Максим Душарин "Психология для
чайников"
Впервые
опубликовано на
http://psychotech.narod.ru
Часть 1.
Глава
1.
Не знаю
уж кем так задумано, но все мы живем в окружении людей. Каждый день
наблюдем поведение окружающих и оцениваем их реакцию на свое
поведение. Это может нравиться или не нравиться, но именно благодаря
тому, что «человек существо социальное» наше общество и мы такие,
какие мы есть. Для более успешного существования люди изучают
поведение свое и себе подобных. Тех, кто наиболее преуспел в
понимании поведения, в обыденной жизни называют психологами. Одна
дама в разговоре со мной как-то сказала: «Все мы немного психологи».
Я не могу с этим не согласиться. Но раз так, то откуда у людей
столько проблем именно психологического плана? Один никак не может
уладить свою личную жизнь, другой не понимает своего ребенка,
которого сам же и воспитывал, третий начинает заливать свои проблемы
водкой или задурманивать наркотиками. Весело получается - все мы
психологи, обо всех все знаем, даже советы даем. А вот свои проблемы
решать не умеем. Вроде как сапожники без сапог. Так может это разные
психологии: житейская и научная? Не знаю уж как житейская
психология, но научная психология житейские вопросы в большинстве
своем решает. Тогда что же такое научная психология, а точнее ее
практическая, прикладная часть?
Пожалуй, начать нужно с самого названия. Слово «психология» состоит
из двух слов: «псюхе» – в переводе с древнегреческого обозначает
душа, «логос» – слово или наука. Итак, мы получаем науку о душе.
Душой вообще-то у нас традиционно занимается церковь. Однако,
примерно в середине 4 в. до н.э. широко известный, в узких кругах
философов, Аристотель в своем бессмертном, но частично утраченном
произведении «О душе», написал, что все делаемое и думаемое
человеком, имеет причину. То бишь, не господь бог надоумил, а есть и
другие, бодее земные, причины. Теперь о слове «наука». Всякая наука
занимается законами. Факты известные: физики занимаются законами
физики, химики своими химическими формулами, которые, по сути, тоже
закономерны, историки – законами развития человечества и цивилизации
(в этом, оказывается, тоже есть закономерность) и т.д. и т.п. В
результате получаем, что психология занимается закономерностями
того, что нашей душе угодно, и почему ей, собственно, это
угодно.
Установить, почему соседка опять била своего пьяного мужа
сковородкой можно и без особого напряжения мозгов, но установить
закономерность возникновения именно такой, а не какой-то другой,
реакции соседки потребует определенной работы и знаний психологии.
По моему мнению, данная книга сократит расстояние между психологией
житейской и научной. Для этого я постарался доступным языком
объяснить некоторые принципы работы психологов и психотерапевтов. По
сути своей, здесь собраны основные моменты рассуждений, используемых
в очень популярных и проверенных направлениях практической
психологии и психотерапии, применяемые на консультациях с людьми
приходящими со своими проблемами. Из огромного набора техник и
методов получилась специфическая выжимка, которую, я и предлагаю Вам
продегустировать.
Сразу хотелось бы оговориться. Здесь представлен лишь один из
возможных подходов, а именно причинно-следственное рассуждение о
конкретной проблеме. Можно рассматривать ту же практическую
психологию и психотехники с функциональной точки зрения, исходя из
принципа воздействия, или пройтись по историческому пути развития
знаний о психике и способах влияния на нее. Существует также анализ
психологических проблем с точки зрения филогенеза и онтогенеза.
Филогенез предполагает изучение изменений психологии людей из
поколения в поколение. Онтогенез рассматривает, прежде всего,
биографию самого клиента и жизненно значимые для него событий. Как
видите, вариантов рассмотрения, а, уж тем более, вариантов ее
подачи, возможно множество. Но я остановился, как мне кажется, на
наиболее практичном.
Конечно же, после прочтения моего опуса, не стоит рассчитывать на
абсолютное понимание психики человека. Это невозможно, хотя бы по
причине постоянного развития знаний о ней. Два десятка книг,
приведенных в конце, лишь приблизительно дадут представление о
психологии и ее практических направлениях.
Я попытался максимально приблизить,
написанное, к реальной работе психотерапевта, но, все таки, эта
книга о теории и про теорию практической психологии. Зачем она,
когда на прилавках десятки книг предлагающих практические приемы
работы? Приведу реальный случай, имевший место в истории. Один очень
известный физик, кажется Ферми, поспорил с приятелем. Суть спора
состояла в том, что приятель Ферми утверждал необязательность
теоретических знаний. Мол, главное практика, знай теорию или нет.
Ответ Ферми был довольно оригинален. Он проштудировал самоучитель по
плаванию. А надо сказать, что, дожив до преклонных лет, наш физик
никогда не входил в воду глубже, чем по колено. Так вот через месяц,
на глазах своего изумленного приятеля, Ферми поплыл, исключительно
на основе знаний по теории плавания из самоучителя.
Глава 2.
Работая психотерапевтом, мне пришлось
столкнуться со своими коллегами, работающими в самых различных
направлениях. Вы не поверите, но практически все они утверждают, что
их техника, или, по крайней мере, их теоретическая база самая
лучшая.
Психоаналитики твердят о Фрейде и
комплексах из детства, причем они во многом правы, комплексов,
стереотипов и установок из детства в каждом из нас хоть отбавляй.
Бихевиористы утверждают, что мы лишь
отвечаем на стимулы реакциями, заложенными в нас как матушкой
природой, так и нашими родителями. Как это ни странно, но зачастую
люди действительно выполняют действия автоматически, не задумываясь
о смысле. Просто научили нас так, выработали условный рефлекс. Как
собачек Павлова научили выделять слюну на звонок, так и люди на
внешние действия по отношению к ним отвечают, как научили, зачастую
реально не понимая, что делают.
Гештальттерапевты твердят о
неотреагированных эмоциях. И это правда. Когда на сеансе моего
клиента «прорывает», мы оба чувствуем: «Ну, вот то, ради чего,
собственно, психотерапия и затевалось». Наорав на воображаемого
начальника во время сеанса, клиент, наконец-то, выражает, то, что
так долго боялся сделать. Могу уверить, после бурного инсайта,
большинство моих клиентов уходили совершенно счастливыми.
Транзактный анализ мы, вообще,
наблюдаем каждый божий день где угодно. То видите, как ваш
сослуживец играет роль «родителя», давая, эдакие, наставления менее
опытному работнику, то тот же самый человек буквально спустя десять
минут лепечет нечто несуразное вашему шефу выступая в роли
провинившегося «ребенка».
Телесно-ориентированная терапия
отрабатывает невербальные сигналы поведения. Чего уж тут попишешь,
наше тело и физиономия выдают нас с потрохами. Но если поработать
над телом, то, оказывается, можно повлиять на поведение.
Современные практические психологи,
конечно же, используют приемы из разных техник и направлений.
Зачастую, у психоаналитика получается «каша» из: НЛП
(нейро-лингвистчиское программирование), психодраммы и
гештальттерапии, с некоторыми включениями самого психоанализа.
Бывают и более причудливые комбинации. В общем, психология
изощряется как может. Так вот понаблюдав за всем этим разнообразием
и попробовав некоторые приемы, я пришел к обобщенному выводу: все
направления 1) помогают осознанию неосознанных клиентом действий,
зачастую путем инсайта (внезапного озарения) 2) расширяют
возможности, навыки, знания клиента, иногда путем воздействия на
бессознательное. В любом случае, практический психолог, прежде
всего, вынужден составить себе картину проблемы. Разложить ее по
полочкам, четко и сознательно ее сформулировать. И только потом
может приступать к работе.
