печатник, ста левар, оператор прокатных линий и т.п.;
— с преобладанием функциональных орудий
труда (Ф). ц, пример, певец, учитель, актер и т.п.
Классификация по признаку условий труда
позволяет выде, лить следующие группы профессий:
— открытый воздух (О). Например,
агроном, лесник, виноградарь и т.п.;
— бытовой микроклимат (Б).
Например, секретарь-машинистка, бухгалтер, сборщик
радиоаппаратуры и т.п.;
— необычные условия (Н). Например,
актер, водолаз, электромонтажник, каскадер, космонавт и т.п.;
— повышенной моральной ответственности
(М). Например, учитель, директор, актер, врач, писатель,
юрист и т.п.
Для наглядного представления
систематизации профессий ее можно представить в виде нисходящей
иерархии уровней, расположенных по:
1) предмету труда — типы —
П, Т, Ч, X, 3;
2) целям труда — классы —
Г, П, И;
3) орудиям труда — отделы — Р,
М, А, Ф;
4) условиям труда — группы —
О, Б, Н, М.
Используя указанную иерархию и
краткие обозначения профессий, можно составить формулу
профессии, которая фиксирует в условном виде тип, класс,
отдел и группу профессии. Так, например, формула профессии
доярки будет иметь вид — ППРО, и писателя - ХИРМ
[308. С. 13-17].
Профессиограмма и
психограмма профессии.
Для адекватного выбора профессии необходимо знать не только
свои индивидуальные особенности, но также требования, которые
профессия предъявляет к человеку, реализующему ее. Важнейшими
источниками информации о профессиях являются профессио- и
психограммы.
Профессиограмма —
это описание перечня особенностей профессии или специальности.
Профессиограмма представляет собой информационный документ,
необходимый для знакомства с выбираемой профессией. Цель
профессиограммы — создание целостного образа данной профессии.
Обычно Профессиограмма содержит социально-экономические,
производственно-технические, санитарно-гигиенические,
физиологические и психологические характеристики трудовой
деятельности, выполняемой в рамках описываемой профессии.
274
1хограмма
представляет собой описание требований, кото-}едъявляются
профессиональной деятельностью к психиче->собенностям человека,
включенного в указанную деятель-, Примерами таких особенностей
могут быть своеобразие вателъной сферы, темперамента, характера
и других лич-ых характеристик. »ема профессиограммы включает:
Иэбщую характеристику профессий
(история ее возникно-| и развития, общественная значимость,
потребность в дан-йрофессии, примеры из биографий знатных ее
представи-
I);
t,
производственную характеристику профессий (описание
рвого процесса);
&
содержание и характер труда, предмет, средства и резуль-|
трудовой деятельности;
^описание связи данной профессии с
другими профессия-уровня механизации и автоматизации
производства;
- характеристику необходимых общих
и специальных зна-, умений, навыков и понимания;
- описание требований,
предъявляемых профессией к ее реа-горам (состояние его здоровья,
физиологические и психо-ческие особенности), медицинских
противопоказаний;
психологическую характеристику
трудовой деятельности ривлекательные и непривлекательные
стороны, трудности ore, творческие
элементы труда, характерные качества пе-Овиков этой профессии);
— характеристику условий труда:
санитарно-гигиенические Кота в помещении, на открытом воздухе,
сидя, стоя, нали-i шума, температура
воздуха в рабочем помещении и т.п.);
— сведения о возможности получения
профессии (перечень Сных заведений, список литературы о
профессиях) [308. ?0-21].
7рофессиональные интересы и
склонности.
Характер профес-вального самоопределения во многом определяется
интере-И, увлечениями и склонностями человека. Профессиональ-1
интерес — это эмоционально окрашенное отношение че-ека к
определенному виду профессиональной деятельности. Лонятие
«интерес» значимо связано с понятием «склонность», » являются
модальностями общего эмоционального отноше-|1. Различия
обусловлены принадлежностью к разным модаль-тям: интерес —
рациональная, познавательная модальность;
онность — действенная,
практическая модальность. Склон-275
ность — это предрасположенность к
чему-либо, реализуемая ц конкретном деле; она проявляется в
любимых занятиях. Если наличие интересов означает «хочу знать»,
то наличие склонностей — «хочу сделать».
