ПСИХОЛОГИЯ
ЗАВИСТИ
Елена Соколова
- кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии
факультета психологии МГУ, автор книги Тринадцать диалогов о
психологии.
--------------------------------------------------------------------------------
Не старайся
ублажить зависть,
А делай то,
что кажется тебе нужным.
Бабрий,
греческий баснописец, II в. до н.э.
Человек,
всецело преданный
своему
искусству,
не имеет ни
помышления,
ни времени
быть завистливым.
Пьер Буаст,
французский лексикограф и моралист первой половины XIX века
Вероятно, я не
ошибусь, если скажу, что чувство зависти испытывал хоть раз в жизни
каждый из нас, но не каждый имеет смелость в том признаться. И это
не случайно. Подавляющее большинство пишущих о зависти оценивают это
чувство как однозначно отрицательное, как порок, с которым
необходимо бороться. Ведь зависть, как это определяют толковые
словари В.И.Даля и С.И. Ожегова, это досада, вызванная
благополучием, успехом, счастьем другого. Увидев однажды завистника
в мрачном настроении, философ-киник Бион обратился к нему со
словами: Не знаю, то ли с тобой какая-нибудь неприятность
приключилась, то ли у другого радость. Рене Декарт и Барух
(Бенедикт) Спиноза считали зависть видом ненависти, которая
разрушает человека изнутри.
Переживания
завистника действительно весьма мучительны. Он поет по утрам в
клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый
человек, так начинается роман Юрия Олеши Зависть, и это
утреннее пение одного из его персонажей Андрея Бабичева (наряду со
многими другими его действиями) становится предметом мучительной
зависти главного героя романа Николая Кавалерова, не нашедшего
себя в новой жизни и способного лишь на злобное брюзжание.
Поразительно точно показывает Олеша разрушение личности человека,
охваченного чувством зависти, искажение его образа мира. Кавалерову
кажется, что даже вещи его не любят: Мебель норовит подставить мне
ножку. Какой-то лакированный угол однажды буквально укусил меня. С
одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, поданный мне,
никогда не остывает.... А вот того, кому он завидует, с
раздражением констатирует Кавалеров, вещи любят.
Еще Рене
Декарт отмечал, что у завистника меняется даже цвет лица: он обычно
бывает свинцовым, то есть смешанный из желтого с черным, точно цвет
крови мертвеца, почему зависть по-латыни носит название livor, то
есть синева. Мне встречались также иные ответы на вопрос какого
цвета зависть. В народе выделяют черную и белую зависть, в одной из
детских сказок мне встретился персонаж, который пожелтел от зависти
и умер; говорят также: позеленеть от зависти, а в Китае зависть
называют болезнью красных глаз. В общем, для обозначения цвета
зависти (точнее, цвета лица завистника) используется едва ли не вся
цветовая палитра, но все эти цвета неестественны для обычного
человеческого лица, лица человека, не испытывающего зависти.
Зависть, как и любой другой отрицательный аффект, согласно Спинозе,
приводит душу к меньшему совершенству и уменьшает способность тела к
действию; французский исследователь Ж.Дескюре подчеркивал, что
зависть ведет к ряду нервных и душевных заболеваний.
Но есть и
известный положительный компонент этого чувства. Русский психолог
XIX века Н.Я.Грот пишет, что чувство зависти это чувство уважения
(к родителям, другим людям), которое складывается в свою очередь из
чувств красоты, интереса, симпатии и чувства собственного бессилия.
Очень похоже определяет зависть французский драматург и баснописец
XVIII века Антуан де Ламотт: зависть невольная дань уважения,
которую ничтожество платит достоинству. Напрашивается мысль о
неоднородности того чувства, которое называется завистью (мы уже
упоминали о бытующем в народе разделении белой и черной зависти). С
этим же связана дискуссия о том, является ли зависть всегда пороком
или нет. Декарт, в частности, выделяет справедливую и несправедливую
зависть. Справедливая (морально оправданная) зависть возникает к
людям, которые заняли вожделенное нами место, должность или что-то
другое, но при этом мы не убеждены, что они достойны этого, или даже
знаем, что они могут превратить пребывание в этой должности во зло.