Со мной не так давно произошел вроде
бы обычный случай, хорошо показывающий отсутствие элементарных
навыков умения осознавать свои действия. Я ходил на платные курсы,
не важно какие. И как-то мне пришлось пропустить одно занятие. Чтобы
вы думали? На следующем занятии, руководитель курсов совершенно
недовольным тоном поинтересовался, почему я пропустил занятие. В
переводе на нормальный русский язык - я выкинул на ветер свои
деньги, которое это занятие стоит, а руководитель был категорически
этим недоволен. Позвольте, это мои деньги, я их заработал, и мне
решать, что с ними делать. Подобное мышление, с применением
элементарной логики, почему то многим недоступно.
Думается никого не нужно убеждать, что
наше сознание работает по определенным законам. Кто не верит -
откройте учебник логики. Естественно в каждой области эти законы
имеют свою специфику, но основополагающие законы едины везде.
Принципы осознания поведения не исключение. А поскольку наиболее
общими вопросами познания у нас издревле занималась философия,
обратимся для начала к ней.
В философии есть такая штука под
названием рефлексия. Справка из филосовского энциклопедического
словаря: «Рефлексия – принцип человеч. мышления, направляющий
его на осмысление и создание собств. форм и предпосылок. Различают
три вида Р.: элементарная Р.; науч. Р.; филос. Р.». Еще не уснули?
Великолепно. Эта философия вечно скажет нормальную вещь замудреным
языком. Ну да бог с ними. Так вот в переводе на русский язык:
«Рефлексия – то, как мы думаем о своем поведении и поведении
окружающих», т.е. то, как должно работать мышление психолога.
Впрочем, для меня тут важно всего несколько слов: «осмысление
и создание собственных форм и предпосылок» - психология этим и
занимается – помогает человеку осмысливать старые формы и создавать
новые, более эффективные, формы поведения; элементарная –
состоящая из элементов, т.е. все наши думы о своем и чужом поведении
можно разложить на простые понятные действия. Так вот, каждое из
этих действий, а точнее операций, я и называл шагом рефлексии или
шагом осознания.
Глава 3.
Осознание осознанием, но душа у нас
отвечает в основном за чувства. Уж, коль скоро, психология
занимается вопросами души, то возникает вполне логичный вопрос: Как
сознанием работать над чувствами?
Рефлексия – умение посмотреть на себя и окружающих со стороны, с
другой позиции - самый простой из них.
Что такое рефлексия и с какой позиции
она на нас смотрит? С позиции абсолютного бескультурия. Страшно? А
ведь ценность культуры можно понять лишь, опять таки, только
находясь вне ее. Невозможно увидеть ценности, которые нам дает наша
культура и культуры других народов и рас, находясь в скорлупе
стереотипных представлений о том, как должно делаться то или иное
действие. Лишь выйдя из культурного пространства своей культуры,
например русской, можно оценить достоинства деловой, но бедной
духовно культуры Америки и высочайшей по духовному развитию, но
беднейшей финансово, культуры Индии или Тибета.
Что такое культура? Как это ни
странно, но большинство людей сводят понимание культуры к набору
правил поведения. Отлично, пусть это будет называться культурой.
Тогда, с точки зрения психологии, это не более чем набор
стереотипов, комплексов и установок. Следовательно, Ваше культурное
воспитание всего лишь впитанные Вами поведенческие комплексы. Они то
и возмущаются сейчас, возмущаются. Правильно, кому хочется быть
ненужным? Пусть возмущаются, в конце концов, нет плохих и хороших
комплексов, нет плохого или хорошего поведения. Как только Вы
начинаете что-то оценивать, сразу попадаете внутрь действия.
Рефлексия же подразумевает наблюдение из вне. Рефлексивный человек
четко отсекает: «Ага, вот сейчас во мне заговорил комплекс
превосходства. А сейчас я использую мамин жизненный сценарий».
Э.Берн великолепно описал рефлексию
как взгляд марсианина на нашу земную действительность. Понятно, что
марсианин представитель совершенно другой культуры, а, точнее, даже
цивилизации. И если в русской культуре принято сидеть на стуле, то в
японской культуре сидят на корточках, а у марсиан, может быть,
принято стоять на голове, сложив щупальца за седьмой задней ногой.
Поэтому американская привычка закидывать ноги на стол для них не
более дика, чем пить чай из блюдца. Главное научиться осознавать,
что это, и как Вы к этому относитесь, а не оценивать: вот это хорошо
и правильно, а этого делать нельзя.
Можно представить марсианское
мышление как абстрактное. То есть умение мыслить абстрактно,
безотносительно к конкретному предмету. Согласитесь, трудно
рассуждать о принципах теории поля без умения пользоваться словами,
у которых нет реального воплощения. Кто-нибудь видел атомы? А их
квантовые орбиты? Странно, никто их не видел, но все о них знают. С
другой стороны, если ученый-физик зайдет в магазин за хлебом, держа
в уме квантовую теорию поля, ему, мягко говоря, будет трудно. Для
него горячий хлеб, скорее всего, будет представляться чем-то типа:
сложной молекулярной структуры органического происхождения, имеющий
N-ое количество квантовой энергии и
испускающее эту энергию в виде теплового излучения. При таком
определении можно забыть и само название «хлеб». А, учитывая, что
это же определение подойдет, например, к горячей пицце, вполне
возможно купить совершенно не то за чем шел. Да и купить-то возможно
только в том случае, если продавец поймет о чем речь и вспомнит
краткий курс физики. Вот потому то в народе есть определенный
стереотип ученых, как людей несколько рассеяных, абстрагированных от
действительности.
С позиции марсианина многие действия и
отношения становятся совершенно непонятными. Кто сказал, что,
например, секс – интимная тема? В похождениях Иона Тихого, у
Станислава Лема, описывалась цивилизация, где процесс спаривания
проводился в виде спортивного соревнования, на стадионе, на виду у
множества зрителей. Бедняга Ион никак не мог втолковать местным
культуроведам, что такое интимность и почему люди связывают ее с
определенными частями тела. С этой точки зрения и нудизм покажется
совершенно естественным, а стеснение своего тела – комплексом
неполноценности. С позиции инопланетянина терзание из-за ссоры со
своим любимым человеком – не более чем мазохизм, поскольку сама
ссора лишь глупость, которую вполне можно было не допускать. И так
далее. Вот это и есть смотреть с позиции бескультурия, или с
внекультурной позиции. Это и есть марсианское мышление.
Осознать то или иное чувство не
сложно, хотя и требует абстрагированности. Гораздо сложнее работать
с ним дальше. А потому после осознания чувства или эмоции, еще раз
повторяю, не делайте оценок. Вы немедленно попадете в тупик, как
только начнете подразделять чувства на плохие и хорошие. В
психологии нет плохого или хорошего поведения. Марсиане тоже не
знают, что есть хорошее и что есть плохое. Точнее, что у нас чем
принято считать. А потому, есть то, что есть, главное уметь это
использовать в работе.
Как-то ко мне на консультацию пришла
одна дама. В одной из ее первых фраз прозвучало: «Я так давно хотела
пообщаться с умным человеком, который поймет меня». Несмотря на
столь положительное мнение, мне пришлось охладить ее:
-
Вам просто хотелось пообщаться,
а если точнее найти ту жилетку, в которую можно поплакаться. Я Вас
правильно понял?