Интересы можно классифицировать по разным
основаниям' характер содержания, объем, устойчивость, глубина,
уровень действенности и силы, характер проявления (табл. 36).
Интере. сы и склонности являются значимыми побудительными
факторами, обусловливающими профсамоопределение. При этом осо.
бенно важны содержательные, устойчивые, глубокие интересы
определяющие активный выбор профессионального пути [308 С.
30-31].
Классификация интересов
Таблица 36
Наименование
классификационного признака |
Виды интересов |
Характер содержания |
Общественно-политические.
Профессионально-трудовые. Познавательные. Научные.
Эстетические. Спортивные. Игровые и др. |
Объем |
Широкие (большое количество
привлекающих внимание объектов). Узкие (единичный
интерес) |
Устойчивость |
Устойчивые (длительный
интерес). Неустойчивые (непродолжительный интерес) |
Глубина |
Глубокие. Поверхностные |
Уровень действенности и
силы |
Активные. Пассивные |
Характер проявления |
Непосредственные (прямо
направленные на какую-либо деятельность).
Опосредованные (направленные на процесс деятельности
и/или ее результат) [308. С. 31] |
Способности, условия их
проявления и развития.
Интересы и склонности позволяют оценить личность с точки зрения
ее ориентированности в некотором направлении, т.е. определяют
то, что делает человек. Способности же определяют качество
выполнения этой деятельности, ее успешность, уровень
достижений. Другими словами, способности характеризуют то, как
деятельность будет выполняться. Способности — это
индивидуальные особенности, определяющие легкость овладения и
успешность деятельности личности.
276
собности человека не являются врожденными
и форми-на базе задатков в процессе определенной деятелъно-.
датки — это врожденные физиологические особенности рка, которые
являются предпосылками формирования и Эгяя способностей. Примером
таких особенностей могут Своеобразия строения мозга, органов чувств
и т.п. |яешность реализации деятельности определяется
сочета-|способностей, которое своеобразно у каждого человека и
геризует его как личность.
юшчают общие и специальные
способности. Общие способ-— это индивидуальные особенности личности,
обеспечи-ие успешность овладения общими знаниями и реализации
„К видов деятельности. Примерами общих способностей яв-|?я
интеллектуальные, трудовые, к обучению и др. Специаль-рпособности —
это индивидуальные особенности личности, ,дечивающие успешность
овладения специальными знания-| осуществление определенной
деятельности. Примерами спе-вых способностей могут быть
художественные, математи-е, педагогические, организаторские и т.п.
(табл. 37).
Таблица
37
Основные свойства специальных способностей (по Е.А. Климову)
Наименование основных свойств
способностей
Творческое
воображение и мышление; свойства зрительной памяти,
обеспечивающие создание и сохранение ярких образов;
развитые
эстетические чувства, проявляющиеся в эмоциональном отношении к
воспринимаемому; волевые качества, позволяющие реализовывать
замыслы в жизнь
Творческое воображение и мышление;
хорошо развитая речь;
яркие и
наглядные образы памяти; развитые эстетические чувства; чувство
языка
Умение обобщать;
гибкость мыслительных процессов; легкость перехода от прямого хода
мыслей к обратному; развитое логическое мышление
Педагогический
тают; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче
знаний, умений, навыков
Умение легко
входить в контакт с людьми; понимание психологии человека; умение
распределять работу между людьми; добросовестность в исполнении;
критическое отношение к своим действиям и т.п
Интерес к технике,
техническому творчеству; стремление работать на машинах и станках,
с инструментом; успешное усвоение физики, химии, математики,
черчения и т.п. [308. С. 38]
277 |