Тем самым Декарт возражает Аристотелю, который утверждал, что
зависть всегда порочна, а ту, которая не порочна, следует
обозначать словом негодование.
Дескюре, как и
Аристотель, считает зависть низменным чувством, отличая ее от
соревнования, достойного чувства, зарождающегося в благородном
сердце и вызываемого высоким стремлением. Известны также слова
А.С.Пушкина о зависти как сестре соревнования, а потому зависть
хорошего роду.
Многомерность
этого чувства проявляется и в использовании различных терминов для
обозначения разных его граней. Так, в труде известного польского
философа, специалиста в области этики М.Оссовской зависть
обозначается термином ressentiment (это французское слово широко
использовали М.Шелер и Ф.Ницше без перевода на немецкий язык),
который дословно переводится на русский как злоба, злопамятство,
тогда как собственно зависть в переводе с русского на французский
звучит как envie. Использование данного термина дает Оссовской
возможность подчеркнуть еще одну грань зависти, выходящую за рамки
семантического поля термина envie, а именно как склонность к
ревнивому контролю за чужой жизнью, моральную нетерпимость к
поведению окружающих, даже если они ни в чем не затрагивают интересы
тех, кто ими возмущается.
Таким образом,
все исследователи (несмотря на разнообразие трактовок) отмечают, что
зависть чувство сильное, подвигающее человека на самые
разнообразные действия, мучительное, фрустрирующее, требующее
устранения.
Однако как
возникает зависть?
Для ответа на
этот вопрос обратимся к некоторым современным работам, в которых
затрагиваются проблемы возникновения эмоциональных процессов вообще.
Известный психолог ХХ века А.Н.Леонтьев считал эмоции
непосредственным (т. е. на уровне переживания, а не рефлексии)
отражением отношений между мотивами (потребностями) и успехом или
возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности
человека. Принимая его классификацию эмоциональных явлений на
аффекты, эмоции, настроения и собственно чувства, можно отнести
зависть к предметным чувствам, к устойчивым, кристаллизованным, по
образному выражению Стендаля, в предмете эмоциональным переживаниям.
Чувства, особенно высшие человеческие чувства, пронизаны
интеллектуальным началом, они предполагают оценку, сравнение, анализ
ситуаций.
Исходя из этих
общих определений механизма возникновения чувств и воспользовавшись
феноменологией зависти из работ мыслителей прошлого, можно
сконструировать некую абстрактную ситуацию возникновения чувства
зависти. Эта ситуация предполагает наличие у человека определенной
потребности, не удовлетворенной сложившимися условиями его
деятельности, и проведенного им (не всегда на осознанном уровне)
сравнения с другим человеком или группой людей, которые
беспрепятственно (более удачливо) удовлетворяют ту же потребность
(причем эту потребность завистник иногда просто приписывает
человеку, которому он завидует). В результате данного сравнения он
ощущает неравенство со своим соперником в каком-либо отношении и
собственную ущемленность. Объектом зависти становится, как правило,
человек, который может быть непосредственно и не виноват в
неудачах завистника.
Эти
необходимые условия возникновения чувства зависти не являются,
однако, достаточными, поскольку не объясняют, почему в одних случаях
человек испытывает это чувство к своему сопернику, а в других нет.
Попробуем конкретизировать данную абстрактную ситуацию, рассмотрев
характер, количество и качество потребностей человека; уровень и
особенности осознания степени неравенства; характер препятствий,
мешающих удовлетворению потребностей, а также и возможные способы
выхода из фрустрирующих ситуаций, в частности, формы борьбы с
чувством зависти.