Если бы я «растаял» от комплимента
«умный», то вряд ли когда-нибудь понял проблемы этой дамы. Я же
посмотрел на нее со стороны, как марсианин лишь, смотрящий
происходящее действие и не знающий хорошо оно или плохо для меня. То
есть я рассматривал слова этой дамы лишь как обозначение действия,
не обращая внимания на форму, в которую они были облачены.
Глава 4.
Использование марсианского мышления может привести к интересным
выводам. Так, например, один из принципов психологии гласит: "мотив
действий всегда эгоистичен". Знаю, если не абсолютному большинству,
то очень многим, это высказывание, мягко говоря, не понравиться. Ну
конечно же "все для людей, абсолютный альтруизм". Вряд ли Вас об
альтруизме просили, а потому это Вы решили, что Вашему окружению так
необходима Ваша забота. Исчезните на месяц-другой и оно спокойно
выживет. Кстати, я, лично, за эгоизм, за разумный эгоизм, и против
показушного самообмана под названием "альтруизм". Не поверите, но
мое мнение разделяют практически все психологи и абсолютное
большинство духовных течений. В христианстве, например, ясно
сказано, что человек создан по образу и подобию божьему. Ну а раз я
образ бога и подобен ему, глупо было бы мне не любить себя – образ и
подобие самого Бога. Правда и других я тоже должен буду любить, ибо
они тоже Боги. Последняя фраза и отличает разумный эгоизм от
глупого.
Есть такой «закон бумеранга» – тебе
вернется то, что ты сделал другому. Так вот разумный эгоист всегда
действует с учетом «закона бумеранга». И дальше, в развитие своего
рассуждения, я скажу уж сосем страшные слова: "Каждый разумный
эгоист волен делать своей жизни то, что ему хочется". Приведу
отрывок одной беседы с тремя достаточно образованными ребятами:
одним парнем и двумя девушками. Парень после фразы о "делай
что хочу":
-
Ну и что получается, если
кто-то захотел убить, пусть убивает?
-
Стоп. Что такое желание убить?
Разве не желание власти над человеком, над его жизнью?
-
Да, наверное.
-
И мы получаем желание власти, а
не убийства, так?
-
Ну да.
-
Вот умный эгоист и будет
стремиться к власти, дурак - пойдет убивать. В результате дурака
посадят, если не убьют в ответ, а умный удовлетворит свои
потребности и, возможно, станет крупным руководителем - уважаемым в
обществе человеком.
Встревает одна из девушек:
-
Ну а как же материнская любовь.
Мать готова отдать за ребенка все, даже жизнь. Это ведь не эгоизм?
-
Да, ты подняла довольно сложный
вопрос, но попробуем разобраться. Вот ты много раз видела настоящую
материнскую любовь? А вообще давай начнем сначала. Дай-ка
определение материнской любви.
Девушка несколько теряется и в
разговор вступает ее подруга:
-
Это когда мать отдает ребенку
все, ничего взамен не требуя.
-
Еще раз спрашиваю: и много вы
видели матерей, которые ничего от своего ребенка не требовали
взамен: подчинения, уважения, внимания? Именно не требовали. – слова
"не требовали" я выделяю.
-
Моя мама от меня ничего не
требует. - вторая девушка окончательно взяла на себя инициативу.
-
Допустим, ты узнаешь, что
беременна, решаешь рожать и приходишь с этим к маме. Ее реакция?
Девушка смеется:
-
Нет, такого не может быть…
-
Стоп. Меня не интересует, может
или нет с тобой, меня интересует реакция твоей мамы.
-
Она будет шокирована, может
быть, будет ругаться, расстроиться…
-
Вот именно. А в рамках
психологии это выглядит, как требование определенного поведения,
ведь ты же не хочешь шокировать, злить или расстраивать свою маму.
То есть ее шок, злость, расстройство есть лишь способ показать свое
несогласие с твоим поступком, или требование другого поведения.
Более или менее понятно?
-
Ну, да.
-
Значит в ответ, она все же
требует?
-
Да.
-
Отлично. С точки зрения эгоизма
получается, что в большинстве случаев дети, лишь вложение в будущее.
Такой долгосрочный вклад: я тебя сейчас кормлю, одеваю, люблю, а ты
потом меня на старости лет будешь подкармливать, ухаживать за мной и
любить. По моему, вполне разумный эгоистичный подход к жизни.
-
Но ведь мать готова умереть за
ребенка. - вмешивается первая девушка.
-
За ребенка или за свою
жизненную цель? В чем жизненная цель матери?
-
Жизненная цель в ребенке. Но
это получается, что вся жизненная задача матери вложить в ребенка,
чтобы потом брать от него?
-
Не только. Кроме обеспечения
себе будущего, мать проживает детство как минимум два раза: сначала
свое собственное, потом вместе со своим ребенком, иногда в третий
раз, со своими внуками. Это, согласитесь, определенная награда. А,
кроме того, ей дана власть над своим ребенком. Лишь те из матерей,
что могут всем этим распорядиться правильно - счастливы. Когда же
встает вопрос о выборе между жизнью ребенка и собственной, то,
прежде всего, это вопрос о потере вложенного и страхе за неизвестное
будущее, т.е. крах всех жизненных ориентиров.
На этом мне бы хотелось остановиться и
дать некоторые пояснения. Во-первых, приведенные рассуждения
относятся к чисто рациональной форме мышления. В человеческом
обществе это не приемлимо, но марсиане скорее всего будут думать
примерно в таком же ключе, ибо законы формальной логики везде
одинаковы, а вот этические нормы могут сильно различаться.
Во-вторых, такие понятия как любовь, ненависть, счастье относятся к
тем иррациональным вещам, которые раскладывать их на составляющие не
имеет смысла, поскольку это и есть то самое человеческое, отличающее
его от животных и машин. И, в-третьих, раскладывать чувства нет
смысла, потому, что клиент хочет знать не составляющие, а мотивы
своих чувств. Почему именно такие чувства возникают по отношению
именно к этим людям.
При всем этом я не отказываюсь от
своих утверждений об эгоистичности и свободе в желаниях и их
реализации. Разве не является эгоистичным желание быть любимым?
Например, знаменитый Эдипов комплекс одно из таких проявлений
единоличного желания материнской любви. Столь известная уже фраза
старших детей: "Мама роди братика (сестренку) обратно", разве не
достаточно яркое доказательство?
С реальными и кажущимися желаниями все
несколько сложнее. Но именно в этом и состоит одна из задач
практического психолога: найти реальное желание, а не его замещения,
продиктованные, как правило, социальными нормами или стереотипами.
Так многие сейчас хотят быть богатыми, иметь много денег. Зачем? Как
выясняется, для достижения уверенности в себе. Но это бред. Я лично
знаю 5-6 достаточно обеспеченных людей, у которых никакой
уверенности нет. Можете мне поверить, они не более счастливы, чем
мечтающие о таких деньгах. Зато ребята из охраны некоторых
бизнесменов - сама уверенность, и это при не слишком безопасной
работе.
Как бы то ни было, в любом направлении
практической психологии исходят из эгоцентричности клиента. И, в
принципе, не важно осознанные ли у него желания, или нет. Мотив
всегда эгоистичен.
Глава 5.
Мне как студенту рассказать все, что
здесь есть, было затруднительно. Вот все понимаю, а сказать не могу.
Ладно бы, просто написать какую-нибудь курсовую работу, так нет,
хотелось, чтобы это легко усваивалось и тут же применялось на
практике. Думал, значит, я думал и почувствовал легкое шуршание
своей съезжающей «крыши».
-
Куда ты «крыша»? – заволновался
я.
-
У тебя, родной, уже мозги
закипели. Надо бы пар выпустить. – ответствовала она.
-
И когда вернешься?
-
Когда остынешь. И, вообще, будь
попроще, и люди к тебе потянуться.
«Действительно,
чего это я?» – подумал я, напишу, как оно есть на самом деле. А на
самом деле, психолог-практик любит задавать вопросы.
Как известно психология занимается
причинами того или иного поведения. И, соответственно, основной
вопрос в психологии «Почему?». Да, да именно ответ на этот вопрос
позволяет установить закономерность действия психики человека.
Правда здесь необходимо предупредить, что вопрос «Почему?», в данном
случае предполагает все причинно следственные связи приводящие к
такому поведению. Здесь включаются и неосознанное прогнозирование, и
незнание других форм поведения и предыдущий жизненный опыт. В 3-м
шаге моей схемы этот же вопрос ставится более узко, только по
отношению к причинам или корням конкретного действия.
Одна клиентка на консультации
жаловалась мне на мужа. Вот он такой сякой. Это он не делает, зато
делает вот это и т.д. Помучившись с ней некоторое время, я понял,
что меня хотят использовать в качестве жилетки для слез, или бабушки
на лавочке, которая все выслушивает и поддакивает, ничего конкретно
не решая. Моя клиентка привыкла только к такой психологической
помощи и других форм просто не знала. Для перевода работы в
конструктивное русло я задал вопрос:
-
А почему Ваш муж делает именно
так?
На лице моей
клиентки было столь глубокое удивление, что я побоялся за ее
мозговые извилины. В этот момент работа ее головного мозга,
по-видимому, намного превышала привычную степень нагрузки. Надо
сказать, что все ее дальнейшие попытки выкрутиться я пресекал тем же
самым вопросом «Почему?».
Если мы посмотрим на различные
направления психологии, то задаваемые там вопросы совершенно
разнообразны. Психоанализ оперирует вопросами «Что?» и «Когда?»,
гештальт-терапия – вопросом «Как?», Д.Келли в своей «Теории личных
конструктов» предлагает опираться на вопрос «К чему это приведет?»,
телесноориентированная терапия задает вопросы об отражении мышечной
напряженности на напряженности нервной и т.д. и т.п. В любом случае
каждая психотерапевтическая техника предлагает вопросы. Я не
буду отступать от общепринятых правил и сформулировал свои шаги
осознания тоже в качестве вопросов. Четко сформулируйте ответы и вот
Вам положение дел у этого человека. Вся его психология как на
ладони.
И еще о вопросах. Учителем Аристотеля
был, как известно, Платон. В свою очередь Платон учился у Сократа.
Любому психологу или философу известен сократовский диалог. Известен
он тем, что всего лишь задавая вопросы можно добиться от человека
желаемого результата. Сам Сократ заводил разговор с любым встречным,
желающим познать истину. Он, таким образом, тренировался в своем
методе. Дотренировался до того, что его посадили в тюрьму, и он
вынужден был принять яд. Слава богу, мы живем не в древней Греции,
да и ореол профессии психолога является защитой от подобных финалов
в наше время.
Но нам интересен сам вопрос, как форма
диалога. Дело в том, что человек задающий вопрос вроде бы ставит
себя «ниже» (он ведь чего то не знает и спрашивает у знающего).
Именно этот нехитрый прием заставляет отвечающего на вопросы
расслабиться, почувствовав себя хозяином положения. А с другой
стороны, задавая вопросы, совершенно спокойно приводишь человека к
несоответствию между его же высказываниями. Или подводишь к
пониманию новых форм мышления, как выше в примере с вопросом
«Почему?». Вести клиента проще всего через вопросы, а не через
наставления. Именно поэтому любой практический психолог просто
обязан в совершенстве владеть сократовским диалогом.
Шаги, как мы договорились, это
элементы анализа поведения. Мне очень нравится описание Ричардом
Бахом устройства самолета. Отдельный двигатель, шасси, фюзеляж,
лонжероны не могут взлететь и подарить тем самым свободу. Но стоит
их собрать вместе, и самолет становиться чудеснейшим открытием,
приносящем свою, ни с чем не сравнимую, жизнь в небе. До Баха и его
биплана мне далеко, хотя принцип остается тот же. Все элементы
должны быть собраны вместе и в строгой последовательности. Только
после этого задуманное способно выполнять свои функции.
А теперь о построении из вопросов всей
схемы. Имейте в виду в моих шагах – любой вопрос либо
направлен в будущее, типа вопросов: «Куда это приведет?» или «Чего
ты этим добиваешься?»; либо спрашивает о прошлом: «Почему ты это
делаешь?» (точнее «У кого и когда ты научился подобной форме
поведения?»); или вопрос на осознание настоящего: «Что ты сейчас
чувствуешь?». Если смотреть на мои вопросы, то по линии времени они
предлагают пройтись в последовательности «сейчас», «будущее»,
«прошлое», с отходом в сторону, для изменения всей схемы поведения.
В НЛП это назвали бы работой с линией времени.
Почему именно в такой
последовательности? То, что происходит в данный момент и
является собственно предметом анализа, а потому здесь проще всего
сделать некую базовую точку. Зафиксировав и определив событие, можно
начинать с ним работать. Это о настоящем. Уж так устроен человек,
что свое будущее он видит впереди себя. А потому, гораздо проще
сначала работать с тем, что видно уже сейчас. Обозначив же две
«точки» – настоящее и будущее – достаточно несложно продлить линию
рассуждений в прошлое. Подробно мы рассмотрим этот процесс позднее.
Далее можно рассмотреть получившееся и сделать выводы. Только после
проделанной работы, будет ясно, как менять поведение человека.
Глава 6.
Прежде чем приступить к подробному
разбору каждого шага мне бы хотелось резюмировать правила применения
шагов:
1)
Каждый шаг должен быть четко и
ясно сформулирован.
2)
Все формулировки должны идти от
разума, без вмешательства чувств и эмоций. Нельзя допускать оценок,
необходимо только фиксировать действия.
3)
Формулировки шагов должны
отражать действия клиента, а не его окружения.
4)
Легче всего составить
формулировки, используя приведенные вопросы.
5)
Схема работает только полностью
и в приведенной последовательности.
Прочитайте снова эти правила.
Отлично. Теперь, когда будут
встречаться примеры, Вам будет не трудно понять, как применялся в
данном случае рассматриваемый шаг.
Вообще эти правила универсальны. В
любом направлении психологии и психотерапии опираются на них.
Существуют еще правила основанные на специфике той или иной техники
или теории, на которую это направление опирается. Несколько из них я
предлагаю Вашему вниманию с единственной целью – избежать ошибок в
работе:
«Весь мир театр, а люди в нем актеры»
- подумайте, не надели ли Вы на себя маску. Маски соответствуют
играм. Один пытается поиграть во всезнайку и надевает маску критика,
другой играет «вечнообиженного» и надевает маску неудачника, третий
играет в психологию и надевает маску «я все о тебе знаю» и
т.д. Остерегайтесь игр. Участвующий в игре не в состоянии объективно
смотреть на вещи, и уж тем более работать с психикой.
«Я – это я, а ты – это ты
Я пришел в этот мир не для того, чтобы
жить по твоему,
А ты в этом мире не для того, чтобы
жить по моему» – боязнь чужого мнения очень распространена. К чужому
мнению нужно прислушиваться, а не бояться. Тысячи людей бояться
признаться себе в собственных проблемах только потому, что хотят
выглядеть хорошими. У Вас есть своя голова на плечах и нужна она не
для того, чтобы носить шапку. Ваша жизненная позиция и принципы
мышления – это ваша собственность и никто не может и не должен
распоряжаться ими кроме Вас самих, даже если управление выглядит как
советы. И если психолог пытается управлять - это профан. Самый
лучший в мире психотерапевт способен лишь открыть новые возможности
человека, до того не использовавшиеся.