Итак, самыми
различными могут быть потребности, из-за фрустрации которых
возникает чувство зависти: практически любая потребность, начиная от
самых элементарных витальных и кончая высшими (эстетическими,
моральными, потребностью в самоосуществлении), может стать основой
для возникновения чувства зависти. В художественной литературе много
примеров зависти на самой различной почве: зависть сормовского
рабочего Голова к егерским кальсонам пленного поляка из рассказа
Исаака Бабеля Их было девять; зависть князя Андрея к славе
Наполеона (Война и мир Льва Толстого); зависть Сальери (Маленькие
трагедии Александра Пушкина) к гению Моцарта; зависть старшего
поколения к младшему (из Тютчева Когда дряхлеющие силы нам начинают
изменять...), зависть уже упомянутого Николая Кавалерова, не
нашедшего себя в новой жизни, к свободному самоосуществлению
Андрея Бабичева (из романа Юрия Олеши Зависть) и множество других.
В
возникновении чувства зависти большое значение имеет проводимое
завистником сравнение себя и соперника.
У Спинозы
читаем: Всякий завидует только добродетели себе равного,
одинакового с ним по природе. Если же мы поражаемся мужеством,
мудростью другого человека, но воображаем эти добродетели присущими
единственно ему, а не общими и нашей природе, то мы будем
завидовать ему не более чем высоте деревьев, храбрости львов и т.
д.. Спиноза выделяет здесь то обстоятельство, что зависть возникает
при не слишком большом удалении (в каком-либо отношении) завистника
от его соперника, т.е. завидуют и в силу этого ненавидят друг
друга люди, равные друг другу в принципе, в частности занимающие
сходное положение в обществе или чувствующие свое право на таковое,
а также люди, занимающиеся сходной деятельностью, но различающиеся
тем, что в данный момент один имеет некое благо, а другой, который
считает, что он имеет на него равное право, не обладает им.
Аналогичные
мысли мы находим у английского писателя XVIII века Б.Мандевиля:
Нищий не завидует вельможе, разъезжающему в карете, ибо расстояние
между ними слишком велико. Но владелец двуконной кареты лишается сна
при мысли о четверном выезде соседа. Общий итог этим рассуждениям
подводит немецкий философ М.Шелер утверждая, что зависть
(ressentiment) особенно распространена там, где юридическое и
политическое равноправие сочетаются с экономическим и социальным
неравенством.
Кроме
осознания объективно существующего неравенства в каком-либо значимом
для человека отношении, на возникновение чувства зависти влияет и
субъективно представленное ему неравенство. По Спинозе, зависть
особенно чувствуют люди, объятые самомнением (т. е. ставящие себя
выше других), которые находят удовольствие в бессилии других по
сравнению с ними и чувствуют неудовольствие, когда другой человек
начинает приближаться к ним по уровню развития способности к
действию, и люди, объятые самоуничижением (т. е. имеющие ложное
мнение о себе, что они ниже других).
Во всех
случаях осознание человеком объективного и субъективного неравенства
тесно связано с оценкой своих возможностей его преодолеть. Это
третий фактор, играющий роль в механизме возникновения чувства
зависти.
Вот несколько примеров.
1. Если есть
объективные временные или пространственные препятствия, которые не
позволяют человеку получить необходимое в данный момент, в данном
месте, то зависть к тому, кто обладает этим необходимым, может
возникнуть на время, которое нужно завистнику для достижения им
своей цели (если она принципиально досягаема). Зависть в известном
смысле вынуждает к более скорому достижению цели, и в этом есть
определенный положительный (для завистника) момент. Вопрос может
заключаться в том, насколько и как долго человек может выносить
фрустрацию потребности, которую другой рядом легко удовлетворяет.
2.
Препятствием для удовлетворения потребности может быть другой
человек. Тогда зависть возникает в результате сложной диалектики
оценок и самооценок.
3. Есть и
объективно существующие препятствия, не преодолимые для отдельного
человека. Они могут быть самыми разнообразными от физического
увечья до несправедливого общественного устройства. В последнем
случае для уничтожения глубинных корней зависти необходимо коренное
изменение общественных отношений, что одному человеку, конечно, не
под силу.
4.
Препятствием может быть и сам завистник из-за недостаточности или
отсутствия у него средств удовлетворения имеющихся потребностей.