«Комплекс превосходства – есть
гиперкомпенсация комплекса неполноценности» – очень важная фраза,
особенно для тех, кто уже освоил некоторые основы практической
психологии. Люди рядом с Вами помогают Вам освоить психологию, так
будьте им за это благодарны. Не считайте людей вокруг себя неучами,
а себя великим психологом. Зачастую бабушка у подъезда больше
понимает в человеческой душе, чем дипломированный психотерапевт.
Милтон Эриксон, основатель эриксоновского гипноза, до самой смерти
находил в людях что-то новое для себя и считал это крайне важным в
психотерапевтической работе.
Вот, пожалуй, и все что я хотел
сказать, перед тем как перейти к детальному рассмотрению шагов и их
действия.
Часть 2.
1. 1-й шаг или Чего это я?
Каждый божий день мы десятки, если не
сотни, раз наблюдаем различные действия людей, их эмоции, чувства,
короче все входящее в область изучения психологии. Часть из них мы
не замечаем, а на другой части акцентируем внимание. Наверно не
нужно убеждать, замечаемые нами действия и эмоции, так или иначе,
касаются нас дорогих и любимых (см.3 правило). Даже если это тетя
Маша ругается с дядей Васей, то про себя мы делаем вывод «Сейчас к
тете Маше лучше не подходить».
Одна моя знакомая категорически не
согласилась с утверждением, что мы замечаем только то, что касается
нас. Причем довод был весьма любопытным:
- А вот
ты иногда замечаешь даже то, что тебя никак не касается.
В ответ на это
двусмысленное замечание, я ответил:
- Да, я
такая сволочь, что, не спрашивая разрешения, учусь у людей.
Если бы мне не
хотелось получить знания о поведении людей, я бы вряд ли обращал
внимание на то, что меня не касается.
Более продвинутые, в основном
психологии, знают, что и позы, зачастую, выдают настроение человека.
Если в разговоре с Вами человек откинулся на спинку стула, да еще
скрестил на груди руки и закинул ногу на ногу, Вы зря теряете время
на убеждения. В данный момент вашему оппоненту «до лампочки» все
Ваши доводы. А вот, человек, поддавшийся в Вашу сторону, всем телом,
да к тому же держащий ладони открытыми, почти наверняка глотает
каждое Ваше слово. Опытный следователь во время допроса в
девяти из десяти случаев может сказать врет ему человек или нет. Он
делает это совершенно бессознательно лишь на базе своего
многолетнего опыта. Только ради бога не приставайте к человеку
сидящему у открытой форточки, когда на улице сорокаградусный мороз,
почему он Вас не хочет слушать и скрестил руки и ноги. Ему просто
холодно.
Один мой знакомый, неплохой специалист
в НЛП, некоторое время преподавал в институте. Так вот, уже через
несколько секунд он мог твердо сказать знает студент материал или
нет. Бедным студентам приходилось не сладко. Но самое интересное,
что тот же знакомый на основании своих секундных наблюдений мог
помочь вспомнить тот самый «невспоминаемый» материал. Как это ни
странно, все столь глубокие познания о человеке за столь короткое
время делаются лишь на основании… движения глаз.
Все вышеперечисленное и есть первый
шаг осознания. Если Вы осознаете во время спора «Я злюсь», значит, в
данный конкретный момент, Вы используете 1-й шаг рефлексии.
Осознание позы Вашего собеседника это тоже первый шаг рефлексии.
Можно осознавать тон голоса, выражение и цвет лица, дыхание и кучу
других показателей. Основные вопросы, на которые отвечает 1-й шаг:
«Что я (ты, он, она) сейчас делаю?», «Что я (ты, он, она) сейчас
чувствую?», «Какие эмоции я (ты, он, она) сейчас выражаю?», «Что,
вообще, сейчас происходит?».
Можно осознавать такие знакомые всем
вещи как гнев, зависть, обида, ревность, возмущение, раздражение,
любовь, жалость и т.п.
Кстати о
жалости. Разговариваю я как-то со своим приятелем. Тот, как у нас,
зачастую, принято, начинает жаловаться на свою жизнь: на работе
достали, этому от меня надо чего-то, тот требует и т.д., в общем,
обычный разговор. Естественно я предлагаю своему знакомому послать
всех по одному адресу. Ответ: "Не могу". Конечно же, оправдания были
самые, что ни на есть правдоподобные и не терпящие никакой критики,
но это были оправдания. Я рассмеялся:
- Ну,
так какого же черта ты из себя Иисуса Христа "лепишь"? Страдаешь за
народное дело?
А вообще
меня всегда поражала эта национальная традиция - пожаловаться. Мало
того, мне пришлось несколько раз наблюдать нечто вроде спора "Кому
из нас хуже жить на белом свете". Смешно? Ничего смешного, люди даже
не понимают, что они делают.
В психологии все внешнее поведение
условно разделили на две части: вербальное и невербальное. К
вербальному поведению относят разговор, письмо и другие знаковые
формы общения. Великие писатели умели с помощью обычных слов лишь
напечатанных на страницах книг донести до нас силу любви и
ненависти. В то же самое время многие люди, даже имея в своем
репертуаре возможности модуляции голоса, с трудом выражают свои
переживания.
Не в тему. У меня был случай
использования нестандартных вербальных форм общения в армии. Я был
еще молодым солдатом только-только начавшим осваивать азы
телеграфной связи. По инструкции мы каждые два или три часа, точно
уже не помню, должны были давать подтверждение сигнала точного
времени от главной станции. И вот во время своего первого ночного
дежурства я дал такое подтверждение то ли в три, то ли в четыре часа
ночи. В ответ пришло «ПНХ». Связисты знают эту аббревиатуру, а
остальным поясняю: «ПНХ – пошел на х..». Больше ночью я старался
никого не беспокоить. Кстати сказать, в справочнике «Общепринятых
сокращений радиосвязи» подобного сокращения я не нашел.
Очень многие люди при общении выдают
свой психологический портрет одной только манерой разговора. Стоит
обратить внимание, например, на формы, в которых обычно использует
человек глаголы, во время разговора. Если это повелительное
наклонение, то, как минимум, Вас ставят ниже себя. Уже есть повод
призадуматься над гордыней этого человека, а если точнее, то над
комплексом превосходства. Еще один момент связан скорее с
используемыми человеком прилагательными. О репрезентативных формах
несколько слов будет чуть ниже, но имейте ввиду, что человек с
ведущим визуальным каналом оперирует словами типа: яркий, светлый,
красивый, контрастный т.е. связанные с визуальным восприятием.
Аудиал будет использовать слова типа: мелодичный, громкий. Поскольку
к кинестетикам относят и людей с ведущим обонятельным каналом, людей
с ведущим вкусовым каналом, людей с ведущим осязательным каналом, то
и используемые прилагательные будут типа: удобный, мягкий,
специфичный, приятный, классный, резкий, слащавый.
Великолепный тест таится в задаваемых
Вашим собеседником вопросах. Однажды во время изучения мной книги по
психологии с умным названием, мой знакомый заметил мне:
-
Что, все психологию изучаешь?
Начальником хочешь стать?
Честно говоря,
такое замечание меня несколько озадачило. Поразмыслив, я понял, что
это, прежде всего, его мысль. Его скрытое в подсознании желание,
которое он и перенес на меня. В психологии это называется проекцией.
Так какой-нибудь аспирант на месте моего знакомого выдал бы что-то
вроде:
-
Зубришь? Будешь великим ученым?
Бизнесмен:
-
Что это? Психология? Теперь
любого заказчика уболтаешь?
И так далее.
Люди очень часто проецируют на нас свои потаенные мысли, в которых
зачастую боятся даже признаться себе. В данном случае мой знакомый
чувствовал себя, прежде всего, подчиненным, с затаенным желанием
выбиться в руководство.
Большинство людей привыкли ссылаться
именно на вербальные знаки. Часто можно услышать: «А вот он
сказал…». В реальности гораздо больший объем информации несет
невербальное поведение. Можно говорить ласковые слова грубым тоном,
восприниматься это будет отрицательно, скорее всего, как
издевательство. Матерные же выражения, но произнесенные таким же
тоном, как и признание в любви, в основном и воспринимаются как
признание в любви, правда, сформулированное в весьма оригинальной
форме.
Вообще в нейро-лингвистическом
программировании (НЛП) принято выделять три основных группы людей по
восприятию окружающего мира и его воспроизведению: визуалы (основной
зрительный канал), аудиалы (основной слуховой канал) и кинестетики
(канал ощущений). У людей есть все три канала, и пользуемся, мы, как
правило, всеми тремя, но один из них у каждого из Вас доминирующий.
Именно через него проходит большая часть информации. Кто-то
запоминает в виде образов (визуалы), кто-то в звуках (аудиалы),
кто-то по ощущениям (кинестетики). Приведенный пример о позах в
основном будет применятся визуалом, пример разговорный - аудиалом.
Пройдитесь по квартире с закрытыми глазами, дотрагиваясь и ощупывая
предметы на пути, попадете в мир кинестетика.
Для определения основного ведущего
канала, или как точнее репрезентативной системы, кроме приведенного
выше словарного запаса прилагательных, используются движения глаз.
Способы определения репрезентативной системы по движениям глаз Вы
найдете в любой книге по основам нейро-лингвистического
программирования.
Зачем нужно определение основного
канала восприятия? Дело в том, что именно через основной канал можно
будет наиболее доходчиво объяснить клиенту необходимую в этот момент
информацию. В то же время использование не основных каналов будет
активизировать подсознание клиента. Если на данном сеансе я хочу
поработать с подсознанием, то обязательно даю визуалу несколько
упражнений на кинестетику. А аудиал начинает работать в визуальной
сфере восприятия без звукового сопровождения.
Кроме того, визуалы, например, любят
красиво одеваться. И увидев на приеме небрежно одетого визуала,
можно констатировать его пренебрежительное отношение к собственной
персоне. Зачастую такое бывает в периоды депрессии или
непосредственно перед ней. Кинестетик, одетый красиво, но неудобно,
явно страдает от страха общественного мнения. Аудиал, слушающий
тяжелый рок или говорящий резким, громким голосом, пытается подавить
в себе что-то.
К невербальному поведению относятся,
также формы телесного реагирования на внешние раздражители. На этом
принципе построен детектор лжи. Из-за расслаблений-напряжений мышц
меняется сопротивление кожи, падает или поднимается кровяное
давление, увеличивается или уменьшается пульс, расширяются или
сужаются зрачки глаз. Техника детектора лжи сейчас используется во
многих психотерапевтических направлениях. Например, в уже
упоминавшемся НЛП, это называется калибровкой. Сначала, задаешь
несколько невинных вопросов, на которые, наверняка, получишь
утвердительный ответ. Потом несколько вопросов на заведомо
отрицательный. При этом внимательно смотришь на физиономию своего
собеседника. Как правило, при отрицательном и положительном ответе
напрягаются разные, в каждом случае свои, группы мышц лица. По моим
наблюдениям, если трудно отличить отрицательный ответ от
положительного по лицу, слушайте тон, он наверняка хоть чуть-чуть,
но измениться. Главное после этого нет необходимости в «да» или
«нет», по напряжениям мышц лица можно определить ответ в не
зависимости от произнесенного вслух.
На мышечных напряжениях построена
телесноориентированная и танцевальная терапии. Эти терапии
используют позы и движения, расслабление и напряжение различных
мышц, что в свою очередь сказывается на психическом состоянии.
Непонятно? На самом деле, если знать, что эмоции это лишь внешние
проявления чувств, все становится на свои места. Так дрожащий голос,
выдающий волнение, всего лишь спазм мышц горла. Сильное возбуждение
вызывает выделение адреналина, а мышцы тела напрягаются. Нашим
древним предкам это было необходимо для бегства или защиты. В наше
же время это вызывает стрессы, которые никак не выражаются, и со
временем перерастают в дистрессы. Выплесните эту накопившуюся
энергию через физическую нагрузку, и стресса как не бывало. Обратным
способом действует аутотренинг. Вы расслабляете мышцы тела и тем
самым успокаиваете свою нервную систему.
Невербальное поведение является
неплохим тестом. Человек идущий походкой «шалтай-болтай» обычно и в
голове имеет нечто подобное. Военный, прогуливающийся в свободное от
службы время строевым шагом, как правило, даже с женой разговаривает
согласно уставу вооруженных сил. А в голове имеет кучу
отштампованных рекомендаций на все случаи жизни.
К невербальному поведению также
относятся тон голоса, ритм разговора, дыхание человека. Можете быть
уверены, что говорящий скороговоркой, и в жизни является очень
активным, а вот флегматик будет думать над каждым словом и к делам
подходить неспешно, но конкретно. По моим наблюдениям (чисто
субъективным), даже после физической нагрузки у неторопливых людей
дыхание более глубокое и менее частое, чем у «вечно спешащих»,
которые дышат более часто и поверхностно.
На невербальном поведении построена
еще одна интересная техника НЛП – подстройка и ведение.
Подстраиваться можно под тон человека, под его ритм, под дыхание,
под позу, под шаг и т.п. При этом у Вашего собеседника неосознанно
возникает к Вам чувство симпатии. При более долгой практике можно
достичь умения вести собеседника, перестраивая его на свой, более
удобный Вам манер.
Мой знакомый, как-то, решил
попрактиковаться в подстройке по шагу. Он подстраивался в виде
случайного прохожего под шаг, идущих в одну сторону с ним, девушек.
А через две-три минуты шага «в ритм» пытался с ними познакомиться.
Как он рассказывал, из 8 девушек 5 вполне доброжелательно отнеслись
к попытке знакомства, 2 с улыбкой сослались на уже состоявшееся
замужество и лишь одна «отшила» его.
Любой психотерапевт просто обязан
владеть невербальными приемами общения. Первой задачей всегда стоит
расположить к себе клиента, дать ему понять, что Вы для него «свой»
и Вам можно доверять. Как показывает опыт, наиболее действенными
оказываются именно невербальные формы воздействия. Я, например,
разговариваю с клиентом очень размеренно, выдерживая один ритм.
Клиент, хочет он того или нет, впадает в состояние близкое к трансу.
И вот в это время я начинаю убеждать не столько его сознание,
сколько подсознание в своей компетентности и возможностях. Таким
образом, я добиваюсь двойного эффекта: во-первых, подсознание потом
будет твердить, что я действительно способен решить все проблемы, и
тем самым я запускаю механизм, когда один мой вид срабатывает в виде
установки на разрешение всех проблем, а клиент лишь будет искать
этому логическую причину; во-вторых, срабатывает стереотип
психотерапевта как совершенно спокойного, невозмутимого человека,
что естественно ускоряет процесс налаживания коммуникации. А все
строится на невербальном аудиальном сигнале: успокойтесь,
расслабьтесь, слушайте и внимайте мне. И не важно о чем мы будем
говорить, хоть рассказывать друг другу анекдоты.