Используя терминологию П.В.Симонова и П.М.Ершова, здесь можно
говорить о недостаточной вооруженности человека или отсутствии у
него выраженной потребности в вооружении, что может привести к
зависти по отношению к тем, у кого эта потребность более развита, и
потому они более удачливы. Причин недостаточной вооруженности очень
много. Это могут быть и отсутствие условий воспитания и образования,
низкая квалификация, и выбор профессии, не соответствующий
способностям, и слабость потребности в вооружении, в просторечии
лень, и доминирование иной потребности, чем та, которая требуется
для выполнения определенного вида деятельности (например, вместо
познавательной потребности у исследователя доминирует потребность
занять выгодное место).
Как же
бороться с завистью, как выходить из ситуаций, в которых она
возникает?
Поскольку
зависть возникает на основе сравнения себя с другими и ощущения
неравенства с ними в каком-либо отношении, наиболее очевидным (для
завистника) способом выхода из данной ситуации является уравнивание,
т. е. достижение истинного или видимого равенства.
Разнообразные
способы уравнивания могут быть пассивными и активными. В первом
случае, при отсутствии у индивида возможностей что-либо изменить,
меняется лишь субъективная оценка ситуации и тем самым достигается
некоторое субъективное (мнимое) равенство (возможно, за счет
компенсации превосходства в каком-то ином отношении) это
пассивные формы борьбы с завистью. Во втором сама ситуация
объективно изменяется так, что завистник получает желаемое, и это
активные формы борьбы.
К первым
относятся действия, которые были известны еще в древности, а у
3игмунда Фрейда они трактуются как формы защитных механизмов
личности. Не имея возможности даже просто перечислить используемые
при этом средства, приведем для примера некоторые из них. Это
дискредитация соперника в собственных глазах и глазах окружающих.
(Подумаешь, Нинка за нового русского замуж вышла! Зато муж у нее
дебил дебилом и занимается какими-то сомнительными делами.) Это
дискредитация желаемого предмета по принципу виноград-то зелен.
(Не люблю я иномарок. И налог на них огромный, и угонят еще, поди. А
мой Москвичонок еще завести надо, чтобы угнать.) Это и различные
формы самооправдания (Мне в этот раз просто случайно не
повезло)... К этим способам мы можем отнести также компенсацию
неудовлетворенных потребностей с помощью алкоголя и наркотиков. (О
защитных механизмах личности мы подробно писали в 6-м номере
журнала).
Активные
действия более эффективно приближают человека к удовлетворению своих
потребностей. Уравнивания можно достичь одним из следующих способов:
либо стать таким же, как соперник, использовав при этом все свои
возможности и способности; либо умалить соперника каким-либо
образом (лишить, например, собственности, завладев ею, лишить
возможности развивать свои таланты и способности и т. п.); либо
убить соперника, навсегда устранив имевшееся неравенство.
Существуют,
однако, способы борьбы с завистью, выходящие за рамки дихотомии
равенства и неравенства. Для их понимания необходимо выйти из
рассмотренной выше абстрактной ситуации
удовлетворения/неудовлетворения одной-единственной потребности в
иерархическую структуру потребностей. Системообразующим фактором
этой структуры, по мнению многих психологов, является потребность в
самоактуализации, самоосуществлении, самореализации. (Мы отвлекаемся
сейчас от различий этих терминов и стоящих за ними понятий, чтобы
подчеркнуть общность взглядов разных исследователей на суть
описываемой реальности).
Самореализация
означает прежде всего раскрытие сущностных сил человека как
неповторимой индивидуальности. Найти свое место в жизни уникальный
способ приложения собственных умений и сил, достичь максимального
совершенства в избранной деятельности это одновременно и важнейшее
средство борьбы с завистью, уничтожения ее в себе. К этой идее
многие мыслители приходили уже очень давно. При этом следует учесть
еще очень важное дополнение к ней, которое вытекает из концепции
современного австрийского психолога и психотерапевта Виктора
Франкла. Самореализация человека сама по себе не будет иметь для
него смысла, если она не изменяет что-то в другом человеке или
общественных отношениях. Поэтому высшая форма человеческих
потребностей, считает Франкл, не самореализация (самоактуализация)
как таковая (то есть реализация себя), а стремление к смыслу жизни,
которое может быть осуществлено лишь в контексте жизни других людей.