Мне кажется, я достаточно описал, что
такое 1-й шаг рефлексии. Короче, все вербальные и невербальные
сообщения, которые вы осознаете и есть 1-й шаг осознания.
Постарайтесь даже в очень эмоциональной обстановке отследить свои
эмоции и действия. Наверняка, столь несложное действие заставит
мыслить более трезво. Таким же образом можно остудить и не в меру
разгорячившегося человека. Наблюдайте за другими людьми и их
невербальным поведением. Научитесь расшифровывать второе значение
произносимых фраз. Максимально берите из каждого общения с любым
человеком.
2-й шаг или
Куда меня занесет?
Я уже упоминал выше о Джордже Келли и
его книге «Теория личных конструктов». Основная идея этой книги
заключается в том, что все действия человека делаются с прицелом в
будущее. Причем даже если мы бы не хотели каких-то определенных
последствий, эти последствия приходят сами не спрашивая нас. Если на
Вас наорали, трудно предположить, что Вы потом будете уважительно
относиться к этому человеку. Скорее всего, Вы будете держаться от
него подальше.
Примерно две тысячи лет назад один
человек по имени Иисус сказал: «Иное (зерно) упало и принесло плод:
одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». Короче
«что посеешь то и пожнешь» причем, сторицей. Казалось бы, я говорю
банальнейшие вещи, но, наблюдая каждый день случаи поведения, где не
было никакого прогнозирования, начинаешь поражаться людям. Я сам,
наверно, сотни раз предупреждал людей о последствиях, и Вы не
поверите, большинство никак на это не реагировало. Зато потом
прибегали ко мне же и спрашивали «А чего такого я сделал?». Неужели
трудно запомнить: отрицательное отношение всегда приведет к
отрицательным последствиям, положительное – к положительным. Причем
понятие плохого и хорошего строго индивидуально. Но у нас на Руси
так уж повелось «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Этот случай обратный, когда благодаря
элементарному прогнозированию не были совершены бессмысленные
действия. Поздний, поздний вечер. Темно. На конечной остановке
автобуса двое: я и какой-то мужик. Я подошел, когда он уже стоял.
Мужику, похоже, страшновато и он жмется ко мне, не зная с чего
начать разговор. Наконец он произносит:
-
Знаете, я тут уже полчаса стою.
Три моих автобуса проехало и ни один не остановился. – смотрит на
мою реакцию, пошлю или не пошлю подальше.
-
Обидно?
Ну, тут мужик
решает, что я свой, и его понесло:
-
Три автобуса за полчаса. И ведь
видели, что я стою. Надо сказать диспетчеру.
-
И что будет?
-
Их накажут. У них сейчас с этим
строго.
-
А сейчас то это чем поможет?
Мужик
озадаченно замолчал. Вроде бы я отнесся к нему не враждебно, а тут
вдруг так озадачил. Я жду, чем закончится его внутренняя дискуссия.
Минуты через три неуверенный голос:
-
Нет, но за полчаса три автобуса
и ни один не остановился.
Чтобы он не
видел моей улыбки, я отвернулся от него. Слава богу, это были не
последние автобусы в этот вечер.
Наука, причем практически любая,
изучает законы своей области для возможности прогнозирования. Выше я
уже упоминал о том, что каждый человек по сути своей является
ученым. Ну, так давайте же, как настоящие ученые прогнозировать
последствия своих действий. Тем более, когда спрашиваешь у человека
о последствиях его простейших действий, для абсолютного большинства
прогноз не представляет никаких трудностей. Лишь в дальнейшем при
более глубоком анализе это вызывает определенные затруднения. Но, в
общем, можно сказать – это самый простой шаг. Я прошу Вас в
обязательном порядке проделывать его, ибо без него движения вперед
не будет.
Делая что-то, подумайте о расплате. В
моей схеме - это ответы на вопросы: «К чему это приведет?», «Каков
будет результат?», «Чего я (ты, он, она) этим достигну?».
Психология утверждает – любое действие
человека вызвано выработанными ранее формами поведения. Но при этом
та же психология говорит о возможности изменения форм поведения. Так
в чем проблема? Достаточно осознавать, что вы делаете сейчас и
понимать, что результаты этого действия вас не будут устраивать,
чтобы начать пробовать другие формы. Элементарно. Одна из наиболее
грамотных техник в этой области это тренинги умений. Их базовая
основа бихевиористика. Принципы данной и подобной ей техник довольно
просты: измените реакцию на раздражитель. Если спор у Вас всегда
заканчивается на повышенных тонах, то сначала Вам предложат понизить
голос на полтона, потом еще и еще, и так до тех пор, пока Вы, даже
при самом жарком споре, не станете разговаривать тихим спокойным
голосом. Вы выработаете такую привычку, а точнее замените одну
привычку на другую.
Бихевиористика как таковая вообще
построена на принципе стимул – реакция. Сама психика человека, те
процессы, которые, происходят в ней, представляются в виде «черного
ящика». На входе мы имеем стимул, некое действие окружения, на
выходе - реакцию, некое ответное действие человека. Если
какое-то действие находит положительное подкрепление, то через
некоторое количество повторений такое действие запоминается. Как
утверждают бихевиористы, именно так происходит процесс научения в
детстве. Сначала ребенок делает попытки ползать, а восторг и помощь
родителей воспринимается как положительная реакция. Потом начинаются
попытки ходить и т.д. Таким образом, человек учится не только
физически необходимым навыкам, но и всему поведению в целом. За то
или иное поведение, мы либо получали нагоняй, либо похвалу.
Недавно наблюдал очень поучительный
случай. Цыганки: пожилая и маленькая девочка, лет пяти. Пожилая
цыганка сидит на краю тротуара, а девочка просит денег. При этом,
прежде чем подойти к прохожему девочка оглядывается на пожилую
цыганку. Та либо прикрывает глаза, либо делает чуть заметный поворот
головы в сторону, ненаблюдательному человеку эти движения почти
незаметны. Мне понадобилось около двух минут, чтобы понять смысл
всего действа и выяснить, что прикрытые глаза обозначают: да это наш
клиент, можно подходить за милостыней, проблем не будет; поворот
головы в сторону: нет не подходи, могут быть неприятности.
Представьте себе тот опыт в психологии, который будет иметь девочка,
когда вырастет. Метод простой, цыганский народный, но именно тем же
образом поступают ученые-бихевиористы.
В своих исследованиях бихевиористы
«учили» голодных крыс проходить через сложные лабиринты, где в конце
животное ждала награда в виде пищи. После N-дцати
повторений крыса запоминала путь и уже не блуждала по тупикам. Если
Вы будете контролировать себя, зная о нежелательных последствиях,
например, в том же споре, то через относительно небольшой промежуток
времени у Вас уже вряд ли останется привычка повышать голос в такие
моменты. Тем более, положительное подкрепление, в виде
нерастраченной энергии и сохранения нормальных отношений,
гарантировано.
Из личного опыта. У меня живет кот
Даня (полное имя Даниил). Как-то раз, мне взбрело в голову научить
его приносить мне брошенные вещи. Ну, как учат собак приносить
брошенную палку. Начал я со свернутой в небольшие комочки, бумаги.
Кот молодой талантливый уже на второй день начал делать грандиозные
успехи, тем более, что за каждую принесенную бумажку получал кусочек
вкуснейшей ветчины. Но на четвертый день мне пришлось резко свернуть
всяческие тренировки и действовать совершенно в обратную сторону.