Тем более что самореализация (и связанное с ней самоутверждение)
личности может проявляться не только в позитивных, но и негативных
формах, возможно, разрушительных для другого человека.
По моему
мнению, глубинной причиной возникновения чувства зависти является
именно фрустрация потребности в позитивном самоосуществлении,
оказывающем положительное влияние на жизнь окружающих людей и
придающем жизни человека большой смысл. Можно сослаться на судьбы
многих известных людей, достигших вершин в избранной ими сфере
деятельности и начисто лишенных чувства зависти. Так, в одном из
недавних интервью известный российский актер Евгений Самойлов,
справляющий в 2002 году свое девяностолетие и до сих пор выходящий
на сцену Малого театра, на вопрос о секрете своего творческого
долголетия ответил: Я никогда никому не завидовал.
Однако
выбираемые способы борьбы с завистью зависят не только от желания
или личностных особенностей человека, но и от системы общественных
отношений, характерных для данного времени и данной
социально-исторической общности. Существуют социальные слои, в
которых завистливость как личностная черта встречается чаще, чем в
других (одна из глав книги М.Оссовской, посвященной психологии
разных классов Рыцарь и буржуа, называется так: Зависть как
мелкобуржуазная черта). Существуют также определенные типы обществ,
которые культивируют зависть и строятся на ней в психологическом
плане. Таковым является грубоуравнительный (казарменный)
коммунизм, черты которого отчетливо проступали в советском обществе.
Кстати говоря, именно Карл Маркс называл грубоуравнительный
коммунизм завистью, конституирующейся как власть. В условиях,
когда охваченные завистью люди получили власть, пассивные формы
борьбы с нею уже не имели смысла, а из всех активных форм
психологически наиболее близким для этих людей было всеобщее
уравнивание. Достижение всеобщего равенства предполагалось прежде
всего путем полного и скорейшего уничтожения частной собственности,
уравнивания людей по отношению к оплате труда, нивелировки
человеческих способностей различными способами (деформацией
образования, которое стало всеобщим, отменой экстерната, домашнего
обучения, свободы выбора изучаемых предметов) и т.п. Возник порочный
круг психологического развития личности и развития общества:
недемократическая общественная система всеобщего уравнивания
приводила к закрытию возможных каналов самоактуализации для
большинства населения в стране; тем самым фрустрация потребности в
самоосуществлении приводила к возникновению зависти и стремлению еще
больше уравнять всех и вся. Система (конституирующаяся как власть
зависть) таким образом еще больше стабилизировалась.
Перейдя от
грубоуравнительного коммунизма к дикому капитализму, мы не
уничтожили основания для массового распространения чувства зависти.
Скорее даже наоборот: у огромного числа людей их потребности
оказались фрустрированными; а поскольку юридическое и политическое
равенство сочетается с очевидным экономическим и социальным
неравенством, следует, по М.Шелеру, ожидать рецидивов
грубоуравнительных тенденций, в основе которых лежит ressentiment.
Поэтому важно
подчеркнуть, что борьба с собственной завистью не ограничивается
разработкой личных путей самоактуализации она должна включать в
той или иной степени посильное и возможное для человека изменение
общественных отношений в направлении того идеала развития общества,
который предполагает свободное самоосуществление одного человека не
в ущерб свободной же самореализации другого. В процессе этой
общественно-преобразовательной деятельности от зависти практически
ничего не остается, поскольку человек находит в ней смысл, приближая
то время, когда не только он сам, но и его соперник сможет
избавиться от чувства зависти и свободно развивать свою родовую
сущность. Так подтверждается справедливость формулы. Изменяя мир,
человек изменяет самого себя. Это наиболее эффективный, но,
пожалуй, наиболее трудный путь борьбы с завистью. Тем не менее
современные психотерапевты, которые отваживаются работать со своими
клиентами на уровне решения ими экзистенциальных проблем, стремятся
с тому, чтобы они, как говорил Виктор Франкл, все больше осознавали
свободу человека изменить что-то в мире к лучшему, если возможно, и
изменить себя к лучшему если это необходимо. |
|