Этот четвероногий оболтус решил, что ветчиной кормить будут за
каждую принесенную им бумажку. Результат - ободранные обои и груда
обойных огрызков возле моего стола. Хотел я по научному, а мне по
простому. Что ж сам виноват, не спрогнозировал все возможные
последствия. Так что прежде чем меняться, подумайте, куда это может
привести.
Согласитесь, без осознания
прогнозирования работать на этом шаге трудно. А потому работать
должны оба шага и 1-й, и 2-й. Сначала Вы должны будете осознать, что
в процессе спора всегда повышаете свой голос, а в результате
ухудшаются отношения с человеком (осознание 2-го шага), а потом
начнете осознавать себя в каждый момент времени (1-й шаг осознания),
чтобы не пойти по старой схеме и отсечь момент, когда голос начинает
повышаться. Момент отсечки позволит установить, что именно
провоцирует Вас на повышение голоса. Согласитесь, что это совершенно
разные проблемы, когда Вашу точку зрения не понимает собеседник и
когда Вас раздражает большая, чем у Вас, компетентность собеседника
по теме спора. В крайнем случае, если эмоции начинают захлестывать
Вас, и контролировать самому становиться трудно, можно попросить
своего собеседника говорить Вам некое условное слово, которое
обозначает, что Вы уже повысили свой голос. В таком случае Вы, кроме
своего личного навыка, обретете более близкие отношения с человеком.
Ведь доверить свою проблему, и попросить помощи в ее разрешении это
знак расположения к человеку, показатель Вашего доверия. Доверие же
приведет к ответному доверию.
Вообще, основной закон прогнозирования
поведения и заключается в том, что в ответ мы получаем тоже, что и
отдали. Лично я чтобы добиться от человека желаемого отношения,
отдаю ему такое же отношение. Хочется мне откровенности, я начинаю
делиться своей личной жизнью. Так уж устроен человек, что он считает
просто необходимым поддержание беседы на той же глубине
доверительности. Существует только один случай, когда этот «номер»
не работает. Любой более или менее грамотный психолог не позволит
втянуть себя в этот «обмен». Скорее всего, он бросится искать
причины. А потому, как только вместо ответных излияний получаете
наводящие вопросы, дальнейшая «провокация» бесполезна. И еще одно
замечание, не надо скатываться на жалобы, можно нарваться на
жалость. А если Вас жалеют, то значит, Вы поставили себя ниже своего
собеседника одним тем, что он имеет право жалеть. В дальнейшем
разговора на равных не получится.
На этом шаге есть еще одно «но» в
практической работе психолога. Зачастую человек понимает - к чему
приведут его действия. Внешне он возмущается этим, но подсознательно
хочет именно последующего за действием результата. Так проблемой
детей из семей алкоголиков является то, что они не знают других форм
привлечения внимания кроме противоправных действий. В детстве их
родители обращали на них внимание чаще всего в случае их плохого
поведения. Единственные знаки внимания, к которым привыкают такие
дети – наказание. Именно поэтому во взрослой жизни они продолжают
нарушать закон, так сказать «привлекая внимание». Достаточно сложно
убедить такого человека, что не меньше внимания привлекается благими
делами.
Для любителей трасцендентальной
философии и эзотерических знаний. Никто не против, если Вы
применяете в прогнозировании свои знания. Я, например, с
удовольствием воспользовался услугами гадалки на картах. Практически
все это сбылось (хотя, не все мне хотелось). Кроме того, мне
неоднократно приходилось наблюдать действие законов трудно
поддающихся формальной логике. Возможно, действительно есть законы
космические или божественные, кому как угодно, действующие не
зависимо от придуманных нами.
Вы замечали, чем обычно заканчивается
для ребенка, когда он не в меру увлекся игрой и превратился в
сплошную эмоцию? Редко хорошим. Если это активная игра, например,
догонялки, то в результате синяки и шишки. Если это тихая игра, то
обязательно кто-то ее прервет. У взрослых людей последствия зачастую
бывают куда печальней. Это тоже один из принципов прогнозирования.
В дальнейшей жизни подобные, казалось
бы, неважные моменты, выливаются иногда в серьезные проблемы. Одна
из моих клиенток, в трехлетнем возрасте, катаясь на своем папе,
упала. В результате у нее выработался подсознательный стереотип
(комплекс), что папе не стоит доверять. В последующей жизни этот
стереотип был перенесен на всех понравившихся мужчин. Результат -
осложненные отношения именно с теми мужчинами, с которыми у нее
могли бы сложится серьезные отношения. А началось все со слишком
эмоциональной игры «папа-лошадка», а точнее из-за ее развязки.
Но вернемся к науке. Конечно же, такие
методы как научение, срабатывают только при действительно сильной
мотивации. В одной из книг профессора А.Н. Романина есть интересный
пример. Один его знакомый постоянно твердил, что хочет бросить
курить. Но все попытки привести желаемое к действительности
проваливались. И вот этот знакомый попадает в больницу, где врач ему
в категоричной форме заявляет «либо курение, либо жизнь». Чтобы Вы
думали? На следующий день наш курильщик не только не курил, но даже
и не хотел. Пропало всякое желание.
Установление силы мотивации, является
одной из первейших задач практического психолога. Работа психолога
трудна без доверительного отношения, но в ней вообще нет смысла,
если у клиента нет серьезного мотива. Одним из наиболее ярких
показателей втягивания в игру (про игры будет сказано ниже) является
слабая мотивация. В работе иногда приходится сталкиваться с людьми,
у которых мотивация настолько сильна, что один только визит к
психологу приводит к изменениям в поведении, хотя реальная работа
еще не была начата. Тех, кто уже обеспокоился, «Мол, зачем тогда
вообще практические психологи, если люди либо вообще не хотят
меняться, либо меняются сами?» хочу успокоить – третий тип - имеет
мотивы для изменений, но зашли в тупик из-за своих стереотипов. Они
просто не в состоянии увидеть другие пути. Не в состоянии встать в
позицию марсианина, и оттуда посмотреть на свои проблемы. Это и есть
основной контингент практических психологов.
3.
3-й шаг или не виноватая я. Это
все детерминанты.
Я позволю себе небольшое отступление.
Дело все в том, что в моих записках не было отдельно 2-го и 3-го
шагов. В психологии достаточно трудно разделить причины и следствия.
Для взрослого человека огрехи в его детском воспитании являются
причинами нынешних проблем. Но для ребенка это лишь неумение
прогнозировать будущее, причем скорее родителями, чем самим
ребенком. В этом смысле работу практического психолога можно назвать
воспитанием отложенным по времени. Мне необходимо, чтобы Вы поняли:
«Причина психологических проблем, по сути, есть лишь неумение
прогнозировать». Поэтому при написании предыдущей главы у меня было
такое ощущение, как будто я распиливаю табуретку на две части, чтобы
потом сделать из них две табуретки, причем вторая то сильно и не
нужна. Ясно, что это будут две неудобных узких табуретки. Глупо, но
меня подвигло на это несколько выводов: 1) разговор с
клиенткой, которая никак не могла перепрыгнуть от того, что она
делает к тому, почему, собственно, она это делает; пришлось
прибегнуть ко второму шагу; 2) трудно объяснить нормальному
человеку, что прошлое и будущее есть по сути одно и то же, ибо
будущее все равно станет прошлым; 3) разбирать вопрос о том, что
будет, легче всего с позиции того, что уже было, и к чему это
приводило.
Например
в гештальттера |